Аз Господь глаголах. И завещаю Давидов завет мирный, и потреблю звери злы от земли… и дам окрест горы моея благословение 4 ( Иез.34:23–26 ). Тогда изольется среди Израиля же животворящий Дух Божий, – и будет совершаться духовное возрождение или внутреннее обновление грешников водою и Духом. И воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяное и дух Мой дам в вас и сотворю, да в заповедех Моих ходите и суды моя сохраните и сотворите я 5 ( Иез.36:25–27 ). Но не для одного Израиля откроется благодать; напротив, она откроется только среди Израиля, а будет простираться на всех. «Так говорит Господь Иегова: и возьму я вершину высокого кедра и посажу, сверху ветвей его сощипну нежный стебелек и посажу на высокой величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром и почиет под ним всяк зверь, всякия пернатыя будут гнездиться в тени ветвей его» 6 ( Иез.17:22–23 ). Впрочем, так как эти пророчественные откровения даны по случаю пленения Израильского и находятся в связи с пророчествами об освобождении его, то вообще они ближайшим образом касаются Израиля и благодать, имеющая назначение для всех, Пророком созерцаема была в отношении большею частью к Израилю. Этим не стесняется значение ее: ибо Израиль был представителем и, так сказать, сокращением церкви вселенской и Пророк сам показал в приведенном пред сим месте всеобщее назначение благодати. Но в то же время, тем же самым тайно предуказывается и будущее благодатное спасение Израиля. Иезекиилем предречено это и более определенным образом. Так ( Иез.37:16–27 ) Пророк по повелению Божию берет два жезла, представляющие Ефрема и Иуду, или царства Израильское и Иудейское, связывает их в один жезл и этот символ изъясняет таким образом: сия глагола Адонаи Господь: се Аз поемлю весь дом Израилев от среды языков и введу их в землю Израилеву и князь един будет во всех сих царем, и не будут ктому в два языка, ни разделятся ктому на два царства… и избавлю я от всех беззаконий их, имиже согрешиша, и очищу я, и будут мне в люди, и Аз буду им в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Божественный страдалец, вися между небом и землей на позор Ангелов и человеков, был погружен в бездну истощания и с каждой минутой приближался к смерти. Не было в нем целости от ног до главы: весь в ранах и язвах, измучен и окровавлен, осмеян, поруган и, по пророческому слову, ни во что вменен ( Ис. 53, 2–3 ). К ужасным страданиям присоединилось новое нестерпимое мучение – жажда. Богочеловек дошел до крайней степени изнеможения: крепость Его, как предсказывал царственный пророк, изсше, яко скудель, и язык прильпе гортани ( Пс. 21, 16 ); жгучая боль разливалась по всем членам, и появилась томительная жажда, как предвестница близкой смерти. Доселе долготерпеливый Господь с незлобием и кротостью агнца, ведомого на заклание, все допускал и переносил, что ни делали с ним. Он не отверзал уст своих для мольбы о пощаде и снисхождении к себе ( Ис. 53, 7 ); среди жестоких истязаний никому не угрожал ( 1Пет. 2, 23 ) и не напоминал о долге человеколюбия. Всецело преданный делу искупления, он как бы забывал человеческие потребности. и вот, теперь, готовясь положить жизнь свою за падшего человека ( Ин. 10, 15 ), он в первый и последний раз с креста своего просит у этого человека малого возмездия – глоток кислого питья: жажду! Болезненный вопль тронул окружавших распятого, и они поспешили исполнить то, что задолго до события было предвозвещено Давидом: даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта ( Пс. 68, 22 ). Вблизи стоял сосуд, полный уксуса. Один из воинов побежал, напоил губку уксусом и, наложив ее на трость иссопа, поднес к устам Его и давал Ему пить. и в то время, как воин совершал великое дело милосердия к Умирающему, злобные враги Господа удерживали его и говорили: остави, да видим, аще приидет Илия спасти Его – и сняти Его. они не только не хотели доставить страждущему хотя малую отраду, хотя немного облегчить последние минуты Его, а напротив, желали скорейшей смерти Его. Яко лев, восхищаяй и рыкаяй, по изображению пророка-псалмопевца, враги раскрыли на него уста своя ( Пс. 21, 14 ) и с нетерпением ждали, когда умрет и погибнет имя Его (40, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Божьи глаголы о сем творении представляют собеседование, очевидно, не одного Лица в Божестве: и рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию . «Спросим Иудея – говорит Св. Златоуст в изъяснении сего собеседования Божья о творении человека – и посмотрим, что он будет говорить. К кому сказано: сотворим человека по образу нашему? Это ведь писание Моисея, которому они, говорят, веруют, а самом деле не веруют как и Христос сказал: аще бо бысть веровали Моисееви, веровали бысте убо и Мне; – так то письмена у них, а мысли у нас. К кому же сказано: сотворим человека? – Что же говорят эти (Иудеи), которые до ныне имеют покрывало в сердцах своих и не хотят ни сколько понять смысла сих слов? Они говорят, что Бог сказал это к Ангелу или к Архангелу. О, безумие! О, великое бесстыдство! Как это возможно, чтоб Ангел вступил в совещание с Богом создание с Создателем? Дело Ангелов не вступать в совещание (с Богом), но предстоять и служить. И так кто это такой, Кому говорит Бог: сотворим человека? – Кто же другой, если не великого совета Ангел, чудный Советник, Крепкий, Князь мира, Отец будущего века, Единородный Сын Божий, равный Отцу по существу, Им же вся быша? Ему говорит (Отец): сотворим человека по образу нашему и по подобию . Такое изъяснение Св. Златоуста само говорит за свою верность и совершенно согласно со всем ходом Моисеева сказания о миротворении. Когда же, таким образом, последовало совещательное между Отцем и Сыном собеседование о творении человека, то – есть, когда творческая о человеке мысль Бога Отца раскрывалась в Его Единородном и Ипостасном Слове уже для самого осуществления своего во времени и мире, то нераздельно с сим Единородный и сотворил человека, при чем Он, соответственно творческой мысли Своего Отца, благодатно положил на новосозданном печать или образ Своего Отца, положил благодатно: ибо существенный образ Отца есть один – Сам Единородный. Так изъясняются и сии слова: и сотвори Бог человека, по образу Божьему сотвори его. По изъясненному значению Творческих глаголов выходит, что Бытописатель в творении мира слышал и видел действующею или совершающеюся туже самую тайну, какую открыл Христос по отношению к делу воссоздания гибнущего мира: Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

В другой раз Пророк в угрожающей же речи говорит: «Вы говорите: станем жить, как другие народы, как племена иноземные. Живу Аз, глаголет Адонаи Господь: сильною рукою и простертою мышцею и излиянным гневом восцарствую над вами. И поведу вас пустынею народов, поведу вас под жезлом и положу на вас узы завета» ( Иез.20:32–37 ). Следовательно, грозная, наказующая Иудеев, десница есть собственно заветная Божия любовь, которая покоряет их себе как бы против их воли – подобно в другом месте: «За разврат свой и за мерзости свои терпи же ты, говорит Господь Иегова. И Я должен был поступить с тобою, как поступила ты, которая нарушила союз, пренебрегла клятву. Но Я помню союз Мой с тобою, во время юности твоей и держу вечный союз» ( Иез.16:58–60 ). На жалобы Иудеев, которым в обличение их были припомянуты и грехи отцов их: отцы ядоша терпкое, и зубам чад их оскомина быша, – любовь Божия открылась прямо с стремлением своим усвоиться всем и всех оживотворить, милующей всех приемлющих и отвращающейся кого бы то ни было, только за собственное его противление: еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему от пути зла и живу быти ему?… Понеже не хощу смерти грешника умирающего, глаголет Адонаи Господь, но еже обратитися ему от пути своего и жити душе его ( Иез.18:2,23 ). Подобно на вопли уныния наказуемых грешников: прелести наша и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем, – также прямо и выразительно высказывает себя спасающая божественная любовь: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хочу смерти грешника, но еже обратиться ему от пути своего и живу быти ему ( Иез.33:10,11 ). Посему-то при самых беспощадных карах, изрекаемых Иудеям чрез Иезекииля, оставляется из них тем же словом Божиим, остаток добрых или исправляющихся. Так Пророк, символом своих волос изображая участь своего народа, малую часть волос всё же оставляет при себе; и хотя из этого остатка своих волос также еще берет несколько и бросает в огонь, но остаток не истощен вовсе. Так Иегова, посылая служителей своего гнева поражать преступных, одному из них повелевает полагать на некоторых из народа таинственный знак буквы тав, имевшей по древнему Еврейскому письму фигуру креста, и запрещает совершителям казни касаться запечатленных этим таинственным крестообразным знамением; нам нетрудно угадать, что это – сохранившие в тогдашних злостраданиях веру и чрез это предусвоившие силу крестных страданий Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

В особенности желал бы Пророк словом Самого Господа Бога вразумить и остановить вождей на пути нечестия – Царей и иже пророков со священниками. Слыша слово Господне, царю Иудин, иже седиши на престоле Давидове … Сия глаголет Господь: творите суд и правду, и избавите силою угнетена от руки обидящаго его, и пришельца сира и вдовицы не оскорбляйте, не угнетайте беззаконно … аще не послушаете словес сих, самим собою закляхся, рече Господь: яко в пустыни будет дом сей ( Иер.22:2–3,5 ). Горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы Моея, рече Господь. … вы расточили есте овцы моя, и отвергоша я, и не посетисте их и Аз посещу на вас по лукавству умышлений ваших, рече Господь ( Иер.23:1–2 ). Еще горче обличения и увещания лжепророкам (выдававшим себя за провозвестников или учителей высших истин, которые, однако, суть не более, как их собственные измышления и мечтания). О пророцех сотрено есть сердце мое, вострепеташа вся кости моя ( Иер.23:9 а). «Пророков сих Я не посылал (говорит Господь чрез Иеремию), а они пошли, Я им ничего не говорил, а они пророчествуют. Если они стоять в Моем совете, то пусть объявляют слова Мои народу Моему и отводят его от порочного пути его». … Они говорят: «мне снилось, мне снилось» 3 . Долго ли этому быть? … Не думают ли они довести народ мой до забвения имени Моего? Пророк, у которого есть сон, у которого есть Мое слово, то пусть говорит слово Мое верно. Зачем в чистых зернах быть соломе, говорит Иегова? Слово Мое не то же ли, что огонь, говорит Иегова? И не то же ли, что молот, разбивающий камень ( Иер.23:21–22,25–29 ). «Посрамили себя мудрецы, пали и запутались в сеть. Се, презрели слово Иеговы; в чем же их премудрость?» ( Иер.8:9 ). (Вот вразумление мудрым и ученым о том, какова Божественная истина, едина непреложная и вечная истина!) Увещания, предлагаемые словом и от лица Самого Господа. Пророк усиливал примерами, – указывал Иудеям на отверженное уже Ефремово (Израильское) царство, позднейшим царям на их предшественников – добрых и благоденствовавших (Иосию), нечестивых и наказанных. Представлял нечестивцам и частные живые примеры: так однажды приводит в одно из здании храма потомков некоего Рехава и предлагает им пить вино, и когда Рехавиты отказались, на основании запрещения своего предка, Пророк от лица Самого Отца Небесного трогательно усовещивает народ: «Сыновья Ионадава, сына Рехавова, выполняют завещание отца своего, а народ мой меня не слушает … Я говорю им, а они не слушают меня, зову их, и они не отвечают» ( Иер.35:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

В то же время оно выявляет «теплохладность» в образе Ставрогина. В изъятой из основного текста главе «У Тихона» Ставрогин просит архиерея, как и Верховенский-отец Софью Матвеевну, прочитать отрывок из Апокалипсиса (выделенный и Д. в подаренном ему Новом Завете): «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр 3. 14-17). Глубина «теплохладности» Ставрогина, входящего в действие романа в день Воздвижения Креста Господня, измеряется невозможностью обретения отыскиваемого им для себя креста («ставрос» в переводе с греч. означает «крест»). В образе Петра Верховенского и его сообщников, в их мыслях и действиях концентрированно и выпукло проявляется истинный облик и реальные мотивы поведения борцов за справедливое переустройство общества. Деспотический догматизм, политическое честолюбие, уголовное мошенничество предводителя террористической «пятерки», хлестаковский энтузиазм к-рого постепенно осложняется зловещей демоничностью, являются в представлении автора следствием своеобразного развития посредственной и самолюбивой личности, лишенной в воспитании и образовании «высшего, основного», т. е. опоры на духовные ценности, высокие нравственные идеалы. Отец Петра Степан Трофимович Верховенский наиболее ярко выражает собирательные черты рус. западников и особенности мировоззрения и психического склада «либералов-идеалистов» 40-х гг. XIX в. Внешнему и внутреннему облику, мыслям и чувствам Степана Трофимовича свойственны, с одной стороны, возвышенность, благородство, «что-то вообще прекрасное», с др.- какая-то невнятность, половинчатость. Такое расплывчатое, теряющее границы раздвоение («всежизненная беспредметность и нетвердость во взглядах и в чувствах») соответствует неконкретности содержания тех высоких задач, к-рые проповедует «учитель» представителям молодого поколения.

http://pravenc.ru/text/Достоевский.html

Величается ли секира пред секущим ею? Гордится ли пила пред тем, кто действует ею? Разве жезл движется на того, кто его поднимает? За то посылает Господь, Господь воинств, на тучных его чахлость, и слава его сгорит от огня, как на пожаре» ( Ис.10 и сл.). Подобное сему о другом великом гордеце ( Ис.14 ). «В тот день произнесешь ты притчу сию на царя вавилонского, и скажешь: как умолк мучитель, умолкло высокомерие? Сокрушит Иегова жезл нечестивых, трость владык... Покоится, отдыхает вся земля, торжествует в радости, и веселятся о твоем падении и кедры ливанские. Преисподняя тревожится для тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем. Пробуждает для тебя Рефаимов (некогда исполинов – теперь обитателей преисподней), всех вождей земли... Все они начинают речь и говорят тебе: и ты отощал, как мы, и подобен стал нам... Все цари народов лежат с честно, каждый в своем доме; а ты повержен вне гроба твоего, как брошенный сук; окружен убитыми, сраженными мечем, и как презренный труп не присоединился к ним во гробе» 12 . Представим образцы пророческих обличений неправосудия, притеснения, невоздержания, роскоши, заботы об одном греховно-житейском и проч. «Горе вам, – говорит пророк, – придвигающие дом к дому и приближающие поле к полю, так что нет другим места... Горе тем, которые рано по утру ищут себе сикеры, и поздно в сумерки медлят за вином... У них цитра и арфа, тимпан и свирели, а дел Иеговы не примечают и действий рук Его не видят... За то откроет преисподняя жадный зев свой, и разинет пасть свою без меры, и снидет туда краса его и богатство, и ликование его и торжество... Горе тем, которые оправдывают виновного за взятки и правых лишают права. За то как солома снедается огнем и как сено тлеет в пламени, так корень их истлеет и отрасли их разлетятся в пыль» ( Ис.5 )... «Священники и пророки заблудились от сикеры» ( Ис.28 ). «Начальники – отступники и сообщники ворам, все они любят взятки, гонятся за взятками, сироту не судят и дело вдовицы до них не доходит» ( Ис.1:23 ). «Наполнена земля его (Иакова) серебром и золотом, и нет конца сокровищам его; наполнена земля конями, и нет конца конницам его» ( Ис.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Видно, что больной мог двигаться, но с большим трудом и весьма медленно; «быть может, – замечает святитель Иоанн Златоуст , – он надеялся получить от Христа только ту помощь, что Он ввергнет его в воду». Но Господь, прозревая веру его и показывая, что «может все сделать одним словом Своим», сказал расслабленному: востани, возми одр твой и ходи, – «повелевает взять одр, дабы совершившееся чудо имело тем более достоверности и дабы никто не считал этого события призраком или обманом». Больной тотчас выздоровел, взял одр свой и пошел. Иисус Христос совершил это исцеление в день субботний, «не преступая закон, а поступая выше закона». Но ревнивые блюстители внешних требований закона и преданий старцев увидели в этом событии нарушение субботнего покоя. Они сказали исцеленному: суббота есть, и не достоит ти взяти одра твоего. Сообразив, что совершивший над ним такое великое чудо есть ПосланникБожий, безсомнения, хорошо знающий, что прилично и что неприлично субботе, исцеленный смело отвечал: иже мя сотвори цела, Той мне рече: возми одр твой и ходи. А когда его спросили: кто есть человек? – то он не мог указать, потому что Иисус Христос скрылся в народе, бывшем на том месте, – скрылся, по толкованию святителя Иоанна Златоуста , – «во-первых, для того, чтобы в отсутствии Его свидетельство о чуде было свободно от всякого подозрения, и во-вторых, для того, чтобы еще более не возжечь гнева их; поэтому, уклонившись, Он оставляет дело само за себя действовать перед ними». Впрочем, «ограждая здравие исцеленного и благодеянием, и страхом будущих зол», Господь Сам делает Себя известным ему. Он встретил его в храме и сказал: се здрав ecu, ктому не согрешай, да не горше ти что будет. Этот человек, узнав своего Благодетеля, пошел и объявил о Нем иудеям, и сделал это без злого умысла: он как бы «продолжает свое оправдание, объявляя своего Исцелителя, стараясь и других привлечь и приблизить к Нему». Но иудеи, омертвевшие на букве ветхого закона, не обращая внимания на ясное обнаружение всемогущей силы Божией, стали гнать Иисуса и замыслили убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

«Виноградник есть у Соломона. Он вверил этот виноградник стражам; Каждый должен доставлять за плоды его тысячу сребренннков. Виноградник мой, какой есть у меня, предо мною; Тебе, Соломон, тысяча, И двести стрегущим плоды его». Из следующих за этим слов Возлюбленного, что сотоварищи внимают голосу возлюбленной, видно, что она здесь продолжала речь свою к тем братьям своим, которые готовы были бы продлить свою стеснительную над нею опеку. Итак, устраняя их вмешательство, она тем не менее считает себя обязанною им и оказывается деятельно благодарною пред ними. Только уж не их признает распорядителями своего виноградника, как прежде, а себя; по доверию ей виноградника от самого тезоименного мудрости Царя, именно своего Божественного Друга; их считает уже только стрегущими плоды своего виноградника. Так, без малейшего ослабления в себе смирения и любви, невеста Христова решительно не терпит на себе духовно-рабского ига и в себе духа рабского, оставляя это духовное рабство жестоковыйному ветхому Иерусалиму, по слову Писания: «Высший Иерусалим свободен... изгони рабу и сына ее: ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» ( Гал.4:25–31 ). И это твердое направление духовной благодатной свободы так бесценно в глазах Божественного Жениха, ценою собственной крови купившего для нее эту свободу, что Он сам относится к ней уже как к свободной, желая внимать свободному голосу из ее уст и признавая как бы ее стихией садовую свежесть свободно-развивающейся жизни: «Жительница садов! Сотоварищи внимают твоему голосу; Позволь и мне послушать» (Позволь: так обращаются даже к властительно-свободным). И она теперь находит уже не горы разделения между собою и своим Возлюбленным, но горы духовных ароматов, не разделяющие, а соединяющие их между собою. Духовные ароматы благоухают всем, «что только есть истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» ( Филип.4:8 ), что есть един дух с Господом ( 1Кор.6:17 ). По благодатным возвышенностям этих ароматов принестись к себе возлюбленная и молит своего Возлюбленного:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Вот куща, достойная Богочеловека! Вот «скиния, без труда устроенная, – скиния умеряющая зной и не имеющая темноты, скиния светлая и освещающая» 188 ! Апостолы еще более устрашились, когда вошли в облако и из облака исшел глас Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте. «Сей сущий и кажущийся человек, недавно ставший человеком, смиренно обращающийся между вами, Которого лицо ныне просияло, сей есть Сын Мой возлюбленный, предвечный, Единый из Единого, Единородный, довременно и вечно происшедший от Меня родившего, из Меня и во Мне и со Мною всегда сый, а не после получивший бытие» 189 . «В Нем Мое благоволение, ибо по благоволению Отца воплотился Единородный Сын Его и Слово; благоволение Отца в Единородном Сыне соделало спасение всему миру; благоволение Отца в Единородном Сыне соединило всяческая» 190 . Слышан был этот глас и при крещении Господа во Иордане (см.: Мф. 3:17 ), но – скажем словами учителя отечественной Церкви – «то была проповедь к первому проповеднику Нового Завета Иоанну Крестителю, и едва ли не один он в то время достаточно ее выразумел; теперь же догмат о Единородном Сыне Божием вновь проповедан с неба трем первейшим апостолам, уготовляемым во вселенские проповедники веры» 191 , а посему Иорданский глас дополнен словами, имеющими ближайшее отношение к ним: Того послушайте. «Сим гласом, – по изъяснению святого Ефрема Сирина , – Отец вразумлял их, что домостроительство Моисея кончилось и что они должны уже слушать Сына, ибо Моисей, как раб, говорил то, что было ему заповедано, и проповедовал то, что было ему сказано, равно как и все пророки, доколе не пришел Тот, Кто был обещан, то есть Иисус, Который есть Сын, а не приближенный слуга, Господь, а не раб, Владыка, а не подчиненный, Законодатель, а не подзаконный» 192 . «Покоряйтеся учению воплощенного Сына Божия, хотя бы оно и казалось прекословным для вашего естественного мудрования, хотя бы оно вас оглашало страданием и крестом среди вашего стремления к блаженству и славе» 193 . Апостолы, услышав глас Отца Небесного, в трепетном ужасе пали на лица свои, но Иисус Христос, подойдя к ним, коснулся их и сказал: Востаните и не бойтеся. Тотчас подняв глаза и посмотрев вокруг, они никого более не видели, кроме одного Господа Иисуса Христа, так что не оставалось никакого сомнения, что Божественный глас относился именно к Нему 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010