После умовения ног архиерей восходит на свое место, облачается вновь и конец Евангелия о значении умовения ног дочитывает сам: «Образ дах нам, да якоже аз сотворих вы творите»…, затем архиерей произносит молитву, в которой просит Господа, чтобы мы, омыв прилепившийся к нам прах согрешений, возмогли угодить Господу во все дни живота нашего. Затем архиерей входит в алтарь, и Литургия оканчивается обычным порядком. (См. рис. 243, л. 62). 148 А часа за 2 до всенощной совершается так называемая малая вечерня , которая короче будничной. Т. обр. в ряду церковных служб разделяются три вечерни: великая (входящая в состав всенощной), повседневная (совершаемая по будням) и малая (под великие праздники), схема которой такая: 1) обычное начало; 2) пс. 103; 3) «Господи воззвах»; 4) стихиры праздника «на Госп. воз». на 4 г.; 5) «Свете тихий»; 6) Прокимен; 7) «Сподоби Господи»; 8) Стихиры на стиховне; 9) «Ныне отпущаеши», «Отче наш»; 10) Тропарь; 11) Ектения сугубая; 12) Отпуст. 149 Кроме того, выделяются следующие праздники: Кавалерские (день учреждения орденов: св. Анны (3 февраля), св. Кн. Владимира (22 сент.), св. Георгия Победоносца (26 ноября), св. Александра Невского (30 авг.), св. Екатерины (24 ноября) и св. Андрея Первозванного (30 ноября) и Дни викториальные – в память побед: 27 июня, победа под Полтавой в 1709 г.; 25 декабря – победа над французами в 1812 г. 150 «Словом» Сын Божий называется для выражения той мысли, которая содержится в изречении Евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в Недре Отчем, Он явил». (1 кн. 18). 151 Подобно тому, как Вел. Пост имеет подготовительные недели (§ 105), так праздник Пасхи имеет сопровождающие его недели. За богослужениями их продолжает восхваляться Воскресение Христово, а, равным образом, вспоминаются лица, которые по милости Иисуса Христа удостоились или духовного, или телесного оживотворения своей природы. Эти воскресения носят следующие названия в зависимости от читаемых Евангелий: Недели о Фоме; О Мироносицах; О расслабленном; О Самарянке; О Слепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В александро-невском монастыре, при установлении для него штата, учреждена была и особая должность штатного проповедника. В 1746 году, марта 3-го, Св. Синод спрашивал, почему в александро-невском монастыре нет проповедника, тогда как ему следует там быть по штату монастыря. Монастырь отвечал, что хотя по штату, учиненному Св. Синодом, и к аппробации в бывший кабинет взнесенному, и следует в нем быть проповеднику, но за неконфирмованием и неприсылкою онаго штата -штатного проповедника в монастыре не имеется; что проповеди , тем не менее, в монастыре сказываются во все воскресные, праздничные и викториальные дни «самоохотно» того же монастыря ректором и префектом, без награждения из монастырской казны, которая расходуется на содержание как монастыря, так и семинаристов, а равно разных лиц из разных наций, в монастырь присылаемых для наставления христианскому закону. И если не будет от Св. Синода особого жалованья на содержание особого штатного проповедника при монастыре, то содержать такового на свой счет монастырю не чем 11 . Наконец со времени учреждения в Петербурге шляхетного кадетского корпуса проповеданием в высокоторжественные и праздничные дни в кафедральном соборе, по назначению от Св. Синода, занимались также законоучители этого корпуса. Так из дел мы видим, что на новый 1745 год назначен был Св. Синодом говорить проповедь в кафедральном соборе законоучитель корпуса, иеромонах Гавриил Краснопольский, который, впрочем, от этого назначения отказался, понеже, как писал он в Св. Синод, «в слабосилии очесном и в болезни грудей» находился. Преосвященный Никодим, епископ с.-петербургский, назначил, в замен его, от себя проповедником на этот день иеромонаха Гавриила, ректора александро-невской семинарии 12 . Вообще в Петербурге, по видимому, ни один высокоторжественный день, ни один праздник не обходился без проповедания в кафедральном Петропавловском соборе. Тот порядок вещей, в отношении к церковному проповедничеству, который в Петербурге имел место едва не с самого дня основания его, в Москве получил начало не раньше, как после приведенных нами в начале статьи запросов и предписаний Верховного Тайного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Рождество Христово. Икона. Сер. XV в. (ГТГ) Рождество Христово. Икона. Сер. XV в. (ГТГ) Др. праздники, не являющиеся двунадесятыми, празднуются с меньшей торжественностью. Праздник Антипасхи, хотя и не относится к Господским двунадесятым, включает мн. моменты из их устава богослужения. Воскресное последование Октоиха в день Антипасхи отменяется, поются только песнопения праздника по Триоди. Предпразднства этот праздник не имеет. Обрезание Господне (1 янв.) соединяется с памятью свт. Василия Великого, причем именно в честь святителя совершается торжественная служба (по совр. Типикону со всенощным бдением, по старопечатным Типиконам XVII в. с полиелеем). В службе этого дня поется гораздо меньше песнопений, посвященных празднику Обрезания Господня, нежели свт. Василию Великому. В такие праздники, как Начало индикта, Обновление храма, Преполовение, Происхождение древ Креста, Перенесение Нерукотворного образа Спасителя, совершается служба со славословием, при этом в дни Начала индикта, Преполовения, Обновления служится великая вечерня со входом и паремиями. Последования праздников Начала индикта, Обновления, Происхождения древ Креста соединяются с последованиями святых. Праздник Происхождения древ Креста имеет однодневное предпразднство 31 июля, его последование соединяется с последованиями рядового святого и Октоиха. В день этого праздника тоже поются песнопения Октоиха (стихиры на стиховне, седальны по кафизмах, канон). При совпадении этих праздников с воскресным днем последования Минеи соединяются с воскресным последованием Октоиха. Праздник Знамения Креста на небе в Иерусалиме, отмечаемый 7 мая, в совр. Типиконе имеет шестеричный знак, т. е. относится к самым малым праздникам, без пения великого славословия в конце утрени. К Г. п. можно причислить нек-рые категории дней церковного календаря, последование к-рых посвящено Господу и обращено непосредственно к Нему. Это воспоминания о постигших бедствиях и днях победы над врагом. В визант. церковном календаре было много таких дней, в совр. календаре правосл. Церкви из них остался только один - память труса (землетрясения) в К-поле 26 окт., к-рое произошло в 740 г. Празднования викториальных дней , отмечаемых торжественным богослужением, появились в России в нач. XVIII в.; полное церковное последование имели только 2 дня - день победы в Полтавском сражении 27 июня (1709) и день заключения Ништадтского мира 30 авг. (1721) (гимнографические последования этих дней можно найти в дореволюционных и совр. печатных Минеях). В эти дни совершалось всенощное бдение. В Постной и Цветной Триодях

http://pravenc.ru/text/166339.html

Через это распоряжение восстановленная обитель приобретала главным образом, ту выгоду что в её пользу оставалась земля, которая была отведена к её церкви, как приходской, по межеванию 1736 года. Но стоявший во главе прихожан монастырской церкви отставной поручик, барон. Петр Иванович Черкасов, будучи недоволен распоряжением епархиального начальства, “о перемещении его с вотчинными его крестьянами в чужой приход, церковь коего была построена другим. Помещиком (господином Павловым), в томь же 1776 году, подал просьбу в Святейший Синод об оставлении его с крестьянами в приходе Белевской Жабынской пустыни. Просьба эта была удовлетворена, и в присланном по сему случаю из святейшего Правительствующего Синода, в духовную Крутицкую консисторию указе; сказано: „что по прошению лейб. гвардии конного полка отставного поручика барона Петра Иванова сына Черкасова, онаго барона – вотчинным крестьянам для прописанных от него резонов, остаться по прежнему в приходе Белевской Жабынской пустыни, почему и определить в оную пустыню для исправления у них мирских треб священника с причтом, которым и землю отвесть, по силе межевой инструкции из дач его «барона Черкасова, а монашествующим в той пустыни остаться на таком точно основании, как в поднесенном от духовной коммиссии и в Императорским Величеством Высочайше конфирмованном о безвотчинных монастырях докладе предписано“. В следствие этого указа Крутицкой консисториею определено: 1) упоминаемого барона Черкасова крестьянам быть в приходе объявленной Жабынской пустыни, чего ради и находившемуся при ней священнику Михаиле Григорьеву с причтом остаться при той же пустыни по прежнему, где и исправлять тому священнику чередное с иеромонахами священнослужение, однакож из кружечных принадлежащих в раздел братий от богомольцев получаемых денег ничего ему с причтом не выделять, а довольствоваться им от исправления по приходу мирских треб доброхотным подаянием и отведенною из дач барона Черкасова землею; 2) в случае соборных священно-служений бываемых во дни высокоторжественные, викториальные и других знаменитых праздников и во всех церковных церемониях, упоминаемому священнику Григорьеву – не только по иеромонахах, но и определяемых в ту пустыню в надежде воспринятия монашества, белых священниках, занимать последнее место“...

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В нашей Православной церкви, равно как и в церквах Западных, верующие созываются к Богослужению звоном в колокола и, так называемые в церковном уставе, била (γιξυλα) и клепала (γιοσδηρον). По уставу Православной церкви звон в колокола носит различные наименования: 1) благовест, коим созываются верующие в храм Божий и извещаются о начале Богослужения часто или обыкновенно, или редко, напр., к ранней Литургии, к часам и в посты; 2) трезвон, это благозвучный звон в прекрасной гармонии и согласии, который пробуждает своими мощными звуками, волнующимися тонами, в полных потоках разливающихся в воздухе, наше внутреннее чувство от усыпления, понуждает нас идти славословит Сотворшего все, производя в душе нашей светлое и мощное настроение, и бывает несколько спустя времени после благовеста в начале службы, при чтении Евангелия на Литургии в Пасху и на всенощном бдении в различное время; также при торжественных и радостных событиях в церкви, в высокоторжественные и викториальные дни, для отдания почести Государю Императору и местному Архиерею; 3) звон с перебором, во время водосвятия в храмовые праздники, также при погребении умерших; 4) звон в один колокол, чтобы известить неприсутствующих в храме об известных молитвословиях – об освящении и пресуществлении даров и чтениях Богослужения, совершаемого в храме, во время напр., чтения 12-ти Евангелий в великий Пяток на утрени. 1091 В Греческой церкви, в Константинополе, находящейся под владычеством Турок, и у христиан Востока, за исключением Армян, вместо колоколов большею частью употребляются деревянные и железные доски – била или клепала. Эти била были троякого рода: великое – деревянная, широкая и толстая доска, малое – деревянная планка с перехватом для держания рукой, и железное или медное. Великое и металлическое клепало висело на столбах, а малое хранилось там, где клали. Эти била, бывшие некогда в употреблении в России, у Греков известны или под общим именем σμαντρον (знак), или под более частными именами: μγα-σμαντρον, χειροσμαντρον (ручной знак) ερν ξλον (святое дерево) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Миска небольшая с крышкой, оловянная, при ней подсвечник медный. Таз медный небольшой. Жестянка большая, в которой держится деревянное масло. Двадцать полотенец больших навинных, шитые красною бумагою и нитками. Старинных панагий и крестов серебряных числом десять. Крестов, пронизок, пуговиц, перстней – числом сорок. Крест небольшой золотой. Одни серьги, старинные с бечетою и с жемчугами. Перстней четыре. Пронизок две серебряные. Пуговиц семь. С Иверской Богородицы три жемчуга зерна. Аналоев три. Первый оболчен стамедом красным, другой оболчен каламенком цветным, третий оболчен изарбатом цветным. Книги в переплётах Книга Евангелие толковое воскресное. Книга Евангелие Кириллово. Две книги уставы. Две библии, новая да старая. Четыре книги миней четьих. Три книги прологи. Двенадцать книг миней месячных. Две книги триоди постная да цветная. Две книги апостолов. Две книги охтаи. Три книги служебника. Требник один. Три псалтыри следованных. Книга часослов большой. Книга минея общая. Книга соборник. Книга Ефрем. Книга измарагд писменный. Две книги Ермологи. Две малых псалтыри. Патерик печерский. Книга православная исповедная малая. На высокоторжественные викториальные и праздничные дни, числом тридцать девять книг. Книга увещательная раскольников. Присланных из суздальской духовной консистории сего 1775 года нотных восемь книг. Четыре книги из той же консистории: первая – проповеди , вторая – толкование о вере Кирилла Иерусалимского , третья – беседы Иоанна Златоуста , четвертая – богословие Иоанна Дамаскина . В предельной церкви Преподобной благоверной княжны Евфросинии Суждальской. На престоле одеяние кумачное ветхое, покров, объяринный ветхий с окраинами тафтяными цветными 108 . На престоле Евангелие, на нём средник и евангелисты серебряные чеканные, оболочено трипом малиновым, застёжки медные; крест серебряный вызолочен. На жертвеннике одеяние бумажное пёстрое. Сосуды Потир, дискос, звезда, два блюдца, лжица серебряные. За жертвенником образ Смоленской Пресвятой Богородицы, на ней убрус тафтяной красный низан; вверху херувим один; под ним деисус пять лиц; под тем деисусом четырнадцать дробниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Священников и прочих духовных особ в канцеляриях светским лицам под караулом не держать и не изнурять, кроме криминальных и важных дел. Указами Синода и Сената не раз запрещалось венчать малолетних женихов с великовозрастными невестами, между тем «разные обыватели» воздержаться от того никак не могут, и хотя священники таковых неуказноправильных лет венчать не хотят, токмо обыватели собрався многочисленно венчать таковых малолетних с великовозрастными и в свойстве состоящих в ночное время разными образы и с побоями принуждают, что священники, сохраняя здравие свое исполнять принужденны, и оттого свекры с невестками впадают в кровосмешение. Преосвященный предлагает в таких случаях с помещиков брать штраф по 100 и по 200 р., а простых людей публично жестоко наказывать. Многие помещики и обыватели безвинно нападают на священнослужителей, причиняют им разные притеснения и побои немилосердные, ведая что священник на помещика и обывателя судом искать не захочет, да и отлучиться ему от церкви в судебные места будучи невозможно, так как за опущение службы и треб, молебнов и панихид в царские и викториальные дни ему грозит штраф, так что обыкновенно обиды оставляют без жалоб и остаются обиженными безнаказанно, к унижению своего сана и звания. Между тем такой образ действий прямо воспрещен 121 – й статьей Уложения. В прекращение такового озорничества, если кто священника, диакона или причетника напрасно обесчестит или обругает всенародно поносительными словами, такого отлудить от входа церковного, а пока он их не удовлетворит и перед собранием народа прощения у них не испросит, до входа церковного не допускать, и оное взыскивать словесно, а не судом. Не предосудительно ли и сие, что священники, оставив церковь Божию, сами ходят за сохою, косят сено, сами навоз вывозят на пашни? Во избежание сего, если какой помещик или крестьяне пожелают строить церковь , то должно определить для таких работ священнику двух мужиков и двух баб. IV. Синод. члена Сильвестра, бывшего епископа Переяславского, ныне Крутицкого

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

12 окт. празднуется Перенесение десницы И. П. в Гатчину в 1799 г. В 1800 г. была издана служба в честь этого события, ее текст опубликован в Минеях расширенного состава, издаваемых с 1979 г. (см.: Минея (МП). Окт. С. 307-325). Последование 12 окт. содержит максимальное количество песнопений и рассчитано на совершение всенощного бдения; песнопения новые, не совпадающие с песнопениями более ранних служб И. П. Кроме того, это последование включает ряд песнопений в честь Спасителя и Пресв. Богородицы (в честь икон Божией Матери), что характерно для ряда служб, составленных в синодальный период (см. последования на викториальные дни ). На вечерне назначаются паремии (1-я - Исх 14. 16a, 21а, 21c, 22-23, 27a, 28-29a; 2-я - 3 Цар 8. 22-23a, 27b - 30; 3-я - Прем 4. 7, 16 - 5. 7, общая пророкам); на утрене - прокимен из Пс 131, Евангелие Лк 7. 17-30. На литургии служба та же, что и 24 февр. (в совр. издании Минеи ошибочно указано апостольское зачало 106 вместо 176). Структура будничных последований Октоиха, сложившаяся к X в., предусматривает пение гимнографических последований И. П. во вторник. Последования (на все 8 гласов) включают стихиры, канон и седальны и соединяются с покаянными последованиями 8 гласов, что отражено в большинстве рукописей и печатных изданий Октоиха, включая современные (см.: Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит XII в. М., 2009. С. 38 и далее). В процессе создания слав. аналогов визант. богослужебных книг болг. гимнографы также составляли циклы песнопений в честь И. П. (см.: Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиеп. Охридского. М., 2006). Современное последование на праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) в рус. и греч. печатных изданиях Минеи включает следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа Προφτα κα Πρδρομε τς παρουσας Χριστο (          ); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» Η πρν στερα σμερον (      ) с икосом; канон 4-го гласа, составленный Иоанном Монахом, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Ως ρθρος επρεπς (      ); канон 4-го гласа авторства Андрея Критского, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Η σιωπ το πρεσβτου (     - греч. текст сохр. только в рукописях; см.: AHG. T. 10. P. 178-235); в греч. Минее содержится иной канон 1-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах с акростихом Κοινς χαρς Πρδρομον εφημ πθ (Общей радости Предтечу восхвалю любовью), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Κοσμεται τν χριν νν (Украшает благодать ныне); 3 цикла стихир-подобнов и 20 стихир-самогласнов; 5 седальнов; светилен. 25 июня последование И. П. состоит из тех же отпустительного тропаря и кондака, что и 24 июня; канона плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, составленного Иоанном Монахом, ирмос:     нач.:       (в греч. Минее этого канона нет, содержится только ссылка на его наличие в рукописях); 3 стихир-самогласнов и цикла стихир-подобнов; седальна; светильна.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Катедральному наместнику. 10. Ежели на праздное место закащика или десятоначальника определить, или коего зачем переменить надлежательно будет, консистории собою, не представляя к Вашему преосвященству переминить ли? Представлять нам. 11. Из монастыря в монастырь по недостатку где востребует нужда монашествующих консистория собою, не представляя к Вашему преосвященству переводить ли? Представлять нам. 12. Когда кто из иноверцев станет просить о принятии в православную грекороссийскаго исповедания веру: то оных принимать ли? Где и кому? Принимать о довольном наставлении. 13. Буде же кто просить будет о сподоблении в монашеский чин (которых духовным регламентом и указами постригать не возбранено) что со оными консистории чинить? Представлять нам. 14. Будет кто из священноцерковнослужителей просить о даче пашпортов в Москву или С.-Петербург за церковными или прочими нуждами, то оным пашпорты консистории давать ли? Давать с рассмотрением и в силе духовнаго регламента. 15. С явившимися в неотправлении (богослужения?) в высокоторжественные и викториальные дни и по Высочайшей фамилии персонах монашествующими и священно церковнослужителями крайнее разсмотрение и решение (которое по указам положено на самих преосвященных архиереев) консистории чинить ли, или по надлежащем изследовании каждое дело к решению представлять Вашем у преосвященству? Представлять. Книга указов вышеназванной церкви л, 193, 194. 218 «Кроме Синода и епарх. архиерея никакое присутственное место или кв чальство не может непосредственно входить в ея дела, ни останавливать ея ршений и распоряжений». Ст. 2. 228 Стараясь всячески сохранить при характеристике современной духовной консистория полную объективность и совершенно воздерживаясь от личных своих суждений относительно практического достоинства ее устройства; мы тем не менее считаем себя не вправе умолчать о следующем мнении митрополита Филарета: «3ачем не архиерей определяет членов консистории?– По грехам нашим. В то время, когда составлялся устав консисторий, можно было указать на здравствовавшаго еще архиерея, который посадил в члены консистория протодиакона. Уставом консистории власть архиерея уставлена лучше, нежели было до устава. Что определение секретарей из Петербурга затрудняет, архиереев и вредит делам, это правда». Собр. мнен. и отзыв. Филарета м. Москов. изд. под редакц. арх. Саввы т. IV, стр. 212. примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Указ «о исправлении оных неисправностей» пришелся ему не по нраву, и согласия своего на «исправительные работы» он не дал, равно как и другие обязанные прихожане: «…а болше всех вышеписанной отставной солдат Иван Мокроусов сделался упорствен, и ничего из тех неисправностей исправить не хочет да и позву заказщичьему не толко не пошел, но еще и всячески ругался выговаривая, какое де до него протопопу дело, у нас де в церковь уже служат, да и сверх того на него Мокроусова тоя церкви все священнослужители приносили жалобу, что он их всегда ругает и бранит всячески, и хочет стегать плетми, называя себя так как бы помещик того места, и выговаривает что они все у него в команде, и из них диакона Поликарпа Колугина в доме у священника Ивана Малеева уже бил по щекам да и в бытность заказщичью пришел того ж священника в ограду, злого своего умыслу за ним диаконом бегал с остягом, и хотел ушибить, и брося в след того диакона стяг и едва не зашиб, почему хоша ево Мокроусова чтоб от такого озорничества смирить захватить было и приказано, но как он приходил з детми своими, к тому ж имел он при себе нарочно кортик, и выговаривал кто ж за него примется, то де тем кортиком заколет и по такому случаю, чтоб не сделалось драки и шумства он Мокроусов оставлен без всего…» В ответ на отказ протопоп Федор Ярцев в ноябре 1766 года подал митрополиту рапорт «о принуждении оного солдата Мокроусова к достройке помянутой церкви…» В ночь на 25 ноября ранним утром в новой, еще не достроенной деревянной Троицкой церкви, случился пожар: «…а толко згорело в той церкви образов Воскресения Христова да в верхнем иконостасе, апостолкия, трои воздухи, трои поруги священнической пояс, две книги: первая мне исповеди, вторая молебное пение на дни восшествия на всероссийския престол и коронации ея императорскаго величества, кадило медное, табель о высоко то рождественных и викториальных днях, поминовенной реэстр…» Удалось спасти «…святой антиминс священноцерковнослужение одежды, всего церковнаго круга книги, из нижнего иконостаса образа, и протчая утварь …»

http://sobory.ru/article/?object=61123

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010