Священномученик Евфимий был епископом Сардийским. Жил в конце VIII и в начале IX века. Присутствовал на 7-м Вселенском Соборе, против иконоборцев. От императоров-иконоборцев Льва армянина и Михаила Косноязычного терпел и мучение и ссылку. При Феофиле скончался мученической смертью. Мощи его почивают в Анхиале (древней Фракии), на Черном море. Преподобный Еварест происходил из Галатии. Он любил читать творения св. Ефрема Сирина , и это чтение расположило его к поступлению в монастырь. Поступив в Студийскую обитель, Еварест вел очень строгую подвижническую жизнь. Скончался, будучи 75-ти лет. Жил в IX веке. Основал Коккоровийский монастырь, где и покоятся его мощи. Преподобный Константин жил в VIII веке. Происходил из евреев. Когда целовал он крест, во время крещеная, и положил его себе на голову, то от этого отпечатлелся на голове знак креста, который так и оставался во всю его жизнь. Подвизался св. Константин на Олимпе, а последние годы жил в Константинополе. За несколько лет он предсказал время своей смерти. Икона Богородицы «Трех Радостей» находится в Москве, в Троицкой, на Грязях, церкви. На ней вместе с Младенцем Иисусом изображен младенец Иоанн Креститель. Называется иконой «Трех Радостей» потому, что изображает радость трех лиц: Пресвятой Богородицы, Богомладенца Иисуса и младенца Предтечи Его. Икона Божией Матери Виленская, Остробрамская находится в Вильне, на городских воротах, называемых Остро-Брамой. Ее чтут не только православные, но и католики. Икона Пресвятой Богородицы Барловская, или «Блаженное чрево» явилась в 1392 году. Находится в Москве, в Благовещенском соборе. Милостивая Киккская икона Пресвятой Богородицы так названа от горы Киккос, находящейся на острове Кипре. К ней прибегают не только христиане, но и магометане. Читать под 12 нояб. О Максимовской иконе Богородицы читать под 18 апр. 27-е число О св. апостоле, первомученике и архидиаконе Стефане читать под 2 авг. О препод. исповеднике Феодоре начертанном читать 22 сент. Св. Феодор был архиепископом в Константинополе в VII столетии. Здесь он и родился. До принятая святительского сана был пресвитером и сосудохранителем Великой (т. е. кафедральной) церкви. Скончался около 690 года. 28-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В храме находился бронзовый киот с мощами 20 святых и частицами Креста Господня, скалы Гроба Господня, гроба Богородицы и скалы с о-ва Патмос. В храме и ризнице еще в 20-х гг. XIX в. хранилось множество художественных изделий из серебра (литургические сосуды, Евангелия в окладах, подсвечники), золотая дарохранительница, украшенная драгоценными камнями. На многих иконах были серебряные ризы. К 2009 г. в соборе хранились напрестольный крест с частицей Креста Господня; в алтаре - иконы с частицами мощей св. Иоанна Крестителя, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфросинии Полоцкой, на престоле в алтаре - ковчег с частицами мощей вмц. Екатерины, 20 тыс. мучеников, в Никомидии сожженных, и преподобных, на Синае и в Раифе убиенных, справа от царских врат главного алтаря - крест-мощевик XIX в., на левой колонне - чтимая мироточивая Казанская икона Божией Матери. С юж. стороны к собору примыкает зимняя ц. во имя свт. Николая Чудотворца (до 1867 во имя свт. Василия Великого) - невысокое удлиненное строение. В 1847 г. был устроен иконостас, резьба и позолота выполнены в С.-Петербурге, иконы - в АХ. В 1854 г. свод был расписан (ныне забелен). Церковь в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери. 1672 г., ок. 1769 г. Фотография. 2008 г. Церковь в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери. 1672 г., ок. 1769 г. Фотография. 2008 г. Церковь в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери (до 1828 в честь Рождества Пресв. Богородицы) построена в 1672 г. на месте 2-го обретения чудотворной иконы на камне после пожара. Ок. 1769 г. однонефное здание стало длиннее и появился высокий ложный фронтон в стилистике виленского барокко. В 60-х гг. была устроена луковичная глава на граненом барабане. Почти половину пространства храма занимает алтарь, где под престолом хранится камень - «Стопа Богородицы», обладающий, по преданию, целебными свойствами. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Ок. 1730 г. Фотография. 2008 г. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Ок. 1730 г. Фотография. 2008 г.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Ж. и. посвящены стихотворные произведения, богословские, филологические, краеведческие и искусствоведческие исследования. Ист.: Главная церковная и ризничная опись Жировицкого Успенского второклассного монастыря//РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2745. Ист.: Borowik Th. Historia abo Powie zgodliwa przez pewne podanie ludzi wiary godnych, o obrazie przeczystey Panny Mariey Zyrowickim cudotwornym... W powieie Sonimskim, y o rozmaitych cudách... pilnie zebrana y... to drugi ráz w druk podána. Wilno, 1622, 1628 (рус. пер.: Гисторыя або Повесть людей розных веры годных о образе чудотворном Пренайсветлейшое Девы Марии Жировицком в повете Слонимском… собраная през многогрешного о. Феодосия//ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 245-249); Dubieniecki J. Historia de imagine B. V. Mariae yrovicensi. Wilno, 1653; Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое, з новыми звездами сотворенное. Львов, 1665. Л. 104б-129а; Drews J. Methodus peregrinationis menstruae Marianae ad imagines Deiparae Virginis. Vilnae, Nardi I. Relazya historyczna o zjawieniu obrazu Najsw. Panny Zyrowickiej pod rzadem Bened. Urlewicza. Suprasl, 1728; Kulczynski I. Il diaspro prodigioso di tre colori ovvero Narrazione istorica della tre immagini miracolose della Beata Vergine Maria la prima in Zyrowice in Lituania, la secondo in Pascolo di Roma e la terza copia della seconda parimente in Zyrowice detta da; quei popoli Romana. R., 1732. Лит.: Николай (Редутто), архим. О Жировицкой чудотворной иконе Божией Матери и о Жировицкой обители//Литовские ЕВ. 1863. 3. С. 83-100; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-слав. и рус. Вильна, 1882. С. 187; Паевский Л. C., свящ. Древнее сказание о Жировицах и о чудотворном образе Жировицкой Богоматери. Гродна, 1897; Диковский Н. Р., прот. Коронование Жировицкой иконы Богоматери. Гродна, 1902; РИБ. 1903. Т. 20: Литовская метрика. С. 871-872; Жукович П. Н. Неизданное рус. сказание о Жировицкой иконе Божией Матери: В связи с историей рус. дворянского рода Солтанов Жировицких//ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 175-244; Минея (МП). Май. Ч. 1. 1987. С. 283-296; Пуцко В. Жыpobiцki рэльеф//Noмhiki ricmopыi i культуры Бeлapyci. Mihck, 1989. 2. С. 23-24; Kempfi A. O yrowicach i yrowickim wizerunku Matki Boej//W drodze. Pozna, 1989. N 5; Mironowicz A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu yrowickiego//Rocznik Teologiczny. Warsz., 1991. Т. 33. N 1. S. 195-215; Яpaшэbiч А. А. Жыpobiцki абраз Maцi Божай//Pэлiriя i царква на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik. Mihck, 2001. С. 113, 470-471; Приходы и мон-ри Белорусской Православной Церкви: Справ. Минск, 2001; Chomik P. Kult ikon Matki Boej w wielkim ksistwie litewskim w XVI-XVIII wieku. Biaystok, 2003. S. 49-58; Попов В. В. Явление чудотворной иконы Божией Матери «Жировичская» по письменным источникам XVI-XVIII вв.//Минские ЕВ. 2004. 1. С. 59-62.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Родился в 1877, в семье священника Гродненской епархии, окончил Литовскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. После получения образования и принятия сана 29 июля 1903, долгое время был законоучителем, где приобрел педагогический и методический опыт. Преподавал в Учительской семинарии в Поневеже, в Виленском Реальном училище, Техническом железнодорожном и Химико-Техническом, с 1914 в Виленском военном училище. Одновременно с этим опекал тюремный храм. Архиепископ Литовский Тихон (Белавин) подарил о Георгию наперсный крест с мощами святых мучеников Евстафия, Антония и Иоанна. С 1915 - законоучитель во вновь открывшемся Севастопольском Морском кадетском корпусе. С 1917, по приглашению контр-адмирала А.В. Колчака, - главный священник Черноморского флота. В качестве флотского делегата, отец Георгий принимает участие в заседаниях Поместного Собора 1917-1918. В 1920 в составе русской эскадры эвакуировался в Бизерту, Тунис, где проявил себя, как организатор церковной жизни в эмигрантской среде, особое значение уделял воспитательной и образовательной работе среди детей и юношества. По заказу о. Георгия написана специальная икона Божией Матери " Светлая Обитель странников бездомных " , которой он составил Акафист, имевший хождение в эмигрантской среде. С 1923 священник проходил свое служение во Франции, сначала разъездным священником. В это время, он организовал приходы в Монтаржи, в 2-3-х часах езды от Парижа, где был завод по производству резины. Тут трудилось много русских, в т.ч. матушке Спасской пришлось также работать на этом заводе, затем в г. Канн и Коломбель (Нормандия), освящал Никольский храм в Сансе. С 1925 - штатный священник Александро-Невского собора в Париже, где заметно оживил приходскую жизнь, читал лекции, проявил себя, как прекрасный оратор, публицист, руководил сестричеством, привлекал массу народа на свои служения молебнов с акафистом. Отец Георгий был духовником Ф.И. Шаляпина. Скоропостижно скончался 3/16 января 1934 от разрыва сердца во время чтения лекции. Погребен в усыпальнице при Успенской церкви на кладбище в Sainte-Genevieve des Bois под Парижем. Автором надгробия о. Георгию является скульптор Альберт Бенуа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

В Троицкой ц. В. и. была помещена в киот, устроенный в сер. XVII в. на средства виленского бургомистра Юрия Павловича. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения (по др. источникам - Покрова Пресв. Богородицы). После пожара в Вильно в 1706 г., истребившего все убранство Троицкой ц., но не повредившего В. и., униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 г. новый, резной деревянный киот, а в 1713 г. вызолотило его. В Троицком мон-ре В. и. находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 г., и после ликвидации унии в 1839 г. По указанию Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) в 1851 г. для Троицкой ц. взамен старой (униатской) алтарной преграды худож. Иваном Хруцким, сыном белорус. униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд к-рого, слева от царских врат, была помещена В. и. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед В. и. совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. За помощь и исцеления от болезней верующие украшали В. и. многочисленными приношениями - подвесками и серебряными пластинами. После поражения Польского восстания 1863-1864 гг. прославление В. и. приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо-Западного края. В этом аспекте история В. и. стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери, являвшейся в то время символом нац. освобождения для католиков и православных (бывших униатов) Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных В. и., обусловленных стремлением доказать древность иконы, подчеркнув ее правосл. корни. Архим. Иосиф (Соколов) в книге, посвященной Остробрамской иконе Божией Матери, опубликовал и текст молитвы к Божией Матери с просьбой о покровительстве имп. дому, читаемой в виленском Троицком мон-ре перед В.

http://pravenc.ru/text/158626.html

Игнатий, Иосиф Заоникиевский и Димитрий Прилуцкий; на ней серебряная риза, вес. 15 ф. 54 зол., сделана в 1802 году. 2) Св. Пророка Илии, с житием и чудесами (храмовая); риза на ней серебряная, местами золоченая, вес. 17 фунт. 30 зол., заведена в 1803 году; длина иконы 2 аршина, ширина 1 1/2 арш. Икона эта носит следы глубокой древности; надо полагать, что она была храмовою же и в той церкви, которая существовала до устроения настоящей; старинное письмо ее не отличается искусством. На южных дверях изображение Архангела Гавриила. 3) Сошествие Господа во ад, в серебряной ризе, вес. 16 фун. 50 зол., сделанной в 1803 году. 4) Св. Великомученика Димитрия Солунского. По левую сторону царских врат: 1) " Виленская " Божией Матери, в ризе, шитой по фольге мелким жемчугом; поля и венец серебряные, вес. 10 фун. 18 зол.; риза сделана в 1801 году. 2) Божией Матери " Неопалимая Купина " ; риза на ней шитая жемчугом по малиновому бархату; вокруг Богоматери восемь треугольников с изображениями символов Евангелистов и четырех ангелов, ангелы же в разных видах изображены на полях иконы; поля иконы обложены серебряною ризою, а треугольники сребропозлащеною; вес. 11 фун. 18 золотн.; вышина иконы 1 арш. 13 верш., ширина 1 1/2 арш.; писана по золоту; риза заведена в 1802 году, в 1896 году исправлена и перезолочена. В том же году была поновлена и самая икона, но лик Богоматери остался нетронутым. Эта икона, составляющая одну из главных святынь Кубенской церкви, принесена в село в 1696 году 8 мая из Вологды, по случаю бывшей в Кубенском в этом году моровой язвы. Об обстоятельствах принесения ее существует следующее сказание, записанное на особой доске, помещенной под иконою. " В лето бытия мира 7204-е, от рождества же по плоти Бога Слова 1696, месяца маия в 8 день, индикта 4, принесен бысть чудотворный образ Пречистыя Богородицы Неопалимыя Купины из города Вологды в село наше Ильинское, который написан в том городе Вологде по обещанию Ильинских поселян; ибо в сие лето вышеписанное в нашем селе Ильинском, грех ради наших, умножися на человецех смертоносная язва, скорчение жил и нетерпимое нытие костем, от которой неизцелимой в ногах болезни мнози померли.

http://sobory.ru/article/?object=22963

Примечание о иконе Пресвятой Богородицы, называемой Остробрамской Почтенный дееписатель города Вильно Крашевский отзывается неведением о происхождении иконы Остробрамской Божией Матери, ссылаясь на известие о ней, изданное монахами Кармелитами. Но г. Крашевскому легко было самому указать истину. Он знает, что часть города, где находилась и находится ныне сия Священная Икона, называлась всегда Острый Конец и Русский Конец, по преимущественному здесь пребыванию Русского населения. Естественно, что и на воротах, здесь находящихся, называемых доныне Острой Брамой, по всеобщему обычаю Русской Православной Церкви, находилась всегда икона Божией Матери, которую столь почитает и теперь всё Христианское население города Вильно. После ужасных, неоднократно претерпевших сим городом опустошений, от пожаров и от войны; после неустройств и раздоров между Русским населением Вильны, последовавших от возникшей в конце шестнадцатого столетия унии, римско – католические монахи Кармелиты, поселившиеся возле Острой Брамы, присвоили Остробрамскую икону Божией Матери; – и естественно, что известие о сей иконе начинают они с того лишь времени, когда она досталась в их руки. Но в бывшем Архиве униатских Митрополитов, находящимся ныне при Святейшем Синоде, хранится большое дело, производившееся об означенной иконе, между монахами Кармелитами и Русскими (бывшими уже в унии) монахами Виленского Святотроицкого монастыря. Это дело, после низших инстанций, поступило на решение Папы. Не находя возможности опровергнуть доказательства Русских униатов и дать преимущество Кармелитам, римский двор вздумал спросить: Кармелитский ли монастырь, или Униатский Святотроицкий, находится ближе к Острой Браме; и на сем основании присудил икону Кармелитам. Да не смущаются сим известием наши братия и сограждане римские католики. Мы не думаем требовать обратно священную Остробрамскую икону, – напротив рады, что к сей русской святыне обращается с благоговением в скорбях и немощах своих христианское население города Вильно, – да вспомнят только, что и они некогда не были чужды ни России, ни Церкви Православной. IX Слово

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Под покровом прибывшей в Москву иконы Божией Матери «Ченстоховская» пройдут акции в защиту семьи 16 мая, 2012. Новостная служба 20 мая перед отъездом иконы из Москвы под ее покровом пройдет крестный ход вокруг столицы в форме автопробега под девизом «STOP Аборты!». Автопробег в защиту жизни нерожденных детей станет уже четвертым подобным мероприятием, проводимым в Москве и по всей России. 16 мая. ПРАВМИР. Накануне Международного дня семьи в Москву прибыла древняя православная святыня — икона Божьей Матери «Ченстоховская». Эта почитаемая в России и далеко за ее пределами икона имеет весьма драматическую историю. Считается, что она была написана самим апостолом Лукой, после чего неоднократно перевозилась из одной страны в другую и даже была изрезана вражеским мечом. До сих пор на лике Пресвятой Богородицы» сохранились соответствующие «шрамы». Привезенный в Москву список иконы был приложен к древнему подлиннику в польском городе Ченстохово и подарен российскому движению в защиту жизни и семейных ценностей. С января 2012 г. по настоящее время святыня находилась в Минске в храме Св. Николая Японского, настоятелем которого является один из лидеров белорусского пролайф-движения священник Павел Сердюк. В Москве икона была встречена священником Максимом Обуховым и сейчас находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском Парке, где пробудет до 22 мая 2012 г. Планируется, что под покровом Божьей Матери «Ченстоховская» пройдет международный крестный ход в защиту семьи и жизни под названием «От океана до океана». Маршрут крестного хода пролегает от Владивостока до атлантического побережья Португалии и охватывает территорию более двадцати стран. Путешествие иконы с Востока на Запад поддержали председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев), митрополит Казахстанский и Астанайский Александр (Могилев), Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев), архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев). 20 мая, перед отъездом иконы из Москвы, под ее покровом пройдет крестный ход вокруг столицы в форме автопробега под девизом «STOP Аборты!». Автопробег в защиту жизни нерожденных детей станет уже четвертым подобным мероприятием, проводимым в Москве и по всей России. Приглашаются все желающие.

http://pravmir.ru/pod-pokrovom-pribyvshe...

Народ, ослеплённый лживыми клеветами, заподозрил его в порочной жизни и хотел умертвить его. Святитель Василий просил отсрочить смерть его до утра; до третьего часа дня всю ночь молился он во храме св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Утром, совершив Литургию, он пошёл во храм Благовещения и там пред иконою Богоматери, принесённою некогда из Киева князем Константином, отслужил молебен. Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, он взял св. икону, пошёл из церкви на реку Оку и, снявши с себя мантию, распростёр её по воде, стал на мантию с иконою и сильным ветром был понесён против течения. В девятый час дня он доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили князья Феодор и Константин. Князья, все духовенство и народ вышли со крестами навстречу дивному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась в Рязани новая, где и осталась чудотворная икона, называемая также Молением св. Василия. Три года спустя святитель Василий избрал местом для жительства новую Рязань, как место, более защищённое от монголов, и там утвердил в 1291 году свою кафедру; туда же перенёс икону Муромскую. В 12-й день апреля 1810 года указом св. синода празднество сей иконе установлено по прошению жителей Мурома 12.04. Белыничская Белыничская В местечке Белыничах Могилёвской губернии, в церкви мужского монастыря, находится чудотворная икона Божией Матери. История Белыничской иконы скрывается в давно минувшем времени, но сохраняется предание, что сия благоговейно чтимая икона в древности была достоянием православного храма, но во время унии оказалась в польском костёле и была особо чтимою святынею как для католиков, так и для православных. Но в 1876 году католический костёл был закрыт и здание его вместе с чудотворною иконою, свято чтимою католиками и православным населением, передано православному ведомству. В том же году, 12 апреля, была совершена первая Божественная Литургия при многочисленном стечении богомольцев – православных и римо-католиков. Для белорусов это было великою радостью, и в то же время созрела в православном населении мысль учредить православный монастырь в зданиях закрытого в 1832 году римо-католического монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богородицу без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа " Оранта " ( " Молящаяся " ). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Этот выразительный жест Богоматери имел высокий символический смысл в связи с ветхозаветным преданием о мольбе пророка Моисея за свой народ: его народ был непобедим в битве, пока руки Моисея были подняты. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя " Нерушимая стена " . В настоящее время на Афоне и Западе существует двадцать одна икона (из них восемь - в Риме), приписываемых евангелисту Луке, в Русской Церкви таких икон десять: Ченстоховская (ныне в Польше), Виленская, Владимирская, Тихвинская, Смоленская Одигитрия, Холмская, Корсунская, Иерусалимская, Филермская, Милостивая. Иконы приписываются евангелисту не потому, что написаны его рукой: ни одна из написанных им самим икон не сохранилась. Приписываемые Луке иконы являются списками со списков с образов, писанных когда-то святым Лукой, они носят характер его письма и облечены его авторитетом. Предание о том, что евангелист Лука первый написал иконы Божией Матери, передается и текстами богослужения, в которых утверждается, что сама Богородица одобрила Свою икону и сообщила ей благодать Свою и силу: " ... яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинающе во чреве, песнь воспела еси: се от ныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать моя и сила " . Кроме упомянутых икон, Предание говорит о нерукотворном образе Богоматери, явленном на столпе храма во имя Пресвятой Девы Марии в городе Лидде. Храм этот создали святые апостолы Петр и Иоанн Богослов, они молили Богородица посетить и благословить сей храм, на что Пречистая Дева ответила: " Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду " . По возвращении в храм апостолы увидели нерукотворный образ Богоматери.

http://pravicon.com/text-15

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010