апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П.Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью – «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину , и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утверждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153). Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны иконы: 1.Милостивая – Киккская (26 декабря/8 января и 12/25 ноября). Находится на Кипре в Киккской обители. 2.Ченстоховская (6/19 марта). Находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова. 3.Виленская (14/27 апреля). 4.Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября). Написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. 5.Одигитри-Смоленская (28 июля/10 августа). 6. Хахульская (15/28 августа). Находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси. 7.Корсунская (9/22 октября). Принесена св. равноапостольным Владимиром из Корсуни в Киев в 988 году. 8.Иерусалимская (12/25 октября). Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н.Поселянин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молящиеся шедше в ту ограду: По вере своей емлют вси отраду: Славу Господу за все сие восписуют Врачующиеся весело ликуют, Ради мученик обитель сия создася, В целебный дар всем икон в ней стася». 3) Виленская икона Божией Матери – весьма чествуемая многими как чудотворная. Икона эта украшена сребропозлащенной ризою, жемчугом и дорогими камнями. 4) Крест напрестольный большой, обложенный металлическими золоченными пластинками с прекрасным изображением Распятого Спасителя, под коим вычеканена надпись об устроении его в 7198 году монахом иеродиаконом Стефаном Сахаровым. На оборотной стороне креста написано вверху: мощи первомученика Стефана. На правом конце: св. Апостола Варнавы , на левом – св. Ап. Тимофея. В центре средней поперечины написано: часть древа креста Господня. На правой стороне ее: перст Иоанна Предтечи; св. Апостола Матфея; св. Иакова брата Божия. На левой стороне ее: – св. Апостола Андрея Первозванного; св. Ап. Луки; священномученика Симеона брата Божия. На продольной части креста, несколько ниже соединения ее с среднею поперечиною написано: святого Великомученика Артемия. На ней же еще пониже: – святого Великомученика Пантелеимона. В центре ее: святого мученика Евстратия. В центре нижней поперечины написано: св. Великомученика Меркурия. На правом конце ее: – святого Великомученика Иакова Перского. На левом конце ее: – святых бессребреников Космы и Дамиана. На продельной части креста несколько ниже соединения ее с нижнею поперечиною написано: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста . На конце ее: – многих святых святителей и преподобных отцов Греческих и Российских. Сей крест обычно хранится за престолом в особом футляре. 5) Крест напрестольный (средней величины) серебряный позлащенный, украшенный со всех сторон чеканкой. На нем находится на обороте надписи, а именно, вверху: часть животворящего креста Господня. В центре поперечины креста: – святая пречистая кровь Господня. На правом конце этой поперечины: – часть святыя ризы Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

http://schwarzze.livejournal.com/234792.html Кирпичная церковь построена в 1815 году опочецким купцом 1-й гильдии Алексеем Даниловичем Порозовым, строить её начали 9 мая 1812 года. Одновременно в связи с церковью построена кирпичная колокольня. На ней было пять колоколов, два из них весили более 25 пудов каждый, остальные три не имели обозначения веса и были небольшими. Престолов было три. Кроме главного, справа был престол Святого Апостола Фомы, слева престол Святого Димитрия митрополита Ростовского. В церкви находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Эта икона принесена опочецкими стрельцами в давние времена из местечка Друя Виленской губернии (ныне Витебская область Белоруссии). На ризе иконы была надпись: «…75 года февраля в 4-й день построен сей образ по обещанию опочецких стрельцов десяти человек Григория Колосова с товарищами, которые были в Польше, и сей образ взяли в городе Друе». Празднование этой иконы совершается 12 (25) июля. А.Д. Порозов был похоронен в построенной им церкви. На его могиле была установлена плита с надписью: «На сем месте погребено тело опочецкого 1-й гильдии купца и создателя храма сего Алексея Даниловича Порозова, скончавшегося 1 февраля 1816 года на 65 году жития своего». В Троицкой церкви 21 декабря 1818 года молился император Александр I. В Опочке он был проездом, пока на станции меняли лошадей, император молился в этой церкви, ближайшей к станции. Его встретил священник Симеон Молочковский, который вовсе не ожидал увидеть императора, ведь его ждали в приготовленном для высокого гостя доме, в другом месте. Возможно, в этой церкви бывал А.С. Пушкин, другие знаменитые путешественники – недалеко от церкви находилась почтовая станция. Дочерью генерал-майора Любовью Александровной Чеченской пожертвован капитал в пользу церкви и на ограду вокруг кладбища Скудельня. Её отец Александр Николаевич Чеченский был сыном чеченского мурзы, в детстве привезен в Россию, крещен по православному обряду. Его жизнь была посвящена армии, службу в которой он начал вахмистром. Александр Николаевич участвовал в осаде Дербента, в подавлении бунта кабардинцев, Отечественной войне 1812 года. Купец П. Песьяцкий также жертвовал средства на украшение храма.

http://sobory.ru/article/?object=41713

Местом погребения знаменитого русского пастыря долгое время был сам собор Александра Невского, гроб с его прахом был помещен в одном из приделов нижнего храма. Люди чтили место упокоения своего духовника, принося множество живых цветов к его могиле. В последствии прах был перенесен, для постоянного упокоения в могиле, на русское кладбище (cimetiere Russe) в Sainte-Genevieve des Bois под Парижем Почитатели памяти о. Георгия Спасского составили комитет его имени, который продолжал труды, заповеданные батюшкой в деле христианского милосердия. Доброхоты организовали своеобразный " Дом отдыха " в Севре. " Дела комитета пошли хорошо, и он устроил небольшую, но очень уютную и красивую церковку " - пишет митрополит Евлогий. Храм этот был освящен 16 ноября 1938 г. В 1947 г. в день ангела батюшки, в праздник, посвященный святому Георгию Победоносцу, в кладбищенской Успенской церкви, прошла церемония, посвященная открытию памятника отцу Спасскому Памятник освящал митрополит Владимир (Тихоницкий). Газета " Русская мысль " , писала: " Отец Георгий похоронен в склепе нижней церкви. Надгробный памятник ему, очень изящный, исполнен Альбертом Бенуа (икона в триптихе изображает Божию Матерь Сурдетскую, исцелившую отца Георгия в младенчестве, по обеим сторонам апостол Иоанн Богослов и св. Георгий Победоносец) " Не только память о замечательном русском пастыре продолжала жить в сознании его духовных детей из числа русских эмигрантов, но и его заветы нашли продолжение в делах благочестивых и добрых людей. В память о своем духовнике в Париже была организована инициатива социального призрения, устроен т.н. " Очаг русской девушки имени отца Георгия Спасского " , где за умеренную плату в 7000 франков в месяц обеспечивался полный пансион " Примечания 1. Сурдегская икона Божией Матери в 1915 г. перед угрозой немецкой оккупации эвакуирована в Ярославль, в 1921 г. возвращена в Литву, ныне находится в Благовещенском соборе г. Каунаса. 2. Тихон (Белавин В.И.) (1865-1925 гг.), после окончания Санкт-Петербургской Духовной академии в 1888 г. на преподавательской работе, в 1897 г. рукоположен в епископа Люблинского, викария Холмской епархии, с 1889 г. на Алеутско-Американской кафедре (США), с 1905 г. архиепископ, в 1907 г. переведен в Ярославль, с 1913 г. на Виленско-Литовской кафедре, в 1917 г. избран на Московскую кафедру. Поместным Собором 1917-1918 гг. избран Всероссийским патриархом. Причислен к лику святых на соборе РПЦ в 1989 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/405/...

Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица - Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы. На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода - в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь ); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Митрополит Мисаил (1475—1480 гг.)    В преемники Григорию правительство провело Смоленского епископа Мисаила. Он был родом из русских князей Пестручей. С Москвой он дружил и в 1454 г., будучи уже на Смоленской кафедре, он посылался к великому князю Василию Васильевичу за чудотворной иконой Божией Матери — Смоленской. В Москву икона попала в 1404 г. Ее увез тогда Смоленский князь Юрий Святославич, восставший против Виттовта. Просьба, переданная через Мисаила была исполнена, и Смоленская икона была «отпущена из плена». Когда явился в Литву из Рима Григорий-Униат, епископ Мисаил был одним из тех архиереев русских, которые сначала не принимали его. Он писал об этом митрополиту Ионе в Москву и в ответ заслужил от Ионы похвалу в особом письме. Но... вскоре православные епископы сдали свою твердую позицию, приняли формально унию. Исправив свою кривизну стали православными. По смерти Григория в 1475 г., в. кн. Казимир IV, очевидно, под давлением Польши и Рима, целых два года не утверждал намечаемых в преемники Григорию новых возглавителей русской церкви. Наконец, его выбор состоялся. Формально избранным и представленным на благосклонное утверждение кандидатом на митрополичье место оказался старый Смоленский епископ Мисаил (Пеструч). Став после выбора нареченным митрополитом, Мисаил соблазнился на измену и должен был немедленно приступить к исполнению нового, теперь уже секретного плана введения унии. Из иерархии в заговор вовлечены были, кроме Мисаила, еще только два первоклассных архимандрита — обычно ближайшие кандидаты на епископство: Киево-Печерский архимандрит Иоанн и Виленский Свято-Троицкий Макарий. Остальные полтора десятка привлеченных к делу мирских особ принадлежали к православной знати, породнившейся с латинскими фамилиями. Пишется просьба о принятии в унию на имя папы Сикста IV. Документ этот печатно опубликован в Вильне почти полтораста лет спустя, когда Брестская Уния была уже введена. В очень пространном письме диссонируют две материи и два разных тона. С одной стороны слова неумеренно льстивой раболепно-покорной преданности папе и с другой — повторные жалобы на стеснения и обиды, которыми полна жизнь православных под польско-литовской короной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В соборе находится икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» — копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. Написана она масляными красками на кипарисовой доске. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан. Образ Богородицы, согласно надписи, – «дар от некоторых беднейших русских Святогорских иноков-патриотов отцу-настоятелю церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Глубокое, Литовской епархии, Виленской губернии, Дисненского уезда, священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом для сея церкви в неотъемлемое достояние, во благословение от святой Горы Афонской сему храму, прихожанам, богомольствующим в нем и благотворителям, селению и по всему округу православным жителям…» Из документов, собранных бывшим настоятелем собора в Глубоком, протоиереем Серафимом Гоголушко, известно, что образ принесен в июне 1911 года крестным ходом при участии многочисленного духовенства. В течение 3 суток богомольцы с иконой прошли 36 верст, останавливаясь по пути во всех населенных пунктах. В Глубоком икону встречало множество людей, в том числе и сестры Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила. Несмотря на позднее время было совершено богослужениие с акафистом Божией Матери. Архиепископ Виленский и Литовский составил рапорт императору о торжестве, на что получил ответ: «Прочел с удовольствием. Николай». Глубокский образ Богородицы издавна известен своими чудотворениями. Интересен собор и своими подземельями. Несколько столетий его подвалы служили подземной усыпальницей для монахов, здесь же покоились и останки фундатора монастыря Иосифа Корсака. В 1831 г. кармелиты поддержали восстание против царского правительства, поэтому подземелье стало местом для хранения арсенала оружия, лечения раненых и укрытия для повстанцев. Во время второй мировой войны подземелья служили тюрьмой для узников “русской освободительной армии Родионова”, воевавших на стороне фашистов. После войны в подземельях располагалось хранилище консервного завода.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Морачово. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1849 и 1850. Адрес: Брянская область, Жирятинский район, с. Морачово Координаты: 53.299313, 33.610187 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью До 1838 года в селе Морочово был деревянный храм, построенный в 1761 году старанием помещика Безобразова. В 1838 году храм этот сгорел. В 1849-1850 г.г. построен, старанием и на средства помещицы Наталии Дмитриевны Пряженцовой и управляющего её имениями московского купца Алексея Александровича Бородина, новый храм, каменный - во им Святителя и Чудотворца Николая, как и прежний. Придельных алтарей нет. Историческое описание церквей и приходов Брянского уезда. Под редакцией О.Р.Вязьмитина. Белые Берега, 2008 Село Морочово (Морачово) находится в 195 верстах от епархиального г. Орла и в 50 верстах от уездного г. Брянска. В состав прихода входят, кроме села Морочова, деревни: Большие и Малые Козки, Юрково и Шустово. Прихожане, за исключением двух домов помещиков Пряженцовых, крестьяне; главное занятие – земледелие. В приходе числится 1269 душ обоего пола. До 1838 г. в селе Морочове был деревянный храм, построенный в 1761 г. старанием помещика Безобразова, но в 1838 г. этот храм сгорел. В 1849-50 гг. построен старанием и на средства помещицы Наталии Дмитриевны Пряженцовой и управляющего ее имениями московского купца Алексея Александровича Бородина новый храм, каменный, во имя святителя и чудотворца Николая, как и прежний. Придельных алтарей нет. Прихожанами особенно чтима древняя икона святителя и чудотворца Николая, как явленная и чудотворная; икона в серебряной, вызолоченной ризе, в венце яхонтовый камень… С давнего времени до 1851 г. ежегодно на Троицын день совершался после литургии крестный ход к тому месту, где, по преданию, явилась эта икона – близ речки Клетны. Здесь в то время была часовня для совершения всенощного бдения, обедницы с часами и молебнов. В 1851 г. здесь устроен был Клетневский монастырь, после чего крестный ход из морочовской церкви к означенному месту распоряжением Преосвящ. Смарагда был прекращен. В 1893 г. морочовский храм получил от кронштадского протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева в дар через прихожанина помещика Я. Б. Пряженцова икону Виленской Божией Матери. С 1894 г. причт двухчленный, получает пособие от казны по 392 руб. в год. В приходе имеется церковно-приходская школа. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Надеемся получить благословление на восстановление храма. 14 января 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14657

Древнеримский писатель Светоний (ок. 70 – ок. 140 по Р.Х.) писал о декрете императора Клавдия (41–54 по Р.Х.), изгнавшего из Рима евреев, которые «непрестанно бунтовали, побуждаемые неким Христом» (Vita Claudii. 25, 3–4). Когда было введено летоисчесление от Рождества Христова? иеромонах Иов (Гумеров) Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым (Dionysius Exiguus). До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243–313 гг. н. э.). Римляне называли это «эрой Диоклетиана». С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан. В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376–444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н. э.). Дионисий Малый по указанию папы Uoahha I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию. В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты. Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» («ab incaratione Domini nostri Jesu Christi»). Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742–814). Дионисий Малый по происхождению – скиф. Он был ученым монахом, хорошо знал Священное Писание, прекрасно владел латынью и греческим языком. Им были составлены сборники по каноническому праву, которым долгое время руководствовалась Западная Церковь . Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы? иеромонах Иов (Гумеров) Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Astria broma): икона находится в часовне близ них.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мощи Гавриила Заблудовского 21-22 сентября 1992 года в соборе проходили торжества перенесения мощей святого Гавриила Заблудовского, ранее хранившихся в Гродно и переданных Польской православной церкви епископом Гродненским и Волковысским Валентином. В процессии от границ города до собора приняло участие более 70 тысяч верующих и девять православных епископов от Польской православной церкви и Белорусского экзархата, а также католический архиепископ Белостокский Эдвард Кисель и воевода Белостокский. В июне 2010 года собор посетил патриарх Иерусалимский Феофил III, 18 августа 2012 года — предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а 21 августа 2016 — патриарх Антиохийский Иоанн X. Собор был построен в стиле классицизма, в плане имеет форму греческого креста и является типичным для православной храмовой архитектуры Российской Империи середины XVIII — середины XIX веков. Ежи Усьцинович сравнивает его с Яблочинским монастырём и церковью Успения Божией Матери в Заблудове и называет в качестве образцов, послужившим вдохновением для всех трёх храмов Спасо-Преображенский собор в Днепропетровске, собор Святых Петра и Павла в Гомеле, а также главную церковь Спасо-Преображенского монастыря в Новгород-Северском (все были созданы в конце XVIII или в начале XIX века). На внешних стенах церкви находятся пилястры с дорическими капителями, украшенные растительными мотивами. Храм имеет один центральный полусферический купол на высоком постаменте. Над притвором возвышается колокольня. Купол церкви изначально был покрашен в синий цвет, а крыша была красной. Храм имеет четыре входа: главный с западной стороны, два боковые с севера и с юга, и вход в ризнице. Главный вход украшает монументальный портик. Общая высота здания составляет 40 метров. Интерьер Иконостас Николаевского собора датируется 1846 годом и является работой виленской школы. Справа от Царских врат размещён образ Христа, слева — Божией Матери. На двух диаконских дверях расположены иконы архангелов Михаила и Гавриила. Царские врата украшены четырьмя круглыми иконами с образами евангелистов и двумя овальными со сценой Благовещения. Два верхних ряда содержат по четыре иконки из цикла двунадесятых праздников. Над царскими вратами в розетке расположено аллегорическое изображение Святого Духа в виде голубя, а над ним, сделанный в 1900 году, список Почаевской иконы Божией Матери. Всё это венчает икона, изображающая Тайную Вечерю.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святого_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010