Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1 Кор. 13, 2-13). Мендоса оставляет прежнее и становится помощником отца Габриэля. Теперь ему предстоит служить тем, кого прежде преследовал. Иезуитские миссии-редукции (резервации), построенные по принципу трудовых коммун, защищали индейцев от работорговцев, продававших их на плантации, и, в то же время, препятствовали развитию этого вида хозяйства, поскольку были лучше организованы и действовали успешнее. Как и в «Изумительной благодати», человеколюбие и справедливость одних людей вступили в острое противоречие с финансово-политической заинтересованностью других. Миссии иезуитов находились на испанских территориях и, соответственно, были защищены испанскими законами. Независимые иезуитские миссии мешали португальским колонистам, поскольку португальские законы разрешали рабство, а испанские – нет. Однако Мадридский договор 1750 года, подписанный Испанией и Португалией, по-новому урегулировал границы владений этих двух стран в Южной Америке. Судьбу католических миссий должен решить Ватикан: при его поддержке миссии могли бы существовать и на португальской территории. Чтобы разобраться в ситуации, в Южную Америку прибывает папский посланник кардинал Альтамирано. Однако один человек не в силах остановить маховик политической машины. В результате в 1756 году между племенами гуарани и иезуитскими редукциями с одной стороны и объединенными испано-португальскими войсками с другой, разыгралась бойня, известная как война гуарани. История «Миссии» пролегает от одной сцены мученичества к другой и акцентируется не на диалогах главных героев, а на их поступках. Это глубокая кинематографическая работа, требующая от зрителя сосредоточенности и внимания. Успех картины обеспечили не только незаурядный сценарий, высокая операторская работа, музыка Эннио Морриконе, но и прекрасный актерский состав: роль отца Габриэля исполнил Джереми Айронс (для знатоков: обратите внимание, как он играет в сериале «Борджиа» (The Borgias, 2011)!), а Родриго Мендосу сыграл Роберт Де Ниро.

http://pravmir.ru/missiya-rasskaz-o-lyub...

Начиная с двенадцатилетнего возраста Иисус по большим праздникам посещал столицу, где иудейская религия раскрывалась во всей своей славе и привлекательности. Большие караваны из множества верблюдов и ослов, нагруженных пищей и приношениями для храма, с севера и юга, востока и запада направлялись к Святому городу, «радости всей земли»; и эти ежегодные паломничества, участники которых пели прекрасные песни восхождения (Пс. 119 — 133), вносили огромный вклад в сохранение и распространение общей веры — точно так же, как мусульманские паломничества в Мекку поддерживают жизнь в исламе. Цифры, которые приводит Иосиф Флавий (описывая одну–единственную пасху, он насчитал в Иерусалиме 2 700 000 человек, включая приезжих паломников и местных жителей, и 256 500 закланных агнцев), видимо, сильно преувеличены, но это, бесспорно, было впечатляющее событие, и отмечали его с большим размахом. Даже теперь, находясь в упадке, Иерусалим (как и другие города Востока) являет собой поразительно красочное зрелище во время Пасхи, когда христианские паломники с далекого Запада смешиваются с многоцветной толпой арабов, турок, греков, латинян, испанских и польских евреев, до отказа заполняя храм Гроба Господня. Насколько же более величественным и ослепительным, вероятно, было это космополитическое зрелище в те дни, когда священники (по словам Иосифа Флавия, их было 20 000) в вышитых туниках, белых полотняных поясах и снежно–белых тюрбанах, первосвященники, облаченные в ефоды из голубой, пурпурной и алой шерсти, наперсники и кидары, левиты в остроконечных шапках, фарисеи со своими большими филактериями и кистями, напоминающие пророков ессеи в белых одеждах, римские солдаты с горделивой осанкой, по–восточному напыщенные царедворцы Ирода, резко выделяющиеся на фоне нищих и калек в лохмотьях, а также бесчисленные паломники, евреи и прозелиты со всех концов империи, «Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне» — все эти люди, одетые в национальные одежды и говорящие на вавилонском смешении языков, теснились на улицах, двигаясь к горе Мориа, где «высилась громада славного храма, издалека напоминавшая гипсовую гору, увенчанную золотыми шпилями», и откуда в четырнадцатый день первого месяца возносились столбы жертвенного дыма, восходившего от десятков тысяч сжигаемых пасхальных агнцев как напоминание о великом освобождении из страны рабства и символический прообраз еще более великого искупления от рабства греха и смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

— Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. О, сколь великий страх объял тогда всех, возлежавших и предстоявших на вечери той, когда все увидели человеческую голову, как пищу, носимою на блюде, источавшую кровь, и, кроме того, движущею устами и изрекавшею слова; и сию главу плясавица взяла дерзкими руками своими и отнесла к матери своей. Иродиада же, взяв ее, проколола иглою язык, обличавший беззакония ее; посмеявшись достаточное время, Иродиада не позволила похоронить главу Иоанна вместе с телом, ибо боялась, как бы Иоанн не воскрес, если глава его будет присоединена к телу, и тогда не начал бы снова обличать ее и Ирода. Тело святого Предтечи ученики его в ту же ночь взяли из темницы и похоронили в Севастии; главу же Крестителя Иродиада закопала в земле, у себя во дворце, на некоем бесчестном и потаенном месте. Относительно того, каким образом оттуда была взята глава Крестителя, написано под двадцать четвертым числом февраля, когда празднуется Обретение сей честной главы. После умерщвления святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окаянный Ирод совершил и другое, не меньшее, злодеяние; ибо он посмеялся над Господом нашим Иисусом Христом во время вольного Его страдания за нас, как о том повествует святой Евангелист Лука: «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11). Однако мщение Божие не замедлило совершиться над пророкоубийцею и поругателем Христа; ибо, с одной стороны, кровь Иоаннова вопияла на Ирода к Богу, как некогда кровь Авелева на Каина (Быт.4:1–16); с другой стороны, иные беззакония Ирода (особенно поругательство над Господом нашим Иисусом Христом) навлекали на него праведную казнь Божию; и действительно спустя непродолжительное время Ирод лишился царства и жизни вместе с Иродиадой и плясавицей. Ибо Арефа, царь аравийский, мстя за бесчестие и поругание над его дочерью, собрал воинов и пошел с ними на Ирода; точно также и Ирод, собрав своих воинов, вышел на борьбу с Арефой. Произошла жаркая схватка воинов с той и другой стороны; воины Арефы победили воинов Иродовых; Ирод понес сильное поражение; почти все воины его были побиты, и сам он спасся с большим трудом. После этого Ирод лишен был своей власти и всех своих богатств кесарем римским и был послан на заточение с прелюбодейцею и дочерью ее первоначально в Лион, город галльский, потом был переслан оттуда в Илерду, город испанский, и здесь окончил жизнь свою в лишениях и бедствиях; но ранее своей смерти он видел смерть плясавицы, своей дочери, которая погибла таким образом:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Очевидно, что религиозная жизнь, в которой определяющим началом является обрядоверие, становится формальной. «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29: 13). Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию. В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь, прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен вдаль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. 2. Следующим этапом отступления иудаизма от библейского монотеизма было зарождение и распространение среди евреев каббалы (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистического учения и мистической практики. Это эзотерическое теософское учение по духу и букве совершенно чуждо Священному Писанию. Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в VI–VII веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких свидетельств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплатонизма и др.) полностью опровергает это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да Леон. Время написания – около 1300 года. Желание современных каббалистов ( Лайтман М. Книга Зогар. М., 2003. С. 185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во II веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности.

http://pravoslavie.ru/68586.html

Послание это известно под названием «Послания к Титу». В нем апостол между прочим предостерегает Тита от разных лжеучителей и выказывает ему «обличать критян строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (1:13–14). Как апостол раньше наставлял Тимофея, так он наставлял теперь и Тита – «удаляться глупых состязаний и родословий, и споров, и распрей о законе; ибо они бесполезны и суетны». Между прочим в этом послании впервые говорится о «еретиках» в точном церковном смысле этого слова, как людях, которые не только порвали с церковью, но и с здравым учением ее. Апостол преподал наставление, как относиться к подобным людям. «Еретика, говорит он, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (3:9–11). Благоустроив церковные дела на востоке, апостол опять отправился на запад и на этот раз, по преданию, проник даже в Испанию, куда уже давно устремлялась мысль апостола ( Рим. 15:24 ). Этот далекий Иберийский полуостров в то время счи­тался такою же страною чудес, какою впоследствии считалась для старого света новооткрытая Америка. Сказочные богатства страны привлекали к ее берегам многочисленных переселенцев и промышленников, и скоро дикая страна с ее жалкими лачугами туземных дикарей покрылась цветущими городами и прорезана была великолепными римскими дорогами. Иберийцы быстро освоились с римской культурой, восприняли римский язык и римские обычаи, и из среды их стали выходить известные мыслители и писатели, каковым был между другими и знаменитый философ Сенека, уроженец испанского города Кордубы. Такая страна представляла богатое поприще и для христианской проповеди, и ее по преданию принес сюда великий апостол народов, желавший в точности исполнить заповедь своего Божественного Учителя, повелевавшего идти научить все народы –до края земли. Пребывание ап. Павла в Испании не только было новым успехом царства Божия в мире, но и послужило в руках Промысла Божия средством сохранения жизни апостола от ве­ликой опасности, которой она несомненно подверглась бы, если бы он остался в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Разве смертный человек не воздаст славу Сыну, Которого Сам Отец прославил с высоты небес не единожды, но дважды и трижды. Послушай, что рек Он с небес, когда нисходил Дух Святой и когда Сын был крещен рукою Иоанна: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» 1078 . Конечно, если у тебя уши были заложены 1079 так, что ты этого не слышал, то поверь апостолам, что они услышали на горе, когда Иисус, преобразившись, во славе беседовал с Моисеем и Илией. Отец из сияющего облака сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» 1080 . На это еретик ответил: «В этих свидетельствах Отец ничего не говорит о славе Сына и лишь являет самого Сына». Я ему в ответ: «Если ты и эти слова понимаешь так, то я тебе представлю другое свидетельство, в котором Отец прославил Сына. Когда же Господь пришел на страдания и говорил: «Отче, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» 1081 , что Ему ответил с неба Отец? Не сказал ли: «И прославил и еще прославлю» 1082 . Таким образом, Отец прославляет Его собственным гласом, а ты пытаешься отнять у Него славу? Хотя и есть у тебя такое намерение, сил, однако, у тебя недостанет. И в самом деле, ты, обвинитель апостола Павла, послушай его самого, ибо Христос говорит его устами: «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» 1083 . Если Он ныне разделяет вместе с Отцом славу и если Он ныне живет вместе с Отцом в самой славе, как же ты Его бесчестишь, словно бесславного? И почему среди людей не следует воздавать славу Тому, Кто в равной славе с Отцом царствует на небесах? Итак, мы исповедуем, что Христос, Сын Божий, есть истинный Бог. И посему как Божество едино, так и слава будет одна». После этого наступило молчание и спор был прекращен. Оппила же отправился к королю Хильперику и, отдав ему подарки, которые прислал король из Испании, вернулся в Испанию. 43. Также и в Галисии произошли тогда события, о которых мы прежде всего и расскажем. Итак, когда Герменегильд, как мы сказали выше, находился в ссоре с отцом 1088 и отсиживался с женой в каком-то испанском городе 1089 , полагаясь на помощь императора и Мирона, короля Галисии 1090 , он узнал, что отец подступает к нему с войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Художник показал один из эпизодов Страстей Христовых, когда Спасителя готовят к распятию. По свидетельству трех евангелистов, с Иисуса были сняты одежды, которые стали делить между собою солдаты. Подробнее всего этот эпизод описан в евангелии от Иоанна: «взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий». ( Ин.19:23-24 ). Описание Картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа» не совсем обычна: на ней запечатлен тот момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Этот сюжет был чрезвычайно редким для того времени, так как художники чаще всего изображали сюжеты «Взятие Христа под стражу», «Коронование терновым венцом» и «Бичевание Христа» — эти темы были заданы Тридентским Собором. В центре композиции мы видим Иисуса Христа, облаченного в красный хитон, являющийся символом Его царского достоинства. Спасителя плотным кольцом окружает толпа и кажется, будто фигура Иисуса безвольно плывёт в этом бурлящем потоке ожесточённых или, наоборот, безразличных лиц. Один воин готовит крест, забивая в дерево гвозди, другой занёс руку над Христом, чтобы сорвать одежду. На переднем плане, в левом нижнем углу зритель видит трёх женщин, которые будто застыли, впав в оцепенение, глядя на жестокое орудие убийства – крест. Это три Марии, пришедшие проводить Иисуса на казнь. Главное внимание Эль Греко сосредоточивает на изображении общего трагического чувства неотвратимой гибели Христа. По-разному реагируют люди на происходящее. Слева от Христа — фигура воина, который в момент смерти Иисуса уверовал в Него, воскликнув: «Воистину ты есть  Сын Божий!» Персонажи выступают из мрака с беспорядочным движением. Мы видим блеск начищенного пик, копий, топоров. Среди шумной толпы присутствуют два разбойника, ведомые на казнь. На их перекошенных лицах выражение ужаса и отчаяния.

http://azbyka.ru/art/sovlechenie-odezhd-...

Ричард Львиное Сердце — Ричард I (1157—1199), король Англии с 1189 г ., большую часть жизни провел на войне, участвовал в крестовых походах. 75 Кромвель Оливер (1599—1658) — вождь английской буржуазной революции, протектор (правитель) Англии с 1653 г ., утопил в крови католическое восстание ирландцев. 76 Герцог Альба, Фернандо Альварес де Толедо (1507—1582) — испанский полководец, ввел в Нидерландах режим террора для подавления реформаторского движения (гезов). 77 Эмерсон Ральф Уолдо (1803—1882) — американский философ, идеалист, считавший природу воплощением Духа. 78 Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист, основатель особого экономико-демографического учения — мальтузианства. Мальтузианство считает основной причиной экономических трудностей перенаселение и полагает необходимыми войны, стихийные бедствия и проч. в качестве ограничителя прироста населения. Для католиков мальтузианство было неприемлемо еще и потому, что оно призывало к распространению противозачаточных средств и особенно абортов, совершенно недопустимых, с точки зрения католиков. 79 «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизни вечную» (Ин., XII, 35). 80 Честертон цитирует библейский текст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета!» (Еккл. III, 19). О печальнейшем уделе обреченного на смерть человека Гомер говорит постоянно. 81 Святой Бернард из Аосты — Бернард Ментонский (ум. 1081 г .) — протодьякон в Аосте, основатель (в 1050 г .) монастыря на Пеннинских Альпах, расположенного на высоте 8114 футов на перевале Большой Сен-Бернар. 82 Серая зола — символ покаяния, поскольку дело ордена проповедников, основанного святым Домиником — покаяние за грехи мира. 83 Преступника нужно прощать до семижды семидесяти — Ср.: Мф., XVIII, 22. 84 «ГehpuxV» — трагедия У. Шекспира. При короле Генрихе V Англия добилась наибольших успехов в войне с Францией. 85

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

св. Иоанна Злат.) О шестой заповеди закона Божия 1. Грех человекоубийства Возобновляя благословение роду человеческому после потопа, Господь положил один неизменный закон для убийц: кто прольет кровь человеческую, того и самого кровь прольется между человеками, ибо человек создан по образу Божию. Я взыщу... вашу кровь... взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека... брата его ( Быт. 9:6, 5 ). Так важна в очах Божиих земная жизнь человека, созданного по образу Божию, что Господь положил Своим судом отомщать убийство человека, совершенное не только человеком, который может и должен сознавать тяжесть этого преступления, но и убийство, совершенное дикими, неразумными зверями: «взыщу кровь вашу от всякого зверя». Потому-то и бывает, что убийство человека между людьми никогда не остается неоткрытым, ненаказанным. А если бы где и умножались эти преступления, и по самому множеству их могли иногда укрыться от взора человеческого правосудия, не могут они укрыться от очей Божиих, не могут избежать праведного суда Его. Пророк Исаия говорит, что в то время, когда Господь хотя и долготерпеливый, но вместе и правосудный, пошлет гнев Свой на преступников, тогда самая земля откроет поглощенную ею кровь и не сокроет избиенных ( Ис. 26:21 ). И не только бедствия на земле преследуют убийцу, но и от Бога он удаляется так, что не дойдут до Бога молитвы его. «Когда вы простираете ко Мне руки ваши, – говорит Господь, – Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: потому что руки ваши полны крови» ( Ис. 1:15 ) (см. кн. «Уроки и примеры хр. любви», прот. Г. Дьяченко ). 2. Гнев Божий за безчеловечное злодеяние Спустя несколько лет после убийства св. Иоанна Предтечи царь иудейский Ирод, как за это безчеловечное злодеяние, так и за посмеяние над Искупителем в день Его страдания ( Лк. 23:11 ) подвергся праведному гневу Божию. Он обнаружился так: быв оклеветан пред римским императором Калигулою своим же племянником – братом Иродиады – Иродом Агриппою в изменнических будто бы замыслах против римлян, Ирод лишен был всей своей власти и богатств и сослан в заточение сначала в Лион (Лугдун) галльский, а потом в Лериду – испанскую крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сейчас, после ектении, священник поворачивается к народу и говорит: «Мир всем», начальное приветствие церемонии мира. Диакон приглашает людей: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (нашу веру)», на что народ отвечает: «(В) Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». В этом возглашении и ответе мы видим слившиеся вместе две вещи; одна – это приглашение к целованию мира: «Возлюбим друг друга», как она записана в наиболее древних рукописях византийской Литургии; другая – «Да единомыслием…», которая является более поздним добавлением и вводит чтение Символа веры . Символ веры , как известно, не является исконным элементом Литургии. Вера, особенно таинство искупления, выражена в самой анафоре. Символ веры – это формула, читаемая оглашенными перед принятием таинства Крещения; по этой причине, будучи индивидуальным исповеданием веры, он начинается словами «(Я) верую». Сирийская и испанская Литургии, когда в них был введён Символ веры , стали использовать форму множественного числа: «Веруем», более подходящую для исповедании веры общиной. Символ веры был введён в византийскую Литургию патриархом Тимофеем (512–518), но ссылка на Символ в диаконском призыве к целованию мира появилась лишь в XI или XII веке. В четвёртом веке целование мира было печатью любой церковной службы. На Литургии оно совершалось в конце Литургии Слова, перед перенесением даров. Апостольские постановления, в восьмой книге, указывают: каждый да целует своего соседа, мужчины мужчин, женщины женщин; и тогда диаконы приносят хлеб и вино. Две интерпретации мира Поскольку целование мира совершалось в конце Литургии Слова, Златоуст видит в нём приготовление к Евхаристической Жертве. Он ссылается на Евангелие от Матфея (5, 23–24): «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» Таким образом, этот дополнительный смысл стал прямым приготовлением к совершению Анафоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010