Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

прот. Иоанн Чижевский Отделение пятое. О Богослужении Глава I. О совершении Богослужения в церкви 1 . Епархиальное Начальство наблюдает, чтобы богослужение в церквах соборных и тех градских, которые имеют в причте более одного священника, совершаемо было ежедневно, а в имеющих одного священника и сельских сверх воскресных и праздничных дней сколь возможно чаще смотря по возможности (уст. дух. конс. ст. 34). Примечание 1. Благочинный должен наблюдать чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и Высокоторжественных дней совершали божественную литургию сколь можно чаще, особенно же не опускали преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных непременно три раза в неделю, если бы не случилось в продолжении оной торжественных и праздничных дней, а в двухштатных – ежедневно (Инстр. благ. § 10). Примечание 2. Причты двухштатных и трехштатных церквей, в то время, когда очередные занимаются священнослужением, как священники, так и диаконы и псаломщики должны ходить поочередно в церковь к пению на клиросе и к чтению (II. С. З. 22 мар. 1800 г. 19337). 2 . Во дни торжественные и викториальные во всех церквах непременно совершать благодарственные молебны (II. С. З. 17 мар. 1730 г. 5518), по окончании которых возглашать многолетие (II. С. З. 10 апр. 1766 г. 12618). – Указом Св. Синода от 2 марта 1862 г. (II. С. З. 5 февр. 37935) объявлено, что Высочайше повелено молебны, по случаю рождений и тезоименитств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Цесаревны, восшествия на престол и коронации, – совершат в те самые дни и числа, когда такие торжества означены в табели; молебны же по случаю рождений и тезоименитств прочих лиц Августейшего царского Дома переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни. В сии дни разрешается и погребение умерших. Этим же Высочайшим повелением разрешено прекратить празднование побед, кроме дня победы под Полтавою, в котором молебное пение должно быть совершаемо по-прежнему. При всех священнослужениях на многолетиях возглашать имена царствующих Государя и Государыни. Наследника Престола и весь царствующий Дом; если служения эти совершаются по случаю тезоименитства или рождения членов Императорской фамилии, то после имен Их Величеств и Его Высочества возглашать также имена тех Высочайших Особ, которых тезоименитство или рождение празднуется (ук. Св. Син. 30 нояб. 1864 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объяснение знаков и сокращений 1.) Числа месяцев отличены следующими знаками, показывающими: а.) Дни праздничные, в которые, кроме особого Апостола и Евангелия на литургии, положены Паремии на вечерни и Евангелие на утрени (а какие именно празднества, это показано, под числ. месяц., на стр. 17–49); – праздник великий, преимущественно двунадесятый (один из 12). – праздник средний, и + – праздник меньший. Вместе с упомянутыми знаками: (звёздочкой) отмечены дни вы­сокоторжественные и х – дни торжественные и викториальные. Дни седмичные и дни особенные (или же ряд их) означены следующими сокращениями: Вк. – Воскресенье. Пн. – Понедельник. Вт. – Вторник. Ср. – Среда. Чт. – Четверг. Пт. – Пятница. Сб. Субб. – Суббота. Нд., нед. – неделя. Седм. – Седмица. Р.Х. – Рожд. Христ. В.П. – Вел. Пост. 1 Вк. – 1-е Воскрес. В. или Вел. Пн. – Великий Понедельн. б.) Малые празднества в честь святых Божиих, в которые сказанных чтений (Паремий и Евангелий утренн.) не положено (кроме тех случаев, когда они местно, или по осо­бенному случаю празднуются как большие): – день, в который служба празд­нуемыми Святыми отличается от обыкновенных дней великим славословием; –день, в который не бывает великого славословия, но на «Господи воззвах» положено празднуемым Свя­тыми стихир шесть, тогда как в обыкновенные дни их полагается только три. Цифры, напечатанный курсивом, в Указании 2-м, означают недели особые в году, как-то неделю св. Отец, – пред Воздвижением и т.п. Цифры почернее означают такие праздники, в которые бывает пост – не в Посту, даже в Воскре­сенье (именно 29 авг. и 14 сент.). 2.) В указаниях церковных чтений из Св. Книг: а.) Цифра, за которой следует за­пятая, означает главу; а те цифры, за которыми следует точка – стихи этой главы. Тире (–) между цифрами, означающими стихи, показывает продолжение чтения от стиха до сти­ха. Если же эти цифры не соединяют­ся сказанными знаком (–), то это значит, что остановясь на первом стихе, за которым прямо следует точка, надобно переступить к сле­дующему, после него показанному; наприм., 1, 1–17. значит: главы 1-й от стиха 1-го до 17-го. Или. 15, 43–16, 8:от главы 15-й, стиха 43-го и до 16-й главы стиха 8-го.А переступка, на прим:7, 5.47–60 зна­чит: прочитав 7-й главы стих 5-й, остановиться на нем, переступить (т.е. не читать – 6-го, 7-го, и т.д. до 46) и прямо после него читать с 47 до 60 стиха. Или: 10, 38–42.11, 27–28.значит: прочитав 10-й главы, от стиха 38 до 42-го, остановиться на этом последнем стихе и начать чтение в 11-й главе, от 27 до 28 стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

памятные даты побед (лат. victoria), одержанных в сражениях, или заключений благоприятных мирных договоров. Торжественное церковное прославление побед известно из истории (установление праздника Всемилостивого Спаса 1 авг. в память победы 1164 блгв. кн. Андреем Боголюбским, дни избавления К-поля от осад - Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 35-39, и др.). Термин «В. д.» стал употребляться в Русской Церкви в XVIII-XIX вв.; согласно терминологии синодального периода, В. д., или «дни побед», относились к гражданским праздникам наряду с царскими и кавалерскими днями и праздником Нового года . В этот период они приобрели особое значение для Церкви и гос-ва в связи с активной внешней политикой Российской империи. Годовщина победы в Полтавском сражении 27 июня 1709 г. стала важным праздником неподвижного годового круга богослужения: было составлено полное церковное последование праздника, в нек-рых певч. рукописях XVIII в. встречаются песнопения этой службы, исполняемые знаменным распевом, есть концерты на их тексты (см.: Смоленский С. В. О собрании рус. древне-певческих рукописей в Моск. Синод. училище церк. пения: Кр. предв. сообщ. [М.], 1899. С. 54, 59; Музыка на Полтавскую победу//ПРМИ. М., 1973. Вып. 3). Память заключения Ништадтского мира со Швецией (30 авг. 1721) также приобрела большое значение, к этой дате в 1724 г. было приурочено перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского в лавру его имени в С.-Петербурге. Впосл. было установлено еще неск. В. д.: 9 авг.- взятие Нарвы в 1704 г., 27 июля - битвы при Гангуте в 1714 г. и Гренгаме в 1720 г., 24 июня - Чесменская битва в 1770 г., 10 июля - заключение Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 г. и др. Из них только 2 (27 июня и 30 авг.) имели полноценное церковное празднование. Также можно отметить день памяти избавления России от нашествия «галлов и с ними 20 языков», т. е. наполеоновских армий (25 дек.), в богослужебных книгах определено после литургии в этот день совершить молебен по особому чину. Памяти др. побед не упомянуты в богослужебных книгах (хотя в эти дни также совершались молебны). Списки В. д. печатались в табелях и различных календарях (память заключения Ништадтского мира в них обычно отсутствует, хотя служба Ништадтского мира помещается в Минее на авг. с кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/158568.html

Главный священник ВДВ принял участие в утреннем богослужении в псковском храме Александра Невского Псков, 18 апреля 2012 г. Сегодня в соединениях и воинских частях Воздушно-десантных войск проходят торжественные мероприятия в честь Дня воинской славы России - 770-летия победы воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Главный священник ВДВ протоирей Михаил (Васильев) принял участие в утреннем богослужении в честь Святого благоверного князя в воинском храме Александра Невского в Пскове. Как передает корреспондент Псковской Ленты Новостей , в храме собралось более тысячи военнослужащих 76-й десантно-штурмовой дивизии. Все присутствующие военнослужащие имели возможность исповедаться и причаститься. На службу прибыл митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Богослужение завершилось Крестным ходом вокруг храма. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. До революции Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода. В соответствии с данным Федеральным законом, 18 апреля установлен как день воинской славы России - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Сегодня же откроются III Международные чтения «Александр Невский на страже Отечества. 770-летие Ледового побоища», по окончании которых состоится подписание именных кирпичей в стену храма Веры, Надежды, Любови и Софии. В выходные на Псковщине пройдёт VI Международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище». В нём традиционно принимают участие клубы военно-исторической реконструкции и индивидуальные участники, реконструирующие одежду, вооружение и доспехи XIII века Руси и Европы. Примерное количество участников – 120 человек из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии. 18 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52993.html

праведного Филарета Дни св. праотцев Дни св. отцов и матерей Дни св. самобратий Дни св. чудотворцев Дни св. прозорливых Дни св. блаженных Дни св. Мироточивых Дни св. приснопоминаемых Дни св. Новых или Новоявленных Праздники церковные и храмовые Храма Воскресения Христова Праздники гражданские Обновление Царьграда Дни нового лета Начало индикта День Нового года Дни царские Дни (викториальные) побед и избавлений от бедствий Предисловие к 6-му изданию При недостатке руководств, объясняющих установления различных богослужебных дней в Православной Кафолической Восточной Церкви, и при усердном желании многих знать знаменование, время, повод и цель установления священных дней, этот первый опыт изъяснения их, в шестой раз изданный, ясно показывает, что в нем нуждаются ищущие духовного назидания и просвещения. Говоря о днях богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, сочинитель старался преимущественно о том, чтобы мысли ее о священных днях, содержащиеся в Священном Писании , в разных богослужебных книгах, в правилах Соборов и писаниях Св. отец, передать в связи и в том порядке, в каком она сообщает. Сторонние пособия употребляемы были только там, где они могли служить подтверждением или пояснением того, что предлагает Церковь . Протоиерей Григорий Дебольский Πολλο τς μν ορτς γουσι κα τ νματα ατν σασι. δ ποδσεις, δεν τχδησαν, γνουσιν. «Многие храняг праздники и названия их знают, а повода, по которому установлены они, не знают». Св. Иоанна Злат. беседа на Богоявление Начало, важность и разделение дней богослужения Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, кои все поведают ( Пс.18:2 ), – а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие, – и неисчислимыми для нас благодеяниями Промысла Божия и спасения, воспоминания коих составляют предмет богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В Александро-Невском монастыре, при установлении для него штата, учреждена была и особая должность штатного проповедника. В 1746 году, марта 3-го, Св. Синод спрашивал, почему в Александро-Невском монастыре нет проповедника, тогда как ему следует там быть по штату монастыря. Монастырь отвечал, что хотя по штату, учиненному Св. Синодом, и к апробации в бывший кабинет взнесенному, и следует в нем быть проповеднику, но за неконфирмованием и неприсылкой оного штата – штатного проповедника в монастыре не имеется; что проповеди, тем не менее, в монастыре сказываются во все воскресные, праздничные и викториальные дни «самоохотно» того ж монастыря ректором и префектом, без награждения из монастырской казны, которая расходуется на содержание как монастыря, так и семинаристов, а равно разных лиц из разных наций, в монастырь присылаемых для наставления христианскому закону. И если не будет от Св. Синода особого жалованья на содержание особого штатного проповедника при монастыре, то содержать такового на свой счет монастырю не чем 147 . Наконец со времени учреждения в Петербурге шляхетного кадетского корпуса проповеданием в высокоторжественные и праздничные дни в кафедральном соборе по назначению от Св. Синода, занимались также законоучители этого корпуса. Так из дел мы видим, что на новый 1745 год назначен был Св. Синодом говорить проповедь в кафедральном соборе законоучитель корпуса, иеромонах Гавриил Краснопольский, который, впрочем, от этого назначения отказался, понеже, как писал он в Св. Синод, «в слабосилии очесном и в болезни грудей» находился. Преосвященный Никодим, епископ с.-петербургский, назначил, взамен его, от себя проповедником на этот день иеромонаха Гавриила, ректора александро-невской семинарии 148 . Вообще в Петербурге, по-видимому, ни один высокоторжественный день, ни один праздник не обходился без проповедания в кафедральном Петропавловском соборе. Тот порядок вещей, в отношении к церковному проповедничеству, который в Петербурге имел место едва не с самого дня основания его, в Москве получил начало не раньше, как после приведенных нами в начале статьи запросов и предписаний Верховного Тайного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

2) Но недостатки жилища лавра старалась вознаградить довольством содержания. Владее более, чем сотнею тысяч крестьян, и, при множестве рабочих рук имее огромные запасы продовольствия всякого рода, она обильно снабжала тружеников науки пищей и одеждою. «Вся семинария, сказано в одной бумаге, содержалась на кошты Троицкой лавры». Учителей в первый год было пять, и им вместе с интендантом Павловским отпускаема была мясная и другая провизия в большом количестве: в 1743 году на неделю для них выдаваемо было « два окорока, каждый в 30 Фунтов, студеней говяжьих два; на жаркое и похлебки на всякой день говядины 30 Фунтов, баранины 20 Фунтов, куриц русских по две, да в воскресные дни гусь, или индейка, или две утки; на всякой день яиц свежих 30, сметаны осмая доля ведра, молока четверть ведра, творогу осмая доля ведра, меду сырцу полфунта, хлебных запасов на день: хлебов белых по полтора, братских по хлебу, булок 16, соли белой фунт, перцу пять золотников, имбирю 5 золот., хрену 5 корешков; уксусу бутылка, капусты белой четверть ведра, круп ячных гарнец, луку 50 головок, муки гречневой 5 фунт., крупичатой 5 фунт., напитков: вина белого 2 бут., водки сладкой бутылка, водки анисовой бутылка; медов: крепко вареного четверть ведра, легко вареного четверть ведра; пива доброго ведро, квасу и кислых щей сколько потребуется». Это отпускалось для общего обеда и ужина учителей, но кроме того выдавалось каждому на дом: «пива по четверти ведра, да в высокоторжественные, и в викториальные, и в воскресные и в праздничные дни по кружке меда, или чего признается» 12 , из этого расписания видно, что учителя семинарии были более, нежели обеспечены в содержании, и сравнительно с наставниками Славяно-греко-латинской московской академии жили, можно сказать, роскошно. Архимандрит Кирилл, заметив, что на стол отпускается слишком много провизии, предложил Учрежденному собору рассмотреть, нельзя ли «без вышемерных иждивений учредить стол учителем ко удовольствию», и не лучше ли выдавать деньгами на припасы, а если харчами, то писать на какую сумму выдано той или другой провизии 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Официально задачей священника считалось «прославление Триединого Бога и ревностное назидание гласом Церкви всех православных христиан в истине веры и чистоте жизни» 13 . В соответствии с этим его профессиональные обязанности подразделялись на богослужебные (храмовая деятельность), проповедническо-миссионерские (внехрамовая деятельность и внутренняя миссия), миссионерские (внешняя миссия). В церковном богослужении, включавшем в себя канонически закрепленные действия, различались три круга: суточный, недельный и годовой. В суточный входили вечерня, повечерие, полунощница, утреня и литургия. Недельные службы посвящались «поминаниям»: так в воскресенье вспоминали Воскресение Господне; в понедельник служили небесным силам (ангелам); во вторник – Иоанну Крестителю и т.д. 14 . Годовой круг состоял из богослужений на каждый день года, включая праздники – церковные общие, церковные местные, а также торжественные прочтения всех манифестов и указов 15 . Праздничными богослужениями отмечались также следующие даты: – царские (дни восшествия на престол, коронации, тезоименитства и рождения членов царской семьи и прочих особ царствующего дома); – кавалерские дни (в честь тех святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден); – викториальные дни (в память победы русского оружия); «особые» дни (19 февраля 1861 г., 17 октября 1905 г. и т.п.) 16 . Праздничные службы требовали особого напряжения – в храме собирались почти все прихожане и священнику предписывалось произносить поучения и проводить с ними внебогослужебные беседы, дабы отвлечь от «беспутной жизни и ...бесчинств», обычно творимых в праздничные дни 17 . Согласно воспоминаниям протоиерея А.Попова процедура была такова: после утрени священник выходил в трапезную, садился за скамью в южной стороне церкви. Рассаживались и прихожане. Беседы – то по хозяйственным, то по религиозным вопросам – проходили не всегда спокойно. Когда прения становились нелицеприятными, священник мог объявить прихожанам: «Вы меня расстроили, возмутили, оскорбили, служить не могу, обедни не будет» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) 30 июля того же года поставлен в священники к церкви Святых Апостол Петра и Павла при сухопутном гошпитале студент Александро-Невской семинарии Иосиф Иоаннов. Сын священника Воскресенской церкви при Кронштадтском морском гошпитале Иоанна Федотова, он учился в семинарии с 1736 по 1743 год и слушал богословие с 1743 по июль месяц. 7) Сын священника при церкви сухопутного гошпиталя в С.-Петербурге Косьмы Семенова Василий Госпитальский, 25-го сентября 1744 года посвящен во диакона к церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Он учился в семинарии непрерывно с 1735 по каникулы 1744 года и год слушал учения, преподаваемые в богословской школе. На ставленническом деле ректор отрекомендовал его человеком ученым, без всякого подозрения, добрым и честным. 8) Сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева, Алексей 11 октября 1744 года посвящен на место отца священником. В семинарии обучался с 1736 по 1744 год, слушал богословие и аттестован достойным всякой похвалы за добронравие и обходительство. 9) По указу 12 июня 1744 года Св. Синод перевел Петропавловского собора диакона Георгия Неруновича, который был из людей ученых в школах и говорил проповедь слова Божия, священником на место Ивана Яковлева умершего, в Московский Успенский собор, «понеже в оном соборе должно священнослужителям быть ученым, дабы в Господские праздники, також и воскресные. и викториальные дни сказывали проповедь слова Божия». При сем предписано и в Петропавловский собор в диакона произвести из студентов Александро-Невской семинарии достойного и проповедь слова Божия сказывать могущего. Ректор семинарии Гавриил рекомендовал на сие место студента Димитрия Яковлева Рыковского, сына священника Матфиевской церкви, 23 лет, учившегося в семинарии от 1736 года, следовательно 10 лет. Ректор дал о нем такую аттестацию: «Учением он, Рыковский, несколько уже богословских трактатов слушал, и в прочих нижних науках, которые преподавались, преизрядно происходил також, в смиренномудрии, трезвости, постоянстве, и в иных, юность украшающих добродетелях, всякие похвалы, достойный и к предикаторскому делу будет способный». Хиротонисан 9 августа 1744 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010