Она была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца 2 апреля. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память мученицы Фотины Самаряныни Римской. Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона (54-68 гг.), проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотина жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию (Малая Азия). Градоначальник Атталии Севастиан при встрече со святым Виктором посоветовал ему подчиниться воле императора и написать матери и брату, чтобы они не проповедовали Христа открыто. Святой Виктор отказался, и когда Севастиан предупредил его о грядущих бедствиях, то почувствовал острую боль в глазах, изменился в лице и онемел. Три дня пролежал он слепой, не произнося ни слова, и на четвертый день исповедовал Христа. Вскоре он крестился и тотчас же прозрел. Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привести христиан к нему на суд в Рим. Тогда Сам Господь явился исповедникам и ободрил их. Святая Фотина, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император приказал привести к себе святых и спросил их, действительно ли они веруют во Христа. Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. После пыток Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотину с пятью ее сестрами – Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией – отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение. Прошло три года, и Нерон послал в темницу за одним из своих слуг, находившихся в заключении. Посланные сообщили ему, что святые Севастиан, Фотин и Иосия, которые были ослеплены, стали совершенно здоровы, и их постоянно посещают люди, которые слушают их проповедь. Сама темница превратилась в светлое и благоуханное место, где прославляется Бог. Нерон снова приказал пытать мучеников, но Ангел Господень освободил и исцелил их.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет взят из Евангелия от Иоанна, где повествуется о встрече Спасителя с женщиной – жительницей Самарии ( Ин. 4:5-6 ). Город Сихем (в евангельском тексте он называется Сихарь) некоторое время – после смерти Соломона и разделения царства Давидова на две части – считался столицей северного царства Израильского; через сорок лет столицу перенесли в Самарию; ко времени земной жизни Спасителя город пришел в упадок. Ныне на этом месте находится Наблус (территория Палестинской автономии), а на горе Гаризим (это о ней говорила самарянка в Ин. 4:21 ) до сих пор компактно проживают остатки некогда многочисленного народа. Сихем был также важным религиозным центром. Поблизости Авраам построил первый жертвенник, когда пришел в Ханаан: Прошел Аврам до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу ( Быт. 12:6-7 ). После Вавилонского пленения Самария была заселена народом, ведущим свою историю от библейских праотцев и сохранявшим Закон Моисеев, но в значительной степени находившимся под влиянием языческих обычаев. Иудеи самарян презирали и старались с ними не общаться; неприязнь эта была взаимной. Именно поэтому с таким удивлением отвечала самарянка на просьбу утомленного долгим путем Христа: Как ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются ( Ин. 4:9 ). Именно этот момент запечатлен на картине. В разговоре Христа с самарянкой затронуты  две темы: о воде живой и о спасении через поклонение Богу-Отцу. Из Предания известно, что Самарянка, которую Христос встретил у колодца, носила имя Фотиния. Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней за Христа пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анафролия, Парасковия, Кириакия, Фота и Афотина. Память Фотинии совершается 2 апреля (20 марта по ст. ст.). Воспоминание беседы Спасителя с Фотинией Самаряныней о живой воде, Его божественном и спасительном учении, совершается в пятую Неделю по Пасхе. Описание

http://azbyka.ru/art/hristos-i-samaryank...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Колодец Иаковав Наблусе, Израиль [греч. Θραρ το Ιακβ; лат. Puteus (Fons) Jacob; араб.    ] находится у подножия горы Гаризим (ныне Джабаль-эт-Тур), примерно в 2 км от библейского Сихема (визант. Неаполь, ныне Наблус). Здесь, согласно Евангелию от Иоанна (Ин 4. 5-43), Христос беседовал с самарянкой (см. подробнее в ст. Фотина Самаряныня , мц., Виктор и Иосия , мученики). Местоположение К. И. описано в Евангелии: недалеко от самаритянской дер. Сихарь (в ВЗ не упом.; его отождествляют с нынешним Аскаром у подножия горы Гевал), около участка, переданного ветхозаветным патриархом Иаковом своему сыну Иосифу (ср.: Быт 33. 19 (покупка Иаковом участка земли около Сихема) и Быт 48. 22 (дар этой земли Иосифу; ср.: Нав 24. 32)). К. И. являлся местом паломничества с первых веков христианства. В соч. Евсевия Кесарийского «Ономастикон» (ок. 326-331) и в Бурдигальском итинерарии (333) не упоминаются к.-л. постройки там с колодцем. Автор Бурдигальского итинерария уточняет, что там находились платаны, посаженные Иаковом, и водоем, наполнявшийся водой из К. И. (Itinerarium Burdigalense//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 14; рус. пер.: Бордоский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 24). Предполагают, что в 30-х гг. IV в. христиане совершали здесь крещения ( Pringle. 1998. Р. 258). Впервые о существовании церкви говорится в «Итинерарии» мон. Эгерии (ок. 384) и в описании паломничества св. Павлы в 385-386 гг., составленном блж. Иеронимом Стридонским ок. 404 г. ( Hieron. Ep. 108//PL. 22. Col. 888). Рассказ Эгерии о К. И. сохранился в составе сочинения Петра Диакона из Монте-Кассино (1-я пол. XII в.); в нем сообщается, что в 500 шагах от церкви с колодцем находилась др. церковь, в к-рой был погребен Иосиф (Appendix ad Itinerarium Egeriae. II, Q 588//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 98; рус. пер.: ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 193). Соборный храм мон-ря в Наблусе, Израиль

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXIV Том XXXIV КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ автокефальная Архиепископия, занимает 10-е место в диптихах Православных Церквей, юрисдикция распространяется на территорию Республики Кипр КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КИРА Ивановна Оболенская (1889-1937), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века КИРАКОС ЕРЗНКАЦИ (70-е гг. XIII в. - 1356), арм. вардапет, богослов, философ, экзегет, поэт, педагог (рабунапет) КИРАМ [Кирам Казмох] (2-я пол. XVI - нач. XVII в.), арм. скульптор,резчик по камню, создатель хачкаров и надгробий 99-104 104-105 105-115 116-118 118-120 120-132 132-133 133-140 КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) 140-145 КИРИАК мч. (пам. греч. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КИРИАК мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики КИРИАК мч. Атталийский (пам. 2 мая) - см. в ст. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мученики Атталийские 145-146 146-148 КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре 148-149 КИРИАК (кон. VI - нач. VII в.), свт. (пам. греч. 27, 30 окт.), патриарх К-польский (596 - окт. 606) 149-151 155-156 КИРИАКИЯ мц. (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики КИРИАКИЯ (Кирия), мц. (пам. 7 июня; пам. греч. 6 июня) - см. в ст. Валерия, Кириакия, Мария, мученицы

http://pravenc.ru/vol/XXXIV.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КИРА Ивановна Оболенская (1889-1937), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИАК мч. (пам. греч. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КИРИАК мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики КИРИАКИЯ мц. (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики КИРИК (Кириак) (1-я пол. XVII в.), прп., Соловецкий (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря КИРИЛЛ Алфанов (кон. XIV - нач. XV вв.), прп. (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) - см. Алфановы КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ († ранее 1584), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) КИРИЛЛ († 10-е гг. XIV в. (?)), Новгородский, игум., прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) КИРИЛЛ († не позднее сер. XVII в.), пустынник, Вологодский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИРИЛЛ (Кириак; † 1-я пол. XVI в.), Сырьинский (Сыльинский), основатель Успенского Сырьинского мон-ря , прп. (пам. 28 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых) КИРИЛЛ (1285-1367 (XV-XVI вв.?)), Челмогорский, Каргопольский, прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) КИРИЛЛ сщмч. (пам. 29 марта), диак.- см. в ст. Марк, еп. Арефусийский, и Кирилл, диакон, священномученики

http://pravenc.ru/rubrics/122298_97.html

Правитель Италии Севастиан попытался уговорить Виктора, несмотря на его убеждения, исполнить приказ императора: — Я знаю, прекраснейший полководец, что ты, как твоя мать и твой брат Иосия, христианин. Все вы последователи апостола Петра. Однако советую тебе исполнить приказ царя и наказать христиан, чтобы не подвергать опасности свою собственную жизнь. — Я исполню волю Небесного и Бессмертного Царя Христа, Истинного Бога, а приказ царя Нерона наказать христиан я не только не исполню, но даже и слышать о нем не хочу, — ответил ему Виктор. — Как истинному своему другу советую тебе сделать то, что послужит к твоей же пользе, — вновь обратился к полководцу Севастиан. — Если сядешь на судилище и будешь искать христиан, а найдя накажешь, то этим ты угодишь царю и наследуешь их имущество. Еще советую тебе предупредить свою мать и брата, чтобы они не проповедовали с дерзновением Христа, уча еллинов отрекаться от отеческой веры, чтобы из–за них тебе самому не подвергнуться опасности. — Да не будет, чтобы я сделал все то, что ты мне говоришь: наказал христиан, или взял что–либо от них, или стал советовать своей матери или брату не проповедовать, что Христос есть Бог. Да я сам есть и буду проповедником Христа, как и они, посмотрим, что тогда будет, — возразил христолюбивый воин. — Брат, я советую тебе то, что служит к твоей пользе, а ты подумай, что тебе делать, — вновь стал увещевать Виктора правитель. Однако, не успев закончить свою речь, Севастиан тотчас ослеп и, упав на землю от сильной и страшной боли в глазах, пребывал безгласен. Слуги подняли его и положили в кровать, где он безмолвно пролежал три дня, а на четвертые сутки громко воскликнул:«Один есть Бог — Бог христиан!». — Почему ты так неожиданно изменил свое мнение, Севастиан? — войдя к нему в покои, спросил Виктор. — Потому что меня призывает Христос, сладчайший мой Виктор, — ответил наместник императора в Италии. И тотчас же наставленный Виктором в христианской вере он крестился, и как только вышел из святой купели, снова стал видеть, и прославил Бога. Наблюдая за этим странным чудом, все идолопоклонники из дома Севастиана испугались, как бы и с ними не случилось за их неверие того же, что произошло с их господином. Они все прибежали к Виктору и, оглашенные в вере Христовой, приняли Крещение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Де Ветте так проанализировал Второзаконие. Второзаконие было написано после реформ иудейского царя Иосии (конец 7-го столетия до н. э.). Авторами были отдельные люди, поддерживавшие реформы Иосии (например, централизации культа). Они воспользовались именем Моисея и Моавитскими равнинами в качестве вымышленного фона и удобно поместили свое произведение в руинах храма. Там его обнаружили те, кто восстанавливал храм, и впоследствии «крестили» и «оправдали» программу Иосии. Так все же, в конце концов, разве не исполнял Иосия слова и законы Моисея – стандарты, согласно которым никто не жил в течение столетий? Эта теория породила знаменитую фразу, что Второзаконие по существу является «благочестивой подделкой». В соответствии с этой теорией она благочестива в том смысле, что пытается отыскать для религиозной реформы исторический прецедент. Она содержит обман в том смысле, что вся книга была создана искусственно, похоже на то, как капелланы Гитлера писали книгу, используя имя одного из апостолов, которая отдавала антиеврейской риторикой, оставив ее затем в одной из кабинок для исповедания собора Парижской богоматери, перед тем как была оккупирована Франция. Более современные исследователи пытались смягчить точку зрения де Ветте. Смягчили ли они эту точку зрения, или изменили ее, на мой взгляд, является спорным. Например, последние несколько лет Моше Вайнфельд настаивал в различных публикациях, что Второзаконие – против «С» – отражает тенденцию к гуманизму и секуляризации. Говоря это, он не «подразумевает какую-то атеистическую тенденцию или какую-либо противоположность религии или религиозным установлениям, а общую тенденцию к освобождению религиозных установлений и мышления от строгого соблюдения правил запретительного характера и т.п. и, таким образом, придания им более светского облика» 207 . Как бы то ни было, «благочестивое» Второзаконие де Ветте стало «гуманистическим» Второзаконием Вайнфельда. Было бы несправедливо по отношению к современным исследователям предположить, что они сохранили гипотезу де Ветте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

На это Севастиан сказал ему: — О, Виктор! все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего. После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал: — Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, — крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской. Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его: — Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена? — Любезнейший Виктор, — отвечал Севастиан, — меня призывает к Себе Христос твой. Виктор тотчас же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога. Бывшие при этом слуги, увидев это дивное чудо, устремились, как бы и им подобно Севастиану не подвергнуться из за своего неверия такой же болезни, и тоже крестились. Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем». Виктору же Он сказал: — С этого дня Фотин будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне. Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:

http://pravoslavie.ru/61887.html

— Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца . Господь сказал эти слова и взошел на небо. Святая Фотина также извещена была Христом об ожидающих ее страданиях и немедленно же в сопровождении множества христиан отправилась из Карфагена в Рим. Когда она вошла в Рим, то пришел в движение весь город, и все говорили: «кто сия?» Она же безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем был приведен в Рим и сын ее Фотин, носивший прежде имя Виктора, вместе с Севастианом и взятыми с ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде его явившись к Нерону с сыном своим Иосиею и христианами, пришедшими с нею из Карфагена. Нерон спросил святую: — Для чего вы пришли к нам? — Для того, — ответила Фотина, — чтобы научить тебя чтить Христа. В это время бывшие при императоре сказали ему: — Градоначальник Севастиан и воевода Виктор, которые не веруют в богов, пришли из Атталии. — Пусть приведут их ко мне, — повелел Нерон. И когда они были приведены, то он спросил их: — Правда ли то, что я слышал о вас? — Всё то, что ты слышал о нас, царь, — ответили они, — истинная правда. Тогда Нерон, обратившись к святым женам, спросил их: — Согласны ли вы отречься от Христа вашего или желаете умереть за Него? — О, царь! — отвечали святые жены, обратив взоры свои к небу, — никогда не будет того, чтобы мы отреклись от веры во Христа и от той любви, которую имеем к Нему. — А как ваши имена? — спросил император. — Я, — отвечала святая Фотина, — от Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сёстры же мои называются так: первая, родившаяся после меня, — Анастасией, вторая — Фото, третья — Фотидой, четвертая — Параскевой, а пятая — Кириакией, а имена сыновей моих такие: имя старшего, который Господом моим назван Фотином, — Виктор, младшего же Иосия. — Итак, все ли вы, — сказал на это Нерон, — согласны подвергнуться мучениям и умереть за Назорея Христа? — Все мы, — ответила святая Фотина, — с радостью и веселием готовы умереть за Него и все этого желаем. Тогда Нерон велел железными молотками раздробить им кисти рук. Принесена была наковальня, и нечестивые мучители, положив на нее руки святых, стали бить по ним. Били они с третьего часа до шестого , при чем три раза сменялись бившие, но святые не ощущали никакой боли. Нерон, узнав об этом, пришел в смущение и повелел совсем отсечь им руки. Мучители с ожесточением схватили тогда святых мучеников, связали им руки и снова положили на наковальню. Прежде других подвергнута была мучению святая Фотина, но мучители, рубившие топорами ей руки, много раз сменялись и, не имея никакого успеха, в изнеможении падали, как мёртвые, а святая мученица, оставаясь по благодати Христовой невредимою, молилась и говорила: «Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек?» ( Псал. 117:6 ).

http://pravoslavie.ru/61887.html

Мы не располагаем к.-л. источниками сведений об апостольской проповеди в К., за исключением апокрифических текстов («Деяния Филиппа»), к-рые связывают начало христианства в К. с апостолами Филиппом, Симоном Кананитом, Иудой, Марком и Фотинией Самаритянкой (см. в ст. Фотина Самаряныня , мц., Виктор и Иосия , мученики). Визант. апостольские списки VI-VIII вв. (Псевдо-Дорофей, Псевдо-Епифаний) называют 1-м епископом К. ученика ап. Павла Епенета , зап. апокрифическая традиция - Крискента , поставленного ап. Петром, к-рый посещал К. дважды. Исторически достоверным 1-м епископом К. был Агриппин (1-я пол. III в.); он упомянут в одном из сочинений сщмч. Киприана Карфагенского. Древние церковные писатели ( Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei. VII 17//PL. 53. Col. 145) также относили образование христ. общины в К. к апостольской эпохе (впосл. эта т. зр. принималась Римской Церковью, о чем упоминали ее предстоятели Иннокентий I ( Innocent I, papa. Ep. 25. 2) и Григорий I Великий ( Greg. Magn. Ep. 1. 77)). Однако для утверждения древности Карфагенской кафедры они прибегали к своеобразному истолкованию канонических Деяний св. апостолов. Так, уже Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 - после 220), описывая чудо Сошествия Св. Духа на апостолов, обращает внимание на то, что среди собравшихся в тот день в Иерусалиме были жители Ливии и Кирены , и предлагает понимать под ними жителей рим. пров. Африка ( Tertull. Adv. Iud. 7), к-рые вскоре и стали проповедниками христианства в К. О том же упоминал и блж. Августин в диспуте с донатистами в К. в 411 г. (Gesta collationis. III 23//PL. 11. Col. 1403). В Ep. 43. 7 он подчеркивал римское происхождение христиан К., в Ep. 52. 2 - восточное. Действительно, в К. переплелись 2 традиции, что отражает характер его отношений с Римом и одновременно с восточными центрами Средиземноморья. Как и среди вост. общин (Сирия, М. Азия), здесь преобладал обычай перекрещивания еретиков, литургия совершалась во время каждого церковного собрания. При этом литургическая традиция К. в основном ближе к римской; в ней особо выделяется поминовение ап. Петра. К нач. III в. христ. община К. была уже многочисленна и, по сведениям Тертуллиана, включала лиц разного происхождения, возраста и социального положения ( Tertull. Apol. adv. gent. 1; I dem. Ad Scapul. 2). Пунийская христ. эпиграфика вплоть до VI в. использует и лат., и греч. алфавит. В К. кроме эллинизированной иудейской общины была община греков - выходцев с Востока. В латинской редакции Мученичества Перпетуи и Фелицитаты (нач. III в.; BHL, N 6633) содержатся некоторые греч. заимствования и указание на беседу мц. Перпетуи с клириками на греч. языке, что показывает присутствие греков в К. и сильное влияние греч. Востока.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010