Но пора уже изложить, насколько возможно, в повествовании и последующие [деяния ее], собрав их из божественных писаний. 6 . Итак, эта Самарянка после устроения и посвящения Спасителем у колодца тотчас подняла крест на рамена (плечи) и, последовав за Ним, сопричислилась к лику апостолов. И пока Спаситель мой, приняв на себя нашу плоть, искал погибшую овцу и жил среди людей, она находилась при Нем и с веселием и радостью услаждалась Его словами и чудесами. Когда же Он принял вольную смерть на кресте и погребение, чтобы доказать вожделенное воплощение и то, что он всецело взял меня на Себя, дабы я всецело был спасен, то она с прочими мироносицами принесла на гроб ароматы и миро и удостоилась чудесного лицезрения Ангела. Она видела также и самого Господа после воскресения из мертвых, вследствие чего усердно служила Евангелию. Ибо когда после этого ученики рассеялись по разным странам вселенной сообразно с тем, какой удел указала каждому сошедшая на него благодать всесвятого Духа, тогда и следовавший за ними народ разделился и двинулся за разными апостолами. К верховному [из них] Петру склонилась с более известными и Самарянка, сопровождала его, радостно внимая глаголам его божественного учения, и даже сама исполняла апостольское служение и многих призывала к познанию истины, как и раньше, когда она привела к колодцу к Богу-Слову толпы Самарян и показала Его им. 7 . Посему многие через нее уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и возродились, знаменованные святым крещением. С нею вместе были ее сродники, кроме одного из сыновей. У нее было два сына, из которых один, второй по возрасту (сей был Иосия), везде находился при матери; кроме него, с нею были ее родные сестры: Анатолия, Фото, Фотида, Параскева и Кириака, воистину происшедшие и получившие имена от света. Другой сын великомученицы, первый по возрасту, отсутствовал в этом славном содружестве. Это был славный Виктор. Не по изнеженности или недостатку мужества и благородства отсутствовал он в сей сладкой Христовой рати своих сродников, но потому, что в те дни, стяжав у Римлян великий трофей в Аварской войне, он получил от правителя и великую честь, будучи назначен, как говорят, стратилатом и получив в полное распоряжение всю Италию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Услышав это, царь воспылал гневом и разослал по Италии воинов, чтобы приводили в Рим всех тех, кто исповедует христианское учение. Между тем, Сам Господь явился многим мужам и женам и сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11: 28 ). Не бойтесь, ибо Я с вами, и Нерон будет побежден вместе со своими приспешниками». Среди наблюдавших это видение был и Виктор, к которому Иисус Христос обратился: «Отныне имя тебе будет Фотин (свет), ибо через тебя просветятся и уверуют в Меня многие. Севастиана же укрепи на мучение своими словами. Блажен и счастлив тот, кто будет подвизаться до конца». После этих слов Господь вознесся на Небеса. Грядущие события были открыты и Фотине. Поэтому вместе со множеством христиан она отправилась из Карфагена в Рим, где также с необычайным дерзновением стала проповедовать Христа. И все жители столицы Великой Империи смутились, говоря: «Кто она, которая пришла сюда с таким множеством людей?». В это же время в Рим вместе с правителем Италии Севастианом воинами был приведен и ее сын Фотин. Все вместе они предстали перед царем, который лично допрашивал доставленных христиан. Сначала император пытался разговорами, без устрашения и без применения пыток, вынудить исповедников отречься от своей веры: – Отрекитесь от Христа или умрете злой смертью , – обозлившись, пугал их Нерон. – Да не будет этого никогда, Христе Царю, чтобы мы отреклись от Тебя и разлучились от Твоей веры и любви, – молились в ответ мученики, среди которых были: Анатолия, Фото, Фотис, Параскева, Кириаки – сестры Фотинии, Фотин, Иосия – ее сыновья. Все они были согласны с радостью и веселием умереть ради любви к Распятому Господу. Тогда тиран приказал сломать им суставы рук железными шарами. Схватив святых, слуги Нерона привели их на место мучения и положили руки на наковальню. Начались пытки. От третьего часа дня до шестого бьющие сменились трижды, а мученики совершенно не чувствовали боли, даже руки их не сломались. Это странное чудо смутило Нерона, и он приказал отрубить мученикам руки. Тотчас же схватив Фотину и связав ей руки, слуги стали многократно ударять мечами по рукам святой жены, но ничего не смогли сделать. Они были парализованы и замертво упали на землю, мученица же осталась невредимой и благодарила Бога, говоря: «Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя» ( Пс. 117: 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мы не располагаем к.-л. источниками сведений об апостольской проповеди в К., за исключением апокрифических текстов («Деяния Филиппа»), к-рые связывают начало христианства в К. с апостолами Филиппом, Симоном Кананитом, Иудой, Марком и Фотинией Самаритянкой (см. в ст. Фотина Самаряныня , мц., Виктор и Иосия , мученики). Визант. апостольские списки VI-VIII вв. (Псевдо-Дорофей, Псевдо-Епифаний) называют 1-м епископом К. ученика ап. Павла Епенета , зап. апокрифическая традиция - Крискента , поставленного ап. Петром, к-рый посещал К. дважды. Исторически достоверным 1-м епископом К. был Агриппин (1-я пол. III в.); он упомянут в одном из сочинений сщмч. Киприана Карфагенского. Древние церковные писатели ( Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei. VII 17//PL. 53. Col. 145) также относили образование христ. общины в К. к апостольской эпохе (впосл. эта т. зр. принималась Римской Церковью, о чем упоминали ее предстоятели Иннокентий I ( Innocent I, papa. Ep. 25. 2) и Григорий I Великий ( Greg. Magn. Ep. 1. 77)). Однако для утверждения древности Карфагенской кафедры они прибегали к своеобразному истолкованию канонических Деяний св. апостолов. Так, уже Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 - после 220), описывая чудо Сошествия Св. Духа на апостолов, обращает внимание на то, что среди собравшихся в тот день в Иерусалиме были жители Ливии и Кирены , и предлагает понимать под ними жителей рим. пров. Африка ( Tertull. Adv. Iud. 7), к-рые вскоре и стали проповедниками христианства в К. О том же упоминал и блж. Августин в диспуте с донатистами в К. в 411 г. (Gesta collationis. III 23//PL. 11. Col. 1403). В Ep. 43. 7 он подчеркивал римское происхождение христиан К., в Ep. 52. 2 - восточное. Действительно, в К. переплелись 2 традиции, что отражает характер его отношений с Римом и одновременно с восточными центрами Средиземноморья. Как и среди вост. общин (Сирия, М. Азия), здесь преобладал обычай перекрещивания еретиков, литургия совершалась во время каждого церковного собрания. При этом литургическая традиция К. в основном ближе к римской; в ней особо выделяется поминовение ап. Петра. К нач. III в. христ. община К. была уже многочисленна и, по сведениям Тертуллиана, включала лиц разного происхождения, возраста и социального положения ( Tertull. Apol. adv. gent. 1; I dem. Ad Scapul. 2). Пунийская христ. эпиграфика вплоть до VI в. использует и лат., и греч. алфавит. В К. кроме эллинизированной иудейской общины была община греков - выходцев с Востока. В латинской редакции Мученичества Перпетуи и Фелицитаты (нач. III в.; BHL, N 6633) содержатся некоторые греч. заимствования и указание на беседу мц. Перпетуи с клириками на греч. языке, что показывает присутствие греков в К. и сильное влияние греч. Востока.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская ПАРАСКЕВА (Макарова Параскева Кузьминична; 1878-1938), послушница, прмц. (пам. 22 февр. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА мц. Римская (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики ПАРАСКЕВА Степановна Кочнева (1890-1939), мирянка, мц. (пам. 26 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА Ивановна Фёдорова (1882 - 1938), мц. пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА (Матиешина Параскева Федоровна; 1890 (по др. данным, 1888) - 1953), мон., преподобноисп. (пам. 22 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Параскевы.html

Преп. Вассы печерской или псковской. По Погод. сожительница Ионы пресвитера † 29 марта ок. 1473 года). Иконы Божией Матери: Умиление ; явилась 1103 г. и находится в Смоленске. Другая икона Умиления, чудотворная, явилась в. на синичьей горе. На том месте основан святогорской монастырь псковской епархии. IV. Григория диакона римской церкви. 319. 240 и др. (это Мариан с Хрисанфом и Дариею). Страсть Кръмиту (?) и св. Мартирии. Охр. V. Свв. отец , избиенных в монастыре св. Саввы. Вас. Рум. Маз. (20 мар.). Св. муч. Агапия и дружины его. Мст. (15 мар.). Фомы , патриарха константинопольского. Рум. Мед. и др. (21 марта). В 1621 и 51 св. о. Филимона Царяграда. Павла препростого. Супр 245. ДоМак. (4 окт.). Анина чудотворца. Мед. Тур. (18 мар.). 7 жен у Аминса Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулианы, Евфимии и Феодосии . Сирл. (20 мар.). Дерфуты (Фервуфы) и сестры ее. Сирл. (4 апр.). Св. о. Никиты . 245. Мак. 51 (20 мар.). 20 I. Свв. отец Иоанна, Сергия и Патрикия и прочих в обители св. Саввы избиенных от сарацын в 796 году. Иер. Кал. Вен. Хил. Сирл. и др. †. МКр. М. 451. М. 1345 и 1369. Канон Стефана Савваита. Служба. (Вас. 240. Хлуд. 35. 245 и др. 19 марта). Св. муч. Фотины самарянины, беседовавшей со Христом, и иже с нею (из дружины ее известны: Виктор, Фотин, Иосия, Анатолия, Фото, Фотида, Параскева, Кириакия, Севастиан и Домнина). Вас. Петр. 43. Мст. Сирл. 240. М. Р. (М. Гр. 1295. фев. 26). Свв. мучениц 7 жен (дев) Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии при Максимиане († 310). 2. 1370. МГр. М. Р. (Вас. 240 и др. 18 мар. Сирл. 19). Св. Никиты исповедника, архиепископа аполлониадского при Льве армянине (813–820). 240. Рум. Сирл. М. Р. (245 мар. 19. Соф. Ев. XIV в. 6 марта 21. Филим. 10 февр.). II. Св. муч. Родиона мечем. 1370. Сирл. (1370. У. 80. Гордиана). Муч. Акилы епарха мечем. 1370. (Сирм. 25 мар. Сирл. и М. Р. 23 марта. В Р. М. Епарх собственное имя). Муч. Лоллиона старшего кулаками. 1370. (Новый Лоллион 27 апр.). Муч. Мануила мечем. 1370. (У Никод. Еммануила. По мнению болландистов одно лице с Мануилом, что у нас 27 марта с Феодосием).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иосия Иосия (Бог поддерживает, защищает) – имя следующих лиц: а) ( 4Цap. XXI, 24 и др.) – сын и преемник Аммона, шестнадцатый царь иудейский, начавший тридцатилетнее с годом царствование восьмилетним отроком и особенно отличавшийся чистотой жизни и благочестием. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров ( II Nap. XXXIV, 3 ). На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление храма Иерусалимского и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу Закона Моисеева – редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание означенной книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев. Царь пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Раздравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости ( II Nap. XXXIV, 26–28 ). Затем он собрал старейшин и народ, и велел читать книгу Закона вслух, и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди Закона Его, и обязал к тому весь народ свой. После сего он с особенной ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как-то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, – и затем по повелению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерной торжественностью ( II Nap. XXXV, 3–18 ). Он лично дал на праздник народу 30000 агнцев и козлят, и 3000 волов. На 31-м году царствования Иосии ц. фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с ц. ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя ( II Nap. XXXV, 21 ). Но Иосия не внял совету и предостережению фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона, находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

...и разрушил высоту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника... Из этого примечания можно видеть, что в разгар идолопоклонства даже у некоторых частных, более или менее влиятельных лиц, стояли перед домами идольские алтари. Ст. 10. …И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома… По объяснению филологов, Тофет значит тимпанное место, – каковым названием указывается на ту характеристическую особенность служения Молохова, что крики человеческих жертв, сожигавшихся в честь сему свирепому идолу, заглушаемы были громкими звуками тимпанов. Ст. 11. …И отменил коней, которых ставили (т. е. посвящали) цари Иудейские солнцу... Этот обычай ими заимствован был у Вавилонян и Персов. Впрочем, и у Греков, и многих других народов древности кони, обыкновенно, посвящались солнцу, и, притом, не только живые (на жертву), но и в виде живописных или скульптурных украшений при храмах. При храме Иерусалимском содержались, вероятно, живые священные кони; ибо сказано, что их Иосия только отменил, тогда как колесницы солнца сжег огнем, – что, конечно, он сделал бы и с коневыми изображениями. Священные кони стояли близ комнат Нефан-Мелеха евнуха, что в Фаруриме. Вероятно, первым из этих названий обозначается известнейшее в тогдашние времена лицо, которому поручено было заведование священными конями; а вторым названием, должно быть, обозначается особое отделение, или предместие храма, где кони были поставлены. Ст. 12. …И жертвенники на кровле горницы Ахазовой... разрушил царь … Иосия. Эти жертвенники были воздвигнуты в честь воинства небесного, т. е. светилам небесным 684 . Ст. 15–16. Также и жертвенник, который в Вефиле, высоту, устроенную Иеровоамом... разрушил, и сжег.... и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике... Так с поразительной точностью исполнилось слово Господне о сем знаменитейшем в истории Израильского царства жертвеннике, – слово, изреченное за 350 лет до этого устами одного пророка Иудейского 685 ! Ст. 19–20. …Также и все капища высот в городах Самарийских... разрушил Иосия... И заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках, и сожег кости человеческие на них, – и возвратился в Иерусалим... Как могли позволить это Ассирияне в своих владениях? Ассирийское царство быстро шло в это время к своему падению, и завоеванные пределы царства Израильского оставались без особенного надзора и управления; так что Иосия беспрепятственно мог распоряжаться здесь для осуществления своих религиозных целей. Что же касается казней жрецов высот, то, производя их, Иосия исполнял лишь ясное и прямое предписание закона 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А так как путь ему лежал чрез пределы земли Иудейской, то Иосия, чтобы предохранить свое царство от нашествия египтян, собрал свое войско и решил противостать им. Фараон послал к нему послов сказать: «Что мне и тебе, царь иудейский? Не против тебя теперь я иду, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься же Богу, чтобы Он не погубил тебя». Но Иосия не послушал этого предостережения Нехао и вышел против него с своим войском на Магиддонскую равнину, которая лежала на пути от прибережья Средиземного моря к Иордану, откуда ближайшим путем чрез Дамаск Нехао намеревался достигнуть берегов Евфрата. Произошло сражение; иудейское войско, подавляемое численным превосходством неприятеля, было совершенно разбито; сам Иосия был смертельно ранен. Телохранители поспешно взяли своего любимого умирающего царя и отвезли в Иерусалим, где он и предал дух свой Богу. Иосия погребен был в гробнице своих отцов и был оплакан народом в Иерусалиме и во всей Иудее с великою скорбью, ибо он был лучший, достойнейший из царей по своей доброте и богобоязненности (2 Пар.35:20–24; Зах.12:11). Оплакал Иосию царя и Иеремия в песни плачевной (2 Пар.35:25). Фараон Нехао продолжил после того свое воинское шествие в Ассирию, а в Иерусалиме на царство был помазан второй сын Иосии, Иоахаз [ 7 ], который царствовал, впрочем, только три месяца до возвращения Нехао из Ассирийского похода. Египетский царь, к которому после победы Магиддонской перешло главенство над Иудейской землей и который в то время имел в виду главного и могущественного противника — Ассиро-Вавилонию, а слабое царство Иудейское оставил без внимания, на обратном пути овладел Иерусалимом и всею Иудеею и подчинил своей власти. — Новоизбранного царя Иоахаза, когда сей явился к нему в военный лагерь, в Ривле, земле Емафской [ 8 ], для получения утверждения в своем царском достоинстве, он низложил и как пленника в оковах отправил в Египет, и царем в Иудее поставил старшего его брата Елиакима, переименовав его в Иоакима. В то же время Нехао наложил на Иудею дань в сто талантов серебра и талант золота [ 9 ], невыносимо тяжелую для маленького государства и тем более, что взыскивалась она с беспощадною строгостью (4 Цар.23:35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Амон, сын Манассии, опять восстановил идолослужение, и через 2 года царствования был убит своими слугами ( 4Цар. 21; 2 Парал. 33). Иосия. Возобновление храма. Обретение книги закона. Истребление идолопоклонства. Нашествие фараона Нехао Иосия (сын Амона) делал угодное Господу. Сокрушив идолов в своем царстве и в Израильской земле, он повелел исправить храм Господень. Когда для обновления храма вынимали из сокровищницы его серебро, первосвященник Хелкия нашел там книгу закона, данную рукой Моисея 464 , и представил ее царю. Выслушав написанные в этой книге страшные угрозы за беззакония, царь ужаснулся, разодрал одежды свои, собрал старейшин и народ в храм Господень, прочитал им найденную книгу закона и заключил завет перед Господом соблюдать заповеди Его, а за ним и весь народ вступил в этот завет. После этого Иосия истребил в своем царстве остатки идолопоклонства и суеверий (терафимы 465 ), вызывателей мертвых и волшебников, отправился в Вефиль, там разрушил жертвенник, устроенный Иеровоамом, и сжег на месте его кости жрецов, служивших золотому тельцу 466 . И не было еще царя, который бы так ревностно старался исполнять закон Моисея. Но так как обращение иудеев к Богу было временное, то Господь не отложил гнева Своего на них, и взял от них благочестивого царя. Фараон египетский Нехао пошел через Палестину на Евфрат, чтобы совершить завоевания на правом берегу Евфрата 467 . Иосия вышел против него на сражение, был тяжело ранен (при Мегиддоне) и умер 468 . Весь народ с непритворными слезами похоронил своего царя. Пророк Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иосиа царствовал 31 г.; 4Цар. 22, 23:1–30 ; 2Пар. 34, 35 ). Иоахаз. Иоаким. Начало вавилонского плена (4902 год от сотворения мира, 607 год до Рождества Христова) 469 . Иехония После смерти Иосии остались три сына его: Елиаким, Иоахаз и Матфания. Народ иудейский поставил царем второго из них, Иоахаза, вероятно, надеясь на его храбрость. Но Иоахаз делал неугодное Господу. Через три месяца фараон Нехао, после завоевания Кархемиса, возвращаясь с Евфрата, сделал царем иудейским Елиакима, переименовав его Иоакимом, и наложил на Иудею дань, а Иоахаза взял в плен в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев , Правосл. Собеседник 1898. Архиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163–258 стр., св. Димитрий Ростовский . Четьи Минеи 11 июня, а также в житиях святых под 11 июня – Д. Протопопов, С. Дестунис, Архиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.) Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Этот апостол был сын праведного Иосифа обручника Пресв. Девы, брат Иакова, Иуды и Симона ( Mф. XIII, 55 ). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа ( Uh. VII, 5 ), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею ( Дeяh. I, 14 ). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Прав. Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос . И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам ( Дeяh. I, 15–26 ). Предполагают некоторые, что этот Иосия одно и то же лицо, от имени которого ап. Павел приветствовал Колосск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010