праведного Филарета Дни св. праотцев Дни св. отцов и матерей Дни св. самобратий Дни св. чудотворцев Дни св. прозорливых Дни св. блаженных Дни св. Мироточивых Дни св. приснопоминаемых Дни св. Новых или Новоявленных Праздники церковные и храмовые Храма Воскресения Христова Праздники гражданские Обновление Царьграда Дни нового лета Начало индикта День Нового года Дни царские Дни (викториальные) побед и избавлений от бедствий Предисловие к 6-му изданию При недостатке руководств, объясняющих установления различных богослужебных дней в Православной Кафолической Восточной Церкви, и при усердном желании многих знать знаменование, время, повод и цель установления священных дней, этот первый опыт изъяснения их, в шестой раз изданный, ясно показывает, что в нем нуждаются ищущие духовного назидания и просвещения. Говоря о днях богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, сочинитель старался преимущественно о том, чтобы мысли ее о священных днях, содержащиеся в Священном Писании , в разных богослужебных книгах, в правилах Соборов и писаниях Св. отец, передать в связи и в том порядке, в каком она сообщает. Сторонние пособия употребляемы были только там, где они могли служить подтверждением или пояснением того, что предлагает Церковь . Протоиерей Григорий Дебольский Πολλο τς μν ορτς γουσι κα τ νματα ατν σασι. δ ποδσεις, δεν τχδησαν, γνουσιν. «Многие храняг праздники и названия их знают, а повода, по которому установлены они, не знают». Св. Иоанна Злат. беседа на Богоявление Начало, важность и разделение дней богослужения Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, кои все поведают ( Пс.18:2 ), – а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие, – и неисчислимыми для нас благодеяниями Промысла Божия и спасения, воспоминания коих составляют предмет богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

обычно подразумевается не столько его структура, сколько мастерское исполнение, красота, согласованность, благолепие, что аналогично выражению «малиновый звон», ставшему его синонимом. В этом смысле оба термина являются метафорами, имеющими прежде всего оценочно-эстетическую функцию ( Сергеев В. Н. Малиновый звон//Совр. рус. лексикография: [Сб. ст.]. 1977. Л., 1979. С. 125-137). Указания о З. в редакции Типикона, принятой ныне в Русской Православной Церкви, и русская практика последних 3 веков (по изд.: Никольский. Устав. Ч. 1. С. 29-42). В XIX - нач. XX в. благовест совершался 3 раза в течение дня - в начале вечернего, утреннего и дневного последований, т. е. перед 9-м часом, полунощницей и 3-м часом (см. в ст. Суточный круг ), в наст. время он совершается, как правило, 2 раза в сутки соответственно делению служб на 2 последования. Согласно Типикону, если какая-то из служб совершается отдельно от этих последований, перед ней также положен благовест, напр. перед повечерием (гл. 9) или перед 9-м часом в дни Великого поста, когда после 6-го часа положен расход (понедельник 1-й седмицы). В разные дни благовест совершается в разные колокола. Согласно Типикону, в праздничный (самый большой) колокол благовестят: в двунадесятые праздники ко всенощной и к литургии; ко всем службам от утрени Страстной пятницы (кроме часов Великой пятницы) до утрени понедельника 2-й седмицы по Пасхе; к великой вечерне с пением великого прокимна в дни Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения, недель (воскресений) сыропустной, 1-5-й Великого поста, ваий и Антипасхи; к утрене и литургии в день Св. Духа и 26-27 дек.; в дни царские и викториальные; в престольные праздники, в т. ч. к молебным пениям и к вечерне в день праздника; в дни навечерий Рождества и Богоявления к великой вечерне или к литургии, начинающейся вечерней. Во все эти дни трезвон совершается во все колокола, кроме вечерни в день престольного праздника, когда он бывает без большого колокола. Указом Святейшего Синода 4 от 28 марта 1886 г. (вслед за «Деяниями епископов Православныя Греко-Российския Церкви, собиравшихся в Казани 1885 года») было предписано благовестить в большой колокол и совершать трезвон во все колокола во все воскресные и праздничные дни. В воскресный колокол благовестят в остальные воскресные дни, в бденные праздники месяцеслова в период от Антипасхи до недели мясопустной, на Преполовение и отдание Пасхи, к часам в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в Великую пятницу; трезвон в эти дни совершается во все колокола, кроме первого.

http://pravenc.ru/text/199669.html

Праздники церковно-гражданские установлены в память событий, которые хотя случились не в церкви христианской, а в гражданском обществе, но по тесной связи церкви и общества имеют и в церкви свое значение. Праздники эти, подобно церковным праздникам, разделяются на разряды, по степени важности воспоминаемых событий. К церковно-гражданским праздникам принадлежат: Дни царские , в которые церковь возносит моление за царя и царствующий дом, и это делает для того, чтобы испросить на царя и семейство его благословение Божие, которое служит к тому, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Царские дни делятся на два разряда: к первому разряду принадлежат дни высокоторжественные , в которые, для беспрепятственного возношения молитв, освобождаются от своих служебных дел все подданные государя. Сюда относятся дни восшествия на престол, коронования; тезоименитства и рождения Императора и Императрицы, второй разряд составляют обыкновенные дни царские, в которые общественная служба не прекращается; к ним принадлежат дни рождения и тезоименитства прочих особ Царствующего Дома. Кавалерские праздники , установлены в память какого-либо события из жизни того святого, которого имя носит тот или другой кавалерский орден. Эти праздники не празднуются всеми подданными; принимать в них участие обязаны только кавалеры ордена, которого день празднуется. В нашем отечестве существуют следующие кавалерские праздники: св. Анны (3-го февраля), св. Александра Невского (30-го августа), св. князя Владимира (22-го сентября), св. Екатерины (24-го ноября), св. Георгия Победоносца (26-го ноября), св. Андрея Первозванного (30-го ноября) и всех российских орденов (8-го ноября). Дни викториальные , установлены в память побед российского оружия над врагами отечества, или в память заключения мира. Так 27-го июня празднуется победа под Полтавою, 30-го августа мир Ништадский; 25-го декабря–избавление России от нашествия Французов в 1812 году. К праздникам же церковно-гражданским должно отнести празднество Нового года , 1-го января. В нашем отечестве, в древности, новый год церковный начинали с 1-го сентября, а гражданский с 1-го марта; потом, с начала 15-го века, начало церковного года соединено с началом года гражданского. Петр Великий, по подражанию западным христианам, установил начинать новый год с 1-го января. Это существует и теперь: церковный же год, по прежнему, начинается с 1-го сентября. Богослужение праздничное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если малое водоосвящение совершается в доме, то водоосвящению, обыкновенно, предшествует молебное пение. Молебные пения Хотя большая часть богослужений суть молебные пения к Господу, к Его пречистой Матери и к ходатаям у Него и заступникам о нас святым, но, преимущественно и исключительно, называется подобным пением (молебном) то особое богослужение, при котором просят Господа и Его угодников о ниспослании милости, или благодарят Бога за получение благ. Молебные пения, по составу, подобны утрени и совершаются в храме и в частных домах 1350 . Молебные пения совершаются в храме и бывают после литургии и пред ней, равно после утрени и вечерни. Одни из них принадлежат к общественному богослужению, как-то, молебные пения, отправляемыя: а) в царские дни, – так называются дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских высочеств, также день восшествия на престол благочестивейшого государя императора и день коронования и священнейшого миропомазания их императорских величеств (см. выше); б) в дни праздников храмовых и другие, также г) особого рода молебные пения во время общественных бедствий (нашествия иноплеменников, губительства, поветрия и смертоносные немощи, бездождия, безведрия, глада и т. и.) Другие молебные пения принадлежат к частному богослужению, совершаются по требованиям и нуждам некоторых христиан. К ним можно отнести молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов: воинских знамений. корабля и т. π. Молебствие в царские викториальные дни совершаются со звоном 1351 . Обыкновенно, и в дни храмовых праздников, в которые служба отправляется, как в царские дни 1352 , молебствия совершаются также со звоном. Молебствия не долиты быть совершаемы во время литургии (Указ 1723 г., сент. 23), также ин во время других Богослужений и по два вдруг (Реглам. Духовн. о делах общих, ч. И, § 9). Молебные пения один совершаются с пением канона, другия – без него 1353 , третьи – без чтения Евангелия 1354 . Те и другие, и третьи печатаются в книге именуемой: «Последование молебных пений» и особыми книжками. Последования молебных пений есть и в Большом Требнике 1355 . Канон молебный ко Пресвятой Богородице с изложением чина молебного пения содержится в Октоихе, в конце книги после 4-го гласа, и в конце 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Перезвон бывает несколько иной пред освящением воды (малым) во дни храмовых праздников. При этом сперва бывает перезвон, или благовестят в каждый из колоколов, начиная с большого, по несколько раз. Перебрав все, опять начинают с большого. Таким образом, благовест водоосвящения отличается от благовеста ранней и поздней литургий, из которых одна предшествует, а другая последует водоосвящению. Ибо перед литургией благовестят в один колокол, и пред ранней ударяют в него редко, а пред поздней – часто. При погружении в воду креста во время водоосвящения бывает трезвон. Какой перезвон бывает пред водоосвящением, такой же бывает и перед посвящением во епископа, или архиерея 101 . Как при употреблении (и ныне в некоторых местах Греции) досок для созывания к Богослужению не во все дни и не для всех служб ударяли в одну и ту же доску 102 , такт, не по все дни и не для всех Богослужений бывает звон в одни и те же колокола. Сообразно различию служб праздников и других дней Богослужения, благовест и звон бывает в разные колокола таким образом: А. В колокол праздничный благовестят: 1) Во все двунадесятые праздники к всенощным бдениям и к литургии 103 . 2) Во все дни от утрени пятка Страстной седмицы, кроме часов Великого пятка, до утрени понедельника седмицы ап. Фомы 104 . 3) К великой вечерне во дни владычных праздников: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения креста Господня, также в Неделю (воскресение) апостола Фомы (великие прокимны). К повечерию в день Пятидесятницы благовест во вседневный колокол. 4) В вечер Недель (воскресений): сыропустной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й Великой Четыредесятницы (т. е. в те дни, в которые бывают великие прокимны), и в Неделю (воскресение) ваий (положен вход), а также и в другие Недели 105 . 5) К утрени и литургии в понедельник Св. Духа, и во 2 и 3 дни по Рождестве Христове (26 и 27 дек.). 6) В дни царские и викториальные. 7) В дни храмовых праздников. 8) К великой вечерне или литургии, начинающейся вечернею, в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В великом посте на часах совершается особый звон помимо благовеста пред часами; на 3 часе положено ударять в малый колокол редко три раза, на 6–м шесть раз, на 9-м девять раз (тип. послед. понедельника 1-й седмицы великого поста); в среду же и пяток сырные, день Благовещения, а также в праздники с полиелеем в посте «на часах в кампан не ударяет», т.е. пред часами благовест бывает (обыкновенный, не протяжный), а отдельно на каждом часе в колокол не ударяют (тип. последование часов среды сырной, 24 февр. и 25 марта). Звон бывает ещё при некоторых особенных не ежедневных службах: 1) При молебных пениях в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (см. Табель изд. Св. Синодом). Обыкновенно бывает благовест пред молебном и при начале его и по окончании трезвон. 2) Звон бывает при крестных ходах таким образом – сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого хода бывает звон во вся. 3) Звон бывает во время освящения воды (малого) в дни храмовых праздников. При этом сперва бывает перезвон, благовестят в каждый из колоколов отдельно, начиная с большого, ударяют раз по 10, перебрав все, опять начинают с большого. При погружении креста в воду бывает звон во вся. 4) Звон бывает при погребении Архиереев, Архимандритов, иереев и иеромонахов, а на юге России и мирян. При выносе тел из дома в церковь бывает перезвон такой, какой указан при выносе плащаницы в великую субботу; по внесении же тела в храм совершается звон во вся. При выносе тела из храма к могиле тоже сначала бывает перезвон, а при опускании в могилу звон во вся. Необходимо напомнить, что в городах к церковным службам, совершаемым одновременно со службою в соборе, не должны начинать благовеста ранее собора. П) О крестных ходах Многочисленные крестные ходы в епархии, имеющие такое громадное духовное и воспитательное значение для народа, происходят не всегда с соблюдением положенного порядка, благочиния и благоговейного отношения священнослужителей и не руководствуются в должной мере – о.о. благочинными, ключарями собора и настоятелями церквей, из которых они идут. Всякий церковный ход внушителен, красив и торжествен только тогда, когда во всём виден порядок, стройность, гармоничность и соблюдается священнослужителям и серьёзность и тишина. Шествие должно быть умеренное, неспешное, покойное, цельное, без разрывов и под зорким наблюдением ключаря и благочинного. Оба эти священнослужителя, не надевая фелони, в одних епитрахилях, должны идти на концах крестного хода, один – впереди, а другой позади и первый сдерживать ход, смотря по шагу первенствующая в служении, чтобы все шествие имело гармоничный, цельный вид. Обыкновенно – же молодые священники, шествующие впереди, не обращают внимания на идущих за ними, и поэтому крестные ходы растягиваются, и нарушается порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

р, в праздники храмовые обыкновенно совершается водоосвящение. с, в высокоторжественные дни по литургии отправляются молебствия, с возглашением многолетия Государю Императору и всему Его Августейшему Дому, во дни Рождения Высочайших Особ – молебствия благодарственные, во дни Тезоименитства Их – святому дневному, а в день Восшествия на престол и священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы – молебен особенный. т, во дни викториальные установленные в память побед над врагами, служатся по Литургии благодарные молебны, с возглашением многолетия Государю Императору и всему Его Августейшему Дому. г) Дни постные Пост (jejunium) у латинян, также как и у нас, полагается в качестве, количестве и времени вкушения пищи. В первом отношении заповедуется у них воздержание от мясной, а иногда и от сырной и молочной пищи; 141 во втором в постные дни полагается обед (unica comestio) около полудня и малый ужин (collatio) вечером; 142 в третьем неядение предписывается до полудня (с XIV века). 143 Латинская Церковь заповедует пост: а) в Четыредесятницу (Quadragesima) (кроме воскресных дней), с которою непосредственно соединяется пост страстной седмицы; б) в четыре времена года (quatuor tempora) (с V века), 144 и в) в навечерия (vigiliae) некоторых праздников; в этом отношении в западной Церкви нет единообразного правила. 145 Сверх сего, латинские монахи постятся в продолжение четырех недель пред праздником Рождества Христова, 146 которые называются пришествием (Adventus) т. e. И. Христа на землю. В некоторых местах пост по пяткам и субботам сих недель заменяет собою пост в упраздненные навечерия. 147 Могут быть также назначены Церковью на западе посты чрезвычайные, напр. во время юбилея, освящения храма, общественного бедствия и т. п. 148 Изъемлются от поста у латинян все воскресные дни, все время между Пасхою и Пятидесятницею и праздник Рождества Христова (с XIII века), если случится в пяток или в субботу. 149 В некоторых государствах, (напр. Неаполитанском Королевстве и Испании), папа разрешает мясоястие и в посты, за исключением немногих дней; запрещается только при этом смешение яств (promiscuitas epularum), т. е. запрещается есть мясо и рыбу за тем же обедом, 150 или мясо, яйца, молоко и сыр за ужином. 151

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

18. Муч. Флора и Лавра. Апостол. Евангелие. С. мч. Емилиана, еписк. х 19. Мч. Андрея стратилата, и с ним 2503. Сл. см. Июня 17. Муч. Тимофея, Агапия и Феклы. Праздн. пресв. Богородице, ради милосердия от иконы Ее Донской. (Сл. Богор.) 20. Прор. Самуила. 21. Ап. Фаддея, ед. от 70-ти. Мчц. Вассы и чад ее. – Пр. Аврамия, архим., Смоленск чудотв. Сл. Препод. х Муч. Агафоника, Зотика, Феопрепия и др. Сл. Мучен. Мучц. Евлалии дев. и Анфусы. Праздн. ради иконы пресв. Богор. Иверской, или Грузинской. 23. Мч. Луппа, и отдание праздника Успения пресв. Богородицы. Ап. и Ев. дне и праздн. С.мч. Иринея, еп. Лугдунского. Преп. Евтихия и Флорентия. 24. С.мч. Евтихия, ученика св. Иоанна Богослова. – Пренес. мощей св. Петра митрополита. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Свят.) Мчц. Сиры, дев. Персидской. 25 Возвращение мощей Ап. Варфоломея, и память Ап. Тита. Апостол. Евангелие. Св. испов., Варсиса и Евлогия, еписк. Едесск., и Протогена, еп. Каррийск. Св. Мины, патр. Констант. 26. Муч. Адриана и Наталии. – Сретение иконы пресв. Богородицы Владимирской. Сл. Богор. 27. Преп. Пимена великого . Апостол. Евангелие. Св. Осии испов., еп. Кордубек. Преп. Кукши С.мч. и Пимена постника, Печерских. 28. Пр. Моисея Мурина. 29 Усекновение честныя главы св. Иоанна Предтечи (Пост). Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 30 х Празднов. заключения мира со Шведами. х – Пренес. мощей св. благов. вел. кн. Александра Невского. Апостол. Евангелие. (Парем. рбщие Препод.) –. Св. патр. Константиноп., Александра, Иоанна и Павла. – Пр. Александра Свирского . Сл. Препод. Пр. Христофора. 31 Положение честнаго пояса пресв. Богородицы. Сл. Июля 2. С.мч. Киприана, еп. Карфагенск. Св. Геннадия, патр. Констант. Примечание. Службой называется вообще все Богослужение в тот или другой день, – К которому в особенности, принадлежать положен пые па известные дни чтения: Паремии, Апостолы и Евангелия. В.) Апостолы и Евангелия на молебнах во дни царские, торжественные и высокоторжественные, а также во дни викториальные, т.е. в воспоминание отечественных побед

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

в молебном пении о путешествии, в чтении Апостола ( Деян.8:26–29 ) воспоминается о путешествующем, благочестивом вельможе царицы Ефиопской, а в Евангелии ( Ин.14:1–10 ) преподается учение, что Иисус Христос есть путь, истина и живот. За Евангелием произносится сугубая ектения, в которой прилагаются предметы моления или благодарения, совершаемого по известному случаю. Наконец прилагается молитва приличная случаю. В высокоторжественные и торжественные дни, именно: во дни рождений особ Царской Фамилии, в день восшествия на престол и коронации Государя Императора, и вообще в торжественный день царский или викториальный, отправляется благодарственный молебен, только в конце молебна возносится молитва славословия: Тебе Бога хвалим… или слава в вышних Богу… и возглашается многолетие Царской Фамилии. b) Второй образ совершения молебных пений слагается из трисвятого, приличного случаю псалма, ектении великой, канона, Апостола и Евангелия, сугубой ектении с приложением предметов моления, сообразных с совершаемым священнослужением и молитвы, по содержанию приличной случаю. Так совершаются молебные пения во время бездождия, безведрия, во время труса и прочих общественных бедствий; а также все молебные пения, совершаемые святым угодникам Божиим, напр. Иоанну воину, святителю Николаю и другим. Во дни тезоименитств особ Царской Фамилии таким же образом совершаются молебные пения, только по совершении их возглашается многолетие Царской Фамилии. Примеч. 1-е. Некоторые из сих молебных пений соединяются с акафистами, составленными во славу сладчайшего Иисуса, в честь Божией Матери, святителя Николая и других угодников Божиих, особенно чтимых. Акафисты слагаются из тринадцати кондаков и двенадцати икосов; в кондаке (κοντς – краткий и ικς – дом) воспевается похвала, или воссылается моление в чертах более общих и сокращенно. В икосе (ικς – дом) славословие или моление излагается пространно. Примеч. 2-е. Иногда благопотребные прошения предлагаются на Литургии. К великой и сугубой ектениям присоединяется несколько предметов моления на известную потребу, иногда после сугубой ектении читается и молитва приличного случаю содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Творений отеческих. 827 Существующему новому положению о народных училищах (18 янв. 1862 г.) статья не противоречит: потому что, защищая обязанность духовенства учреждать училища для народа, она в то же время не отрицает и постороннего участия в народном образовании. В журнале Православное обозрение за нынешний год помещена статья о том же предмете 828 : но г. Гиляровым рассматривается этот вопрос с некоторых новых сторон и, кажется, с большим уважением к духовному значению служителей алтаря. Может быть, некоторые предположения автора окажутся неудобными к осуществлению, напр., посвящение студентов, занимающихся народным обучением, в иподиаконы: но статья не имеет официального характера; и потому неудобоприложимое на деле само собою должно остаться без последствий, как не обязательное. При сем прилагается Спб. Ведомостей, где помещено выше упомянутое положение о народных училищах». 14-го ч. писал мне из Москвы ректор семинарии, Знаменский архимандрит Игнатий 829 : «Спешу сообщить вам приятную новость. Перевод Апокалипсиса окончен 12 марта вечером. Бог даст к Пасхе увидим в печати. 830 На днях святитель получил циркулярный указ из св. Синода о том, чтобы викториальные дни, как имевшие только временное значение, отменить, – кроме Полтавской победы, – 28 царских дней отправлять в ближайшие воскресные дни (кроме высокоторжественных) и свободно совершать погребение в сии дни. Определение Синода состоялось в следствие представления святителя нашего. В журнале Светоч в февральской книжке помещена ядовитая статья, оскорбительная для духовных журналов и вообще для Церкви – под заглавием: «Новое обвинение против Петра I (против Письма Московского священнослужителя об особой молитве, прилагаемой на сугубой ектеньи). Не мешало бы обратить на сие внимание. Духовенство называется темным царством, препятствующим распространению истинного света и сравнивается с филином; – оно лучше смотрит в темноте, чем при свете, – вводит в заблуждение темных людей. Тактика их называется всеглупейшею; предсказывает автор, что это темное царство никогда не может остановить свободной мысли в народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010