Потребность в монастыре при православном храме в Белыничах вызывалась важным значением храма и находящейся в нем чудотворной иконы Божией Матери, к которой массами стекаются с далёких мест православные и римо-католики. Белыничский храм великолепно устроен. Чудотворная икона находится на высоте алтарной стены; к сей святыне ведут на площадку две чугунные лестницы с левой и правой стороны алтаря, отделённого от них стеною, между наружною и алтарною стеною устроили ход богомольцы, отправляясь в Киев, не удлиняя пути, посещают монастырь в Белыничах для поклонения иконе, с древних времён прославленной чудесами. Несмотря на древность иконы, высокое искусство сохранило в изображении лика необычайную свежесть красок; обилие благодати, изливающееся от иконы, по молитве веры, наполняет радостью сердца православных. 14.04. Виленская Виленская По сказанию местных преданий, Виленская икона написана евангелистом Лукой и привезена в Вильну, как знамение родительского благословения, Еленою, дочерью собирателя России, Uoahha III Васильевича, при вступлении её в супружество с Александром, князем литовским, в 1495 году. По смерти Елены образ был поставлен в Пречистенском храме, где она погребена. Впоследствии образ перенесён в Виленский Троицкий собор, где и теперь находится. В предместье Вильны, в мужском монастыре, находится другая Виленская икона, которая явилась в 1341 году; на ней Божия Матерь изображается во весь рост, стоящею на месяце; над главою Её держат венец св. ангелы. Виленская 16.04. Тамбовская Тамбовская В Тамбове, в церкви св. архидиакона Стефана, именуемой Уткинскою, находится чудотворная икона Богоматери, Тамбовская. Икона стоит в придельном храме, в иконостасе на левой стороне, как местная икона. Явление иконы в 1692 году; изображается она как Ильинская-Черниговская. 16.04. Ильинская-Черниговская В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, есть чудотворный образ Божией Матери, именуемый Ильинским-Черниговским, написан в 1658 году монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Константиновичем Дубенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Георгий (Конисский), еп. Могилёвский, ревностно чтил чудотворные иконы Божией Матери своей епархии. По его желанию образ М. Б. и. был перенесен с Олейной брамы в новый Спасо-Преображенский (Спасский) собор могилёвского Преображенского мон-ря (построен в 1762 благодаря стараниям епископа на пожертвования имп. Елизаветы Петровны по проекту архитектора виленского барокко, протестанта И. К. Глаубица; Мирон Пигаревич, возможно, участвовал в живописных работах). В последние годы жизни архиеп. Георгия (Конисского) М. Б. и., находившаяся в соборе «на правой стороне при столбе», была украшена новой серебряной ризой работы могилёвского ювелира Петра Слижика. На окладе М. Б. и. была выгравирована дата его создания - 1774 г. и имена фундаторок: монахини могилёвского Братского девичьего мон-ря Афтанасии Хадкевичевны, жены бургомистра Могилёва Иустинии Леоновичевой и др. (тем же годом датируется еще одна сохранившаяся работа Слижика - серебряный оклад Смоленской иконы Божией Матери в ц. Богоматери «Одигитрия» в г. Дисне). В Спасском соборе Преображенского мон-ря М. Б. и. стали именовать также Спасской, икона находилась в обители до ее закрытия (1918). В соответствии с описью, составленной сотрудниками Могилёвского музея в 1947 г., можно заключить, что в 1941 г. М. Б. и. («икона Спасская Богоматерь в окладе») находилась в Могилёвском хранилище-сейфе вместе с др. историко-художественными ценностями и церковными реликвиями Белоруссии (напр., Белыничской и Могилёво-Братской иконами Божией Матери). После 1941 г. о М. Б. и. ничего не известно. Предположительно во время Великой Отечественной войны она была вывезена в Германию. До настоящего времени фотографии или графические воспроизведения М. Б. и. неизвестны. В XIX - нач. XX в. в Иосифовском соборе Могилёва находилась почитаемая икона Божией Матери (известна с кон. XVII в.), служба которой совершалась 4 февр. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. Лит.: Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2563892.html

Кто из вас не слышал от своих отцов и дедов про нашествие французов в 1812 году, когда «двадесять язык с языком», разоривши и опустошивши почти половину России, дошли уже до самой столицы России – Москвы и опустошили её? И, однако же, Россия вышла победительницей над всеми этими и другими многочисленными своими врагами, дерзая единственно о имени Избранной Воеводы – Царицы Небесной, Которая нередко даже видимым для врагов образом поборала за православную Россию вместе с православным христолюбивым русским воинством. Далее, кому не известны многочисленные чудотворные иконы Божией Матери, сияющие, подобно звёздам на небе, по лицу земли русской, многочисленными своими чудесами: окинем и измерим мысленным взором обширную православную Россию от севера до юга, от востока до запада, и мы везде найдём чудотворные Её иконы. Кто не знает Казанской иконы Божией Матери, кому не известна Смоленская икона Богоматери или Одигитрия, кто не слышал про Тихвинскую икону и многие другие? Да, наконец, самая эта обитель и эта местность, в которой вы живёте, разве не под покровительством Божией Матери находится? Далеко ли от вас сияют своими многочисленными чудесами св. и чудотворные иконы Якобштадской Божией Матери, Виленской, Почаевской, Киево-Печерской и другие?.. А ваши дома, ваши семейства, вы сами и всё ваше благосостояние – разве не находится под покровом Божией Матери? Найдётся ли у вас хоть один христианский дом, в котором бы не было иконы Пресвятой Богородицы? Если же мы имеем столько видимых доказательств того, что не только всё наше обширное православное отечество, но и каждая отдельная часть России, каждая местность, каждый дом и семья православная – находятся под покровом Матери Божией; то поэтому и каждый православный христианин, в частности, достойно чтущий Царицу Небесную, может с дерзновением и верой приникать под покров Божией Матери, прося Её помощи и заступления, и иметь несомненное основание приникать под Её покров. В частности, к ней могут обращаться с просьбой православные цари и архиереи, и Она несомненно поможет им: ибо Она сама есть Царица Небесная и пречистая Матерь Владыки земли и неба, Царя царствующих и Господа господствующих и Великого Архиерея во век по чину Мельхиседекову, и потому кто лучше Её может знать нужды царей и владык земных и более довлеет силами и средствами помочь им в их трудном бремени правления вверенным им народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В Троицкой ц. В. и. была помещена в киот, устроенный в сер. XVII в. на средства виленского бургомистра Юрия Павловича. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения (по др. источникам - Покрова Пресв. Богородицы). После пожара в Вильно в 1706 г., истребившего все убранство Троицкой ц., но не повредившего В. и., униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 г. новый, резной деревянный киот, а в 1713 г. вызолотило его. В Троицком мон-ре В. и. находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 г., и после ликвидации унии в 1839 г. По указанию Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) в 1851 г. для Троицкой ц. взамен старой (униатской) алтарной преграды худож. Иваном Хруцким, сыном белорус. униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд к-рого, слева от царских врат, была помещена В. и. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед В. и. совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. За помощь и исцеления от болезней верующие украшали В. и. многочисленными приношениями - подвесками и серебряными пластинами. После поражения Польского восстания 1863-1864 гг. прославление В. и. приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо-Западного края. В этом аспекте история В. и. стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери, являвшейся в то время символом нац. освобождения для католиков и православных (бывших униатов) Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных В. и., обусловленных стремлением доказать древность иконы, подчеркнув ее правосл. корни. Архим. Иосиф (Соколов) в книге, посвященной Остробрамской иконе Божией Матери, опубликовал и текст молитвы к Божией Матери с просьбой о покровительстве имп. дому, читаемой в виленском Троицком мон-ре перед В.

http://pravenc.ru/text/158626.html

По свидетельству авторов, писавших о М. Б. и. в кон. XIX в., Божия Матерь на иконе была изображена победренно, без Младенца, как и на Виленской Остробрамской иконе. Однако в отличие от последней на груди Пресв. Богородицы на М. Б. и. был представлен «скипетр, подобный мечу» - видимо, меч, направленный острием к сердцу Божией Матери. Следов., икона могла представлять собой основанный на пророчестве Симеона Богоприимца иконографический извод, который соответствовал распространенному в XVII в. в Речи Посполитой изображению Богородицы «Болесной». Жители Могилёва с великим почтением относились к М. Б. и. В нач. XVIII в. был организован сбор серебра для изготовления драгоценного оклада на икону. Серебро для ризы хранилось в Братской ц. в честь Богоявления. Вместе с др. серебряными сокровищами могилёвских церквей в кон. лета 1708 г. оно было конфисковано для чеканки монеты занимавшими тогда Могилёв шведами xpohika. 1997. С. 274; Хроника белорус. г. Могилёва. 1887. С. 65). 8 сент. 1708 г., в ходе Северной войны, город был сожжен, тогда погибла и М. Б. и. (Хроника белорус. г. Могилёва. 1887. С. 68; xpohika. 1997. С. 275). Утрата М. Б. и. была столь значимой для жителей Могилёва, что в том же 1708 г. они возобновили святыню, надеясь, что под защитой Небесной Владычицы прекратятся бедствия, постигшие город в годы Северной войны. Как писал в 1708 г. Ю. Трубницкий, очевидец событий и автор 2-й части «Могилёвской хроники»: «Образ Найсвятейшей Панны Марии Богородицы, написанный художником Мироном Пигаревичем, со всем почтением, с крестным ходом, молебнами и проповедями был установлен на Олейной браме. Горько народ плакал, вспоминая про такие ужасные притеснения, и просил найласкавейшую Матерь о милосердии и заступничестве, чтобы город от таких притеснений и бед охраняла и защищала» ( Сергий (Соколов). 1885. С. 71-72, запись помечена 28 сент. 1708; xpohika. 1997. С. 276; Хроника белорус. г. Могилёва. 1887. С. 72). Мирон Пигаревич, могилёвский художник-иконописец, вероятно родственник работавшего в кон. XVII - нач. XVIII в. в Могилёвской Братской типографии гравера Афанасия Пигаревича, на воссозданной иконе написал только лик и руки Божией Матери на доске в размер утраченного надвратного образа (сведения содержатся в источниках кон. XIX в.); очевидно, изначально предполагалось, что воссозданная икона будет закрыта окладом (металлическим позолоченным или деревянным, возможно, он был выполнен тогда же).

http://pravenc.ru/text/2563892.html

Игнатий, Иосиф Заоникиевский и Димитрий Прилуцкий; на ней серебряная риза, вес. 15 ф. 54 зол., сделана в 1802 году. 2) Св. Пророка Илии, с житием и чудесами (храмовая); риза на ней серебряная, местами золоченая, вес. 17 фунт. 30 зол., заведена в 1803 году; длина иконы 2 аршина, ширина 1 1/2 арш. Икона эта носит следы глубокой древности; надо полагать, что она была храмовою же и в той церкви, которая существовала до устроения настоящей; старинное письмо ее не отличается искусством. На южных дверях изображение Архангела Гавриила. 3) Сошествие Господа во ад, в серебряной ризе, вес. 16 фун. 50 зол., сделанной в 1803 году. 4) Св. Великомученика Димитрия Солунского. По левую сторону царских врат: 1) " Виленская " Божией Матери, в ризе, шитой по фольге мелким жемчугом; поля и венец серебряные, вес. 10 фун. 18 зол.; риза сделана в 1801 году. 2) Божией Матери " Неопалимая Купина " ; риза на ней шитая жемчугом по малиновому бархату; вокруг Богоматери восемь треугольников с изображениями символов Евангелистов и четырех ангелов, ангелы же в разных видах изображены на полях иконы; поля иконы обложены серебряною ризою, а треугольники сребропозлащеною; вес. 11 фун. 18 золотн.; вышина иконы 1 арш. 13 верш., ширина 1 1/2 арш.; писана по золоту; риза заведена в 1802 году, в 1896 году исправлена и перезолочена. В том же году была поновлена и самая икона, но лик Богоматери остался нетронутым. Эта икона, составляющая одну из главных святынь Кубенской церкви, принесена в село в 1696 году 8 мая из Вологды, по случаю бывшей в Кубенском в этом году моровой язвы. Об обстоятельствах принесения ее существует следующее сказание, записанное на особой доске, помещенной под иконою. " В лето бытия мира 7204-е, от рождества же по плоти Бога Слова 1696, месяца маия в 8 день, индикта 4, принесен бысть чудотворный образ Пречистыя Богородицы Неопалимыя Купины из города Вологды в село наше Ильинское, который написан в том городе Вологде по обещанию Ильинских поселян; ибо в сие лето вышеписанное в нашем селе Ильинском, грех ради наших, умножися на человецех смертоносная язва, скорчение жил и нетерпимое нытие костем, от которой неизцелимой в ногах болезни мнози померли.

http://sobory.ru/article/?object=22963

Близится великая дата - 400-летие Дома Романовых, и этот юбилей заставляет нас подвести итоги святости этого благочестивого Дома. Он прославился и мучениками, и благоверными Государями, а вот перед нами икона преподобной Анастасии Киевской, в миру благоверной Великой Княгини Александры Петровны Романовой, супруги Великого Князя Николая Николаевича Романова, брата Императора Александра I. Великая Княгиня Александра Петровна вела широчайшую благотворительную деятельность, основала в Киеве Покровский женский монастырь и в нем приняла постриг с именем Анастасия. Она была канонизированна в лике преподобных в 2009 году Священным Синодом Украинс кой Православной Церкви, ее мощи были обретены, и мы имеем еще одну представительницу Дома Романовых в лике святых. В нашем городе ее иконы пока редки, и мы помолились преподобной матери нашей Анастасии, благоверной Великой Княгине. Начало этого года милует нас великими милостями. У нас в храме, дерзну сказать, пребывает полнота Покрова Божией Матери над Русской землей. Когда мы хотим выразить бескрайность Русской земли, мы говорим, что она раскинулась от края и до края, от океана до океана, от Калининграда до Владивостока. Если эту мысль выразить более церковно, через образы Божией Матери, то мы должны назвать две иконы, которые Сама Богородица прославила на самом восточном и на самом западном конце России. Если мы посмотрим на восток, то мы видим Матерь Божию «Порт-Артурскую», которая пребывает во Владивостоке, а если обратимся на запад, то именно «Августовская» и «Виленская» иконы являются самыми западными чудотворными иконами Русской земли. Можно сказать, что Святая Русь раскинулась от «Порт-Артурской» до «Августовской» икон Божией Матери. И как раз в нашем храме именно эти две иконы находятся рядом и даже расположены на одной стене. Две иконы рядом объединяют Русскую землю воедино Покровом Божией Матери. Можно сказать, на этой стене духовная карта русской земли от «Августовской» до «Порт-Артурской» икон, а вся Русь между этими образами.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/pr...

Пытаясь сохранить у себя древнюю икону Божией Матери, православные в 1608 г. временно перенесли ее вместе с др. церковными драгоценностями и реликвиями из Пречистенской в ц. свт. Николая, построенную в 1514 г. кн. Константином Острожским в честь победы под Оршей. Никольская ц. в 1609 г. также стала униатской, и В. и. была возвращена на место своего первоначального пребывания - в Пречистенский собор. В 1610 г. собор горел, в 1612 г. восстановлен, но митрополичья кафедра в 1613 г. была перемещена из него в Свято-Троицкую ц. виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , перешедшего к униатам еще в 1609 г. О нахождении В. и. в Троицкой ц. в XVII в. свидетельствует завещание 1652 г. Алексия Дубовича, архим. Троицкого мон-ря, согласно к-рому в мон-рь делался вклад в 100 злотых ежегодного дохода для совершения в Троицкой ц. перед В. и. каждую субботу акафиста (возможно, перенесение В. и. совершилось позднее и было вызвано запустением Пречистенской ц., о чем свидетельствуют надпись 1748 на иконе, а также упоминание об этом событии в архивных документах Троицкого мон-ря за 1775). Во время русско-польск. войны (1654-1667) царем Алексеем Михайловичем была предпринята еще одна попытка возвращения В. и. из Вильно в Москву: рус. войска заняли Вильно в 1655 г., а в 1657 и 1658 гг. кн. Михаил Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски В. и., оказавшиеся безуспешными (нек-рые исследователи XIX в. ошибочно полагали, что кн. Шаховской искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери ). Как показало проведенное рус. администрацией Вильно в 1658 г. следствие, икона была вывезена виленским мещанином Юрием Селедчиком из Вильно по р. Вилии на лодке-витине в Крулевец (Кёнигсберг) и спрятана там униатскими монахами. После 1661 г. она была возвращена в Вильно. В. и. временно покидала Вильно и в годы Северной войны (1700-1721) - вместе со своим драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого мон-ря в дек. 1701 г. в жировицкий Успенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/158626.html

Народ, ослеплённый лживыми клеветами, заподозрил его в порочной жизни и хотел умертвить его. Святитель Василий просил отсрочить смерть его до утра; до третьего часа дня всю ночь молился он во храме св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Утром, совершив Литургию, он пошёл во храм Благовещения и там пред иконою Богоматери, принесённою некогда из Киева князем Константином, отслужил молебен. Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, он взял св. икону, пошёл из церкви на реку Оку и, снявши с себя мантию, распростёр её по воде, стал на мантию с иконою и сильным ветром был понесён против течения. В девятый час дня он доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили князья Феодор и Константин. Князья, все духовенство и народ вышли со крестами навстречу дивному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась в Рязани новая, где и осталась чудотворная икона, называемая также Молением св. Василия. Три года спустя святитель Василий избрал местом для жительства новую Рязань, как место, более защищённое от монголов, и там утвердил в 1291 году свою кафедру; туда же перенёс икону Муромскую. В 12-й день апреля 1810 года указом св. синода празднество сей иконе установлено по прошению жителей Мурома 12.04. Белыничская Белыничская В местечке Белыничах Могилёвской губернии, в церкви мужского монастыря, находится чудотворная икона Божией Матери. История Белыничской иконы скрывается в давно минувшем времени, но сохраняется предание, что сия благоговейно чтимая икона в древности была достоянием православного храма, но во время унии оказалась в польском костёле и была особо чтимою святынею как для католиков, так и для православных. Но в 1876 году католический костёл был закрыт и здание его вместе с чудотворною иконою, свято чтимою католиками и православным населением, передано православному ведомству. В том же году, 12 апреля, была совершена первая Божественная Литургия при многочисленном стечении богомольцев – православных и римо-католиков. Для белорусов это было великою радостью, и в то же время созрела в православном населении мысль учредить православный монастырь в зданиях закрытого в 1832 году римо-католического монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Наиболее почитались в храме Белостокская икона Божией Матери и икона свт. Николая. В память Императора Николая I серебряную ризу на Белостокскую икону устроил зимой 1854–1855 лейб-гвардии Преображенский полк, а на храмовый образ — в 1877–1878 расквартированная в городе 26-я артиллерийская бригада. В соборе молились Императоры Александр I и 25 августа 1897 — Николай II. Действовало Братство Божией Матери «Всех скорбящих радости». Сравнительно небольшой храм стал со временем тесен для прихожан и находившихся в городе воинских частей, и поэтому с конца XIX века стал обсуждаться вопрос о постройке нового Воскресенского собора. По ходатайству архиепископа Литовского и Виленского Иувеналия (Половцева) для него был бесплатно предоставлен казенный плац. По ряду причин, в том числе из-за нехватки средств (первоначальная смета составляла 114 133 руб.), гродненский губернский архитектор И. К. Плотников только в 1905 составил проект храма в «московско-ярославском» стиле. Этот проект не был реализован. Строительство началось после одобрения в 1911 нового проекта, с элементами византийского и древнерусского зодчества, принадлежавшего К. П. Донцову, младшему архитектору губернского правления. За несколько дней до прихода в 1915 немецких войск величественный пятиглавый собор с колокольней был вчерне закончен, но после войны польские власти отобрали его у православных. Целых 13 лет прихожане требовали вернуть здание, которое постепенно разрушалось. Соборную площадь в дни праздников отдавали под балаганы, а купола использовали для устройства аттракционов. «Дивный, очень большого размера храм, на просторной площади посреди города, стоит ныне, обросший травами по карнизам, а на одном из куполов — вздымается береза», только «золоченые кресты на куполах... сияют в лучах солнца, как новые», — так выглядело в 1937 здание. По предписанию Белостокского воеводы от 12 апреля 1938 г. собор был взорван и на его месте (ул. Сенкевича) выстроено доныне существующее здание полицейской комендатуры. Судьба Воскресенского собора — не исключение. Уже в начале 1920-х были закрыты, а затем перестроены под костелы или уничтожены все воинские храмы Белостока: Успенский — 64-го Казанского пехотного полка (после 1902, ныне костел на ул. Траугутта), Никольский — 4-го Мариупольского гусарского полка (деревянный, в 1897 перестроен из бывшего царского павильона), свв. Захарии и Елисаветы — 4-го Харьковского уланского полка (1911), а также домовые церкви при мужской гимназии и реальном училище. На Кавалерийской ул. сохранилась лишь перестроенная бывшая полковая церковь прп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=30480

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010