6) 30 июля того же года поставлен в священники к церкви Святых Апостол Петра и Павла при сухопутном гошпитале студент Александро-Невской семинарии Иосиф Иоаннов. Сын священника Воскресенской церкви при Кронштадтском морском гошпитале Иоанна Федотова, он учился в семинарии с 1736 по 1743 год и слушал богословие с 1743 по июль месяц. 7) Сын священника при церкви сухопутного гошпиталя в С.-Петербурге Косьмы Семенова Василий Госпитальский, 25-го сентября 1744 года посвящен во диакона к церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Он учился в семинарии непрерывно с 1735 по каникулы 1744 года и год слушал учения, преподаваемые в богословской школе. На ставленническом деле ректор отрекомендовал его человеком ученым, без всякого подозрения, добрым и честным. 8) Сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева, Алексей 11 октября 1744 года посвящен на место отца священником. В семинарии обучался с 1736 по 1744 год, слушал богословие и аттестован достойным всякой похвалы за добронравие и обходительство. 9) По указу 12 июня 1744 года Св. Синод перевел Петропавловского собора диакона Георгия Неруновича, который был из людей ученых в школах и говорил проповедь слова Божия, священником на место Ивана Яковлева умершего, в Московский Успенский собор, «понеже в оном соборе должно священнослужителям быть ученым, дабы в Господские праздники, також и воскресные. и викториальные дни сказывали проповедь слова Божия». При сем предписано и в Петропавловский собор в диакона произвести из студентов Александро-Невской семинарии достойного и проповедь слова Божия сказывать могущего. Ректор семинарии Гавриил рекомендовал на сие место студента Димитрия Яковлева Рыковского, сына священника Матфиевской церкви, 23 лет, учившегося в семинарии от 1736 года, следовательно 10 лет. Ректор дал о нем такую аттестацию: «Учением он, Рыковский, несколько уже богословских трактатов слушал, и в прочих нижних науках, которые преподавались, преизрядно происходил також, в смиренномудрии, трезвости, постоянстве, и в иных, юность украшающих добродетелях, всякие похвалы, достойный и к предикаторскому делу будет способный». Хиротонисан 9 августа 1744 года. |
В сер. XVIII в. К. м. пребывал в запустении, богослужения совершались нечасто. В 1746 г. келарь схим. Варсонофий и казначей схим. Герман обратились в Олонецкое духовное правление с прошением направить в обитель священника. В К. м. был назначен клирик Кижского погоста свящ. Иоанн Романов, к-рый по предписанию духовного правления обязывался служить в монастырской церкви «в высокоторжественные и викториальные дни». С 1750 г. из-за недостатка монашествующей братии обителью управлял белый священник из ближайшего Сенногубского прихода Феодор Косьмин (Кузьмин). В 1764 г. по предписанию Новгородской духовной консистории предполагалось упразднение К. м., но благодаря еп. Олонецкому и Каргопольскому Иоанну (Никитину) он был сохранен как заштатный «безо всякого пособия от правительства»; вместо свящ. Феодора Косьмина обитель возглавил строитель иером. Пафнутий. 18 февр. 1769 г. К. м. был упразднен и преобразован в приход. В 1791 г., по свидетельству путешественника П. И. Челищева, причетники «кормятся от службы проезжающим в Соловки богомольцам молебнов, малым на том острове хлебопашеством и рыбною на озере Онеге ловлею, а другого никакого промысла не имеют, а оттого и живут очень бедно» ( Челищев. 1886. С. 17). По данным «Ведомости о состоянии церквей и приходов» за 1802 г., в К. м. проживали престарелый свящ. Иоанн Леонтьев (переведен в обитель из Типиницкого прихода), дьячок Савва Васильев (сын кижского пономаря Василия Алексеева), пономарь Дмитрий Иванов (произведенный на должность из «праздноживущих») и заштатный пономарь Димитрий Иванов (сын сенногубского свящ. Феодора Косьмина). Большинство из них нигде не обучались, богослужение и церковное пение «знали по ноте и наслышкою». С 1809 г. клименецкие храмы из-за отсутствия приходских дворов и, возможно, после кончины священника были переведены в состав Сенногубского прихода. Монастырской пашенной и сенокосной землей (234 дес. 1930 кв. саж.) пользовались сенногубский священник и причт. К нач. 1833 г. клир церквей состоял лишь из пономаря Иванова. |
Тогда же возвращены из Лукьяновой пустыни и колокольные часы. По прошению управляющего монастырем иеромонаха Сергия с братией, отведено конские пастбище, которое в указе Коллегии экономии не было обозначено, потому что находится внутри самых дач близ стен монастырских и издревле принадлежало монастырю. Жители села Рогачева хотя и соглашались с этим показанием, но не допускали монастырь владеть выгоном, даже теснили своими межами пустошь Ельник. О притеснении монастырь приносил жалобу июля 28 дня 1767 года. Старанием иеромонаха Сергия возобновлены две часовни 67 ; возвращены из домовой Переславской архиерейской ризницы потир, дискос, два блюдца, звезда, копие, лжица и кадило серебряное, чеканное ложчатое с кольцами, колокольчиками и блюдцем, весом в 1 ½ фунта 68 . В следующем же 1768 году, по резолюции Преосвященного Геннадия, Епископа Переяславского и Дмитровского, указом Духовной Консистории возвращены из Дмитровского собора хранившиеся в нем разные вещи, которые однако же, по объяснению строителя Филарета, прилично было употреблять, за ветхостью, только в простые дни, а не в высокоторжественные и викториальные. При строителе Филарете уничтожены деревянные здания, ненужные пустынному житию, и только загромождавшие монастырь, между прочими лебединый амбар и три деревянные башни с рогатками. Все это было продано, и вырученными деньгами обновлены некоторые строения внутри монастыря. Впрочем, вырученных денег на поправки было недостаточно; по чему от Переяславской Консистории и дозволено было в 1770 году августа 17 дня продавать лес с корня. при том же строителе уничтожено бывшее при Сретенской церкви каменное парадное крыльцо с южной стороны. Не смотря на эту скудость, обитель мало-по-малу восставала от своего падения и укреплялась как во внутреннем благоустройстве, так и в отношении к внешним пособиям. Строитель Филарет, за доброе рачение и старание о монастыре, сделан был Благочинным по Дмитриевскому и Клинскому уездам. Вместо испортившихся колокольных часов отданы были на Пешнош такие же из упраздненной Медведевой пустыни. |
Праздники разделяются: 1) по времени: на недельные и годичные, подвижные и неподвижные 1 , 2) по месту: на общие и местные, 3) по предмету: на церковные и гражданские, 4) по важности воспоминаемых событий: на великие, средние и малые. Кроме того, праздники церковные разделяются на Господние (в честь Господа Иисуса Христа), Богородичные и в честь Святых. Праздники гражданские бывают: высокоторжественные, торжественные, викториальные и другие. Глава 2. Праздники недельные Из семи дней недели празднуется, как совершенный праздник, только один день Воскресный, или Воскресенье. Это древнейший праздник Христианской Церкви. Во времена Св. Апостолов он назывался единою от суббот, то есть, первым днем после субботы ( Деян. 20:7 ), также днем недельным ( Апок. 1:10 ). Древние Отцы Церкви называли его иногда днем солнца (так назывался соответствующий ему день у язычников), а чаще днем Воскресения Христова или просто днем Господним. Св. Апостолы и первые Христиане собирались в этот день для преломления хлеба, то есть, для причащения Святых Таин, и в тоже время уделяли часть имущества своего для бедных братий ( 1Кор. 16:2 ). В последствии Христианские Императоры запретили заниматься в воскресные дни судопроизводством, работами и вообще житейскими делами, кроме необходимых 2 . Древняя Христианская Церковь налагала духовное наказание на тех Христиан, которые, без достаточной причины, не были в храме три Воскресенья сряду 3 . В этот день запрещалось Христианам поститься, чтобы ознаменовать радость верующих о воскресении Христовом 4 ; также не позволялось преклонять колена во время Богослужения 5 , чтобы напомнить Христианам, что Иисус Христос воздиг падшее естество человеческое. Ночь на Воскресенье древние христиане проводили в бдении, пели псалмы, читали Св. Писание, слушали поучения, молились и приобщались Святых Таин. Ночь была избираема временем для молитвы и Богослужения потому, что первые три века Христиане подвергались нередко нападениям язычников. В последствии, хотя гонения прекратилось, но всенощные бдения всегда совершались и совершаются доныне на каждый воскресный день. |
прот. Иоанн Чижевский Отделение пятое. О Богослужении Глава I. О совершении Богослужения в церкви 1 . Епархиальное Начальство наблюдает, чтобы богослужение в церквах соборных и тех градских, которые имеют в причте более одного священника, совершаемо было ежедневно, а в имеющих одного священника и сельских сверх воскресных и праздничных дней сколь возможно чаще смотря по возможности (уст. дух. конс. ст. 34). Примечание 1. Благочинный должен наблюдать чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и Высокоторжественных дней совершали божественную литургию сколь можно чаще, особенно же не опускали преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных непременно три раза в неделю, если бы не случилось в продолжении оной торжественных и праздничных дней, а в двухштатных – ежедневно (Инстр. благ. § 10). Примечание 2. Причты двухштатных и трехштатных церквей, в то время, когда очередные занимаются священнослужением, как священники, так и диаконы и псаломщики должны ходить поочередно в церковь к пению на клиросе и к чтению (II. С. З. 22 мар. 1800 г. 19337). 2 . Во дни торжественные и викториальные во всех церквах непременно совершать благодарственные молебны (II. С. З. 17 мар. 1730 г. 5518), по окончании которых возглашать многолетие (II. С. З. 10 апр. 1766 г. 12618). – Указом Св. Синода от 2 марта 1862 г. (II. С. З. 5 февр. 37935) объявлено, что Высочайше повелено молебны, по случаю рождений и тезоименитств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Цесаревны, восшествия на престол и коронации, – совершат в те самые дни и числа, когда такие торжества означены в табели; молебны же по случаю рождений и тезоименитств прочих лиц Августейшего царского Дома переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни. В сии дни разрешается и погребение умерших. Этим же Высочайшим повелением разрешено прекратить празднование побед, кроме дня победы под Полтавою, в котором молебное пение должно быть совершаемо по-прежнему. При всех священнослужениях на многолетиях возглашать имена царствующих Государя и Государыни. Наследника Престола и весь царствующий Дом; если служения эти совершаются по случаю тезоименитства или рождения членов Императорской фамилии, то после имен Их Величеств и Его Высочества возглашать также имена тех Высочайших Особ, которых тезоименитство или рождение празднуется (ук. Св. Син. 30 нояб. 1864 года). |
Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в Православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня и повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия 90 . Так, благовест бывает пред 9-м часом (и вечернею), пред полунощницею (и утренею), пред 3-м часом (и литургиею). Затем пред более торжественными службами за благовестом бывает трезвон в несколько колоколов. Так, звонят пред вечернею (Тип., гл. 9), по окончании 9-го часа, пред утренею по конце полунощницы (Тип., гл. 9), пред литургией по прочтении 3-го и 6-го часов 91 . Трезвон бывает пред литургией и тогда, когда она отправляется сряду за вечерней, а не за 3-м и 6-м часами, напр., в день Благовещения, в Великий четверток и Великую субботу, и пред Литургией Преждеосвященных даров 92 . И после чтения 12-го евангелия Великого пятка. Для выражения особенного торжества праздника Воскресения Христова бывает трезвон после литургии. Так: 1) бывает в день Пасхи, во всю Светлую седмицу 93 , во все воскресные дни – до дня Вознесения Господня и в день отдания Пасхи. 2) При молебных пениях – в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (См. табель, изд. Св. Синода), обыкновенно, бывает благовест пред молебном, – при начале его, а по окончании – трезвон 94 . К молебнам, кроме царских (и упомянутых выше), не дозволяется звонить (1729 г., сентября 9-го, определ. Св. Синода, пун. 7). 3) Звон бывает при крестных ходах таким образом: сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого крестного хода бывает трезвон. Иногда благовест пред крестным ходом бывает не в один, а в несколько колоколов, иначе сказать, бывает перезвон, или благовест перебором 95 . Звон, который совершается во время самого Богослужения, и которым возвещается о известных молитвословиях, чтениях совершаемого в храме Богослужения, который призывает находящихся вне храма соединить свои молитвы с молитвами предстоящих в храме, бывает во время утрени и литургии. |
Варлаам погребен 28 июля 1737 года, в пустыни с правой стороны алтаря нынешнего Троицкого соборного храма. Над прахом его воздвигнута, небольшого размера, каменная часовня, в которой стоят св. иконы и надгробие с надписью о погребении его. Богомольцы Троицко-Сергиевой пустыни заходят в часовню помолиться, служат молебны Спасителю, матери Божией святым, и с великим благоговением относятся к памяти основателя и первого подвижника этой обители. Духовенство С.-Петербургской Синодальной епархии находилось в скорбном положении с воцарения Анны Иоанновны до вступления на престол императрицы Елисаветы Петровны. Начавшись с присяг, о которых мы подробно сказали все, что нашли в документах Духовного правления, скорби его не прерывались и в последующие дни, тяготея над всем сословием. Оплошные и нисколько незлонамеренные поступки духовных лиц, в то время, входили в государственные преступления первой категории и, соответствовали такому взгляду, наказывали несчастных без всякого не только милосердия, но и пощады. Предтеченской церкви, в Ямской слободе в С.Петербурге, священники Андрей и Ефрем Ивановы, в 1733 году, почему-то опустили отслужить всенощную, литургию и молебен о здравии её величества, в один из царских дней; за это их наказали плетьми и сослали на вечное житие в сибирский Охоцкий острог. Дворцового села Красного священник Петр Иванов, в 1734 году, жестоко избит плетьми также за опущение служб в эти же высокоторжественные дни. Священник Иван Никитин Копорского уезда, Горского погоста, в 1735 году, лишен священства также за отправление церковных служений в высокоторжественные и викториальные дни. Эти случаи значатся в делах бывшего Духовного правления, из которых и взяты. А сколько было таких страдальцев, которые посылались из Синода до 1736 года, по этим же проступкам, прямо в Тайную канцелярию!.. В указе 15 апреля 1736 года, помещенном в «Полном собрании законов» под 6937, сказано, что от множества таких дел «в тайной канцелярии чинится остановка по секретным делам», и предписано уже следовать и решать такие проступки по епархиям, а в канцелярию взносить одни экстракты, и то лишь о таких лицах, которые не отправили служб с какого противного вымысла. |
памятные даты побед (лат. victoria), одержанных в сражениях, или заключений благоприятных мирных договоров. Торжественное церковное прославление побед известно из истории (установление праздника Всемилостивого Спаса 1 авг. в память победы 1164 блгв. кн. Андреем Боголюбским, дни избавления К-поля от осад - Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 35-39, и др.). Термин «В. д.» стал употребляться в Русской Церкви в XVIII-XIX вв.; согласно терминологии синодального периода, В. д., или «дни побед», относились к гражданским праздникам наряду с царскими и кавалерскими днями и праздником Нового года . В этот период они приобрели особое значение для Церкви и гос-ва в связи с активной внешней политикой Российской империи. Годовщина победы в Полтавском сражении 27 июня 1709 г. стала важным праздником неподвижного годового круга богослужения: было составлено полное церковное последование праздника, в нек-рых певч. рукописях XVIII в. встречаются песнопения этой службы, исполняемые знаменным распевом, есть концерты на их тексты (см.: Смоленский С. В. О собрании рус. древне-певческих рукописей в Моск. Синод. училище церк. пения: Кр. предв. сообщ. [М.], 1899. С. 54, 59; Музыка на Полтавскую победу//ПРМИ. М., 1973. Вып. 3). Память заключения Ништадтского мира со Швецией (30 авг. 1721) также приобрела большое значение, к этой дате в 1724 г. было приурочено перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского в лавру его имени в С.-Петербурге. Впосл. было установлено еще неск. В. д.: 9 авг.- взятие Нарвы в 1704 г., 27 июля - битвы при Гангуте в 1714 г. и Гренгаме в 1720 г., 24 июня - Чесменская битва в 1770 г., 10 июля - заключение Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 г. и др. Из них только 2 (27 июня и 30 авг.) имели полноценное церковное празднование. Также можно отметить день памяти избавления России от нашествия «галлов и с ними 20 языков», т. е. наполеоновских армий (25 дек.), в богослужебных книгах определено после литургии в этот день совершить молебен по особому чину. Памяти др. побед не упомянуты в богослужебных книгах (хотя в эти дни также совершались молебны). Списки В. д. печатались в табелях и различных календарях (память заключения Ништадтского мира в них обычно отсутствует, хотя служба Ништадтского мира помещается в Минее на авг. с кон. XVIII в.). |
2 февраля День разгрома советским и войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) 23 августа День разгрома советским и войсками немецко-фашистских войск в Бурской битве (1943 год) 27 января День снятия блокады города Ленинграда (1944 год) 9 мая День победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг. (1945 год). Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Русской Православной Церковью были установлены так называемые «Викториальные дни», в которые совершались торжественные молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, приподнимаясь над буднями, по особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою причастность к славным деяниям наших предков. Покровители русского воинства «Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ) Св. страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб (24 июля/6 авг., 2/15 мая, 5/18 сент.) Святые князья Борис и Глеб были младшими любимыми сыновьями св. вел. князя Владимира от матери христианки болгарыни. Борису отец дал в управление Ростов, а Глебу Муром. В 1015 г. отец послал кн. Бориса на печенегов, которые появились под Киевом. Кн. Б орис поискал их, не нашел, и уже возвращался в Киев, когда на берегу реки Альты к нему пришла весть, что отец его 487 умер, а брат Святополк хочет его убить. Дружина сказала ему: «С тобой дружина отца твоего, иди, сядь в Киеве на престоле отца твоего». Он же ответил: Да не будет мне поднять руку на брата моего старейшего; отец мой умер, пусть будет он мне вместо отца!». Услышавши это, воины разошлись, и кн. Борис остался с отроками своими. Святополк же послал к нему сказать: «Хочу с тобой любовь иметь, и к отцовой части прибавлю тебе». Ночью ж е он призвал Путшу и Вышгородских бояр и сказал им: «Идите и убейте брата моего Бориса». Ночью они пришли на Альту и приступили к шатру и слушали, как блаженный Борис читал утреню. И окончив утреню, обратился к иконе Спасителя и сказал: «Господи Иисусе Христе, сподоби мя принять страдания эти, не от противников, но от своего брата. Не поставь ему, Господи, этого в грех!» И окончив молитву, он лег на постель. Тогда напали на него стоявши у шатр, и прободили его копьями. И слугу его Георгия прободили вместе с ним. Князь Борис еще дышал. Его завернули в ковер, положили в повозку и повезли. Узнав это, окаянный Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце его мечом. |
Главный священник ВДВ принял участие в утреннем богослужении в псковском храме Александра Невского Псков, 18 апреля 2012 г. Сегодня в соединениях и воинских частях Воздушно-десантных войск проходят торжественные мероприятия в честь Дня воинской славы России - 770-летия победы воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Главный священник ВДВ протоирей Михаил (Васильев) принял участие в утреннем богослужении в честь Святого благоверного князя в воинском храме Александра Невского в Пскове. Как передает корреспондент Псковской Ленты Новостей , в храме собралось более тысячи военнослужащих 76-й десантно-штурмовой дивизии. Все присутствующие военнослужащие имели возможность исповедаться и причаститься. На службу прибыл митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Богослужение завершилось Крестным ходом вокруг храма. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. До революции Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода. В соответствии с данным Федеральным законом, 18 апреля установлен как день воинской славы России - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Сегодня же откроются III Международные чтения «Александр Невский на страже Отечества. 770-летие Ледового побоища», по окончании которых состоится подписание именных кирпичей в стену храма Веры, Надежды, Любови и Софии. В выходные на Псковщине пройдёт VI Международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище». В нём традиционно принимают участие клубы военно-исторической реконструкции и индивидуальные участники, реконструирующие одежду, вооружение и доспехи XIII века Руси и Европы. Примерное количество участников – 120 человек из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии. 18 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку |
| |