По свидетельству авторов, писавших о М. Б. и. в кон. XIX в., Божия Матерь на иконе была изображена победренно, без Младенца, как и на Виленской Остробрамской иконе. Однако в отличие от последней на груди Пресв. Богородицы на М. Б. и. был представлен «скипетр, подобный мечу» - видимо, меч, направленный острием к сердцу Божией Матери. Следов., икона могла представлять собой основанный на пророчестве Симеона Богоприимца иконографический извод, который соответствовал распространенному в XVII в. в Речи Посполитой изображению Богородицы «Болесной». Жители Могилёва с великим почтением относились к М. Б. и. В нач. XVIII в. был организован сбор серебра для изготовления драгоценного оклада на икону. Серебро для ризы хранилось в Братской ц. в честь Богоявления. Вместе с др. серебряными сокровищами могилёвских церквей в кон. лета 1708 г. оно было конфисковано для чеканки монеты занимавшими тогда Могилёв шведами xpohika. 1997. С. 274; Хроника белорус. г. Могилёва. 1887. С. 65). 8 сент. 1708 г., в ходе Северной войны, город был сожжен, тогда погибла и М. Б. и. (Хроника белорус. г. Могилёва. 1887. С. 68; xpohika. 1997. С. 275). Утрата М. Б. и. была столь значимой для жителей Могилёва, что в том же 1708 г. они возобновили святыню, надеясь, что под защитой Небесной Владычицы прекратятся бедствия, постигшие город в годы Северной войны. Как писал в 1708 г. Ю. Трубницкий, очевидец событий и автор 2-й части «Могилёвской хроники»: «Образ Найсвятейшей Панны Марии Богородицы, написанный художником Мироном Пигаревичем, со всем почтением, с крестным ходом, молебнами и проповедями был установлен на Олейной браме. Горько народ плакал, вспоминая про такие ужасные притеснения, и просил найласкавейшую Матерь о милосердии и заступничестве, чтобы город от таких притеснений и бед охраняла и защищала» ( Сергий (Соколов). 1885. С. 71-72, запись помечена 28 сент. 1708; xpohika. 1997. С. 276; Хроника белорус. г. Могилёва. 1887. С. 72). Мирон Пигаревич, могилёвский художник-иконописец, вероятно родственник работавшего в кон. XVII - нач. XVIII в. в Могилёвской Братской типографии гравера Афанасия Пигаревича, на воссозданной иконе написал только лик и руки Божией Матери на доске в размер утраченного надвратного образа (сведения содержатся в источниках кон. XIX в.); очевидно, изначально предполагалось, что воссозданная икона будет закрыта окладом (металлическим позолоченным или деревянным, возможно, он был выполнен тогда же).

http://pravenc.ru/text/2563892.html

- Специалистов, способных выполнить такую работу, не так много, и проект При этом он выразил надежду на то, что к концу следующего года «мы сможем увидеть, что у нас Во время онлайн-конференции, проходившей 10 сентября 2018 г. в редакции Интернет-газеты «Реальное время», митрополит КиТ Феофан (И.А. Ашурков) заметил: «Мне бы хотелось, чтобы собор открылся уже в 2019 В 9 за 2018 г. в журнале «Казань» было опубликовано интервью наместника КБМ игумена Марка (М.И. Виленского) под заголовком «Всероссийскую святыню воссоздаём всем миром», где он, в частности, рассказал о будущем внутреннем убранстве храма. «Прежде всего в собор будет перенесена Казанская икона Божией Матери, - отметил игумен, - которая сейчас находится в Крестовоздвиженской церкви. В остальном же внутренняя часть храма будет наполняться новыми иконами и утварью, но согласно тем рисункам, фотоматериалам и описаниям, которые сохранились до наших с. 11, 13] В журнале КазПДС «Православный собеседник», начиная с 1 за 2017 г., публиковались «развороты» с фотографиями воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией 62; 63; 64; 65; 66] В электронных и печатных средствах массовой информации поднимались темы, касающиеся истории обретения, прославления и почитания Казанской иконы Божией Матери, истории 3; 5; 7; 10; 11; 74; 117] и кражи из него явленного 83, с. 19; 123; 132], посещения обители монаршими особами и известными 8; 9], и т.п. Накануне отмечавшегося 4 ноября 2018 г. Дня прославления Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства в Государственном архиве (ГА) РТ был организован показ документов, касающихся святотатственного похищения в 1904 г. явленного Казанского образа 123] «К сожалению, - заявила, в частности, по этому поводу заведующая сектором публикации документов ГА РТ О.В. Федотова, - материалов суда у нас нет. Вроде несколько томов есть в Российском государственном историческом архиве в Петербурге. У нас есть отчёты газет с подробными репортажами из зала Тема воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери нашла также своё отражение в основной сюжетной линии полноформатного документального фильма «Осанна», посвящённого духовной жизни и трагической судьбе святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (урождённой Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадтской) (1864 - 1918) - сестры Российской императрицы Александры Фёдоровны и супруги (вдовы) Великого князя Сергея Александровича.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Щедрина о важности издержек, требующихся по представленному мною проекту для перестройки зданий кармелитского монастыря. При составлении сего проекта, я сам неоднократно рассуждал с архитектором, что на сумму, нужную для сей перестройки (70,000 руб. сер.) и даже дешевле, можно построить совершенно новое помещение, даже удобнее проектированного, для Виленских духовных училищ. Естественно, в старом, узком, нехорошо расположенном здании почти вдвое более требуется стен, против того, как можно бы обойтись в новом, а сообразно сему увеличивается ценность и других строительных принадлежностей. Если я остановился на представленном проекте, то это преимущественно произошло от того, что едва ли можно лучше воспользоваться тесною местностью бывшего кармелитского монастыря и что местность эта весьма важна для Православного ведомства, так как она соединяет на всем пространстве Виленский Святодухов монастырь с Острою-брамою, где находится икона Божией Матери, древняя святыня Русской Церкви. Если однако же, нужно избежать весьма важных издержек на перестройку зданий по-кармелитского монастыря, и однако же, воспользоваться вполне важною местностью оного для Православного ведомства: то вот ещё мысль, которую долгом считаю представить на благоусмотрение начальства. По Высочайшему Его Императорского Величества повелению, в Православное духовное ведомство поступает упразднённый Виленский миссионерский монастырь с великолепною церковью. Это огромное четырёхэтажное здание с важными отдельными каменными и деревянными строениями, изображённое во всей подробности на прилагаемых при сём четырёх листах планов того монастыря, имеется в виду для перемещения сюда Мядзиольского первоклассного женского монастыря. Здание, однако же это превышающее более нежели вдвое потребности оного монастыря, будет необходимо для него в тягость. Если местность монастыря миссионерского и самый монастырь разделить по проведённой мною на ситуационном плане линии: а, е, с, d, е, f, g, h, i, k, 1, m, то к востоку от Церкви останется меньшая половина монастырского здания, но несравненно большая часть садов и прочей местности, к западу же от церкви будет большая часть зданий, но местность не столько просторная.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Положение Е. И. стало особенно трудным, когда к 1512 г. наметилось новое обострение русско-литов. отношений. Наиболее подробный рассказ о последнем периоде ее жизни сохранился в хронике историографа ордена бернардинцев Я. Коморовского. По его словам, в 1512 г. Е. И. встретилась в Бельске с возвращавшимися в Москву рус. послами и сообщила им о желании вернуться в Россию. Она намеревалась приехать в Браслав, куда Василий III должен был прислать войско для защиты Е. И., ее казны и владений. Собравшись в Браслав, Е. И. предложила бернардинцам прислать ей казну, хранившуюся в 14 сундуках в мон-ре бернардинцев в Вильно. О планах Е. И. стало известно королю от ее приближенных, бернардинцам было приказано не отдавать казну. По сведениям, поступившим в Москву, первые сановники гос-ва, воеводы виленский и трокский, вместе с главой двора Е. И. Яновичем задержали Е. И. после службы в виленском Успенском соборе и насильно отвезли ее в Троки. Затем Е. И. была отправлена в одно из своих владений - Бирштаны. В 1512 г. кор. Сигизмунд I начал жаловать людей и земли во владениях Е. И., предписывая ей офиц. закрепить их собственность. Вел. кн. Василий III резко протестовал против таких действий по отношению к сестре, но король все отрицал. В ответе он утверждал, что паны только просили Е. И. не ездить в Браслав, заботясь о ее безопасности. Вероятно, одним из следствий протеста стало то, что Е. И. все же получила возможность в нач. 1513 г. поехать в Браслав. Осенью 1512 г. началась новая русско-литов. война, и тогда в Вильно было принято решение избавиться от Е. И. По сведениям, поступившим в Москву, в Браслав был послан человек с «лютым зельем», к-рое приближенные дали ей «в меду испити». Коморовский также сообщает, что Е. И. отравили. Она была похоронена в виленском Успенском соборе, ее отпевал Киевский митр. Иосиф (Солтан) . В соборе сохранялась икона Божией Матери, к-рой вел. кн. Иоанн III благословил дочь, затем образ был перенесен в виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь . На позолоченном окладе помещено изображение женщины в кокошнике, возможно, это портрет Е. И.

http://pravenc.ru/text/189757.html

Рудамина. Церковь Спаса Преображения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1874 и 1876. Адрес: Литва, Вильнюсский уезд, Рудамина Координаты: 54.584335, 25.355468 Изменить описание Добавить фотографии Первоначально храм в честь Преображения Господня был устроен в бывшем католическом костеле в 1866 году. В 1874–1876 годах он был разобран, и на том же месте был воздвигнут новый каменный храм. В годы Первой мировой войны был разграблен. В 1944 году во время боевых действий был разрушен и не восстанавливался. Игорь С. 14 апреля 2020 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рудоминский приход – Виленского благочиния. Церковь утварью достаточна. Земли - 96 десятин и еще есть в аренде кирпичный завод с доходом в 150 руб. и ферма в аренде за 447 руб. Церковные дома у причта имеются, но ветхие. В приходе есть 1 кладбищенская церковь. Дворов - 98, прихожан муж. пола - 395, жен. пола - 352. Н. Извеков «Статистическое описание православных приходов Литовской епархии». - г. Вильна, типография И. Блюмовича, 1893 г. Первые православные в м. Рудомин (Рудамина) были переселены из Пинского уезда в конце 1830-х гг. Православный храм в перестроенном деревянном католическом костёле был освящен в честь Преображения Господня 9 мая 1866 г. епископом Ковенским Александром (Дружининым) преимущественно для перешедших в Православие униатов (около 600 человек). В 1874 (заложен 6 октября) - 1877 гг. при настоятеле свящ. Иосифе Сороко (1874-1884 гг.) на его месте построен каменный храм, а из материалов бывшей церкви - деревянная кладбищенская часовня (1874 г.). Каменная церковь была построена по образцовому проекту К.А. Тона – церкви в имении Синявина. Крупномасштабный трехчастный храм включает основной, близкий к кубу, объем, трапезную и колокольню над притвором по типу «восьмерик на четверике», которую завершал шатер. Храм выстроен из булыжного камня и кирпича. Декор составляют лопатки, арочные элементы, пояса нишек с треугольными «готическими» завершениями. В храме почитались Казанская икона Божией Матери – дар Виленского Свято-Духовского братства (1883 г.) и Нерукотворенный образ Спасителя (1890 г.) в память спасения царской семьи при железнодорожной катастрофе в Борках. 6 августа 1908 г. был организован первый крестный ход из Вильны в сельский храм: от Александро-Невской церкви в церковь святителя Николая. Перед Первой мировой войной Преображенский приход имел 318 прихожан. В межвоенные годы польскими властями было конфисковано 37 га приходской земли. Летом 1944 г. церковь во время боевых действий сгорела и в настоящее время представляет собой руины. Прот. Александр Берташ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25103

Николая на кипарисовой доске, в серебряной ризе. Древний храмовый образ на доске вмч. Димитрия Солунского и колокол 1579 г. были в церкви в М. Берестовице. Нек-рое представление о доуниатской иконописи дает икона Божией Матери «Одигитрия» (происходит из кладбищенской церкви с. Губинка, XVI в., МДБК), написанная темперой на доске с ковчегом, она отмечена чертами белорус. школы. Заключение церковной унии (1596) не вызвало мгновенной реакции в церковном искусстве. В храмах с переходом их в униатство сохранялись иконостасы, напр., в маломожейковской церкви в 1660 г. упоминаются «Деисус писаны преоздоблены» и чтимый образ Божией Матери. Однако в этом пограничном с Подляшьем и Литвой регионе уже в XV-XVI вв. было немало католич. храмов с алтарями, выполненными в традициях западноевроп. живописи. Поэтому здесь раньше, чем в др. местах Белоруссии, проявилось влияние ренессансно-барочной живописи на традиц. иконопись, как в иконографии, так и в технологии (замена деревянной основы холстом, темперно-масляная техника). Характерный пример такого синтеза представляет алтарный образ вмц. Параскевы с житием (происходит из церкви в Песках, 1646, МДБК), связанный с заказом подканцлера Великого княжества Литовского Казимира Льва Сапеги (1609-1656). Средневек. иконография образа вмц. Параскевы и плоскостная трактовка доличного сочетаются с цветущей «земной» красотой лика, а лаконичные житийные клейма, вписанные по периметру в резной позолоченный фон, напоминают типичную композицию католич. алтарного образа «Богоматерь Розариум» (МДБК). В эпоху барокко Гродно находился в постоянных художественных контактах с Вильно. Образ вмц. Параскевы, возможно, принадлежит неизвестному мастеру из «сапеговского» (виленского?) круга и свидетельствует о сохранении в XVII в. иконописной традиции и в столичной церковной живописи, более др. подверженной новшествам. Наиболее известный пример белорус. иконописи XVII в. из Гродно - Коложская икона Божией Матери (исчезла во время эвакуации в 1915). Еще накануне первой мировой войны местночтимые чудотворные иконы Божией Матери сохранялись в Раковичах, Собакинцах (известно о паломничестве к ней в 1705 Станислава Лещинского), Котре, Кашубинцах, Черлёне.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Кто из вас не слышал от своих отцов и дедов про нашествие французов в 1812 году, когда «двадесять язык с языком», разоривши и опустошивши почти половину России, дошли уже до самой столицы России – Москвы и опустошили её? И, однако же, Россия вышла победительницей над всеми этими и другими многочисленными своими врагами, дерзая единственно о имени Избранной Воеводы – Царицы Небесной, Которая нередко даже видимым для врагов образом поборала за православную Россию вместе с православным христолюбивым русским воинством. Далее, кому не известны многочисленные чудотворные иконы Божией Матери, сияющие, подобно звёздам на небе, по лицу земли русской, многочисленными своими чудесами: окинем и измерим мысленным взором обширную православную Россию от севера до юга, от востока до запада, и мы везде найдём чудотворные Её иконы. Кто не знает Казанской иконы Божией Матери, кому не известна Смоленская икона Богоматери или Одигитрия, кто не слышал про Тихвинскую икону и многие другие? Да, наконец, самая эта обитель и эта местность, в которой вы живёте, разве не под покровительством Божией Матери находится? Далеко ли от вас сияют своими многочисленными чудесами св. и чудотворные иконы Якобштадской Божией Матери, Виленской, Почаевской, Киево-Печерской и другие?.. А ваши дома, ваши семейства, вы сами и всё ваше благосостояние – разве не находится под покровом Божией Матери? Найдётся ли у вас хоть один христианский дом, в котором бы не было иконы Пресвятой Богородицы? Если же мы имеем столько видимых доказательств того, что не только всё наше обширное православное отечество, но и каждая отдельная часть России, каждая местность, каждый дом и семья православная – находятся под покровом Матери Божией; то поэтому и каждый православный христианин, в частности, достойно чтущий Царицу Небесную, может с дерзновением и верой приникать под покров Божией Матери, прося Её помощи и заступления, и иметь несомненное основание приникать под Её покров. В частности, к ней могут обращаться с просьбой православные цари и архиереи, и Она несомненно поможет им: ибо Она сама есть Царица Небесная и пречистая Матерь Владыки земли и неба, Царя царствующих и Господа господствующих и Великого Архиерея во век по чину Мельхиседекову, и потому кто лучше Её может знать нужды царей и владык земных и более довлеет силами и средствами помочь им в их трудном бремени правления вверенным им народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Главный монастырский в честь прп. Онуфрия храм сравнительно недавной постройки. Он заложен в 1838 году, а освящен 6 декабря 1840 г. Небольших размеров, но хорошо выдержанного романского стиля, храм этот – лучшее украшение обители. После капитального ремонта он 16 декабря 1907 г. вновь торжественно освящен. В этом обновленном храме и помещаются уцелевшие от глубокой древности памятники, которые составляют главную святыню обители: чудотворная икона прп. Онуфрия, икона Спасителя и икона Божией Матери. Другая малая церковь во имя Иоанна Богослова помещается в нижнем этаже братского корпуса. Она освящена в 1902 г. Наконец, в 1908 г. 14 августа освящен в обители третий храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм сооружен по оригинальному, необычному в коренной России плану: он занимает центр возвышенности и состоит, собственно, из одного алтаря: вместо западной стены – двери, которые на время богослужения открываются; для богомольцев назначена остальная часть возвышенности. Вся окружающая местность, обсаженная деревьями, является храмом. Такая оригинальная постройка вызвана необходимостью иметь для обитали храм, рассчитанный на 5–6 тыс. богомольцев, каковое число и более, до 10–12 тыс. ежегодно 12 июня собирается в монастырь на храмовой праздник прп. Онуфрия, имя и икона которого чтится не только православными, но и католиками. С 1 января 1898 г. в монастыре существует причетническая школа, из которой выходят ревностно и достаточно обученные теоретически и практически псаломщики для целой Холмской епархии. Управляет архимандрит, наместник епархиального епископа, в ведении которого находится обитель. Женские обители Вировский Спаса Всемилостивого монастырь в Соколовском уезде. Эта первоклассная общежительная обитель расположена в 22 верстах от уездного города Соколова, при деревне Вирове. Основана она на месте вековой борьбы католицизма с православием . В центральном Виленском архиве есть документы, указывающие на то, что в Вирове существовала православная церковь еще в 1524 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В Троицком жен. мон-ре находится рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В обители также находится чудотворный Виленский крест-мощевик, преподнесенный в дар мон-рю в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. Микулиным. В Благовещенском муж. мон-ре почивают в раке мощи благоверных князей Константина и его чад Михаила и Феодора. Там же хранятся местнопочитаемые иконы Божией Матери «Иверская», «Знамение», «Козельщанская». В Преображенском муж. мон-ре почитаются список иконы Божией Матери «Скоропослушница» (привезена в дар от Русского Пантелеимонова мон-ря со Св. Горы Афон в 1878), частица мощей прп. Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца. В Михаило-Архангельском храме архиерейского подворья с. Лазарева находятся в раке мощи прав. Иулиании Лазаревской. В кафедральном храме в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в г. Вязники находится чудотворная икона Божией Матери «Казанская-Вязниковская» (согласно преданию, написана иноком Николо-Шартомского муж. мон-ря Иоакимом в 1623). Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. До начала гонений на Церковь в XX в. на территории М. и В. е. существовали традиции проведения крестных ходов. В Муроме общегородским был крестный ход с Иверской иконой Божией Матери, установленный в память принесения одноименного чудотворного образа, находившегося в Москве у Спасских ворот, в муромский Благовещенский муж. мон-рь в 1812 г. После победы России в войне с Наполеоном святыня была возвращена в Москву; почитаемый в Муроме список находился в Благовещенском мон-ре. Ежегодно в Муроме в день памяти благоверных князей Константина, Михаила и Феодора после Божественной литургии совершался городской крестный ход к часовне во имя св. кн. Михаила, воздвигнутой на месте его убиения. В Вязниках проводился крестный ход с чудотворной Казанской-Вязниковской иконой Божией Матери в память об избавлении города от эпидемии холеры в 1891 г.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Паломническая группа Русской Православной Церкви совершила акафистное пение перед Иверской иконой Божией Матери на Святой Горе Афон 27 октября 2010 г. 15:27 26 октября 2010 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Иверская», паломническая группа Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Иларионом , находящаяся на Афоне по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетила Иверский монастырь . Иверский монастырь — третий по чести на Святой Горе Афон. Он основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием. С тех пор здесь подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году; ныне эта обитель полностью населена греческими монахами. У врат обители гостей встретил игумен монастыря архимандрит Нафанаил. Делегация Русской Православной Церкви проследовала в монастырский параклис на месте бывших врат обители, где хранится Иверская икона Царицы Небесной, именуемая «Вратарница». Митрополит Иларион совершил акафистное пение Пресвятой Богородице, за которым молились члены официальной делегации и многочисленные паломники. По окончании богослужения гости проследовали в игуменские покои, где состоялась их беседа с настоятелем обители. Отец Нафанаил рассказал паломникам историю обители, особо отметив ее связи с Русской Церковью на протяжении столетий. «Я с теплотой в сердце, — обратился игумен обители к митрополиту Илариону, — храню воспоминания о посещении Вашим Высокопреосвященством, тогда еще иеромонахом Виленского монастыря, нашей обители в 1992 году. Тогда, будучи молодым диаконом, я имел радость сослужить Вам за Божественной литургией. Благодарю Пресвятую Владычицу, что сегодня Она сподобила меня принимать Вас здесь уже в качестве официального представителя Патриарха Московского. Наш монастырь и Русскую Православную Церковь связывают многовековые духовные узы. Мы знаем о том, как православный русский народ чтит Иверскую икону Божией Матери. Мы счастливы, что пятнадцать лет тому назад имели возможность принимать участие в принесении в Москву списка дорогого нашему сердцу чудотворного образа». Отец игумен провел гостей в соборный храм обители, где они поклонились мощам угодников Божиих: апостолов Петра, Луки и Варфоломея, великомученика Георгия Победоносца, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Афанасия Великого, бессребреников Косьмы и Дамиана и великомученика Феодора Стратилата. Далее делегация Русской Православной Церкви направилась в Великую Лавру преподобного Афанасия Афонского — первенствующий и самый крупный монастырь на Святой Горе. По пути паломники сделали остановку у источника преподобного Афанасия, изведенного им из скалы по повелению Божией Матери. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1306457.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010