В сфере епархиальной жизни преосвященный более всего оставил по себе память своими заботами о просвещении темного народа путем общенародного церковного пения, постоянной церковной проповеди и церковных школ 186 . Рядом со светлыми страницами успехов в распространении Церкви приходится поставить и темную страницу об ее уроне. Вследствие недостатка пастырей, от крайней религиозной темноты среди простого народа развивалось, не смотря на все правительственные стеснения, сектантство. Кроме прежних сект, частью разраставшихся, а частью и увядавших, возникли новые. Между последними особенное распространение получила штунда, унесшая немало жертв. В Петербурге особенную известность получили пашковцы 187 , последователи отставного полковника гвардии, богатого аристократа Василия Ивановича Пашкова, увлекшегося учением приезжавшего в Петербург англичанина, лорда Редстока. Учение носило в себе черты протестантизма, распространялось путем собраний в доме Пашкова, по набережной Невы, у литейного моста, и путем издания дешевых книг и даже целого журнала «Русский Рабочий». В целях распространения учения основано было даже «общество поощрения духовно-нравственного чтения», на первых порах встреченное сочувственно обществом и только впоследствии распознанное. Раскол завоеваний в это царствование, по-видимому, не имел, по положение прежних раскольников было облегчено предоставлением им некоторых прав, из которых главными являются признание гражданской правоспособности раскольничьего брака и дозволение крестят детей помимо православной церкви. В 1859 году австрийское правительство признало законность белокриницкой раскольничьей митрополии, а в России раскольничья иерархия стала пользоваться терпимостью со стороны правительства. В среде раскола примечательны обращения к православию в разное время четырех раскольничьих лжеепископов и в особенности раскольничьего наставника Павла Прусского , сделавшегося одним из ревностнейших и полезнейших миссионеров. 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей святителя Тихона в Задонске, которые открыто почивали еще с 1846 года, и в этот день, день кончины святителя, установлен церковный праздник. В 1863 году праздновалось тысячелетие со времени освящения нашего языка переводом Евангелия и верою Христовою, я 11 мая установлено празднование святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. Через восемь лет этот праздник, впрочем, перенесен на ближайший воскресный день. В 1862 году из числа высокоторжественных дней оставлено празднование рождений и тезоименитств только государя, государыни и наследника и дня коронации, а празднование дней рождения и именин прочих членов императорской фамилии и викториальных дней перенесено на ближайшие воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал доношение Московской синодального правления Канцелярии на посланный из Святейшего Синода указ об освидетельствовании болезни преосвященного Леонида, архиепископа Крутицкого, и об отправлении определённых по печатному реестру в Московских соборах поминовенных служений, о чём-де во оной Канцелярии им, преосвященным (как при том в приобщённом за его рукою известии следует), объявлено: болезни-де он такой, каковая в нём напредь сего была (кроме точию единой слабости в ногах), ныне уже не имеет, и того-де ради по возможности в соборах надлежащие священнослужения отправлять будет, а учинённым во оной же Синодальной Канцелярии при присутствующих духовных персонах доктора Шоберта письменным свидетельством показано: в здоровье-де своём он, преосвященный, по его, доктора, рассуждению, слаб, что-де и по пульсу признать можно; да оным же доношением представлено по оному-де свидетельству по самопроизвольному его, Крутицкого архиерея, требованию минувшего июля 8 дня в день празднования Пресвятой Богородицы Казанской и в крестном хождении был, и литургию отправлял. Того ради приказали : по отбытии из Москвы преосвященного Романа, митрополита Грузинского, вышепомянутые по печатному реестру поминовения, которые повелено исправлять самим архиереем, также и прочее служение в Московских соборах отправлять помянутому преосвященному Леониду, архиепископу Крутицкому. Когда оные преосвященный Леонид, архиепископ Крутицкий, и преосвященный Вениамин, епископ Коломенский, во отправлении поминовения или в каковые высокоторжественные викториальные и прочие дни иметь быть во общем служении, то в том служении поступать и места иметь им по своим степеням; буде же оный преосвященный Крутицкий коего поминовения и служения когда не отправит, и о том оной Синодальной Канцелярии с показанием, зачем то неотправление учинится, присылать в Святейший Синод помесячно рапорты неотменно, и о вышеписанном из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую синодального правления Канцелярию послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3586 . – 3 сентября. О внесении в табель высокоторжественных дней празднования дня рождения и тезоименитства принца Иоанна По указу Её Императорского Величества, объявленному в сообщении Кабинета Её Императорского Величества о отправлении о рождении и о тезоименитстве внука Её Императорского Величества Благоверного Государя Принца Иоанна надлежащего ежегодного торжествования в августе месяце с будущего 1741 году, а именно о рождении 12-го и о тезоименитстве 29-го, и о поминовении по Благочествейшем Государе Царе и Великом Князе Иоанне Алексеевич е 28-го августа, Святейший Правительствующий Синод приказали : о вышеписанном для надлежащего исполнения при канцелярии Святейшего Синода в табель высокоторжественным Её Императорского Величества и Высочайшей Её Императорского Величества фамилии рождений, тезоименитств и прочим викториальным дням, и в реестр о бываемых повсегодно поминовениях блаженной и вечнодостойной памяти по государях царях, великих князьях и Императорах и Самодержцах Всероссийских, и их величества Высочайшей фамилии прочих персон в августе месяце написать, а к синодальным членам, в епархии к архиереям, в Московскую синодального правления Канцелярию, в Духовную Дикастерию и Санкт-Петербургское Правление, и в ставропигиальные монастыри ко властям послать указы – велеть по силе оного Её Императорского Величества указа в вышеозначенные дни с будущего 741 году отправление чинить, а именно: помянутого августа 12, в день рождения внука Её Императорского Величества Его Высочества Благоверного Государя Принца Иоанна, по литургии благодарный молебен с звоном, а 29-го, в тезоименитство Его ж Высочества, всенощное бдение и по литургии ж молебен с звоном, а 28-го числа по Благочестивейшем Великом Государе Царе и Великом Князе Иоанне Алексеевич е, купно в тот же день и по великом Государе Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче вместо 29-го дня поминовение отправлять неотменно, о чём для надлежащего ведома и Правительствующему Сенату ведение, и Кабинету Её Императорского Величества во известие сообщить по обыкновению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2250. Слово преосвященного Нила, архиепископа ярославского. 1861. II. 25. 2251. Слово Преосвященного Никанора, митрополита новгородского и с.-петербургского. 1857. II. 83. 2252. Слова неизвестных проповедников. 1839. XXXV. 186. 1847. III. 239. 1860. II. 209. 15 Августа. В день Успения Пресвятой Богородицы 2253. Слово Преосвящ. Филарета, Митрополита Московского. 1839. III. 222. 2254. Слово Преосвящ. Кирилла, Архиепископа Подольского. 1841. III. 222. 2255. Беседа Преосвящ. Филарета Митрополита Московского. 1842. I. 93. 2256. Слово неизвестного проповедника. 1829. XXXV. 198. 15 Августа. В день Успения пресвятой Богородицы 2257. Слово преосвященного Никанора, митрополита новгородского и с.-петербургского. 1857. II. 83. 2258. Поучение преосвященного Елпидифора, епископа вятского. 1855. II. 79. 2259. Слова неизвестных проповедников. 1848. II. 3. 1856. II. 142. 22 Августа. В день Грузинской иконы пресвятой Богородицы 2260. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа тверского. 1845. III. 252. 29 Августа. В день усекновения честный главы Предтечи Господня Иоанна 2261. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Тверского. 1842. III. 262. 30 Августа. В день Св. Благоверного Князя Александра Невского 2262. Слова неизвестных проповедников. 1842. IV. 262. 1833. III. 191. 1849. II. 133. в) на высокоторжественные, торжественные и викториальные дни В день рождения Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины II 2263. Слово Преосвященного Георгия Конисского . 1831. XLIII. 264. В день торжественного восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича 2264. Слово неизвестного проповедника. 1824. XIV. 58. В день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича 2265. Слово Преосвященного Кирилла, Архиепископа Подольского. 1841. II. 445. 2266. Слова преосвященного Евгения, архиепископа астраханского. 1848. II. 137. 1849. II. 173. 2267. Слово преосвященного Евсения, епископа подольского и брацлавского. 1853. I. 552. 2268. Слова неизвестных проповедников. 1830. XXXIX. 87. 1832. XLXVI. 413. В день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Решительны и ясны заповеди Писания о повиновении и преданности подданных своему Государю ( 2Цар.5:1–2 ; 1Пар.11:1–2 ; 1Цар.25:30 ; 3Цар.4:25–32 ; Исх.22:28 ; Еккл.10:20 ). Величественны и восхитительны обетования Божии тому народу, который ходит в заповедях своего Господа ( Лев.26:3–13 ). Но ещё величественнее обетование тому Царю, о котором Господь говорит: «и положу на мори руку его, и на реках десницу его и Аз первенца положу его, высока паче царей земных» ( Пс.88:16–38 ). Поэтому то в слове Божием и повелевается подданным повиноваться Царю, яко Богу, не токмо за гнев, но и за совесть, не по страху рабскому, но по любви сыновней. Отсюда и пастырю Церкви следует вдыхать в своих пасомых пламеннейшую любовь, беспредельную преданность, глубочайшее уважение и благоговение к Верховной Власти и настоятельную необходимость молитвы за неё 233 ( 1Пет.2:13–18 ; Рим.13:1–2 ; 1Тим.2:1–3 ; Тит.3:1–2 ). Посты и дни поминовений усопших О днях Кавалерских и Викториальных см. в Табели (см. также выше, 238–339 стр. печатного оригинала). – О постах и днях поминовений усопших см. выше, в Месяцеслове и Триодионе (перечень их см. на 717 стр. печатного оригинала). О соблюдении благочиния и благоприличия лицами, совершающими церковные службы и служащими при них Все священно-церковно-служители должны являться к богослужению вполне подготовленными, трезвыми, прилично одетыми, опрятными и вообще иметь благообразный внешний вид. Каждым из них делается молитвенное поклонение перед церковными вратами, при входе в храм и перед иконостасом. По входе в церковь псаломщику следует осматривать, всё ли благополучно и в порядке в ней; точно так же и священнику должно обозревать, всё ли сохранно и благопристойно на престоле и во всём алтаре. При входе в алтарь кладётся земной поклон перед престолом, а священник и диакон после этого целуют край престола (см. 783–784 стр. печатного оригинала). Священник, после моления пред царскими вратами, обращается лицом к богомольцам и кланяется им, затем проходит южной дверью в алтарь, причем псаломщик и диакон кланяются ему, а когда он приложится к престолу, принимают от него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сенат, очевидно, подделывался к правительству; губернские власти подделывались к Сенату и выказывали такое усердие при разборе, что возбудили горькие жалобы по епархиям. При всей тогдашней опасности этих жалоб, епархиальные начальства не могли удержаться от них и докучали ими св. Синоду, который считал своим долгом доводить об них до сведения Сената. Так, из новгородской епархии в начале 1737 г. прислана была жалоба на новгородского вице-губернатора Бредихина, который, несмотря ни на какие возражения духовных персон, участвовавших с ним в разборе, забирал в солдаты и таких церковников, которые уже присягали по комиссиям, при некоторых церквах не только не оставил надлежащего числа церковников по штату и еще такого же числа из недействительно служащих духовных детей для определения на места впредь, но и последних церковников забрал в солдаты, так что, за неимением священнослужителей и годных на их места церковников и духовных детей, церкви те опустели, «за чем как в праздничные, так и в викториальные дни во многих церквах (в служении) будет не без остановки», забрал в солдаты даже нескольких школьников, которые в надежду священства в архиерейской школе обучены были. Представляя об этом в Сенат, св. Синод требовал, чтобы из церковников, назначенных к отдаче в солдаты, возвращены были к церквам по крайней мере такие, которые, хотя и не были у присяг в надлежащее время, но присягнули после по указам и по комиссии и потом определены были на церковную службу в действительный церковный причет, тем более что они уже достаточно наказаны за неприсягание во время привода их к присяге комиссией. Далее, св. Синод коснулся весьма важного пункта в деле о разборе, от разъяснения которого много зависела тогда судьба духовенства. Губернская канцелярия, писал он, потребовала из архиерейского дома ведомостей и списков о всех подведомых ему лицах, которые были у присяги уже после 1731 г., а этим выражается то, будто присяга после 1731 г. уже недействительна, но по его св. Синода мнению это не так, не следует винить никого из присягавших и в 1732 г., по крайней мере в первую половину года, потому что указ о второй присяге состоялся уже в декабрьских числах 1731 г. и до конца года не мог быть исполнен, да притом же присяга в 1732 г. была уже вменена в действительную и прежде, именно многим светским лицам той же новогородской губернии, – отчего же не вменить ее в действительную и духовным? Вообще из бумаги канцелярии «не иное, значится, только что бесконечно новгородский вице-губернатор Бредихин (невменением присяги 1732 г.)... тщится в них церковнослужителях церковь святую и силу указов преобидеть». Поэтому о присяге 1732 г. требуется непременно учинить определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

2. Во многих приходах церковные земли, луга и угодья, вследствие давности и злоупотреблений помещичьей власти, отошли к помещикам, которые застроили их крестьянскими выселками или иным каким образом захватили в свою собственность. Преосвященный просит про известь новое размежевание и восстановить нарушенные права причтов его епархии. 3. «За непонуждением от светских команд» во многих приходах перестройка церквей продолжается лет десять и более, чрез что прихожане лишаются богослужения и таинств, а иные уходят в раскол. 4. Позволить священникам приобретать в личную собственность землю не свыше, впрочем, как на сто рублей. 5. Хотя указами причты и освобождены от постоев, однако указ этот не выполняется, чрез что разоренье и помешательство в службе церковной происходит. 6. Священников и прочих духовных особ в канцеляриях светским лицам под караулом не держать и не изнурять кроме криминальных и важных дел. 7. Указами Синода и Сената не раз запрещалось венчать малолетних женихов с великовозрастными невестами, между тем «разные обыватели» от того воздержаться никак не могут, и хотя священники таковых неуказноправильных лет венчать не хотят, токмо обыватели собрався многочисленно венчать таковых малолетних с великовозрастными и в свойстве состоящих в ночное время разными образы и с побоями принуждают, что священники, сохраняя здравие свое, исполнять принуждены, и оттого свекры с невестками впадают в кровосмешение. Преосвященный предлагает в таких случаях с помещиков брать штраф по 100 и 200 р., а простых людей публично жестоко наказывать. 8. Многие помещики и обыватели безвинно нападают на священнослужителей, причиняют им разные притеснения и побои немилосердные, ведая, что священник на помещике или обывателе судом искать не похочет, да и отлучиться ему от церкви в судебные места будучи невозможно, так как за опущенье службы и треб, молебнов и панихид в царские и викториальные дни ему грозит штраф, так что обыкновенно обиды оставляют без жалоб и остаются обиженными безнаказанно, к унижению своего сана и звания. Между тем такой образ действий прямо воспрещен 121-й статьей Уложения. В прекращение такового озорничества, если кто священника, диакона или причетника напрасно обесчестит или обругает всенародно поносительными словами, такового отлучить от входа церковного, а пока он их не удовольствует и пред собранием народа прощения у них не испросит, до входа церковного не допускать, и оное взыскивать словесно, а не судом. 9. Не предосудительно ли и сие, что священники, оставя церковь Божию, сами ходят за сохой, косят сено, сами навоз вывозят на пашни? Во избежание сего, если какой помещик или крестьяне пожелают строить церковь , то должно определить для таких работ священнику двух мужиков и двух баб. IV. Синод. члена Сильвестра, бывшего епископа Переяславского, ныне Крутицкого

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

С 1765-го года строительство в Монастыре заменено архимандрией и архимандритами Ладожскими были ректоры Семинарии, а в 1771-м году обитель упразднена 3182 . Кроме строительства, в Ладожский Монастырь были посылаемы иеромонахи и иеродиаконы и для священнослужения 3183 . В Старорусском Кречевеком Николаевском Монастыре строиителем был с 1750-го года иеромонах Арсений (Людвицкий) 3184 . Вследствие его старости в Монастырь в августе 1758-го года назначен иеромонах Дионисий (Шестак) 3185 . С 1-го ноября 1759-го года строителем назначен строитель Староладожского Монастыря, иеромонах Илларион (Молчановский), а правящим Старорусскими вотчинами иеромонах Иоанникий (Горонескул) 3186 . В декабре 1759-го года, вместо иеромонаха Дионисия (Шостака), назначен иеромонах Иезекииль (Млодзинский) – «подуправителем» – и иеромонах Варлаам (Баранский), – оба для священнослужения 3187 . В Старорусском вотчинном правлении управителем был с  9-го февраля 1751-го года иеромонах Пахомий (Левецкий). В 1752-м году ои отказался допустить эконома, иеромонаха Никона к ревизии, был вытребован в Монастырь, где и испросил прошение 3188 . После него иеромонах Феодосий, уволенный по болезни в 1757-м году 3189 . В 1761-м году иеромонах Иоанникий (Горонескул) 3190 . В 1746-м году Святейший Синод запросил Монастырь, почему в нем не имеется ординарного проповедника, положенного по штату. Монастырь ответил, что штат остался не конфирмованным и «за недополнением против штата доходов проповедник и поныне не определен, а в Господские праздники, в высокоторжественные и викториальные дни проповедь сказывают в Монастыре самоохотно того жо Монастыря Семинарии ректор и префект, без награждения из монастырской казны» 3191 . Упоминается в документах протодиакон Николай (Осипов) 3192 . В 1743-м году преосвященный Никодим проектировал пред Святейшим Синодом, вместо ежегодного вызова в Петербург для священнослужения в Петро-Пакловском соборе двух архимандритов из разных епархий, избрать для той же цели и посвятить во архимандриты двух иеромонахов Александро-Невского Монастыря, с причислением их к приписным Монастырям Николаевскому Староладожскому и Николаевскому Старорусскому Кречевскому, – с тем условием, чтобы «до оных никакой претензии ни под каким видом они не имели», и с назначением им по 500 рублей годового жалованья. Проекту не было дано движения 3193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1733 году, резко обозначилось в России существование новой ереси, которая занесена была из-за границы и называлась квакерской. Ересь имеет своих последователей в некоторых губерниях, а в Москве развилась во всей полноте своих безбожных и уродливых понятий. В С.-Петербурге по делам новой ереси, учреждена была особая центральная комиссия, в которой присутствовали св. Синода члены преосвященные архиепископы: Феофан новгородский, Леонид сарский, Питирим нижегородский, да господа министры граф Остерман, князь Черкасский и генерал Ушаков. Духовные члены комиссии, из расспросов знатнейших учителей и учеников сей ереси, привезенных из Москвы, подробно определили, в чем состоит сущность квакерства, какие его обряды, и сколь противна сия новая ересь догмата, и таинствам св. Церкви. Тогда, св. Синод, в обнародованном указе о 17 июня 1734 года, сделав подробное описание квакерства, произнес св. суд против него, для предостережения и ограждения православно-верующих и в то же время принял меры, для пресечения и искоренения сей богопротивной ереси. Канцелярия тайных розыскных дел также чинила следствие квакеров, привезенных наиболее из Москвы и строго их наказала. Одни были биты кнутом и сосланы в Тобольскую губернию вечно на тяжкую работу в монастырь, а первозаводчики и наставники казнены смертью . Петербургская комиссия, исполнив свое духовное назначение, была закрыта, и издан указ св. Синода. Ни из дел бывшего Духовного правления, из указа св. Синода (Собр. зак. империи, т. IX, стр. 390 – 394), в котором обнародованы имена московских последователей квакерства, не ведая, чтобы ересь эта существовала в С.Петербурге или где-нибудь в пределах с.петербургской Синодальной епархии. Но спустя несколько времени, а именно в 1746 году, квакерство уже имело свое гнездо и в С.Петербурге («Странник», 1869 г. февр. стр. 77). В царствование императрицы Анны Иоанновны, вышли многие особые распоряжения по духовному ведомству, относившиеся к петербургской Синодальной епархии. 1-го декабря 1736 г. постановлено: высокоторжественные и викториальные дни, на молебнах и на панихидах соборной церкви, священникам стоять, в пристойных себе местах, благочинно, не выступая вперед, и не уступая назад, и разговоров никаких вслух и шопотом, не употреблять, и не кривляться, а за отступление в правило сего брать штраф по 50 коп. с человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3. Мая 23. О кончине Е. И. Величества Государыни Императрицы Марии Александровны. 4. Мая 28. О новой форме возношения Высочайших имён Августейшей Фамилии при Богослужениях. 5. Августа 13. О порядке выдачи состоящим при Московской Купеческой Управе комитетом пособий на воспитание у священноцерковнослужителей малолетних детей воинов, пострадавших в минувшую войну. 7. Сентября 22. Об отмене циркулярного указа Св. Синода от 27 августа 1875 г. 37, касательно особых отметок в выдаваемых воспитанникам духовно-учебных заведений увольнительных свидетельствах. 1. Марта 5. Об отправлении панихиды по преставившемся Государе Императоре Александре Николаевиче и о поминовении его в течении целого года. 2. Марта 2. С Высочайшим Манифестом о восшествии Е. И. Величества Государя Императора Александра Александровича на Прародительский престол Всероссийской Империи. 3. Марта 7. По именному указу о приведении крестьян к присяге. 4. Апреля 5. С посланием Св. Синода к чадам Православной русской церкви (Ц. Вести. 16). 5. Апреля 5. О принятии мер к предупреждению несовместных с духовным саном проступков в среде священнослужителей 6. Апреля 24. О прекращении молебствий, совершавшихся в дни спасения жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. 7. Мая 1. С препровождением Высочайшего Манифеста о призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Е. И. Величеству и Государству. 8. Мая 7. Относительно прогонных денег, путевого содержания и пособия, причитающихся духовным лицам, отправляющимся на службу из внутренних епархий в Сибирские (ср. Ц. В. 91 г., 239). 9. Мая 8. О возношении прилагаемых при сем прошений и молитвы во всех церквах во время Божественной литургии. 10. Июня 29. О новой табели высокоторжественных и викториальных дней. 11. О дополнении правил единоверия (по Церк. Вестн. 37). 12. Сентября 5. По делу об исключении воспитанников семинарии за предосудительные проступки. 13. Ноября 30. О совершеннолетии Их Имп. Высочеств Великих Князей Павла Александровича, Димитрия Константиновича и Михаила Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010