Обычай совершать в этот день поминовение умерших – очень древний и был известен уже во времена св. Златоуста и св. Амвросия Медиоланского . С 1689 года (Имен. ук. 27 июня) в русской церкви положено начало особенного поминовенья воинов (Полн. собр. зак., т. III, в следующие дни: 29-го августа (Ук. 1769г. 17 августа) и в Дмитровскую субботу пред 26-м октября. С 1548 года, по воле царя Иоанна Грозного и по благословению московского митрополита Макария, установлено ежегодно поминать в определенные дни умерших российских царей и цариц, императоров и императриц и прочих лиц царского семейства. Примечание. 19 февраля ежегодно и во всех приходских церквах должны совершаться – заупокойная литургия и панихида по в Бозе почившем Государе Императоре Александре II. Царские панихиды должны быть совершаемы в каждой церкви соборно, всеми наличными священниками, которые в эти дни никуда не должны отлучаться по частным своим делам (ук. 1734г. февраля 5). За поминовение умерших, особенно же за сорокоусты, священникам запрещено домогаться большой платы, но велено довольствоваться тем, что дадут (Регл. в приб. о пресвит., диак. и причет., п. 21; Ук. 1765г. февраля 17). Священники тех приходов, к которым принадлежит умерший, имеют право совершать панихиды по нем на кладбище (Ук. 1771г. ноября 29). Совершение панихид в царские и высокоторжественные дни воспрещено (Ук. Св. Син. 1724г. июня 11). §61. Молебны и крестные ходы Молебны и акафисты, равно как и все прочие службы церковные могут быть совершаемы только по печатным книгам, одобренным для совершения по ним богослужений, Св. Синодом, но без всяких прибавок сверх церковного устава (Ук. 1923г. 23 сен.). В дни высокоторжественные и викториальные следует во всех церквах отправлять благодарственный молебен, после которого должно быть возглашаемо «многолетие» (Пол. С. З. 1733г. сент. 29, Равным образом, по всем церквам должен быть совершаем молебен ежегодно 1-го января (Ук. 1765г. декабря 21). В 1862 году Высочайше разрешено царские молебны по случаю рождения и тезоименитства лиц царского дома (исключая дней рождения и тезоименитств Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств Государя Наследника и Цесаревны) переносить на ближайшие воскресные и праздничные дни (Ук.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

VI. 1-го июля 1758-го года в одной из резолюций архиепископ Сильвестр предложил Канцелярии Монастыря «для учительства певческого конечно старатись которого искусного к тому и ему жалованье определить». Канцелярия нашла «Малоросиянина, города Киева жителя» Григория Синявского. По контракту, заключенному на год, он получал 40 рублей денежного жалованья, муки ржаной 8 четвертей, солоду ржаного и ячного по кулю, муки пшеничной 2 куля, круп гречневых четверть, круп ячных и овсяных, гороху и толокна – по получетверти, масла постного и коровьего, соли, ветчины, рыбы коренной, рыбы просольной, осетрины и белужины по 2 пуда, тешки 1 пуд, говядины 4 пуда, 4 барана, бураков и капусты – «пристонное число», пива и полпива по две бутылки в день, меду по бутылке, квартиру, 6 сажен дров на отопление и 200 свеч на освещение. Его обязанности состояли в том, что «быть ему при Александро-Невском Мопастыре при певческой музыке в должности регента» и «имеющуюся при Семинарии из семинаристов певческую музыку исправить, а вновь потребное число из обучающихся при Александро-Невской Семинарии Русской грамоте монастырских служительских детей набрать и обучить совершенно, коих и содержать в добром смотрении и страх, чтоб та музыка совершенно была исправлена; и имеющаяся в наличности певческие книги пересмотреть и содержать оные в собствонном своем смотрении в целости». 31-го марта 1759-го года доклад Канцелярии быль утвержден архиепископом Сильвестром, и с этого дня получил свое начало лаврский хор 3780 . Через год Канцелярия заметила, что находящиеся в обучении у Синявского «певческой музыки ученики обучаются при его квартире нерадетельно и лениво», в них никакого доброго успеха не видно. «Решено было 16-го июня 1760-го года «для лучшего порядка» впредь обучать певческих учеников» «внугрь Монастыря, где приказано будет», и не умеющих грамоте малых учеников «обучать двум старшим певчим» поутру с 7-го часа до полдень «читать и писать рачительно», «и чтоб они под каким-либо видом напрасно время не тратили, надсматривать за ними» Синявскому. «А после полдень с 4-го до 9-го часа обучать всех ему, Синявскому, певческой музыке, и притом иметь прилежание, дабы они обучались неленостно». Ни в какие свои партикулярные услуги их не употреблять и от обучения никуда не отволакивать». «Певчим в праздничные и викториальные дни ходить для пения в церковь к заутрене, обедне и вечерне, а в прочие дни только к одной обедне всегда непременно». Один из певчих был взят из пищиков. Ему велено ходить до полудня для занятий в Канцелярию 3781 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1737 году, священноцерковнослужители города С.-Петербурга были обязаны, в Духовном правлении, подписками, чтобы «в случающихся духовных процессиях, причетники не шли рядом со священниками». Такое предписание последовало в силу существенного различия между степенями священства и причетнической, а также – для предупреждения разговоров, происходивших во время процессий, в ущерб богомыслию и молитве. 25 апреля 1737 года, постановлено: «на дни воскресные, праздничные, высокоторжественные и викториальные, в летнее время, чинить благовест к малым вечерням в начале шестого часа; а ко всенощным – по захождении солнца, после обычной пушечной пальбы с Петропавловской крепости; к литургии – в начале девятого часа утром. Сперва звон должен начинаться в соборной (Петропавловской) церкви, потом – в приходских, а самовольного звона, особенно под утро, не чинить». В прочие дни звонить, как было прежде. О нечинении звона раньше соборной церкви, в следующие годы, подтверждалось не один раз. Но более точное и подробное определение времени благовеста, приблизительно к нынешнему порядку, сделано уже при императрице Екатерине II-й. Отчасти мы видели прежде, что священники и Невского монастыря иноки ходили славить, т. е. петь славу Богу, и во дворцы в праздники: рождества Христова и св. Пасхи. Этот благочестивый обычай, вероятно, держался еще в течении первой половины царствования Анны Иоанновны. В 1738 г. учинено из Духовного правления предписание о нехождении священникам во дворец для славления. С тех пор, правило это вошло в силу и до настоящей поры, в отношении ко всем дворцам, соблюдается со всей строгостью. По Духовному регламенту, положена была присяга ставленниках, и во всех других епархиях она существовала, но в С.Петербурге, при производстве в духовные степени, не чинилась. В 1738 году, в св. Синоде, возник вопрос о введении здесь присяги и о её редакции. Оказалось, что в разных губерниях: московской, новгородской, вологодской, нижегородской существовали присяги различных редакций. Из означенных четырех редакций, внесенных в св. Синод архимандритом Никодимом, правителем Синодальной канцелярии и судьею Духовного правления, принята и в исправленном виде с сокращениями утверждена присяга нижегородской епархии. Так как она имела особое содержание, то мы здесь приведем текст её с буквальной точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Для синодального периода засвидетельствована практика в храмовые праздники, царские и викториальные дни совершать благовест в начале молебна и трезвон по его окончании, а перед крестным ходом (в т. ч. в чине коронования) - благовест в 1 или в неск. колоколов (т. е. перезвон, или благовест перебором) и трезвон при начале и во время крестного хода (Последование молебных пений/Изд. Свят. Синода. СПб., 1996 р; Определение Свят. Синода от 9 сент. 1729 г. Пункт 7; Чин действия… коронования. СПб., 1896; Никольский. Устав. Ч. 1. С. 34-35). На праздничной утрене, согласно Типикону (гл. 2), кандиловжигатель совершает З. к Евангелию во мн. колокола во время пения степенн. На литургии совершается З. к «Достойно» - от начала молитвы «Достойно и праведно» до «Достойно есть», введенный в Русской Церкви, вероятно, при патриархе Иоакиме под влиянием зап. обычая звонить во время произнесения установительных слов ( Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 2. Гл. 7. § 38), причем на ранней литургии этот З. звучит только в дни, когда положена литургия «по рану» (ЦВед. 1897. 3. С. 112). Перезвон исполняется на литургии в день Пасхи при чтении Евангелия (но не в Кириопасху): на каждой статии (возгласе, периоде) внутри церкви ударяют в кандию (маленький колокол), а снаружи - в большое било и большой колокол (Типикон. Гл. 35), «на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било» (Там же. Гл. 50. Неделя Пасхи). На утрене перезвон бывает на праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю и 1 авг. во время великого славословия: перед выносом креста из алтаря в каждый колокол ударяют единожды (что может быть повторено 2 или 3 раза), а затем во все сразу, при пении же конечного Трисвятого, когда крест выносят на середину церкви, трезвон совершается во все колокола. Подобный перезвон (с последующим трезвоном) положен в Великую пятницу на вечерне перед выносом плащаницы, во время пения стихиры «Тебе одеющагося», в Великую субботу на утрене при пении великого славословия до обнесения плащаницы вокруг храма (Там же. Гл. 49. Великая суббота).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Официально задачей священника считалось «прославление Триединого Бога и ревностное назидание гласом Церкви всех православных христиан в истине веры и чистоте жизни» 13 . В соответствии с этим его профессиональные обязанности подразделялись на богослужебные (храмовая деятельность), проповедническо-миссионерские (внехрамовая деятельность и внутренняя миссия), миссионерские (внешняя миссия). В церковном богослужении, включавшем в себя канонически закрепленные действия, различались три круга: суточный, недельный и годовой. В суточный входили вечерня, повечерие, полунощница, утреня и литургия. Недельные службы посвящались «поминаниям»: так в воскресенье вспоминали Воскресение Господне; в понедельник служили небесным силам (ангелам); во вторник – Иоанну Крестителю и т.д. 14 . Годовой круг состоял из богослужений на каждый день года, включая праздники – церковные общие, церковные местные, а также торжественные прочтения всех манифестов и указов 15 . Праздничными богослужениями отмечались также следующие даты: – царские (дни восшествия на престол, коронации, тезоименитства и рождения членов царской семьи и прочих особ царствующего дома); – кавалерские дни (в честь тех святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден); – викториальные дни (в память победы русского оружия); «особые» дни (19 февраля 1861 г., 17 октября 1905 г. и т.п.) 16 . Праздничные службы требовали особого напряжения – в храме собирались почти все прихожане и священнику предписывалось произносить поучения и проводить с ними внебогослужебные беседы, дабы отвлечь от «беспутной жизни и ...бесчинств», обычно творимых в праздничные дни 17 . Согласно воспоминаниям протоиерея А.Попова процедура была такова: после утрени священник выходил в трапезную, садился за скамью в южной стороне церкви. Рассаживались и прихожане. Беседы – то по хозяйственным, то по религиозным вопросам – проходили не всегда спокойно. Когда прения становились нелицеприятными, священник мог объявить прихожанам: «Вы меня расстроили, возмутили, оскорбили, служить не могу, обедни не будет» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В чин поставления на царство входило причащение новопоставленного императора в алтаре. В XVII в. цари Алексей Михайлович, Иоанн V и Петр I Алексеевич причащались во время поставления на царство по чину священнослужителей. Императрица Анна Иоанновна при венчании (1730) по инициативе архиеп. Феофана (Прокоповича) была введена в алтарь святыми вратами вопреки канонам православной Церкви, и причащалась по чину священнослужителей. Так же причащались во время коронаций императрицы Елизавета (1742) и Екатерина II (1762). Начиная с коронации Елизаветы императоры (и правящие императрицы) сами налагали на себя корону, ранее она возлагалась первенствующим архиереем. Имп. Павел I во время своей коронации (1797) причащался не просто по чину священников, но из своих рук, а не из рук епископа. Впоследствии Павел несколько раз причащался подобным образом, хотя обычно, кроме чина венчания, российские императоры причащались как миряне. За богослужением возносилось не только имя императора, но и имена членов императорской семьи. В составе служб содержалось множество прошений о царе и ссылок на царскую власть, после революции 1917 г. большинство из них были заменены прошениями о «православных христианах» или совсем исключены. В XVIII–XIX вв. статус «высокоторжественных» и «торжественных» церковных праздников имели т. н. царские дни: день венчания на царство императора, дни рождений и тезоименитств членов императорской фамилии и дни побед русской армии (викториальные), в 1862 г. в числе высокоторжественных дней оставлены день коронации императора, дни рождений и тезоименитств государя, государыни и наследника, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшие воскресные дни. Чины молебных пений. В 1766 г. Святейший Синод принял новое, переработанное «Последование в Неделю Православия», впоследствии претерпевшее незначительные изменения. В XIX в. было составлено несколько последований, вошедших в кн. «Последование молебных пений». XIX век был в ночь под 1.01.1800 встречен по указу имп. Павла I во всех петербургских церквах торжественным молебном «на новый век», причем начало века было определено императором неверно – XIX век начался в 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

В 1743 г., когда Она после коронации изволила прибыть из Москвы в С.-Петербург и 1-го июля посетила Невский монастырь: то воспитанники семинарии, по распоряжению преосв. Никодима, епископа С.-Петербургского, встречали Ее у монастырских ворот в особо приготовленных на этот случай красных епанчах, с венками на голове и лавровыми ветвями в руках и таким же порядком сопровождали при Ее отшествии из монастыря. При этом Императрица соизволила повелеть, что как будут в Александроневской семинарии диспуты, то не править их без Высочайшего Ее Императорского Величества присутствия. Но так как скоро последовало окончание философского курса и, по обыкновению, были приготовлены для диспутов темы философического содержания: то Императрица удостоила их Своим Высочайшим посещением, прибыв вместе с Наследником престола, Великим Князем Петром Федоровичем 30 . Темы эти или, как в старину называли их, конклюзии сообщаются для любопытства в особом приложении 31 . Особые труды наставников: I. Преподавание Закона Божия православным воспитанникам немецкого училища св. Петра В 1763 г. 10 июля Императрица Екатерина II Алексеевна повелела св. Синоду назначить ученого иеромонаха в гимназию, учрежденную при лютеранской кирхе, для обучения православных воспитанников закону Божию. Св. Синод на первый раз назначил к этой должности ученого иеромонаха из братства здешнего монастыря Иеремию. В жалованье ему назначено 250 р. в год, из сумм Коллегии экономии, положенных на Духовный департамент. В 1764 г. Иеремия умер и на его место определен семинарский префект, иеромонах Арсений Верещагин, с оставлением в прежней должности. С тех пор это место занимаемо было почти исключительно здешними ректорами и префектами. II. Проповедничество и катехизис Ректоры и префекты семинарии, равно и наставники, состоявшие в духовном чине, составляли и говорили проповеди как по собственному желанию, так и по назначению от епархиальной власти. В 1746 г., когда св. Синод сделал запрос Александроневскому монастырю, почему нет в нем особого проповедника, то здешняя канцелярия отвечала, что на жалованье проповеднику не положено особой суммы: но в Господские праздники, высокоторжественные и викториальные дни проповеди сказывают самоохотно здешней семинарии ректор и префект без награждения из монастырской казны 32 . Особенными случаями к сказыванию проповедей, вне монастыря, были торжественные собрания дворянства через каждое трехлетие для выбора судей, приемы и выпуски воспитанников и воспитанниц в учебных и воспитательных заведениях 33 и другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении тёмного народа путём общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 363 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и тёмную страницу об её уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, несмотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унёсшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 364 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлёкшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путём собраний в доме Пашкова, на набережной Невы, у литейного моста, и путём издания дешёвых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, но положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестить детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырёх раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали ещё с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верой Христовой, и 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесён на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высоко-торжественных дней оставлено празднование рождения и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшее воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Где не будет таковых переводных счетов, тут и повод отнмется к непорядочным, а иногда и неверным издержкам. Екатерина. 1ионя 19-го дня 1766-го года. Петергоф». Работы по строению после этого пошли быстро. Летом 1766-го года в Феодоровской и Златоустовской церквах иконостасы были поставлены, – в первой Кенигсбергский на голубой камке, а во второй новый, – и осенью вызолочены и раскрашены 3475 . На церкви на куполе была золоченая глава. Контора строения 1-го февраля 1767-го года требовали уже от Монастыря приема двух-нижней святого Иоанна Златоустог о и верхней святого благоверного князя Феодора Новгородского – церквей, «ко освящению совсем состоящих в готовности», архиерейского каменного дома, «с прочими в поземном строении по обе стороны того архиерейскаго дома покоями», по каменному каналу к Черной речке, и новостроенных флигелей, «к житью удобными совсвм сделанных» 3476 . 10-го февраля составлена была комиссаром опись 3477 . 8-го марта 1767-го года уже отмечается, что выраженная 19-го июня 1766-го года высочайшая воля, чтобы архиерей с братией перешел в каменные кельи на другой стороне Черной речки, исполнена: архиерей уже с братией в те кельи и перешел 3478 . Архиепископ Гавриил (Кременецкий) в одной из своих позднейших бумаг вспоминает»: «хотя всего нужного и не исправлено, однако пред отъездом Ее Императорского Величества в Москву, по всеподданнейшему моему докладу, дозволено мне перейти», «в новый Монастырь для жительства», «и перешел с братией февраля с 4-го числа» – 1767-го года 3479 . Иконостас Златоустовской церкви быль написан в 1766-м году «находящимся при Святейшем Правительствующем Синоде живописцем» Алексеем Антроповым. Он же и раскрашивал иконостас. Им было написано 18 образов: «образ Христа Спасителя, окружен херувимскими лицами»; «образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, такожде окружен херувимами»; образ святителя Иоанна Златоустог о; образ святителей Василия Великого и Григория Богослова ; Царские двери, на которых изображено 4 евангелиста и Благовещение; Северные и Южные двери, на которых изображены херувимы с пламенным оружием; Тайная Вечеря; Воскресение Христово; Вознесение Господне; Рождество Христово; Богоявление Господне; Сошествие Святого Духа; Вход во Иерусалим; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы; «образ избранных святых, на коем 4 фигуры»; «образ избранных святых, которые викториальные дни» 3480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010