„По всему имеет уподобится сей обольститель Сыну Божию”, – говорит об антихристе святой Ипполит 321 . В частности он замыслит и будет усиливаться искоренить жертвы, приносимые людьми как истинному Богу, так и богам ложным; потому что он будет искоренять все религии и всякие культы. Язычники приносят и кровавые и бескровные жертвы, христиане – только бескровную, евхаристическую жертву. Антихрист и будет искоренять как кровавые, так и бескровные жертвы. В особенности он будет усиливаться прекратить повсюду принесение евхаристической жертвы; потому что хотя он никакого божества не уважит ( Дан. 11:37 ), но преимущественно будет угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон ( Дан. 7:25 ); и хотя у него будет власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем, но в особенности он будет вести войну со святыми, хулить Бога, имя Его и жилище Его, и с яростью преследовать Церковь Христову и христиан ( Откр. 13:6–7; 12:13–17 ). В какой мере удастся антихристу искоренить всякие нехристианские культы и религии, сказать трудно. Но относительно христианской веры, христианской Церкви, христианского Богослужения и важнейшей части последнего – Евхаристии мы имеем определённые указания Священного Писания, что они пребудут до скончания века, до второго пришествия Иисуса Христа. Следовательно, антихристу не удастся искоренить их совершенно и окончательно. Так, о Церкви Своей Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18 ). Он же сказал Апостолам: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Так как царству Иисуса Христа после кончины настоящего мира не будет конца, то в этих словах говорится о постоянном пребывании Иисуса Христа с Апостолами в настоящей жизни. Но все Апостолы вскоре умерли, а кончина мира и доселе не наступила; очевидно, что Иисус Христос в лице Апостолов, как предстоятелей и членов Церкви, обещал пребывать во все дни до кончины мира с земной Церковью , и в частности с преемниками Апостолов – пастырями Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

А внутренней миссии и совсем не было. Монахи носу не показывали из своих теплых углов. А чтобы устроить там какой-нибудь миссионерский стан, проповедь Христа и Евангелия, где уж…». Извращения христианского духа имеют своим корнем разные причины: от низменного корыстолюбия до возвышенных чувств. Молодым идеалистам присущ ригоризм, и в свое время – слепым птенцом, студентом духовной академии, – он также праведность измерял числом поклонов, часами выстаивая на церковной службе, количеством съеденной пищи, «худостными ризами», жесткой требовательностью к окружающим в исполнении закона (не важно, что евангельского). Старец Гавриил подолгу беседовал с ним о высоких материях, ласково и незаметно утверждая подходы противоположные и, между прочим, признавая «Лествицу», главнейший свод аскетических правил, неподходящей к современным условиям. Из записей епископа Варнавы: «Позже я выучил наизусть знаменитый текст из пророка Исайи, где Бог говорит: что толку, если, как серп, согнется шея твоя от поста. Иудеи того времени, и не какие-нибудь, но ревностные, которые самим делом искали каждый день Бога, задавали в недоумении и обиде такие вопросы: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?». Все как и теперь. Верующие и неверующие, монахи и мирские тоже задают вопросы. Монахи: «Сколько лет живем в монастыре, постимся, молимся, работаем, а Бог как бы и не видит; даже те сны с небожителями, которые мирские видят, нам не снятся…». Благочестивые мирские тоже недоумевают: «Тяжелая жизнь настала. Дети не слушаются родителей. Я ли не молилась о своем ребенке, по понедельникам даже постилась, а что вышло: младший умер, а из старшего вышел бандит какой-то!». И Бог через пророка им отвечает: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других… Таков ли тот пост, который Я избрал…?» ( Ис.58:3–4 ). …Отсюда что следует? Истинный подвижник бежит из монастыря. Тот же внутренний протест, который побудил его оставить мир, теперь побуждает оставить и монастырь. Он не может в нем ужиться. Он видит, что обитель-то святая, да стоят во главе ее люди не только грешные (это бы ничего), но и сознательно преследующие свои личные цели, ничего общего со спасением не имеющие. И все прикрыто елейными словами, смиреннословием, фарисейским показом внешней иноческой добродетели и вынужденного поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

– а исполняет только заповедь Божию, повелевающую чадам заботиться о своих родителях, тем паче о духовных. Посему лучше бы (особенно в последнем случае, при совершении так называемых треб) не совать священнику деньги в руку, когда другая его рука еще держит св. крест, – получается, для неверующих и слабых, как будто бы он продает Христа, – а установить в общине порядок иной. Библия не раз, говорю, отмечает, что деньги эти – не плата, а дар, гостинец, приношение любви ( 1Цар. 9, 7 ; 4Цар. 5, 15 ). Да и то пророки и апостолы от него отказывались. • «И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне, и поражу ли я этих Филистимлян? И отвечал Господь Давиду: иди, ты поразишь Филистимлян, и спасешь Кеиль» ( 1Цар. 23, 2 ). И несмотря на то что успех был сомнителен и окружающие Давида отговаривали его от этого предприятия, так что ему для подкрепления своей уверенности пришлось снова вопросить Господа, дело окончилось удачно, и город был взят ( 1Цар. 23, 1–5 ). И еще много таких случаев, причем каждый содержит в себе что-нибудь новое, и отличительное, и полезное для желающих идти по правильному пути старческого руководства ( 3Цар. 22, 7 и след.; 4Цар. 3, 11; 8, 8; 22, 13–20 : об Олдаме-пророчице). Заключу всеположительным учением пророков или Самого Бога о необходимости и богоучрежденности духовного руководства. «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня... не вопросив уст Моих, идут...» и так далее ( Ис. 30, 1–2 ). «И простру руку Мою на Иудею... истреблю с места сего... и тех, которые... не искали Господа и не вопрошали о Нем» ( Соф. 1,4–6 ). Пророчества, как каждый может теперь убедиться, исполнились в точности. Насколько идея старчества органически связана с духовным и вообще религиозным развитием человека – а я бы сказал, насколько последний вообще хочет проводить на земле осмысленное житие, хотя бы оно называлось просто «культурным», – показывают многие факты из внешней истории. Из них видно, что идея старчества, иногда в ужасно искаженном виде, все же служит стержнем социально-религиозного быта народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

А под многими, для которых утвердит Завет едина седьмица, кроме не Иудеев, обратившихся ко Христу, должно разуметь частью тех Иудеев, которые уверовали во Христа при первом Его пришествии, и которые уверовали и уверуют в течение последующих веков, частью тех, которые обратятся ко Христу перед кончиной мира целым народом. Слова: весь Израиль спасётся, вполне и окончательно исполнятся только тогда, когда последний остаток Иудеев обратится ко Христу. Как полное число язычников войдёт в царство Христово только к концу времён ( Рим. 11:21 ): так и относительно Израиля упомянутые слова окончательно исполнятся только перед кончиной мира, когда и остаток их спасётся ( Рим. 9:27 ), когда из предназначенного к спасению числа Израильтян не останется ни одного вне царствия Божия. И это совершится вслед за тем, как и из предопределённого к спасению числа язычников не останется ни одного, не обратившегося ко Христу. Хотя перед кончиной мира, можно думать, тогдашние Иудеи её все до одного обратятся ко Христу, однако не может быть сомнения в том, что они обратятся к Нему целым народом. Это видно из некоторых мест Священного Писания. Так, Евангелист Иоанн видел Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он (Ангел) громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земли и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатлённых: запечатлённых было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых ( Откр. 7:2–4 ), из каждого колена по двенадцати тысяч. Равное число запечатлённых печатью Бога живого из каждого колена указывает на полноту запечатлённых. Двенадцать тысяч запечатлённых из каждого колена, очевидно, есть число символическое, означающее полноту и множество. Далее, Апостол Павел обращение Иудеев ко Христу в последние времена называет тайной ( Рим. 11:25 ), т. е. делом, до времени сокровенным, важным, чудесным, непостижимым для людей и невозможным при обычном течении жизни и ходе событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

А, с другой стороны, – сколько было младенческой наивности в замысле построить башню до небес! Сколько было демонической гордости и дерзости в желании создать себе имя этой превышающей всякую возможность постройкой! Сколько было деспотизма в намерении строителей иметь в башне центр всего мира, чтобы господствовать отсюда над всеми народами, имевшими рассеяться по всей земле! В замысле построить башню до небес не таилась ли даже мечта сравняться с Богом, в позднейшее время дерзновенно высказанная одним знаменитым и гордым властелином той же Вавилонии; взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему ( Ис. 14:13–14 )? И как об этом гордом и жестоком завоевателе сказано: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней ( Ис. 14:15 ); так и Вавилонская башня, не доконченная, превратилась в груды мусора. Не предначертан ли в этом необыкновенном предприятии образ всего человеческого прогресса, величественного по замыслу, чудесного по изобретательности и искусству, могущественного по власти над природой, изумительного по многовековому неустанному труду бесчисленных рабочих, но всегда и везде кончавшегося разрушением? В самом деле, какие указания даёт о поступательном движении человеческого рода вперёд всемирная история? Прежде всего, она ясно показывает, что постепенности и непрерывности в движении всего человеческого рода вперёд нет теперь, не было и прежде. Нет того, чтобы, чем дальше шло время, тем более и более подвигалось развитие человечества во всех его частях, так что теперь, когда протекло уже много тысяч лет жизни человеческого рода, все племена его стояли бы уже на значительной, а более даровитые и на весьма высокой степени развития. На самом деле в настоящее время очень многие племена находятся в состоянии дикости; другие народы ещё в незапамятные времена достигли значительной степени развития, но остановились и в течение тысячелетий остаются в состоянии неподвижности; наконец, иные народы, именно европейские, бывшие полторы тысячи лет тому назад, за исключением Греков и Римлян, варварами, полудикими племенами, достигли очень скоро высокой степени просвещения и продолжают непрерывно двигаться вперёд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

А такое безбожное и противохристианское предрасположение человеческого рода, имеющего быть пред концом мира, пред явлением антихриста, подготовится постепенно, частью самим историческим ходом развития и накопления зла, частью скрытой деятельностью дьявола, напряженность которой будет усиливаться по мере приближения земной истории человечества к концу и предугадываемого дьяволом конца своей власти на земле. Вот это то противохристианское и безбожное предрасположение человечества, имеющее быть и усилиться прежде явления антихриста и имеющее начаться, быть может, даже за долго до него, и будет ближайшей причиной и естественным источником безбожия, которое при антихристе распространится по всей земле; а раннейшие безбожные эпохи, как напр. безбожные эпохи прошлого и текущего века, равно как всякого рода антихристы и всякого вида антихристианство всех времён и мест, могут быть признаны отдаленными причинами печального нравственного и религиозного состояния человечества пред пришествием антихриста и, чрез подготовку этого состояния, отдаленными источниками безбожия последней страшной годины. Наше мнение о постепенном подготовлении безбожной деятельности антихриста и чрезвычайных успехов ее предварительным распространением в роде человеческом безнравственности, безбожия и антихристианского духа подтверждается учением Св. Писания. Так, Апостол Павел писал Тимофею: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины... Сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере ( 2Тим.3:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

А те, которые доживут до времени антихриста, не могли бы предугадать приближение его царствования и не приняли бы мер предосторожности. Если бы люди ничего не знали о событиях, которые будут предварять и сопровождать царствование антихриста, и будут предвещать пришествие Христа, то люди во все времена подвергались бы страшной опасности лжехристов принимать за Христа. Предохраняя от этой опасности, Иисус Христос сказал: Тогда, т. е. в царствование антихриста, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперёд сказал вам. И так, если скажут вам: вот, Он в пустыне, не выходите; вот, Он в потаённых комнатах, не верьте ( Мф. 24:23–20 ). Эти слова как нельзя яснее показывают, что признаки приближения и наступления царствования антихриста и пришествия Иисуса Христа для того и предвозвещены заранее, чтобы предостеречь людей и дать им возможность в лжехристах узнать лжехристов и отвергнуть их, а во Христе узнать Христа и принять Его за Христа. А чтобы предсказания об этих признаках достигали своей полезной цели, люди должны знать и понимать значение этих предсказаний и указываемых в них признаков. Вместе с тем они должны знать и оценивать знамения своего времени, сопоставлять их с событиями последних времён и этим путём достигать до вероятного мнения о том, приближается ли, или нет время явления антихриста. По указанным в Священном Писании признакам и при основательном знании жизни своего времени те, которые жили, и будут жить задолго до антихриста, имели, и будут иметь возможность судить с вероятностью, что время явления антихриста ещё не пришло и не близко; в учении Писания о последних временах они находили, и будут находить опору для успокоения себя и других при пустых слухах о приближении времени царствования антихриста, или даже о совершившемся уже наступлении его. Бог, давши через Иисуса Христа, Пророков и Апостолов откровение о предвестниках царствования антихриста, дал его для всех людей и желал, чтобы все люди, а не некоторые только, воспользовались им; и чтобы они могли извлечь из этого откровения наибольшую пользу, Он не дал точного указания, когда придёт антихрист, а с другой стороны, и не оставил этого предмета в полной тайне, но сделал его полуоткрытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

А что ревность латинян к распространению своей веры не свободна от фанатизма и отличается сектантским характером, это видно из того, что они, как известно, не гнушаются прибегать и к непозволительным средствам для распространения своей веры. Кроме того, латиняне не только отделились от истинно верующей Восточной Церкви и потому суть раскольники, но, что еще хуже, внесли новшества в догматическое свое учение, отступивши от чистоты веры древневселенской Церкви, и потому церковь их не есть истинная церковь, а еретичествующая. Если же их вера не есть строго – истинная, то как бы ни были они ревностны в распространении ее и сколько бы ни трудились над делом присоединения к своей церкви других церквей и христианских обществ, их ревность и труды – не добродетели и принесут людям не благо, а зло. Например, папа, восхваляя миссионерскую ревность своей церкви, говорит в настоящей энциклике: «проповедники Евангелия, по нашему полномочию, переплывают моря, направляясь в самыя отдаленные страны». Эти похвалы не преувеличены; но, читая их, как-то невольно припоминаешь слова Иисуса Христа: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас ( Матф. 23:15 ). Но паписты нам скажут: «как бы то ни было, но у нас есть ревность к распространению своей веры, а у вас, восточных христиан, ее нет; вы мертвы, и Судья вам скажет: Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющаго отнимется и то, что имеет ( Матф. 25:28, 29 ).» Однако правда ли, будто Восточная Православная Церковь мертва, не ревнует о распространении своей веры и, в частности, совсем равнодушна к делу соединения церквей? Это не правда. В эпоху разделения Церкви много ли было христиан на огромных пространствах, на которых раскинулась теперь Россия? Десятки, самое большее – сотни тысяч; разумеем христиан Грузии и Тавриды. Да и те, подвергаясь постоянным нашествиям то Персидских шахов, то Тюркских завоевателей, то Кавказских горцев, частью были истреблены, частью обращены в мухаммеданскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Аллегорическое понимание слов Апостола об антихристе Ориген обнаруживает и в Толковании на Евангелие от Матфея. Он говорит, что храм означает Писание, «и поэтому антихрист, который противится и превозносится над всем, что называется Богом, и садится в храме Божием, есть ложное слово, имеющее вид истины и извлекающее из Писаний доказательства нечестивых догматов, равно как антихрист есть и тот, кто противится и садится на кафедру Писаний и на здание их, показывая себя, как будто он есть Бог; и всегда в речах еретиков должно видеть антихристов, сидящих в храме Писаний и от себя самих желающих умиротворить тех, которые их слушают, как будто каждый из них сам есть Бог Слово в Писаниях». А с другой стороны Ориген говорит об антихристе, как об одном определенном лице. Так, в том же Толковании на Матфея он говорит, что если храм в Иерусалиме будет опять выстроен, то только для антихриста. В Беседах на книгу Чисел Ориген говорит, что гордый и превозносившийся, описанный пророком Исаиею 1 , есть диавол и тот, кто есть как бы единородный его и о ком написано, что он превозносится над всем, что называется Богом, или что чтут, так что в храме Божием сядет, показывая, как будто он есть Бог. В Толковании на Евангелие от Матфея, предположение, что так как Евангелие уже проповедано во всем мире, то можно думать, что наступает конец, Ориген опровергает словами Апостола, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление, и не откроется человек греха, сын погибели. Очевидно, Ориген был убежден, что раньше второго пришествия Христова явится антихрист, человек греха, под именем которого он в этом случае разумеет уже не ложь, не еретическое учение, а определенную личность. Но в след за тем Ориген прибавляет: «Это мы изложили согласно простому преданию». А далее Ориген излагает нравственный смысл учения Писания о пришествии Христа и под пришествием Христа разумеет отображение и обнаружение свойств Христа в христианах. Такой нравственный смысл Ориген отличает от смысла буквального, обыкновенного, простого, принятого в предании, или даже противополагает последнему.

http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixris...

Благоволение (εδοχα) или благожелание воли – это то же, что обнаружение благого существа Божия, излияние Его благости и любви; и притом выражение и излияние совершенно добровольное, то есть, производимое не внешним принуждением и вообще имеющее основание для себя не во вне, a в самом существе Бога, которое есть любовь, благость. По благоволению воли – значит по любви, по доброте, задаром, то же, что по благодати. Это видно и из слов второй главы того же послания, что Бог Отец оживотворил и воскресил людей со Христом по Своей великой любви (ст. 4–6). Также в послании к Колосянам говорится, что благоугодно было Отцу посредством Сына примирить с Собою все, умиротворив чрез Него кровью креста Его и земное, и небесное (1:19, 20); что Он призвал людей к участию в наследии Святых, избавил их от власти тьмы и ввел в царство Своего возлюбленного Сына, искупив их кровью (ст. 12–14). Тот же Апостол в послании к Титу говорит: когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не no делам праведности, которые бы мы сотворили, a no Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы no упованию соделались наследниками вечной жизни (3:4–7). Так послание Богом Отцом Сына на страдание и смерть в мир есть дело Его любви и в плодах или целях этого дела, и во внутреннейшем существе его, и в глубочайших побуждениях к нему. «Приближьтесь и рассмотрите грозное лице правосудия Божия и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией». Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин. 4:10 ). He говорится, чтобы в этом посланничестве явилась правда Божия, или всемогущество, или премудрость, но любовь. Это не значит, что при этом действовала одна только любовь: несомненно, в этом деле открылись и правда, и прочие свойства Божии; но о них умалчивается, а говорится только о явлении любви потому, что любовь открылась преимущественно, что прочие свойства были введены в действие ею, что они были орудиями её, a не действовали самостоятельно, что любви Божией принадлежал и почин дела, и способ совершения его, и самое совершение, и наконец завершение, – она была душой дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010