Мы же, Православные, у нашей святыни, у мощей святых, дадим новый обет: хранить завет отцов наших; хранить веру святую Православную; почитать всё священное на земле Русской; благоговеть к царям, устроившим и возвеличившим её, и полагаться скорее на милость Божию и на всевышний Промысл, нежели на слабые силы ограниченного нашего разума. Святые мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие! Здесь, у ног ваших, и мы дерзновеннее возносим чело своё. Мы понимаем, что не в каком-либо частном племени, не в каком-либо провинциальном говоре стоит Россия: но что и мы дети благословенного великого нашего Отечества; что и мы ничим же меньше есьмы в земле Русской. Вы бо здесь прославили её мученическим венцом за веру Православную, веру отцов наших. Ваша кровь хранила и питала в них привязанность и сочувствие к общей земле Русской, пока общими усилиями, после борьбы нескольких веков, не слились они с нею по-прежнему в одно великое тело. Будьте ж нам вседневными предстателями и молитвенниками пред Господом: да утвердит Он и умножит в здешней стране Православную веру, да скрепит ею все племена Русского народа, и да вся Россия единым сердцем и единым гласом восхвалит вас, святые мученицы. Аминь. Примечание о иконе Пресвятой Богородицы, называемой Остробрамскою. Почтенный дееписатель города Вильна Крашевский отзывается неведением о происхождении иконы Остробрамской Божией Матери, ссылаясь на известие об оной, изданное монахами Кармелитами. Но г-ну Крашевскому легко было самому указать истину. Он знает, что часть города, где находилась и находится ныне сия священная икона, называлась всегда Острый Конец и Русский Конец, но преимущественному здесь пребыванию Русского населения. Естественно, что и на воротах, здесь находящихся, называемых доныне Острою Брамою, по всеобщему обычаю Русской Православной Церкви, находилась всегда икона Божией Матери, которую столь почитает и теперь всё Христианское население города Вильна. После ужасных, неоднократно претерпенных сим городом опустошений от пожаров и от войны, после неустройств и раздоров между Русским населением Вильна, последовавших от возникшей в конце шестнадцатого столетия унии, римско-католические монахи кармелиты, поселившиеся возле Острой Брамы, присвоили Остробрамскую икону Божией Матери – и естественно, что известие о сей иконе начинают они от того лишь времени, когда она досталась в их руки. Но в бывшем архиве униатских митрополитов, находящемся ныне при Святейшем Синоде, хранится большое дело, производившееся об означенной иконе между монахами кармелитами и Русскими (бывшими уже в унии) монахами Виленского Святотроицкого монастыря. Это дело, после низших инстанций, поступило на решение папы. Не находя возможности опровергнуть доказательства Русских униатов и дать преимущество кармелитам, римский двор вздумал спросить: кармелитский ли монастырь, или униатский Святотроицкий, находится ближе к Острой Браме; и на сем основании присудил икону кармелитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

5 Здесь, как и в конце Слова, по обстоятельствам времени и местности, указывается на тех несчастных из поляков, которые сделались орудиями чуждого влияния против России. 6 Управление Литовской Епархии, равно Семинария и Духовные училища, до 1845 года, находились в местечке Жировицах, в 9 верстах от города Слонима и в 200 – от города Вильны, и там совершились все действия, приготовившие по Литовской Епархии воссоединение Униатов. Монастырь Жировицкий славится Чудотворной иконой Божией Матери. 12 Церковь эта каменная, небольшая, но изящной архитектуры, построена Князем Константином Острогским для Православных, после перешла к униатам и такому подверглась запустению, что со всех сторон была обстроена прилепленными к ней домиками и вовсе незаметна для проходящих возле неё. Только издали можно было видеть одну изящную её колокольню. 14 Не худо здесь напомнить, что Святые Мощи эти были свидетельствованы и поверены, назначенными нарочно от Святейшего Синода, Преосвященными Черниговским Лаврентием и Минским Анатолием в 1826 году, то есть 25 лет тому назад. 15 Кроме Мощей, у нас в Вильно самый Святодухов монастырь, где они почивают, есть древний памятник бывшего здесь Православия. Сверх того: есть древняя Николаевская церковь , построенная знаменитым Константином Острогским, есть останки древних церквей Пятницкой и Спасской, есть икона Остробрамской Божией Матери, есть древний Троицкий монастырь, а в нем еще древнейшая икона Божией Матери, привезенная в Вильно Еленой, дочерью Uoahha III . 17 При чтении этого слова необходимо иметь в виду время, когда оно было произнесено. Тогда никто не предвидел случившегося последствия, – да и вообще всё было непредвиденно в богопротивной войне магометан и их покровителей против России. По-видимому, всё это было в неисповедимых судьбах Всевышнего. 18 После переведения в Вильну Православного Епархиального Начальства, отдан был оному, для необходимых помещений, давно закрытый большой миссионерский монастырь. Но здание это потребовалось вскоре гражданскому ведомству; и затем, вместо него, предложены и переданы Духовному Православному ведомству, несколько лет тому назад: праздные здания бывшей Римско-католической Духовной Академии и Августинского монастыря с церковью сего последнего, которая ныне обновлена и освящена во имя Св. Апостола Андрея Первозванного. В первых из сих зданий, помещалась прежде Главная Семинария при Виленском Университете, в которой воспитывался – Его Высокопреосвященство – Митрополит Литовский Иосиф. (Прим. Издателя.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Наиболее почитались в храме Белостокская икона Божией Матери и икона свт. Николая. В память Императора Николая I серебряную ризу на Белостокскую икону устроил зимой 1854–1855 лейб-гвардии Преображенский полк, а на храмовый образ — в 1877–1878 расквартированная в городе 26-я артиллерийская бригада. В соборе молились Императоры Александр I и 25 августа 1897 — Николай II. Действовало Братство Божией Матери «Всех скорбящих радости». Сравнительно небольшой храм стал со временем тесен для прихожан и находившихся в городе воинских частей, и поэтому с конца XIX века стал обсуждаться вопрос о постройке нового Воскресенского собора. По ходатайству архиепископа Литовского и Виленского Иувеналия (Половцева) для него был бесплатно предоставлен казенный плац. По ряду причин, в том числе из-за нехватки средств (первоначальная смета составляла 114 133 руб.), гродненский губернский архитектор И. К. Плотников только в 1905 составил проект храма в «московско-ярославском» стиле. Этот проект не был реализован. Строительство началось после одобрения в 1911 нового проекта, с элементами византийского и древнерусского зодчества, принадлежавшего К. П. Донцову, младшему архитектору губернского правления. За несколько дней до прихода в 1915 немецких войск величественный пятиглавый собор с колокольней был вчерне закончен, но после войны польские власти отобрали его у православных. Целых 13 лет прихожане требовали вернуть здание, которое постепенно разрушалось. Соборную площадь в дни праздников отдавали под балаганы, а купола использовали для устройства аттракционов. «Дивный, очень большого размера храм, на просторной площади посреди города, стоит ныне, обросший травами по карнизам, а на одном из куполов — вздымается береза», только «золоченые кресты на куполах... сияют в лучах солнца, как новые», — так выглядело в 1937 здание. По предписанию Белостокского воеводы от 12 апреля 1938 г. собор был взорван и на его месте (ул. Сенкевича) выстроено доныне существующее здание полицейской комендатуры. Судьба Воскресенского собора — не исключение. Уже в начале 1920-х были закрыты, а затем перестроены под костелы или уничтожены все воинские храмы Белостока: Успенский — 64-го Казанского пехотного полка (после 1902, ныне костел на ул. Траугутта), Никольский — 4-го Мариупольского гусарского полка (деревянный, в 1897 перестроен из бывшего царского павильона), свв. Захарии и Елисаветы — 4-го Харьковского уланского полка (1911), а также домовые церкви при мужской гимназии и реальном училище. На Кавалерийской ул. сохранилась лишь перестроенная бывшая полковая церковь прп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=30480

Построили часовню, стала обустраиваться будущая святая обитель в память Девяти Кизических мучеников. А в 1686-м году в Казани тысячи людей вновь стали умирать от страшной эпидемии «горячки». Митрополит Казанский и Свияжский Адриан пообещал, что если Господь спасет город от морового поветрия, он построит под Казанью Кизическую обитель. На следующее утро эпидемия внезапно прекратилась. Деревянную церковь построили к лету 1688 года, а в 1691-м году Патриарх Адриан благословил основание Свято-Введенского Кизического мужского монастыря. Он любил эту обитель и отправил туда икону Девяти мучеников Кизических с частицами их святых мощей и две иконы Божией Матери – Кизическую и Виленскую. Каждый год икона Кизических мучеников приносилась в Казань вместе с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Молебен служили не только в храмах, но и во дворах и домах горожан, путь к которым устилали травой. Храм Святых Девяти мучеников Кизических – Жаль, что сейчас, при разгуле нового «вредоносного поветрия», повсеместно не проводятся крестные ходы с такими святынями, как чудотворная икона мучеников из Кизика. Оказывается, в Москве в усадьбе Орловых на Б. Никитской была домовая церковь во имя Девяти мучеников Кизических. Ее освятили в связи с эпидемией чумы 1771 года. Старший брат графа Владимира Орлова Григорий Орлов участвовал в организации борьбы с эпидемией. Стоило бы снять фильм о помощи святых мучеников при эпидемиях и показать по центральному телевидению! Жаль, что мы забываем такие яркие и поучительные страницы истории. – Думаю, что было бы интересно снять и истории наших современников, которые вымолили себе хорошую работу у главной святыни храма. На ней изображены девять жителей города Кизик. Это город в Малой Азии на берегу Средиземного (Мраморного) моря. В Кизике христианство начало распространяться еще во времена проповеди святых апостолов Андрея Первозванного и Павла. Среди мучеников есть воины, сельские жители, горожане, клирики. Если часто читать акафист, можно запомнить их необычные имена – Феогнид, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, Филимон, юный Антипатр и престарелый Руф.

http://pravoslavie.ru/139193.html

Окормление паствы нового Благовещенского собора было поручено митрофорному протоиерею Евстафию Калисскому, самоотверженно трудившемуся вплоть до 1941 г. Вторым священником был протоиерей Василий Недвецкий, архидиаконом – монах Гавриил Кобец. В 1923 г., когда Вильнюсский край был оккупирован Польшей, митрополиту Елевферию (Богоявленскому) было предложено возглавить ту часть Виленской и Литовской епархии, которая находилась в пределах независимой Республики. Владыка перенес епископскую кафедру из Вильнюса в Каунас и поселился в церковном доме. Обратно в Свято-Духов монастырь владыка Елевферий переехал только в 1939 г., поэтому именно он опекал строительство храма и заботился о благоустройстве церковной жизни прихода. Направленный в 1940 году на его место митрополит Сергий также проявлял большую заботу о храме. Большой интерес владыки вызывал прекрасный в то время хор — он приходил сам и пел на хорах, так как обладал хорошим голосом и любил песнопения. Воскресенский храм был закрыт в 1962 г. решением государственных властей, и в Каунасе остался действующим один Благовещенский собор. Благовещенский кафедральный собор построен во Владимиро-Суздальском стиле, с пятью куполами, увенчанными позолоченными крестами. Здание было сложено из серого киприча. Западный фасад здания украшает крыльцо с колоннами и тремя входами во храм. Внутренние своды храма опираются на четыре колонны. Алтарная часть имеет два престола: центральный алтарь, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и правый придел, освященный в честь святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Святыни [ править править код ] Почитаемая святыня собора — чудотворная икона Сурдегской Божией Матери . К Сурдегскому образу Божией Матери обращаются в своих молитвах не только православные Литвы, но и верующие, приезжающие из зарубежья. Еще одна святыня храма — икона с мощами прп. Евфросинии Полоцкой. Престольные праздники [ править править код ] Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Видео [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

295 Святые мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Великого князя Литовского Ольгерда (1345 – 1377). Они приняли смерть за Христа в 1347 г. Память святых мучеников – 14 (26) апреля. Их мощи хранились в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. Там их застала революция, мощи были «арестованы» и помещены в музей атеизма. Лишь в 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь. 296 Виленская-Остробрамская Икона Божией Матери. Святыня хранится в часовне над воротами в Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа. Она почитается как православными, так и католиками. Название ее – Островоротная или Остробрамская происходит от народного названия ворот «Острые ворота» или «Острая брама» (от польск. «Брама» – ворота). В прошлом икона также именовалась Корсунская Благовещенская. День памяти ее – 26 декабря/8 января. 300 27 ноября (10 декабря по новому стилю) день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Престольный праздник в Царском Селе. 301 Покровская община – основана в 1858 г. Великой княгиней Александрой Петровной. Впоследствии – монахиня Анастасия киевского Покровского монастыря. Община была основана для попечения приходящих больных и для воспитания бедных бесприютных детей. В 1914 г. в ней был оборудован госпиталь. Находилась на Васильевском острове – Большой пр. 85, сейчас здесь находится больница, куда вошло несколько зданий бывшей общины. 305 Сарыкамыш – ныне город в Турции. 9 декабря в районе Сарыкамыша началось наступление 3-й турецкой армии. К 4 января 1915 г. русским войскам в результате так называемой Сарыкамышской операции удалось полностью разгромить наступавшие турецкие части. 306 В доме генерал-губернатора (Тверская 13) находились состоящие под покровительством Императрицы Александры Федоровны мастерские комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны. Для шитья белья для раненых работало более 1000 жен запасных. Всего там было изготовлено свыше 1 миллиона вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда было великое смущение и тревога в Св. Горе, афонские жители хотели бежать оттуда: из сорока тысяч всей братии во Святой Горе оставалось в 1854 году не более одной тысячи, и те хотели оставить Афон и бежать куда кто знает, полагая, что Матерь Божия покинула их и Святая Афонская Гора запустеет. Царица Небесная явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: «Почто очень испугались и почто входят такие помышления в сердца ваши? Все это пройдёт и кончится, и опять наполнится Св. Гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что, когда Моя икона будет находиться во Св. Горе, в Иверском монастыре, тогда ничего не бойтесь и живите в своих келиях, а когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, кто куда знает». И доныне пустынножители каждую неделю приходят в Иверский монастырь и смотрят, на своём ли месте стоит икона Божией Матери, и, увидевши, паки с радостью возвращаются в свои пустынные келий. Русский паломник Барский, путешествовавший (1729–1747) по св. местам, сообщает следующие сведения о чудотворной иконе: «В прекрасном, при внутренних вратах монастырских, созданном храме, в иконостасе, вместо наместной, обычного образа Богородицы, стоит святая чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарницею, с великими очесами, держащая в левой руце Христа Спасителя, очернела от множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованною, позлащенною одеждою и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами златыми от различных царей, князей и благородных бояр, дарованными за многие ее чудотворения: идеже и российских царей и цариц, императоров и императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще св. оная икона знамение, или шрам язвы на ланите, юже восприяла древле от единого, иже прежде бысть не верный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти». Другой, новейший очевидец, Святогорец, пишет: «Строгий вид Божественной Марии наводит на поклонников невольный трепет; черты святого лика Её чрезвычайно выразительны, и самый размер его величествен. Матерь щедрот и утехи является на этой иконе как будто более Матерью правосудия и грозного судии».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Помимо икон, размещённых в иконостасе, в соборе есть и другие, происходящие из разных периодов. Среди них особое значение имеют иконы Покрова Божией Матери, в северном нефе, Христа Вседержителя в южном нефе, икона святого Николая (время создания неизвестно) и копия иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Начиная с XVIII века особо почитаема была Белостокская икона Божией Матери, вариант Смоленской иконы Божией Матери. Она была вывезена в Россию священнослужителями в 1915 году; её дальнейшая судьба неизвестна. По состоянию на 2017 год этот образ заменяет его точная копия, которая была создана после 1945 года. Иконы, созданные для нужд церкви в период её строительства, написал московский иконописец Адриан Малахов. Интерьер собора украшен фресками авторства Йозефа Лотовского, выполненными в 1975—1976 годах. Они представляют, соответственно: Христа, искушаемого в пустыне (на южной стене), Христа, молящегося в Гефсимании (на северной стене), Рождество Господне и Распятие (над окнами). На южных дверях видны образы святого Пантелеимона и Георгия Победоносца, а на северных — святых Екатерины и Варвары. В западной части центрального нефа, над окнами, расположены изображения Виленских мучеников, Иова Почаевского, Серафима Саровского и Сергия Радонежского. На северной стене, над окнами, видны образы святой Софии с дочерьми Верой, Надеждой и Любовью, святого Онуфрия, святой Анны и святой Марии Магдалины. На стенах притвора представлены сцены из жизни святого покровителя собора — святого Николая Мирликийского. Над хором, находится фреска, изображающая Страшный Суд, ниже балкона — образ святых Кирилла и Мефодия. В куполе расположен Деисус — Христос Вседержитель в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя. На двенадцати колоннах между окнами в барабане находится изображения апостолов. На парусах представлены фигуры четырёх евангелистов, а под ними, в углах стен, — святых равноапостольных Константина, Елену, Ольгу и Владимира. С самого начала функционирования церкви в ней находятся три кафельные печи, а в 1880 году были установлены ещё пять железных.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святого_...

Титувенай. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1873 и 1875. Адрес: Литва, Шяуляйский уезд, Кельмеский район, Титувену сенюния, Титувенай Šiluvos g. 1A, Tytuvnai, Tytuvn seninija, Kelms rajono savivaldyb, Šiauli apskritis, Lietuva Координаты: 55.596314, 23.19842 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первоначально в местечке Титувенай временную церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в своем поместье построил А. Христианович в 1872 году. Но уже в 1873–1875 годах был воздвигнут новый каменный Казанский храм. Приход окормляли священники из Расейняй и Колайняй. В 1931 году община при Казанском храме хотела построить церковный дом, но не получила от Правительства финансирования. После Второй мировой войны храм был приписан к приходу в Расейняй, позднее Колайняй и Шяуляй. В советские времена была попытка местных властей закрыть храм. В 1947 году хотели оборудовать склад; в 1953 году - из-за долгов, которые Епархиальный Совет в свое время сумел покрыть. Уполномоченный по делам религии воспрепятствовал местным властям осуществить закрытие храма, который действует и по сей день. В настоящее время Казанский храм в Титувенай является приписным к Петро-Павловскому храму города Шауляй. По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии Казанская церковь в Титувенай (до 1917 г. - Цитованы) расположена на центральной площади городка и соседствует с известной в Литве католической святыней - бывшим монастырем бернардинцев с костёлом Пресвятой Девы Марии (XVII—XVIII вв.). Он был построен на средства казны и жертвователей и освящен 20 июля 1875 г. Часть убранства поступила от Ковенского Свято-Николаевского братства. Храм в русском стиле представляет собой усложненный вариант образцового проекта церкви в имении Синявина архитектора К.А. Тона. Трехчастная церковь с шатровой колокольней над притвором, трапезной в одну ось, близким к кубу основным четвериком и трапециевидной в плане апсидой, отличается оригинальными элементами отделки. Высокие щипцы по центральным осям основного объема, притвора и яруса звона колокольни оформлены поясами кронштейнов и сухариков. На фасадах им соответствуют трехлопастные кокошники, в поля которых на боковых фасадах основного объема вписаны бифории с византийским полуколонками. В киоте-кокошнике над входом в храм – икона Богоматери. Двухъярусный иконостас выполнен в русском стиле. С 1884 г. приход имел самостоятельный статус, однако неоднократно приписывался к приходам в Кедайняе, Колайняе, Расейняе, в настоящее время – в Шауляе. В 1923-1946 гг. настоятелем прихода с перерывами служил прот. Симеон Онуфриенко. В 1947-1948 гг. храм закрывался властями, несмотря на то, что приход насчитывал тогда около 300 человек.

http://sobory.ru/article/?object=34775

Святыни и достопримечательности Согласно писцовой книге 1630 г., в Предтеченском соборе находились житийный образ «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», иконы «Воскресение Христово», «Страшный Суд», Божией Матери «Одигитрия», «Хвалите Господа с небес», 40 мучеников, в теплой церкви - иконы «Три святителя» (поновлена в 1726), мц. Параскевы Пятницы, свт. Николая Чудотворца, св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Одигитрия». В деревянном храме 1672 г. почитался образ вмч. Феодора Стратилата (с XIX в. находился в соборном приделе в честь Виленской иконы Божией Матери). К кон. XIX в. среди чтимых святынь И. П. м. упоминались древний «Нерукотворенный образ Спасителя», иконы Господа Саваофа, «Похвала Пресв. Богородицы», иконы Божией Матери «Знамение», «Всех скорбящих Радость» (список иконы московского Скорбященского храма), «Взыскание погибших», «Огневидная», «Умягчение злых сердец», Ахтырская, Боголюбская («древнего письма»), Грузинская, Тихвинская (в драгоценном окладе), арх. Михаила, свт. Николая Чудотворца, мч. Андрея Стратилата, прп. Нила Сорского, древний образ 4 святых (преподобных Петра Афонского, Григория Декаполита, мч. Христофора с конской (sic!) головой и прп. Марии Египетской), ктиторские иконы мч. Иоанна Воина и мц. Анисии (небесных покровителей сына и невестки Л. А. Чалбышева), свт. Льва Катанского и прмц. Евдокии. По свидетельству И. В. Евдокимова, в соборе И. П. м. находилось «множество икон местных иконников начала XVII [XVIII?] века», а в приделе вмц. Варвары - 2 «большие иконы (по два аршина в длину и по полтора аршина в ширину) - «Живоначальной Троицы» [с Житием прав. Авраама] и «Благовещения», несомненно XVI в.». Высокохудожественной резьбой отличалась икона «Воздвижение Креста Господня». На резных царских вратах нижнего храма изображена композиция «Уверение ап. Фомы». В 1740 г. основатель династии устюжских живописцев К. И. Березин († до 1758) выполнил для местного ряда главного придела Предтеченского собора неск. икон, в т. ч. «Три святителя» (со свт. Львом Катанским, сщмч.

http://pravenc.ru/text/577912.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010