12 апр. 1876 г. монахи-кармелиты по распоряжению гражданских властей были удалены из мон-ря, а здания переданы правосл. духовенству. Через год сюда был переведен из Мстиславля Николаевский муж. мон-рь. Б. и. осталась в храме, привлекая в год до 10 тыс. паломников (очевидно, в это время возникла версия о происхождении иконы из одного из оршанских правосл. мон-рей). После закрытия церкви в 30-е гг. XX в. икона, по нек-рым сведениям, была передана в Могилёвский областной музей, однако дальнейшая ее судьба неизвестна (считается пропавшей в 1941 вместе с др. ценностями музея). Из копий Б. и., распространенных в храмах на востоке Беларуси в кон. XIX - нач. ХХ в., после 1917 г. сохранились только 2. Иконография образа принадлежит к типу Одигитрии: Богоматерь представлена по пояс, фронтально, голова слегка повернута к Младенцу, левой рукой Она поддерживает сидящего Младенца, в правой - удлиненный декоративный скипетр. Голова Младенца в узорчатой королевской короне чуть откинута, правая рука в благословляющем жесте, в левой - держава. Такую же корону (больших размеров) над головой Богоматери с обеих сторон поддерживают парящие ангелы. Цвета одежд протографа неизвестны, мафорий, вероятно, был сине-зеленый. Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Б. и.: 1) написание ее ангелом, 2) осада ляховичской крепости, 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг. Известно 8 гравюр с иконы, старейшая из к-рых, сер. XVIII в., принадлежит И. Лабингеру (Львов). Наиболее ранним списком является предположительно Тарейковская местночтимая икона Божией Матери (Музей древнебелорус. культуры АН Беларуси), к-рая могла быть написана в сер. XVII в., во время пребывания Б. и. в Ляховичах. Лит.: Informacja krótka, de origine Obrazu M. N. Biaynickiej wielkimi Cudami syncego, którego ze wyszla juz Bulla z Dekretem Najwyzszej Stolicy Apostolskiej, w krótkim czasie ma nastpic Koronacja. B. m., Waclaw X. O cudownym obrazie M. B. w Biayniczach. Krakyw, 1899; Wolyniak (Gizycki J. M. ) Z przeszosci karmelitów na Litwie v Rusi. Kraków, 1918. Cz. 2. S. 79; Белыничская чудотворная икона Божией Матери//ЦВед. 1889. С. 689; Василий (Жудро), иером. Белыничская чудотворная икона Богоматери. Могилев, 1905; Сказание о земной жизни Богоматери, 1904. С. 265; Поселянин. Богоматерь. С. 238-239.

http://pravenc.ru/text/77972.html

свой первый герб – на голубом небе Матерь Божия в окружении ангелов, – который сохраняется и сегодня. В 1505 г. войска крымского хана Менгли-Гирея осадили Минск, который скоро пал. Десятки тысяч горожан оказались в неволе. Но Нижний замок с чудотворной иконой остался непреступным для врагов, в чем все усмотрели заступничество Матери Божией. Минская икона Божией Матери Чудотворная икона стала наиболее чтимым образом в Западной Руси, что привело к необычайно большому паломничеству верующих из различных областей. Она стала в числе наиболее чтимых икон края, таких как Смоленская, Виленская и Эфесская. В течение целого столетия икона Божией Матери пребывала в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Минском замке, пока на эти земли не пришло униатство. После подписания в 1596 г. Брестской церковной унии, согласно которой папа римский объявлялся первоиерархом в исконно православных землях, началась массовая передача храмов и монастырей в руки униатов, католиков, а также строительство их новых обителей. Так, в Верхнем городе, на месте православной деревянной церкви, строится главный храм католического женского монастыря бернардинок . А чтобы привлечь горожан к новому построенному храму, по распоряжению униатского митрополита в 1616 г. туда переносится чудотворная икона из Минского замка. Перенесение иконы совершилось в день памяти апостола Луки, что еще раз подчеркивает его неразрывную связь с иконой, писанной, по преданию, им самим. Были неоднократные попытки вернуть икону православным, но это не принесло результата. Так чудотворная икона оказалось в католическом храме, при котором действовали мужской и женский монастыри. Чудотворная икона скоро стала пользоваться особым почитанием и здесь. При храме была организована хоровая капелла, исключительно для торжественного почитания иконы, на что в 1733 г. униатский архимандрит Августин даже пожертвовал 1000 талеров. Также ежедневно, на утренне и вечере, перед святыней пелись католические гимны, прославляющие Деву Марию и Ее икону: «SalveReginas» («Радуйся Царице») и «О gloriosaDomina» («О славная Госпожа»).

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Сурдегский Свято-Духов , 2 кл., в к. Сурдегах, Ковенской губ., в 30 в. от г. Поневежа. Основан в 1550 г.; но уже в 1510 г. на том месте имелась православная церковь , вблизи которой над ключом воды в 1530 г. чудесно явилась икона Божией Матери. На этой св. иконе Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, при чем Его левую руку Богоматерь держит в Своей правой руке. Эта св. чудотворная икона, празднуемая 15 авг., доныне пребывает в мон. и известна под наименованием Сурдегской. Она привлекает к себе на поклонение не только православных, но и раскольников, и католиков. Особенно же она почитается русскими купцами, живущими в Риге, которые вместе со своими семействами приезжают к 15 авг. в мон., живут здесь по целым неделям, говеют, всегда заказывая при этом отслужить «круг», т. е. всенощную, водосвятный молебен с акафистом Божией Матери, литургию и панихиду по умершим родственникам. При мон. имеется школа и приют для мальчиков. Св.-Троицкий , 3 кл., в г. Вильне. Основан в XIV в. Троицкий храм построен был при вел. кн. Литовском Ольгерде, ок. 1350 г., на месте страдания Виленских мучеников (см. 14 апр.). В 1514 г. храм был возобновлен из развалин кн. Константином Острожским. В 1609 г. мон. отдан был униатам; в 1839 г. возвращен в православие. Историческую святыню мон. составляет чудотворная Виленская икона Божией Матери Одигитрия, написанная, по преданию, св. ев. Лукой и первоначально перенесенная из Палестины в Царьград. Эта древняя святыня – наследие вел. кн. Елены Иоанновны, дочери вел. кн. Uoahha III и его супруги Софии Фоминичны Палеолог. Будучи выдана в замужество за вел. кн. Литовского Александра Казмировича, она привезла с собой из Москвы 15 февр. 1495 г., как знамение родительского благословения, семейную святыню Византийских императоров, принесенную в Москву ее царственной матерью. После кончины вел. кн. Елены Иоанновны, св. икона была поставлена в Виленском Пречистенском соборе, откуда в пол. XVIII в. и была перенесена в Св.-Троицкий мон. О почитании св. иконы и о проявленных от нее чудесах, свидетельствует множество серебряных привесок, изображающих различные части тела. Св. икона помещается в иконостасе мон., как местная икона, по левую сторону царских врат и находится в киоте за стеклом. После каждого богослужения раму со стеклом снимают и верующие прикладываются к самому св. образу, для чего устроены удобные ступеньки к нему. По субботам, после всенощного бдения, бывает всегда особое моление пред чудотворным ликом Богоматери и читается нарочитая «Молитва ко Пресвятой Богородице». Празднование в честь этой св. иконы совершается 14 апр. 76 При мон. находится (с 1845 г.) духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 14 апр., 15 февр.- перенесение в Вильно в 1495), чудотворная; названа по местонахождению в г. Вильно. По преданию, это одна из древнейших икон, написанных при жизни Божией Матери евангелистом Лукой и перенесенных в К-поль из Палестины (отсюда наименования В. и. «Иерусалимская» или «Цареградская»). Согласно одной версии, из К-поля в Москву В. и., семейная реликвия визант. императоров, прибыла в 1472 г. с Софьей Палеолог, буд. супругой вел. кн. московского Иоанна III Васильевича. По др., менее признанной, В. и. перешла к московским князьям от князей галицких, титулованных королей Червонной Руси, к-рые в свою очередь получили ее в дар от визант. императора. Появление В. и. в Вильно связывают с прибытием туда 15 февр. 1495 г. московской кнж. Елены Иоанновны, к-рая, вступая в брак с вел. кн. литов. Александром, привезла с собой из Москвы икону Божией Матери - благословение ее родителей, вел. кн. Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог. В Вильно В. и. первоначально находилась в княжеском замке в покоях вел. кнг. литов. и кор. польск. Елены Иоанновны. После смерти вел. княгини (24 янв. 1513), согласно завещанию, икона была помещена над ее гробницей в виленском кафедральном правосл. Успенском (Пречистенском) соборе - резиденции митрополита Киевского и Литовского, одном из древнейших правосл. храмов Вильно, построенном вел. кн. литов. Ольгердом (освящен в 1358). Существует мнение, что В. и. была передана раньше в Пречистенский собор самой Еленой Иоанновной. В период Ливонской войны при ведении переговоров в 1569 г. (1570?) московская сторона пыталась оговорить условия возвращения В. и., взамен предлагалось отпустить из плена 50 представителей знатных литов. родов, однако предложение было отвергнуто. В результате провозглашения в 1596 г. Брестской церковной унии большинство правосл. храмов в Вильно стали униатскими. В 1608 г. униатским стал и Пречистенский собор.

http://pravenc.ru/text/158626.html

Икона Божией Матери «О Тебе радуется обрадованная вся тварь».   Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, «Богоматерь Остробрамская-Виленская» представляет собой вариант, тяготеющий к типу «Знамение», так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ( «се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» . Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу «Знамение». Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона «Невеста Неневестная» (ошибочно ее называют «Умиление»), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского. Икона Божией Матери «Радуйся Невесто неневестная».   Известная древняя русская икона «Богоматерь Боголюбская»  также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу «Одигитрия». В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Боголюбская икона Божией Матери.   Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу — акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию «Богородица Семистрельная» или «Симеоново проречение», известен этот иконографический вариант и под другим названием — «Умягчение злых сердец»  . Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 15 нояб.), древнейший чудотворный образ Богоматери в Полесье - медный (бронзовый) крест-энколпион; святыня Пинской епархии Украинской Православной Церкви (УПЦ). К. и. стала широко известна в 1-й пол. XVII в., почти одновременно с Жировицкой иконой Божией Матери ; сходны и обстоятельства их обнаружения. Легендарной датой явления считается 15 нояб. 1182 г. Согласно преданию, пасшая стадо в лесу близ Купятич (совр. Пинский р-н Брестской обл., Белоруссия) девочка Анна увидела на дереве в необыкновенном сиянии крест с образом распятого Спасителя на одной стороне и Божией Матери с Младенцем Христом на другой. Девочка унесла находку домой, однако крест вернулся на прежнее место. История возвращения креста повторилась трижды. Жители восприняли это как веление Божией Матери построить на месте обретения святыни церковь, куда и поместили явленный крест. Церковь была сожжена в период монголо-татар. нашествия (в 1240 или, что вероятнее, во время одного из многочисленных набегов в течение XV-XVI вв.), село разорено, немногие уцелевшие жители считали образ сгоревшим при пожаре. Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. В кон. XV или нач. XVI в. крест на месте некогда стоявшей церкви снова явился возвращавшемуся из Иерусалима паломнику мон. Иоакиму. Церковь с освящением в честь Введения во храм Пресв. Богородицы отстроили заново, мон. Иоаким остался при ней служить пономарем. В кон. XVI в. ктитор церкви берестейский каштелян Григорий Война пожертвовал образу серебряную оправу. В инвентаре 1631 г. Введенской ц. в Купятичах записано: «Образ цудовни, оправни з обеих сторон сребром золоченым». В 1629/30 г. попечением вдовы Григория Войны Аполлонии и ее сына Василия Копоца (Копти) при купятицкой церкви был основан правосл. Введенский мон-рь. Насельники пришли туда из Виленского Свято-Духова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462269.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Груздовская " Описания иконы Икона Груздовская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Точных сведений о месте и времени явления сей иконы нет. Предположительно, это икона XV века. Находилась в селе Груздове (отсюда её наименование) Полонской волости Ошмянскаго уезда Виленской епархии. В настоящее время список чудотворной иконы хранится в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Турец Кореличского района Гродненской области, Белоруссия. Описание иконы Груздовская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Груздовская Источник: Молодечненская епархия Груздово - древнее поселение, возникшее при бывшей почтовой дороге из Вильно на Заславль. В письменных источниках упоминается с XIV в. Возникновение же первого Груздовского храма связано с историей явления чудотворной иконы Божией Матери. Близ деревень Груздово и Копачи, между двумя курганами находится равнинная местность, некогда названная Красной Волокой. Согласно древнему преданию, такое название поле имеет со времен княжеских междуусобиц, когда " брат восставал на брата и отец на сына " . В 1433 г. сошлись в сечи дружины князей Сигизмунда Кейстутовича и Свидригайлы. Согласно преданию, в той битве сражался рыцарь Андрей Сакович. Его имя не однажды встречается в исторических документах. Он занимал высокие государственные должности, имел талант военачальника и дипломата. Представители рода Саковичей владели поместьями и пущами на Виленщине, в Ошмянском и Минском поветах. Груздовское предание повествует, что после битвы на Красной Волоке поле было засеяно телами убитых. Тяжело ра[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-468

В Вильнюс доставлен список чудотворной иконы Божией Матери «Ченстоховская» 10 августа 2012 г. 17:10 10 августа 2012 года в Вильнюс прибыл список чудотворной иконы Божией Матери «Ченстоховская», который будет открыт для поклонения верующих в Пречистенском кафедральном соборе, а затем в Свято-Духовом монастыре литовской столицы до 11 августа. Образ начал свое путешествие во Владивостоке 9 мая и завершит его в конце декабря в Лиссабоне — такова программа развернутой международной акции в защиту традиционных семейных ценностей и жизни нерожденных детей «От океана до океана». Шествие со списком чудотворной иконы уже проследовало через Россию, Казахстан, Белоруссию, Украину, Латвию и 12 августа отправится в Польшу, где икона пробудет до 28 августа, затем в Чехию и другие европейские страны, а в 2013 году — в США. По преданию, Ченстоховская икона относится к образам Пресвятой Богородицы, написанным святым апостолом и евангелистом Лукой. Есть предположение, что в X веке этой иконой был благословлен брак греческой царевны Анны с князем Владимиром, а икона затем проследовала в Киев и Белз. В Белзском замке (Западная Украина) икона находилась в ведении православного греческого духовенства и просияла многими чудесами. Во второй половине XIV века, когда юго-западная Россия была покорена поляками, чудотворная икона досталась тогдашнему правителю Польского государства Владиславу, князю Опольскому. На территории Польши иконописный образ Богоматери также прославился чудесами. В 1377 году князь Владислав Опольский перевез чудотворную икону во Львов, а в 1382 году забрал ее в свое западное Виленское княжество. Древние хроники свидетельствуют, что жители Львова долго и безутешно оплакивали взятие у них святыни. Между тем Владислав поместил чудотворную икону в церкви на Ясной горе, близ Ченстоховы. Вскоре он приказал разобрать деревянную церквушку и на ее месте построил каменный храм и здания для монастыря. Храм на Ясной горе и стал той обителью для чудотворной иконы, где она находится поныне. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. 1865 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. 1865 г. Фотография. 2003 г. 11 марта 1990 г. было восстановлено независимое Литовское гос-во. По новой Конституции Литвы, Православие вошло в число 9 традиц. для края конфессий, к-рым правительство республики ежегодно выделяет средства, распределяющиеся пропорционально числу верующих; среднегодовая помощь правосл. Церкви из бюджета Литвы составляет ок. 60 тыс. долл. По закону о возвращении собственности, епархии вернули часть недвижимости, к-рой она владела до 1940 г., в частности 5 жилых многоэтажных зданий в Вильнюсе, неск. церковных зданий в провинции, жилые постройки, принадлежавшие отдельным приходам. Православным переданы Александро-Невская и Екатерининская церкви в Вильнюсе, Евфросиниевское кладбище, на к-ром возобновили Свято-Тихоновскую часовню; выделены средства на восстановление ц. вмц. Параскевы Пятницы. В кон. 90-х гг. в епархии освятили неск. новых храмов: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в средней школе Клайпеды, во имя свт. Тихона в райцентре Шальчининкай, Иоанно-Предтеченский в Висагинасе. В 2002 г. в Паланге по проекту пензенского архит. Д. Борунова возведен храм в честь Иверской иконы Божией Матери, по проекту того же архитектора в Клайпеде возводится Покровско-Никольская ц., Никольский придел к-рой освящен в дек. 2002 г. В Висагинасе строится двухэтажный храм в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в 2001 г. освящен Пантелеимоновский придел этого храма. Важнейшим событием в жизни правосл. Литвы стало посещение республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 25-27 июля 1997 г., приуроченное к празднованию 650-летия кончины Виленских мучеников и 400-летия Свято-Духова мон-ря. Президент Литвы А. Бразаускас вручил Патриарху Алексию II высшую награду Литовской Республики - орден литов. вел. кн. Гедимина 1-й степени. В ходе визита Патриарх Алексий II посетил школу-интернат 3 в Вильнюсе и передал пожертвование на ее благоустройство. С балкона часовни, в к-рой находится виленская Остробрамская икона Божией Матери , почитаемая как православными, так и католиками, Предстоятель РПЦ выступил с обращением к народу Литвы. Просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

205 Император Александр III († 20 октября 1894 г.) говорил: «Москва – храм России, а Кремль – алтарь этого храма». 209 Здесь упоминаются эпизоды из церковного предания о Тихвинской иконе Божией Матери, находившейся в Константинополе в специально для нее построенном храме, известном под названием Влахернский. В 1383 году, при императоре Иоанне V Палеологе, святая икона исчезла из Константинополя и появилась в пределах Новгородской земли: ее увидели местные рыбаки в сиянии плывущей по водам Ладожского озера. Затем икона являлась в разных местах, пока, наконец, не остановилась близ города Тихвина. По месту явления икона и получила свое наименование. В царствование Иоанна Грозного († 1584) был устроен Тихвинский мужской монастырь, где находилась Тихвинская икона Божией Матери, прославившаяся великими чудесами. К памятным событиям относится оборона Тихвинской обители от шведов в 1613–1614 гг., во время которой было много знамений от иконы. Однажды во время осады в обители находились множество людей; враги одолевали, а иноки не получали помощи Божией. Тогда благочестивому служителю Соловецкого монастыря (так называет его св. Димитрий Ростовский ), находившемуся там, явилась Божия Матерь и сказала, что Ее помощь отступила от этого места из-за того, что многие осквернили его своими нечистыми деяниями. Когда виновные были изгнаны, осаждаемые стали приходить в силу и с помощью Божией победили шведов. 212 После смерти царя Бориса Годунова патриарх Иов первым выразил верность вдовствующей царице Марии и ее детям Феодору и Ксении, как правителям государства. Святитель Иов в своей окружной грамоте извещал о вступлении на престол Феодора Борисовича и убеждал служить новому государю. За патриархом Феодору Борисовичу присягнули бояре и все жители Москвы. Однако при появлении в Москве слуг Лжедимитрия большинство населения, частью обманутые, частью запуганные, перешли на его сторону. 220 Сергей Константинович Гершельман (1853–1910) – боевой генерал и военный писатель. В 1906 г. назначен московским генерал-губернатором. В 1907 г. на жизнь Гершельмана было произведено покушение, причем он случайно остался невредимым. В 1909 г. назначен командующим войсками Виленского военного округа; в 1910 г. произведен в генералы от инфантерии. Из литературных трудов Гершельмана наиболее известны: «Нравственный элемент под Севастополем» (1897), «Нравственный элемент в руках Суворова» (1900) и «Нравственный элемент в руках М. Д. Скобелева» (1902).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010