18:14. Снег ливанский. Вероятно, речь идет о высоких горных вершинах Ливана, покрытых снегом (напр., Qurnat as-Sawda), где снег лежит до конца августа. В любом случае многие горные вершины покрыты снеговыми шапками почти круглый год. 18:15. Непроложенные пути. Дороги нужно было мостить. Мощение дорог было весьма дорогим предприятием. В Вавилоне в основание дорог клали глину и гравий, затем смешанные с битумом кирпичи. Сверху укладывались плиты известняка, а щели между ними заливались битумом. Но такое строительство древние могли себе позволить только на самых важных улицах города. При археологических раскопках в Палестине подобные образцы найдены в слоях среднего бронзового века. Обычно улицы мостили булыжником и керамическими черепками, смешанными с глиной. Иногда их покрывали известковым раствором. Данных о мощеных дорогах этого периода нет. Однако даже немощеные дороги надо было строить так, чтобы вода стекала с них на обочину. Многие дороги стихийно возникали из колеи, по которой часто проходил транспорт. Такие дороги повторяли все неровности ландшафта и постоянно размывались водой. 18:20. Роют яму. Ямы на древнем Ближнем Востоке рыли для самых разных целей. Огромное число ям, обнаруженных при раскопках, служили хранилищами керамической посуды и других изделий, захоронениями мусора или – реже – тюрьмами для временного содержания преступников. Язык этого отрывка заимствован из словаря охоты, в процессе которой использовались ямы и ловушки. 19:1. Глиняный кувшин. Слово, переведенное как «кувшин», встречается также в 3Цар. 14 (где речь идет о кувшине меда) и обозначает сосуд для хранения жидкости. Его древнееврейское название – baqbuq – напоминает звук, издаваемый широкой «пузатой» бутылкой с узким горлом. Из-за узкого горла такой сосуд не поддавался ремонту. Керамика этого типа широко использовалась в железном веке по всей Палестине. 19:2. Долина сыновей Енномовых. Эта долина находилась на южной окраине Иерусалима и примыкала к Кедронской долине в юго-западной части города. Она приобрела известность тем, что здесь совершалось поклонение Ваалу, в котором участвовали Ахаз и Манассия. Царь Иосия осквернил это место, чтобы предотвратить его использование в дальнейшем для проведения языческих ритуалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 33 . 21:13. Мерная вервь и отвес. Мерная вервь и отвес были обычными приспособлениями для строительства зданий из глиняных кирпичей по всему Ближнему Востоку. Участок размечался с помощью измерительной верви (обычно веревки, шнура или нити), а главный строитель использовал отвес, нагруженный куском олова или камнем, чтобы проверять вертикальность сооружения. 21:18. Сад Уззы. Местонахождение сада Уззы не было определено с достаточной долей уверенности. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на кладбище в селении Силоам, к востоку от города Давидова. Однако, возможно, «Узза» – это краткая форма имени Озии, прокаженного царя Иудеи. В таком случае, это мог быть личный сад Озии, использованный последующими царями. 22:1–23:30 Иосия Иудейский Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 34 . 23:1. Функции старейшин. Старейшины (главы патриархальных семейств) играли важную роль в древней племенной организации Израиля и, по-видимому, сохранили определенные функции в период царств. Старейшины обладали властью в местных общинах и, возможно, продолжали играть ограниченную роль в политическом управлении в период царств. Городские старейшины также играли ограниченную роль в поддержании стабильности и утверждении законов в своих общинах в Вавилонии. Однако они не определяли политику, так как все материальные ресурсы, экономика и вооруженные силы контролировались царским двором. 23:2. Публичное чтение документов. Даже после изобретения алфавита многие люди на древнем Ближнем Востоке были неграмотными, и потому публичное чтение документов имело большое значение. В ассирийских источниках описываются глашатаи, которые, стоя у городских ворот, читали царские указы группам зевак. 23:3. Возвышенное место. Царь стоял возле столба или колонны (на возвышении, согласно Иосифу Флавию). Вероятно, это была некая конструкция в храме, предназначенная для царских особ. Какие-либо отчетливые параллели этому обычаю на остальном Ближнем Востоке не обнаружены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

23:11. Кони и колесницы, посвященные солнцу. В Ассирии белые кони использовались в важных ритуальных действах и обычно ассоциировались с Ашшуром и Сином, главными богами ассирийского пантеона. Белые кони освящались у ног определенного божества. Кроме того, в праздничные дни статуи целого ряда ассирийских богов возили в запряженных лошадьми колесницах. В ассирийской мифологии солнце (бог) двигалось по небу на колеснице, которой управлял его возничий, Ракибил. В условиях синкретизма, о котором здесь говорится, Яхве, вероятно, поклонялись как богу солнца, а колесницы и кони символизировали его средство передвижения. Археологическим подтверждением этой гипотезы являются статуэтки лошадей с изображением солнечного диска, датируемые железным веком, а также подставка ритуального назначения из Фаанаха, на которой изображена лошадь с солнечным диском на спине. В этом можно усмотреть некоторое сходство с символикой золотого тельца, где телец служил пьедесталом ковчега Завета, который функционировал как подножие. Ни кони, ни телец не изображают божество, а лишь представляют его престол. 23:12. Горница Ахазова. Горница обычно использовалась в качестве зала для приемов, следовательно, эти жертвенники занимали во дворце самое почетное место. 23:13. Высоты, которые устроил Соломон. Уступки, на которые пошел Соломон ради своих жен-чужеземок, включали сооружение жертвенников и святилищ, в которых те могли поклоняться собственным богам (см. коммент. к 3Цар. 11:5–7 ). 23:14. Наполнил место их костями человеческими. Предполагают, что «мерзости» были засыпаны человеческими костями, чтобы никто не посмел восстановить эти объекты. Это объясняется запретом на прикосновение к мертвым телам (см. коммент. к Чис. 19:11 ). 23:16. Взял кости из могил. Иосия исполняет пророчество, изложенное в 3Цар. 13:2 . И в Месопотамии, и в Израиле наиболее злостные преступники не удостаивались надлежащего погребения, а их кости либо сжигались, либо выбрасывались. Это было для человека самым страшным из возможных наказаний, ибо его духовная жизнь была тесно переплетена с физическим существованием (дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 3:12,13 и Нав. 8:29 ). Таким образом, если чьи-то кости разрушались, существование этого человека тоже прекращалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

23:4,5. Созвездия и воинство небесное. Под каждением воинству небесному подразумевается поклонение астральным богам (особенно богу солнца, богу луны и Венере; в Вавилонии – Шамаш, Син и Иштар, соответственно), которые играли первостепенную роль в большинстве древних религий. Управляющие календарем и временем, временами года и погодой, они считались наиболее могущественными богами. Они давали знамения, с помощью которых гадатели предсказывали будущее, и наблюдали за всем, что происходит в человеческом мире. К концу 2-го тыс. до н. э. был составлен большой, содержащий 70 табличек, свод небесных знамений «Энума Ану Энлиль», к которому обращались за истолкованием предзнаменований почти тысячу лет. Печати из Израиля этого периода показывают, что астральные божества были очень популярны. Месопотамские астрологи различали множество созвездий (многие из них, хотя и не все, – это те же созвездия, которые мы знаем сегодня благодаря грекам), но зодиак в то время был еще не открыт. Дополнительную информацию см. во 2Пар. 33:5 . 23:4. Из долины Кедрон в Вефиль. Долина Кедрон лежала к востоку от Давидова города, а Вефиль – на главной транспортной магистрали, примерно в 10 милях к северу от Иерусалима. За сто лет до описываемых событий, когда Северное царство покорилось Ассирии, в Вефиле находилось святилище, в котором поклонялись золотому тельцу. Иосия также осквернил вефильский жертвенник (см.: ст. 15,16), так что это было подходящее место для сваливания оскверненного праха этих культовых объектов. 23:5. Жрецы. Понятие «[языческие] жрецы» (евр. komer) имеет на древнем Ближнем Востоке множество параллелей, особенно в Ассирии. Жрецы kumru известны из документов староассирийского периода из Каппадокии (ок. 2000–1800 гг. до н. э.), а также из единственного документа из Мари времени правления ассирийского царя, Шамши-Адада I (1814–1781 гг. до н. э.). Аравийской царице был пожалован титул жрицы kumirtu в надписи ассирийского царя Ашшурбанипала (668–631 гг. до н. э.). Кроме того, понятие kumrá служило для обозначения жрецов в арамейском языке в 1-м тыс. до н. э. Весьма вероятно, что упоминаемые здесь жрецы служили в святилищах таких западно-семитских богов, как Ваал и Астарта, хотя некоторые исследователи полагают, что это были отступившие от истинной веры священники Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Kollarii, Vindob. 1778, col. 129–131). 23 Ср. [архим. Иосифа] Подробное оглавление Великих Четиих миней всеросс. митроп. Макария (Москва, 1892), II, ст. 36. 24 Подробный перечень содержания рукописи см. в “Систем. описании” архим. Владимира, стр. 595–7. 25 В стихах, записанных в Московской рукописи непосредственно за житием (см. стр. 34), не упоминается Анатолия, сыновья Фотины называются Фотин и Иосия, а Виктор и Христодул представляются отличными от них лицами дружины святых. 26 Интересно отметить, что в этом отношении вполне согласен с Царской минеей синаксарь, изданный De1ehaye (Synax. eccl. Const. col. 549–550, прим.) по рукописи D, т. е. cod. Paris. 1587, saec. XII, тогда как в более кратком синаксаре из Сирмондовской р-си (ibid.) о переименованиях ничего не говорится. В Menologium Sirleti и Martyrologium Romanum, цитируемых в Acta Ss. I. с, вместо Photo читается Photius и во всех этих синаксарях «AnatolioV вместо »Anatolh. 27 См. варианты, приведенные у De1ehaye l. с. к Сирмондовскому синаксарю (в котором читается Gallia, как и в Царской минее и в синаксаре Парижской р-си 1587), а также указанный Радченком (ук. ст. стр. 97) Белградский пролог сербской редакции 19. Четвертым вариантом является “urbs Italica”, цитируемый Геншеном (Acta Ss I. с.).. 28 О Нероновом гонении на христиан см. специальные статьи А. Л. Павловича вХрист. Чтении 1894, вып. 2, стр. 209–239, и В. В. Болотова там же, 1903, январь, стр. 56–75. О мучении св. Фотины с дружиною в этих статьях вовсе не упоминается. 29 Можно считать несомненным только тот факт, что текст Царской минеи и текст изданного отцом Delehaye синаксаря Парижской р-си D 1587) восходят к одному и тому же источнику. Это может быть доказано тождеством содержания и последовательности рассказа (конечно, более краткого в синаксаре), уже отмеченным выше тождеством имен и, наконец, близким или даже дословным сходством многих отдельных выражений. 32 Здесь разумеется, без сомнения, рукопись, ныне находящаяся в Парижской нац. библиотеке под 1452 (“olim cardinalis Nicolai Ridolfi, postea Catharinae de Medicis, deinde Regius”, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3:7. Земля Мадиамская. См. коммент. к Исх. 2и Чис. 22:4–7 . Аввакум предсказывает путь Небесного воителя, который сойдет со Своей святой горы, чтобы поразить вавилонян. Очевидно, это напугает, но не нанесет вреда жителям южных областей. 3:8. Борьба с реками и морем. В хананейской литературе из Угарита есть важный миф, посвященный борьбе Ваала с Йамму (морем) и его сподвижником Нахаром (рекой), которые представляют силы хаоса и разрушения. Аввакум ясно показывает, что гнев Яхве направлен не на этих мифологических противников, а на врагов Его народа (ст. 13). 3:9–11. Космические масштабы деятельности божественного воителя. Образ божественного воителя, который ведет свой народ к победе, ясно вырисовывается в библейском повествовании о завоевании Земли обетованной (см. коммент. к Нав. 2и 3:17). Он также появляется в надписи царя Меши на Моавитском камне и взят на вооружение пророками (см. коммент. к Иер. 32:21 ). Особенно ярко этот образ представлен в «Военной песни Господа» в Ис. 34 (см. коммент. к Ис. 34:4 ). Его можно сопоставить с образом божества в угаритском эпосе о Ваале, который «иссушает небеса» и голос которого в легенде об Акхате описывается как громоподобный и вызывающий излияние дождя. Кросс цитирует текст из Эль-Амарны, в котором зависимый от Египта правитель Тира Абимилки восхваляет Эхнатона, чей «воинственный клич на небе подобен гласу Адада, сотрясающему всю землю». В одном месопотамском плаче 1-го тыс. до н. э. используется язык, во многом напоминающий описание божественного суда у Аввакума, который говорит о грохочущих небесах, землетрясении, солнце, лежащем на горизонте, луне остановившей свое движение, и свирепых бурях, сметающих все на своем пути. Более подробная информация о движении небесных тел, связанных с войной, приводится в коммент. к Нав. 10:12,13 . Книга Пророка Софонии 1:1–13 Суд на Иудею 1:1. Хронология и родословие. Это надписание позволяет датировать книгу временем правления царя Иосии (640–609 гг. до н. э.). Поскольку Иосия вступил на престол маленьким мальчиком, управление государством осуществляли регенты из высшего священства и царедворцев вплоть до 622 г. до н. э. (см.: 4Цар. 22:1 ). Вследствие того, что в период, непосредственно предшествовавший плену и во время него, было несколько известных людей, носящих имя Софония, добавление краткой родословной позволяет уточнить, кому именно принадлежат данные пророчества (ср. аналогичную практику в текстах из Мари и в ассирийских анналах Асархаддона).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:1,2. Иоаким. Иоаким, второй сын царя Иосии, был посажен на престол египетским фараоном Нехао, который стремился установить свой контроль над Сирией и Палестиной. Когда Иосия погиб в сражении, народ воцарил его сына Иоахаза, который принадлежал к антиегипетской партии. Иоахаз правил в течение трех месяцев (пока Нехао был занят в Харране), после чего фараон низложил его и отправил в качестве пленника в Египет. Его место занял Иоаким, известный своей проегипетской ориентацией, а это внушало надежду, что он станет послушным вассалом Египта. Ситуация коренным образом изменилась, когда после победы при Кархемише этот регион попал под контроль Навуходоносора. Иоаким исполнял роль вынужденного вассала в течение нескольких лет, но после неудачной попытки Навуходоносора вторгнуться в Египет в 601 г. до н. э. разорвал отношения с Вавилоном и стал искать поддержки Египта. Непокорность Иоакима оказалась роковой и привела в 597 г. до н. э. к осаде Иерусалима вавилонскими войсками (см. коммент. к 4Цар. 24:10,11 ). 1:2. Сосуды Дома Божия. Сосуды из храма считались прекрасными трофеями не только потому, что были сделаны из драгоценных металлов, но и потому что были посвящены Яхве и использовались в храмовых ритуалах. Захват вещей, имевших значение для божества, был демонстрацией силы и символизировал его подчинение. Описание некоторых из этих предметов см. в коммент. ко 2Пар. 4 . 1:2. Отправил в дом бога своего. Судя по текстам из Мари и надписи на «Цилиндре Кира», цари всегда стремились взять «в заложники» статуи богов завоеванной страны и захватить разнообразные сосуды, использовавшиеся при богослужении. Осквернение святынь было одним из способов демонстрации власти божества, покровительствующего победителям, над богами покоренного народа. 1:2. Его бог. Мардук был верховным богом Вавилона, его покровителем и главой пантеона. По существу, вавилонский эпос о сотворении мира «Энума элиш» – это миф, повествующий о его возвышении, что, как считают, произошло в конце 2-го тыс. до н. э. Мардук был сыном одного из членов самой августейшей древней триады – Энки, покровителя Эриду. Хотя в Библии главным соперником Яхве обычно выступает Ваал, не было в 1-м тыс. до н. э. божества, которое имело бы такое же политическое влияние, как Мардук. Его прославленный храм Эсагила вместе с зиккуратом Этеме нанки были самыми грандиозными сооружениями в прекрасном городе Вавилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:19. Не сожег для него народ благовоний. Похоронный ритуал, в котором было отказано Иораму, включал в себя возжигание благовоний в честь умершего царя, оплакивание и погребение в родовой гробнице. Огонь не означал кремацию тела или попытку заглушить запах разлагавшейся плоти, но скорее предназначался для демонстрации богатства царя. Эта практика была широко принята у ассирийских царей, где подобные обряды совершались для отвращения зла. 21:20. Царские гробницы. Иудейских царей хоронили в городе Давидовом, небольшом хребте, окруженном Кедронской, Енномовой и Тиропеонской долинами. Здесь были погребены все цари, от Ровоама до Ахаза (за рядом примечательных исключений). Захоронения более поздних царей (Манассии и Амона) находятся либо в «саду Уззы» (Озии), либо их хоронили в их собственных гробницах (Иосия). О месте захоронения Езекии и преемников Иосии ничего не говорится. Местоположение города Давидова достоверно не установлено. Многие из египетских царей Нового царства (ок. 1550–1050 гг. до н. э.) были похоронены в Долине царей в отдельных гробницах. В Ассирии, вероятно, такого общего царского кладбища не существовало. 22:1–9 Царствование Охозии 22:1. Полчище, приходившее с аравитянами. Очевидно, здесь подразумеваются те же самые нашествия, о которых говорится во 2Пар. 21 . Таким образом, это могли быть филистимляне или другие враждебные племена, которые хотели воспользоваться слабостью иудейской монархии. 22:2. Хронология. Охозия вступил на престол в 841 г. до н. э. и был современником ассирийского царя Салманасара III (правил в 858–824 гг. до н. э.). В это время большая часть коалиции, которая противостояла Салманасару в битве при Каркаре, распалась, и антиассирийские настроения пошли на убыль. 22:5. Война против Азаила. Семейные связи между Иудей и Израилем объясняют совместное их выступление против сирийского царя Азаила из Дамаска. Западная коалиция распалась, и теперь ее участники воевали между собой. 22:6. Изреель. Изреель отождествляют с Zerin/Tel Yizráal на восточной окраине Изреельской долины в земле Иссахара. Этот город находился примерно в 15 милях к юго-востоку от Мегиддона. Это была зимняя столица Израильского царства при Ахаве. После разрушения Северного царства ассирийцами (721 г. до н. э.) Изреель утратил свое значение и больше не обрел его никогда. Дополнительную информацию см. в 1Цар. 21:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:2. Иосия. В первые годы служения Иеремии царем Иудеи был Иосия (640–609 гг. до н. э.). Книга Закона (часть Писания, хотя неизвестно, какая именно) была обнаружена в начале его правления, после чего Иосия произвел ряд важных религиозных и культурных реформ. Ему удалось воспользоваться такой возможностью, так как в Ассирии шла гражданская война, приведшая к катастрофическим последствиям (ок. 631–626 гг. до н. э.). Когда спустя десятилетие Ассирийская империя начала распадаться, Иосия выступил против ее египетских союзников и либо погиб в сражении, либо был убит в Мегиддоне в 609 г. до н. э. 1:3. Иоаким. Иоаким был посажен на иудейский престол египтянами, которые вторглись в плохо защищенную Палестину после распада Ассирийской империи (ок. 608 г. до н. э.). Настоящее имя его было Елиаким, но египтяне переименовали его в Иоакима. Он был вассалом Египта до 605 г., когда вавилонский царь Навуходоносор II одержал победу над Египтом в сражении при Кархемише и впоследствии установил контроль над Левантом. Вследствие возвращения вавилонских войск к границам Египта, спустя четыре года после этих событий Иоаким восстал против них и снова встал на сторону Египта. Однако Иоаким пострадал от вавилонян, которые захватили город в 597 г. до н. э., и был либо убит, либо депортирован (Иосиф Флавий утверждает, что Навуходоносор убил его в Иерусалиме). 1:3. Хронология. Служение Иеремии продолжалось до одиннадцатого года правления царя Седекии (ок. 587 г. до н. э.). 1:3. Плен. Иеремия, по-видимому, продолжал свое служение после второй депортации в 587 г. до н. э. (см.: гл. 42–44). Вавилоняне увели в плен все городское население Иудеи. Раскопки в районе Шфелы, Негева и иудейской пустыни обнаруживают следы разрушений в результате вавилонского нашествия. В вавилонских источниках описывается осада Иерусалима и депортация огромного числа жителей в Вавилон. 1:5. Примеры знания богов о предназначении человека до его рождения в древних источниках Ближнего Востока. Существует египетская параллель представлению о том, что индивидуальная судьба может быть известна до рождения человека. Бог Амон «предузнал» Пианхи (египетского фараона 25-й династии VIII в. до н. э.) еще в утробе его матери, где он был оповещен, что ему надлежит стать правителем Египта. В эпосе о Гильгамеше царское предназначение Гильгамеша стало известно еще в тот момент, «когда он был связан пуповиной со своей матерью».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

ПАНКРАТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), иером. Киево-Печерский, затворник, прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАНКРАТИЙ (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия) ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАНТЕЛЕИМОН (Аржаных Павел Тимофеевич; 1868-1937), игум., прмч. (пам. 16 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) ПАПИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ПАПИЙ Папий, мч. Коринфский (пам. 31 янв.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия) ПАПИЛА сщмч. Фиатирский (пам. 13 окт.) - см. в ст. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника, мученики Пергамские ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская ПАРАСКЕВА (Макарова Параскева Кузьминична; 1878-1938), послушница, прмц. (пам. 22 февр. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА мц. Римская (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики

http://pravenc.ru/rubrics/122336_75.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010