Венская Основана в 1946 г. Упразднена в 1948 г. Возобновлена в 1962 г. С 06(19)04.2001 Венский архиепископ временно управляет также епархией Будапештской и Венгерской. Именовалась: Венская и Австрийская; 10 .1946 – 03(16)11.1948 – Среднеевропейский Экзархат. 25.05(07.06)1946 03(16)11.1948 03(16)11.1962 09(22)12.1964 Филарет Денисенко 09(22)12.1964 24.06(07.07)1966 Варфоломей Гондаровский 24.06(07.07)1966 24.09(07.10)1967 24.09(07.10)1967 12(25)06.1970 Мелхиседек Лебедев 12(25)06.1970 20.08(02.09)1974 Герман Тимофеев 21.08(03.09)1974 28.02(13.03)1975 Викторин Беляев 28.02(13.03)1975 22.08(04.09)1999 16(29)12.1999 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Иларион Алфеев 615 Архиепископ. Викарий Западноевропейского Экзархата с даты назначения. Экзарх Средней Европы Московского Патриархата с 10.1946. 617 Архиепископ, митрополит с 27.08(09.09)1986 (ЖМП. 1986. 11). Вариант второй даты – 23.09(06.10)1995, когда был определен на покой, но определение, видимо, отменено (?). По данным официального веб-сайта Венской епархии orthodoxia. org/austria управлял по самую кончину, что не противоречит первой дате преемника. 618 С поручением архипастырского окормления приходов Венгерского благочиния. Архиепископ с 10(23)02.2001. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершился визит митрополита Илариона в Литву Вильнюс, 13 января 2011 г. 11 января 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находившийся в Литве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению католической Епископской конференции Литвы, посетил православные святыни Вильнюса, передаёт Служба коммуникаций ОВЦС. Председатель ОВЦС поклонился Остробрамской иконе Пресвятой Богородицы, находящейся над воротами старого города и являющейся общей святыней православных и католиков. Далее Владыка посетил собор Виленского Свято-Духова монастыря, где в июне 1987 года был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона.  Председатель ОВЦС поклонился мощам Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евфстафия, совершил заупокойную молитву у гроба митрополита Иосифа (Семашко, + 1868) в крипте собора, а также литию у могилы архиепископа Виленского и Литовского Викторина (Беляева, +1989). В тот же день Владыка посетил другие православные храмы Вильнюса, включая Пречистенский (Успенский) кафедральный собор, где в августе 1987 года был рукоположен в сан иеромонаха. 12 января митрополит Иларион встретился с новоназначенным архиепископом Виленским и Литовским Иннокентием, прибывшим в Литву для вступления в должность управляющего епархией. Встреча состоялась в резиденции архиепископа в Свято-Духовом монастыре. Вечером митрополит Иларион отбыл в Москву. В аэропорту Вильнюса  председателя ОВЦС провожали секретарь Епископской конференции, ординарий Литовских вооруженных сил епископ Гинтарас Грушас, настоятель Вильнюсского архикафедрального собора викарный епископ Арунас Понишкайтис (Римско-Католическая Церковь) и секретарь Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Селявко. 13 января 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/44057.html

Вопреки насмешкам, издевкам и смерти Памяти Ивангородских священномучеников Александра Волкова и Димитрия Чистосердова Игумен Довмонт (Беляев) Игумен Довмонт (Беляев), настоятель Успенского храма в Ивангородской крепости, – о верных пастырях, отдавших жизнь Христу и людям: священномучениках Александре Волкове (1873–1918) и Димитрии Чистосердове (1861–1919). Священномученик Александр Волков – Отец Довмонт, заканчивающийся 2019 год – 100-летие мученической кончины двух замечательных пастырей Ивангорода, который был в то время просто районом большой Нарвы. Отец Александр и отец Димитрий пострадали в 1919 году, на второй день Рождества Христова, когда Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Причем пострадали от рук большевиков сбросившей с себя «оковы царизма» Эстонии… – Я считаю, что к подвигу этих священномучеников можно смело применить слова апостола Павла: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих соплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2: 14–16). Беда здесь, думается, в том, что, если человек или страна сбрасывают с себя бремя Христово, они тут же подпадают под иго Его противника: что Россия, что любое другое государство, отказавшись от Бога, попали в сети темных сил. Борьбой с монархией только прикрывалась война против Христа. Монархия как таковая тут ни при чем. – Но в качестве официальной вины отцам приписывался именно монархизм. – Вспоминая наших святых, мне хотелось бы сказать о них именно как о священниках и как о представителях той эпохи, русской жизни того, безвозвратно ушедшего, времени. Многое останется непонятным, если мы, современники, не знаем значения Принаровского края, этой земли, ее истории. А значение это было большим: Нарва с давних времен, а особенно с эпохи Петра Великого, считалась местом славы русского оружия, местом великих ратных и духовных подвигов – все ли знают об этом сейчас?.. Впоследствии здесь постоянно проводились военные маневры, а также учения, парады, в которых принимали участие и представители Царской Семьи. И поэтому, когда потом священномучеников Александра и Димитрия в Нарвском ЧК обвинят в монархизме, это будет иметь под собой почву, вполне объяснимо. Жить, служить здесь и не быть монархистом было просто невозможно для русского человека, если он хоть немного знал историю собственного Отечества. А священники, люди образованные, знали ее прекрасно – знали и старались донести до паствы. Когда в храм, где ты служишь, заходит августейшая фамилия в полном составе, и не просто заходит, а искренно молится, участвует в Литургии, то ты не можешь кривить душой, если ты настоящий служитель Христов, и тебе не до политических дискуссий.

http://pravoslavie.ru/126097.html

Если Лев Яковлевич, то тем более Владимир Ильич... Не только Православие («Чаю воскресения мертвых»), но и большевистская религия уповала на плотское бессмертие. Луначарский, человек более или менее начитанный, возводил идею «светлого царства коммунизма» к Апокалипсису: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Ап. 20: 4). Рассуждая о «новом человеке», Луначарский и люди его типа могли вспомнить и новозаветное упование на то, что отряхнувший прах суеты пребывает «в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20-21). Эти милленаристские настроения вообще были распространены в то время, особенно в нарождавшейся научной фантастике. Достаточно припомнить сочинение Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Конечно, мы не рискнем сравнивать Сталина с нерадивым и вероломным учеником этого мудреца, вопрошавшим отрезанную голову своего наставника, хотя такое сравнение естественно, если учесть версию Троцкого, согласно которой Сталин убил Ленина. Впрочем, «Сталин — это Ленин сегодня», и в Мавзолей на несколько лет он попал вовсе не случайно. (Убрали его оттуда после того, как старой партийке и лагерной страдалице Д. А. Лазуркиной было видение, о котором она поведала с трибуны XXII съезда КПСС. Явившийся ей Ленин сказал, что он не хочет лежать рядом со Сталиным .) В.В. Маяковский Пусть фантаста-прозаика Беляева прокомментирует фантаст-стихотворец Маяковский («Про это») : «Вот он,            большелобый                        тихий химик, перед опытом наморщил лоб. Книга —            «Вся земля», —                        выискивает имя. Век двадцатый.            Воскресить кого б? — Маяковский вот...            Поищем ярче лица — недостаточно поэт красив. — Крикну я            вот с этой,                        с нынешней страницы: — Не листай страницы!            Воскреси!» Поэт мечтает и о воскрешении возлюбленной, предполагая, что некогда и земные чувства преобразятся: «Ваш            тридцатый век                        обгонит стаи

http://pravoslavie.ru/65509.html

Если Лев Яковлевич, то тем более Владимир Ильич… Не только Православие («Чаю воскресения мертвых»), но и большевистская религия уповала на плотское бессмертие. Луначарский, человек более или менее начитанный, возводил идею «светлого царства коммунизма» к Апокалипсису: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Ап. 20: 4). Рассуждая о «новом человеке», Луначарский и люди его типа могли вспомнить и новозаветное упование на то, что отряхнувший прах суеты пребывает «в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8: 20–21). Эти милленаристские настроения вообще были распространены в то время, особенно в нарождавшейся научной фантастике. Достаточно припомнить сочинение Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Конечно, мы не рискнем сравнивать Сталина с нерадивым и вероломным учеником этого мудреца, вопрошавшим отрезанную голову своего наставника, хотя такое сравнение естественно, если учесть версию Троцкого, согласно которой Сталин убил Ленина. Впрочем, «Сталин — это Ленин сегодня», и в Мавзолей на несколько лет он попал вовсе не случайно. (Убрали его оттуда после того, как старой партийке и лагерной страдалице Д. А. Лазуркиной было видение, о котором она поведала с трибуны XXII съезда КПСС. Явившийся ей Ленин сказал, что он не хочет лежать рядом со Сталиным [XXII съезд КПСС, 121].) Пусть фантаста–прозаика Беляева прокомментирует фантаст–стихотворец Маяковский («Про это»)  : «Вот он, большелобый тихий химик,/перед опытом наморщил лоб./Книга — „Вся земля”, — выискивает имя./Век ХХ-й. Воскресить кого б?/ — Маяковский вот… Поищем ярче лица —/недостаточно поэт красив. —/Крикну я вот с этой, с нынешней страницы:/ — Не листай страницы! Воскреси!» Поэт мечтает и о воскрешении возлюбленной, предполагая, что некогда и земные чувства преобразятся: «Ваш тридцатый век обгонит стаи/сердце раздиравших мелочей./Нынче недолюбленное наверстаем/звездностью бесчисленных ночей./Воскреси хотя б за то, что я поэтом/ждал тебя, откинул будничную чушь!/Воскреси меня хотя б за это!/Воскреси — свое дожить хочу!»

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Нам нужен не «комсомольский оптимизм», а доверие Христу Игумен Довмонт (Беляев) о христианском отношении к житейским бедам Степан Игнашев Без скорбей не протекает ни одна жизнь человеческая, тем более жизнь тех, кто следует за Христом. Как не отчаяться и не впасть в уныние, сталкиваясь с несправедливостью и злом? Чем поддержать себя? Где найти примеры подлинно христианского отношения к различным скорбям? И как «всегда радоваться»? «Довериться Христу!» – напоминает нам игумен Довмонт (Беляев), настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. Для самого отца Довмонта примером всецелого доверия Богу были старец Николай Гурьянов и его «няня» Ирина. – Отец Довмонт, христианам должен быть присущ оптимизм? Говорит же Христос: «Не бойтесь», «помажьте голову маслом» и т.д. – Вы сказали: «оптимизм». Не совсем удачное слово, на мой взгляд. Давайте разберемся с понятиями. Речь идет скорее не об «оптимизме», а о в е дении, то есть глубоком, подлинном знании сути вещей. Христос пришел на землю с конкретной целью. Во-первых, дать человечеству евангельское учение. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) – именно этими словами Господь начал Свою проповедь. А во-вторых, совершить Голгофскую жертву искупления через крестные страдания и приобщение верующих к этой жертве через Таинство Евхаристии. Кульминацией же Его миссии явилось Воскресение из мертвых и Вознесение на Небеса. Христос, конечно же, знал, что Его ожидает. Иначе и быть не могло. Ведь Иисус Христос – истинный Бог и Человек. Как Бог, Он всеведущ. И от Своих последователей Господь ждал и продолжает ждать не «комсомольского» оптимизма, а полного доверия. То есть веры: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1). Причем вера только тогда действенна, когда основана на искренней любви ко Христу. – Что значит любить Христа? – Евангелие нам отвечает на этот вопрос словами Спасителя: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).

http://pravoslavie.ru/124178.html

Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:38-39). «Естественные» знамения, конечно же будут: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение» (Мф. 21:26). А вот «театральные» – нет, исключено. А что касается мнений – так они и есть мнения, то есть личный взгляд на то или иное событие. Здесь не надо забывать и то, что в Православии нет полного святоотеческого толкования Апокалипсиса. Считают за таковое толкование архиепископа Андрея Кесарийского, но он не во святых: чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в православные святцы. Путаница, похоже, возникла из-за того, что некоторые его отождествляли с Андреем Критским: даже один из известных русских святителей не избежал этой ошибки... Проходила как-то информация, что греки пытаются решить вопрос с его канонизацией, но это будет уже явное лукавство, что, впрочем, для значительной их части обыденно... Дореволюционные маститые русские богословы, конечно же, были в курсе, что Андрей Кесарийский не во святых, вот что, например, пишет об этом профессор Беляев в своей известной книге «О безбожии и антихристе»: «Андрей, архиепископ Кесарийский, учитель Церкви пятого века. Так как мы будем часто ссылаться на его книгу, то сообщаем здесь сведения о ней. Хотя Андрей и не причислен Церковию к лику святых, тем не менее, его " Толкование на Апокалипсис " есть самое авторитетное из всех толкований на эту книгу...». Правда и здесь возникает вопрос, потому что его «Толкование на Апокалипсис» известно в двух вариантах, один из которых настолько короток, что ничего, кроме текста Откровения, в нем нет примечательного. Этот короткий вариант, представленный рукописями, был единственным в Русской Церкви вплоть до XVI века, когда появился новый, расширенный, который и имеет в виду профессор Беляев. Почему возникло это «раздвоение», когда, кто авторы короткого и расширенного вариантов – внятных ответов на эти вопросы пока нет...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/29/es...

10) Паисий (Величковский) , старец. Крины сельные, или цветы прекрасные. О Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой. – Киев: «Задруга», 1997 (по изд. 1910). 11) Ефрем Святогорец архимандрит, игумен афонского монастыря преподобного Филофея. Жемчужины подвижнической мудрости. Главы о молитве и послушании. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 12) Игнатий Брянчанинов (святитель). Аскетические опыты. В 2-х т. – Мн.: Лучи Софии, 2001. 13) Преподобный Силуан Афонский . – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 14) Епископ Варнава (Беляев) . Опыт изложения православной аскетики. – Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2002. 15) Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. 16) Неизвестный афонский исихаст. Трезвенное созерцание. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. 17) Святитель Феофан Затворник Вышенский . Путь к спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. – М.: Лепта-Пресс, 2005. 18) Отец Иоанн Журавский. О внутреннем христианстве. – Мн.: Лучи Софии, 2002. 19) Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст . – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Преображенский Валаамский мужской ставропигиальный монастырь, 2000. 20) Духовная жизнь по алфавитному патерику. Исихазм как освоение внутреннего мира/Митр. Антилохий (Родович). – М.: Образ, 2004. 21) Архимандрит Эмилиан. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. – М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2002. 4.5. Апологетический раздел 4.5.1. Один из астрофизических доводов «Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и, что помыслил Ты, то и совершилось; что определил, то и явилось и сказало: вот я. Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой Тобою предвиден» ( Иудиф.9:5–7 ). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ). Тысячелетиями человечество стремится уразуметь свое место и назначение в мире. И в поиске ответов на это фундаментальные вопросы сталкиваются, прежде всего, два вида сознания, основанные на созидательной (позитивной, положительной) духовности или на противоположной ей – разрушительной (негативной, отрицательной) духовности. Причем вторая разновидность духовности нередко маскируется под якобы бездуховность, атеизм, материализм, стремится придать себе видимость научного статуса. При появлении христианства борьба этих двух несовместимых между собой духовностей крайне обострилась. Для оправдания себя профанный (светский) атеистический рассудок, оправдывая свою склонность к якобы бездуховности (одного из бесчисленных проявлений бесовщины), со средних веков приписывает единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви мифическую косность, примитивность, неразумность, враждебность гуманизму, разуму, науке и прогрессу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; 12. таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 72 . 13. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. 14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; 15. но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата 73 . 16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами 74 ! 17. Приветствие моею рукою Павловою, чт0 служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18. благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь 75 . 48 Учение Апостола об антихристе – очень обстоятельное; поэтому исследователи отрицательного направления находят его необычайным для Апостола, от чего выводят заключение, что и послание само не подлинно. Но учение это не новое. «Оно раскрыто Самим Господом Иисусом Христом и проповедано другими Апостолами, но только не столь подробно (см. Ин. 2:18, 22 ; 2Ин. 1:7 . Апок. 12:13 ). Апостол Павел, так сказать, поставлен был в необходимость более подробно раскрыть это таинственное учение, чтобы поставить Солунян в точную известность о нем и тем избавить их от излишних тревог и странных недоумений, не дававших им покоя. Баур и подобные находят, что это учение Апостола явилось под влиянием законов о гонении христиан от императора Нерона. Но введение в историю раскрытия христианского учения языческих влияний совершенно неуместно, ибо в христианстве все имело свой исход от Бога и раскрывалось по своему особому ходу, независимо от таких нечестивцев, каким был Нерон, о котором св. Иоанн Златоуст замечает, что он был прообразом антихриста, ибо не так ясно и бесстыдно выдавал себя за Бога, как будет антихрист, и в злобе уступал антихристу» (см. «О безбожии и антихристе», соч. А. Беляева , стр. 483. Сергиев посад, 1898 г.). 49 Здесь весьма ясно открывается принадлежность этого послания святому Апостолу Павлу. Но известно, что сильные враги нападают на самые сильные пункты. Так делают противники сего богодухновенного апостольского послания. Они говорят, что это послание явилось прежде первого, ибо предостережение о знаках подлинности уместнее в первом. Но здесь ясно указывается, что этому посланию предшествовало первое (2:15). Что же касается до указанного Апостолом признака подлинности, то он указан для отличия его и других его посланий от ложных, которые, вероятно, начали уже являться в его время. Подробнее о сем можно прочесть в исследовании Ф. Титова на стран. 50–60, где, между прочим, изложено, как везде и во всем втором послании отображается дальнейший ход нравственно-религиозной жизни Солунян. Так например, о чем в первом послании Апостол делает предостережение (4: 10–11), о том во втором послании (3:11) он говорит уже обличительно (о тунеядстве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

17:2, 3). О свойстве и плодах этого служения Богу апостол Павел говорит: когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная. Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6:22, 23 ). Далее, это обетованное вечное наследие, даваемое людям Иисусом Христом в силу Его смерти, есть не просто жизнь, но жизнь в славе, то есть, жизнь блаженная. Апостол Павел называет Иисуса Христа, вкусившего смерть за всех, вождем спасения людей, приводящим многих сынов в славу ( Евр. 2:9, 10 ). Действительно, по словам Иисуса Христа, праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их ( Мф. 13:43 ), a по учению апостола Павла, будет Бог все во всем (1 Корнф. 15:28). " В связи с учением о вечной жизни и вечном блаженстве, которых могут достигнуть люди в силу искупительной жертвы Иисуса Христа, находится учение о плодах жертвы Христа по отношению к Нему Самому или о Его прославленном состоянии. Рассмотрение этого состояния даст нам повод вкратце повторить о плодах жертвы Христовой для людей. В самом деле, что получил Христос по человеческому Своему естеству в награду за Свою жертву, то же могут получить и Его последователи. Это истина несомненная. По учению апостола Павла ( Галат. 4 гл.), до пришествия на землю Сына Божия люди по отношению к Богу были то же, что рабы по отношению к господину; будучи порабощены вещественным началам мира и не знавши Бога, они служили богам, которые в существе не боги. Но с воплощением Сына Божия, в силу принесенной Им жертвы, люди познали Бога, перестали быть рабами, а сделались детьми Божиими, получили усыновление Богу ( Галат. 4 гл. и Римл. 8 ). A если дети, говорит Апостол, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу ( Рим. 8:17 ). Как наследники Божии и как дети Божии, мы можем участвовать во всем, что принадлежит Богу: участвовать в святости, в бессмертии и вечной жизни, в славе и блаженстве. Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? ( Рим. 8, 32 ) В самом деле, сделавшись сынами Божиими чрез Иисуса Христа, люди получили возможность быть с Богом в таком же близком общении и пользоваться такою же любовью со стороны Бога, как это бывает в отношениях родителей к детям; а при близком общении Бога с людьми людям стали доступны все небесные Божественные блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010