6) 30 июля того же года поставлен в священники к церкви Святых Апостол Петра и Павла при сухопутном гошпитале студент Александро-Невской семинарии Иосиф Иоаннов. Сын священника Воскресенской церкви при Кронштадтском морском гошпитале Иоанна Федотова, он учился в семинарии с 1736 по 1743 год и слушал богословие с 1743 по июль месяц. 7) Сын священника при церкви сухопутного гошпиталя в С.-Петербурге Косьмы Семенова Василий Госпитальский, 25-го сентября 1744 года посвящен во диакона к церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Он учился в семинарии непрерывно с 1735 по каникулы 1744 года и год слушал учения, преподаваемые в богословской школе. На ставленническом деле ректор отрекомендовал его человеком ученым, без всякого подозрения, добрым и честным. 8) Сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева, Алексей 11 октября 1744 года посвящен на место отца священником. В семинарии обучался с 1736 по 1744 год, слушал богословие и аттестован достойным всякой похвалы за добронравие и обходительство. 9) По указу 12 июня 1744 года Св. Синод перевел Петропавловского собора диакона Георгия Неруновича, который был из людей ученых в школах и говорил проповедь слова Божия, священником на место Ивана Яковлева умершего, в Московский Успенский собор, «понеже в оном соборе должно священнослужителям быть ученым, дабы в Господские праздники, також и воскресные. и викториальные дни сказывали проповедь слова Божия». При сем предписано и в Петропавловский собор в диакона произвести из студентов Александро-Невской семинарии достойного и проповедь слова Божия сказывать могущего. Ректор семинарии Гавриил рекомендовал на сие место студента Димитрия Яковлева Рыковского, сына священника Матфиевской церкви, 23 лет, учившегося в семинарии от 1736 года, следовательно 10 лет. Ректор дал о нем такую аттестацию: «Учением он, Рыковский, несколько уже богословских трактатов слушал, и в прочих нижних науках, которые преподавались, преизрядно происходил також, в смиренномудрии, трезвости, постоянстве, и в иных, юность украшающих добродетелях, всякие похвалы, достойный и к предикаторскому делу будет способный». Хиротонисан 9 августа 1744 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В сер. XVIII в. К. м. пребывал в запустении, богослужения совершались нечасто. В 1746 г. келарь схим. Варсонофий и казначей схим. Герман обратились в Олонецкое духовное правление с прошением направить в обитель священника. В К. м. был назначен клирик Кижского погоста свящ. Иоанн Романов, к-рый по предписанию духовного правления обязывался служить в монастырской церкви «в высокоторжественные и викториальные дни». С 1750 г. из-за недостатка монашествующей братии обителью управлял белый священник из ближайшего Сенногубского прихода Феодор Косьмин (Кузьмин). В 1764 г. по предписанию Новгородской духовной консистории предполагалось упразднение К. м., но благодаря еп. Олонецкому и Каргопольскому Иоанну (Никитину) он был сохранен как заштатный «безо всякого пособия от правительства»; вместо свящ. Феодора Косьмина обитель возглавил строитель иером. Пафнутий. 18 февр. 1769 г. К. м. был упразднен и преобразован в приход. В 1791 г., по свидетельству путешественника П. И. Челищева, причетники «кормятся от службы проезжающим в Соловки богомольцам молебнов, малым на том острове хлебопашеством и рыбною на озере Онеге ловлею, а другого никакого промысла не имеют, а оттого и живут очень бедно» ( Челищев. 1886. С. 17). По данным «Ведомости о состоянии церквей и приходов» за 1802 г., в К. м. проживали престарелый свящ. Иоанн Леонтьев (переведен в обитель из Типиницкого прихода), дьячок Савва Васильев (сын кижского пономаря Василия Алексеева), пономарь Дмитрий Иванов (произведенный на должность из «праздноживущих») и заштатный пономарь Димитрий Иванов (сын сенногубского свящ. Феодора Косьмина). Большинство из них нигде не обучались, богослужение и церковное пение «знали по ноте и наслышкою». С 1809 г. клименецкие храмы из-за отсутствия приходских дворов и, возможно, после кончины священника были переведены в состав Сенногубского прихода. Монастырской пашенной и сенокосной землей (234 дес. 1930 кв. саж.) пользовались сенногубский священник и причт. К нач. 1833 г. клир церквей состоял лишь из пономаря Иванова.

http://pravenc.ru/text/1841325.html

Тогда же возвращены из Лукьяновой пустыни и колокольные часы. По прошению управляющего монастырем иеромонаха Сергия с братией, отведено конские пастбище, которое в указе Коллегии экономии не было обозначено, потому что находится внутри самых дач близ стен монастырских и издревле принадлежало монастырю. Жители села Рогачева хотя и соглашались с этим показанием, но не допускали монастырь владеть выгоном, даже теснили своими межами пустошь Ельник. О притеснении монастырь приносил жалобу июля 28 дня 1767 года. Старанием иеромонаха Сергия возобновлены две часовни 67 ; возвращены из домовой Переславской архиерейской ризницы потир, дискос, два блюдца, звезда, копие, лжица и кадило серебряное, чеканное ложчатое с кольцами, колокольчиками и блюдцем, весом в 1 ½ фунта 68 . В следующем же 1768 году, по резолюции Преосвященного Геннадия, Епископа Переяславского и Дмитровского, указом Духовной Консистории возвращены из Дмитровского собора хранившиеся в нем разные вещи, которые однако же, по объяснению строителя Филарета, прилично было употреблять, за ветхостью, только в простые дни, а не в высокоторжественные и викториальные. При строителе Филарете уничтожены деревянные здания, ненужные пустынному житию, и только загромождавшие монастырь, между прочими лебединый амбар и три деревянные башни с рогатками. Все это было продано, и вырученными деньгами обновлены некоторые строения внутри монастыря. Впрочем, вырученных денег на поправки было недостаточно; по чему от Переяславской Консистории и дозволено было в 1770 году августа 17 дня продавать лес с корня. при том же строителе уничтожено бывшее при Сретенской церкви каменное парадное крыльцо с южной стороны. Не смотря на эту скудость, обитель мало-по-малу восставала от своего падения и укреплялась как во внутреннем благоустройстве, так и в отношении к внешним пособиям. Строитель Филарет, за доброе рачение и старание о монастыре, сделан был Благочинным по Дмитриевскому и Клинскому уездам. Вместо испортившихся колокольных часов отданы были на Пешнош такие же из упраздненной Медведевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздники разделяются: 1) по времени: на недельные и годичные, подвижные и неподвижные 1 , 2) по месту: на общие и местные, 3) по предмету: на церковные и гражданские, 4) по важности воспоминаемых событий: на великие, средние и малые. Кроме того, праздники церковные разделяются на Господние (в честь Господа Иисуса Христа), Богородичные и в честь Святых. Праздники гражданские бывают: высокоторже­ственные, торжественные, викториальные и другие. Глава 2. Праздники недельные Из семи дней недели празднуется, как совершенный праздник, только один день Во­скресный, или Воскресенье. Это древнейший праздник Христианской Церкви. Во времена Св. Апо­столов он назывался единою от суббот, то есть, первым днем после субботы ( Деян. 20:7 ), также днем недельным ( Апок. 1:10 ). Древние Отцы Церкви называли его иногда днем солнца (так назывался соответствующий ему день у язычников), а чаще днем Воскресения Христова или просто днем Господним. Св. Апостолы и первые Христиане собирались в этот день для преломления хлеба, то есть, для причащения Святых Таин, и в тоже время уделяли часть имущества своего для бедных братий ( 1Кор. 16:2 ). В последствии Христианские Императоры запретили заниматься в воскресные дни судопроизводством, работами и вообще житейскими делами, кроме необходимых 2 . Древняя Христианская Церковь налагала духовное наказание на тех Христиан, которые, без достаточной причины, не были в храме три Воскресенья сряду 3 . В этот день запрещалось Христианам поститься, чтобы ознаменовать радость верующих о воскресении Христовом 4 ; также не позволялось преклонять колена во время Богослужения 5 , чтобы напомнить Христианам, что Иисус Христос воздиг падшее естество человеческое. Ночь на Воскресенье древние христиане проводили в бдении, пели псалмы, читали Св. Писание, слушали поучения, молились и приобщались Святых Таин. Ночь была избираема временем для молитвы и Богослужения потому, что первые три века Христиане подвергались нередко нападениям язычников. В последствии, хотя гонения прекратилось, но всенощные бдения всегда совершались и совершаются доныне на каждый воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

прот. Иоанн Чижевский Отделение пятое. О Богослужении Глава I. О совершении Богослужения в церкви 1 . Епархиальное Начальство наблюдает, чтобы богослужение в церквах соборных и тех градских, которые имеют в причте более одного священника, совершаемо было ежедневно, а в имеющих одного священника и сельских сверх воскресных и праздничных дней сколь возможно чаще смотря по возможности (уст. дух. конс. ст. 34). Примечание 1. Благочинный должен наблюдать чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и Высокоторжественных дней совершали божественную литургию сколь можно чаще, особенно же не опускали преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных непременно три раза в неделю, если бы не случилось в продолжении оной торжественных и праздничных дней, а в двухштатных – ежедневно (Инстр. благ. § 10). Примечание 2. Причты двухштатных и трехштатных церквей, в то время, когда очередные занимаются священнослужением, как священники, так и диаконы и псаломщики должны ходить поочередно в церковь к пению на клиросе и к чтению (II. С. З. 22 мар. 1800 г. 19337). 2 . Во дни торжественные и викториальные во всех церквах непременно совершать благодарственные молебны (II. С. З. 17 мар. 1730 г. 5518), по окончании которых возглашать многолетие (II. С. З. 10 апр. 1766 г. 12618). – Указом Св. Синода от 2 марта 1862 г. (II. С. З. 5 февр. 37935) объявлено, что Высочайше повелено молебны, по случаю рождений и тезоименитств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Цесаревны, восшествия на престол и коронации, – совершат в те самые дни и числа, когда такие торжества означены в табели; молебны же по случаю рождений и тезоименитств прочих лиц Августейшего царского Дома переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни. В сии дни разрешается и погребение умерших. Этим же Высочайшим повелением разрешено прекратить празднование побед, кроме дня победы под Полтавою, в котором молебное пение должно быть совершаемо по-прежнему. При всех священнослужениях на многолетиях возглашать имена царствующих Государя и Государыни. Наследника Престола и весь царствующий Дом; если служения эти совершаются по случаю тезоименитства или рождения членов Императорской фамилии, то после имен Их Величеств и Его Высочества возглашать также имена тех Высочайших Особ, которых тезоименитство или рождение празднуется (ук. Св. Син. 30 нояб. 1864 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в Православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня и повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия 90 . Так, благовест бывает пред 9-м часом (и вечернею), пред полунощницею (и утренею), пред 3-м часом (и литургиею). Затем пред более торжественными службами за благовестом бывает трезвон в несколько колоколов. Так, звонят пред вечернею (Тип., гл. 9), по окончании 9-го часа, пред утренею по конце полунощницы (Тип., гл. 9), пред литургией по прочтении 3-го и 6-го часов 91 . Трезвон бывает пред литургией и тогда, когда она отправляется сряду за вечерней, а не за 3-м и 6-м часами, напр., в день Благовещения, в Великий четверток и Великую субботу, и пред Литургией Преждеосвященных даров 92 . И после чтения 12-го евангелия Великого пятка. Для выражения особенного торжества праздника Воскресения Христова бывает трезвон после литургии. Так: 1) бывает в день Пасхи, во всю Светлую седмицу 93 , во все воскресные дни – до дня Вознесения Господня и в день отдания Пасхи. 2) При молебных пениях – в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (См. табель, изд. Св. Синода), обыкновенно, бывает благовест пред молебном, – при начале его, а по окончании – трезвон 94 . К молебнам, кроме царских (и упомянутых выше), не дозволяется звонить (1729 г., сентября 9-го, определ. Св. Синода, пун. 7). 3) Звон бывает при крестных ходах таким образом: сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого крестного хода бывает трезвон. Иногда благовест пред крестным ходом бывает не в один, а в несколько колоколов, иначе сказать, бывает перезвон, или благовест перебором 95 . Звон, который совершается во время самого Богослужения, и которым возвещается о известных молитвословиях, чтениях совершаемого в храме Богослужения, который призывает находящихся вне храма соединить свои молитвы с молитвами предстоящих в храме, бывает во время утрени и литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Варлаам погребен 28 июля 1737 года, в пустыни с правой стороны алтаря нынешнего Троицкого соборного храма. Над прахом его воздвигнута, небольшого размера, каменная часовня, в которой стоят св. иконы и надгробие с надписью о погребении его. Богомольцы Троицко-Сергиевой пустыни заходят в часовню помолиться, служат молебны Спасителю, матери Божией святым, и с великим благоговением относятся к памяти основателя и первого подвижника этой обители. Духовенство С.-Петербургской Синодальной епархии находилось в скорбном положении с воцарения Анны Иоанновны до вступления на престол императрицы Елисаветы Петровны. Начавшись с присяг, о которых мы подробно сказали все, что нашли в документах Духовного правления, скорби его не прерывались и в последующие дни, тяготея над всем сословием. Оплошные и нисколько незлонамеренные поступки духовных лиц, в то время, входили в государственные преступления первой категории и, соответствовали такому взгляду, наказывали несчастных без всякого не только милосердия, но и пощады. Предтеченской церкви, в Ямской слободе в С.Петербурге, священники Андрей и Ефрем Ивановы, в 1733 году, почему-то опустили отслужить всенощную, литургию и молебен о здравии её величества, в один из царских дней; за это их наказали плетьми и сослали на вечное житие в сибирский Охоцкий острог. Дворцового села Красного священник Петр Иванов, в 1734 году, жестоко избит плетьми также за опущение служб в эти же высокоторжественные дни. Священник Иван Никитин Копорского уезда, Горского погоста, в 1735 году, лишен священства также за отправление церковных служений в высокоторжественные и викториальные дни. Эти случаи значатся в делах бывшего Духовного правления, из которых и взяты. А сколько было таких страдальцев, которые посылались из Синода до 1736 года, по этим же проступкам, прямо в Тайную канцелярию!.. В указе 15 апреля 1736 года, помещенном в «Полном собрании законов» под 6937, сказано, что от множества таких дел «в тайной канцелярии чинится остановка по секретным делам», и предписано уже следовать и решать такие проступки по епархиям, а в канцелярию взносить одни экстракты, и то лишь о таких лицах, которые не отправили служб с какого противного вымысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

памятные даты побед (лат. victoria), одержанных в сражениях, или заключений благоприятных мирных договоров. Торжественное церковное прославление побед известно из истории (установление праздника Всемилостивого Спаса 1 авг. в память победы 1164 блгв. кн. Андреем Боголюбским, дни избавления К-поля от осад - Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 35-39, и др.). Термин «В. д.» стал употребляться в Русской Церкви в XVIII-XIX вв.; согласно терминологии синодального периода, В. д., или «дни побед», относились к гражданским праздникам наряду с царскими и кавалерскими днями и праздником Нового года . В этот период они приобрели особое значение для Церкви и гос-ва в связи с активной внешней политикой Российской империи. Годовщина победы в Полтавском сражении 27 июня 1709 г. стала важным праздником неподвижного годового круга богослужения: было составлено полное церковное последование праздника, в нек-рых певч. рукописях XVIII в. встречаются песнопения этой службы, исполняемые знаменным распевом, есть концерты на их тексты (см.: Смоленский С. В. О собрании рус. древне-певческих рукописей в Моск. Синод. училище церк. пения: Кр. предв. сообщ. [М.], 1899. С. 54, 59; Музыка на Полтавскую победу//ПРМИ. М., 1973. Вып. 3). Память заключения Ништадтского мира со Швецией (30 авг. 1721) также приобрела большое значение, к этой дате в 1724 г. было приурочено перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского в лавру его имени в С.-Петербурге. Впосл. было установлено еще неск. В. д.: 9 авг.- взятие Нарвы в 1704 г., 27 июля - битвы при Гангуте в 1714 г. и Гренгаме в 1720 г., 24 июня - Чесменская битва в 1770 г., 10 июля - заключение Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 г. и др. Из них только 2 (27 июня и 30 авг.) имели полноценное церковное празднование. Также можно отметить день памяти избавления России от нашествия «галлов и с ними 20 языков», т. е. наполеоновских армий (25 дек.), в богослужебных книгах определено после литургии в этот день совершить молебен по особому чину. Памяти др. побед не упомянуты в богослужебных книгах (хотя в эти дни также совершались молебны). Списки В. д. печатались в табелях и различных календарях (память заключения Ништадтского мира в них обычно отсутствует, хотя служба Ништадтского мира помещается в Минее на авг. с кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/158568.html

2 февраля День разгрома советским и войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) 23 августа День разгрома советским и войсками немецко-фашистских войск в Бурской битве (1943 год) 27 января День снятия блокады города Ленинграда (1944 год) 9 мая День победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг. (1945 год). Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Русской Православной Церковью были установлены так называемые «Викториальные дни», в которые совершались торжественные молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, приподнимаясь над буднями, по особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою причастность к славным деяниям наших предков. Покровители русского воинства «Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ) Св. страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб (24 июля/6 авг., 2/15 мая, 5/18 сент.) Святые князья Борис и Глеб были младшими любимыми сыновьями св. вел. князя Владимира от матери христианки болгарыни. Борису отец дал в управление Ростов, а Глебу Муром. В 1015 г. отец послал кн. Бориса на печенегов, которые появились под Киевом. Кн. Б орис поискал их, не нашел, и уже возвращался в Киев, когда на берегу реки Альты к нему пришла весть, что отец его 487 умер, а брат Святополк хочет его убить. Дружина сказала ему: «С тобой дружина отца твоего, иди, сядь в Киеве на престоле отца твоего». Он же ответил: Да не будет мне поднять руку на брата моего старейшего; отец мой умер, пусть будет он мне вместо отца!». Услышавши это, воины разошлись, и кн. Борис остался с отроками своими. Святополк же послал к нему сказать: «Хочу с тобой любовь иметь, и к отцовой части прибавлю тебе». Ночью ж е он призвал Путшу и Вышгородских бояр и сказал им: «Идите и убейте брата моего Бориса». Ночью они пришли на Альту и приступили к шатру и слушали, как блаженный Борис читал утреню. И окончив утреню, обратился к иконе Спасителя и сказал: «Господи Иисусе Христе, сподоби мя принять страдания эти, не от противников, но от своего брата. Не поставь ему, Господи, этого в грех!» И окончив молитву, он лег на постель. Тогда напали на него стоявши у шатр, и прободили его копьями. И слугу его Георгия прободили вместе с ним. Князь Борис еще дышал. Его завернули в ковер, положили в повозку и повезли. Узнав это, окаянный Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце его мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главный священник ВДВ принял участие в утреннем богослужении в псковском храме Александра Невского Псков, 18 апреля 2012 г. Сегодня в соединениях и воинских частях Воздушно-десантных войск проходят торжественные мероприятия в честь Дня воинской славы России - 770-летия победы воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Главный священник ВДВ протоирей Михаил (Васильев) принял участие в утреннем богослужении в честь Святого благоверного князя в воинском храме Александра Невского в Пскове. Как передает корреспондент Псковской Ленты Новостей , в храме собралось более тысячи военнослужащих 76-й десантно-штурмовой дивизии. Все присутствующие военнослужащие имели возможность исповедаться и причаститься. На службу прибыл митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Богослужение завершилось Крестным ходом вокруг храма. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. До революции Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода. В соответствии с данным Федеральным законом, 18 апреля установлен как день воинской славы России - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Сегодня же откроются III Международные чтения «Александр Невский на страже Отечества. 770-летие Ледового побоища», по окончании которых состоится подписание именных кирпичей в стену храма Веры, Надежды, Любови и Софии. В выходные на Псковщине пройдёт VI Международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище». В нём традиционно принимают участие клубы военно-исторической реконструкции и индивидуальные участники, реконструирующие одежду, вооружение и доспехи XIII века Руси и Европы. Примерное количество участников – 120 человек из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии. 18 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52993.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010