28:2. Литые статуи. Множественное число (Ваалы), вероятно, использовано по аналогии с формой «Элохим», представляющей множественное число имени еврейского Бога. Изготовление идолов строго запрещалось законом Моисея (см.: Исх. 34:17 ). Литые металлические истуканы хананейских богов (включая Ваалов) были найдены во многих местах в Палестине. 28:3. Долина сынов Еннома. Долина сынов Еннома (Енномовых) находилась к югу от Иерусалима и примыкала к долине Кедрон на юго-восточной окраине города. Из города в долину сынов Еннома можно было попасть через Ворота черепков и Ворота долины. Эта долина обрела печальную известность тем, что здесь совершали поклонение Ваалу Ахаз и Манассия. Иосия осквернил этот район, стремясь предотвратить акты идолопоклонства ( 4Цар. 23:10 ). 28:3. Проведение сыновей через огонь. Библейские авторы проводили различие между практикой язычников, которые сжигали своих детей, принося их в жертву своим богам (Втор. 12и 4Цар. 17:31 ), и идолопоклонством израильтян, «которые проводили своих сыновей и дочерей через огонь». Если этот обряд «проведения через огонь» и отличался от жертвоприношения детей, то в чем, собственно, состояло это отличие, неясно. Во Втор. 18 " проведение через огонь» появляется наряду с другими обычаями гадания и ворожбы. В ассирийских источниках того времени есть намеки на сожжение детей в тот период. В некоторых ассирийских хозяйственных документах содержится пункт о наказании, которое включало и «сожжение детей в жертву Сину». 28:4. Высоты, холмы, ветвистые деревья. Поклонение на высоких местах не приписывается другим иудейским царям, но лишь народу Иудеи (напр.: 3Цар. 22:43 ). В древнееврейском языке используется другая глагольная форма для обозначения языческих жертвоприношений в капищах, в противовес установленным законом жертвоприношениям в Иерусалимском храме. Ахаза, конечно, осуждали за совершавшиеся им языческие жертвоприношения. Более подробная информация о высотах приведена в коммент. к 4Цар. 17:9; 28:5 . 28:5. Поражение от сирийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

23:21–30. Празднование Пасхи. См. информацию в коммент. ко 2Пар. 35 . 23:31–35 Иоахаз Иудейский 23:31. Хронология. Иоахаз начал и завершил свое короткое правление за три месяца 609 г. до н. э., незадолго до окончательного падения Ассирийской империи в Харране и накануне решительного сражения между Египтом и Вавилоном за господство на Ближнем Востоке. 23:33. Отношения с Египтом. После падения Ассирии в 612–610 гг. до н. э. обстановка в Леванте не отличалась стабильностью. Отныне в непримиримую войну за доминирование в регионе вступили Египет и Вавилон. Египет без видимых успехов пытался поддержать осаду последнего ассирийского центра в Харране в 610–609 гг. до н. э. Четыре года спустя Иосия Иудейский попытался остановить египетское вторжение в Сирию, но был ранен в битве при Мегиддоне и вскоре умер. В результате образовавшегося в регионе вакуума власти Иудея стала египетским протекторатом (609–608 гг. до н. э.). Египтяне, хотя и с опозданием, двинулись на север и сразились с халдеями при Кархемише, где потерпели сокрушительное поражение (605 г. до н. э.). Следующим шагом халдеев стало вторжение в Египет в 601–600 гг. до н. э., но там они понесли тяжелые потери. Во всяком случае, власть Египта над Иудеей была только временной. 23:33. Ривла в земле Емафской. Ривла (совр. Tel Zerr " a) была важным административным и военным пунктом близ Кадеса-на-Оронте в Сирии, примерно в 20 милях к югу от крупного арамейского центра Емафа (Хамата). В VIII в. до н. э. ассирийцы построили здесь крепость. Позднее Навуходоносор II Вавилонский использовал ее для размещения своих войск во время западной кампании. 23:33. Пеня, наложенная на Иудею. Это значительно меньше, чем дань, которой был обложен Езекия (3 таланта серебра и 30 талантов золота; 18:14). Отношение серебра (7500 фунтов) к золоту (75 фунтов) также изменилось (100вместо 10:1). 23:34. Изменение имени. Изменение имени было довольно несущественным, поскольку оно затронуло только элемент, содержащий имя Бога: Jeho- (имя Яхве) вместо Е1-(общее понятие, обозначающее божество). Вероятно, изменение имени было связано с клятвой верности новому господину, что практиковали и ассирийские цари. Несколькими десятилетиями ранее Псамметих I Египетский (отец Нехао) был переименован ассирийским царем Ашшурбанипалом в Набушезибанни, когда последний был утвержден в качестве правителя провинции. Следует также обратить внимание на изменение имен Даниила и его друзей ( Дан. 1:6,7 ). 23:36–24:7 Иоаким Иудейский

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:10. Кумиров более. Здесь не проводится различие между религиозной практикой Израиля и Иудеи, с одной стороны, и другими городами Запада – с другой. Пленение идолов покоренного города было кульминационным моментом войны. Смысл этого стиха в том, что многочисленность кумиров не помогла указанным городам уйти от поражения. 10:11. Изваяния и идолы в Израиле. В идеале израильская религия не допускала изображений божества. На практике же этому запрету подчинялись не всегда. Исайя и другие пророки допленного периода постоянно обличали народ за идолопоклонство. Об использовании идолов Ахазом см.: 2Пар. 28:2 . Эта информация не столь хорошо подтверждается археологическими данными, как можно было бы ожидать. Вероятно, отсутствие скульптурных изображений в слоях, относящихся к периоду царств, объясняется их безжалостным уничтожением такими реформаторами, как Езекия и Иосия, или разграблением страны во времена ассирийского и вавилонского господства. 10:13,14. Надписи ассирийских царей. Самонадеянные и горделивые заявления, которые Исайя вкладывает в уста ассирийского царя, ни в коей мере не являются преувеличением. В надписях этого времени цари в крайне самонадеянной форме претендуют на особую роль. Тиглатпаласар объявляет себя любимцем богов, светочем своего народа и пастырем всего человечества, который покорил многих царей, разграбил города и обложил данью вассалов. Он заявляет, что враги для него не более чем призраки. Один из его предшественников, Ашшурнасирпал, обнаруживает склонность к умножению титулов, которых насчитывалось более дюжины. Среди них были такие, как «свирепый дракон», «премудрый пастырь», «праведный муж», «бесстрашный воин, попирающий врагов», «герой без пощады» и «неодолимый потоп», «тот, у кого нет достойных противников», и «тот, кто в своем могуществе и величии покорил свирепых и беспощадных царей от востока до запада» . 10:16–19. Суд над Ассирией. Хотя ассирийский царь изображает себя светочем своего народа, Яхве, Свет Израиля, призван погасить этот светоч. Ассирийские цари хвалились тем, что разоряли поля и сады, испепеляли города, – теперь сами они подверглись той же участи. Их армии – гордость и красу этих царей – скосили эпидемии (постоянно угрожавшие военным лагерям в древности). Поражение ассирийского войска действительно имело место под стенами Иерусалима в 701 г. до н. э., хотя и не вследствие эпидемий (см.: 4Цар. 19:35 ). Падение Ассирии произошло лишь через восемьдесят пять лет, когда мидяне и вавилоняне завоевали Ашур и Ниневию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:4. Религиозная реформа Иосии. Религиозные нарушения и идолопоклонство, упоминающееся в этом стихе, предвещают действия, предпринятые Иосией после 622 г. до н. э. (см. коммент. ко 2Пар. 34 ). Очищая храм и удаляя чужеземных богов, истуканов и жрецов, Иосия делал это во имя восстановления условий завета с Богом (см.: 4Цар. 23:24,25 ). Подобная реформа была проведена почти за восемьдесят лет до него царем Езекией ( 4Цар. 18:4 ). В обоих случаях слабость ассирийской монархии способствовала осуществлению попыток таких небольших государств, как Иудея, восстановить свою политическую и религиозную независимость. 1:5. Поклонение воинству небесному. Речь идет о поклонении звездам, которые связываются с небесными богами (богом солнца, богом луны и, особенно, с Венерой); в Вавилонии это, соответственно, Шамаш, Син и Иштар, которые были главными божествами в большинстве древних религий. Они считались самыми могущественными богами, поскольку контролировали календарь и времена года, а также погоду. Они показывали знамения, которые истолковывали гадатели, и следили за всем, что происходит в мире. Накопившееся к концу 2-го тыс. до н. э. огромное число разрозненных небесных предзнаменований было собрано на семидесяти табличках, известных под названием «Энума, Ану, Энлиль», которыми пользовались в течение почти тысячелетия. Штамповые печати из Израиля этой эпохи показывают, что астральные божества пользовались огромной популярностью. В Месопотамии астрологи выделили на небе много созвездий (хотя не все они те же самые, которые мы знаем сегодня и которые пришли к нам через греков), но зодиак еще не был известен. Более подробные сведения на эту тему см. во 2Пар. 33:5 . 1:5. Клянутся царем своим. ( В оригинале – Милхом, или Молох.) Многие исследователи рассматривают Молоха как бога преисподней, с которым связаны ритуалы поклонения мертвым предкам. В одной финикийской надписи VIII в. до н. э. говорится о жертвах Молоху перед началом битвы между киликийцами и их врагами. 1:8. Одежда иноплеменников. Поскольку Иудея была под владычеством иноземцев (ассирийцев, египтян и вавилонян) на протяжении более столетия, неудивительно, что ее государственные чиновники и те, кто стремился обрести благоволение со стороны своих господ, перенимали их стиль одежды и другие особенности их культуры. В небиблейских источниках нет подробных данных о стиле одежды иудеев и вавилонян того времени, поэтому невозможно провести их детальное сопоставление. Различия могли быть в предметах одежды, ее стиле, материале, из которого она изготовлена, фактуре и цвету ткани. Более поздний пример восприятия иностранного стиля обнаруживается в эллинистический период, когда первосвященник Иасон заставил иерусалимскую знать носить широкополые шляпы, которые связывались с греческим богом Гермесом (см.: 2Мак. 7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но тезис Кауфманна «объединяет» 12–26-ю главы и связывает эти законы с синайским Декалогом, положенным в 5-й главе, предполагая, таким образом, даже большую степень однородности во второй речи Моисея (5–26). Правильное поклонение (12) Вероятно, об этой главе было написано больше, чем о любой другой главе в правовом сборнике Второзакония. Причиной того является распространенное утверждение о том, что в этой главе наиболее ясно выражена классическая тема Второзакония – централизация поклонения. Действительно, фраза «место, какое изберет Господь» встречается шесть раз (12:5, 11, 14, 18, 21:26) (и еще три раза в 14-й главе, один раз в 15-й главе, шесть раз в 16-й главе, два раза в 17-й главе, один раз в 18-й, 26-й и 31-й главах – всего 21 раз). Эта известная фраза дополнена расширенной фразой «чтобы пребывать имени Его там» (12:5, 11, 21 и 14:24 и пять других случаев во Второзаконии). Много внимания уделялось как теме «культовой централизации», так и «богословию имени». Те, кто упорно держится преобладания темы централизации, думают, конечно же, что местом, где будет пребывать имя Бога, является Иерусалим. Было выдвинуто предположение, что Иосия использовал религиозную реформу, чтобы прикрыть настоящие мотивы поддержки реформы централизации, так как частью реформы является: «И туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши» (12:6). Говоря словами В. Клабурна: «Каким образом честолюбивый царь может прибрать к рукам наибольшую долю сельскохозяйственных излишков крестьянства? Путем реформирования фискальной системы, так что он сделает возможным приток в столицу большего количества налогов, размер которых уже определен» 235 . Таким образом, одним взмахом Клабурн изображает Иосию вымогателем и шарлатаном, дает характеристику, которая не основана на материале Книг Царств и Паралипоменон. Я привожу это в качестве иллюстрации развития воображения комментаторов в том случае, если темой Второзакония считается централизация. Даже фон Рад указывает, что здесь «имеется большое количество постановлений, которые не упоминают требование централизации и даже, по всей видимости, не содержат намека на это» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

23:6. Рассеивание праха на кладбище. Последовательность сожжения, истирания в прах, рассеивания и съедания, символизирующая полное уничтожение божества, встречается также в текстах из Угарита. Рассеивание праха на кладбище является заключительным актом осквернения идола. 23:7. Храмовые блудники. Древнееврейское понятие qedeshim обозначает «священных юношей». Об этой практике почти ничего неизвестно, однако она решительно осуждалась и вполне могла иметь отношение к культовой проституции (см.: Втор. 23:18,19 ). Родственные понятия встречаются в аккадском и угаритском языках, где они также неясны втом, что касается функции. Корень этого слова обозначает состояние ритуальной чистоты. Понятием qadishtu в аккадском языке обозначалась женщина особого статуса. Она исполняла в храме определенные функции (акушерки, кормилицы или жрицы, посвященной божеству данного святилища), ни об одной из которых нельзя сказать, что она явно имеет сексуальную природу. С подобным явлением можно встретиться и в истории Угарита. Возможно, осуждение блудников здесь, в 4Цар. 23:7 , связано с тем, что они были почитателями чужеземных богов. 23:7. Ткали одежды для Астарты. По-видимому, женщины ткали покрывала или другие одеяния для украшения статуи (или столба) Астарты. Об изготовлении тканых и вышитых одежд для облачения статуй богов в Месопотамии хорошо известно. 23:8. Осквернение высот. Осквернение священных мест происходит тогда, когда на них совершаются запрещенные ритуалы. Законы о соблюдении чистоты священных мест Яхве изложены в Книге Левит, но высоты оскверняли храм тем, что символизировали вещи, недопустимые в присутствии Яхве. Осквернение святилищ других богов могли вызывать другие действия. Существовали, однако, определенные действия, которые всеми считались оскверняющими. Превращение того, что было некогда священным участком, в кладбище (см.: ст. 14) или в «место нечистот» (см.: 10:27) означало осквернение навеки. 23:8. От Гевы до Вирсавии. Гева (совр. Jaba) была небольшим селением на территории Вениамина, примерно в 6 милях к северу от Иерусалима. Раскопки здесь не проводились, но исследование поверхностного слоя обнаружило остатки поселения железного века. Гева возвышается над стратегически важной переправой через глубокое ущелье вади Swenit у Михмаса, открывавшей путь из северного региона в Иерусалим. Вероятно, она играла роль пограничного культового центра. Параллельно упоминается Вирсавия, самый южный город Иудеи. Археологи обнаружили там разобранный жертвенник с рогами, который мог быть разрушен во времена Иосии. Во всяком случае, приведенное здесь выражение не оставляет сомнений, что Иосия очистил всю землю Иудеи (от севера до юга) от чуждых религиозных практик.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

15:16. Истукан для дубравы. См. коммент. к 14:3. Влияние и официальный статус царицы-матери (см. коммент. к 3Цар. 2:19 ) мешали Асе проводить реформы, а потому понятно, что он лишил ее «царского достоинства» и полностью уничтожил ее истуканы. 15:16. Долина Кедрон. Долина Кедрон начиналась сразу за восточной стеной Иерусалима; в ней находился один из главных источников водоснабжения города, источник Тихон, а потому для Асы это было прекрасное место, где он мог расправиться с языческими культами. Соломон воздвиг капища Хамосу и Молоху ( 3Цар. 11:7 ), но более поздние реформаторы – цари Аса, Езекия ( 2Пар. 29:16 ) и Иосия ( 4Цар. 23:13 ) – продемонстрировали в этой долине свою решимость в борьбе за избавление народа от растления язычеством. 15– 16:1. Хронология. Есть некоторое несоответствие между датой конфликта между Асой и Ваасой, приведенной здесь, и информацией в параллельном тексте в 3 Цар. Более подробные сведения на эту тему приводятся в коммент. к 3Цар. 15:33 . 16:1. Рама. Присоединение Ваасой Рамы (er-Ram), расположенной всего лишь в 5 милях к северу от Иерусалима, к своей территории для Иудеи имело большое значение. Точно так же, как Ровоам расширил свой контроль над главными меридиональными магистралями, соединяющими Израиль и Иудею, еще на 5 миль (см. коммент. к 13:19), Вааса захватил контроль над теми же магистралями к югу от традиционной границы между двумя государствами. В этих местах не производилось археологических раскопок. 16:2,3. Договор с Венададом. Судя по тому, в какой форме заключался этот договор (что описано здесь и в параллельном тексте в 3Цар. 15:18–19 ), Сирия, вероятно, стремилась придерживаться политики невмешательства, возможно, ожидая лучшего предложения от воюющих сторон. Венадад I царствовал в первой половине IX в. до н. э., но установить время его правления более точно не представляется возможным. В коммент. к 3Цар. 20содержится информация о трудностях, которые испытывали сирийцы в своей истории в IX в. до н. э. 16:4. Завоевания Сирии. Нападение Венадада на Северный Израиль по подстрекательству Асы стоило Ваасе потери важного торгового коридора. Города, захваченные в этом военном походе (см.: 3Цар. 15:20 ), включали Дан (центр северного культа), Ийон на севере низины Хуле (примерно в 10 милях от Дана), Авелмаим (Авел-Беф-Мааха в 3 Цар.) – все они были расположены на дороге между Сирией и финикийскими портовыми городами Тиром, Сидоном и Акко. Тот факт, что Ийон упоминается здесь первым, позволяет полагать, что нападение было с запада, а затем войска продвигались в южном направлении. Как долго эти города находились во владении сирийцев, неизвестно, но, согласно 4Цар. 10:29 , несколько десятилетий спустя они уже были под контролем Ииуя. В надписи, найденной в Дане, упоминается другая сирийская кампания против Северного Израиля, что свидетельствует о наличии постоянной угрозы Израилю со стороны Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Он восстановил первоначальные обязанности левитов (см. коммент. к 19:5). 29:15. Освящение. Освящение – это процесс ритуального очищения при подготовке к вступлению в священную сферу. Этот процесс происходит по-разному в разных культурах, но представление о необходимости совершения некоего ритуала для удаления скверны, могущей нарушить святость жилища божества, разделяли повсюду. Освящение левитов, вероятно, происходило в соответствии с процедурой, детально описанной в Исх. 29 . 29:16. Поток Кедрон. Долина Кедрона, которая лежала к юго-востоку от храма, соединялась с долиной сынов Енномовых, где издавна находилась городская свалка. Езекия, как и Иосия, стремился очистить храмовый комплекс Иерусалима, выбрасывая все предметы языческого культа в эту долину. В Кедронской долине также хоронили простых людей. 29:17. Календарь. Первым месяцем года был нисан, который соответствует марту-апрелю. Это был месяц, открывавший религиозный год, начало ежегодных праздников. Процедура очищения постепенно смещалась от внешних частей к внутренним, поскольку на каждом этапе должны были выполняться определенные ритуалы. По достижении одного уровня чистоты разрешалось войти в первую священную зону. Следующий уровень чистоты давал доступ во вторую и т. д. Территория, прилегавшая к храму, освящалась в течение восьми дней, и еще восемь дней происходило освящение самого здания храма. 29:18. Очищение утвари. Новое освящение храма производилось в три этапа: сначала его очищали, затем заново освящали и, наконец, совершалась церемония посвящения храма. Утварь, которую Ахаз «забросил», полагалось очистить, поскольку она находилась вне священных пределов и утратила ритуальную чистоту. 29:21–24. Ритуал жертвоприношения. При освящении скинии не совершали ритуала жертвоприношения. Во время освящения храма Соломона в жертву было принесено неисчислимое количество животных. Число жертвоприношений, указанных здесь, нигде в тексте не разъясняется. Информацию о жертве за грех см. в коммент. к Лев. 4:1–3 . 29:25.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:15. Ступени из города Давидова. Эти ступени располагались в южной части города и служили спуском к долине Кедрон. В этом месте найдены остатки древней лестницы. 3:16. Беф-цур. Беф-Цур располагался на крайнем юге области. Он расположен примерно в 4 милях от Хеврона. 3:16. Гробницы Давидовы. Место, которое для современных туристов обозначается как гробница Давида на современной горе Сион, относится к позднему преданию. Единственные монументальные гробницы времени первого храма находятся в современной деревне Сильван, на другой стороне долины Кедрон по пути из Давидова города. Они датируются железным веком II, но не являются царскими гробницами. Иудейские цари от Ровоама до Ахаза были похоронены в городе Давидовом (за рядом примечательных исключений). Более поздние цари были либо похоронены в «саду Озии» (Манассия и Амон), либо в своих родовых гробницах (Иосия). Места захоронения Езекии и преемников Иосии не указываются. Место царских захоронений в городе Давидовом определено недостаточно точно. 3:16. Выкопанный пруд. Это не тот пруд, который упоминался в предыдущем стихе, но расположенный неподалеку. 3:16. Дом храбрых. Этот дом, скорее всего, служил казармой, в которой размещались отборные подразделения войска Давида (см. коммент. ко 2Цар. 23:8 ). 3:17. Полуокруг Кеильский. Кеиль располагался между Заноахом (ст. 13) и Беф-Цуром (ст. 16), в 20 милях к юго-западу от Иерусалима. 3:25. Описание. Дворцовая территория была непосредственно к югу от Храмовой горы. Башня в углу дворцового комплекса была сокрыта городской стеной, и именно об этом угле говорится здесь. 3:26. Офел. Холм Офел, вероятно, расположен между Храмовой горой и южным хребтом, который известен как город Давидов. Очевидно, здесь были укрепления, которые окружали дворцово-храмовый комплекс. Некоторые исследователи считают, что здесь была цитадель, которая и называлась собственно «Офел». 3:26. Водяные ворота. Эти ворота стояли поперек хребта, простирающегося из Ворот долины, и открывались на восток, к дороге на источник Гион и в Кедронскую долину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

33:12. Молитва Манассии. О содержании молитвы Манассии в тексте 1 Пар. и 2 Пар. ничего не говорится, но в более поздней апокрифической литературе приводится красивая молитва , которая приписывается ему. 33:14. Расширение территории Иерусалима. Манассия укрепил Иерусалим дополнительными фортификациями, но, возможно, совсем по другим причинам, чем его отец Езекия (см. коммент. к 3:25). Набиравший силу Египет в правление фараона Псамметиха I, вероятно, заставил Ассирию помочь укреплению Иудеи, которая быстро превращалась в буферное государство. Остатки укреплений, которые могут относиться к эпохе правления Манассии, были найдены в Tell el-Hesi и Араде. 33:21–25 Правление Амона 33:21. Хронология. Краткое царствование Амона продолжалось с 642-го по 640 г. до н. э., во время правления ассирийского царя Ашшурбанипала. 34:1–36:1 Царствование Иосии 34:1. Хронология. Иосия был царем Иудеи с 640-го по 609 г. до н. э. После Ашшурбанипала в Ассирии наступил период анархии, который завершился распадом империи в 610 г. до н. э. В Египте в это время у власти находились фараоны Псамметих I и Нехао II, а царем Вавилонии с 625-го по 605 г. до н. э. был Набопаласар. Это было время, когда потерпела крах Ассирия, а Вавилония захватила ее территорию. Египет попытался воспользоваться этой ситуацией и установить свой контроль над Палестиной. 34:3–5. Религиозная чистка. Самая известная религиозная чистка в древности произошла в Египте, когда египтяне отвергли религиозные реформы Эхнатона в XIV в. до н. э. В период краткого правления Тутанхамона была предпринята попытка вернуться к почитанию традиционных богов с помощью традиционных жрецов и искоренить ересь Эхнатона. В то время восстанавливались древние святилища и храмы, которые обеспечивались необходимым имуществом и необходимым штатом служителей для восстановления того, что было конфисковано. Новый храм и столица, установленная Эхнатоном в Амарне, были заброшены. Хоремхеб уничтожил храмы в Амарне, разрушил это место и использовал все, что можно, в строительстве других сооружений. Данные о реформах Иосии сохранились на штамповых печатях. Печати с изображением символов богов плодородия, бога солнца и астральных богов более ранних эпох были заменены в этот период печатями, на которых написаны лишь имена их владельцев и иногда есть украшения, например, гранатовые яблоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010