По сим важным причинам долгом поставляю просить покорнейше посредства Вашего Сиятельства, чтобы кафедральный штат Литовской епархии увеличен был священнослужительскими окладами противу штата, Высочайше утверждённого для Рижского кафедрального собора, или чтобы епархия Литовская возведена была из 2-го в 1-ы класс. Сею последнею мерою не только возвысились бы оклады архиерейского и кафедрального штатов, но осуществились бы древние местные воспоминания о пребывании здесь Русских Православных митрополитов и митрополитальной Униатской епархии, существовавшей в Вильне до 1828 года, – да притом господствующее исповедание стало бы в Вильне на высшую степень противу Римского духовенства, имеющего тоже второклассный епархиальный штат. Для приведения в действо сего предположения не потребуются никакие экстренные от казны средства. По штатам 1 января 1842 года, Литовский архиерейский и кафедральный второклассный штат составляет десять тысяч=10,000 рублей серебр., и для возвышения оного в первый класс потребуется только добавочных две тысячи рублей серебр.; между тем как нынешний штат Волынского Николаевского собора, долженствующий прекратиться с обращением сего собора в кафедральный, составляет две тысячи шестьсот пятьдесят=2,650 рублей серебром, так что не только покроет требующееся число денег на возвышение тех штатов в первый класс, но ещё окажется в остатке шестьсот пятьдесят=650 руб. сер. Сии остальные 650. руб., покорнейше прошу, чтобы причислены были к штатной кафедральной сумме по статье: на ремонт архиерейских домов и церквей, а также собора с ризницею. По нынешнему штату, на сии важные разнообразные предметы положено только 358 руб. сер., – тогда как на окраску только крыши огромного Виленского собора требуется за один раз до четырёхсот рублей серебром; а между тем, по принадлежности зажиточнейшего здешних стран населения к иноверным исповеданиям, нельзя ожидать никакого стороннего пособия на покрытие тех издержек. 19. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода, от 30 ноября 1844 года за 2173, об улучшении штатов семинарии и пяти духовных училищ

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Весьма желательно, чтобы к сему же источнику отнесена была и уплата за обработку священнической земли. Эта обработка, судя по местности, оценена комитетами в Литовской епархии разнообразно, от 50 до 70 рублей серебром; и я полагал бы полезнейшим назначить безразлично всем священникам по 50 рублей сер. из земского сбора, нежели подвергать их ненавистным ежедневным мелочным расчётам со всеми их прихожанами. Всё это казалось мне тогда, и теперь кажется, так просто, что заменило бы безотлагательно прежнюю весьма сложную систему обеспечения церковных причтов домами и обработкой земли, а с тем вместе, прекратило бы все возникшие до ныне затруднения. Разумеется, что производство квартирных денег и за обработку священнической земли должно относиться только к сельским приходам, для которых оно положено по Высочайше утверждённому положению. Отношение сие к Вашему Сиятельству, от 17 апреля 1850 года, сообщено мною тогда же в копии лично местному генерал-губернатору генерал-адъютанту Бибикову, по его желанию и по мысли отношения ко мне исправлявшего должность обер-прокурора Святейшего Синода, от 5 мая того ж 1850 года. По требованию вследствие сего Ильи Гавриловича, сообщил я ему, конфиденциальным отношением от 2 мая того ж 1850 года, прилагаемым у сего в списке, приблизительное исчисление суммы денег, которая бы потребовалась, по моему предположению, на удовлетворение причтов квартирными деньгами и за обработку земли – она составляла бы на три губернии, пределами коих ограничивается Литовская епархия, квартирных денег для причтов 25,380, а за обработку земли 23,500, или всего 48,880 рублей серебром. Но дальнейшее движение по сему делу у Ильи Гавриловича мне неизвестно, и я сам не настаивал, полагая, как изъяснено в отношении моём к вам, от 16 августа того ж 1850 года, что принятые с его стороны меры к удовлетворению причтов принесут действительные плоды. Между тем, из донесений моих Святейшему Синоду, от 17 октября 1851 и от 23 сентября настоящего 1852 года за 3436 и 3765, Ваше Сиятельство усмотреть изволите, как мало сделало успеха в прошедшие два года обеспечение причтов. В течение десяти лет со времени воспоследования Высочайшей воли, едва построена четвёртая часть священнических домов. Мне известно, что и сии дома строятся ненадёжно, так что священник часто должен приютиться на зиму в одной комнатке, дабы не пострадать от холода. С другой стороны, как постройка домов, так и обработка земли для священников обращается во вред Православной Церкви могущественными её в сей стране недоброжелателями, о чём указано отчасти в конфиденциальном отношении моём к Вашему Сиятельству, от 22 сего сентября за 3753.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

И действительно, в том же 1833 году последовали следующие важные распоряжения. Отменено, вредное для унии, латинское право патроната или ктиторства, по которому предоставлялось помещикам представлять в своих имениях кандидата на открывающиеся места приходских священников. В подтверждение и исполнение прежних постановлений, право обратного перехода в латинство базилиан из латинян ограничено шестимесячным сроком; учреждены уездные и приходские униатские духовные училища, по образцу училищ православного ведомства; но самою важною мерою, принятою, по настоянию Иосифа, еще при Шишкове, но доселе не приведенною в исполнение правительством, было упразднение на деле вредных базилианских монастырей, старанием Иосифа, и употребление их фундушей на более полезные учреждения. С этого времени дело упразднения базилианских монастырей шло так успешно и быстро, что в 1835 году упразднено было 36 монастырей этого ордена, которые во все время своего существования, при внутренних беспорядках, были центрами латинского фанатизма и антиправительственного возбуждения. 78 Внешние обстоятельства также приняли благоприятный для реформы унии оборот. Еще в 1831 году скончались униатские епископы Головня и Сероцинский, а в 1833 году Яворовский 79 и Мартусевич, управлявший Полоцкой епархией. Со смертью Мартусевича Белорусская кафедра была предложена его викарному, преосвященному Иосифу. Но Иосиф отказался от Белорусской кафедры, которая была гораздо богаче Литовской, и принял в управление Литовскую кафедру именно потому, что она была беднее, чтобы не обидеть митрополита Булгака, желавшего получить Белорусскую епархию, 80 а также потому, что Литовская епархия, более ополяченная и окатоличенная, требовала более заботливости, труда и усердия архипастыря. 2 апреля 1833 года Иосиф был назначен Литовским епархиальным греко-униатским епископом, с оставлением членом Греко-униатской коллегии. Если прежде Иосиф, как викарный Мартусевича и как присутствующий в Греко-униатской коллегии, мог только предлагать разные проекты и планы, то теперь он, как самостоятельный начальник епархии, не стесняемый в своей деятельности авторитетом высшей епархиальной власти, получил фактическую возможность в полной мере осуществлять на деле и развивать далее свои предначертания относительно униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

«Основы православной культуры» могут быть введены и в частных школах при единогласном согласии родителей, ибо они платят за обучение детей и вопрос введения любых предметов сверх необходимых по обязательной программе для получения документа об образовании государственного образца необходимо решать с согласия всех родителей. Известно, что в июле 2011 года был принят «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» и Синодам автономных Церквей, Белорусского экзархата, митрополичьих округов и Преосвященному Виленскому и Литовскому было рекомендовано разработать аналогичные документы, придерживаясь основных направлений стандарта с учетом местного законодательства. Чем принципиально могут отличаться эти документы от российских? Если говорить о Белоруссии, то сегодня она в своих школьных программах сохраняет традиционную ориентацию советской школьной системы. Во многом это упрощает решение вопроса, ибо тут можно говорить о системе единых нравственных ориентиров и культурно-исторических доминант с российскими. Что касается Литвы, то ее стандарты ориентируются уже на европейские. Это же во многом касается и содержания предметов религии. Наиболее разумным было бы учитывать не только направления национальных стандартов, но и название религиозного предмета, а также пожелания к его содержанию, высказываемые тем государством, на территории которого существует та или иная епархия Московского Патриархата. Потому что сложности могут возникнуть как раз тогда, когда подобные пожелания не будут учитываться в стремлении ввести предмет именно с тем названием и того содержания, которое предлагается к введению на территории Российской Федерации. А содержание предмета должно учитывать не только общецерковные ориентиры собственно религиозного или религиозно-этического компонента, но и культурологические особенности местных традиций, складывавшиеся веками собственной истории. К таковым, в первую очередь, относится язык. Опора в формировании содержания делает успешным процесс интеграции самого религиозного предмета православной ориентации (название в данном случае играет вторичную роль) в систему образования страны за пределами РФ.

http://patriarchia.ru/db/text/1909428.ht...

Митр. Дионисий при поддержке «Русского народного объединения...» 15-17 июня 1927 г. провел в Почаевской лавре Волынское епархиальное собрание благочинных протоиереев и церковных старост, на к-ром духовенство Волыни подвергло критике резолюции Луцкого съезда, отвергло идеи украинизации и реформирования церковноприходского строя, заявило об угрозе церковного раскола и новой «липковщины» (ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 479. Л. 7). При этом сам митр. Дионисий никаких заявлений не сделал. В результате попустительского отношения со стороны церковной власти украинизаторское движение на Волыни расширялось: 6 нояб. 1927 г. прошел Владимир-Волынский церковный съезд, 15 янв. 1928 г. в Бресте состоялся «украинский церковный съезд Полесья». В этот период в Варшаве по благословению митрополита вышли новые богослужебные переводы Огиенко: «Beлukoдhiй канон» (1927) и «Православний молитовник» (1928, дополненное издание). В 1927-1929 гг. активно действовал избранный на Луцком церковном съезде «Украинский церковный исполнительный комитет Волыни и Полесья» во главе с И. Власовским и его заместителями Речинским и П. Артемюком. Власовский в дек. 1927 г. и в янв. 1928 г. встречался с Дионисием, последний согласился на умеренную украинизацию богослужения на Волыни, но отказался от форсирования этого процесса. В нач. 1928 г. митрополита посетила делегация с Волыни под рук. еп. Симона (Ивановского), собравшая подписи под петицией против украинизации. Тогда же в Кременце и Почаеве побывали делегаты от Львовской «централи» «Русского народного объединения...» - К. Николаев, Коморович и др. Митр. Дионисий занял компромиссную позицию. При этом 1 июля 1928 г. он подписал соглашение о взаимопонимании с Украинским церковным исполкомом, включил в Варшавский митрополичий совет Власовского и Речинского, а 1 авг. 1928 г. издал «Архипастырское воззвание», в к-ром советовал священникам произносить проповеди по-украински, преподавать на укр. языке в школах, благословил перейти в богослужении на укр. язык в тех приходах, где за это выступает большинство. В 1929-1930 гг. в Кременецкой семинарии действовал многочисленный тайный кружок укр. националистов «Юнак», связанный с «Организацией украинских националистов» (ОУН), за что 30 апр. 1930 г. был уволен с должности ректор, способствовавший деятельности кружка, прот. Петр Табинский, были отчислены несколько семинаристов. Прот. Табинский в следующем году объявил о переходе в неоунию . В 1925-1930 гг. белорус. общественные орг-ции в Гродненско-Новогрудской и Виленско-Литовской епархиях выступали за белорусизацию богослужений.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

К., 2010. С. 38-56; она же. Книги в napaфiяльhux храмах Киïвськоï мumponoлiï (70-80-mi рр. XVIII ст.): Фyhkцiï, kiльkicmь, репертуар, шляхи надходження//Киïвська старовина. 2010. 3. С. 91-112; она же. Киïвська мumponoлiя: Tonorpaфiя посвят: Pekohcmpykцiя xpaмib за biдoмocmямu про цepkobhocлyжumeлib (1780-1783). К., 2012; она же. Napaфiяльhe повсякдення: Практика nponobiдhuцmba в храмах Киïвськоï мumponoлiï у дpyriй пол. XVIII ст.//Повсякдення ранньомодерноï Украïни: Icmopuчhi cmyдiï/Ред.: В. Горобець. К., 2012. Т. 1: Практики, казуси та дebiaцiï повсякдення. С. 187-200; она же. Napaфiяльhe nponobiдhuцmbo в Kuïbcьkiй мumponoлiï XVIII ст.: Oprahiзaцiйhi засади та повсякденна практика//Бoлxobimihobcьkuй щopiчhuk, 2011. К., 2012. С. 118-129; она же. Nponobiдhuцmbo у Kuïbcьkiй мumponoлiï XVIII ст. мiж ocbimoю та aдмihicmpamubhuм примусом//Киïвська akaдeмiя. К., 2012. Вип. 10. С. 185-201; она же. Огляди xpaмib Киïвськоï мumponoлiï у XVIII ст.: Ynpabлihcьki ihiцiamubu та napaфiяльhi peaлiï//ЗНТШ. Npaцi Icm.-фiлoc. cekцiï (в печ.); Романова О. О. Cnobiдaльhi книги Киïвськоï мumponoлiï XVIII ст. як cnociб церк. контролю за мораллю napaфiяh//Украïнський icm. журнал. 2008. 4. С. 122-148. О. Б. Прокопюк «Заграничная часть» К. е. В 1686-1795 гг. Киевскому митрополиту подчинялись правосл. мон-ри и приходы, находившиеся в Речи Посполитой - на территории Польской Украины (юж. часть Киевщины и Брацлавщины), Белоруссии, Литвы, Пинского Полесья, Холмщины и Подляшья (территория существовавших до 1793 г. Киевского, Брацлавского и Минского воеводств, существовавших до 1795 г. Брест-Литовского, Новогрудского, Люблинского, Подляшского (с центром в Бельске), Виленского, Трокского (в 1793-1795 Гродненского) воеводств). До 1686 г. правосл. монастыри на этих землях имели статус ставропигии К-польского патриарха или ставропигии Киевского митрополита (последнее стало практиковаться со времени Петра (Могилы)). Этот статус был обусловлен отпадением в унию архиереев западнорус. епархий: Полоцкой и Витебской (1618), Владимирской и Брестской (1625), Пинской и Туровской (1633), Львовской и Галицкой (1700), Луцкой и Острожской (1715).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Сегодня достигнут устойчивый консенсус, обеспечивающий взаимопонимание, заложены основы для дальнейшего сотрудничества. Одной из таких основ стали доброжелательные межконфессиональные взаимоотношения. Вместе с тем, с тревогу вызывают попытки пересмотра традиционных ценностей, в том числе семейных, на законодательном уровне. Не меньшую озабоченность вызывают проекты изменения школьных программ с целью внесения в них уроков по половому воспитанию, угрожающих нравственности детей и молодежи, а также активизация идеологов эвтаназии. Взаимодействие Церкви и государства в Литовской Республике носит продуктивный и взаимно благожелательный характер. Являясь, согласно Конституции, светским государством, не имеющим официальной религии, Литва признает в качестве традиционных девять религий и христианских конфессий, в число которых входит и Православие. Такое положение Православной Церкви в стране дает ряд возможностей для осуществления Виленской епархией храмоздательской, информационной и просветительской деятельности, а также гарантирует духовенству обеспечение социальными льготами. С 2016 года для религиозных организаций в стране был отменен налог на занимаемые ими земельные участки. В связи с этим епархия инициировала процесс перевода церковных земель в собственность: ранее храмы по преимуществу владели землей на основании договоров долговременной и безвозмездной аренды. Положительным опытом отмечено взаимодействие с местными администрациями. Беспрецедентной стала ситуация, сложившаяся в связи с восстановлением Троицкого храма в городе Швенчонисе, требовавшем капитального ремонта. Государство планирует профинансировать до 80% ремонтно-восстановительных работ. Церковно-государственные отношения в Республике Таджикистан отличаются стабильностью, взаимоуважением и налаженным взаимным сотрудничеством по многим актуальным вопросам. Со стороны государственной власти Душанбинской епархии было неоднократно оказано содействие при строительстве храмов, организации благотворительной деятельности и в реализации культурно-просветительных программ и иных общественно значимых мероприятий.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В казенных училищах преподавались предметы, положенные по программе сих училищ, а именно: начальные основания закона Божия, чтение по-славянски, по-русски и по-польски, арифметика и счетоводство. В частных училищах: в Заблудовском – преподавалось одно славянское чтение и пение; в Бытенском, кроме сего, еще чистописание; в Богородичах и Дрогичине – еще молитвы. Учителями в означенных училищах, кроме четырех, состояли бывшие воспитанники Литовской духовной семинарии, священники или диаконы и дьячки, под наблюдением священников. В помещичьих имениях жалования учителям не давалось. В Виленской губернии было всего 5 казенных училищ и 2, в помещичьих, в Николаеве, у графа Замойского и в Залесье, у князя Осинского. Из всех этих училищ только одно Сморгонское было основано в 1843 году, а остальные в 1845 году. Всех учеников было 273. Учили в них повседневным молитвам, чтению, письму и арифметике. В Меречском училище был учителем семинарист, а в остальных учили священники, при помощи дьячков. В Креве и Николаеве училище содержалось на средства священников, а в Залесье – на половину – священника и на половину – помещика. Впрочем, в сих ведомостях, доставленных благочинными, не были помещены сведения о многих училищах, как потому, что они состояли в ведомстве Министерства Народного Просвещения, так и потому, что Литовскому епархиальному начальству неизвестен был указ св. Синода от 12 мая 1837 года, руководствующий к учреждению училищ, вследствие того, что Литовская епархия в то время состояла в ведении Белорусско-Литовской духовной коллегии. В 1850 году значилось уже 37 церковно-приходских школ по епархии с 1211 учеников и 56 учителями; в 1853 году училищ по казенным имениям было 41 и учеников 1300 и в школах Министерства Народного Просвещения – 27 училищ с 546 учеников. 653 Из сего числа училищ бросается в глаза малочисленность школ по казенным имениям. Протоиерей Виктор Гомолицкий, при обозрении в 1850 году церквей Вилейского уезда, нашел в сих имениях только два училища для народа – в г. Вилейке и м. Миделе с 20 учащимися, причем в Вплейском училище учителем состоял священник. По мнению Гомолицкого, причиною такой малочисленности училищ было отчасти нерадение палаты Государственных Имуществ, а отчасти – бедность крестьян казенных и опасение их, чтобы на них не были возложены издержки на содержание училищ, и чтобы, после обучения, начальство не отняло детей их для канцелярии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Получив ныне отношение вашего высокопревосходительства, от 29 истекшего октября за 186, о Высочайшем соизволении на отвод дополнительных угодий Виленскому архиерейскому дому и Святодухову монастырю, долгом считаю принести за это искреннейшую благодарность и вместе с тем уведомить, что ныне же предложено мною Литовской консистории принять означенные угодья по принадлежности в духовное ведомство. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, от 4 декабря за 3109, о посредстве его к министру внутренних дел на счёт скорейшей постройки и починки приходских церквей в помещичьих имениях Литовской епархии Известно вашему сиятельству, что, по Высочайшей воле и на указанные средства, производится постройка и починка приходских Православных церквей в западных губерниях. Это благое дело, по казённым имениям, благодаря деятельному участии г. министра государственных имуществ, приняло по Литовской епархии весьма быстрое движение, так что может довершиться в следующем году. Но в имениях помещичьих дело это остаётся почти без движения в пределах Литовской епархии; хотя, сколько мне известно, министерство внутренних дел обратило уже значительные средства на постройку и починку церквей в помещичьих имениях других епархий. В том убеждении, что Литовская епархия, состоящая в трёх губерниях среди трехкратно почти преобладающего иноверного населения, более других епархий нуждается в охранении и стороннем пособии, – долгом поставляю просить посредства вашего сиятельства к г. министру внутренних дел, чтобы постройка и починка приходских Православных церквей в помещичьих имениях по Литовской епархии была по возможности ускорена. В государственный коммерческий банк, от 8 декабря, об обращении в четырёх процентные непрерывно доходные билеты шести банковых билетов его высокопреосвященства на сумму 6.000 руб. кроме процентов У меня имеются шесть ниже показанных билетов коммерческого банка, каждый в 1.000 рублей серебром, на внесённые в оный банк собственные мои деньги, в прежнем моём звании Литовского Греко-униатского епископа, а после архиепископа Иосифа Семашки.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но все проблемы он ухитрялся разрешать прежде всего своим довольно смиренным и кротким нравом. У него вообще был в чем-то очень выразительный характер. Он был человек, склонный к такой, знаете ли, самоиронии, часто смеялся, шутил. Он был очень живым человеком для того, чтобы стать типовым архиереем. И вот эта живость его характера, конечно, помогала многим из тех, кто не понимал, чего новый владыка от них хочет, все-таки отзываться на какие-то его начинания. Во всяком случае, надо сказать, что Ярославская епархия при нем весьма оживилась, хотя в каком-то смысле слова он оставался, безусловно, архиереем своего времени. Он даже согласился принять свое членство в «Союзе русского народа». Это крайне правая монархическая организация очень любила записывать в свои ряды представителей духовенства. Были, конечно, иерархи, которые категорически отказывались от этого; были те, кто относился к этому спокойно, как он; а были такие, которые, в общем, рьяно участвовали в деятельности этой организации. Архиепископ Тихон по своей ментальности был очень далек от идеологии «Союза русского народа». Конечно, он был монархистом, но его монархизм отнюдь не принимал таких агрессивных форм, какие предполагались «Союзом русского народа». Но вот это членство в «Союзе русского народа» ему потом будет постоянно припоминаться большевиками. А далее происходит очень интересное назначение – назначение, связанное с тем, что у него был опыт работы в западном крае, еще в качестве архимандрита и викарного епископа. Его направляют на Литовскую Виленскую кафедру 3 января 1914-го года. Что ж, опыт служения в западном крае был, был опыт служения в США – то есть он умел строить отношения с инославными. И, конечно, это было по-своему обоснованное назначение, хотя для него было довольно грустно покидать Ярославскую епархию. Показательно, что на Ярославскую епархию вместо него был назначен архиепископ Литовский и Виленский Агафангел (Преображенский). Произошла такая своеобразная рокировка двух епископов. И вот они встретились друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010