за приписную Аглимозерскую пустыню 50 коп.». Из только что приведенного обозрения различных платежей Наглимозерской пустыни, видно что первоначально (в XVII в.) платежи эти, – за исключением поборов, под именем «церковной дани», – были ничтожны, особенно в сравнении с получаемой десятирублевой ругой. Эти же платежи значительно увеличиваются уже в XVIII веке: но и тогда наглимозерские иноки еще более сами получали от правительства (пять рублей в год), чем платили ему... Несмотря на то, что описываемая пустынька в 1702 г. утратила свою самостоятельность, – некоторые из ее управителей, то по прежнему назывались строителями, то – просто монахами. В ряду их встречаем строителя Варлаама (быть может упоминаемый в выше приведенной отписи 1694 г. монах). Далее известны строители монах Феодосий (1713) и монах Аарон (1717, 1721 г.г.). Однако и эти монахи – настоятели не всегда были в Наглимозерской пустыни: «после строителев – иеромонахов и грамоте умеющих монахов – говорил на суде поверенный строкинских чернецов около 1734 г . – стали владеть той пустыней, простые, неученые грамоте монахи, а потом и простые мужики, а именно: наиболее владел кенозерец Стефан Иванов Третьяков». Это безграмотное братство не могло даже приносить славословий Господу Богу в храме, не могло отправлять богослужения. И для этого «точию на храмовые и прочие викториальные дни посылался из Спаского иеромонах», если верить архимандриту Иоасафу. Так было до 1733 года. Так было и потом. В 1733 г., по прошению того же Иоасафа, определен в Наглимозерскую пустынь для священнослужения красновского прихода (теперь Пудожского уезда), поп Симеон Никитин, который, как сдавший должность свою сыну, должен был, по тогдашним постановлениям, идти в какой-либо монастырь, а потому и изъявил на это свое согласие. Долго ли жил в Наглимозерской пустыни уже не молодой «поп Симеон», когда и где умер – неизвестно. Во всяком случае в 1742 г. его уже там не было. Не будем останавливаться на рассмотрении состояния хлебопашества этой пустыни, которое в общем не отличалось в этом отношении от других северных монастырей, для характеристики чего были в обилии приведены материалы уже раньше, а теперь обратимся к дальнейшей истории пустыни, в лице ее управителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 Если неделя (Воскресенье) праотец, в которую непремен­но читается Апост. и Еванг. 28-й недели, – придётся после этой недели, то во дни воскресные, предшествующие 28-й недели, читается Ап. и Ев. 29-й (если одна неделя между 28-ю и неделей праотец), потом 30-й (если две), и 31-й (если три). 16 Тем Святым, которым не положено особых чтений – усердствующие могут читать Общие тому лику, коему принадлежит тот или иной Святой, что исполняет и св. Церковь преимущественно в отношении к местно или по особенному случаю празднуемых Святым. В те числа, пред котор. знак , бывает молебен с особыми чтениями, как во дни Царские или викториальные, о чём см. ниже. 18 Если 2 Февр. случится в Понед. 1-й нед. вел Поста, то Срет. Господ. празднуется 1-го Февр. в нед. Сыроп. 19 Отдание праздн. Сретения Госп. бывает и раньше, и позже, смотря потому, на которой неделе придется самый праздник, 2-го Февр. – А именно: а) Если случится 2 Февр. в Нед. Блудн., или Пн. Или Вт. Мясоп., то отдание праздн. Срет. бывает в Пт. Мяс. b) Если 2 Февр. в Ср., Чт. Или Пт. Мяс., то отд. во Вт. Сыроп. с) Если в Нед. Мяс., или Пн. Сыроп. то отдание в Чт. Сыроп. d) Если во Вт. или Ср. Сыроп. то отд. в Субб. Сыроп. е) Если в Чт. Сыроп. или Пят. или Субб., то отд. в Нед. Сыроп. f) Если же 2 Февр. в Нед. (Вк.) Сыр., то Сретение Госп. празднуется один день. 20 Если случится 40 Муч. (9 Марта в который-либо день 1-й седм. вел. Поста, то Сл. их отправл. в Сб. этой седм. Если случ. в Ср. 4-й седм., или в Чт. 5-й, то Сл. поется в Вт. тех же седмиц. Если в Сб. 5-й нед., то поется в Вк. 5-й нед. 21 Если 25 Марта будет в нед. Ваий, то Ев. у. сей недели, а Парем: 5 праздн. и 3 Ваий. Если в Вел. Субб., – после 1-й Парем. сей Субб., 5 праздн., и опять – прочие Вел. Субботы. 22 Если случится сей праздн., 23 Апр., в В. Пятницу, В. Субб. или 1-й день Пасхи, то праздн. во 2-й день Пасхи. 23 Если которому из 3-х последних торжеств (3, 4 и 26 Февр.), случится быть в Понед. 1-й седм. вел. Поста, то положено отправлять в нед. Сыроп., а если во Вт., Ср., Чт., и Пт. 1-й Седм. вел. Поста, то – отправлять в Субботу 1-й седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

1. Января 20. О совершении молебствия по случаю благополучного разрешения от бремени Е. И. В. Великой Княгини Марии Павловны дочерью, наречённою Еленою. 2. Января 28. С дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 3. Марта 3. О совершившемся Св. Крещении Высоконоворожденной Великой Княжны Елены Владимировны. 4. Апреля 13. Об истребовании от подлежащих духовных управлений подробных сведений о всех монастырях и заключений об изменении штатного содержания их. 5. Июня 2. О благополучном разрешении Е. И. Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны дочерью, наречённою Ольгою. 6. Июня 7. С дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 7. Июня 11. О совершившемся Св. Крещении Высоконоворожденной Великой Княжны Ольги Александровны. 8. Августа 18. О дозволении воспитанникам Вологодской духовной семинарии поступать в духовные академии и переходить в другие семинарии. 10. Декабря 17. Об устранении случаев рукоположения в священный сан лиц, обязанных до поступления в монашество несколькими браками. 1. Января 15. О совершении Пр. Богослужения на инородческих языках. 2. Января 24. С Высочайшим Манифестом о предстоящей 15 мая сего года Коронации. 3. Февраля 5. О возможно большем обеспечении сумм духовного ведомства от потерь и убытков 4. Апреля 1. О мерах к предупреждению случаев уклонения православных христиан от исполнения таинств исповеди и Св. Причастия. Мая 15. Об отправлении торжественного Богослужения по случаю совершившегося священного коронования Их Императорских Величеств. 5. Августа 17. О результатах приёмных испытаний в духовные академии 188 2 / 3 уч. году. 6. Октября 9. О разрешении прибывшему от Вселенского Патриарха в Россию, для сбора пожертвований на учреждённое при Патриархии училище, архимандриту Серафиму предъявлять для чествования и поклонения врученные ему Вселенским Патриархом части мощей св. угодников Божиих. 7. Ноября 8. По делу о доставлении послужных списков получивших высшее богословское образование. 8. Ноября 30. О мерах к возвышению религиозно-нравственного воспитания в духовно-учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высота московской застройки, конечно, тоже влияет на слышимость церковного звона. Ведь когда-то большой Успенский колокол Московского Кремля было слышно в безветренную пасхальную ночь в районе нынешних Мытищ. Конечно, мы можем и сейчас " разогнать " колокол, но ведь где " разогнать " - там и разбить. Москву мы все равно не перекричим, а колокол потеряем. Хотя, конечно, традицию пасхальных звонов, такую очередность в благовесте было бы очень хорошо возрождать и соблюдать, о необходимости придерживаться такого порядка говорил святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого покоятся у нас, в храме Христа Спасителя. Зато сегодня у нас уже возобновлена традиция викториальных звонов - ежегодно во время Московского пасхального фестиваля, самого крупного форума церковных звонарей, и 9 мая по благословению Святейшего Патриарха все храмы Центрального округа ровно в 12 часов дня начинают звонить. - Развитие самого искусства, манеры колокольного звона сегодня происходит в основном в русле сложившейся веками музыкальной традиции, или есть попытки осовременить устоявшиеся мелодии и звонарные правила? - Самое опасное на церковной колокольне - это звонарь-ударник, барабанщик. Звонарь тем и отличается от ударника, что слышит не только ритм, но и сам колокол, его биение, его жизнь и, исходя из этого, строит свой звон. А ударники просто выколачивают ритм, колокол у них визжит, свистит, но не поет. Таковых сегодня, к сожалению, можно встретить довольно часто. Кроме того, некоторые люди, известные своей предприимчивостью, начали сегодня выпускать для звонниц так называемые била, или, как они их еще называют, клепала - самые обыкновенные металлофоны, повешенные на колокольню, титановые листы, просверленные в четырех местах. Такой лист гудит низким звуком, и на расстоянии ста метров звук получается все равно что лопатой по корыту, но многие все равно радуются, что в их колокольном подборе получается низкий звук. Если у колокола звук яркий, как огонек, как искра, то это било тлеет, как головешка, звучит тихо по сравнению с колоколами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

9. Июня 7. О вызове воспитанников духовных семинарий в состав новых курсов духовных академий. 10. Июня 9. О дополнении табели высокоторжественных и викториальных дней (Ц. В. 161, 269). 11. Июня 19. С разъяснением, что изыскание средств на содержание чиновников консистории не входит в круг обязанностей окружных училищных съездов. 12. Июня 19. О катехизических поучениях пастырей к прихожанам (Ц. В. 269). 13. Июля 18. введении в действие проекта положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомства (Ц. В. стр. 277, 334, 92 г. 124, Собр. Уз. 911, 92 г. 425). 1. Января 8. По вопросу выдачи некоторыми из Епархиальных и монастырских Начальств увольнительных из епархии и монастырей свидетельств монашествующим без указания благословных причин и законных сроков. 2. Января 9. По делу об отметках успехов воспитанников духовных семинарий и училищ в ведомостях, ежемесячно представляемых в семинарские и училищные Правления. 3. Февраля 18. О втором съезде противораскольнических миссионеров в Москве в текущем 1891 г. (Ц. В. 63). 4. Марта 19. О порядке исполнения указа Св. Синода от 26 Марта 1890 г., 5, касательно законоучителей гимназий. 5. Июня 11. О вызове воспитанников духовных семинарий в состав новых курсов в духовных академиях. 6. Июня 21. О подтверждении точного исполнения установленных правил относительно хранения денежных сумм и ведения отчётности в Духовных Консисториях. 7. Июня 21. О порядке совершения браков между лицами Православного и Католического исповедания. 8. Июня 25. О катехизических поучениях пастырей прихожанам. 9. Июля 16. О мерах к преграждению доступа в духовные академии воспитанникам духовных семинарий, не отличающимся добрым нравственным настроением и поведением. 10. Августа 23. О пособии духовенству в местностях, пострадавших от неурожая хлеба. 11. Сентября 23. О рождении Е. И. В. В. К. Димитрия Павловича и о кончине. В. К. Александры Георгиевны (Ц. В. 312). 12. Сентября 23. О бесплатном провозе по железным дорогам пожертвований в местности, постигнутые неурожаем (Ц. В. 313, 382).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Мая 31. По вопросу о порядке направления дел о браках православных с раскольниками, заключаемых по раскольническому обряду. 9. Июня 10. О вызове воспитанников духовных семинарий в состав новых курсов духовных академий. 10. Июня 28. По вопросу о принятии мер к пресечению возможности вступления в брак лиц, осуждённых на всегдашнее безбрачие (Ц. В. 79). 11. Июля 18. По отчёту о занятиях бывшего в 1887 г. в Москве съезда противораскольнических миссионеров. (Ц. В. 174.). 12. Июля 27. О содействии монастырей материальными их средствами нуждам церковно-приходских школ. 13. Августа 8. О преподавании Епархиальным Начальствам указаний по вопросу о содействии Земских учреждений церковно-приходским школам. 14. Сентября 12; О порядке разрешения ходатайств касательно допущения светских лиц к преподаванию Закона Божия в начальных училищах (Ср. Ц. В. 220, 89 г. 45). 15. Ноября 2. О предоставлении Епархиальным Начальствам приводить в исполнение решения сих Начальств о священно церковно-служителях, повенчавших незаконные браки. 16. Декабря 21. О порядке посвящения в священный сан лиц, не окончивших курс в духовных училищах и состоящих в запасе армии. 17. Декабря 23. Об установлении церковного празднования 17 Октября в память чудесного в этот день спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшего их Семейства. 1. Февраля 8. О точном соблюдении установленной законом формы метрической записи о рождении и крещении лиц, прижитых вне брака. 2. Февраля 28. По вопросу о том, может ли быть совершён брак лица, состоящего в запасе армии, на основании выдаваемого военным начальством увольнительного свидетельства. 3. Июня 6. О вызове семинарских воспитанников в состав новых курсов духовных академий. 4. Августа 4. О дополнении табели Высокоторжественных и Викториальных дней. 5. Августа 10. О возможных со стороны духовного ведомства мерах в видах содействия правительству по искоренению в народе пьянства (Ср. Ц. В. 323). 6. Августа 23. Об исправлении метрических записей относящихся к давнопрошедшему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. Октября 15. О дополнении табели высокоторжественных и викториальных дней. 14. Ноября 28. Но вопросу об изменении порядка ежемесячного вывода средних баллов по успехам и поведению воспитанников духовных семинарий. 15. Декабря 3. Но делу о представлении к наградам за служебные отличия. 16. Декабря 18. Но вопросу о порядке совершения браков между лицами Православного и Римско-Католического исповедания. 17. Декабря 31. Об изменении порядка сношений относительно исключения из запаса армии лиц, удостаиваемых рукоположения в священный сан и пострижения в монашество. 1. Января 15. О напечатании новой табели высокоторжественным и викториальным дням. 2. Февраля 24. О мерах к предупреждению поступления в духовно-учебные заведения воспитанников, исключаемых из сих заведений за проступки. 3. Марта 20. О необходимости внесённые на имя церковных причтов в Государственные кредитные учреждения наличные деньги и процентные бумаги перевести на имя тех церквей, при коих состоят причты (Ц. В. 241). 4. Апреля 10. О мерах к предупреждению неисправности посещения классных уроков учителями-священниками по причине исполнения приходских треб. 6. Мая 30. О вызове воспитанников духовных семинарий в состав новых курсов в духовных академиях. 7. Мая 28. О мерах к благоустройству хозяйств монастырей, мужских и женских. 8. Августа 28. По вопросу о производстве повального обыска по делам бракоразводным. 9. Декабря 21. По отчёту о занятиях бывшего в 1891 году в Москве съезда противораскольнических миссионеров. 10. Декабря 9. О сделанных Министерством Финансов распоряжениях относительно порядка выдачи из Государственных кредитных учреждений церквам и монастырям принадлежащих им вкладов, а также и перевода внесённых в государственные кредитные утруждения причтовых денег и процентных бумаг на имя тех церквей, при коих состоят причты, и о вечных вкладах церквей. (Ц. В. 477). 11. Декабря 10. О подтверждении Епархиальным Начальствам не допускать без разрешения Св. Синода позаимствований из монастырских н церковных сумм на нужды архиерейских домов и на другие епархиальные потребности (Ц. В. 93 г., 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Августа 24. О напечатании особого молебствия в память чудесного спасения жизни Государя Императора и всего Августейшего Семейства при крушении царского поезда 17 Октяб. 1888 г. 8. Ноября 8. О мерах к предупреждению распространения штундизма и других лжеучений (Ср. Ц. В. 423). 9. Сентября 13. Но вопросу о порядке совершении богослужений в церквах духовно-учебных заведений (Ц. В. 341). 10. Сентября 7. О порядке собирания метрических справок при поверке посемейных списков и городских обывателей из податного состояния. 11. Октября 18. О порядке представления в центральное управление Св. Синода формулярных списков преосвященных архиереев и начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях. 12. Ноября 7. О дополнении табели Высокоторжественных и Викториальных дней. 13. Декабря 9. О порядке разрешения открытия мест раздробительной питейной торговли вблизи христианских храмов, монастырей, часовен и молитвенных домов. 14. Декабря 22. О порядке обревизования отчётов в израсходовании сумм, отпускаемых из состоящих в распоряжении Св. Синода специальных средств на постройку и исправление церквей, причтовых зданий и школ. 15. Декабря 23. Об устранении допускаемых духовенством неисправностей в ведении метрических книг. 2. Января 11. По вопросу о порядке производства дел о многобрачии. 3. Февраля 27. относительно платы денег за содержание и лечение в земских и Приказов Общественного призрения заведениях священно и церковнослужителей вдов и сирот духовенства и лиц, принятых в означенные заведения по требованиям Епархиальных Начальств, (Ср. Ц. 93 г. 285). 4. Марта 15. О порядке принятия в духовное ведомство лиц офицерского звания, состоящих в действительной военной службе. 5. Марта 26. О преподавании закона Божия в гимназиях. 6. Апреля 20. О необходимости точного разграничения приходов в столичных и губернских городах. 7. Мая 14. О порядке выдачи свидетельств о правах состояния лицам, исключённым из духовного звания (Ц. В. 217, Собр. Уз. 339). 8. Мая 16. О введении нового способа собирания сведений о заразных болезнях чрез приходских священников по метрическим записям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковные же иерархи настаивали на необходимости светских наказаний в дополнение к церковным  . В конце концов строгость архиереев по отношению к духовенству привлекла внимание Святейшего Синода. В 1766 г. он испросил и получил от Екатерины II разрешение на смягчение наказаний за упущения, связанные с торжественными богослужениями по так называемым «викториальным дням». В следующем году вышел указ, запрещавший телесные наказания священников, а в 1771 г. это запрещение было распространено и на диаконов. Однако эти указы оставались только на бумаге, так что Святейший Синод в 1797 г. был вынужден повторить свой запрет. В 1801 г. Александр I вообще отменил телесные наказания по отношению к священникам, в том числе и к осужденным светским судом  . В XIX в. епископы продолжали держаться мнения, что подчеркнутая строгость есть единственно правильный метод епархиального управления. Многочисленные приговоры митрополита Филарета по провинностям московского духовенства демонстрируют суровость владыки, которая, однако, никогда не доходила до крайностей. Из практики же его собратий известно, напротив, немало случаев, когда обращение с духовенством бывало весьма жестоким. Так, за самые незначительные проступки священники и диаконы ссылались в монастыри. Дурной славой пользовался Тамбовский епископ Евгений Базанов, прозванный «железным Евгением», который заставил рыдать Тамбов, а позднее подобным же образом управлял другими епархиями, пока не стал наконец в 1850 г. членом Святейшего Синода. Сходную репутацию снискал себе его современник, Орловский епископ Никодим Быстрицкий, в личности которого явно видны уже психо–патологические черты, — настолько окаменевшим и безжизненным выглядел этот аскет, спавший на голых досках с поленом под головой и совершенно бесчувственный ко всему окружающему  . Несмотря на общее смягчение нравов, пробуждение общественного мнения и перемены в правовых представлениях, в управлении епархиями во 2–й половине XIX в. продолжал действовать принцип крайней строгости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

в: Сборник. 43. С. 430–433. Еще при Елизавете Петровне Сенат 13 сентября 1754 г. постановил, что к разбирательствам дел духовных лиц в светском суде, должны допускаться депутаты епархиального управления (ПСЗ. 14. 10293), что было подтверждено 29 марта 1766 г. и 14 ноября 1791 г. (там же. 16. 12606; 23. 17052). Ср.: ПСПиР. Е. II. 1. 197, 303; ПСЗ. 17. 12618 (отмена наказания за пропуск богослужений по викториальным дням). Важным был указ от 7 июня 1767 г., запрещавший телесные наказания духовных лиц по приказу епархиальных управлений (ПСЗ. 18. 12909); подтвержден в 1771 (там же. 19. 13609) и 1797 г. (там же. 24. 17624). Указ от 26 февраля 1764 г. освобождал приходское духовенство от податей в пользу епархиальных управлений (ПСЗ. 16. 12060. Ст. 5). См. также ниже § 15. Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 158–166; Сборник. 43. С. 430 и след., 587. ПСЗ. 18. 12966; 21. 15143. Знаменский. Ук. соч. С. 169, 174, 167–179. См. § 8 о деле архиепископа Вениамина Пуцека-Григоровича. ПСЗ. 24. 17770, 17958. Ст. 2–5; 17. 19479. ПСЗ. 24. 17624, 17916; 25. 18772. По отношению к дворянству телесные наказания были отменены Екатериной II. Об истории телесных наказаний, под которыми разумелись не только побои или членовредительские наказания, но и смертная казнь, см.: Латкин. Учебник (2-е изд. 1909). С. 498–504; Владимирский-Буданов. Обзор (1888). С. 313 и след.; Тимофеев. История телесных наказаний в России. СПб., 1904. 2-е изд. ПСЗ. 26. 19885; 30. 23027; 36. 28160, 28675; 28. 21290; 36. 28782; 28. 22681; 36. 28611. О злоупотреблениях светских властей см.: Знаменский. Ук. соч. С. 179–183. В 1804 г. духовенству было разрешено приобретать незаселенные участки земли (ПСЗ. 28. 21290); 12 октября 1821 г. вышло разрешение духовным лицам, которые благодаря награждению их орденом (со времен Павла I) получили личное дворянство, покупать также и заселенные земли (т. е. вместе с крепостными) (ПСЗ. 37. 28782). ПСЗ. 31. 24945, 24239; 32. 25240; 33. 25930, 26122; 36. 26967; 35. 27471; 38. 29477, 29711; 39. 30019.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010