Ниневия погибла. С ней поступили точно так, как она обычно поступала с побеждёнными ею городами. Это событие вызвало чувство радости и ликования у народов Востока, изнывавших под игом жестокой властительницы мира. «Где теперь логовище львов и то пастбище для львят, по которому ходил лев, львица и львёнок, и никто не пугал их..?» – спрашивал пророк Наум и отвечал: «Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по городам, и некому собрать его. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (2:11. 3:18–19). Так исполнился над «городом кровей» непреложный закон Божьего возмездия за всякое убийство ( Быт.9:6 ), тем более за целое море пролитой крови. Однако расправиться с Ассирией было не так просто. Остатки ассирийской армии отступили на запад, к Харрану, а затем к Каркемишу на Евфрате. В Харране ассирийцы избрали себе нового царя – Ашшур-убаллита (612–609), который был первосвященником этого города и младшим братом Ашшурбанипала. С этого времени Харран стал столицей гибнущей империи. В эти критические для Ассирии дни у неё появился новый союзник – Египет, которого беспокоило растущее могущество Мидии и Вавилонии. В 611 году Набопаласар со своим войском стал продвигаться к Харрану. Решительные бои за город произошли в следующем году, когда к вавилонянам присоединились скифы. Ассирийцы вместе со своими союзниками вынуждены были оставить новую столицу и отступить за Евфрат. В Харране остался вавилонский гарнизон. Потеря Харрана не на шутку встревожила египтян. Собрав ополчение, фараон Нехо II выступил для соединения с остатками войска Ашшур-убаллита, чтобы вновь идти на Харран. Но путь ему преградил иудейский царь Иосия со своим войском. У Мегиддо произошла битва. Иосия был смертельно ранен египетской стрелой. Соединившись с ассирийским царём, Нехо II перешёл Евфрат и атаковал Харран. В результате тяжёлых боёв вавилонскому гарнизону всё же удалось удержать город, к которому спешил на помощь Набопаласар вместе с мидянами. Узнав об их приближении, египтяне сняли осаду и без боя отступили за Евфрат.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Она же ответила им: «сице глаголет Господь Бог Израилев: рцыте мужеви пославшему вы ко мне. Тако глаголет Господь: се аз ниведу злая на место сие, и на живущия в нем, вся словеса книжная, яже прочте царь Иудин: понеже оставиша мя, и кадяху богом другим, яко да прогневают мя делесы рук своих, и разжжется ярость моя на место сие: и не угаснет. И ко царю Иудину пославшему вас вопросити Господа, сице рцыте ему: тако глаголет Господь Бог Израилев: словеса, яже слышал еси, за сия, яко умягчися сердце твое, и смирился еси пред лицем Господним, услышав елика глаголах на место сие и на живущие в нем, еже быти в погубление и в проклятие, и раздрал еси ризы твоя, и плакася предо Мною, и аз убо услыших, глаголет Господь: сего ради из приложу тя ко отцем твоим и соберешися во гроб твой в мире, и не узриши очима твоима всех злых, яже аз имам навести на место сие, и на живущия в нем» (4 Цар.22:15-20). И обещание было исполнено; ибо Владыка всяческих отложил Свой гнев до конца его царствования. Было тридцать один год (его царствования). В последнее время против Вавилона предпринял войну Фараон Нехао, царь Египетский и отправился из своего отечества со всем войском. Так как Иосия опасался, как бы он не пришел опустошать иудейскую страну; то он вооружился и решился выйти ему на встречу. Тот повелел ему идти назад, сказав, что он спешит к реке Евфрату и стремится в страну Ассириян. Но так как и после сего (Иосия) безрассудно вступил в бой; то во время сражения был убит и мертвый своими привезен был домой во Иерусалим. На царство же помазан был Иоахаз, сын его. Едва кончился третий месяц его царствования, как Фараон Нехао лишил его власти и связав его держал под стражею в Египте; получивши же большие деньги, едва согласился на то, чтоб во Иерусалиме царствовал Елиавим, или Иоаким, также сын Иосии. Он до такой степени угнетал Израиля, то есть жителей Самарии и Иерусалима, что обложил налогами всю страну и от всех требовал податей. Когда дела находились в таком состоянии и царством управлял Иоаким, — пришел Навуходоносор, овладел Иерусалимом, так что Елиакима сделал своим рабом, взял и с него налог и весь город совершенно опустошил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3518...

Остаток обратится к Богу сильному. Ибо хотя народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится: истребление определено изобилующею правдою (Господа) ». (10, 20-22). После смерти Езекии в Иерусалиме воцарился кровожадный Манассия, при котором, по иудейскому преданию, великий Божий провозвестник Исайя принял мученическую смерть… 7.4. Пророк Иеремия. В первой трети VII b. до Р. Х. в Израиле начал пророческое служение великий Иеремия, происходивший из священнического рода местечка Анатот. Ягвэ предвидит душу Иеремии, его призвание не случайно: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя и … освятил тебя; пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне … ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их, ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя». (Иер. 1, 4-8). И действительно, Иеремия, движимый Богом, всю жизнь ходил туда, куда Он повелевал, и говорил каждому нелицеприятные слова, которые Он повелевал произнести, за что подвергался всевозможным страданиям; затем происходило его освобождение, и вскоре он становился свидетелем наглядного возмездия своим ненавистникам. Неоднократно Иеремия жалуется на то, что хотел бы он спокойной жизни, хотел бы вовсе не говорить людям горькие и обличительные слова, ему не доставляет радости его знание, но он не может иначе, ведь пророк себе не принадлежит и утаить слова Ягвэ не в состоянии. Видя, как коротка историческая память народа, Иеремия вновь напоминает об особом избранничестве и полном несоответствии ему реальной духовной жизни, и в связи с этим от имени Бога призывает народ к покаянию в выражениях, понятных со времен пророка Осии: Призывы Иеремии в начале его деятельности, как ни странно, легли на благодарную почву, ибо почти всю первую половину VII b. в Иудее правил Иосия, унаследовавший духовную ревность и благочестие от своего прадеда Езекии. И в то время как Иеремия призывал народ обратиться от идолопоклонства к истинному Богу, царь Иосия совершал походы по стране, разрушал высоты и жертвенники, даже посвященные Богу, и приучал народ к тому, что единственным местом жертвоприношения Ягвэ является Иерусалимский храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Политику Манассии продолжил его сын Амон (642–640), который сменил его на престоле в 642 году ( 2Пар.33:21–22 ). Процарствовав только два года, он пал жертвою заговора своих приближённых, очистив место для своего малолетнего, но достойного сына Иосии. О том что Иосия с детства имел представление об истинной религии, свидетельствует тот факт, что уже за шесть лет до того, как была обнаружена Книга Закона, он начал проводить в жизнь свои реформаторские идеи. Что представляла из себя эта книга? Почему на протяжении долгого времени она считалась потерянной? Хотя содержание найденной в храме книги не указывается, но о ней сказано, что она «дана рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ). На основании этого Книга Закона могла содержать всё Пятикнижие или только Второзаконие. Пролить свет на это событие поможет нам одно место из книги Второзаконие, составленное «рукою Моисея». «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Возьмите сию книгу закона, и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством...» (31:24–26). Итак, когда Моисей «вписал в книгу все слова закона», он повелел левитам, носящим Ковчег завета, положить её рядом с ним для хранения и свидетельства. Разумно было бы предположить, что во время нечестивого царствования Манассии этой книге угрожала опасность быть уничтоженной. И вот тогда она была спрятана священниками в постройке храма, где и нашли её при ремонтных работах рабочие царя Иосии. К какой же части Ветхого Завета вероятнее всего могла относиться найденная Книга Закона? Возможно к той, которая впоследствии получила название «Тора» (евр. – «учение», «закон»), или Пятикнижие Моисеево. Ведь именно в Пятикнижии есть книга, которая особенно ярко отражает все идеи, получившие свою реализацию в реформах Иосии. И эта книга – Второзаконие. При сравнении рассказа Книги Царств о реформах Иосии с текстом Второзакония можно обнаружить большое сходство. Так, Второзаконие требует самым жестоким образом наказывать тех, кто «пойдёт и станет слушать иных богов, и поклоняться им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному... Мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие... побей их камнями до смерти» (17:3–5). Это требование закона было в точности выполнено Иосией. Второзаконие требует также искоренения культа всех иных богов и наличие только одного жертвенника для приношений Господних. «И разруште жертвенники их, и сокрушите столбы их, сожгите огнём рощи их, разбейте истуканы богов их...» (12:3–6), – что и сделал Иосия. Кроме того, жертвоприношения во время царствования Иосии были сосредоточены только в Иерусалиме и запрещены во всех других местах. Таким образом, результатом реформы царя ( 4Цар.22–23 и 2Пар.34–35 ) стал не только разгром языческих культов, но и появление у народа Книги Закона, которую, по общепринятому мнению, считают Пятой Книгой Моисеевой, или Второзаконием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Пораженный видом бедствий, привлекаемых нераскаянностью народа, Пророк в храме же изливает глубокую скорбь свою. «Подайте ми утешение в горести, взывает он. Сердце мое болит у меня о сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня. Разве нет бальзама в Галааде» 13 ? Разве нет там врача? И почему не приложено врачевство к ране дщери народа моего? О если бы голова моя сделалась водою! Я плакал бы день и ночь о убиенных сынах дщери народа моего. О сих горах, восклицает Пророк, взирая на цветущие садами и виноградниками горы Иудеи,– подъемлю стон, и вой, и о степных пастбищах плачевную песнь, потому что они опалены. так что никто там не ходить, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота все разбежались, ушли». Печальное событие приносит новое огорчение Пророку. Прежде, нежели благодетельные пре образования Иосии успели оказать вполне свое влияние на государство, прежде нежели уврачеваны были раны и успокоены волнения, неизбежные при всяком сильном перевороте, преобразователь во цвете лет окончил жизнь. Смелый и предприимчивый царь египетский Нехо высадился с войском на Кармиле и прошел чрез прежние области израильского царства, в намерении овладеть Кархемышем (Цирцезиумом), укрепленным городом на Евфрате, и тем обезопасить свои границы с востока. Иосия хотел воспрепятствовать его намерению, справедливо полагая, что Иудея не могла бы сохранить своей самостоятельности, если бы Фараонам удалось укрепиться на севере. Напрасно Нехо старался удержать его от войны. Иосия выступил против Египтян, но при Мегиддо в равнине Галилейской потерпел совершенное поражение. Смертельно раненный он был унесен с поля сражения и отвезен в Иерусалим на военной колесниц. Там он, как предсказано было пророчицей Гульдой, в мире приложился к отцам своим, и глаза его не видели бедствия, которое Иегова после него навел на Иудею. Разделяя скорбь народа о благочестивом царе, Пророк оплакал его смерть в печальных погребальных песнях, которые долго хранились в устах народа, и в известные дни, посвященные воспоминанию об умерших, петы были певцами и певицами в храме иерусалимском ( 2Пар.35:25 .). К сожалению они не дошли до нас, но. вероятно, не уступали ни в силе чувствований, ни в трогательности выражения плачевным песням Пророка о разрушении Иерусалима, дошедшим до нас под именем плача Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Родословие по св. Луке: Авраам был отец Исаака; Исаак Иакова; Иаков Иуды; Иуда Фареса; Фарес Есрома; Есром Арама; Арам Аминадава; Аминадав Наассона; Наассон Салмона; Салмон Вооза; Вооз Овида; Овид Иессея; Иессей Давида. В этом обе таблицы совершенно согласны между собой. Родословие по св. Матфею: Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иоарама; Иоарам 36 родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафиила. Родословие по св. Луке: Давид был отец Нафана; Нафан Маттафа; Маттаф Маинана; Маинан Мелеаев; Мелеа Елиакима; Елиаким Ионана: Ионан Иосифа; Иосиф Иуды; Иуда Симеона; Симеон Левия: Левий Маттафы; Маттафа Иорима; Иорим Елиезера; Елиезер Иосии; Иосия Ира; Ир Елмодама; Елмодам Косама; Косам Аддия; Аддий Мелхия; Мелхий Нира; Нир Салафиила. Таким образом, два колена рода Давидова от Нафана и Соломона соединились вновь в одном роде Салафиила. Между братьями Иехонии был один по имени Нир, умерший бездетным. Иехония (о котором говорит св. Матфей) взял вдову себе в жены, повинуясь закону. Родившийся от этого союза Салафиил был законным сыном Нира, а на самом деле был сыном Иехонии. Родословие по св. Матфею: Салафиил родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда. Родословие по св. Луке: Салафиил был отец Зоровавеля; Зоровавель Риса. Род Давида соединился вновь в лице Зоровавеля, который имел двух сыновей: Авиуда и Риса. Св. Матфей упомянул в своей таблице о первом, а св. Лука – о втором. Родословие по св. Матфею: Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара: Елеазар родил Матфана. Родословие по св. Луке: Рис был отец Иоаннана; Иоаннан Иуды; Иуда Иосифа; Иосиф Семеия; Семеий Маттафия; Маттафий Маафа; Мааф Наггея; Наггей Еслима; Еслим Наума; Наум Амоса; Амос Маттафия 37 ; Маттафий Иосифа; Иосиф Иоанная; Иоаннай Мелхия; Мелхий Левия; Левий Матфата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Служителям этих алтарей Ягве было приказано покинуть свои места и идти в Иерусалим. Пуританский поход продолжался, и скоро отряд Иосии достиг Бетэля, главного религиозного центра северян, пощаженного даже ассирийцами. Здесь Амос некогда предрекал гибель Эфраима, а Осия призывал небесные громы на тельцов, отсюда же шел яд векового раскола Израиля и Иуды. Теперь пробил последний час старого святилища; Иосия велел уничтожить его и предать «осквернению». Когда его слуги вынимали кости из склепа, чтобы сжечь их на месте алтаря, царь заметил, что неподалеку стоит какое-то сооружение. «Что это за памятник?» — спросил он, думая, что перед ним еще один недозволенный алтарь. Но ему объяснили, что это гробница человека Божиего, предсказавшего конец Бетэльского храма. Иосия с почтением остановился у памятника; он увидел в нем зримое доказательство правоты своих решительных действий. Наконец, отряд вступил в пределы Галилеи. Там оставалось еще много языческих капищ, построенных переселенцами с востока. Уничтожить их было труднее: Иосии оказали сильное сопротивление, поддерживаемое жрецами. От Галилеи царь повернул назад и к празднику Пасхи прибыл в Иерусалим 14-е число весеннего месяца нисана было первым днем пасхальных торжеств. Царь объявил, что в этот день он дарит народу животных для праздничных жертв из своих стад. Духовенства в городе было теперь много, как никогда, число его пополнилось за счет уничтожения провинциальных храмов. Священники отделяли от жертвенных животных часть, положенную для алтаря, остальное тут же варили и жарили на кострах. Пиршество превратило город в единую пасхальную горницу. Повсюду перед народом читались поучения из Торы. «Если спросит у тебя сын твой, что значат эти заповеди-уставы, которые дал нам Ягве, Бог наш, то ты скажешь сыну твоему: рабами мы были у фараона в Египте, и Ягве вывел нас из Египта мощною рукою, и явил Ягве знамения и чудеса великие бедственные на Египет, фараона и на весь дом его перед глазами нашими, и Он вывел нас оттуда, чтобы привести нас и дать нам землю, о которой клялся Он отцам нашим. И заповедал нам Ягве исполнять все эти уставы, бояться Ягве, Бога нашего, дабы добро было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь» (Втор 6, 20-24)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Спустя два поколения мальчик–царь Иосия почувствовал ностальгическое желание восстановить храм и возобновить исполнение древних религиозных обрядов. В то время святой град Божий был позабыт. В его храмах красовались идолы, его жрецы занимались блудом во славу своих богов, солнцепоклонники приносили жертвы изображению коня. В соседней долине родители сжигали первенцев на костре, пытаясь умилостивить Ваала. Священные книги были потеряны, Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог Моисея превратился в пустой звук. Священники, роясь в развалинах, обнаружили «Книгу завета» — по всей видимости, какую–то часть Второзакония. Главы 22–23 4–й книги Царств передают эту драматическую историю очищения храма и такого обновления, какого, быть может, еще не знала история. Царь плакал, раздирая на себе одежды, и приказал вернуть народ к закону Моисееву. Свою религиозную реформу Иосия завершил тем, что собрал весь народ и приказал праздновать пасху. «Потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских» (23:22). Моисей не вошел в Землю обетованную, но его дух жил в ней, возвращая надежду, жизнь, спасение потомкам тех, кого он привел к границам этой страны. Второе событие описано в Новом Завете. Иисус хорошо знал текст Второзакония. Подвергаясь искушению в пустыне, он трижды цитировал эту книгу в споре с Сатаной. Позднее, в один из самых торжественных моментов Своего служения, Иисус поднялся на гору, чтобы встретиться там с Отцом. Его лицо преобразилось после этого, как преобразилось когда–то лицо Моисея после общения с Богом. «Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Луки 9:29). Петр и Иоанн отшатнулись, ослепленные. Голос зазвучал с небес, и внезапно на горе перед учениками предстало два титана израильской истории. Они сразу же узнали Илию, того неистового, творившего многие чудеса пророка, о возвращении которого мечтали все иудеи. И рядом с ним стоял Моисей. Оба дружески беседовали с Иисусом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Храм Соломонов. Фрагмент древней карты Иерусалима Тирский царь Хирам прислал Давиду в подарок много кедровых брусьев и искусных архитекторов и строителей, которые построили в Иерусалиме царский дворец. Соломон расширил Иерусалим на север, окружив стеной гору Мория. Главным событием его 40-летнего царствования стало возведение Храма (около 960 г.), который с прилегающими к нему зданиями и двором занимал площадь в 9 гектаров. Господь благословил и освятил его. «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8: 10–11). При Давиде и Соломоне Израиль переживал самый цветущий период. После них царство уже никогда не приближалось к такому могуществу и размерам. После смерти Соломона страну постигло тяжкое испытание. Царство разделилось. Десять колен отпали и образовали на севере самостоятельное государство – Израильское царство. При сыне Соломона Ровоаме Иерусалим постигло первое бедствие: египетский царь Сусаким овладел Иерусалимом и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского. Причиной этого бедствия было идолопоклонство, в которое впали иудеи: «И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» (3 Цар. 14: 23). Это тяжкое преступление против Бога становится хроническим грехом не только Иерусалима, но и всего Израиля. Из 19 царей разделенного Иудейского государства только Аса, Иосафат, Езекия и Иосия боролись с этим злом. Особенно оскверненным местом оказалась долина сынов Енномовых, огибающая город с юга. Здесь был Тофет – место, где евреи-идолопоклонники сжигали своих детей, принося в жертву Молоху (см.: 4 Цар. 23: 10). Благочестивый Иосия не только уничтожил это мерзкое занятие, но в целях попрания его устроил там городскую свалку, где гнили трупы падших животных. А чтобы из-за гниения не распространялась зараза, там постоянно горел огонь. Господь Иисус Христос взял эту ветхозаветную реалию в качестве образа ада: «Где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9: 44). Слово «геенна» образовано от еврейского названия долины – Ге-Хинном. За пять дней пребывания в Иерусалиме мы часто проезжали над ней. Невидно никаких поселений. Она напоминает не только о мрачном прошлом, но и вызывает чувство отвращения ко всякому отступничеству в вере.

http://pravoslavie.ru/30071.html

12 Скажи ему… вот Муж, имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из… и создаст храм Господень. 13 Он… воссядет и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим. 14 Венцы те будут Хелему и Товии, Иедаю и Хену, сыну Софониеву, на память в храме Господнем. Ниже перечисляются удивительные особенности этого раздела. (а) В ст. 14 изменены два из упомянутых в ст. 10 имен. Хелдай (букв, «крот») становится Хелемом (в NIV mg. в значении «сила») и Иосия становится Хеном (в значении «благодать», то же самое слово использовано дважды в 4:7 в связи со строительством Храма). (б) Слово, переведенное как венцы, в оригинале стоит во множественном числе, но сопровождает его там глагол в единственном числе (14). Быть может, здесь намек на двух вождей Иудеи. (См. ниже.) (в) Грамматические формы не позволяют определить, идет ли речь об одном или двух лицах. В гл. 4 говорится о Зоровавеле, установившем основание Храму, а в гл. 3 «ОТРАСЛЬ» не отождествлялась с Иисусом. Фразу совет мира между тем и другим (13) надо понимать, конечно, в смысле гармонии между духовным и светским вождями, однако речь может идти и о «религиозных и политических аспектах руководства». (г) Тот факт, что Зоровавель не назван по имени и что венцы будут оставлены в Храме на память, наводит на мысль, что это предсказание относится к событиям, произошедшим после конца его земной жизни. Если вспомнить, что наименование «ОТРАСЛЬ» обычно используется по отношению к Мессии, и отнести это предсказание к Иисусу, то многое встает на свое место: Иисус Христос – одновременно и Царь и Первосвященник; Он и является той реальностью, о которой несовершенным образом свидетельствовали Иисус и Зоровавель; Он – Зодчий храма Божьего, Церкви. Последний стих походит на кульминацию гл. 7–8. Многие люди придут издалека, а не только те, что упомянуты в начале раздела. Это станет знамением того, что Господь действительно говорил через Своих вестников (15, см. выше: коммент. к 2:9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010