«Вот одр Соломонов: вокруг его шестьдесят храбрых из храбрых Израилевых. Все они держат по мечу для охранения от ужаса по ночам. Царь Соломон сделал себе носильный одр из дерев Ливанских... (одр для брачного торжества, как видно из последующего). Внутренность его устлана Возлюбленною из дщерей Иерусалима» И в-третьих, сам Божественный Царь мудрости и истины является, чрез раскрытие всеобъемлющей Его истины и чрез общение невесты Его в самоотверженной любви Его к гибнущему миру, торжествующим свой небесный брак. И именно матерь Его, первая заступница и споручница грешных и заблуждающих, увенчивает это торжество Его сердца: «Дщери Сиона! подите и посмотрите на царя Соломона в венце, которым венчала Его матерь его, в день бракосочетания Его и в день веселия сердца Его». Заметим здесь, что в Новом Завете брак Христов представляется именно, как брак Агнчий ( Апок.19:7 ), вводящий веру в общение Агнчей Его любви, вземлющей грехи мира. И вот Он в этот день веселия сердца своего, когда Его любовь, простертая на грешный погибающий мир и в области смерти насаждающая жизнь и из мраков возсиявающая своим светом, разделяется с Ним возлюбленною Его (когда, потому, раскрывается и усвояется людьми истина Его в своей всеобъемлющей всесторонности и правда Его в своем, заглаждающем наши неправды, духе человеколюбия), Он изливается весь в выражениях любви о красоте, вообще безупречном совершенстве своей возлюбленной. Не будем входить здесь в самые подробности прекрасных и живых образов, соединенных в одно целое изображение невесты – жены Агнчей ( Апок.21:9 ); тайны и дары благодати, украшающей Христову невесту, неудобоизъяснимы. Основная мысль или сущность дела в этом изображении такова, что Христос – как «возлюбил церковь (и каждую душу) и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, чтобы представить Себе ее славною, неимеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» ( Ефес.5:25–27 ), так, по общению этой, Своей невесты в самоотверженной любви Его к ней, и находит ее не имеющею никакого пятна, но славною, святою и беспорочною.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Вот эти дальнейшие слова Господа, выражающие, как увидишь, те самые мысли, какие развиты у нас в первом письме, в разъяснении тайны погружения в смерть Господню: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с неба, – так начал Господь о совершенно небесной стороне предмета, Сын человеческий, сущий на небеси» ( Ин.3:13 ). Господь, и сойдя с неба через свое воплощение, оставался тем не менее «сущим на небеси» именно, как Единородный Сын Бога, говорящий и делающий и во плоти на земле только то, что слышит и видит прямо у своего Небесного Отца, любящего Его всей полнотой Своей любви (см. Ин.5:19–20, 30 ). Поэтому пойми, друг мой, что небесная область, по воззрению Самого нашего Спасителя, в существе своем есть именно внутренняя область любви Отца Небесного, почивающей в единосущном Его Сыне и в Нем же самом, соделавшемся Сыном человеческим, раскрытой и для нас человеков. Смотри во Христе к Отцу Его Небесному, столько возлюбившему нас, и притом держись Христова снисхождения с неба на нашу землю, совершившегося в его воплощении: небесное жительство будет и у тебя. А иначе и не мечтай напрасно о небесном: «никто не восходил на небо, как только сшедший с неба Сын человеческий, сущий на небеси», только в Нем, в Его духе, в духе Его человеколюбивого снисхождения к нам, можно быть причастным небесной жизни. Но мы грешны, погрязаем во всевозможных заблуждениях, уязвлены на смерть в самом корне нашего рода – Адаме человекоубийственным змием-дьяволом? – это так, но послушай, что далее говорит Спаситель. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Он Сына Своего Единородного, чтобы всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–16 ). В пустыне Аравийской, где кочевали Евреи по исшествии из Египта, уязвляли их в одном месте змеи и много Евреев умирало от этого в муках. Бог велел сделать Моисею медного змея и поднять его, конечно, на шесте так, чтобы могли видеть его все; те, кого ужалит змея, должны были поскорее глядеть на медного змия, и которые успевали это сделать, выздоравливали тотчас же.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Враги Христовы, преследуя жертву своей злобы даже во гробе, просили Пилата охранять гроб до третьего дня, да не како пришедше ученицы Христа нощию украдут Его и рекут людям: воста от мертвых ( Мф. 27:64 ). Правитель дал позволение приставить к гробу стражу: они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. Римские воины зорко и бодро стояли на страже гроба Господня, с часу на час ожидая мнимых похитителей. Но похитителей не было, а того, что сокрыто от всего мира, погруженного в глубокий сон – духовный и телесный, воины не могли усмотреть. Они продолжали бы охранять гроб, лишенный Мертвеца, если бы премудрость Божия, как бы посмеиваясь над мудростию человеческою, не обратила их в первых, хотя и невольных, вестников воскресения. Величайшее чудо всемогущества Божия, совершившееся неощутимо для очей неверия, обнаружилось для воинов сильным сотрясением земли и явлением светозарного вестника из другого мира. Это служение стихий и горних сил Погребенному внушительно говорило грубому чувству людей, видевших себя во всеоружии, что пред ними – сила высшая, могущество неземное и что в этом случае земные средства защиты или нападения вполне бессильны. Ангел, сошедший с небес, при великом землетрясении приступил к гробу, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Отваление камня, ненужное для Господа, уже воскресшего, было необходимо для стражи, которая должна была удостовериться собственными глазами в воскресении стерегомого Мертвеца, а также и для последователей Господа, особенно же святых жен, чтобы и они могли скорее увериться в том, что напрасно ищут Живого между мертвыми. «Ангелу поручено было, – по выражению святого Исидора Пелусиота , – уверить ищущих, что Господь восстал, а не украден» 222 . Вид его был как молния, и одежда бела как снег. Явление светоносного вестника из другого мира, среди ночной мглы, привело стражей в ужас: они затрепетали и, забыв все – и себя, и место, и дело, им вверенное, – стали как мертвые. Земные стражи у гроба Господня кончили свою стражбу и должны были уступить место стражам небесным – светоносным вестникам всерадостного воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Главное содержание гневных судов Божиих на Израиля – есть предречение опустошения обетованной земли и пленения Иудеев Вавилонянами. Это бедствие представляет Пророк с сильным внутренним волнением, – и тем, приметно, более усиливающимся, чем ближе было бедствие. Вот, описание самых этих врагов: «Так говорит Иегова – вот идет народ от земли северной, великий народ подъемлется от краев земли; держит в руках лук и копье. Он свиреп и не милосерд; голос их шумен, как море, сидят на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с Тобою, дочь Сиона! … Не выходите в поле и не ходите дорогою, – так заранее предостерегает Иеремия, – ибо там неприятельский меч, ужас со всех сторон» ( Иер.6:22–23,25 ). Опустошение земли, готовое уже наступить, изображает Пророк отрывочно, – подавляемый скорбию: «Гляжу на землю – и – вот пуста, и не обитаема; на небеса? и нет в них света … Гляжу, и нет человека … Гляжу и вот сад мой пустыня, и все города его разрушились от Иеговы, от пламени гнева Его … – Я слышу голос как бы мучимой родами, стон как бы впервые рождающей, – голос дочери Сиона; она воздыхает, простирает руки свои» ( Иер.4:23,25,26,31 а). Ужасы и скорби опустошительного нашествия и преобладания врагов предызображаются Иеремией в плачевной песни: «Так говорит Иегова Бог воинств, позаботьтесь и позовите плакальщиц; пусть оне придут, – … и скорее подымут о нас вопль … Слушайте женщины слово Иеговы … учите дочерей ваших плакать … Ибо смерть влезает к нам в окна, идет в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей … будут лежать трупы людей, как навоз на поле, и как снопы позади жнеца, и подбирать будет некому» ( Иер.9:17–18,20–22 ). – Странное неразумие Иудейского правительства и народа, при опасностях со стороны Навуходоносора, гневно было предречено, как наказание Иудеям, и при том ведущее за собою новые страшные казни. «Отниму рассудок у Иудеи и у Иерусалимлян на месте сем, и сражу их мечем … И сделаю город их предметом ужаса и посмеяния; всяк проходящий мимо его ужаснется и свистнет, смотря на раны его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Господь отправился туда не для проповеди, Он искал там уединения и успокоения и не хотел, чтобы кто узнал о Его прибытии, но не мог утаиться (Ев. Мк.7:24 ). «Молва о Его чудесах проникла даже в сирофиникийские города и, как только Он успел войти в соседние селения, скрыться уже было невозможно» (Жизнь Иисуса Христа. Ф. В. Фаррара перев. Матвеева. М. 1887 г. Ч. I, стр. 256). Одна женщина хананеенка услышала о Нем, и вышедши из тех мест, и идя вслед за небольшой толпой, где был Иисус, кричала Ему: помилуй меня, Господи! Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется (Ев. Мф.15:22 ; Мк.7:25 .) «Она не смела привести беснующуюся к Учителю, но, оставив ее дома на одре, сама умоляет Его и объясняет только болезнь, ничего более не прибавляя. Она обращается к милосердию Владыки и громким голосом просит помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй меня, и этим воплем привлекает народ. Этою молитвою она как будто говорила: дочь моя не чувствует своей болезни, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь и сознаю это, помилуй меня!» (LII беседа св. Иоанна Златоуста на еванг. Матфея. М. 1843 г. Ч. II, стр. 384–385). Иисус не отвечал ей ни слова (Ев. Мф.15:23 ). «В евангелиях не встречалось ни одного случая заметить подобной, кажущейся холодности со стороны Иисуса», говорит один западный ученый (Ф. В. Фаррар). «Иудеев и неблагодарных Он вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет; а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни законов, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже и ответа. Слышно было, что Он Сам обходил селения для того, чтобы исцелять больных, но вот Он отвергает и ту, которая сама пришла к Нему. Кого не преклонили бы такое страдание и такая покорность, с какою женщина умоляла о своей страдающей дочери? Она не почитала себя достойною благодеяния и пришла не с тем, чтобы требовать должного, но просила оказать милость и изъявляла только свое несчастье; но и при всем этом не удостоена ответа. Даже самые ученики тронулись несчастьем женщины, смутились и опечалились, но и смутившись, не смели сказать Ему – окажи ей милость» (LII беседа св. Иоанна Златоуста на еванг. Матфея. М. 1843 года. Ч. II, стр. 385), но приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Ев. Мф.15:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Грозно и величественно было сошествие Бога на гору Синайскую: При наступлении утра, говорит святой писатель, были громы и молнии и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в стане; гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась, и звук трубный становился сильнее и сильнее ( Исх. 19:16, 18–19 ). Бурными и потрясающими знамениями сопровождалось и сошествие Святого Духа на апостолов. Был третий час дня 242 , и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. «Не без причины, – замечает святой Иоанн Златоуст , – устроено то, что это совершилось в третьем часу: когда показывается блеск света, тогда люди еще не заняты бывают хлопотами об обеде, тогда ясный день, тогда все на площади» 243 , а посему могло быть достаточное число свидетелей; бурное же дыхание как бы несущегося сильного ветра внушало апостолам, по толкованию того же святого отца, что «им ничто не в состоянии будет противиться, но что они развеют, как прах, всех своих противников» 244 . Шум бури, сосредоточившейся над зданием, где находились апостолы, должен был привлечь внимание народа и обнаружить пред всеми то великое событие, которое, полагая начало Церкви Христовой, имело всемирное значение. Засим следовало видимое явление Святого Духа: Явились бывшим в Сионской горнице разделяющееся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. По объяснению святых отцов, Дух Святой явился в виде языков «по сродству с Словом» 245 : «Он совечен Сыну, и язык имеет великое сродство с словом, а Слово Отца есть Сын, и так как существо Духа и Сына едино, то тот же Дух долженствовал явиться в языке» 246 . Посылая апостолов на проповедь , Господь Иисус Христос наставлял их: Егда предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете, не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас ( Мф. 10:19–20 ); отходя же к Отцу Своему, Господь возвещал Своим ученикам, что Святой Дух научит их всему и наставит их на всякую истину (см.: Ин. 14:26, 16:13 ). Теперь настало это время, – и Святой Дух самым видимым знамением показывал апостолам, что Он, вещая устами галилейских рыбарей, мог явить их «премудрыми ловцами» 247 , уловившими вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

«Да предстанет пред Тебя все злодейство их, И сделай с ними тоже, что сделал со мною за все грехи мои; Поскольку вздохов моих много И сердце мое сильно болит». Во втором отделе пророк углубляется в мрачное значение постигших Божий народ губительных бедствий и с безотрадною скорбью находит, что они выражают гневную вражду, в которую обратилась спасительная, преогорченная грехами, любовь Божия и которая наказывает ужасными страданиями неверных Божию завету ( Плач.2 ). «Увы, как омрачил Господь во гневе Своем дочь Сиона! Поверг с небес на землю красу Израилеву И не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего». Заметим здесь, что изображаемое этими чертами отвержение только предначинательно осуществлялось над иудеями и чувственнообразно представлено вавилонским пленом, а существенно и во всей силе совершается именно в судьбах нового Израиля – христиан. «Жизнь ваша, говорит апостол христианам, сокрыта со Христом в Боге»( Колос.3:3 ). И в другом месте: «наше жительство на небесах» ( Филип.3:20 ). Но когда христиане держатся, как своего главы и начала для всего, не самого Господа Иисуса, а земного самозваного главы церкви или собственного, отступающего от Христа, разума и произвола; то краса нового Израиля, скажем словами «Иеремиина Плача», истинно повергается с небес на землю. И в этом самом совершается над христианами гневный суд Господа, омрачающего во гневе Своем дочь духовного Сиона неразумием и не хотящего иметь в неверных Ему христианах благодатного подножия для Своих ног... «Истребил Господь, продолжает Иеремия, без пощады все селения Иакова... Натянул лук свой, как неприятель, и поднял десницу свою как враг; убил все приятное для глаза... Господь сделался неприятелем, разорил Израиля... разрушил святилище его, заставил Иегова забыть на Сионе праздник и субботу, и отверг в негодовании гнева своего царя и священника.... Царь его и князи его у язычников (о духе многих христиан можно сказать тоже, коль скоро все, заправляющее их мыслью и жизнью, находится под началами духовного язычества), не стало закона, и пророки не получают откровения от Иеговы...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Дальнейшее течение речи спасителя, отрешаясь от ближайших образов, направляется к грозным событиям конца мира. «Кончив предсказание об Иерусалиме, – изъясняет святитель Иоанн Златоуст , – Христос переходит уже к своему пришествию и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас». Тогда, – продолжал Господь откровение о будущих событиях, – аще кто речет вам: се зде, Христос, или: се онде, не имите веры. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. – Вы же блюдитеся; се прежде рек вам вся. Слово тогда, по объяснению того же святого отца, «указывает не на то, что было тотчас после сего, а на то, что будет в то время, когда должны совершиться события, о которых он хотел сказать: опустив весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть незадолго перед кончиною мира». Аще убо рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите; се в сокровищах, не имите веры. обольстители, которые явятся перед вторым Пришествием Христовым, будут отличаться от обманщиков, предшествовавших разорению Иерусалима, тем, что покажут великие, хотя и ложные знамения и чудеса. Это – антихрист с своими слугами, о котором святой апостол Павел говорит, что пришествие его, по действу сатанину, будет во всякой силе, и знамениих, и чудесех ложных, и во всякой лести неправды (2 Сол. 2, 9, 10). Пришествие сына Человеческого будет внезапно и по своей внезапности особенно поразительно: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческаго. Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли. Перед открытием вечного Царства Христова вся природа испытает необычайные изменения: будут знамения в солнце, и луне, и звездах, и на земли туга языком от нечаяния, шума морского и возмущения, издыхающим человеком от страха и чаяния бедствий, грядущих на вселенную. Абие же, в тыя дни, по скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы, яже на небесех, подвижутся. – Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Христова, – звезды спадут, ибо какая в них будет уже нужда, когда не будет уже ночи? – силы небесные подвижутся, видя такую перемену.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Дух Господа Бога Моего на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы – так говорил о Себе Мессия устами того же пророка ( Ис. 61:1 ; ср.: Лк. 4:18 ). Святой Дух наитием Своим, по замечанию святого Иоанна Златоустог о, «как бы некиим перстом указал Христа всем» 143 . С этого времени и сам Креститель Господень Иоанн проповедует уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии. Разрешая вопрос, почему Дух Святой явился в виде голубя, святые отцы говорят, что этот образ наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. «Голубь есть животное кроткое и чистое, и как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде» 144 ; «в виде голубя снисшел Дух в изображение Христова человечества чистого, незлобивого, истинного» 145 . С другой стороны, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя; там сучец масличный, здесь милость Бога нашего» 146 . Объясняя глубже сошествие Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, святые отцы научают понимать его богоприлично. «Никто да не подумает, – говорит святой Афанасий Александрийский , – что Христос приял, не имея Его прежде, ибо Он послал Духа свыше, как Бог , и Он же приял Его долу, как человек» 147 , и, как изъясняет святой Иоанн Златоуст , «Дух Святой сошел на Иисуса не так, как бы в это время был Ему первоначально даруем, но для того, чтобы показать Проповеданного» 148 . Православная Церковь не имела никакого сомнения в том, что Господь Иисус Христос крестился в струях Иорданских чрез погружение. На это указывает восхождение Его из воды, о котором говорят евангелисты Матфей ( Мф. 3:16 ) и Марк ( Мк. 1:10 ) и которому, естественно, по выражению Константинопольского патриарха Иеремии 149 , предшествовало нисхождение в воду. Блаженный Иероним пишет: «Сам Спаситель наш Иисус Христос, Который не очищался в крещении, но крещением Своим очищал все воды, тотчас, как только поднял главу из потока, приял Духа Святого» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Духом и в общение предрекаемых им Христовых состояний. Этим слово Божие именно поучает нас (как уже сказали мы выше и снова подтверждаем), что – тем более нам в Новом Завете удобно и должно входить в самый человеколюбивый дух Христовых состояний и особенно Христовых страданий, или «сие мудрствовать, еже и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ), победившем зло мира чрез понесение бремени его на себе самом. С заглаждением грехов человеческих, по исаиным предречениям, должно быть отнято средостение, отделяющее израильтян и язычников между собою 15 , и тем и другим откроется равный доступ к Богу: «в тот день из Египта в Ассирию будет уравнена дорога, Ассур будет проходить в Египет, и египтяне вместе с Ассуром будут служить Иегове. В тот день Израиль будет третий в союзе с Египтом и Ассуром; благословение будет на земле, которую Иегова благословит, говоря: благословен народ Мой египтяне, и дело рук Моих Ассур, и удел Мой Израиль» ( Ис.19 ) 16 . Вообще внешние, плотские или только наружно-церковные преимущества и лишения не будут значит ничего в отношении к избранию и оправданию, но одна живая и деятельная вера и верность: «не говори, чужеземец: отдалил меня Иегова от народа своего, и скопец не говори: вот я дерево сухое. Ибо так говорит Иегова скопцам, которые... приемлют то, что Я люблю, и держатся завета Моего: дам им в доме Моем и в стенах Моих часть и им лучше, нежели сынам и дочерям, имя вечное дам им – и иноземцам, присоединившимся к Иегове, чтобы служить Ему... дам им веселие в молитвенном доме Моем: ибо дом Мой назовется молитвенным домом для всех народов» ( Ис.56 ). – Так эту великую тайну, над раскрытием которой столько трудился в Новом Завете избранный сосуд слова Божия апост. Павел, – тайну призвания языков, – уже ясно предуказал Исайя; но с другой стороны столько еще образной прикровенности оставалось в сей тайне, что языки у Исаии представляются в царстве Мессии, еще как будто прозелитами иудейства: «дам им в доме Моем и в стенах Моих часть... иноземцам, присоединившимся ко Мне, дам им веселие в молитвенном доме Моем (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010