(Иер.2:4-34). И вот за то, что они поступают по упорству злого сердца своего, Я приведу на них с севера бедствие и великую гибель. И будет в тот день, говорит Господь, замрет сердце у царя, и сердце у князей, и ужаснутся священники и изумятся пророки! (Иер.43:17; 4:6-9). Как источник извергает из себя воду, так Иерусалим источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицом Моим - всегда обиды и раны. Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтобы я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою " (Иер.6:7-8). С такими и подобными сим восторжен- но-пламенными речами святой Иеремия многократно обращался к своим современникам; они - подобные молоту, разбивающему скалы, изложены пространно в его пророческой книге. И все пророчески сказанное им сбывалось. Политические невзгоды и бедствия для Иерусалима начались при царе Иосии так: в тридцать первом году его царствования (4Цар.22:1; 2Пар.34:1) египетский фараон Нехао предпринял военный поход против царя ассирийского на реку Евфрат. А так как путь ему лежал чрез пределы земли Иудейской, то Иосия, чтобы предохранить свое царство от нашествия египтян, собрал свое войско и решил противостать им. Фараон послал к нему послов сказать: " Что мне и тебе, царь иудейский? Не против тебя теперь я иду, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься же Богу, чтобы Он не погубил тебя " . Но Иосия не послушал этого предостережения Нехао и вышел против него с своим войском на Магиддонскую равнину, которая лежала на пути от прибережья Средиземного моря к Иордану, откуда ближайшим путем чрез Дамаск Нехао намеревался достигнуть берегов Евфрата. Произошло сражение; иудейское войско, подавляемое численным превосходством неприятеля, было совершенно разбито; сам Иосия был смертельно ранен. Телохранители поспешно взяли своего любимого умирающего царя и отвезли в Иерусалим, где он и предал дух свой Богу. Иосия погребен был в гробнице своих отцов и был оплакан народом в Иерусалиме и во всей Иудее с великою скорбью, ибо он был лучший, достойнейший из царей по своей доброте и богобоязненности (2Пар.35:20-24; Зах.12:11).

http://pravicon.com/info-2410

Иосия, будучи еще отроком, уже начал искать Бога отца своего Давида и неуклонно ходить во всех путях его, стал очищать Иудею и Иерусалим от всех мерзостей языческих; он велел вынести их храма кумир Астарты и все сосуды, посвященные Ваалу; сокрушил алтари Ахазовы и Манассиины на дворе храма, сжег колесницу и коней, посвященных солнцу, пред вратами дома Господня, и рассеял пепел их в долине Кедронской. В восемнадцатый год своего правления, благочестивый Царь приступил к обновлению храма, пришедшего в ветхость и запустение, при нечестивых Царях; он послал вельмож своих для совета к Первосвященнику Хелкии. Левиты принесли ему серебро, собранное ими, не только от старейшин и народа пределов Иуды и Вениамина, но и в остатках колен Израилевых, и оно было отдано в руки верных приставников, для приготовления всего нужного, к восстановлению обветшавших частей здания. В сие время Первосвященником найдена была книга закона, писанная рукой Моисея и переданная от него Левитам, для хранения при кивоте. Хелкия понес её к Царю; когда же благочестивый Царь услышал страшные слова сей книги, он разодрал свои одежды и велел Первосвященнику и вельможам своим, идти в храм, молиться Господу за него и за остаток Израиля и Иуды, ибо велик был гнев Божий против народа своего, за несоблюдение слов закона, начертанных в сей книге. Они пошли, от имени Царя, к Пророчице Олдаме, жившей в Иерусалиме, и Господь отвечал, её устами, что сбудутся все слова книги, прочитанной Царю, над Иудой и Иерусалимом, за то что оставили Бога отцов своих, для богов чуждых, но, ради смирения умилившегося Царя, бедствия сии не придут во дни его. Утешенный сей вестью, Иосия, собрал в храм Господень всех старейшин Иуды, жрецов и весь народ, от малого до великого, и став на возвышенном месте, прочел им вслух всю книгу закона, увещевая восстановить завет свой с Господом и свято соблюдать заповеди его, всем сердцем и всей душой, и народ с клятвой обновил завет отцов своих. Тогда еще с большей ревностью приступил Иосия, к истреблению всех мерзостей языческих, в Иерусалиме и окрестных пределах Иудеи, и даже в опустевшем Израиле, на горах Ефремовых. Прежде всего сокрушил благочестивый Царь все горние места и дубравы, капище мерзостей Сидонских на горе Соблазна, в виду Иерусалима, и требища Молоха в долине Геенны, где проводили младенцев сквозь огонь, и, чтобы осквернить сами места, он посыпал их костями человеческими. Потом очистил всю область Иудейскую, от Гаваона до Вирсавии, сам раскопал в Вефиле алтарь, воздвигнутый Иеровоамом, рассеял его камни и сжег тельца, столь долго служившего соблазном для народа, и взяв кости из окрестных гробов, осквернил ими место алтаря, по пророчеству человека Божия, некогда возвестившего о том Иеровоаму; но он пощадил гроб сего Пророка и того старца, который погребал его. То же совершил Иосия и в Самарии, над мерзостями Ахаава, и там истребил всех волхвов и гадателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Между тем Иосия с успехом очищал следы язычества на земле своей, и через левитов собирал пожертвования на храм. В восемнадцатом году своего царствования он повелел возобновить ветхости и исправить повреждения в храме. При этом случае первосвященник Хелкия отыскал оставшуюся в пренебрежении книгу закона Моисеева и послал ее к царю, который приказал прочитать ее при себе. Он в первый раз теперь услышал, какими страшными казнями Бог угрожал преступникам, оставляющим закон Его. Раздравши на себе одежды, он послал первосвященника Хелкию и некоторых царедворцев вопросить Господа о судьбе, ожидающей его и народ, после того как отцы их преступлением закона раздражили правосудие Божие. Посланные пришли к пророчице Олдане, которая жила в Иерусалиме. Она отвечала, что все, прочитанное в книге закона, непременно постигнет как Иерусалим, так и обитателей его за служение чуждым богам; но так как царь, слышавши угрозы закона, смирился пред Богом и молился Ему со слезами, то он, при жизни своей, не увидит тех бедствий, которые угрожают Иерусалиму. Когда ответ пророчицы передан был царю, он собрал к себе всех старейшин Иудейских и жителей Иерусалима всех возрастов; и, вошедши в храм, приказал читать книгу закона вслух всего народа. По прочтении закона, царь клятвенно обещал хранить все заповеди его от искреннего сердца; эту клятву повторил и весь народ. Тогда очищен был и храм, и город от последних остатков язычества. Сосуды и другие предметы, употреблявшиеся при идолослужении, были выброшены и истреблены; места, где приносились гнусные жертвы, осквернены; жрецы языческие были преданы смерти. Из Иерусалима Иосия отправился в Вефиль; там он разрушил жертвенник, сооруженный некогда Иеровоамом. Увидевши по горе гробницы ревностных в свое время чтителей тельца Иеровоамова, царь повелел вырыть кости их и сожечь на месте жертвенника Вефильского. Исполнители его повеления, разрывая могилы, оставляли неприкосновенною одну гробницу. Заметивши это, царь спросил: «чья эта гробница?» Жители Вефиля отвечали ему: «это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и произнес на это место все то, что ты теперь сделал с жертвенником Вефильским». Это было при Иеровоаме, который ввел поклонение тельцам, за 355 лет. Иосия заповедал хранить могилу пророка неприкосновенною. Таким образом, сохранены были от поругания и кости Вефильского старца, бывшего некогда пророком и погребенного вместе с Иудейским пророком. По возвращении в Иерусалим, Иосия повелел совершить пасху, как предписано было в книге закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом... при всем этом ... Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь... Я милостив, не вечно буду негодовать. Признай только вину твою... возвратитесь, дети-отступники, потому что Я сочетался с вами "/3, 6-14/. Призывы Иеремии в начале его деятельности, как ни странно, легли на благодарную почву, ибо почти всю первую половину VII в. в Иудее правил Иосия, унаследовавший духовную ревность и благочестие от своего прадеда Езекии. И в то время как Иеремия призывал народ обратиться от идолопоклонства к истинному Богу, царь Иосия совершал походы по стране, разрушал высоты и жертвенники, даже посвященные Богу, и приучал народ к тому, что единственным местом жертвоприношения Ягвэ является Иерусалимский храм. Среди деяний этого царя, записанных в летописи, мы узнаём о несколько странной истории. Однажды священник Хелкия доложил царю об обнаружении при ремонте храма священной книги, прочитав которую Иосия был потрясен тем, что народ не живет по заповедям своего Творца, и повелел отныне каждую Пасху собирать весь народ в Иерусалиме и прочитывать вслух ее отдельные главы. Этой книгой оказалась... Тора. Косвенным образом это означает, что в течение довольно длительного времени народ Израиля позабыл о существовании Торы - о ней знали только священники, и народная память примешала к древнему Закону множество суеверий. Так или иначе, но Иосия содействовал возобновлению Закона Моисеева (некоторые исследователи считают, что именно в это время было написано Второзаконие - применение древнего Завета к новым условиям Храма и Иерусалима). Реформы Иосии, направленные на централизацию политической и религиозной жизни, далеко не у всех встретили одобрение. К примеру, провинциальные священники вынуждены были переселяться в Иерусалим, но там они часто не поднимались в служебном отношении выше простых левитов. Вместе с царем начинали ненавидеть и Иеремию, хотя он вовсе не был вдохновителем царя, и понимая всю ненадежность внешних мер в отношении веры, значимых только пока жив царь, продолжал обличать мужей Израиля во всех грехах: " ...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

После сего собрал он весь народ Израильский в Иерусалим, для празднования Пасхи, с точным исполнением всех обрядов, написанных в книге Моисеевой, так что от времен Самуила Пророка, ни одного раза не была столь свято празднуема Пасха. Сам Иосия наблюдал, чтобы жрецы и Левиты исполняли священный долг свой и чреду служения, во дни Пасхи и опресноков, и чтобы прежде освящены были все люди, он дал от себя для всесожжений тридцать тысяч овец и три тысячи волов. Старейшины, Первосвященник и жрецы подражали его примеру, обильным даянием жертв, и в течении целого дня до поздней ночи, священники закалали их для народа, с помощью Левитов, при пении псалмов Давидовых: Подобной Пасхи уже не было более в Иерусалиме, как и не восставало подобного благочестием Царя после Иосии, ибо Господь вспомнил все беззакония Царей Иудовых и отринул Иерусалим, избранное свое жилище. Тридцать лет царствовал уже Иосия, когда Фараон Нахао, Царь Египетский, пошел бранью на Царя Ассирийского; Иосия вооружился против Египтян. «Что мне и тебе Царь Иуды?» послал сказать ему Фараон, «не на тебя пошел я ратью, и со мной Бог, ибо по Его внушению начал я брань; отойди, чтобы я не поразил тебя;» но не послушал его Иосия и был поражен стрелой в битве. – Чувствуя приближение смерти, он велел служителям своим вынести себя из битвы, и они привезли его на колеснице в Иерусалим, где скончался и погребен был с предками. Весь Иерусалим и вся Иудея горько плакали о нем, и плач сей сохранился на веки, чрез Иеремию Пророка, который написал плачевную песнь. Народ поставил Царем сына Иосии, Иоахаза, который не последовал стезям благочестивого отца. Фараон лишил его престола и переселил в Египет, избрав вместо него другого сына Иосии, Елиакима, которого назвал Иоакимом, и обложил тяжелой данью все его царство. Но и сей новый Царь не подражал примеру родителя и навлек на себя гнев Божий. Правнуком Царя Езекии предполагают Пророка Софонию, который возвещал во дни Царя Иосии, о разрушении ветхого Иерусалима. Страшны его обличения и угрозы на город, и на окрестные народы, которым предрекал близость великого дня Господня, когда огнем ревности Его поядена будет вся земля. Но, посреди наступающих зол, он видел и обновление Иерусалима, и Господа, который рано обнаружит посреди него судьбы свои, и велит ожидать дня своего воскресения; тогда, после великого очищения земли, все будут призывать имя Господне и поработают ему под игом единым.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Собрав своё войско, он пытался преградить путь фараону, опасаясь, что тот, вернувшись с победой, будет претендовать на власть в Палестине. Требование фараона пропустить его к Евфрату было отвергнуто. «И послал к нему Нехо послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война» ( 2Пар.35:21 ). Иосия не поверил в искренность фараона и преградил путь египтянам у Мегиддо при входе в Израильскую долину, где в прошлом происходило уже немало сражений. «И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его» ( 4Цар.23:29 ). Иосия был смертельно ранен египетской стрелой, остатки его армии бежали. После смерти Иосии для Иудеи настали печальные времена. Поражение у Мегиддо превратило Иудейское царство в вассала египетского фараона Нехо. Иосия погиб в сражении с фараоном Нехо II в 609 г. и это явилось началом конца Иудейского царства, наступившего в 586 г., когда вавилонский царь Навуходоносор II взял Иерусалим, разрушил город и храм, выселил в Вавилонию население Иудеи. Из текста Библии ( 4Цар.23:29–30 и 2Пар.35:20–26 ) возникает впечатление, будто Нехо II шёл воевать против ассирийцев. Но согласно вавилонской хронике, Нехо был союзником Ассирии и выступил в Месопотамию для борьбы с Вавилоном. « В 16-й год (Набопаласара), в месяце ийар, царь Аккада (т.е. Вавилона. – Авт.) созвал свои войска и пошёл на Ассирию . От [ месяца ийар ] до месяца арахсамн он победно шествовал по Ассирии. В месяце арахсамну умман – манды (вавилонское название мидян. – Авт.) пришли... на помощь царю Аккада, их войска перемешались между собой и пошли на город Харран [вслед за] Ашшур–убаллитом, который сел на ассирийский престол. Страх перед врагом поверг Ашшур-убаллита и войска Египта, (которые) пришли [ на помощь ему ]. Город они оставили и переправились [ через Евфрат ]. Царь Аккада покорил город Харран и (этот город) взял. Многочисленных пленников, не поддающихся подсчёту, он пленил. В месяце аддар царь Аккада... вернулся в свою страну, а умман – манды, которые пришли на помощь царю Аккада, [ вернулись в свою страну ] стр.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Тогда Иосия направился к Иерусалимскому храму, куда были созваны «все Иудеи и все жители Иерусалима, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочёл вслух все слова книги завета, найденной в доме Господнем. Потом стал царь на возвышенное место, и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет». Этот завет соблюдался народом во все дни жизни Иосии: «И во все дни жизни его они не отступали от Господа, Бога отцов своих» ( 2Пар.34:33 ). Вслед за этим торжественным актом последовало уничтожение языческих культов по всей Иудее; то же самое Иосия совершил и в северной Палестине. Разорялись древние ассирийские святилища, а в северной Палестине были истреблены и все жрецы при этих святилищах, служившие «на высотах». Повсеместно разрушались жертвенники Ваалу, истуканы Астарты [Астарта (Аштарт) – богиня плодородия. Женщина, отдававшаяся многим мужчинам, тем самым прославляла культ богини плодородия Астарты, связанный с проституцией. – Авт.] и посвящённые идолам сосуды. Был разрушен первый языческий жертвенник, сделанный Иеровоамом I, которым ввёл он Израиль в грех . Ужасный обычай приносить в жертву детей был строго запрещён. Жертвоприношения были окончательно запрещены где бы то ни было, кроме Иерусалимского храма (этот запрет соблюдался даже евреями, угнанными в Вавилонский плен). Подвергнув таким образом очищению всю страну, Иосия созвал народ в Иерусалим на праздник опресноков – Пасху, согласно постановлению новооткрытого закона. Этот праздник иудеи не праздновали уже от дней судей ( 4Цар.23:22 ). Произошло это знаменательное событие в 18-й год царствования Иосии (622), в 14-й день первого месяца ( 2Пар.35:1:19 ). Царь подарил народу 30 тыс. молодых козлят и ягнят и 3000 волов для принесения жертв всесожжения. Иосия совершил Пасху с такой торжественностью, с какой она уже не совершалась до самого падения Иудейского царства. Праздник проходил в реконструированном храме, который стал своеобразным памятником благочестию царя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

170 Во 2 кн. Ездры 7:5 указывается не третий, а «двадцать третий» день. Штаде эту дату считает более вероятной, потому что пропуск числа 20 (в вышеприведенном месте Ездр.6:15 ) скорее мог случиться при переписке, чем вставка этого числа (Stade, S. 128). 171 Штаде находит, что нельзя с уверенностью освящение храма, со всеми сопровождающими его подробностями, а равно и празднование пасхи относить к тому же времени окончания храмостроения, потому что в сообщении Ездры не указано точной даты для этого (Stade, а. а. О.); но мы, с другой стороны, не видим основания и отрицать это, раз повествователь ставит эти события рядом. 172 Некоторые думают, что немногие и из 10 колен тоже вернулись. Вегтеап. zu 1Chr.9:3. S. 102–103. 174 Отведение в плен Ассирийский населения 10-коленного Израильского царства не было полным очищением покоренной страны от еврейского населения. Главным образом очищены были от этого населения т. н. «города самарийские», куда потом и были поселены жителями люди «из Вавилона, и из Куты, и из. Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима» ( 4Цар.17:24 ), от смешения которого с остатками еврейского население и произошли Самаряне. Среди них утвердился своеобразный культ, представляющий собою смешение язычества с почитанием Иеговы (ст. 33, 41). Впоследствии борьбу с этим культом вел Иосия, разрушивший Вефильский жертвенник и высоту ( 4Цар.23:15 ). Но несомненно, не все из уцелевших в Палестине Израильтян позабыли чистое служение Иегове. Этим объясняется тяготение некоторых из них в религиозном отношении к Иерусалиму, чем и старались пользоваться цари иудейские, напр., Езекия и Иосия (2Пар. гл. 30). При Иосии сыны Ефрема и Манассии делали приношения в храм Иерусалимский ( 2Пар.34:9 ). Иосия достиг даже того, что изверг все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем находившимся в земле Израилевой служить Господу Богу своему. И во все дни его они не отступали от Господа Бога отцов своих» (ст. 33). При Иосии точно также совершалась всенародная пасха в Иерусалиме ( 2Пар.35:17 и сл.). После Вавилонского плена, как сообщает 1Пар.9:3 , «в Иерусалиме жили некоторые... из сынов Ефремовых и Манассииных». Были ли это палестинские остатки 10-коленного царства, или потомки переселенных в Ассирию Израильтян, воспользовавшиеся разрешением Кира вернуться на родину, с точностью неизвестно. То обстоятельство, что они жили в Иерусалиме, дает повод думать, что после плена распределение Палестинской территории по коленам едва ли было удержано. Некоторые на основании Мф.4:13 думают, что это деление существовало даже до времени Иисуса Христа; но это маловероятно. – Riehm, Hwb., Art. «Israel». Stade, S. 5. – Reinke, S. 167 ff. – Bertheau, SS. 102–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1. Sephr hatthora царя Иосии В 4Цар.22:323:25 повествуется о том, что в восемнадцатом году царствования Иосии, при реставрации храма Соломонова первосвященник Хелкия нашёл книгу закона и передал её Шафану-писцу, со словами: „книгу закона нашёл я в храме Иеговы“ – . Шафан читал её (), затем отнёс царю Иосии, пред которым и прочитал её (). Царь, услышав слова книги закона, разодрал одежды свои, ибо „велик гнев Господень” – говорил он присутствующим; при нём руководителям работ – „который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам“... По одобрении книги пророчицей Олдамой, „пошёл царь” – повествуется далее, – „в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним и священники и пророки и весь народ от малого до большого и прочёл () вслух их все слова книги завета ( ), найденной () в доме Господнем ( 4Цар.23:2 ). По прочтении, Иосия, с согласия народа, публично „заключил пред лицом Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его..., чтобы выполнять слова завета сего, написанные в книге сей”. Как бы во исполнении этого обещания Иосия, согласно предписанию найденной книги, совершил пасху, „какой – добавляет повествователь – не было от дней судей, которые судили Израиля, и во дни всех царей Израилевых и царей Иудейских“ (23:2123). Конечным результатом этого события была реформа культа. Иосия постарался искоренить идолопоклонство, уничтожить высоты (), так что автор книги Царств счёл нужным заметить, что „подобного Иосии не было царя прежде его, который бы обратился к Господу всем сердцем своим и всею душою своею и всеми силами своими по всему закону Моисееву, и после его не восстал подобный ему” (23:25). Это свидетельство книги Царств несколько восполняется в частностях автором 2Парапипоменон, хотя в общей структуре оно совершенно сходно, отличаясь только, по выражению одного отечественного экзегета 252 , „большей документальностью“. Прежде всего нетрудно заметить, что самая основа гипотезы относительно составления книги слишком проблематична.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

549 Cic. De off. I, 88, 136: Sed ut ad urendum et secandum, sic ad hoc genus castigandi varo invitique veniemus etc. 557 Фраз: Quaedam autem Hircani Tobiae viri sancti eaque demonstravit. Argenti talenta guadraginta erant, auri vero ducenta. – y Krabinger’a не имеется. 561 Св. Амвросий, очевидно, имеет в виду 35 главу (и отчасти 34) 2-й книги Паралипоменон, где сначала говорится о том, как царь Иосия уничтожил идолопоклонство и установил истинное богопочтение, отпраздновавши, между прочим, по закону Пасху, а потом непосредственно за этим рассказом идет речь о том, как царь Египетский Нехао пошел на войну к Кархемису на Ефрате. Навстречу ему вышел Иосия. «И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе царь иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя» ( 2Пар.35:21 ). Как видно отсюда, текст этой главы Паралипоменон не давал св. Амвросию права на то сближение двух указанных фактов, которое сделал он. 562 Ср. 2Пар.35:18–19 : И не была совершаема такая Пасха у Израиля от дней Самуила пророка; и из всех царей израилевых ни один не совершал такой Пасхи, какую совершил Иосия, и священники, и левиты, и все иудеи, и израильтяне, там находившиеся, и жители Иерусалима. В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия Пасха. 563 Exquisivit me – у св. Амвросия не согласуется ни с греческим κατφαγε, ни с вульгатовским comedit, ни еврейским. 564 В русском переводе глагол стоит в настоящем времени «снедает», что отлично от греческого κατφαγε; потому и амвросиевское comedit лучше, кажется, будет перевести прошедшим временем. 565 Текст св. Амвросия следует тексту греческому. Πνε δατα π σων γγεων, κα π σν φρετων πηγς – (ср. только πηγς с puteorum) – и отличается от Вульгаты, текст которой согласен с текстом еврейским, переданным в русской библии так: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 566 В греческом тексте и Вульгате здесь стоит, как и у св. Амвросия, единственное число, в русской же библии множественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010