Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий (Ульянов Александр Михайлович) Дата рождения: 30 января 1951 г. Дата хиротонии: 21 сентября 2011 г. Дата пострига: 1981 г. День ангела: 5 июня Страна: Россия Биография: Родился 30 января 1951 г. в Москве в православной семье. Крещен в младенчестве. В 1968 г. окончил среднюю школу. В 1969-1971 гг. служил в Советской армии. В 1972-74 гг. — псаломщик в храме на Таганке. В 1975-79 гг. работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» в корректорском отделе и проходил обучение на экстернате Московской духовной семинарии . В 1980 г. принят в Свято-Духов монастырь г. Вильнюса. В 1981 г. пострижен в монашество епископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990 г.). В том же году рукоположен во иеродиакона; в 1983 г. — во иеромонаха. В 1984 г. назначен настоятелем Благовещенского собора г. Каунаса и благочинным Каунасского благочиния. В 1986 г. возведен в сан игумена. В 1988 г. назначен наместником Свято-Духова монастыря г. Вильнюса. В 1989 г. заочно окончил МДА. В 1990 г. архиепископом Виленским и Литовским Хризостомом (Мартышкиным), согласно поданному прошению почислен, за штат с правом перехода в другую епархию, после чего возвратился в Москву и до 1993 г. руководил восстановительными работами по храму Бориса и Глеба в Дегунино. В 1993 г. принят в клир Тверской епархии . В 1994 г. возведен в сан архимандрита. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора назначен благочинным монастырей и монастырских подворий, управляющим отделом епархиального благоустройства и социального служения, настоятелем Архиерейского подворья собора Вознесения в Твери. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 71 ) избран епископом Бежецким, викарием Тверской епархии. Наречен во епископа 9 сентября 2011 г.  в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан  21 сентября за Литургией в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 174 ) назначен на новобразованную Ржевскую кафедру . Образование: 1979 г. — Московская духовная семинария (экстернат). 1989 г. — Московская духовная академия (заочно). Епархия: Ржевская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: E-mail: rzhev@mpatriarchia.ru Web-caйm: http://ржевскаяепархия.рф Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1589791...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XL. Епархия Литовская Литовская (Литовская и Виленская) епархия, второклассная (в порядке четырнадцатая) учреждена в 1840 г. 328 1. Иосиф Семашко , бывший еписк. униатский, с 25 мар, 1839 архиепископ православный; 30 мар. 1852 пожалован в митрополита; † 23 нояб. 1868. 2. Макарий Булгаков , архиепископ, 10 дек. 1868 перев. из Харькова. Викарии Литовской Епархии I. «Епископы Брестские» 1. Антоний Зубко , бывший епископ Брестский униатский, приобщён 6 мар. 1839; 28 янв. 1840 перев. в Минск. Михаил Голубович , с 28 янв. 1840, из викариев Пинских; 1 мар. 1848 перемещён на Минскую епархию. Игнатий Железовский 20 мая 1848 хирот. из архим. Гродненского Борисоглебского монастыря; 27 июня 1870 уволен, за болезнью, туда-ж; † 31 мар. 1872. 4. Евгений Шерешилов хирот. из ректоров Литовской семинарии 9 авг. 1870; 10 февр. 1875 перев. в епископы Ковенские. 5. Владимир , ректор Самарской семинарии, хирот. 1875 … II. «Епископы Ковенские» 1. Платон Городецкий 8 сент. 1843 хирот. из архим. Виленского Свято-Духова монастыря; 6 нояб. 1848 перев. в Псковские викарии. 2. Евсевий Ильинский 1 янв. 1849 хирот. из архим. Виленского Свято-Духова монастыря; 29 мар. 1851 перемещён на Каменец-Подольскую епархию. 3. Филарет Малышевский , ректор Литовской семинарии, 28 мая 1851 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 13 сент. 1860 перемещён на Уфимскую епархию. 4. Александр Добрынин 21 нояб. 1860 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 14 авг. 1868 перев. на Минскую епархию. 5. Иосиф Дроздов 11 сент. 1868 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 7 дек. 1874 перев. в Смоленск. 6. Евгений Шерешилов перемещён с епархии Брестской 10 февр. 1875. 328 Эта епархия и 8 следующих, по Туркестанскую включительно, в рукописи П. М. Строева помещены под особой рубрикой: «прибавление». Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ок. 1375 г. была основана католич. Каменецкая епархия. Появление католич. кафедры в Подолье во многом было вызвано активным насаждением здесь католицизма отдельными литов. правителями и недостаточным попечением правосл. архиереев о Галицкой епархии: в 1347-1371 гг. Галицкая епархия находилась под управлением Киевского митрополита, жившего в Сев.-Вост. Руси. В 1371 г. Галицкая митрополия была восстановлена, Подолье в нее не вошло и осталось под управлением Киевских митрополитов; на рубеже XIV и XV вв. правосл. Галицкая митрополия была уничтожена, до 1540 г. здесь не было правосл. епископа. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каменце-Подольском. 1580, 1834 гг. Фотография. 2008 г. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каменце-Подольском. 1580, 1834 гг. Фотография. 2008 г. В 1402 г. по итогам Виленско-Радомской унии Польши и Литвы Подольское княжество было упразднено, его территория передана Польскому королевству. В 1411 г. Подолье вернулось в состав Великого княжества Литовского, окончательно закрепилось за Литвой в 30-х гг. XV в. По перемирию между Польшей и Литвой, заключенному в 1431 г., Литве отошло почти все вост. Подолье, за Польшей осталась небольшая юго-зап. его часть с городами Каменец, Смотрич, Бакота, Скала, Червоноград, Ольчедаев и Ялтушков. В 1434 г. кор. Казимир IV Ягеллончик учредил здесь Подольское воеводство с центром в Каменце в составе Каменецкого, Летичевского и Червоноградского поветов. Вост. Подолье в составе Литовского княжества (в польск. лит-ре называется «украинным Подольем», «Украйной») состояло из Брацлавского, Винницкого, Соколецкого, Барского, Хмельницкого, Литинского староств, к-рые с 1-й пол. XV в. входили в Киевскую землю. В 1500 г. кн. Константин Иванович Острожский имел титул «наместник брацлавский, винницкий и звиногродский». В 1569 г. по условиям Люблинской унии при объединении Литвы и Польши в Речь Посполиту вост. Подолье (Брацлавское воеводство) стало частью Короны Польской. В привилей от 26 мая 1569 г. о присоединении литовского Подолья к Польше было внесено отдельным пунктом обеспечение жителям Брацлавского воеводства свободы исповедания веры и употребления рус.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

На другой день, 9 мая, были совершены в том же соборе, с полным благолепием и порядком, литургия и молебен при пении отличного архиерейского хора, 208 и при многочисленном стечении народа. 209 После богослужения в соборе, переименованном ныне из городского в кафедральный, Иосиф отправился со сланою освящать помещение, временно назначенное для консистории, в первом этаже архиерейского дома, со стороны Соборной площади, а также – архиерейские покои. Затем в архиерейских комнатах был дан завтрак, к которому Иосиф пригласил почетнейших Виленских обывателей и старших чиновников. Не забыты были и беднейшие жители города Вильны, без различия вероисповедания. В пользу их Иосиф в этот день препроводил через губернатора триста рублей. Так совершилось перенесение архиерейской кафедры и открытие епархиального управления в Вильне. Как епархия, так и консистория, и семинария должны были, по ходатайству Иосифа, удержать свое прежнее наименование «Литовских», без перемены на «Виленских» в виду того практического неудобства, что в Вильне уже существовали, под названием Виленских, католические – семинария, консистория и епархия, а также потому, что это старое название напоминало, как о старых, весьма светлых страницах православия в Литовской стране, так о недавнем перерождении униатов Литовской епархии в православных. Открыв затем временную домовую церковь в большой столовой архиерейского дома (ныне приемный зал) и совершив торжественные богослужения в соборе в день Вознесения и в церкви Троицкого монастыря в Троицын день, Иосиф торжественно освятил (4 июня 1845 года), в день Сошествия Святаго Духа, обновленный главный престол Свято-Духова монастыря и самый монастырь, поступивший в его ведение взамен Троицкого монастыря. Платон, епископ Ковенский, обновивший иконостас этого храма на собранные им пожертвования (когда он был архимандритом этого монастыря), сказал слово при настоящем освящении. Оно произвело хорошее действие, несмотря на то, что девизом тогдашней администрации края было молчать и сидеть смирно, сложа руки, чтоб не раздражить врагов. В день этого торжества новый священно-архимандрит первоклассного Свято-Духова монастыря, архиепископ Иосиф, препроводил губернатору триста рублей для раздачи бедным жителям города Вильны, без различия вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Несмотря на то, что у меня имеется определенный опыт служения в ближнем зарубежье, а именно в Беларуси, сегодня мои основные труды связаны с делами Московской митрополии и Коломенской епархии , а это занимает достаточно много времени, поэтому полного вовлечения в дела Управления остается не так много. Но, с Божией помощью и усердием наших сотрудников, мы вырабатываем пути решения всех вопросов и проблем для того, чтобы исполнить возложенное на нас послушание. Если же говорить о ситуации в ближнем зарубежье, то каждый вполне может себе представить, насколько она разнородна, учитывая существенные различия между странами, не говоря об Украине, с архиереями которой какие-либо активные контакты сейчас практически невозможны. — Оставим в таком случае тему Украины и Украинской Православной Церкви. Мы видим, что наиболее сложной ситуация является в странах Балтии. Как Вы можете ее прокомментировать? — Ситуация в каждой Балтийской стране имеет сегодня свою особенность и свои трудности. Совсем недавно в Литве Константинопольский Патриарх учредил свою антиканоническую юрисдикцию, приняв в нее лишенных сана клириков Виленско-Литовской епархии , а также некоторых клириков из Беларуси, не имеющих отпускной грамоты от своих архиереев. Это в буквальном, терминологическом смысле очередной раскол, поскольку таким образом раскалывается единая до сего времени епархия. Что касается самой Виленско-Литовской епархии, то совершенно очевидно, что на ее правящего архиерея митрополита Виленского и Литовского Иннокентия оказывается большое давление с разных сторон. Некоторое время тому назад он обратился к Святейшему Патриарху и Священному Синоду с просьбой о придании Виленско-Литовской епархии статуса самоуправляемой Церкви. Поскольку такие решения по Уставу могут приниматься только Поместным Собором, повестка дня которого формируется Архиерейским Собором, Священный Синод принял решение о передаче этого прошения на рассмотрение предстоящего Архиерейского Собора. Мы с любовью относимся к владыке митрополиту Иннокентию и считаем очень важным, что он, несмотря на внешнее давление, стремится поддерживать канонические устои Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6022147...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Протоиерей Понтий Рупышев и Михновская община. Опыт исторического исследования 23 января 2017 г. в Москве прошли I Международные Рупышевские чтения, посвященные памяти исповедника и подвижника ХХ века протоиерея Понтия Рупышева. Конференция была организована при поддержке Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, а также Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Вниманию читателей портала «Богослов.Ru» предлагается доклад, зачитанный в рамках конференции аспирантом МДА Алексеем Шальчюнасом. Статья Преподобный Варсонофий Оптинский как-то сказал, что упадок и запустение обителей начинается с забвения своих основателей и подвижников. Михновская община всегда свято хранила память протоиерея Понтия Рупышева, однако долгое время в виду идеологических запретов советской эпохи о его личности нигде более не упоминалось. В новейшее время в местной епархиальной печати стали появляться публикации, имевшие обзорный характер и посвященные в основном жизни общины. В немногочисленных академических трудах литовских историков, освещавших историю Православной Церкви в Литве, имя отца Понтия упоминалось эпизодически, внимание в основном уделялось драматической судьбе общины в послевоенное время, в эпоху антирелигиозных гонений. Таким образом, в общих чертах о Михново было известно, однако попытка внимательней исследовать феномен общинной жизни неизменно приводила к вопросу о личности ее основателя, протоиерея Понтия Рупышева, о котором, тем не менее, историческая наука практически ничего не знала. Такой пробел в новейшей историографии отчасти объясняется территориальными проблемами Виленского края, присоединенного к Польше в 20-х годах ХХ века. Исторически единая православная Литовская епархия оказалась разделенной на две части между Литовской республикой и Польшей, на территории которой в 20-е годы и была основана община. В каноническом отношении с 1924 года православные приходы Виленского края были подчинены Польской автокефальной Церкви. В итоге территориальных и канонических коллизий история православия Виленского края, включенного в состав Польши, в значительной степени выпала из внимания историков Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/5897647

В окт. 1918 г. католическим епископом Виленским был назначен литовец Юргис Матулайтис (Ежи Матулевич). Виленская епархия к тому времени являлась суфраганией Могилёвской митрополичьей архиепархии. У Матулайтиса возник конфликт с клиром Вильно, где доминировали поляки. Если архиерей положительно относился к властям независимой Литвы, был сторонником примирения Польши с Литвой и сохранения единства Виленской епархии, то Виленская кафедральная капитула и Виленская епархиальная семинария были настроены антилитовски, почти все польск. священники в Вильно активно боролись против независимости Литвы, выступая за присоединение к Польше. К нач. 1922 г. вслед. ревиндикаций в Виленском, Белостокском и Новогрудском воеводствах (в пределах Виленской архиепархии) были отняты у православных и обращены в костелы по меньшей мере 54 бывш. римско-католических или униатских храма (в 1-й пол. XIX в. относились к православным Виленской или Гродненской епархиям). Иногда у православных отнимали и те храмы, к-рые были построены на месте бывш. костелов или униат. церквей (в 1-й пол. XIX в. относились к правосл. Виленской или Гродненской епархиям). В собственность римо-католиков перешли бывшие мон-ри базилиан: Раковский, Друйский, Вольнянский. В результате земельной реформы 1922 г. католич. Церковь в Литве получила значительную часть недвижимости, утраченной ею в результате конфискации правительством Российской империи. В 1923 г., несмотря на требования властей Литвы, Ватикан не стал выделять 6 деканатов бывш. Виленской архиепархии, отошедших в 1920 г. Литве, в отдельную епархию, создав для них генеральное вик-ство при архиепископе Виленском. В февр. 1925 г. Ватикан заключил конкордат с Польшей, по которому Виленское архиеп-ство было причислено к Польской церковной провинции, Виленский еп. Ю. Матулайтис по требованию польских властей был отозван. В марте 1925 г. литовцы в знак протеста разгромили резиденцию папского нунция в Каунасе. Ватикан вынужден был пойти на уступки и создал для Литвы отдельную апостольскую администрацию. 4 апр. 1926 г. в пределах Литовской Республики папа образовал Литовскую церковную провинцию (митрополию) с центром в Каунасе, упразднив ранее существовавшую Жямайтскую (Жмудскую) епархию. Действовала также апостольская администрация для бывш. деканатов Виленской архиепархии, отошедших от Польши Литве в 1920 г. Тогда же в составе Литовско-Каунасской митрополии были образованы 4 суфраганные епархии с центрами в Кайшядорисе, Панявежисе, Тельшяе и Вилкавишкисе. В сент. 1927 г. был подписан конкордат Литвы с Ватиканом. В 1926 г. в Ковенской Литве служили 919 ксендзов.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Помимо репрессий со стороны но­вой власти, РПЦ немало пострадала и от внутрицерковных нестроений, вызванных обновлен­ческим и т.н. карловацким расколами. И хотя в канун всего этого в жизни РПЦ произошло отрадное и многообещающее событие – состоял­ся долгожданный Всероссийский Поместный собор, восстановивший институт Патриаршества и наметивший пути к возрождению и обнов­лению подлинной церковности, жизнедея­тельность Церкви в течение первых лет после Октябрьской революции была фактически пара­лизована. А это, в свою очередь, неблагоприятно сказывалось и на жизни Литовской епархии. Кроме того, здесь возникли и другие проблемы. Как известно, в июне 1919 г. в Версале (Франция) был подписан мирный договор, знаменующий окончание Первой мировой войны. По этому договору возрождалось Польс­кое государство – так называемая II Речь Поспо­литая (просуществовавшая до 1939 г.). Часть православных приходов Литовской епархии вновь оказалась в пределах католической Польши, вторая – оказалась в пределах провозгла­шённой 16 февраля 1918 г. Литовской Респуб­лики. После подписания Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей (20.03.1921) к Речи Посполитой отошли и Виленский, Дисненский и Лидский уезды бывшей Виленской губернии. Таким образом, большая часть приходов Литовской епархии оказались вне границ молодой Литовской Республики. Кроме того, православная епархия вскоре оказалась разделённой не только территориально, но и юрисдикционно. Прихо­ды, оказавшиеся на территории Речи Поспо­литой, не только присоединены были к Вар­шавской митрополии, но вместе с ней были объявлены Автокефальной (самоуправляю­щейся) Православной Церковью в Польше. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ АВТОКЕФАЛИИ было продиктовано волей Польского правительства и честолюбивыми устремлениями некоторых польских иерархов, и связано было с наруше­ниями канонических и общеправовых норм. Основное каноническое нарушение состояло здесь в том, что православные приходы в Польше провозгласили себя Автокефальной Цер­ковью без согласия на то Русской Православной Церкви, которой по праву и надлежало дарова­ние автокефалии, ибо приходы эти были в её юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечательно, что митрополит Иннокентий на заседание Синода и не прибыл, хотя является непостоянным членом Синода нынешнего состава и на заседании рассматривался его рапорт. Объяснялось отсутствие митрополита транспортными проблемами, вызванными Специальной военной операцией. Хотя наблюдатели обращали внимание скорее на то, что накануне митрополит Иннокентий выступил с осуждением СВО и позиции Святейшего Патриарха Кирилла. Отметим, что в своих официальных обращениях Виленско-Литовская епархия уже именует себя «Православная Церковь в Литве». Напомним, в состав Русской Православной Церкви входят: две автономные церкви (Японская и Китайская, последняя, впрочем, фактически прекратила своё существование); пять самоуправляемых Церквей: Православная Церковь Молдовы, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь, Русская Православная Церковь заграницей и Украинская Православная Церковь, имеющая права широкой автономии; четыре экзархата: Белорусская Православная Церковь, Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии, Патриарший экзархат в Западной Европе, Патриарший экзархат Африки; два митрополичьих округа: Казахстанский митрополичий округ (Православная Церковь Казахстана), Среднеазиатский митрополичий округ (Православная Церковь Средней Азии), включающий в себя приходы в четырёх республиках Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Туркмении, которые возглавляются традиционно архиереями, а также архиепископия с особым статусом — Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции. Виленско-Литовская епархия имеет статус обычной епархии РПЦ, хотя и возглавляется традиционно митрополитом. Из бывших республик СССР статус епархии также имеют православные приходы в Азербайджане и Армении (учреждена в прошлом году). Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 4. Ответ на 3, Бармалей: Главное не торопиться с окончательными выводами и признавать свои ошибки, стараясь иногда не махать шашкой.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/15/v_...

Каждый самостоятельный архиерей имел суффрагана или викарного епископа, 405 каждая епархия – свою консисторию. Униатская иерархия в первые два года царствования Императора Николая I состояла из следующих лиц: митрополита греко-униатских церквей, епископа брестского, Иосафата Булгака, архиепископа луцкого Иоанна Красовского и полоцкого епископа Иакова Мартусевича. Викарными епископами были в это же время: Головня, епископ оршинский, викарий литовский, Сероцинский, епископ пинский, викарий луцкий, и Яворовский, епископ владимирский, викарий брестский. 406 Такой личный состав униатской иерархии оставался, впрочем, недолго. 22-го апреля 1828 г. последовал указ, которым совершенно изменялся весь прежний порядок управления греко-униатских церквей, а следовательно и порядок епархиальный, ибо по этому указу две из четырех епархий были закрыты. «Управление греко-униатских церквей в России, говорилось в указе, под главным ведением коллегии, предоставить двум епархиальным начальством, учредив при оных кафедральные соборы: 1-й белорусский в городе Полоцке, где пребывает полоцкий греко-униатский архиепископ; 2-й литовский Гродненской губернии Слонимского повета в Жировицком греко-униатском монастыре, обыкновенном местопребывании брестского епископа сего вероисповедания. При каждом имеют быть: консистория, семинария и низшее духовное училище, а в Полоцке, сверх того, духовная греко-униатская академия (последнее было отменено). К епархии полоцкого греко-униатского архиепископства причислить смежные с Белоруссией поветы Минской губернии: 1) Дисненский, Борисовский, Игуменский, Бобруйский, Речицкий, Мозырский; 2) прилегающие к последним двум поветам: в Волынской губернии Овручский, а в Киевской Радомысльский и 3) сопредельный же с Белоруссией округ, где находятся шесть церквей греко-униатских; литовскую же греко-униатскую епархию составить из Гродненской и Виленской губерний, Белостокской области и греко-униатских церквей северных поветов Волынской губернии. О церквах сего вероисповедания, находящихся в других поветах сей губернии, а равно в Киевской и других, греко-униатская духовная коллегия имеет сделать особое подробное положение, 407 дабы начальство каждой епархии с точностью знало круг своего ведомства; сия коллегия имеет также составить правила для передачи дел из существовавших доныне греко-униатских консисторий луцкой и виленской, по принадлежности, в консистории литовскую или белорусскую и представить на рассмотрение главного управления дел иностранных исповеданий о назначении викарных епископов по епархиям».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010