Свящ. Гордей Щеглов 1917-1941 гг. Положение правосл. Церкви в Вост. Белоруссии ухудшилось после Февральской революции 1917 г. В марте того же года из Слуцка был выслан настоятель Свято-Троицкого мон-ря архим. Афанасий (Вечёрко), наказанный за хранение в обители 5 тыс. экз. Жития мч. младенца Гавриила Белостокского, которое квалифицировали как «погромную литературу». Весной и летом 1917 г. в Белоруссии состоялись епархиальные съезды духовенства и мирян. Один из таких съездов 14-17 апр. прошел в Витебске. На нем были приняты решения в духе вскоре появившегося обновленчества . Съезд высказался за избрание епископов и за введение вместо благочиний окружных духовных советов. Занимавший тогда Полоцко-Витебскую кафедру еп. Кирион III(II) (Садзаглишвили) и его викарий владыка Пантелеимон (Рожновский) не приняли участия в съезде. На съездах летом 1917 г. были избраны делегаты для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. От 5 белорусских епархий в работе Собора участвовали 32 делегата. По предложению делегата от Литовско-Виленской епархии В. В. Богдановича на выборах патриарха наряду с подсчетом голосов соборяне прибегли к жребию. К кон. 1917 г. советская власть была установлена на территории Могилёвской, большей части Минской и Полоцко-Витебской, а также на незначительной части Литовско-Виленской епархии. Здесь насчитывалось ок. 1500 правосл. храмов. В это время Могилёвскую епархию окормлял архиеп. Константин (Булычёв) , Минскую - еп. Георгий (Ярошевский) , Полоцкую - викарный еп. Пантелеимон (Рожновский). Духовенство этих епархий подверглось гонениям. В первые же недели Октябрьской революции была национализирована наиболее ценная недвижимость: здания архиерейских подворий, консисторий, семинарий, духовных уч-щ, нек-рых мон-рей. В февр. 1918 г. нем. войска захватили белорус. земли по линии Полоцк-Сенно-Орша-Могилёв-Жлобин. 3 марта 1918 г. между Советской Россией и Германией был подписан Брестский мирный договор, по условиям к-рого преобладающая часть Белоруссии осталась в нем. оккупации. На свободных белорус. землях продолжился красный террор. В июле 1918 г. в Витебске большевики арестовали делегатов Поместного Собора Ф. И. Григоровича, Б. А. Бялыницкого-Бирулю и Г. И. Полонского. Они были расстреляны в ночь на 12 сент. 1918 г.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В 2011 г. окончил богословский факультет Московской духовной академии. С 2012 г. исполнял общие монастырские послушания (исповедь, молебны, седмичное служение, краткосрочные и долгосрочные командировки). В 2013 г. трудился в Паломническом центре лавры. С августа 2013 г. нес послушание в контрольно-ревизионной службе лавры. С октября 2014 г. по август 2015 г. — заведующий керамической мастерской лавры. 29 августа 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла направлен на послушание настоятеля новообразованного Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра ( Вяземская епархия ). 25 апреля 2016 г. на основании решения Священного Синода от 16 апреля 2016 г.  ( журнал 31 ) утвержден в должности игумена указанной обители, в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы  епископом Вяземским и Гагаринским Сергием  возведен в сан игумена. 2 декабря 2016 г. по благословению епископа Вяземского Сергия назначен настоятелем прихода храма Вознесения Господня г. Гагарина с сохранением ранее возложенных послушаний. В тот же день указом епископа Сергия приход был переименован в подворье Владимирского монастыря. С июня 2016 г. — настоятель Тихвинского подворья Владимирского монастыря в г. Смоленске. Решением Священного Синода от 11 марта 2020 г. ( журнал 9 )  избран  епископом Тракайским, викарием Виленской епархии. 15 марта 2020 г. в Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса  митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием   возведен в сан архимандрита. Наречен  во епископа 18 августа 2020 г. в Тронном зале Патриарших покоев  Храма Христа Спасителя  в Москве. Хиротонисан 23 августа за Литургией в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре . Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Владеет литовским и английским языками. Образование: 2001 г. — Вильнюсский университет. 2006 г. — Московская духовная семинария. 2011 г. — Московская духовная академия. Епархия: Виленская епархия (Викарный архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Амвросия (Федуковича) при наречении во епископа Тракайского. E-mail: kanceliarija@orthodoxy.lt Web-caйm: www.orthodoxy.lt

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5609355...

Сергий (Воскресенский), митр. Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии. Фотография. 40-е гг. XX в. Сергий (Воскресенский), митр. Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии. Фотография. 40-е гг. XX в. После установления в июне 1940 г. в Латвии советской власти начались репрессии против представителей ЛПЦ. Церковь потеряла почти 1/8 причта. Была запрещена церковная деятельность вне церковных стен, были развернуты кампании против религии и священников в СМИ. Уже летом 1940 г. было запрещено преподавание Закона Божия в школах. У Церкви была национализирована вся собственность, а на духовенство накладывались непомерные налоги. В дек. 1940 г. в Ригу прибыл архиеп. Дмитровский Сергий (Воскресенский) , который стал полномочным представителем Московского Патриархата в Прибалтике после смерти 31 дек. 1940 г. митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). Указами Московской Патриархии 24 февр. 1941 г. архиеп. Сергий был назначен митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии, 24 марта того же года был учрежден Экзархат Латвии и Эстонии , в состав к-рого вошли Латвийская и Эстонская епархии. 28 марта митр. Августин в Богоявленском кафедральном соборе Москвы принес публичное покаяние и был принят в литургическое общение. 11 апр. того же года он подписал протокол последнего заседания Синода, передал все дела Экзаршему управлению и ушел на покой. Ему оставили возможность служить в рижском кафедральном соборе Рождества Христова и управлять несколькими приходами. Окормление латв. приходов митр. Сергий поручил еп. Мадонскому Александру (Витолсу), местом его пребывания стала Рига, кафедрой - рижская Вознесенская латыш. церковь. Т. о., существование ЛПЦ было прервано; статус самостоятельности ЛПЦ, канонично дарованный патриархом Тихоном, упразднен. В годы Великой Отечественной войны территория Латвии входила в состав Экзархата Латвии и Эстонии, которым управлял митр. Сергий. Экзархат был перерегистрирован нем. оккупационными властями 20 авг. 1942 г. как Православный Экзархат Литвы, Латвии и Эстонии. В годы нем. оккупации Экзаршим управлением была организована активная миссионерская деятельность на территории Остланда и сев.-зап. районов России, в т. ч. работа Псковской миссии , основу к-рой составляло духовенство Латвии. Погибший 29 апр. 1944 г. экзарх митр. Сергий (Воскресенский) всегда почитался в правосл. Церкви, место его упокоения на рижском Покровском кладбище бережно сохраняется верующими. После вхождения советских войск в Прибалтику, осенью 1944 г., Экзархат прекратил свое фактическое существование. По окончании войны правосл. приходы на территории Латвии были в юрисдикции Московского Патриархата и управлялись архиереями с титулом «Рижский и Латвийский» (см. ст. Рижская и Латвийская епархия ).

http://pravenc.ru/text/2463149.html

Одну из сих последних епархий нужно бы уничтожить. Первоначально образованы в России только три епархии, Виленская же составлена уже в 1809 году из церквей Брестской епархии, и то единственно дабы митрополиты имели свою особенную епархию. Между тем состав сей епархии вовсе не выгоден – она почти вся состоит в Минской губернии, несравненно ближе к Полоцку, чем к Вильне, где имеет пребывание епархиальное начальство, и священники в вознаграждение затруднительного сюда по делам путешествия напитываются господствующим здесь духом Римского обряда. Во всей Виленской губернии имеется только 35 Униатских церквей, да и то 29 состоит в Ошмянском уезде, на границе Гродненской губернии положенном и в равном почти расстоянии от Жировиц как от Вильны находящемся; из остальных же шести церквей только две имеют небольшое количество прихожан, а в самой Вильне Униатского народа вовсе не имеется. Кроме того сия епархия находится в крайнем расстройстве, и как суфраган Головня, так и консистория за происходящее там беспорядки и нерадение давно бы уже должны подвергнуться суду без послабления со стороны коллегии и защиты от его высокопреосвященства митрополита. Здесь столь мало имеется образованного духовенства, что митрополит должен был назначить официал из Брестской епархии. Виленская епархия и потому должна предпочтительно уничтожиться, что Луцкая, в трёх губерниях состоящая, по своему положению не может быть присоединена удобно к другим епархиям, и что за оною нужен ближайший присмотр по беспрекословному там переходу Униатов к Римскому обряду. Ежели бы по политическим причинам нужен был в Вильно русский епископ, то такового лучше назначить из Греко-Российского исповедания – в Вильно имеются Греко-Россияне и монастырь сего же обряда. За помещением в Овруче епархиального правления и семинарии Луцкой епархии, три Униатские епархии составились бы самым выгоднейшим образом как следует – Брестскую назначить для Гродненской и Виленской губернии, а также Белостокской области, Полоцкую по прежнему для обеих Белорусских губерний, Луцкую по прежнему же для Волынской, Киевской и Подольской губерний – Минской губернии, ныне к Виленской и Брестской епархиям принадлежащей, северные четыре уезда: Дисненский, Виленский, Минский и Борисовский, ближе к Полоцку лежащие, со 188 приходами причислить к Полоцкой, южные же шесть уездов: Игуменский, Бобруйский, Слуцкий, Пинский, Мозырский и Ржечицкий, к Овручу принадлежащие, с 206 приходами – к Луцкой епархии; да кроме того присоединить к Полоцкой епархии Курляндскую губернию с имеющимися там семи Униатскими приходами, по нынешней Виленской епархии считающимися, а к Луцкой – четыре Униатские же Полоцкой епархии прихода, в Херсонской губернии состоящие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По археологическим данным, Житомель известен с X в. В дек. 1240 г. город был сожжен монголами. В Ипатьевской летописи отображена печальная судьба защитников г. Колодяжина на р. Случь (у совр. с. Колодяжного Романовского р-на), где до разгрома жило ок. 1 тыс. чел. На Житомирщине примером сопротивления монг. войскам является Райковецкое городище на р. Гнилопять (у с. Райки Бердичевского р-на), все население к-рого погибло обороняясь. Во всех разрушенных монголами городах Житомирщины найдено множество нательных крестов (из бронзы, мрамора и шифера), предметы церковной утвари ( Антонович. 1895. С. 12; др. работы). Такие находки свидетельствуют о том, что население городов было в основном христианизировано уже к нач. XIII в. В сельской местности язычество существовало дольше. До монг. нашествия территория совр. Житомирской обл. входила в Белгородскую епархию ; после 1240 г., когда был разрушен Белгород,- в Киевскую митрополичью область (см. Киевская епархия ). После переезда в 1299 г. Киевского митрополита в Сев.-Вост. Русь церковными делами на территории совр. Житомирщины ведали митрополичьи наместники, к-рыми нередко являлись настоятели Киево-Печерского мон-ря. После образования в 1468 г. Западнорусской митрополии эти земли перешли под управление ее первоиерарха. В 60-х гг. XIV в. Киевское великое княжество было под властью литов. князей из династии вел. кн. Гедимина . В ходе борьбы литов. правителей с Золотой Ордой и ее наследниками Киевская земля неоднократно подвергалась нашествию кочевников, в 1399, 1469, 1482 и 1606 гг. Житомир и его округа разорялись ордынцами. Во 2-й пол. XIV в. в Житомеле и во Вручии для обороны от кочевников были построены замки. В кон. XIV в. Житомель и Вручий упоминаются среди главных городов Киевской земли (ПСРЛ. Т. 3. С. 476). В 1444 г. Житомель получил Магдебургское право. Поскольку привилегии Магдебургского права на православных не распространялись, получение его городом свидетельствует о проживании в городе значительного числа католиков, к-рые появились на Киевской земле благодаря политике Литовского вел. кн. Витовта , жаловавшего здесь земли Виленскому капитулу св. Станислава и католич. монашеским орденам, причем подчиненные Виленскому капитулу крестьяне нередко освобождались от гос. повинностей. Привилегированное положение католиков приводило к многочисленным жалобам со стороны православных.

http://pravenc.ru/text/182321.html

В авг. 1940 г. Литва стала частью СССР. Митр. Елевферий управлял Литовской и Виленской епархией РПЦ до своей кончины 31 дек. 1940 г. Затем полномочным представителем Московской Патриархии в Прибалтике стал Дмитровский архиеп. Сергий (Воскресенский) , 24 февр. 1941 г. назначенный митрополитом Литовским и Виленским, экзархом Латвии и Эстонии. Во время нем. оккупации Литвы в ходе второй мировой войны экзарх Прибалтики не прерывал связь с Москвой. В 1942 г. митр. Сергий (Воскресенский) рукоположил во епископа Ковенского архим. Даниила (Юзвьюка) , бывш. секретаря митр. Елевферия. После убийства митр. Сергия 29 апр. 1944 г. в должность временно управляющего Литовской и Виленской епархией и заместителя экзарха Прибалтики вступил в сане архиепископа Даниил (Юзвьюк), к-рый исполнял эти обязанности до вступления в Литву Советской Армии летом 1944 г. Духовные учебные заведения В 1915 г. Литовская семинария эвакуировалась из Вильны в Рязань, где прошел учебный 1916/17 год, занятия возобновились в 1921 г. в Вильно. В 1923 г. Литовская ДС перешла в юрисдикцию Польской автокефальной Церкви. В кон. 1939 г. ДС вернулась в юрисдикцию РПЦ с названием «Вильнюсская». При митр. Сергии (Воскресенском) в Вильнюсе на базе ДС действовали пастырско-богословские курсы для подготовки священнослужителей, к-рыми руководил протопр. Василий Виноградов ; курсы окончили 27 чел., выпуск состоялся 27 апр. 1944 г. В 1944 г. семинария была закрыта, в 1946 г.- возобновлена, в авг. 1947 г. под давлением властей вновь закрыта, ученики были переведены в семинарию в Жировицах. Правосл. духовенство независимой Литвы в 20-х гг. неоднократно обращалось к правительству с просьбой открыть в Каунасе правосл. духовную школу. В кон. 1929 г. Мин-во просвещения выделило 30 тыс. литов на организацию 2-годичных богословских курсов. Занятия вели архиеп. Елевферий, преподаватели парижского Свято-Сергиевского богословского ин-та и руководитель хора каунасского кафедрального Благовещенского собора. На курсах был 1 выпуск, их окончили 8 чел. В 1936 г. действовали 2-недельные епархиальные курсы псаломщиков. В. е. в 1945-1989 гг.

http://pravenc.ru/text/158622.html

В 30-х гг. XX в. в зале кафедрального Успенского собора в Вильно по воскресеньям проводились духовные вечера, собиравшие большое число людей, участвовали духовенство и прихожане города. Последним крупным церковным торжеством в Вильнюсе перед началом второй мировой войны стало принесение 4 авг. 1939 г. в Александро-Невский храм, ставший собором Марие-Магдалинского мон-ря, доставленных из Почаевской лавры икон св. Марии Магдалины и прп. Иова Почаевского с частицами мощей. Литовская и Виленская митрополия в 1939-1944 гг. В результате введения в сент. 1939 г. в Польшу войск фашистской Германии, затем войск СССР Польское гос-во было разгромлено. Советский Союз передал Виленский край Литовской Республике. Литовская епархия воссоединилась с той ее частью, которая находилась в составе ПАПЦ. 13 окт. 1939 г. митр. Елевферий обратился с посланием к пастве по случаю возвращения Вильнюса в Литовское гос-во. Послание заканчивалось словами: «Теперь... перед нашим каноническим сознанием стали каноническое право и долг возвратиться в наш кафедральный град... и восстановить в нашем сердце разрушенное единство нашей паствы, а через нас - спасительное единение с нашей Патриаршею Церковью» (Голос Литовской православной епархии. 1939. 9/12(103). С. 2-3). 16 окт. в кафедральном Благовещенском соборе в Каунасе состоялось торжественное богослужение по поводу воссоединения епархии. 21 окт. митрополит утвердил постановление епархиального совета о присоединении к Московской Патриархии священнослужителей правосл. приходов и мон-рей Вильнюса и Вильнюсской обл. В нем говорилось о том, что все церковно-адм. учреждения Вильнюса и Вильнюсской обл. упраздняются, священно- и церковнослужители должны подать митр. Елевферию «письменные просьбы о зачислении их в юрисдикцию Московской Патриархии». 30 окт. в Вильнюсе прошло собрание духовенства, к-рое возглавил прибывший из Каунаса глава Литовского епархиального совета прот. Василий Недвецкий. Собрание постановило просить митр. Елевферия принять от всех клириков раскаяние в грехе отчуждения от Матери Российской Церкви и ходатайствовать перед Патриархией о принятии в ограду Матери Церкви.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена решением Синода РПЦ от 25 дек. 2014 г., отделена от Новогрудской епархии; епископом Лидским и Сморгонским тогда же избран архим. Порфирий (Преднюк) . Территория Л. и С. е. включает сев.-вост. часть Гродненской обл. Белоруссии: г. Лида, Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский р-ны. Кафедральный город - Лида. Кафедральные соборы: во имя арх. Михаила в Лиде и в честь Преображения Господня в Сморгони. Правящий архиерей - еп. Порфирий (Преднюк; с 5 апр. 2015). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский. В епархии насчитывается 47 храмов, в клире состоят 43 священнослужителя (42 иерея, 1 диакон). На территории епархии действует ставропигиальный (по отношению к Минскому митрополиту) Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь (в дер. Богуши Сморгонского р-на). При ЕУ работают отделы: по делам молодежи, миссионерский, религ. образования и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по благотворительности и социальному служению. Епархия охватывает территорию, которая исторически относилась к Лидскому и Ошмянскому поветам, существовавшим с 1566 г. в составе Литовского великого княжества , затем Речи Посполитой и Российской империи. После длительного господства в регионе униатской Церкви в 30-х гг. XIX в. произошло воссоединение белорус. униатов с Православием. В частности, к правосл. Церкви присоединились действовавшие в крае мон-ри василиан : Голдовский, Сутковский и Борунский; из них только последний продолжил существование как православная обитель. После подавления польского восстания 1863-1864 гг. была усилена миссионерская деятельность православного духовенства среди католиков. В 1840 г. построен Преображенский храм в Сморгони на месте старого, в 1863 г. в Лиде освящен Михаило-Архангельский собор. К началу первой мировой войны в Лиде действовали 3 храма: Михайловский, кладбищенский Георгиевский и гарнизонный Свято-Троицкий. Благочинный Лидского городского округа прот. Иосиф Коялович (брат профессора СПбДА М. О. Кояловича ) в 1915 г. спросил благословение Виленского и Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина; впосл. патриарх Московский и всея России) остаться в Лиде и не эвакуироваться в Россию.

http://pravenc.ru/text/2110493.html

Одна находилась при Богоявленском монастыре в Кременце (Волынская епархия), а вторая – при Свято-Онуфриевском монастыре в Жировицах (Гродненская епархия) и их судьбе школьная реформа не угрожала. Кроме того, в несколько раз выросло число правящих православных архиереев в СССР, только в республиках Прибалтики их было восемь: митрополит Эстонский и Таллинский Александр (Паулус), епископ Нарвский Павел (Дмитриевский), епископ Печерский Николай (Лейсман), заштатный, не признававший автономии Эстонской церкви, бывший Печерский епископ Иоанн (Булин) 260 , митрополит Рижский и Латвийский Августин (Петерсон), архиепископ Елгавский Иаков (Карп), епископ Якобштадтский (Ерсикский), Александр (Витол), митрополит Ковенский и Литовский Елевферий (Богоявленский). Семь архиереев имелось в бывших польских восточных областях: архиепископ Виленский и Литовский Феодосии (Феодосиев), архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев), архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский), епископ Острожский Симон (Ивановский), епископ Камень-Каширский Антоний (Марценко), епископ Луцкий Поликарп (Сикорский) и бывший епископ Пинский и Новогрудский Пантелеймон (Рожновский), за непризнание автокефалии Польской Православной Церкви находившийся в заточении в Жировицком монастыре 261 . Перед советским руководством встал острый и неотложный вопрос определения своей религиозной политики на новых территориях. Решение его проходило в свете необходимости ассимилировать и политически нейтрализовать миллионы новых, в основном православных граждан. Правительство сознавало, что этого невозможно достигнуть открытой антицерковной кампанией. Обычно советские пограничные зоны контролировались особенно тщательно – церкви там закрывались полностью. Но ликвидировать тысячи приходов и десятки монастырей западных областей в обозримые сроки было нереально. От обычной политики пришлось отказаться. Рисковано для советской власти было массовое недовольство населения гонениями на церковь , когда германская армия стояла у границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Каково сегодня положение русской общины и Православной Церкви в Литве? — Православная традиция в Литве насчитывает около 800 лет. В современной Литве Православие в основном исповедует русскоязычное население страны, в первую очередь русские, белорусы и украинцы, поэтому оно наиболее представлено в крупных городах страны: Вильнюсе, Клайпеде, Висагинасе. Однако есть и православные литовцы, и есть храмы, где православное богослужение совершается на литовском языке. Согласно переписям населения, более 130 тысяч граждан Литвы называют себя православными. В республике действует Виленская и Литовская епархия , которую ныне возглавляет архиепископ Иннокентий . В 1996 году епархия официально была зарегистрирована как «Православная Церковь в Литве». В состав епархии входят 50 приходов, разделенных на три благочиния. Насколько я знаю, недостатка в священнослужителях епархия не испытывает. Действует два монастыря — мужской и женский. Воскресные школы собирают православных детей для обучения по выходным, также в некоторых русских школах имеется возможность выбрать для изучения предмет «Религия». Заботой епархии является сохранение и ремонт храмов. На решение этих проблем Церковь получает ежегодную дотацию от государства. В Литве подавляющее большинство русских, которых здесь проживает более 200 000 человек, имеет литовское гражданство. Это единственная прибалтийская республика, где после выхода из состава СССР был принят так называемый «нулевой вариант» закона о гражданстве — все, кто проживал на территории Литовской ССР, признавались гражданами новой Литовской Республики. — Во второй половине 80-х гонения на верующих, на Церковь были уже на излете. В Вашу бытность настоятелем Благовещенского кафедрального собора Каунаса ректором тамошней католической семинарии был священник Сигитас Тамкявичус, незадолго до того вернувшийся из лагерей и ссылки. Пожалуйста, расскажите о нем. — Моя первая встреча с архиепископом Сигитасом Тамкявичюсом состоялась в 1989 году, когда он был назначен ректором Каунасской духовной семинарии. Я в то время был молодым священником. Вспоминаю, я тогда спросил отца Сигитаса, где он был до того, имея в виду, на каком приходе служил или какую ответственную должность занимал. Он ответил: «До того я сидел в тюрьме». В те годы из тюрем и лагерей возвращались узники совести, в том числе священнослужители. Одним из таких священнослужителей и был Тамкявичюс. Его арестовали в 1983 году за религиозное просвещение и подпольную деятельность в защиту прав верующих, после чего он провел пять лет в пермских и мордовских лагерях.

http://patriarchia.ru/db/text/2844544.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010