Блажен ты! Но почему же мы грустим и плачем? Блажен ты, но почему мы все говорим: жаль Виктора Дмитриевича? Неужели, потому что не можем отрешиться от взгляда на твое преставление лишь как на телесную муку и разрушение плоти? Неужели, потому что мы знали тебя лишь по телесной жизни? Конечно нет! Напротив, ты будучи во плоти, настолько жил не плотью, а духом, что все встречавшиеся с тобой, читавшие в твоем ясном любвеобильном взоре содержание души твоей, – как бы не замечали на тебе твоей плоти. И конечно эта плоть, предлежащая нам во гробе и присужденная ныне к истлению, всего меньше должна удручать нас скорбью и жалостью. Нет, не о тебе жалеем мы, чистый, христианский дух, отлетающий от нас; жалеем мы о себе самих, о том, что остаемся вдали от твоего воспитывающего, очищающего и умудряющего влияния и примера. Жалеем еще более о том, что применяя к себе ту участь, которая ныне тебя постигла, мы, увы, не находим в себе того богатства дел, идущих вслед за умирающими о Господе, и потому страшимся, чтобы день нашего посещения не оказался для нас днем казни. – Тихо жил ты между нами и разливал свой тихий свет любви и веры; тихо и неожиданно покинул ты нас, как бы выйдя от нас в другую комнату и спокойно предлежа ныне во гробе, заставляешь нас еще раз вглядеться в собственную душу. Являя нам на смертном ложе свой внутренний и внешний облик, исполненный мира и покоя, ты как бы повторяешь нам слова Спасителя: «не плачьте обо мне, но плачьте о себе самих.., Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет» ( Лук.23:28–31 ). Итак, да не возмутят твоего желанного покоя наши скорбные слезы! Скорбь наша – о себе самих, тебя же мы с надеждой называем блаженным, ибо взирая на дела твои и на твое учение, составлявшее содержание твоего духа, дерзаем думать, что это учение было именно то «учение мудрого», которое есть, «источник жизни, удаляющий от сетей смерти» ( Прит.13:15 ). Всмотримся же, братие, в смысл этой вечной мудрости, которая сроднившись с духом, вложенным в смертное тело, еще на земле приобщаем этот дух к вечности и с таким миром отпускает тело в объятия смерти!..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Бог вполне внедряется в душу, так что Он весь ей принадлежит, a душа вследствие этого всецело предается Богу и в некоторой мере теряется в Нем, когда она, вырвавшись из своей прежней натуральной жизни, теперь настолько принадлежит Богу, что она непосредственно живет только из Него, в Нем, для Него» 118 . Вот истинная и высочайшая любовь, при которой любящий, возвышаясь над своей собственной природой, воспринимает от любимого, т. е. от Бога, новую жизнь и существует более в Нем, чем в самом себе, действует более чрез Него и для Него, нежели чрез себя и для себя, даже себя самого любит только в той мере, на сколько принадлежит Богу. В естественном состоянии хотя человек и может любить Бога более себя самого, однако он любит Бога ради себя самого, – любит Его как первопричину своего бытия и своей жизни, так что ближайшим предметом любви его все-таки бывает он сам. Напротив, для истинного члена Церкви Бог есть не только высочайший, но и первый, и ближайший предмет любви. Он любит самого себя только ради Бога; любит себя как то, что принадлежит Богу, что есть детище Божие; он любит себя не как естественного человека, а как благодатного Сына Божия. Себя, как натурального человека, и свои натуральные привязанности он должен даже ненавидеть, по учению И. Христа: Если кто приходит ко Мне, или, что то же, вступает в Церковь , и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев и сестер, a притом и самой жизни своей; mom не может быт Моим учеником ( Лук. 14:26 ). Он любит Бога более всего, более и себя самого; любит Бога как существо, превосходящее всю тварь, как благо, ни с чем несравнимое. В этой любви он возвышается до Бога и с такой сверхъестественной силой привязывается к Нему, что от этой любви, – любви выше-естественной, любви Божественной, – не могут отторгнуть его ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь ( Рим. 8:38–39 ). Вот такая-то любовь и только она одна и может обожить человека, воссоздать его в подобие Богу и чрез то сделать его участником вечной жизни и вечного блаженства в соединении с Богом; и эта любовь возможна и осуществима только в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

– Бог избрал его Себе от чрева матери, – ответил Святейший, – и оградил его страхом Своим. Он же и до конца сохранит его. Григорий лежал у ног патриарха и, слыша о себе дивные и страшные пророчества, содрогался от плача. Святейший, восставив юношу и видя его всего в слезах, сказал: – Если тебе угодно, сын мой, оставайся с нами, и Господь наш Иисус Христос устроит тебе все полезное, а если хочешь идти с братиею, то ступай с миром. – Нет, святейший отче, я не хочу уходить отсюда. Но молю, пусть Бог сподобит меня в этой жизни опять свидеться с этими святыми отцами. Как ни крепко Григорий привязался душою к дивным старцам, однако влечение к святому месту превозмогло. И как было не остаться в Иерусалиме, когда сам пророк Давид радовался и в любви к нему восклицал о нем: “Прекрасная возвышенность, Радость всей земли Гора Сион! ...Пойдите вокруг Сиона И обойдите его; Пересчитайте башни его... Рассмотрите домы его, Чтобы пересказать грядущему роду... Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего...” ( Пс. 47, 3, 13–14; 136, 5–6 ). Черноризцы же, испрося у патриарха на путь благословения и святых молитв, вышли из Святого Града... III. Кто он? «Иосиф – отрасль плодоносного дерева... Ветви его простираются над стеною» ( Быт. 49, 22 ). Но пора уже сказать о том, кто же был Григорий, и поведать об отечестве и родителях его, о детстве и воспитании. Выше было сказано, что он жил в Акраганте. Но родиной его было, собственно, село Претория, недалеко от града. Здесь он родился. Родители Григория были люди православные и добродетельные. Отца звали Харитоном, мать – Феодотией. В особенности они отличались милосердием – добродетелью, не часто наблюдаемой у богатых, а они были люди очень состоятельные. Большое богатство давало им возможность развивать эту добродетель в желаемой степени, и потому благодеяний всем они делали много. Акрагант же был местом крещения, воцерковления и обучения Григория. Так как в жизни его он имел большое значение, то скажем о нем подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Бог избрал и назначил своего избранника царем, а не предоставил этого дела самому народу, не взирая на то, что желание иметь царя исходило от народа, и что Бог не одобрял этого желания, так как в нем скрывалось домогательство народа освободиться от непосредственного водительства Божия, сменить теократическое управление монархическим, заменить Божие правление человеческим, – таким, какое было у прочих народов. И мало того, что избрал, назначил и указал народу его первого царя: Он повелел еще Самуилу помазать его на царство. И это произвело в Сауле переворот: Бог дал ему иное сердце, а когда сошел на него Дух Божий, то он стал пророчествовать. Все это рассказано в Первой книге Царств, в 8-й, 9-й и 10-й главах. И по словам Самуила Бог упрочил бы его царствование над Израилем на всегда. Но так как Саул уже по вступлении на престол не исполнил повеления Господа, то Самуил ему сказал, что теперь не устоять его царствованию ( 1Цар.13 ). Это потом и оправдалось: в сражении на горе Гелвуе израильтяне были разбиты филистимлянами, трое сыновей Сауловых были убиты, а сам Саул, чтобы не попасться в руки врагов, пал на свой меч и умер ( 1Цар.31 ). Раньше еще смерти Саула Господь отступил от него ( 1Цар.18:12 ), отступил от него Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа ( 1Цар.16:14 ). Раньше же смерти Саула и его сыновей Бог указал Самуилу на семью Иессея, Вифлеемленина, и из восьми сыновей Иессея указал на самого младшего – Давида, как на преемника Саулу, и Самуил помазал его на царство, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после ( 1Цар.16 гл., 2Цар.12:7 ). Бог же предъизбрал на царство из многих сыновей Давидовых Соломона еще при жизни Давида ( 1Пар.28:5–7 ). Бог отторгнул от сына и преемника Соломонова Ровоама половину царства, северную, сделавшуюся особым царством – израильским, и поставил вождем его Иеровоама, возвысивши его из среды простого· народа ( 3Цар.14:7–8 ). Но так как Иеровоам и его потомки-преемники не жили по заповедям Божиим, то чрез пророка Ахию было предречено жене Иеровоама, что возставит Себе Господь под Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов ( 3Цар.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы, пришедши внезапно, не нашёл вас спящими ( Мк. 13:35–36 ). Смотрите, бодрствуйте, молитесь: ибо не знаете, когда наступит это время ( Мк. 13:33 ), – в который час Господь ваш придёт ( Мф. 24:42 ). Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын человеческий ( Мф. 24:44 ; ср. 25:13). Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк. 21:36 ). Невозможность предузнать время второго пришествия Господа и предсказание Его, что Он придёт внезапно, именно и служат побуждением к бодрствованию, к тому, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа. Конечно, здесь разумеется преимущественно нравственное бодрствование: свобода от чрезмерного пристрастия к земному и от грубых пороков, нравственная чистота, религиозная настроенность и частое памятование жизни загробной. Но нравственная чистота и высота делает и ум чутким и проницательным. Святые люди и без обширных познаний лучше понимают дух времени и смысл совершающихся в мире событий, нежели люди знающие, но ослеплённые страстями, предрассудками, односторонними и превратными учениями. При нравственном бодрствовании не может не быть здравого и широкого взгляда на вещи; а когда оно достигает высокой степени, то человек становится способным проникать в тайны бытия, например, предузнаёт будущее. Увещание быть нравственно-чистыми и бодрствовать есть вместе с тем призыв чаще помнить о кончине мира и о втором пришествии Христовом и размышлять о направлении и строе современной жизни. Нравственно чистый имеет наиболее склонности и способности понять и оценить знамения своего времени и менее подвергается опасности впасть в грубое заблуждение по вопросу о времени второго пришествия Христова. Впрочем, Иисус Христос и прямо призывает не только к нравственному, но и к умственному бодрствованию: смотрите, бодрствуйте, говорит Он. И так как никто не знает, когда придёт Иисус Христос, так как день Его пришествия, как сеть, найдёт на всех живущих ( Лк. 21:35 ), то никто не может сказать с безусловной уверенностью, что этот день не настанет во время его жизни; а потому все и каждый всегда должны быть готовы встретить этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим.4:3–4 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил ( 1Тим.4:1–3 ). Блаженный Феодорит, изъясняя первое из этих мест, относит, впрочем, предположительно, заключающееся в нем предсказание к своему времени. «Настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол и облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства; вместо боголюбивых стали сребролюбивыми, и любим рабство страстям; одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек божественный Апостол» 15 . Нельзя согласиться с этим изъяснением, как, впрочем, и сам Феодорит не вполне уверен в его истинности. Без сомнения, как в пятом веке, так и во всякое время, были, бывают и будут люди, описываемые Апостолом Павлом, и ещё больше всегда бывает людей, имеющих только нечто из указанных Апостолом дурных свойств, наклонностей и страстей. Были такие люди и при жизни Апостолов, как видно из тут же написанных слов Апостола Павла к Тимофею: таковых удаляйся ( 2Тим.3:5 ; ср. 2-е Петра). Но тогда было только в малой мере, только в зародыше зло, которое в ужасной широте и силе раскроется в последние дни. И может ли быть время, народ, место, где бы и когда бы не было таких людей? Но Апостол, очевидно, говорит не о всяких временах, а об определенной эпохе, которую он называет: «последние времена», «последние дни»; говорит, что эти времена будут «тяжкие» и что это предсказано Духом. Что этими «последними днями и тяжкими временами» не были времена Блаженного Феодорита, об этом нечего и говорить. Ясно, что Апостол говорит о временах, предшествующих кончине мира; ибо какой иной период времени можно назвать «последними временами», «последними днями»? Чтобы дать больше силы своим словам и возбудить в людях особенное внимание к ним и твердую веру в них, Апостол в доказательство их истинности ссылается на свидетельство самого Бога и называет это свидетельство ясным, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

бывшие безбожниками в мире, стали близки к Богу кровью Иисуса Христа; потому что чрез Него и иудеи, и язычники имеют доступ к Отцу, в одном Духе ( Еф. 2:12–18 ). По словам того же Апостола Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их; ибо Его, не знавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:19, 21 ). И Сам Иисус Христос пред страданиями сказал Своим ученикам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин. 14:27 ). Самая усиленность выражений показывает, что даваемый Иисусом Христом мир есть нечто особенное, что только Он один и может дать этот мир. Сопоставление этого места с упомянутыми апостольскими изречениями заставляет нас под миром разуметь здесь примирение людей с Богом и между собой, дарованное им чрез смерть Иисуса Христа. Поэтому-то Иисус Христос вслед за приведенными словами сказал ученикам: да не смущается сердце ваше, и да не устрашается. – Как примиритель, и при том как примиритель единственный, Иисус Христос называется единым посредником между Богом и человеком, предавшим Себя для искупления всех ( 1Тим. 2,5.6 ). Водворение мира на земле на столько признается исключительным делом Иисуса Христа, что подражающие Ему в этом деле люди получат одинаковое с Ним имя. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5:9 ). В послании к Евреям Иисус Христос изображается и многократно называется первосвященником, то есть, посредником между Богом и людьми, умилостивляющим Бога за грехи людей Своею крестною жертвою и силою этой жертвы примиряющим их с Богом. Но этого мало, что Иисус Христос примирил людей с Богом: Он, кроме того, соединяет людей с Богом и Бога с людьми теснейшим союзом святой любви. Как в Нем Самом Божество и человечество соединились столь тесно и неразрывно, что составили одно лице Богочеловека: так, по образу и в силу этого союза, и прочие люди, как имеющие одинаковую с человеческим естеством Иисуса Христа природу, получили возможность быть в тесном нравственном общении с Богом, быть в неразрывном святом союзе любви с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В 1-м послании к Коринф. ап. Павел, описывая различные свойства любви, говорит: любовь не радуется неправде и сорадуется истине, все покрывает, всему верит (13:6–7). Сорадоваться всему истинному и доброму в других значит принимать в них участие, значит переносить в себя их состояние, а с другой стороны, переносить себя в их положение. Но не всегда люди делают добро: слабости, погрешности, недостатки присущи даже самым лучшим людям и примешиваются ко всякому даже и доброму делу. В таком случае участливость любви обнаруживается в том, что она эти недостатки ближних покрывает, т. е. не только их не преувеличивает, не осуждает, но извиняет, прощает, как бы не замечает их, да и от посторонних скрывает; ту же мысль апостол немного выше выразил в словах: любовь долготерпит, милосердствует. (4 ст.). Почему долготерпит и милосердствует? Потому что она дает нам возможность войти в состояние другого, поставить себя на место другого, принять в рассуждение все оправдывающие человека обстоятельства. Участливость любви выражается и в других её свойствах, напр., в том, что она не завидует, не превозносится, не гордится ( 1Кор. 13:4 ). В самом деле, как при любви можно завидовать благосостоянию или преимуществу другого, когда она, чрез восприятие их, делает их как бы собственным достоянием человека любящего? Завидовать возможно только чужому и притом враждебному нам, а не своему и дружественному. To же нужно сказать о гордости и надменности. При нашей участливости к другим людям их достояние делается нашим не в том, конечно, смысле, будто мы отчуждаем его от них и незаконно себе присваиваем, а в том, что оно делается предметом нашего сочувствия – сорадования или сострадания. Восприятие или участие есть существенная принадлежность и любви человека к Богу. Некоторые указания на это мы нашли в Ветхом Завете. Если вы , говорил Моисей Израильтянам, будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему: то изгонит Господь все народы сии от лица вашего ( Втор. 11:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В деле спасения одинаково необходимо как посредство богоучреждённой иерархии между Богом и человеком, так и свободное, живое и деятельное отношение между самим человеком и Духом благодати. Благодатные дары подаются через иерархию; но от мирян требуется, чтобы они принимали их свободно. По прекрасному выражению Хомякова, Церковь не знает духовного илотства; она есть живой организм, в жизни которого каждый из отдельных членов Церкви принимает соответствующую долю участия, по мере своего значения в общем составе организма. Как тело имеет много членов, по слову св. апостола Павла, и все члены, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос (т. е. Церковь ). Ибо единем Духом мы ecu во едино тело крестихомся и ecu единем Духом напоихомся. Но тело не есть один член, а совокупность многих. Глаз не может сказать руке: ты мне не подобна, или голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. Бог так устроил тело, чтобы в нём не было разделения, а все члены одинаково заботились друг о друге ( 1Кор.12:18–17 ), и чтобы соразмерным действием каждого члена совершалось возрастание члена (Церкви) для его назидания в любви ( Еф.4:16 ). Поэтому-то восточные патриархи, определяя отношения между иерархией и паствой, писали папе: «мы не имеем никакого светского надзирательства или, как говорит его блаженство (папа), священного управления, а только соединены союзом любви и усердия к общей Матери нашей в единстве веры» (§ 16 окружн. послан. восточн. патриархов, в русском переводе. 1850). Иначе смотрит на Церковь римское католичество. Для уяснения католических воззрений на Церковь важное значение имеет сопоставление их с протестантскими. Основная характеристическая черта католического воззрения на Церковь  – крайний объективизм. Основная, существеннейшая черта воззрения протестантского – крайний субъективизм. Католичество поставляет человека в чисто внешние отношения к Духу благодати, и в этом его объективизм. Протестантство не допускает других отношений между христианином в Искупителем, кроме внутренних, и в этом его субъективизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

В дополнение к этим местам, следует привести еще слова пророка Иеремии: Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ( Иер. 31:31 . Ср. Евр. 8:8 и след.), и пояснительные, к этому пророчеству, слова Апостола Павла: Говоря «новый», показал ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению ( Евр. 8:13 ). А из содержания Послания видно, что ветхое, назначенное к уничтожению, есть ветхозаветные жертвы, и все, вообще, ветхозаветное Богослужение и совершители их – ветхозаветное священство, поставленное по чину Ааронову; что ветхозаветные жертвы отменены, как бессильные и бесполезные, потому что заменены всесильною жертвою Иисуса Христа, в которой Он принес Самого Себя, а немощное священство Левитское заменено первосвященством Иисуса Христа, непреходящим, вечным ( Евр. 2–10 ) Следует, также, указать на слова Иисуса Христа: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Так как царствию Иисуса Христа после кончины настоящего мира не будет конца (7-й член Символа веры ), то в этих словах говорится о непрерывном, непрекращающемся ни на один день, пребывании Иисуса Христа с Апостолами в настоящей жизни. Между тем, все Апостолы, вскоре, умерли, а кончина мира и доселе не наступила. Ясно, что Иисус Христос в лице Апостолов, как предстоятелей и членов Церкви, обещал пребывать во все дни, до скончания мира, с земной Церковью , и, в частности, с преемниками Апостолов – пастырями Церкви. Несомненно, также, что Иисус Христос обещал пребывать с Церковью, как Глава ее, Искупитель и Богочеловек, т. е., Своею благодатью, сообщаемою, преимущественно, в таинствах, Своим учением, примером Своей жизни и, в особенности, евхаристической жертвой; ибо Он Сам сказал: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в Нем ( Ин. 6:56 ). Затем, полемисты 139 против беспоповцев, в опровержение их лжетолкования пророчества о седьминах, ссылаются на учение Святого Иоанна Златоуста и Блаженного Феодорита 140 . Златоуст, время, предреченное в пророчестве о седьминах, простирает до разрушения Иерусалима Римлянами, все, вообще, пророчество относит к Иудейскому народу и под жертвою и приношением разумеет ветхозаветные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010