247 Всё мировое зло соберётся в один сгусток... – Ср.: «Антихрист будет плодом мира, понимаемого как противоположность Богу, добру, истине и христианству, того мира, который весь лежит во зле, который ненавидит Бога, Христа и Его последователей. Антихрист будет результатом суммы зла, накопившегося в мире в течение тысячелетий В нём зло, живущее в человеческом роде, достигнет вершины своего развития, подобно тому, как и в человечестве его времени зло дойдёт до таких пределов силы и распространения, до каких только оно может достигнуть в человеческом роде. И потому-то в антихристе и в современном ему человечестве зло кончится» (Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. Репр. М., 1996. Ч. 1. С. 193–194). 250 ... " возрастает»... – Свенцицкий заключает слово в кавычки потому, что в Новом Завете оно употребляется только по отношению к Церкви. О признаках кончины века Христос предрекал: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24:12 ). 253 ...человек этот написал бы свою исповедь... – Ср.: «И автор записок и самые «Записки», разумеется, вымышлены. Тем не менее такие лица не только могут, но даже должны существовать в нашем обществе» (Достоевский. 5, 99). 254 ...в настоящее время «подползает» к миру. – «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» ( 1Ин. 2:18 ). 255 ...без страшного внутреннего разрыва с «прошлым», «ветхим», «мёртвым» человеком не может родиться новый... – «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Рим. 6:6 ; Еф. 4:22–24 ). 256 ...тип, воплощающий основные черты Антихриста в данную эпоху... – Ср.: «Достоевский не о том заботился, чтобы сообщить своё учение о настоящем диаволе, а представляет в его лице то настроение, которым проникается человек, утвердившийся в диавольском намерении» ( Антоний (Храповицкий) , митр. Словарь к творениям Достоевского. М., 1998. С. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

3 . Св. Амвросий Медиоланский : «...вовсе не лишением девства обусловливается супружество, а брачным договором. Вообще, супружество для девицы наступает с момента заключения брачного союза, а не с момента совокупления с мужем» 101 4 . Блаж. Августин: «В нашем (христианском) браке более имеет силы святость таинства, нежели плодородие матери» 102 Таким образом, мы видим, что Церковь хотя дозволила брак, но всячески 103 старается отвлечь внимание супругов от плоти в сторону духа. «Соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены, – говорит она и прибавляет относительно брачных: – Я вам сказываю ... имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор. 7, 27–29 ). Ибо до пложенья ли детей было первым христианам, когда каждую минуту могли за исповедание Христа бросить ко львам, распять, отсечь голову? Что стало бы тогда с его детьми? Но и в наше время, помня слова мудрого Екклезиаста ( Еккл. 2, 18–19 ) и трудность воспитания детей, кто из благоразумых не примет к сердцу этого поучения Церкви? 104 Итак, уже из всех предыдущих цитат и заключений легко понять, что брак сам по себе не является, по учению церковному, идеалом для человека. «Я не порицаю, конечно, и супружества, – говорит св. Амвросий Медиоланский 105 – но только преимущество отдаю девству. Изнемогали, сказано, зелия да яст ( Рим. 14, 2 ). Одно терплю – exigo, другому удивляюсь». Христос, Которого Царство несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14, 17 ), не мог, конечно, приходить на землю только для того, чтобы благословить человеку остановиться в своем духовном развитии на этой низшей степени. Когда саддукеи придумали Ему чисто логическую задачу на основе законоположения о так называемом левиратном браке и преподнесли Ему как нечто очень остроумное и неопровержимое, Господь опрокинул все их хитросплетения одним словом: «Заблуждаетесь, не зная [как следует] Писаний, ни силы Божией. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22, 30 ). Другими словами, и вопроса такого задавать и ставить нельзя, он лишний, так как имеет смысл лишь в земной человеческой жизни, длящейся краткое время. Но ведь наше житие на небесех есть ( Флп. 3, 20 ). И Сам Господь благоволил в показание истинного пути человеческого, высокого и совершенного, остаться безбрачным.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

3. Третье искушение сатаны заключалось в том, что он, возведя Спасителя на высокую гору и показав Ему все царства мира и славу их, сказал Ему: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» ( Мф.4:8-9 ; Лк.4:5-7 ). Власть сатаны над царствами мира сего неоднократно засвидетельствована самим Словом Божиим. Сам Господь называет диавола «князем мира сего». А св. Иоанн Богослов в Откровении пишет, что сатана тем, кто ему служит, дает «силу свою, и престол свой, и великую власть» (13, 2). Власть сатаны утверждается на обмане, на обольщении и на насилии. Господь же Иисус Христос пришел утвердить Свою власть на свободном нравственном подвиге и свободном сыновнем послушании Отцу. И то, что отверг Христос, в полной мере осуществит антихрист. Он сам получит всю свою власть над миром от сатаны за свое полное повиновение ему, а также будет награждать ею и других – в меру повиновения и служения сатанинской воле. Достигнув мировой власти, антихрист резко изменит свое поведение. Вместо лицемерного и осторожного отношения к людям, вместо показного актерского благожелательства своего к своим противникам он открыто выступит беспощадным гонителем всех верующих христиан, не соглашающихся поклониться ему как Богу. Он будет «угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» ( Дан.7:25 ; Откр.12:13-17:13, 6-7 ). Открытое общественное христианское Богослужение должно будет прекратиться. «Антихрист и его приверженцы, – пишет проф. Беляев, – будут уничтожать книги Свящ. Писания, будут гнать и мучить проповедников Слова Божия и совершителей христианского Богослужения, будут следить за тем, чтобы нигде не была совершаема Евхаристия, и все-таки и проповедание Слова Божия не умолкнет, и Богослужение не прекратится, и Евхаристия будет совершаема» (там же, с. 346), но, конечно, только в скрытых местах, как в первые века христианства. У антихриста окажется деятельный помощник в преследовании христиан и в принуждении их к поклонению ему, как Богу. По своей жестокости и беспощадности этот помощник антихриста назван в Писании «вторым зверем». «И увидел я, – пишет св. Иоанн Богослов, – другого зверя, выходящего из земли… Он действует… со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря… чтобы они сделали образ зверя… И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтоб образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:11-12:14-15 ).

http://azbyka.ru/antihrist

—589— И как много таких людей в торгашеской Англии! Для них едва ли даже понятен смысл золотых слов великого поэта, их соотечественника, Байрона: Лишь добродетели светило Переживёт все времена, Бессмертной славой поражая Тебя, ничтожный человек. Так на вершинах горных снег, И зимой и весной Лучи солнца отражая, Светит ясной белизной. И Англичане, – не все, а верующие из них, – читают по воскресениям Библию , как и Крюгер. Но ведь и книжники и фарисеи читали и знали Библию. Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим.2:13 ). И не применимы ли к Англичанам слова, обращённые Апостолом Павлом к Иудеям: Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? ( Рим.2:23 ). Англичане гордятся тем, что они в своих владениях не стесняют свободы личности и общественного мнения, а сами домогаются поработить себе маленький народ, который им вовсе не опасен и который вовсе не желает им подчиниться. Англичане хвастаются своей образованностью и надменно считают себя первым народом в мире, а вызвали войну, которая позорит цивилизацию XIX-ro века. Как бы не исполнились на них строгие слова ветхозаветного законодателя: Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них ( Втор.28:25 ). Но могут оправдаться на них и ещё более грозные слова Иисуса Христа о книжниках и фарисеях, лицемерах: Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле ( Мф.23:35 ). Уже и теперь все народы осуждают Англичан за эту беззаконную и хищническую войну. Уже и теперь за кровь неповинных Буров они дорого заплатили кровью десятков тысяч своих солдат и огромной массой столь любезного им золота. Англичане, захватившие обширные владения во всех частях света, собирающие богатство со всех концов земли, домогающиеся владычествовать чуть не над всей —590— землёй, глухи к словам Христа: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мк.8:36 ). Но горе тому человеку и тому народу, которому сокровища земли стали дороже души.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

671 Напр. св. Ириней (Прот. ерес. У, 25), Ипполит (О Христе и антихрист 49 гл, Твор. Ипполита, еп. римского, в рус. пер. II вып. Каз. 1899 г.), Кирилл Иерус. (Сл. оглас. XV, 13. 15–16), блаж. Иероним и блаж. Феодорит (оба в толк, на кн. пр. Даниила), Августиш (О граде Бож. XX. 23). 673 Ирин. Прот. ерес. V кн., XXVI, I. Св. отец замечает, что в своих рассуждениях об антихристе руководствовался между прочим свидетельством тех, кои «лицем к лицу видели Иоанна» (там же, 30 гл.). Согласно с св. Иринеем объясняются апокалипсические пророчества в кн. Ипполита «О Христе и антихристе», у Ефрема Сирина , блаж. Августина, Кирилла иерус. блаж. Феодорита. 675 Такое мение высказывали, напр., Ириней (Пр. ерес. V кн. XXX, 2), Ипполит (Сказ, о Христе и антихр. 14 и 15 гл.), блаж. Феодорит (На Быт. 112 ), Кирилл иерус. (Огл. сл. XV, 15), Андрей, архиепр. Кесарии Каппадок., – в «Толковании на Апокалипсие», – VII гл. (Это «Толкование» в рус. переводе издаваемо было в 1882, 1884, 1889. 1902 и в 1904 г. Цитавдя делается по изд. Москва. 1–904 г.), Амеросий (De bened. patriarch cap. VII et in Psalm. XL ), Иларй (in Matin. XVII). 676 Иаков, при блогословении детей, сказал о Дане: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадает назад ( Быт. 49, 17 ). «Сие пророчество, говорить один из наших противораскольнических писателей, я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться во свое отечество, откуда и вышел, в чертоге небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змий-антихрист и ухватится зубами своими пред вторым Христовым пришествием». Малышева И. свящ. Книга об антихристе. 1892 г. 35 стр. Сн. Беляева проф. О безбожии. 196 стр. 677 Иер. 8, 16–17 по русскому переводу: «От Дана слыпиен храп коней – его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет зоговаривания, и они будут уязвлять вас, говорит Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

6). И так Бог Отец, по великой любви своей и милости, людей, умерших чрез грех , воскресил для новой жизни во Христе, как временной, так и вечной. В том же послании к Ефесенам Апостол возвещает, что Иисус Христос в Себе Самом создал нового человека (2:15), а создал для того, чтобы и всех людей пересоздать. В послании к Римлянам говорится, что ветхий наш человек распят с Ним ( Римл 6:6 ) и что если мы умерли со Христом, то и жить будем с Ним (6 8) и ходить в обновленной жизни (6:4) Также в первом послании апостола Петра (1:3–5. 18) искупленные кровию Иисуса Христа называются возрожденными от старой суетной жизни для благ вечной жизни. Одним словом несомненно, что совершенное Иисусом Христом спасение людей есть возрождение, оживотворение или воссоздание их от мертвенности и, так сказать, от небытия к новой жизни. Искупление людей было новым творением их. Но если так, то нет ни малейшего основания предполагать, чтобы в воссоздании мира, которое в сущности есть продолжающееся его творение, действовали иные силы или иные мотивы, нежели при первом творении: Бог не есть Бог нестроения и беспорядка, и творчество Его, в каких бы видах оно ни проявлялось, запечатлено строгим единством. Отсюда, на основании сходства древнего творения с новым, можно заключать об одинаковости принципа как творящей деятельности Бога, так и воссозидающей; позволительно слова Писания об источнике и начале воссозидающей деятельности Божества применять и к творящей Его деятельности; от нового творения восходить к древнему и изобильным учением о первом пополнять и разъяснять недосказанное, или кратко и не ясно сказанное о втором. Что же, по учению Св. Писания, служило мотивом или основанием для Божества, чтобы воссоздать мир? Любовь Божие к нам, говорит Апостол любви, открылась в тот, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин. 4:9–10 ). И так посланничество Богом Отцом Сына в мир с целью заглаждения грехов людей и дарования им жизни, то есть, для воссоздания их, есть дело любви Бога Отца к людям, к творению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

8и 9 глава) и оправдалось событиями. Слово шиккуц отличается от слова тоева тем, что оно не означает преступлений против нравственного закона, а означает исключительно извращения религиозного чувства и преступления против религии, предметы языческого богослужения и самое это богослужение; т. е. это слово означает исключительно то, что тоева означает преимущественно. Подобно тоева слово шиккуц почти постоянно употребляется во множественном числе, и оба слова по-русски обозначаются одинаково словом: мерзости, или гнусности. Так, Моисей говорит Евреям о народах языческих: вы видели мерзости их (шиккуцейгем) и кумиры их ( Втор. 29:17 ). Здесь словом мерзости обозначены, по-видимому, все вообще принадлежности и особенности языческих культов, отличавшие последние от служения Евреев истинному Богу. В Четвёртой книге Царств сказано, что все мерзости (гашшиккюцим) истребил царь Иосия (23:24), а из предшествующей речи видно, в чём состояли эти мерзости. Это – вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, находившиеся в храме Божием (23:4); помещавшийся там же идол Астарты (23:6); дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты (23:7); высоты, на которых совершали курения жрецы (23:8); места, где Евреи проводили своих сыновей и дочерей через огонь Молоху (23:10); кони, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень и колесницы солнца (23:11); жертвенники на кровле горницы Ахазовой, и жертвенники, которые сделал Манассия на обеих дворах дома Господня (23:12); высоты, которые устроил Соломон... Астарте, мерзости (шиккюц) Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской; статуи и посвящённые богам дубравы (23:14); жертвенник, который в Вефиле, и высота, устроенная Иеровоамом (23:15); все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские (23:19); жрецы высот, которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному (23:5, 20); вызыватели мёртвых, и волшебники, и терафимы, и идолы (23:24). – Те же значения имеет слово шиккуцим и в пророческих книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

He потому ли, что, полагая силу в знании, не ищут божественной силы в таинстве Тела и Крови Господа и это великое и спасительное таинство, установленное Спасителем пред крестными страданиями для всего мира и на все времена, смешивают с церковными обрядами, разнообразными только средствами подготовляющими человека к принятию спасительной силы Божией в таинстве? Народу богоизбранному любовь Бога дала великое, но и последнее преимущество видеть во плоти Сына Божия и быть с Ним в постоянном жизненном общении. Но иудейские книжники и законники не захотели стать сынами сиявшего светом Божественным Сына Божия, потому что не хотели признать несовершенство своего знания буквы закона, и гордостью закрывали для себя свет учения Божественного Учителя, считая себя светом для находящихся во тьме ( Рим.2:19 ) Спаситель сказал иудеям: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. Веруйте во свет, да будете сынами света ( Ин.12:35–36 ). Свет, сиявший в Палестине среди иудеев, „от гроба плотски всем воссиял», – сияет в основанной Христом Церкви, где Он прибывает до скончания века телесно. Иудейские книжники не видели света Богочеловека, сиявшего среди них, потому что покрывало лежало на сердце их при чтении Моисея и лежит доныне. Но когда они обращаются к Господу, то покрывало снимается. Господь есть Дух, а где Дух Господень, там и свобода ( 2Кор.3:15–17 ). Христианская свобода не освобождает многих и из христиан от рабства человеческого самомнения, которые, считая еще несовершенное познание Христовой истины вполне совершенным, не считают нужным для себя возрастание в премудрости и силе Божией. Люди отвлеченного ума в древнее время и в нынешнее смотрели на учение Христа Спасителя, как на учение духовное и стремились превратить его в духовное служение истине и добру. Но христианство не духовно, a жизненно, реально; жизнь, а не одно учение, и самое новозаветное писание, по словам одного нашего богослова „если позволительно так выразиться, в своем роде материалистично“ 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

He часто ли они видели, что не только злых, но и добродетельных поражают удары судьбы? Где же любовь и благость Божия? подумает каждый человек-нехристианин. Для ветхозаветного человека праведный страждущий Иов был загадкой. Но если бы люди и дошли до истины, что Бог есть любовь, они не могли бы сделать из неё полного приложения к своей жизни. Они не могли бы знать, что и человек должен осуществлять в своей жизни любовь и только любовь; едва ли бы они согласились с мыслью, что и человеческая любовь должна быть отражением любви Божественной, что и она должна быть беспредельной, подобно этой последней. Любовь ко врагам едва ли могла показаться естественной и позволительной, а о возвышенности её и обязательности для всех не могло быть и речи. – Только с явлением на земле Богочеловека до очевидности обнаружилось, что Бог есть любовь и что человек должен и может подражать Ему, что он должен и может проникнуться любовью в жизни и деятельности и во всем существе своем. В лице Богочеловека и во всей Его жизни проявилась беспредельная сила любви Божией и любви человеческой. Мы не будем распространяться о том, что самый факт воплощения Сына Божия есть доказательство безмерной любви к людям Бога Отца, пославшего в мир на страдание возлюбленного Сына Своего ради спасения людей. Приведем только следующие слова Апостола любви: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга ( 1Иоан. 4:9–11 ). Ясно, что любовь Божия, то есть, самая сущность любви (в тот любовь), открылась со всей силой только в посланничестве Сына Божия в мир и что только с этого времени люди получили возможность и обязанность осуществлять в своей жизни эту святую любовь. He будем повторять и того, что в добровольном и покорном принятии этого посланничества Сыном выразилась беспредельная любовь Сына к Отцу, Которого Он послушался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

V. Любовь Божественная освящающая или воссоздающая человека Личное спасение или освящение каждого человека в его отличии от дела спасения в самого в себе. Учение Св. Писания об условиях и сущности спасения человека. Сущность личного спасения человека – в союзе любви между Богом и человеком через И. Христа. Условия этого союза со стороны самого человека и Бога. Таинства, как средства освящения человека. Значение для освящения человека Церкви. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям оживотворил со Христом ( Ефес. 2, 4. 5 ). Любовь Божия излилась в сердца ваши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5, 5 ). Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:21 ). Своим воплощением, жизнью, учением, смертью и прославлением по человеческому естеству И. Христос совершил спасение людей. Жертва Его принесена за всех людей; поэтому все люди могут воспользоваться и плодами её, все люди получили возможность спастись, чего они не имели прежде. Это – то, что богословы называют спасением, объективно совершенным; это – дело спасения само в себе. Об этом спасении мы и говорили до сих пор. Но очевидно, что каждый человек в частности и все люди вообще могут спастись только в том случае, если они действительно усвояют себе плоды спасительной Христовой жертвы; спасение должно совершиться в каждом человеке лично, внутренне, в нем самом; тогда он действительно спасется. Если же кто не усвоит себе плодов жертвы Христовой, если спасение не совершится в нем лично, то для него жертва Христова со всеми её благами как бы не существует, не действует, и он не спасется. Этим и объясняется то, что хотя И. Христос за всех умер и за всех ходатайствует пред Богом, и что хотя все люди могут спастись, однако на самом деле спасаются не все. Много званных, а мало избранных ( Мф.22:14 ). Но если все люди призваны ко спасению, и спасение предлагается всем людям, a между тем спасаются не все; то очевидно, что для усвоения плодов жертвы Христовой, для совершения субъективного спасения требуются известные условия. Что нужно для совершения личного спасения каждого человека, и как в этом деле обнаруживается и действует любовь Божия, это мы рассмотрим в настоящем отделе нашего труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010