73. Ноября 26. О кончине Преосвященного Иосифа Митрополита Литовского (Ср. П. С. З. 48074). 74. Декабря 4. Об изменении порядка в представлении распорядительными управлениями кредиторских списков. 75. Декабря 12. О подтверждении к исполнению указа Св. Синода от 13 Июня 1836 г., воспрещающего устраивать столбы с образами и кружками. 76. Декабря 12. О введении в руководство в духовных семинариях по классу Догматического Богословия учебника, Преосвященного Харьковского Макария. 77. Декабря 12. По делу о составлении церковно-исторического и статистического описания епархий. 78. Декабря 12. Об учебниках и учебных пособиях по Географии. 79. Декабря 15. По Высочайшему повелению, об учреждении Кишинёвского и Тамбовского Викариатств. (П. С. З. 46539). 80. Декабря 20. О распространении по духовному ведомству издаваемых г. Голубевым книг, под названием «Истина» и «Напоминание Авраамлянам». 81. Декабря 31. О размере прогонных денег протоиереям. (П. С. З. 46540). 1. Января 13. О своевременной высылке учреждениями духовного ведомства в духовно-учебные заведения подлежащих сумм. 2. Января 15. О рассылке по духовному ведомству табели высокоторжественным и викториальным дням. 3. Января 19. Относительно литографирования лекций для воспитанников духовной семинарии. 4. Января 15. О разборе архивных дел в духовных Консисториях. 5. Января 22. По вопросу о месте, которое должен занимать ректор семинарии из протоиереев во время соборных священнослужений. 6. Января 15. Об учебном руководстве для упражнения воспитанников духовных семинарий и училищ в переводах с русского языка на латинский и о латинских словарях для этих заведений. 7. Февраля 5. О соблюдении при составлении смет академическими и семинарскими правлениями установленного на сей предмет порядка. 8. Февраля 22. О своевременном доставлении духовными Консисториями ведомостей о некоторых сметных кредитах. 9. Марта 9. О рассылке XLI т. Второго Полного Собрания Законов. 10. Марта 8. О выдаче метрических свидетельств по отношениям присутственных мест (Ср. Ц. В. 91 г. 242).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

33. Августа 24. О предоставлении в руководство училищных правлений правил относительно составления годичных отчётов по учебной и религиозно-нравственной частям в училищах. 34. Августа 24. По вопросу относительно приёма и хранения семинарских сумм. 35. Августа 27. О сборнике для народного чтения г. Щербины. 36. Сентября 3. Об учреждении в Историко-Филологическом Институте пяти стипендий для воспитанников православного духовного ведомства. 37. Сентября 12. О порядке рассмотрения и разрешения к печатанию нотных сочинений для употребления при Богослужении. 38. Сентября 30. Относительно восстановления права на получение классных окладов по учёным степеням для лиц, временно лишившихся этого права. 39. Сентября 30. О плате за лиц духовного звания, помещаемых в богадельнях Приказов Общественного Призрения (из сумм Епархиальных Попечительств или др. местных средств). 40. Октября 3 и 46 Октября 17. О рождении и. крещении Е. И. В. В. К. Сергия Михаиловича. 41. Октября 12. Об установлении форменной одежды для церковных старост. 42. Октября 12. О хрестоматии Греческого языка, составленной Статским Советником Носовым. 43. Октября 15. О обязанности причтов не хранить при церквах в наличности более 100 р. 44. Октября 15. О порядке обложения земскими сборами земель, принадлежащих церквам и церковным причтам (ср. Ц. В. 88 г. 45 и 266). 45. Октября 15. С новою Высочайше утв. формою возношений на ектениях Высочайших имён Августейшей Фамилии и дополнением к табели высокоторжественных и викториальных дней. 46. см. 40. 47. Октября 18. Относительно вознаграждения начальников и наставников духовно-учебных заведений за исправление в сих заведениях обязанностей убылых лиц. 48. Октября 29. О сделанных Министром Финансов распоряжениях: относительно срока представления в Казённые Палаты Распорядительными Управлениями именных списков кредиторов казны, о составлении сих списков согласно установленным правилам и о том, чтобы Распорядительные Управления при требовательных ведомостях об отпуске жалованья чиновникам прилагали особые ведомости о вычетах и удержаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Ноября 15. О благополучном разрешении Е. И. В. Великой Княгини Марш Павловны Сыном, наречённым Борисом. 9. Ноября 30. С препровождением Высочайшего Манифеста по тому же предмету. 10. Декабря 29. С дополнением табели высокоторжественных дней днями рождения и тезоименитства Великого Князя Бориса Владимировича. 1. Января 13. С Высочайшим Манифестом о совершившемся Св. Крещении Великого Князя Бориса Владимировича. 3. Ноября 24. О благополучном разрешении от бремени Е. И. В. Государыни Цесаревны и Великой Княгини Марии Фёдоровны сыном Михаилом. 4. Декабря 1. О совершеннолетии Е. И. В. Государя Великого Князя Константина Константиновича. 5. Декабря 12. О совершившемся Св. Крещении Высоконоворожденного Великого Князя Михаила Александровича. 6. Декабря 12. По Высочайшему повелению, с дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 1. Января 15. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великой Княжны Анастасии Михайловны с Его Королевским Высочеством Наследным Великим Герцогом Мекленбург Шверинским Фридрихом Францем. 3. Февраля 6. С Высочайшим Манифестом по случаю заключения мирного договора с Оттоманскою Портою. 4. Февраля 19. О кончине Е. И. В. Великого Князя Вячеслава Константиновича. 5. Апреля 27. О совершеннолетии Е. И. В. Великого Князя Николая Михайловича. 6. Мая 12. О благополучном разрешении от бремени Е. И. В. Великою Княгиней Марией Павловною сыном, наречённым Андреем. 7. Мая 30. По Высочайшему повелению, с дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 8. Июня 13. О совершившимся св. крещении Высоконоворожденного Великого Князя Андрея Владимировича. 9. Декабря 15. О новой форме для консисторских ежегодных отчётов о переходящих суммах, подлежащих ревизии Государственного Контроля. 1. Января 12. О совершении молебствий об исцелении Е. И. Величества Государыни Императрицы Марии Александровны от постигшей Её болезни. 2. Февраля 5. О совершении во всех духовно-учебных заведениях молебствия в 19 день Февраля сего года, по случаю исполнения 25-летия со времени восшествия на престол Государя Императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Декабря 7. По вопросу о правах сельского духовенства на пользование лесом из казённых и поступивших в надел крестьянам лесных дач. (Ср. Ц. В. 90 г. 228, 146) 10. Декабря 7. О преподании священнослужителям наставлений относительно проповедей по поводу общественных событий, или кончины общественных деятелей. 1. Апреля 17. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великого Князя Константина Константиновича с Е. И. В. принцессою Елисаветою Альтенбургскою. 2. Апреля 18. По делу о выписке книг и периодических изданий для семинарских библиотек. 3. Апреля 27. О совершении молебствия по случаю вступления в совершеннолетие Е. И. В. Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. 4. Апреля 29. О введении в действие с начала 1884 4 / 5 учебного года новых устава и штата православных духовных академий, Высочайше утв. 21 Апреля 1884 г. 5. Мая 11. По Высочайшему Манифесту о совершеннолетии Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича. 6. Июня 7. О совершившемся бракосочетании Е. И. В. Великого Князя Сергия Александровича и Её И. В. Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны. 7. Июня 15. О способе составления увольнительных свидетельств, выдаваемых воспитанникам исключаемым из духовных семинарий и училищ. 8. Июля 12. О Высочайше утв. 12 Июня 1884 г. Правилах о церковноприходских школах (Ср. Ц. В. 91 г. 163). 9. Августа 20. Об изданных Обществом поощр. дух.-нрав. чт. брошюрах. 10. Августа 22. С приложением табели высокоторжественных и викториальных дней. 11. Октября 18. О совершении молебствия в день празднования 50-летнего юбилея служения Преосвященного Исидора, м-та СПБ.-го в священном сане. 12. Октября 19. О Высочайше утв. уставах и штатах духовных семинарий и училищ. 1. Января 10. С дополнением табели высокоторжественных и викториальных дней. 2. Февраля 14. Об отпуске леса из казённых дач на постройку зданий для церковноприходских школ. 3. Марта 4. О закрытии Высочайше учреждённого Присутствия по Делам Православного Духовенства и изменения некоторых постановлений касательно устройства церковных приходов и состава причтов (Собр. Узак. 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 мая 1654 года сам царь Алексей Михайлович выступил против Польши для защиты угнетенного православия. Выход был удачный. Лишь только русские войска показались в польских владениях, как один за другим начали сдаваться тамошние города. Без боя сдались Дорогобуж, Невель, Белая, Полоцк, Велиж, Могилев, Усвят, Шклов, Дубровна; после небольшого сопротивления взяты Рославль, Мстиславль, Дисна, Друя, Орша, Чечерск, Новый Быхов, Пропойск, Витебск. Дольше всех сопротивлялся Смоленск, но и этот сдался самому государю 23 сентября. Взятие городов и война продолжались не более четырех месяцев – с июня по ноябрь. В следующем 1655 г. царь Алексей Михаилович в сопровождении тверского епископа Лаврентия снова отправился в Литву. На этот раз взяты были Вильна, Ковно, Гродно, Пинск и др. города. Таким образом вся Белоруссия со многими местами в Литве перешла во власть Москвы. Первым делом правительственной власти было принятие присяги от жителей покоренного края, а также восстановление, укрепление и ограждение православия 572 . Обо всем, что происходило во время войны, извещалось патриарху Никону , и на Руси служили викториальные молебны 573 . Московское правительство в заботах о восстановлении православия и устройстве епархиальных дел в отдаленных областях, отнятых у Польши, не могло забыть Смоленска. На православие в Смоленске было обращено особенное внимание. На другой день, после сдачи города, 24 сентября царь велел поставить для себя тафтяную церковь . 25 сентября ее освятил казанский м. Корнилий, сопровождавший Алексея Михайловича в первом походе. Царь положил начало быстрому восстановлению смоленских православных церквей и монастырей, так что православие опять сделалось господствующей религией. Дальнейшее устройство тамошних церковных дел, несомненно, произведено при деятельном участии епископа тверского Лаврентия, бывшего в походе при царе с марта по декабрь 1655 г. В декабре 1655 г. в Смоленск и Дорогобуж ездил от имени Никона наместник иверской свято-озерской обители Филофей 574 . Но польза православия требовала, чтоб Смоленску по-прежнему быть кафедральным городом. Этот вопрос и поставлен был на соборе 1657 года. Отцам собора было доложено, что «в многочеловечном граде Смоленске, недавно отторгнутом храбростью и силой десницы русскаго царя от проклятой римской ереси и польскаго короля мучительства, с окрестными городами и весями прежде всегда был свой архиерей, поставляемый в Москве. И теперь необходимо, чтобы там был особый архиерей». Собор, «обретши вины» вполне основательными, восстановил епископскую кафедру в преславном граде Смоленске. Помимо этого, епархиальное устройство Смоленской области согласовалось с планами Никона округлить свою область. Оно дало ему возможность назначить туда своего соседа – архиепископа суздальского и тарусского Филарета с титулом архиепископа смоленского и мстиславского «с иными прилегающими грады» 575 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Пожары в Кремле 1701 и особенно 1737 года нанесли ему значительный вред; тогда от окружавших Ивановскую колокольню зданий огонь проник и в нее, некоторые из колоколов упали на землю и разбились и, не прежде, как в правление Герцога Курляндского и Принцессы Анны 1741 году, были подняты, перелиты и повешены на свое место 556 . В 1759 году сильный ветер сорвал с главы Ивановского столпа 75 медных листов 557 . В тоже время Архитекторы: Князь Д. Ухтомский, Карл Бланк и П. Никитин сомневались в прочности фундамента, вокруг коего рыли глубокие ямы, и наконец, после многих прений, согласно с мнением Мичурина, утвердили прочность и надежность фундамента колокольни. Архитектор Князь Д. Ухтомский 558 , сочинивший план соборной колокольни, сообщает нам следующее описание оной: «1. Церковь Св. Иоанна списателя лествицы, с трапезою. 2. Лестница ко второму ярусу. 3. Осмерик второго апартамента, где во время викториальных дней для фонтанов, вместо бассейнов, поставляемы бывают чаны, а при оных проходы к окнам. 4. Осмерик третьего апартамента и около площадки и при оном осмерике круглая лестница. 5. Палата под крыльцом, откуда входят к церкви Рождества Христова и погребная яма. 6. Лестница в площадки к сей церкви. 7. При ней крыльцо галереи, а под ней парапет с площади. 8. Палата под церковию Рождества Христова. 9. Палата запертая. 10. Входное крыльцо к церкви Рождества Христова. 11. Церковь самая и палата и при ней. 12. Главная лестница около четвероугольного столпа, что до звонарской палаты. 13. Палата, пристроенная к Ивановской колокольни, в которой ныне находится ведомства Московской губернской канцелярии подушный сбор». В 1812 году, когда взорванная неприятелями Филаретовская и Успенская части Ивановской колокольни превратились в громаду камней: тогда устоял ее столп, давший только трещину от главы до третьего яруса; по осмотре Архитектором Руско, трещина была пробрана, а вместо разрушенных зданий, построены новые в первобытном виде, но в измененном плане. Наполеон, наслышась о колоссальном кресте из чистого золота в Москве и полагая, что он осеняет Ивана Великого, хотел снять его; но долго не находил смелого охотника для исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Эти просфоры называются печатями – σφραγδα. Σφραγς означает печать, – например, священник, на проскомидии, «знаменует с ним (копием) вверху печати просфоры», по-гречески: σφραγζwν συ=ν ε=πνω τς σφραγdος τς προσφορς (Η θεα ) lειτουργα τοu ωννου – Venetiis 1528. Су. Thesavrus Sviceri – σφραγς и Словарь Церковно-Славянского языка Востокова – печать). В упомянутом правиле Номоканона требуется, чтобы та просфора, из которой вынимается агнец, была целая (α=κραια – беспримесная), чтобы она могла быть достаточной для антидора. В случае же множества народа – для антидора должна быт целой и просфора в честь Богородицы. Антидор иногда обозначался словом «доры» (Δρα); так предписывалось, чтобы лицам, которые не перестают от скверных словес... ни причастья не давайте, ни доры, ни Богородична хлеба (т. е. просфоры, вынутой в честь Богородицы) (Акты Арх. Эксп., т. 1, 369). В ставленной грамоте (1504 г.) пономарю сказано: и дору и Богородичен хлеб держит пред ереом (Акты Юриднческ., 388). 735 Архиерей, сказав отпуст, благословляет с трикирием и дикирием. Певцы поют: «Ис полла эти деспота». И входит в алтарь и изодеяют его от архиерейской одежды пред святою трапезою (Чиновн.). 736 При архиерейском служении, по разоблачении архиерея в алтаре, архиерей, выйдя из алтаря Царскими дверьми, держа пастырский жезл левою рукою трижды поклоняется ко святым иконам, потом, обратившись к народу, благословляет его, говоря: «Да сохранит Христос Бог вся вы Своею божественною благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Ис полла эти деспота». Предстоит же примикирий с лампадою и возженною и предходит архиерею, аще праздник; аще же ни, примикирий с лампадою не ходит (Чиновн.) (См. выше, о входе в храм). 737 Святейший Сипод, указом 13 сентября 1874 года, изложив порядок совершения литургии без диакона, с тем вместе, во избежание недоразумений но этому вопросу на будущее время, поручил Хозяйственному управлению сделать распоряжение, чтобы при новом издании табели высокоторжественных и викториальных дней слова примечания: «а при коей церкви при двух или трех священниках диакона не имеется, при таких литургии отправлять одному чередному священнику» – исключить (Волынск.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так «Народовещание» говорит: «достойно внимати и сему, яко иерей глоголяй: и сотвори убо хлеб... и прочее, аще в словесах тех и видятся настоящего хотети даров преложения, или пресуществления, обаче абие прилагает глоголя: преложив я Духом твоим святым... сим яве извествуя, яко уже прежде тии преложив, а не зде еще прилагаяй есть». Хойнацкий, «Западнорусская церковная уния в её богослужении и обрядах», стр. 95–96. 168 Чтобы не пестрить цитатами дальнейшего изложения дела всеобщего обучения духовенства, заметим здесь, что все оно содержится в упоминаемом выше Консисторском Архивном Деле 1798 г., 94: «Об учении священства в священнодействии, кой при посещении церковь (церквей) Его Высокопреосвященством Иерофеем оказались неумеющими и не по ударениям, в книге напечатанным, отправляемый Литургию» (на 126 листах). 169 Еще в Приказе от 7 августа 1798 года читаем такое наставительное предписание; «запасные дары для больных раздроблять в самые мелкие частицы», Агнец для сего заготовлять не в один только великий четверток, но и в прочие времена при священнослужении, когда потребно будет; содержать сию святыню как можно в прилежном и ежечастном смотрении, не допущая их к повреждению, от которого таковы дары действительно сохранятся, если хорошо высушены будут, ибо не высушенные порядочно и в две недели прийтить в порчь могут; однакожь при таковом, как церковные предания повелевают, сушении всемерно стараться не припаливать (§ 21). 170 Считаем необходимым заметить, что правительство описываемого нами времени особенно внимательно следило за неуклонным везде отправлением царских молебнов, панихид, а также за правильным произношением титула государя и всей императорской фамилии. Вследствие этого, воссоединившиеся с православием униатские церкви прежде всего снабжались «табелями» высокоторжественных и викториальных дней, книгами для молебствий, «панихидными реестрами», точными формами возношения Высочайших имен и т.д. Консисторское Архивное Дело 1796 г. 88. 1797, 84, и 1797 г. 93. 171 Мы особенно подчеркиваем эти слова митрополита Иерофея, как заключающие в себе глубокую практическую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Викториальный звон всех колоколов Храма Христа Спасителя ознаменует 200-летнюю годовщину изгнания Наполеона из России Москва, 6 января 2013 года В день 200-летия победы над Наполеоном состоится торжественный колокольный звон всех колоколов Храма Христа Спасителя, сообщает сегодня сайт Общества церковных звонарей . Как отметил старший звонарь Московской Патриархии, возглавляющий ансамбли звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов, в России издавна существовала традиция викториальных или победных звонов. «Ныне эта традиция восстановлена великим праздничным колокольным звоном всех московских храмов в День Победы 9 мая, которым завершается Московский Пасхальный фестиваль», — сказал он. С этого года такая же традиция победного звона воссоздается и в праздник Рождества Христова. Для этого звонари Храма Христа Спасителя в престольный праздник собора подготовили особый рисунок трезвона, который можно будет услышать по окончании Литургии в 11.00. 25 декабря (по старому стилю) 1812 года последний солдат Великой армии покинул территорию России. После изгнания армии Наполеона из страны русские войска начали свой заграничный поход, который закончился взятием Парижа. 6 января 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58623.html

Arhiva La mnstirea Novospassky din capitala rus va avea loc ziua comemorrii neamului Romanov 1 martie 2013 13:29 6 марта 2013 года в Новоспасском монастыре г. Москвы пройдет день памяти рода Романовых по случаю 400-летия восшествия на царский престол первого из этого рода российского самодержца Михаила Федоровича Романова. В 8.00 в храме преподобного Романа Сладкопевца Божественную литургию совершит наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва . По окончании Литургии состоится панихида по всем покойным представителям рода Романовых. В 18.30 состоится Романовский вечер, посвященный царской династии. Одна из тем вечера — «Романовы и Новоспасский монастырь». В этот день будут совершаться викториальные звоны на звоннице Новоспасского монастыря, расположенной на одной из самых высоких колоколен Москвы. «Церковный вестник» /Патриархия.ru  Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2871662...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010