«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Викентий Леринский. Творения Св. Викентий пытался определить основные критерии истинности христианского учения. Сформулировал учение о двух источниках церковной доктрины – Писании и Предании. Известен своим определением истинной веры как того «во что верили повсюду, всегда, все». Полемизировал с учением Августина о свободе воли и предопределении: Викентий Леринский защищал точку зрения Иоанна Кассиана о соработничестве Бога и человека. В собрание творений Викентия Леринского вошли: «Рассуждение о вере», «Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков». Сочинения Рассуждение о вере Ввиду изречений Писания, поучающего: «спроси отца твоего, и он возвестит тебе, — старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32:7), также: «приклони ухо твое, и слушай слова мудрых» (Притч. 22:17), и еще: «сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое» (Притч. 3:1), думается мне.., меньшему из всех рабов Божиих, что с помощью Божией будет очень не бесполезно, если я изложу письменно то, что благоговейно принято мною от Святых отцов… Приступлю же к этому во имя Божие, и запишу завещанное мне предками предание, не с заносчивостью какого–нибудь сочинителя, а скорее с точностью верного переписчика… Два источника православной догматики Часто со всеусердием и величайшим вниманием обращался я к весьма многим украшенным святостью и даром учения мужам с вопросом: каким бы образом удобнее было мне, идя верным, как бы царственным, и прямым путем, отличать истину вселенской веры от лживости еретических уклонений, и всегда все давали мне почти слово в слово такого рода ответ: если кто, я ли, другой ли всякий, хочет избежать еретической лжи и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божией, двояким образом оградить свою веру: во–первых, авторитетом Священного Писания, а во–вторых, преданием Вселенской церкви. Взаимное отношение Священного Писания и Святого Предания

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Комментарии Назначение Предания в древней церкви Впервые (на английском языке): The Function of Tradition in the Ancient Church//The Greek Orthodox Theological Review. – Vol. 9. – 2. – Winter, 1963, p. 181–200. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии Перевод выполнен по изданию: The Collected Works; Vol. 1,1972, p. 73–92. Мы публикуем новую редакцию этого перевода. . 1 . Блаженный Августин , Августин Аврелий (лат. Augustinus Aurelius) (354–430) – философ и богослов эпохи патристики, епископ Гиппонский (395), учитель Церкви, признанный в Православии блаженным. Один из четырех западных «великих отцов Церкви» (вместе с Амвросием, Иеронимом и Григорием Великим ). Блестящее владение стилем позволяет поставить его в один ряд с Цицероном и Сенекой. К его наследию обращаются представители различных философских направлений от экзистенциалистов до феноменологов. См. два последних заметных исследования современных французских философов о блж. Августине: Chrétien J-L, Saint Augustin et les actes de parole, Paris, P.U.F., 2002 и Marion J-L. Au lieu de soi, lapproche de saint Augustin, PUF, 2008. 2 . Викентий Леринский (Лиринский; лат. Vincentius Lirinensis) (до 450) – латинский богослов, церковный писатель, монах на острове Лерин (совр. Лерен, Франция). Святой неразделенной Церкви. Ему принадлежит известный трактат «Commonitorium» (Памятные записки), написанные под псевдонимом «Peregrinus» («Паломник»). Сочинения Викентия Леринского имеют большое значение для учения о церковном Предании. Известно его утверждение о критерии истинности этого Предания: «Во что верили повсюду, всегда, все». В своих сочинениях он пытался ответить на вопрос, каким образом можно отличить истинное учение от ереси. 3 . Ириней Лионский (греч. Ερηναος Λουγδονου; лат. Irenaeus Lugdunensis; ок. 130 – ок. 200) – священномученик, раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви доникейского периода. Самое важное сочинение Иринея «Против ересей» – большой труд в 5-ти книгах, направленный против гностических учений. В этом сочинении он затрагивает все важнейшие разделы христианского вероучения и впервые в истории христианской мысли строит в полемике с гностиками систему церковного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

проф. Я. Пеликан 7. Православный консенсус В V и VI веках христология и мистагогия на Востоке и антропология и экклезиология на Западе вобрали в себя большую часть догматического развития предшествующих веков и заложили фундамент для последующих построений христианского вероучения. В итоге столетних споров, развернувшихся после смерти Августина в 430 году, Оранжский собор 529 года придал августинизму форму, которая сделала его приемлемым для западного богословия. А в результате столетних споров, последовавших за Халкидонским собором 451 года, П Константинопольский собор 553 года оформил учения отцов и соборные определения в качестве нормы для учения всей Церкви, но особенно для восточного богословия. Кроме этих соборных деяний, разрешивших, по крайней мере на какое-то время, споры о личности Богочеловека и о соотношении природы и благодати, в VI веке Восток и Запад, каждый по-своему, также сформулировали православный консенсус относительно того, что следует считать нормативным учением. Существовали значительные группы христиан, не разделявших этот консенсус. Донатисты в северной Африке, лангобарды-ариане в Италии, несториане в Персии и монофизиты в Египте, Сирии и Армении – все они оказались исключенными из ортодоксального христианства, но история вероучения в этих общинах, прежде всего восточных, останется частью нашего рассказа. Однако в основном мы должны будем заниматься православным консенсусом, рассматривая его по отношению к развитию вероучения в древней Церкви и по отношению к догматическому развитию в византийский и средневековый периоды, для которых он стал отправной точкой. Ubique, semper, ab omnibus Основой православного консенсуса послужило утверждение авторитета предания как того, во что верили «везде, всегда и все» [ubique, semper, ab omnibus]». Критериями для определения содержания православного предание были «всеобщность, древность и согласие». Это определение ортодоксальной кафолической традиции – дело Викентия Леринского, писавшего под псевдонимом Перегрин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На филиппинском острове Минданао встретили Пасху Москва, 11 апреля 2018 г.      9 апреля 2018 года, в понедельник Светлой седмицы, по благословению управляющего приходами Московского Патриархата в Восточной и Юго-Восточной Азии архиепископа Солнечногорского Сергия, клирик Петрозаводской епархии Русской Православной Церкви священник Станислав Распутин совершил Божественную литургию в общине в честь преподобного Викентия Леринского в деревне Саласан (остров Минданао, Филиппины), сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ . Богослужение совершалось на трех языках: церковно-славянском, английском и себуано.      Готовясь к встрече Светлого Христова Воскресения, прихожане общины преподобного Викентия Леринского за три недели возвели храм, вокруг которого, по Пасхальной традиции, был совершен Крестный ход.      После Божественной литургии священник поздравил прихожан с наступившим праздником Пасхи, и в своем слове раскрыл духовное значение Пасхальных традиций, а также передал прихожанам пасхальные подарки от архиепископа Солнечногорского Сергия.      Богослужение завершилось небольшим концертом в исполнении прибывшего на праздник Пасхи хора из Украины. После концерта прихожан и гостей прихода ждало пасхальное угощение.      Справка: Трудами инициативной группы священников с 2015 года в юрисдикцию Московского Патриархата начали переходить аглипайские общины острова Минданао. В 2015-2016 годах осуществлялась работа по катехизации принимающих православие филиппинцев, приезжающими клириками Русской Православной Церкви совершались периодические богослужения, строились новые храмы, переводились на язык себуано богослужебные и духовные тексты. За неимением возможности постоянного окормления приходов священниками, миссионеры обучили старост общин совершать богослужение мирским чином. Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 21 октября 2016 г. (журнал 99) назначил архиепископа Солнечногорского Сергия управляющим приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе и в Республике Филиппины.

http://pravoslavie.ru/112132.html

Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Богословские споры у кулера Св. Викентий Леринский Мы часто вступаем в бесконечные трудноразрешимые богословские дискуссии с представителями других христианских конфессий. Это может происходить в институте, на работе, в гостях у друга, когда кто-нибудь неожиданно делает подобное заявление: «А мой пастор не признает крещения в младенчестве» или «Литургия – это скучно, это всего лишь одно бесполезное повторение одного и того же, поэтому мы оставили только пение гимнов и проповедь». Вы можете спорить с этим круглые сутки и не придете с вашим коллегой или другом к общему мнению. Тем не менее, вы можете успешно выражать позицию Православной Церкви по этим нескончаемым богословским вопросам, ибо в отношении их Церковь имеет единое мнение. Но как узнать в чем заключается данная позиция? Куда обратиться за помощью? Обратимся к преподобному Викентию Леринскому. Он родился в Галлии (территории современной Франции) предположительно в конце четвертого века. Преподобный Викентий был монахом, который жил недалеко от южного побережья Франции на острове Лерин, который сегодня называется Сент-Онора. Самое известное его сочинение «Памятные записки» написано около 434 года. Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Давайте попробуем посмотреть на примере, как он применяется. Рассмотрим смешной случай. На работе вы подходите к кулеру с водой и слышите, как кто-то говорит: «Истинным христианам позволительно вкушать только сырой картофель и воду». Вы думаете про себя: «Как это соотносится с Каноном святого Викентия?» Вы прокручиваете в уме слова: «вера, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Каждое из этих слов играет важную роль в процессе распознания утверждения.

http://pravoslavie.ru/38186.html

Пн «Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза 2 листопада 2023 р. 18:21 В опубликованном интервью ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов рассказал о целях, задачах, основных направлениях работы вуза, курсах при ОЦАД, которые могут предшествовать поступлению, новшествах в приемной кампании 2024 года. — Отец Максим, расскажите, пожалуйста, о целях, задачах и основных направлениях работы ОЦАД на текущий и будущий учебный и календарный годы. — В любом стабильно функционирующем высшем учебном заведении стратегические цели не меняются из года в год. И наш вуз — не исключение. ОЦАД сейчас развивается в трех главных направлениях: первое — это учебная работа, второе — научная деятельность и третье — в широком смысле понимаемая пайдейя (παιδεα), то есть воспитание. Если говорить об учебной составляющей, то ОЦАД, когда-то возникшая, по сути дела, как некое расширение диссертационных советов, кандидатского и докторского, сегодня является вполне стабильно функционирующим высшим учебным заведением, осуществляющим свою образовательную деятельность по программам магистратуры, аспирантуры и готовящим научные кадры в докторантуре. Одной из задач работы вуза в нынешнем учебном году является формирование научных школ ОЦАД. Это очень важно для определения внутреннего самоощущения вуза как учебно-научного центра. Мы видим конкретные направления, по которым можем двигаться для решения этой задачи. Прежде всего, это область церковного права. Тема очень актуальная, во-первых, с практической точки зрения, потому что выпускники, получившие квалификацию на уровне магистра в области церковного права, — это священнослужители, церковные работники, которые значительно более осознанно будут трудиться во многих областях: от приходской деятельности до епархиального уровня и синодальных отделов. Во-вторых, это вопрос не только практического уровня. Мне кажется, что церковное право сегодня нуждается в подготовке фундамента для того его осмысления, когда принцип «прикладного» употребления — то есть когда под ту или иную задачу ищется подтверждение в тех или иных церковных канонах — будет изменен на принцип определения вечного и неизменного, с одной стороны, и преходящего и допускающего корректировки в церковном праве, с другой стороны. Определить то, что относится в церковном праве к Преданию, чем руководствовались всегда, повсюду и все (чуть переиначу слова святого Викентия Леринского), и то, что относится к определенной эпохе (здесь область очень широка).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6073597...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИЙ [лат. Hilarius Pictaviensis] (ок. 315, г. Пиктавий, ныне Пуатье, Франция - 367, там же), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Важнейшим источником биографических сведений об И. служат его сочинения, а также упоминания современников и позднейших зап. церковных писателей: блж. Иеронима Стридонского (100-я гл. каталога «О знаменитых мужах», «Хроника» и др. сочинения), блж. Августина («О христианском учении», «О Троице» и др. сочинения), Сульпиция Севера («Хроники», «Жизнь св. Мартина»), прп. Иоанна Кассиана Римлянина («О воплощении»), Викентия Леринского («Памятные записки»), Факунда , еп. Гермианского («В защиту Трех Глав», «Против Мокиана»), Кассиодора («Наставления в науках божественных и светских»), Алкуина («Поэмы», «Против Феликса») и др. (собрание фрагментов см.: PL. 9. Col. 203-208). Сохранилось древнее Житие И. (Vita et virtutes S. Hilarii; BHL, N 3885-3887; CPL, N 1038; PL. 9. Col. 185-200 (=PL. 88. Col. 439-454); критическое изд.: MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 1-11), написанное Венанцием Фортунатом - зап. церковным писателем и поэтом (VI в.; впосл. епископ Пиктавийский) (см.: Greg. Turon. Glor. conf. 2//PL. 71. Col. 830-831). Ему также принадлежит похвала И., помещенная им в «Житии св. Мартина» ( Venant. Fort. Vita Mart. I//PL. 88. Col. 369-370). Наиболее важные исследования Нового и новейшего времени, рассматривающие жизнь И.: Tillemont. Mémoires. T. 7. P. 432-469, 745-758; Coustant. 1844; Borchard. 1966; Kannengiesser. Hilaire. 1968; Meslin. 1969; Brennecke. 1984. S. 223-247, 335-367; Smulders. 1984; Rocher. 1987. P. 9-67; Doignon. 1971; Idem. 1991; Idem. 2005. P. 15-42; Williams. 1991; Iidem. 1992; Henne. 2006. P. 15-146. Фундаментальные отечественные труды, посвященные И.: Орлов. 1908; Попов. 2004. Происхождение, образование, семья, крещение (315-345) Свт. Иларий, еп. Пиктавийский. Роспись базилики свт. Илария, еп. Пиктавийского, в Пуатье. Кон. XI - нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/389089.html

На Великдень 11 2018 р. 16:15 9 апреля 2018 года, в понедельник Светлой седмицы, по благословению управляющего приходами Московского Патриархата в Восточной и Юго-Восточной Азии архиепископа Солнечногорского Сергия клирик Петрозаводской епархии священник Станислав Распутин совершил Божественную литургию в общине в честь преподобного Викентия Леринского в деревне Саласан на филиппинском острове Минданао. Богослужение совершалось на церковнославянском и английском языках, а также на языке себуано. Готовясь к встрече Светлого Христова Воскресения, прихожане общины преподобного Викентия Леринского за три недели возвели храм, вокруг которого был совершен традиционный пасхальный крестный ход. По окончании Литургии отец Станислав поздравил прихожан с праздником Пасхи и передал пасхальные подарки от архиепископа Солнечногорского Сергия. Хор с Украины дал небольшой концерт, после чего прихожанам и гостям прихода было предложено праздничное угощение. Трудами инициативной группы священников с 2015 года в юрисдикцию Московского Патриархата начали переходить христианские общины острова Минданао, основанные в начале ХХ века Григорио Аглипаем. В 2015-2016 годах осуществлялась работа по катехизации принимающих православие филиппинцев, клириками Русской Православной Церкви совершались богослужения, строились новые храмы, переводились на язык себуано богослужебные и духовные тексты. За неимением возможности постоянного окормления приходов православными священниками миссионеры обучили старост общин совершать богослужение мирским чином. Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 21 октября 2016 года ( журнал 99 ) назначил архиепископа Солнечногорского Сергия управляющим приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе и в Республике Филиппины. Исполняя волю Священноначалия, архиепископ Сергий предпринял усилия по возрождению действовавшего с 1934 года Иверского прихода в Маниле и направлению постоянного клирика в столицу Филиппин, а также организации пастырского попечения о православных соотечественниках, пребывающих на Филиппинских островах и обращенных в Православие местных общин. В настоящее время в городе Давао создается административный и духовно-учебный центр для координации деятельности по пастырскому окормлению членов общин Московского Патриархата на острове Минданао, катехизации филиппинцев, решивших принять православную веру, и подготовки кандидатов для обучения в духовных школах Русской Православной Церкви. Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5178247...

Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой Гонорат, епископ Арльский Аудио Святой Гонорат поселился на Леринском острове. Здесь было очень много змей. Веруя в Господне обетование, святой освободил Лерин от этого бедствия одной лишь силой молитвы. Вскоре пустынный остров стал одним из самых великих и славных монашеских центров Запада. Святой Гонорат родился в Галлии в знатной семье. Еще в юности он обратился в христианство и убедил старшего брата Венанция вместе с ним вести строгую и благочестивую жизнь. Братья щедро раздавали милостыню, принимали нищих и странников. Под влиянием чтения «Жития преподобного Антония Великого» они решили оставить семью и мир, чтобы посвятить жизнь Христу в тишине пустыни. Святой старец по имени Капрасий стал их духовным отцом. Они отправились на Восток, чтобы увидеть святых отцов, пребывавших в пустынях Палестины и Египта. Однако по дороге Венанций умер, и святой Гонорат вернулся в Галлию. По совету Леонтия, епископа Фрежюса, он поселился вместе с духовным отцом на Леринском острове (около Канн), где было очень много змей. Веруя в Господне обетование (ср.: Мк. 16: 12), святой Гонорат освободил Лерин от этого бедствия одной лишь силой молитвы. Вскоре пустынный остров стал одним из самых великих и славных монашеских центров Запада. Впоследствии отсюда вышли многие святые епископы, такие как святитель Максим Рьеский († 455; память 27 ноября), святитель Иларий Арльский († 449; память 5 мая), святитель Луп Труасский († 478; память 29 июля), святитель Евхерий Лионский († 449; память 16 ноября), святитель Иаков Тарентезский († 429; память 6 января), и богословы, такие как святой Викентий (память 24 мая). В 426 году святой Гонорат был избран епископом Арля, митрополии в Южной Галлии, и в скором времени сумел восстановить порядок и благотворительную деятельность в этой беспокойной епархии. Отрекшись от всех почестей и благ мира сего, епископ продолжал жить как монах, ничего не изменив в подвижническом образе жизни. Он был всем для всех, являя собой живой образ милосердия. Однако вскоре его силы истощились, и он отошел ко Господу 16 января 429 года, продолжая до самого конца наставлять и утешать верующих. Ваш комментарий Другие статьи этого раздела

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Arhiva A ieit de sub tipar volumul trei al antologiei „Sfinii Prini i Învtori ai Bisericii” 27 februarie 2021 12:44 В Издательском доме «Познание» вышел в свет третий том антологии «Святые отцы и учители Церкви». Книга издана под общей редакцией ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона . Издание предназначено для изучения курса патрологии в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви и охватывает период христологических споров V-VII веков. В том вошли тексты греческих, латинских и сирийских отцов Церкви, церковных писателей и известных православных богословов-полемистов, таких как свт. Кирилл Александрийский и блж. Феодорит Кирский, Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский, император Юстиниан Великий и свт. Софроний Иерусалимский. В издание также вошли отрывки из «Corpus Areopagiticum» — собрания восточно-христианских богословских трактатов и посланий на греческом языке, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту, труды прп. Максима Исповедника, фрагменты сочинений западных и восточных аскетических писателей — прпп. Диадоха Фотикийского, Варсануфия Великого, Дорофея Газского, Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кассиана Римлянина, Венедикта Нурсийского и Исаака Сирина, а также отрывки из сочинений латинских церковных писателей V-VIII вв. — прп. Викентия Леринского и Фульгенция Руспийского, святых пап Льва Великого и Григория Великого, св. Беды Достопочтенного. Инициатором подготовки данной антологии был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с инициативой на одном из заседаний Высшего Церковного Совета . Издание серии «Учебник бакалавра теологии», в рамках которой вышел данный том, осуществляется под наблюдением Святейшего Владыки. Избранные фрагменты из сочинений каждого церковного автора подбирались с учетом их важности для понимания его богословской мысли и его места в догматических спорах Древней Церкви, а также с целью максимально представить разнообразие тем и литературных форм и жанров богословского творчества отцов Церкви.  При составлении антологии были использованы как уже существующие русские переводы святоотеческих творений, так и новые переводы, выполненные специально для данного издания.  Издание снабжено индексом библейских цитат, именным и предметным указателями, что делает его удобным пособием для учащихся и преподавателей духовных школ и светских вузов.  Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5779345...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010