Естественно, в каждом случае будут приводиться примеры отсутствия консенсус патрум по многим, очень важным, значимым догматическим проблемам. Итак, принцип согласия отцов – как правило, его возводят к Викентию Леринскому. Он не является святым восточной Церкви, он является святым западной церкви, но, тем не менее, он писал через несколько лет спустя после Третьего Вселенского собора, и произнес знаменитую фразу, что вера Церкви это есть вера в то, что верилось всегда, всеми, повсюду: Quod ubique, qoud semper, quod ab omnibus. Но нужно понимать, по поводу чего говорил Викентий Леринский. Он говорил как раз о тех вещах, которые не были решены Вселенскими Соборами. То есть Вселенские Соборы имеют для него непогрешимую значимость, а вот те вопросы, по которым еще Вселенские Соборы не успели высказаться – вот там, как считает Викентий Леринский, действует вот этот принцип согласия отцов. Мы можем так переформулировать этот принцип: согласие отцов – это согласие всех или большинства святых отцов по основным догматическим вопросам. Я бы так переформулировал этот принцип консенсус патрума – думаю, что отец Георгий не будет против такой формулировки возражать. Теперь давайте рассмотрим эту формулировку в каждой ее составляющей: что такое основные догматические вопросы, что такое и кто такие святые отцы, какую роль имеет большинство, и что такое консенсус. По всем этим вопросам я выскажусь, и после каждой этой части будет предоставлена мною возможность отцу Георгию оппонировать. Итак, начнем как раз с вопроса, что есть основные догматические вопросы, и как раз этот вопрос напрямую пересекается с проблемой, заданной отцом Георгием – что, если не консенсус патрум – то что, то где учение Церкви? Так вот, всеми, и всегда и всюду признается непогрешимость исключительно только лишь Вселенских Соборов. В Чине Крещения вообще, как мы знаем, только Никео-Цареградский Символ веры предусмотрен, поэтому экуменические собрания вообще ограничиваются Символом веры и даже апостольским Символом веры, включая то, что последующие постановления Вселенских Соборов не требуются при Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Ссылка на Третий Вселенский Ефесский Собор имеет двоякое значение: она представляет из себя прежде всего как бы фактическое воплощение идеи истинного Предания. Из примера этого как нельзя лучше видно, что, будучи живым свидетелем Вселенской (кафолической, соборной) Церкви, Предание в то же время должно находить себе оправдание в том, чему верили всегда, везде, все: говоря другими словами, будучи фактом наличным , Предание вместе с тем является фактом историческим . Ведь несомненно, что собор собрался для утверждения и изъяснения готовой истины, готового, по выражению Викентия Лиринского , «правила божественного догмата». Тем не менее это утверждение и изъяснение живого свидетельства церкви совершалось так, что в самой ссылке на них твердо сохранялись, как бы путеводители какие, начала истинного Предания (древность, всеобщность, согласие). – Другое значение ссылки Викентия Лиринского на Третий Вселенский Собор то, что она содержит в себе весьма важный материал для определения истинного смысла Вселенских Соборов. Опираясь на замечания автора: «А чтобы ничего недоставало к достоверности речи (речи о соборе), мы объявили как имена, так и число (хотя порядок забыли) тех отцов, сообразно со стройным и согласным верованием которых и изъяснены изречения из святого закона и утверждено правило божественного догмата», – необходимо полагать, что истинный смысл Вселенских Соборов заключается именно в утверждении и изъяснении правого учения, (а не в борьбе различных партий, как думают некоторые. В общей системе воззрений Викентия Лиринского этот взгляд на смысл Вселенских Соборов вполне совпадает со взглядом на преуспеяние или прогресс догматики (Напомин. гл. 23). Допуская в последнем случае прогресс не по отношению к самому догмату, как величине непреложной, но лишь по отношению к усвоению догмата человеческим разумом, Викентий Лиринский , очевидно, то же самое высказывает в речи о Вселенском Соборе, разумея здесь под именем «утверждения» утверждение догмата, как истины неизменной, а под именем «изъяснения» человеческое углубление в сущность догмата, его основания и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Как определить, чье толкование Писания верное? Преподобный Викентий подробно разбирает такие дилеммы, где противниками в споре выступают христиане, признающие авторитет Библии. Для того чтобы св. Викентий смог быть действительно полезным, стороны должны заранее договориться, что согласятся с тем результатом, который удаться достичь, даже если он придется им не по вкусу. Давайте приступим к проверке. Крещение младенцев отвечает критерию всеобщности. Везде, где проповедано Евангелие, Церковь крестила своих младенцев. Так было на востоке и на западе, на севере и на юге. Оно также соответствует критерию древности. Ранние христианские писатели рассматривали крещение младенцев как нечто само собой разумеющееся. Их собратья христиане регулярно крестили своих детей. Напротив, в отличие от крещения младенцев, практика крещения лишь верующих взрослых появилась только после Реформации. Понятно, что взрослые, которые уверовали во Христа, крестились и в древние времена, но совершеннолетие не было необходимым условием крещения. Наконец, крещение младенцев отвечает критерию согласия. Фраза «все делают это» в этом случае совершенно справедлива. Древняя церковь имела невероятно прочное единодушие по этому вопросу, поскольку крещение младенцев было признанной нормой. Даже сейчас по скромным подсчетам около 80% христиан крестят своих детей, не дожидаясь их совершеннолетия. Так что завтра на работе, когда ваш друг евангелист станет критиковать архиереев, еженедельное причастие, сравнивать литургию с их спонтанными богослужениями, или что-то в этом роде – обращайтесь к вашему новому союзнику, святому Викентию Леринскому, который укажет вам способ распознавать то, чему учит нас наша вера. Читайте также: Священник Питер Гиллквист. Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vse-tak-delayut/

Василий Великий (напр., Письмо 140,2) и Григорий Назианзин (напр., Речь 33,5) называют «святыми отцами» (ο γιοι πατρες) носителей традиции христианской истины. В том же духе высказывался и Кирилл Александрийский (Письмо 39). Таким образом, вторая половина IV века – несомненный рубеж, начиная с которого «отцами» на Востоке стали именоваться только ортодоксальные авторы. На III и IV Вселенских соборах критерий ортодоксальности воспринимался уже как нечто само собою разумеющееся (напр., Дeяhuя IV собора 2;5). Не везде, впрочем, такое положение утвердилось одинаково. На Западе колебания сохранялись. Иероним Стридонский , опубликовавший в конце IV века сочинение «О знаменитых мужах» (см. §2.1), определенно не считал иерархический критерий решающим, но не ввел и никакого иного, предпочитая именовать всех изученных им авторов (в том числе явных еретиков и даже нехристиан) «церковными писателями» (scriptores ecclesiastici, ecclesiae scriptores) 5 . Однако уже Августин в полемике с Юлианом Экланским (напр., Против Юлиана I 34 cp. II 33;36) опирается на Иеронима не как на епископа (которым тот не был), а исключительно как на ортодоксального автора и святого человека. Это (как мы увидим) не мешало Августину упрекать Иеронима за то, что в своем труде он не провел строгого различия между еретиками и не-еретиками (Письмо 40). Несмотря на первоначальное «отставание» Запада, дальнейшие шаги, способствовавшие оформлению понятия «отец церкви», были сделаны именно там. В 434 г. появилось «Назидание» (Commonitorium) Викентия Леринского 6 , монашествующего писателя, замечательного своим стремлением осмыслить пределы и содержание христианской традиции. Викентий Леринский причислил к «отцам» всех ортодоксальных авторов вне зависимости от сана и наименовал их «учителями» (doctores). Вторым слагаемым авторитета Викентий Леринский впервые называет древность: всегда предпочтительнее «хорошо обоснованная древность» (antiquitas bene fundata – Назидание 4), «священная старина» (там же 21) 7 . Наконец, третьим слагаемым выступала личная святость.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

46 . Миссал (лат. missale) – литургическая книга Католической Церкви, содержащая тексты молитв для проведения мессы, а также песнопения, благословения, молитвы на все дни года, комментарии и предписания для ее совершения. Римский миссал (Missale Romanum) представляет собой полный миссал, который в значительной степени базируется на миссалах 1474 (первый печатный миссал) и 1502 (издание Ordo celebrationis missae – «Чин служения мессы»). Латинский миссал является образцом при подготовке миссала на национальных языках. 47 . Urkatholizismus (лат.) – сверхкатолическое. 48 . Киреев Александр Алексеевич (1833–1910) – религиозный публицист, военный и общественный деятель, генерал кавалерии (1907). С возникновением в Европе движения старокатоликов участвовал в налаживании связей между старокатоликами и Русской Православной Церковью. Киреев полагал, что такое сближение является первым шагом на пути присоединения Католичества к Православию. 49 . «Канон» Викентия Леринского: Quod semper, quod ubique, quod ab omnibus creditum est (лат.) «Во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все». 50 . Иоанн Дамаскин (греч. ωννης Δαμασκηνς; лат. Iohannes Damascenus; ок. 650 – до 754) – преподобный, отец и учитель Церкви, богослов и гимнограф. Защитник иконопочитания. Внес неоценимый вклад в его богословское обоснование. Самое известное сочинения Дамаскина πηγ τς γνσεως (Источник знания), состоящее из трех частей: Диалектика, Книга о ересях и Точное изложение православной веры . Последняя часть этого сочинения считается лучшим богословским творением преп. Иоанна, в котором он тщательно собрал и систематизировал положения христианского вероучения. 51 . Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 52 . Болотов Василий Васильевич (1853–1900) – богослов, историк Церкви, востоковед. Оказал большое влияние на развитие богословской науки в России («болотовская» церковно-историческая школа). В сборнике «К вопросу о Filioque» Болотов предложил решение сложного вопроса об исхождении Св. Духа (Filioque). Он провел методологическое различие между догматом, теологуменом и богословским мнением, признав, что утверждение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Filioque) есть теологумен («то же богословское мнение, но только отцев единой неразделенной церкви и мужей, которые достойно именуются «учителями вселенныя»») Западной Церкви, берущий начало от блж. Августина, поэтому не может считаться «impedimentum dirimens» («разъединяющим препятствием») между православными и старокатоликами. В 1892–1893 гг. Болотов был экспертом и делопроизводителем Комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православными, учрежденной Святейшим Синодом. Он представил, работая в Комиссии по реформе календаря при Русском астрономическом обществе, хронологические и церковно-исторические сведения о годе Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Комментарии Назначение Предания в древней церкви Впервые (на английском языке): The Function of Tradition in the Ancient Church//The Greek Orthodox Theological Review. – Vol. 9. – 2. – Winter, 1963, p. 181–200. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии Перевод выполнен по изданию: The Collected Works; Vol. 1,1972, p. 73–92. Мы публикуем новую редакцию этого перевода. . 1 . Блаженный Августин , Августин Аврелий (лат. Augustinus Aurelius) (354–430) – философ и богослов эпохи патристики, епископ Гиппонский (395), учитель Церкви, признанный в Православии блаженным. Один из четырех западных «великих отцов Церкви» (вместе с Амвросием, Иеронимом и Григорием Великим ). Блестящее владение стилем позволяет поставить его в один ряд с Цицероном и Сенекой. К его наследию обращаются представители различных философских направлений от экзистенциалистов до феноменологов. См. два последних заметных исследования современных французских философов о блж. Августине: Chrétien J-L, Saint Augustin et les actes de parole, Paris, P.U.F., 2002 и Marion J-L. Au lieu de soi, lapproche de saint Augustin, PUF, 2008. 2 . Викентий Леринский (Лиринский; лат. Vincentius Lirinensis) (до 450) – латинский богослов, церковный писатель, монах на острове Лерин (совр. Лерен, Франция). Святой неразделенной Церкви. Ему принадлежит известный трактат «Commonitorium» (Памятные записки), написанные под псевдонимом «Peregrinus» («Паломник»). Сочинения Викентия Леринского имеют большое значение для учения о церковном Предании. Известно его утверждение о критерии истинности этого Предания: «Во что верили повсюду, всегда, все». В своих сочинениях он пытался ответить на вопрос, каким образом можно отличить истинное учение от ереси. 3 . Ириней Лионский (греч. Ερηναος Λουγδονου; лат. Irenaeus Lugdunensis; ок. 130 – ок. 200) – священномученик, раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви доникейского периода. Самое важное сочинение Иринея «Против ересей» – большой труд в 5-ти книгах, направленный против гностических учений. В этом сочинении он затрагивает все важнейшие разделы христианского вероучения и впервые в истории христианской мысли строит в полемике с гностиками систему церковного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Посему, сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на горнее патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред престолом Божиим моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским. Мой мысленный взор обращается также к Святейшим Предстоятелям Церкви нашей, особенно же к тем, кто нес это служение в новейшее время, начиная со святителя и исповедника Тихона и кончая приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием Вторым. Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского — дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1 Кор. 11:19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и, в то же время, чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь», — эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни. Патриарх — защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования  независимых государств на пространстве «исторической Руси». Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси. Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научиться сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с ее заботами, радостями и скорбями.

http://patriarchia.ru/db/text/547287.htm...

Еще одной замечательной личностью, гармонично воплотившей в себе идеалы Ирландской и Римской Церквей, был ирландский монах Кутберт, ученик Айдана, основателя монастыря Линдисфарн. В течение всей своей жизни Кутберт был приверженцем весьма распространенного среди ирландских монахов идеала отшельнической жизни. Когда же его избрали настоятелем монастыря на острове Линдисфарн, то он сделал очень много для устройства жизни в обители по правилам святого Бенедикта. Кутберт скончался в 687 году в сане епископа и стал одним из любимейших святых английского Средневековья. Бенедикт Епископ Фигурой особой величины и значения предстает перед нами подвижник, вошедший в церковную историографию как Бенедикт Епископ († около 690). Уроженец Нортумбрии, он стал монахом в знаменитом галльском монастыре, располагавшемся на острове Лерин. К VII веку жизнь этой обители полностью подчинялась правилам преподобного Бенедикта Нурсийского . Как известно, один из подвижников Леринского монастыря, преподобный Викентий 37 , сформулировал основополагающий принцип кафолической веры: истинная вера есть та, которая исповедуется повсюду, всегда и всеми. Именно в этих немногих словах как нельзя лучше выражается принцип универсальности христианской веры, положенный, как мы увидим впоследствии, в основу миссионерской деятельности англосаксонских монахов-проповедников, в том числе и Бонифация. Бенедикт Епископ основал у себя на родине, в Нортумбрии, два монастыря: Уирмут и Ярроу, где он ввел бенедиктинский устав. Эти обители впоследствии играли весьма видную роль в церковной истории Англии. Бенедикт Епископ до конца своих дней сохранял приверженность Римской Церкви, об этом говорит тот факт, что он в общей сложности пять раз путешествовал в Вечный город, как почтительно именовали в то время Рим. Благодаря усилиям основателя, в монастырских библиотеках было по тем временам прекрасное собрание книг и рукописей, и монахи этих обителей отличались высокой образованностью. Беда Достопочтенный Известнейший среди ученых подвижников того времени, без сомнения, – Беда Достопочтенный .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

De praescript. haer. 19; ср.: 13). Апостольское предание должно стать обязательным путеводителем при толковании Писания и гарантом его правильности. Т. к. использование метода толкования всегда зависит от убеждения и интересов самого толкователя, Тертуллиан подчеркивает, что всякая догматически неконтролируемая экзегеза может привести к ложным результатам. Церковная практика толкования Писания должна оцениваться по отношению к этому правилу веры, а научная ее составляющая, по Тертуллиану, в принципе считается ненужной для верующих (Ibid. 14). (Герменевтический тезис о «правиле веры» как норме толкования окончательно утвердился в церковной герменевтике со времени прп. Викентия Леринского (нач. V в.) ( Vincent Lirin. Common. II), к-рый сформулировал схему определения церковным сознанием истинно апостольского и кафолического качества преданий, учений и установлений: «Id teneamus, quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est», т. е. то, что обладает признаками: universitas (повсюдно, исповедуется всеми разбросанными по вселенной Церквами), antiqutas (так исповедовалось всегда, непрерывно от апостолов) и consensio (и согласно, без споров).) С кон. II в. в раннехрист. лит-ре появляются строго толковательные труды, на основании особенностей Г. б. к-рых принято выделять неск. школ раннехрист. экзегезы: Александрийскую, Антиохийскую и Эдесско-Нисибинскую (см. Богословские школы древней Церкви ). Становление Александрийской школы связано с именем Оригена (III в.), к-рый, подобно Филону, стремился примирить библейское богооткровенное свидетельство с языческой образованностью. Полемизируя в комментарии на Евангелие от Иоанна с интерпретацией его гностиком Гераклитом, Ориген, так же как и Гераклит, пользуется методом аллегорического истолкования, но в отличие от последнего указывает на согласие толкования с апостольским преданием и церковным пониманием богодухновенности как на необходимые предпосылки правильного понимания Писания. Аллегорическое истолкование основывается у Оригена на представлении о преемственности христ.

http://pravenc.ru/text/164827.html

Поэтому всякая форма и всякое постановление, хотя бы и выраженная в известное время и через известных лиц, но если эти лица действовали при этом не от себя и не в свое имя, а от всей и во имя всей Церкви прошедшей, настоящей и будущей, видимой и невидимой, – такая форма и такое их постановление по вере нашей исходит от присущего и действующего во всей Церкви Духа Христова и должно быть поэтому признано святым и неизменным, как поистине исходящее не от каких- либо частей Церкви и по месту и времени, не от отдельных членов ее в их частности и отдельности, а от всей Церкви Божией в ее неразделенном единстве и целости, как вмещающей всю полноту божественной благодати». Здесь несомненна даже и словесная близость к Хомякову... И в том же смысле Соловьев высказывается о догматическом развитии в своей загребской книге: «История и будущность теократии» (глава о догматическом развитии была первоначально напечатана в «Православном Обозрении», 1885, декабрь, с одобрительной заметкой от редакции). Строго говоря, и здесь Соловьев идет не дальше Викентия Леринского 174 (см. его «Commonitorium», главы 22 и 23)... «Догматическое развитие» для Соловьева в том состоит, что «первоначальный «залог веры», оставаясь о себе совершенно неприкосновенным и неизменяемым, все более раскрывается и уясняется для человеческого сознания». Церковь ничего не прибавляла и не могла прибавить к внутренней истинности этих догматических положений, но «она делала их ясными и бесспорными для всех православных». Против этого еще не стали бы спорить противники Соловьева. Только они представляют себе эту историческую усовершаемость церковных определений, как нечто вполне относительное и второстепенное, уже просто в силу их историчности. Для Соловьева был немыслим такой резкий разрыв двух сторон церковного бытия: человеческой и благодатной. Церковь растет и становится, как тело Христово, т. е. именно в своем двуединстве. «Ибо изменениям человеческой приемлемости неизбежно соответствуют относительные изменения и в действенности божественных сил, именно насколько эта действенность обусловлена человеческой приемлемостью».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010