Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин ( Черногория ), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой " Голубой часовне " . Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Владимир...

Со 2-й пол. XVIII в. начинают выпускать гравюры с образа, дополненные сценами чудес от него (мастер T. F.; Игнаций Каренга, 1796, и др.). Наиболее раннее изображение короны на главе Богоматери появилось на литографии анонимного мастера 1826 г. Первое воспроизведение ее в окладе выполнено в 1840 г. Ю. Озембловским в Вильне. В XIX в. О. и. многократно репродуцировалась в гравюрах и литографиях, издававшихся в Вильне, а также в городах Германии, Италии и во Франции. Обычно изображение Божией Матери на них дополнялось внизу видом улицы перед часовней. Известны католич. народные ксилографии XIX в., воспроизводившие О. и., а также множество металлических образков и медалей, изготовлявшихся для паломников и по случаю памятных событий, связанных с иконой. Почитание в России Остробрамская икона Божией Матери. 1847 г. Иконописец Кирилл из Яновой слободы обл. Войска Донского (ЦМиАР) Остробрамская икона Божией Матери. 1847 г. Иконописец Кирилл из Яновой слободы обл. Войска Донского (ЦМиАР) Правосл. Церковью О. и. была признана чудотворной после вхождения Вильны в состав Российской империи в результате 3-го раздела Польши. Однако имеются достоверные сведения о том, что икона почиталась православными и униатами уже в 1781 г. Адаптации образа способствовала версия Нарбута о его древнем происхождении, активно распространявшаяся Церковью. После учреждения в 1840 г. Виленской епархии архиеп. Иосиф (Семашко) предпринимал безуспешные попытки изъять О. и. у католиков и передать ее в правосл. Свято-Духов монастырь в Вильне. Композиционно близкие к О. и. образы Божией Матери без определенного названия известны в рус. иконописи с XVIII в. (икона сер.- 3-й четв. XVIII в., частное собрание), но иконографически они не полностью соответствуют ей и восходят к др. зап. гравюрам того же типа. К таким иконам относился образ, принадлежавший прп. Серафиму Саровскому, к-рый известен под данными ему самим святым названиями «Умиление» и «Радость всех радостей». От О. и. этот образ отличает положение скрещенных ладоней Богоматери - правая лежит сверху; различаются одежды Богоматери - шея не закрыта драпировкой, глава покрыта белым платом (все эти различия встречаются на гравюрах Вирикса). Такой образ мог ассоциироваться с О. и. до ее офиц. признания чудотворной правосл. Церковью, поскольку 1-е чудо от виленской святыни (воскрешение упавшего с крыши ребенка) прямо соотносилось с фактом биографии прп. Серафима (падение с колокольни отрока Прохора, чудесно избежавшего гибели). Это могло послужить причиной почитания святым композиционно близкого к О. и. образа.

http://pravenc.ru/text/2581661.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Аксайская " Описания иконы Икона Аксайская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В 1656 году, в царствование Алексея Михайловича, во время войны с Польшей, донские казаки находились в составе русской армии в городе Вильно, откуда привезли на Дон в город Черкасск чудотворную икону Богоматери ВИЛЕНСКУЮ «Одигитрия». В честь привезённой иконы и с благословения Московского Патриарха Никона казаки выстроили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной, как оказалось, не угодно было, чтобы Её икона оставалась на Дону. Богородица многократно являлась многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть её туда, откуда взяли. Долгое время требование не исполнялось. В 1661 году на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окружённые со всех сторон, казаки дали обет, что если Царица Небесная спасёт их от гибели, то они исполнят Её волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона была отправлена с большой честью в Вильно. До отправ[...] Описание иконы Аксайская Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор - С. В. Булгаков В Троицкой церкви Аксайской станицы, Черкасского округа, Донской еп., находится Аксайсная икона Божией Матери Одигитрии, которая пользуется глубоким почитанием в Донской области. По преданию, этою св. иконою св. Тихон, еп. Воронежский, благословил казака Василия Власова при рукоположении его в иереи означенной церкви. В 1830 г. по молитвам пред Аксайской иконою жители станицы Аксайской и г. Новочеркасска были избавлены от холеры и с того времени св. икона чтится, как чудотворная. С 1832 г. по 1857 г. она пребывала в Новочеркасском Вознесенском кафедралыюм соборе, а в 1877 г., когда вновь свиренствовала в Аксайской станице холера, св. икона была возвращена в эту станицу, где пребывает и поныне. По разрешению Св. Синода Аксайская св. икона с 1868 г. износится на поклонение ей в Екатеринославскую еп., в Ростов, Нахичевань и Азов, а с 1901 г. в Таганрог.

http://pravicon.com/icon-7

Воскресенский храм (Дисна) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Христова города Дисна относится к объектам культурного наследия. В храме находится чудотворная икона «Дисненская Одигитрия» — список (копия) XVIII века с иконы «Смоленская Одигитрия». Содержание История [ править править код ] Дисна - самый маленький город нашей республики с очень богатой древней историей. Этот город упоминается в летописи 11 века как Копец-городок, построенный на острове, находящемся на реке Западная Двина. Из истории известно, что Дисне было даровано Магдебургское право. С 1842 года Дисна была уездным городом Виленской губернии. Духовная жизнь Дисны была тесно связана с историей храма Воскресения Христова, существовавшего, по преданию, ещё в начале 13 века. С 1633 года при церкви существовал православный мужской монастырь, действовало православное братства, напоминание о котором сохранилось в виде серебряного креста. Трагична история Дисны, не менее трагична и история храма Воскресения Христова. Частые пожары уничтожали почти весь город. Огненная стихия 1700 года сожгла полностью дома, сгорела и Воскресенская церковь. В 1726 году на средства Дисненских мещан Тимофея и Анны Бородульских была построена церковь на месте старой, сгоревшей при пожаре. В 1810 году церковь была передана белому духовенству, а монастырь был закрыт. И этот храм сгорел во время страшного пожара 16 июня 1822 года. Часть внутреннего убранства его была спасена. По преданию, во время последнего пожара дисненцы обрели чудотворную икону Божией Матери " Одигитрия " , которая приплыла по реке Западная Двина. Жители прошли крестным ходом с чудотворной иконой по улицам города, и всеуничтожающие пожары прекратились. 12 мая 1870 года была освящена новая каменная церковь, построенная на средства казны и значительных пожертвований генерал-губернатора Виленской губернии Михаила Муравьёва. И на долгие годы храм стал главным в Дисненском уезде. История Воскресенской церкви связана с именем Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), который в 1916 году (апрель - октябрь) был эвакуирован в Дисну вместе с губернским руководством и был тогда архиепископом Литовской и Виленской епархии. Архиепископ участвовал в Богослужениях, совершаемых в Дисненском храме. С его именем связано приобретение иконы " Остробрамская " . В 1917 году архиепископа Тихона избрали Патриархом Московским и всея Руси. И в связи с этим событием дисненцы послали ему поздравительный лист, а Патриарх Тихон в знак благодарности за поздравление прислал им грамоту.Она и сегодня хранится в Воскресенском храме. А совсем недавно, уже в наше время, настоятельница Спасо-Евфрасиниевского монастыря матушка Евдокия и насельница этого монастыря матушка Сергия подарили церкви образ Патриарха Тихона с частицей его святых мощей. Так история удивительным образом переплетается с современностью.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

От Пюхтицы до Горней: крест игуменьи Георгии (Щукиной) За спиной настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме игуменьи Георгии (Щукиной) — три обители: Пюхтица, Свято-Духов Виленский монастырь и Иоанновский монастырь на Карповке. О своем пути, начиная с первых шагов в качества пюхтицкой послушницы до первых лет управления русской обителью Святой Земли, матушка Георгия рассказала корреспонденту и читателям Правмира. 25 ноября, 2013 За спиной настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме игуменьи Георгии (Щукиной) — три обители: Пюхтица, Свято-Духов Виленский монастырь и Иоанновский монастырь на Карповке. О своем пути, начиная с первых шагов в качества пюхтицкой послушницы до первых лет управления русской обителью Святой Земли, матушка Георгия рассказала корреспонденту и читателям Правмира. За спиной настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме игуменьи Георгии (Щукиной) — три обители. Пюхтица, Свято-Духов Виленский монастырь и Иоанновский монастырь на Карповке, где с 1988 года существовало подворье Пюхтицкого монастыря. Матушка пришла в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь в 1949 году. В 1992 она была назначена настоятельницей Горненского монастыря. О своем пути, начиная с первых шагов в качества пюхтицкой послушницы до первых лет управления русской обителью Святой Земли, матушка Георгия рассказала корреспонденту и читателям Правмира. Игумения Георгия (Щукина) Пюхтица и Горняя Пюхтица никогда не закрывалась, как и  Горненский монастырь , и как Горняя, это святое место. Как в Горнюю Матерь Божия пришла «со тщанием, и целова Елисавет», так и Пюхтицу избрала. Когда-то на этом месте эстонские пастухи пасли стадо и вдруг увидели необыкновенной красоты женщину. Явилась она непонятно, откуда, вся в сиянии. Они удивились, попытались приблизиться к ней — и она стала невидима. На второй день это видение повторилось. Они опять стали приближаться — стало ничего не видно. В это время шли русские крестьяне. Эстонцы рассказывают им о своем видении, они вместе подходят к месту, где стояла женщина, и видят — лежит икона Успения Божией Матери. Эстонцы — лютеране, они иконы не почитают. Икона досталась русским крестьянам. Здесь и начала создаваться Пюхтицкая обитель .

http://pravmir.ru/ot-pyuxticy-do-gornej-...

Икона Виленская-Остробрамская Время явления сей иконы неизвестно. Находится она в Вильне, над городскими воротами, называемыми Острой Брамой, отчего так названа и сама икона. Все жители Вильны и окрестных мест, как православные, так и католики, имеют благоговейное почитание к сей чудотворной иконе. Икона, называемая Милостивой О сей иконе см. под 12 ноября. Икона, именуемая Байбузской Она находится в Киево-Печерской лавре. Прославилась сия икона в 1832 году в селе Байбузе Черкасского уезда. Оттуда перенесена в лавру. Икона, именуемая Блаженное чрево, или Барловская О сей иконе известно только то, что явление её последовало в 1392 году. Она находится в московском Благовещенском соборе. Сей иконе празднуется ещё 6 октября. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, из которых одним празднуется не в одни и те же числа месяцев, а празднование других не вполне известно Икона, именуемая Ахренская-Шахматица Она явилась в 1491 году, 17 октября преподобному Косьме, игумену Ах ренскому, на реке Валусе, в 15 вёрстах от Юрьева-Польского. Косьма тогда ещё не был иноком и шёл со своим господином во Владимир. От иконы был ему голос, повелевавший идти в иноки и построить монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он так и сделал. Явленную икону поставил в монастырь, и от неё стали происходить чудотворения. Балыкинская икона Она явилась в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в 1711 году. Икона – малороссийского письма и отличается некоторыми особенностями пред прочими иконами Божией Матери. На месте явления празднуется ей в Субботу акафиста. Молитва пред иконой, именуемой «Балыкинская» Некогда от шведов град Твой защитившая, о, Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли Российския отвративши, и тако во области северстей Твоего всечестнаго лика образ прославила еси, видимыя слезы о прадедах наших, от супостат воюемых, изливающи. Таже здравие слепым и бесным от сея иконы многажди подавала еси, и предстательством Твоим мор на человеки бывший и язю на скоты пришедшую прекратила еси. Ты и ныне струи милосердия всем с несумненной верой во Твой всесильную помощь прибегающым изливаеши. Вонми убо молению нашему, и путь нашего земнаго скитания управи, в жизнь вечную сей приводящи. Темже и люди церковныя от сетей лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий, сохрани, и всем нам чистоту помышлений подаждь. Аше бо слезы и моления наша не довлеют прегрешений наших очистити, но к сим да приложится Твое всесильное предстательство, на неже уповающе, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫНИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Белыновицкая] (празд. 12 апр.), по преданию, нашедшему отражение в Акафисте Б. и. (икос 2), образ был принесен иноками предположительно в XIII в. в мест. Белыничи (совр. пос. Белыничи Могилёвской обл., Беларусь) и поставлен в Илиинском храме, где чудесным образом просиял во время всенощного бдения. В 1596 г., после подписания Брестской унии , храм во имя прор. Илии был обращен в униатский, а затем разрушен. Сведения о появлении Б. и. в Белыничском кармелитском мон-ре, основанном в 1624 г. канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой, относятся к 1634 г. По преданию, монахи безуспешно пытались найти в окрестных местах художника, способного написать икону Божией Матери. Отчаявшись, они обратились с молитвой к Богу, и вслед за тем в мон-ре появился ангел в образе юноши-паломника, к-рый назвал себя художником и, пока монахи пели молитву Богородице, написал на доске лики Богоматери и Младенца Христа несказанной красоты. Он же предсказал, что вскоре Богородица сама украсит себя одеждами, и уже в 1635 г. Кристоф Завиша прислал для иконы ризу и серебряную корону, а Казимир Лев Сапега - «золотые украшения». Белыническая икона Божией Матери. (Церковь в пос. Белыничи Могилёвской обл.) Белыническая икона Божией Матери. (Церковь в пос. Белыничи Могилёвской обл.) Еще в кон. XIX в. в Могилёве сохранялись рукописные сказания о появлении и чудесах от Б. и. (в основном об исцелениях во 2-й пол. XVII в.). В 1655 г. Б. и. была перевезена в Ляховичскую крепость, и пребывание ее там, по мнению современников, позволило выдержать трехмесячную осаду войск царя Алексея Михайловича. Сказание о чудесном появлении образа и спасении Ляховичской крепости было напечатано отдельной брошюрой накануне коронации иконы. После окончания войны 1654-1667 гг. (по др. сведениям, в сер. XVIII в.) икона была возвращена в Белыничский мон-рь. В 1755 г. комиссия, присланная Виленским еп. Михаилом Зеньковичем, изучив записи, к-рые велись с 1706 г., о чудесах, происшедших от иконы, и осмотрев имевшиеся в мон-ре их изображения, признала Б. и. чудотворной. 20 июля 1761 г. еп. Михаил Зенькович совершил торжественную коронацию иконы, возложив на нее венцы, заказанные Огинским и Сапегами и освященные в Риме папой Бенедиктом XIV . Икона крестным ходом была перенесена в новый костел Белыничского мон-ря, ставшего местом паломничества и пышных религ. торжеств, прежде всего на празднование Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной иконы Божией Матери, Рождества Богородицы, прор. Илии.

http://pravenc.ru/text/77972.html

Смоленским Иосифом Солтаном, в благословение вновь созидаемой им обители. В местном западно-русском населении, без различия исповеданий, она пользуется глубоким почитанием; не только православные, но и католики и лютеране приходят в Супрасльский храм для молитвы пред нею, и в памяти местного населения хранится немало сказаний о чудесной помощи по молитве пред этою древней святыней обители. В настоящее время эта св. икона, покрытая серебряною, вызолоченною ризою с драгоценными камнями, стоит в деревянном изящном киоте в Благовещенском храме за левым клиросом, у колонны. Кроме неё в мон. есть еще древняя и чтимая Владимирская икона Божией Матери. По местному преданию, эта св. икона подарена митр. Иосифу Солтану для Супрасльского мон. вел. кн. Литовскою, Еленою Ивановною, дочерью князя Московского Uoahha III -го и супругой Литовского князя Александра. Драгоценною святынею мон. также являются частицы древа животворящего креста Господня и присланные в 1750 г. папою при особой грамоте кости св. муч. Иустина. При мон. школа, странноприимный дом и Благовещенское братство, открытое в 1893 г., с целью укрепления духа православия и развития самосознания русской народности в окрестном населении. Е. Борисоглебский Коложанский , 2 кл., в г. Гродно. Основан ок. 1480 г. В 1854 г. перенесен на настоящее место, в здания бывшего католического мон. бернардинов, основанного в 1621 г. В Борисоглебском храме находится весьма чтимая Коложская икона Богоматери, перенесенная в 1853 г. из обрушившейся тогда, вследствие подмыва р. Немана, Борисоглебской церкви в Коложе (предместье г. Гродно), построенной там еще в первой пол. XII в. Эта св. икона по своему письму может быть отнесена к XVII в. и представляет собой копию Виленской иконы Одигитрии (см. Троиц. мон. Литов. еп.). При мон. школа и приют для сирот. Успенский Жировицкий, 2 кл., в 9 в. от г. Слонима, в м. Жировицы. Основан во 2-й пол. XVI в.; с XVII в. до 1839 г. был в унии. В храме Успения находится празднуемая в мон. 7 мая чудотворная Жировицкая икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В настоящее время эта чудотворная икона находится в местечке Белыничи Могилевской губернии, в церкви мужского Николаевского монастыря. Этот монастырь был переведен в Белыничи из города Мстиславля по высочайшему повелению в 1877 г. Правительство в данном случае шло навстречу давнишнему желанию православных белоруссов иметь свой монастырь на месте римско-католического и воспользоваться для этого зданиями этого последнего, пустовавшими с 1832 года. Потребность в монастыре вызывалась важным значением храма в Белыничах и находящейся в нем чудотворной иконы Божией Матери, к которой массами стекаются из самых дальних мест как православные, так, равным образом, и католики. 12 апреля 1876 года была совершена первая Божественная литургия на освященном православным епископом антиминсе при громадном стечении богомольцев-белоруссов, радовавшихся этому торжеству православия. Белыничская икона Богоматери пользуется таким почетом у православных богомольцев, что они, отправляясь в Киев, прежде всего посещают монастырь в Белыничах. Чудотворная икона находится в великолепно отделанном Белыничском храме, на высоте алтарной стены. На площадку, которая устроена пред ней, ведут две чугунные лестницы — с левой и правой стороны алтаря. Белыничская икона — очень древняя. Несмотря на это, высокое искусство сохранило в изображении лика Богоматери необыкновенную свежесть красок. Эта икона прославилась многими чудесами. Все притекающие к ней с верой и надеждой на помощь и заступничество Царицы Небесной по вере своей получают исцеления от болезней и утешение в скорбях. 14 апреля Икона Виленская-Одигитрия По местному преданию, икона сия написана евангелистом Лукой и из Палестины перенесена в Царь-град. Впоследствии она была прислана императорами Греческими королям Галицким и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества икона эта стала достоянием Московского князя. В Москве она, однако, пребывала недолго. Великий князь Московский Иоанн III Васильевич благословил ей свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра (в 1495 году). Таким образом, икона Одигитрии, т. е. Путеводительницы, была перенесена в столицу Литвы Вильну, где она пребывает и до настоящего времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск) Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск) (Празд. 13 авг.), чудотворный образ, наиболее почитаемая православная святыня Беларуси. Название иконы (лат. Minscensis), данное ей по месту явления в Минске, а также год этого события приведены в вышедшем в свет в 1672 г. 2-м издании лат. каталога чудотворных икон Божией Матери нем. автора В. Гумппенберга. Краткий рассказ о явлении и чудесах М. и. основан на сведениях, предоставленных ректором Виленской академии, историком и писателем иезуитом Альбертом (Войцехом) Виюком-Кояловичем (1609-1677). В каталоге икон сообщается о том, что в 1500 г. в Минске, «главном городе Литвы» (ВКЛ), на р. Свислочь был явлен образ Божией Матери. После разорения Киева «сарматами» икона по воде прибыла к Минску; явленную икону перенесли в замковую церковь для всеобщего поклонения. Далее упоминается современное автору местонахождение святыни в ц. Св. Духа у монахов-базилиан. Со ссылкой на то, что «кроме других чудес, зафиксированных в источниках (в которых упомянуты исцеления многих слепых и бесноватых)», говорится о прекращении эпидемии чумы, «которую образ не только после шествия с ним по городу остановил, но даже отовсюду и дальше изгнал; упоминается также, что великая победа над скифами была добыта благодаря этому образу» ( Gumppenberg. 1672. P. 947). К рассказу об этом «литовском образе» автор присовокупил, по его словам, недавно сочиненное 3-частное моление к Божией Матери, к-рое он взял из тех же материалов Виюка-Кояловича ( Idem. P. 947-950). Пространная версия истории М. и. с описанием чудес от нее была создана в 1700-1723 гг. в Свято-Духовом монастыре базилианским мон. Яном Ольшевским ( Николай (Трусковский). 1864. С. 62). Хранившаяся в мон-ре рукопись была утрачена, но основные сведения об иконе с добавлениями к ее ранней истории были опубликованы (см.: Stebelski.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010