Ограничивая священство мужчинами, ранняя церковь сохраняла верность иудейскому наследию, что противоречило общему духу тогдашнего языческого общества. Во-вторых, уже на богословском уровне, рискованно предполагать, что Христос вместе с основанной Им церковью должен был считаться с общественными и культурными предрассудками Его времени. Прежде чем оценить, вправе ли православие ссылаться на авторитет предания, установим, что же такое настоящее предание. Верность преданию – это не застывший фундаментализм или запрет на все новое. Правильно понятое, оно не статично и не инертно; оно динамично. Каждое новое поколение воспринимает и проживает его по-своему, поверяет и обогащает его новым опытом церкви. По словам В.Н. Лосского , предание – критический дух церкви 34 . Это не просто охранительное, консервативое начало, но прежде всего принцип роста и возрождения; не просто собрание документов или свидетельство прошлого, автоматически записанное и механически повторенное, но это живой ответ на голос Божий, наша непосредственная и личная встреча со Христом в Духе, происходящая здесь и сейчас. Таким образом, подлинная верность преданию – не рабское копирование прошлого, а серьезная попытка отделить второстепенное от главного. Подлинный ревнитель предания не реакционер, ратующий за его неприкосновенность, а человек, который различает «знамения времен» ( Мф 16:3 ) и готов увидеть евангельскую закваску даже в столь светском движении, как современный феминизм. В Священном предании мы находим не только динамизм, но и постоянство. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр 13:8 ). Дух всегда активен в каждом новом поколении, однако роль Духа – свидетельствовать о Сыне ( Ин 16:13–15 ); Дух приносит не новое откровение, а вечную и неизменную истину Христову. Nove, non nova 35 , – по словам Викентия Леринского 36 . Не обязательно делать или говорить что-то «новое», поскольку Откровение Христово совершенно и окончательно, но, направляемые Духом, мы всегда должны действовать и говорить «по-новому», жить с обновленным умом и сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/mu...

Монахи, собравшиеся на Лерине, происходили из разных мест: «Все страны наперебой отправляли туда ищущих Бога... И ныне какая страна, какой народ не имеют в его монастыре своих сограждан?» (Ibid. 17. 2-3). Согласно традиц. т. зр., основание Леринского монастыря было связано с разрушительным вторжением варварских племен в Галлию (31 дек. 406). В условиях политической нестабильности, военных действий и расселения варваров галльские аристократы, утратившие надежду на будущее, обращались к аскезе. В Леринский мон-рь приходили «отпрыски знатных семей, которые не хотели или не могли реализовать свои амбиции в миру» (напр.: Prinz. 1965. S. 47-58; Weiss. 1988; Mathisen. 1989. P. 76-85; Heijmans M., Pietri L. Le «lobby» lérinien: Le rayonnement du monastère insulaire du Ve siècle au début du VIIe siècle//Lérins. 2009. P. 36-37). Высказывалось мнение, что многие леринские монахи, как и Гонорат, происходили из Сев. Галлии, в наибольшей степени затронутой варварским нашествием. Однако о происхождении Гонората точных сведений нет: по одной из версий, он был уроженцем Юж. Галлии ( Vog üé . 2000. P. 187-189), по другой - внуком Децима Магна Авзония ( Woods. 1993). Известные насельники Лерина принадлежали к знатным галльским родам, многие из них были связаны родственными отношениями. Так, под влиянием Гонората его родственник св. Иларий стал монахом и поселился на Лерине. К высшей провинциальной аристократии принадлежал и св. Евхерий († ок. 450), живший на соседнем с Лерином острове (вероятно, на Леро) вместе с женой Галлой. Их сын Салоний учился в мон-ре сначала у св. Илария, затем у Сальвиана Массилийского и Винцентия (см. Викентий Леринский ). Сальвиан, уроженец Бельгийской Галлии или Германии, принадлежал к состоятельной семье; он прибыл на Лерин с женой и дочерью. На Лерине подвизался также св. Луп († 478), брат Винцентия, женатый на сестре Илария. Др. ученик Гонората, св. Максим, происходил из Юж. Галлии; св. Фавст , впосл. ставший преемником Максима на Рейской епископской кафедре, прибыл из Британии или Арморики (Бретани). Гонорат и Евхерий состояли в переписке со св. Павлином, еп. Ноланским, к-рый пользовался большим влиянием как аскет и духовный наставник ( Paul. Nol. Ep. 51). Леринские монахи поддерживали дружественные отношения с прп. Иоанном Кассианом Римлянином , к-рый посвятил Гонорату и Евхерию 2-ю часть «Собеседований» (книги 11-17), составленных в 20-х гг. V в. Труды Иоанна Кассиана оказали существенное влияние на аскетическое учение Евхерия (см.: Dulaey M. Les relations entre Lérins et Marseille: Eucher et Cassien//Lérins. 2009. P. 63-82).

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Святой Василий, действительно, желая убедить тех, кто сомневался в божественной природе Святого Духа, приводил их к осознанию «равенства чести», придаваемой Утешителю Писанием и Литургией… «Святой Кирилл Александрийский, — продолжал папа, — согласился оставить в 433 году свою великолепную богословскую систему, ради примирения с Иоанном Антиохийским, после того как уверился в том, что при различных выражениях, их вера была тождественной» Александрия придавала большое значение всецелому обожению человеческой природы Христа, иной раз забывая его конкретную человеческую личность. Антиохия же настаивала на этой личности, иной раз как бы отслоняя ею личность воплощенного Слова, в которую облекся человек… Однако прекрасное определение 433 года, подлинный богословский вывод Третьего Вселенского Собора, показал взаимодополняющий характер этих двух взглядов на Христа. Вернуться к духу Отцов — это значит сознавать относительную значимость понятий и систем перед лицом невместимой реальности тайны, созерцаемой в глубинах Церкви. Исходя из этого формулируется другой принцип–принцип уважения плюрализма и свободного исследования, причем не релятивизируется существенное, которое остается объединяющей силой этой симфонии, как бы суммой частичных выражений. Хартия, врученная папой патриарху, говорит о важности «знания друг друга и взаимного уважения при законном разнообразии литургических, духовных, канонических, научных и богословских традиций». Обратившись с речью к молящимся в храме Святого Георгия, Павел VI говорил, что он молится о том, «чтобы Господь… даровал нам живое ощущение единого на потребу, которому все остальное может быть подчинено или принесено в жертву». Патриарх проводит сближение между разнообразием эпох и пространств с требованиями верной и творческой мысли: «Будем вести, — говорит он, — наш богословский диалог на основе полноты общения в том, что являет собою суть нашей веры и свободу мысли, духовной, богословской и творческой, мысли, вдохновленной общими Отцами, с учетом разнообразия местных обычаев, допускавшихся Церковью с самого начала ее существования». Как же выделить существенное? — спрашивает Павел VI. — Обнаруживая в разных культурах и эпохах то, что не взирая на разность терминологии остается «всегда равным самому себе». Здесь речь идет о знаменитом каноне святого Викентия Леринского, которого придерживаются православные: принимать за правило веры то, «во что верили все, всегда и повсюду». Это относится не к какому–то немыслимому и механическому едино образию, но к «ощущению Церкви», в котором — через пространство и время — слагается таинственное созвучие (в музыкальном смысле) умов и сердец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Герман поощрял почитание местных святых и особенно заботился о красоте и достоинстве богослужений: считается, что большое число особенностей галликанской литургии того времени сложилось под его влиянием. При поддержке короля он основал монастырь Святого Креста и святого Викентия, известный под именем Сен-Жермен-де-Пре. Он призвал иноков монастыря святого Симфориана соблюдать устав, происходивший из Леринского монастыря. Будучи совершенным знатоком церковной традиции, святитель Герман тщательно оберегал мир и единство Церкви Галлии. Его голос был решающим на Турском церковном соборе (566). Также епископ созвал два церковных собора в Париже (557; 573). После смерти Хильдеберта (558) Париж стал столицей объединенного королевства Хлотаря. Он так же, как и его брат, почитал святого епископа благодаря влиянию своей жены святой Радегунды (память 13 августа). Когда королева решила принять иночество в монастыре Святого Креста, основанном ею в Пуатье, святитель Герман убедил короля не чинить препятствий ее решению, а впоследствии поддерживал Радегунду пастырскими наставлениями. По окончании краткого правления Хлотаря (561) королевство снова было поделено между четырьмя его сыновьями и племянниками: Харибертом, Гунтрамном, Сигибертом и Хильпериком. Король Парижа Хариберт был безбожником и нечестивым человеком, он грабил церкви и сочетался браком с двумя сестрами. Король презрел свое отлучение от Церкви, совершенное епископом, но вскоре Бог поразил смертью его и одну из его жен. Святитель Герман тщетно пытался примирить жену Сигиберта Брунхильду с женой Хильперика Фредегундой. После убийства сестры Брунхильды по наущению Фредегунды (575) Сигиберт начал войну против Хильперика. Вступив в Париж, он встретился со святым епископом, который пытался отговорить его от мщения, сказав: «Кто роет яму брату своему, сам в нее попадет». Но Сигиберт пренебрег советом и был убит. Будучи долгие годы миротворцем и примерным пастырем, святитель Герман мирно упокоился 28 мая 576 года и был похоронен в церкви своего монастыря в Париже. Во время сильнейшего пожара, опустошившего Париж в 585 году, епископ явился, чтобы освободить из застенков узников, которые немедленно укрылись при его усыпальнице. Доныне он остается одним из самых почитаемых святых не только в Париже и в Галлии, но и во всей Западной Церкви.

http://pravoslavie.ru/54132.html

К сожалению, не сохранилась опись первоначального состава переданного в обитель архива святителя Феофана. Ко времени каталогизации в 2009-2011 годах он хранился в разрозненном виде и был перемешан с другими архивными материалами. Из того, что удалось собрать в единый фонд, сотрудники архива монастыря составили современную опись 24, содержащую 47 единиц хранения, в рамках которых объединено 104 документа. Основную часть фонда составляют рукописи оригинальных произведений и переводов святителя. Это, в частности, автографы таких широко известных творений, как «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения», «Душа и Ангел — не тело, а дух», «Краткое учение о Богопочитании», толкования на псалмы 1-й, 2-й, 33-й, 51-й, 118-й, толкования на Послания св. апостола Павла, толкования Евангельских сказаний, сборники слов к Тамбовской и Владимирской паствам, все пять томов «Добротолюбия» (с приложением некоторых черновых статей этого аскетического сборника), «Невидимая брань», «Древние иноческие уставы», «Митерикон», «Избранные покаянные песнопения из Октоиха». Здесь же находится черновик диссертации иеродиакона Феофана «Подзаконная религия, как она дана Богом чрез Моисея народу Израильскому», содержащий правки и пометы рецензента. В главном разделе фонда хранятся также рукописи ранее не публиковавшихся творений (в основном, переводов), среди которых: «Содержание аскетики», «Правило веры в памятных записках Викентия Леринского», «Лествица, истолкованная или перифразированная иеросхимонахом Афанасием Критянином», «Обозрение духовной брани св. Иоанна Кассиана Римлянина», «Похвальное слово великомученику Пантелеимону Никиты Пафлагона», «Окружное соборное и церковное Послание Вселенского Патриарха Григория VI», «Древний патерик, изложенный по главам», «Продолжение Древнего патерика», «Священный град Иерусалим», «Обзор свода мнений о духовных училищах», программа преобразований русской духовной школы, неизвестные догматические работы — «Конспект богословия», «О воплощенном домостроительстве», переписка с князем Н.Б. Голицыным «О нескверном зачатии Богоматери» (1858 г.), аскетические произведения — «О молитве Иисусовой», статья о молитве и молитвенном правиле, «Чувство зависимости от Бога», никогда не публиковавшиеся ранние проповеди святителя.

http://patriarchia.ru/db/text/2084245.ht...

архимандрит Иннокентий (Новгородов) (1823–01.06.1868) Переводы Сравнительное богословие архимандрит Иннокентий (Новгородов) Духовный писатель, магистр богословия, ректор Казанской духовной академии. Биография В миру Иван Матвеевич Новгородов (Новогородов) родился в семье священника Воронежской епархии. В 1847 году окончил Воронежскую семинарию. В 1851 году окончил Киевскую духовную академию. В мае 1851 года пострижен в монашество и был учителем в Екатеринославской, а потом инспектором в Саратовской семинарии. С 1854 года был инспектором, а потом и ректором Казанской семинарии. В 1864 году назначен ректором Казанской духовной академии. Умер 20 мая (ст. ст.) 1868 года от чахотки. Похоронен на Арском кладбище Казани, слева от церкви святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (на могиле находится надгробие в виде аналоя с Евангелием). Архимандрит Иннокентий автор нескольких трудов по различным разделам богословия, церковному праву, литургике и др. Печатал свои сочинения во время ректорства в академии в журнале «Православный собеседник» и отдельными оттисками. Как правило, работы публиковались анонимно, их авторство было установлено по составленной позже библиографии. Самый обширный труд - «Богословие обличительное» (Каз., 1859-1864. 4 т.) - представляет собой изложение догматов всех основных христианских конфессий, их разногласий между собой. Материал подан без тенденциозности, излишнего обличительного пафоса, в форме, доступной для читателей без специального образования. Также он сделал единственный русский перевод сочинения Викентия Леринского «Памятные записки» (Каз., 1863; опубл. без имени переводчика). Издал с комментариями кн. «Ермий Философ» (Каз., 1861), ставшую 2-й в России публикацией сочинения греч. апологета Ермия Философа. По рукописям Соловецкой б-ки и др. источникам подготовил к публикации известный сборник времен патриарха Иоакима «Остен» (ПС. Прил. 1865. Ч. 1-2), трактаты братьев Лихудов «Мечец духовный» (Там же. 1866. Ч. 2; 1867. Ч. 1-3). И. принимал участие в редактировании рус. перевода и подготовке к изданию деяний I-IV Вселенских Соборов (Деяния Вселенских Соборов. Каз., 1859-1865. Т. 1-4), «Постановлений апостольских» (Каз., 1864. СПб., 2002). Был главным переводчиком и издателем «Сказаний о мучениках христианских» (Каз., 1865. Т. 1). В «Православном Собеседнике» он напечатал: «О женском священнодействовании (против раскольников)»; «К наблюдающим за современностию»; «Разбор учения о необходимости таинства крещения»; «О попытках XVIII—XIX веков снабдить раскольников епископом»; «О происхождении иерархии новозаветной церкви» и др.; сверх того напечатал несколько проповедей и сделал несколько переводов и изданий памятников церковной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Истина дана соборности, соборность не знает частных мнений или личных истин Тайна соборного единства в Церкви включает в себя и единство в вере и истине. Первоначально слово «соборная» изпользовалось святыми отцами именно в этом контексте, чтобы обозначить чистоту и нерушимость учения Христа, веры, которая, по слову святого Викентия Леринского, исповедуется везде , в сегда и вс ем и . «Истина и спасение даны любви, то есть Церкви» , – сказал священномученик Иларион Троицкий. Продолжая эту мысль, мы бы сказали, что истина дана соборности, соборность не знает частных мнений или личных истин. И в этом контексте опять соборность является характеристикой не внешней и количественной, но внутренней и качественной. Соборная истина Церкви может выражаться даже малым количеством исповедников веры, как это было в случае со святым Марком Ефесским. «Святой Максим, которого церковная традиция называет Исповедником, ответил тем, кто хотел принудить его причаститься с монофелитами, так: “Даже если вся вселенная причастилась бы с вами, я единственный не причащусь”. “Вселенной”, под которой он понимал пребывающих в ереси, он противопоставил свою соборность» , «а такой муж, как святой Василий Великий, в особо трудный момент борьбы за догматы смог воскликнуть с соборным дерзновением: “Кто не со мной, тот не с истиной”» . Иерархия не противоречит соборности. Напротив, она призвана быть ее хранителем и выразителем Православной экклезиологии абсолютно чужда любая эгоистическая обособленность, индивидуализм, самодостаточность. Соборная природа Церкви неизбежно находит выражение и в ее земной организации и управлении. «Ибо угодно Святому Духу и нам» – это вечный и неизменнный принцип, с которым соборный разум Церкви подходил к решению всех возникащих вопросов и проблем, касающихся ее исторической реальности, а апостольский собор в Иерусалиме в 51 году стал прототипом Вселенских соборов Православной Церкви, которым принадлежит высшая церковная власть. Православная Церковь знает не «я», а «мы», не «меня», а «нас». Господу было угодно дать Своей Церкви иерархическую структуру, но иерархия не противоречит соборности, напротив, она призвана быть ее хранителем и выразителем. В соответствии с известной мыслью святого Игнатия Богоносца:

http://pravoslavie.ru/143689.html

Из Википедии «Единственным неизменным требованием к аксиоматическим системам является их внутренняя непротиворечивость… В соответствии с критерием Поппера единственный отрицательный пример опровергает теорию и, как следствие, доказывает ложность системы аксиом» Особенно интересно это определение звучит в отношении Вашего понимания «консенсус патрум». иеромонах Авель 17 марта 2020г. 15:42 ))) Нууууу... Отче!! Дражайший Поппер крут, но... " требование непротиворечивости к аксиоматическим системам " в своих размышлениях он а) имеетзадал как аксиому(!!!); б) его размышления относятся к релятивистским аксиоматическим системам (нетранцендентного характера), а не богооткровенным (трансцендентного характера)... В переводе на более русский это означает, что его критерий (точнее аксиоматизированная им же самим установка или верование) не применимо к богооткровеному учению. Не помощник он вам, зря понадеялись " на князи, на сыны человеческия " в этом вопросе. -- Такие дела... иеромонах Авель 17 марта 2020г. 20:03 Особенно интересно это определение звучит в отношении Вашего понимания «консенсус патрум». -- о критерии Поппера я вам уже сказал... вы ошились и это влияет и на остальные ваши выводы.. Что касается напрямую моего понимания " консенсус патрум " , то я уже говорил о том, что я придерживаюсь того, что принято об этом Церковью -- по прп.Викентию Леринскому... У вас в этом следования Церкви пока не видать... не считая догматических расхождений... иерей Сергей Пометнев 23 марта 2020г. 08:39 //я придерживаюсь того, что принято об этом Церковью//Поясните, пожалуйста, где, когда и что было принято Церковью относительно мнения прп. Викентия Леринского. Кстати, не забудьте, что документ, на который Вы, возможно, захотите сослаться, должен быть датирован не позднее 2017 года, так как именно в этом году имя данного святого было внесено в наш месяцеслов. иеромнах Авель 23 марта 2020г. 12:51 Вы хотите сказать, что прп.Викентий Леринский был прославлен Православной Церковью аж только в 2017 году?..

http://bogoslov.ru/article/6025345

Итак, какова роль универсального и уникального, общего и частного, родового и индивидуального, необходимого и непринужденного в человеческой жизни? Что все это значит для бытия человеческой личности? Как измеряется значение этих состояний в церковном опыте? Мы попытаемся ограничить свои поиски лишь одной стороной бытия личности — феноменом веры. Она, как станет понятно, имеет парадигматическое значение для многих других (если не для всех остальных) сторон человеческого существования. По той причине, что вера есть сокровеннейший факт человеческого бытия, мы обращаемся к мыслителям, которых этот вопрос волновал более всего, — в первую очередь это философы экзистенциалистского толка; поскольку же вера имеет основополагающее значение для жизни христианской Церкви, мы обращаемся к тем церковным писателям, которые специально разрабатывали эту богословскую категорию. Викентию, настоятелю Леринского монастыря, уроженцу Галлии (ум. в сер. V в.), принадлежит общепринятая формула церковного Предания, своего рода духовного универсума вселенской церковной мысли и опыта христианской веры. Эта формула стала общей как для западного христианства, так и для восточного: во Вселенской Церкви нужно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все 1 . Полнота этого определения объясняется исчерпывающим указанием на основные категории человеческого существования: помимо физических измерений, пространственного (ubique/universitas ‘все­ленскость’, то есть повсеместность) и временного (sem­per/anti­quitas ‘древность’, то есть существующего издревле доныне и впредь), учитывается также критерий церковности (соборности), или христианской общины (ab omnibus/consensus ‘согласие’). Примечательно, что приведенные характеристики имеют не столько фактическое, сколько ожидаемое значение. Мы не можем утверждать, что приверженность Церкви имела место во все времена на всем обитаемом человеком пространстве, но вместе с тем Церковь не может не претендовать на особенное положение во вселенной.

http://pravmir.ru/o-bezumii-veryi-i-vern...

И все же нам представляется, что определение преподобного Викентия Леринского «quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est» («во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все») было и остается наиболее удачным. Толкуя эту свою позицию, сам святой отец продолжает: «Следовать всеобщности значит признавать истинною ту только веру, которую исповедует вся Церковь по всей земле; следовать древности значит ни в каком случае не отступать от того учения, которого неизменно держались наши святые отцы и предки; следовать, наконец, согласию значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или по крайней мере почти все пастыри и учителя» . О том, что этому принципу следовали все святые отцы, свидетельствуют они сами в своих сочинениях, где часто ссылаются на Предание апостолов, на Предание Церкви, на согласность с более ранними отцами, подчеркивая всегда и везде единство Предания и единство веры, а через это – единство Церкви в качестве носителя и хранителя и правой веры (Православия) и истинного Предания. Так, уже священномученик Климент Римский писал в своем послании коринфянам: «Не оставляй “заповеди Господа Бога нашего” (Втор. 4: 2), но сохрани то, что принял от Него, “да не приложиши к сему, ни отъимеши от него” (Втор. 12: 32); “не приложи ко словесем его, да не обличит тя, и ложь будеши” (Притч. 30: 6)» . Подобно учит и святитель Кирилл Иерусалимский, говоря: «Держите сии предания без отступлений, и тем избавите себя от преткновений» . Вообще говоря, слова святителя Василия Великого: «Посему, чт о говорили отцы наши, то говорим и мы» , – могут быть усвоены любому святому отцу. Таковое следование отцов отцам нагляднее всего проявилось на Вселенских Соборах, почти все догматические решения которых начинаются словами: «Следуя святым отцам…». Говоря об этом, протоиерей Георгий Флоровский подчеркивает, что «Церковь действительно провозглашает с самого начала тождественность веры своей на протяжении веков. Эта тождественность и непрерывность со времен апостольских является наияснейшим знаком и свидетельством правой веры» .

http://pravoslavie.ru/28762.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010