Свв. Центолья и Елена, девы-мученицы, пострадали в 304 году неподалеку от Бургоса в Старой Кастилии, на севере центральной Испании. Память 13 августа. Св. Магин. Родился в Таррагоне, проповедовал Евангелие в окрестностях родного города. Пострадал в 304 году. Память 25 августа. Свв. Фауст, Януарий и Марциал были ужасно изувечены и замучены в том же году в Кордове. Они стали известны как три венца Кордовы. Память 13 октября. В тот же год в Сарагоссе пострадала еще одна группа мучеников, но точное число их и имена неизвестны в отличие от восемнадцати сарагосских мучеников, о которых говорилось выше. Память этим святым 3 ноября. Св. Евлалия Сарагосская, имя которой внесено только в восточные месяцесловы, была замучена в тот же год. Память 11 ноября. Свв. Ацисклий и Виктория, брат и сестра из Кордовы, устроившие в своем доме церковь, пострадали в 304 году. Они стали главными небесными покровителями города, видевшего страдания множества мучеников. Память 17 ноября. Св. Евлалия, вероятно самая почитаемая из всех испанских мучеников, имя которой внесено и в западный и в восточный месяцесловы под одной датой, была родом из Мериды в центре юго-западной Испании. В возрасте тринадцати лет она была сожжена в печи в тот же роковой 304 год. Память 10 декабря. Св. Юлия пострадала в то же время и в том же городе, что и св. Евлалия. Память 10 декабря. Свв. Хуст и Пастор, два брата тринадцати и девяти лет, были обезглавлены городке Алкала в 304 году. Память 14 декабря. Свв. Викентий, Оронтий и Виктор. Двое первых были братьями. Святые прибыли на Пиренеи из Галлии и проповедовали Евангелие. Они пострадали в 305 году в Пуигсерде неподалеку от Барселоны. Память 22 января. Свв. Кириак и Павла были побиты камнями в Малаге в 305 году. Память 18 июня. Свв. Серванд и Герман пострадали в Кадисе на южном побережье Испании в 305 году. Память 23 октября. Св. Секундий был замучен в Кордове в 306 году. Память 21 мая. Св. Лукреция, дева-мученица из Мериды, пострадала в 306 году. Память 23 ноября. Свв. Нарцисс и Феликс, епископ и диакон, пострадали в 307 году в Хероне в Каталонии. Память 18 марта.

http://pravoslavie.ru/1985.html

Традиционное число 318 принадлежит сравнительно позднейшему времени, более же ранние показания не отличаются такой определенностью. По Евсевию, на соборе епископов было более 250, по Евстафию — ок. 270, по Константину — 300 или более трехсот. У Афанасия неоднократно встречается также число 300 (Ath. Hist. аг. 66,3 г.]; De syn. аг. 43,3 ср.: Юлий. но у него же есть и число 318, если только оно не представляет позднейшей вставки в его сочинениях (Ath. Epist. ad Afros eniscopos. 2 но Ep. ad Iovian. ap. Theod. Η. Ε. IV, 3 — вставка. Последнее число впервые, кажется, появляется у Илария (Hilar. Lib. contra Const. 27 его знают: Василий Великий (362), Епифаний, Иероним, Амвросий и Руфин, а в V в. оно приводится уже всюду. Нельзя указать прямых исторических оснований для него, и возможно, что распространению его способствовало сближение его с числом рабов Авраамовых, победивших иноплеменных царей (Быт. 14, 14 у Амвросия. De Abraham I, 3, 15). Но нельзя равным образом и совершенно отвергать его потому лишь, что оно выступает несколько поздно и что ему придается мистическое значение. Епископов сопровождали пресвитеры, диаконы и другие клирики. Собор был Вселенским, но по преобладающему числу членов носил восточный характер. Западных епископов, вследствие отдаленности и трудности пути, явилось весьма немного. Все диоцезы Запада, кроме Британии, однако же, имели своих представителей. Вместо престарелого папы Сильвестра из Рима прибыли пресвитеры Витон и Викентий. Представителем Испанской церкви был Осий Кордубский, из Галлии прибыл Никасий Дижонский, из Африки — Цецилиан Карфагенский. В составленных позднее списках имен никейских отцев можно, впрочем, встретить замечания, будто западных епископов не признано необходимым перечислять, так как Запад не так заражен был ересью, как Восток. Восточная церковь зато была представлена на соборе с замечательной полнотой. Были епископы даже и из–за пределов Империи: Иоанн Персидский, Феофил Готский, Каэм Боспорский. Евсевий Кесарийский находит возможным сравнить собор с тем собранием в день Пятидесятницы, о котором говорится в кн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Архив Пн Спор виноделов и чувства верующих 15 февраля 2022 г. 21:05 На сайте «Аргументов и фактов» опубликована статья руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) . Христианская цивилизация немыслима без уходящей в глубокое прошлое культуры виноделия. Святое Евангелие содержит достаточно много упоминаний о вине, виноградной лозе. И первое чудо Спасителя — это претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Казалось бы, использование вина для верующего христианина, знающего меру его потребления, не может вызывать споров и разделений. Но все оказывается по-иному, когда культура виноделия сталкивается с бескультурьем коммерции. Компания ООО «Александровы погреба», занимающаяся импортом и продажей алкоголя, попыталась оспорить в суде отказ Роспатента зарегистрировать за ней товарный знак «Saint Vincent». Покровитель французских виноделов святой Викентий Сарагосский, к которому, скорее всего, восходит название этого вина, конечно же, не мог и предположить, что его имя станет собственностью российской компании по торговле алкоголем, извлекающей прибыль от использования этого имени. Между прочим, речь идет о древнем святом 4-го века, который почитается и Православной Церковью, а не только католиками. Является ли нормальной ситуация, когда имена святых редуцируются до товарных знаков и превращаются в объект коммерческого спора? Не исключаю, что французские и испанские виноделы молятся святому Викентию, выращивая сорт винограда, названный в честь него. В таком случае, тем более, недопустимо оскорблять память святого путем присвоения и коммерческого использования его имени. Вот почему Правовое управление Московской Патриархии предприняло все зависящие от него меры для того, чтобы не допустить формирование судебной практики, позволяющей регистрировать товарные знаки, включающие имена святых. 18 октября прошлого года Межрелигиозный совет России, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, постановил, что «нанесение изображений или имен святых на алкогольную продукцию, использование их в качестве товарного знака можно расценивать как действие, совершаемое в целях оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения предмета почитания, в том числе имени святого. Использование имени святого, признаваемого религиозной конфессией, зарегистрированной в установленном порядке, или его изображения не может быть исключительным правом того или иного физического или юридического лица, не являющегося религиозной организацией или не учрежденного ею».

http://patriarchia.ru/db/text/5901120.ht...

956 В гексге tripudiis – священный танец. исполнявшийсяу древних римлян во время процессий: позднее tripudium получил значение «ликование». 962  Евлогий постоянно использует лексику времен Рима для описания современных ему событий. Назар – евнух, фаворит эмира, известный исторический персонаж. 963  Очевидно, имеется в виду пятничная молитва мусульман. так как ниже говорится, что казнь состоялась в пятницу. 965  В данном случае речь идет о т.н. семейном монастыре, насельниками которого были главным образом члены одной семьи, как женщины, так и мужчины. Практика семейных монастырей была широко распространена в вестготской Вступление в них обязывало всех членов семьи жить раздельно, общаться (за исключением маленьких детей) только по разрешению аббата. Прамеч. M В.Рыбиной. 971 Житие Нунилоны и Алодии сохранилось также в другом сборнике, публикуемом в книге (см.: Испанский Пассионарий). Многие исследователи добровольных мучеников оставляют без внимания историю Нунилоны и Алодии, так как мученичество сестер. которое Евлогий включил в свое сочинение, не связано с событиями в Кордубе. Текст Евлогия – самый ранний из всех известных нам вариантов их жития. 975 Церковь трех святых (кордубских мучеников Фауста, Януария и Марциала начала IV в.). Игравшая роль кафедрального собора города после начала строительства кордубской мечети в 785 г. на месте церкви святого Викентия. была одной из немногих. которая располагалась в черте городских стен. В конце XIII – начале XIV вв. на развалинах церкви трех святых была построена церковь св. Петра. В 1575 г. в подвале этой церкви были обнаружены останки. В 1577 г. папа Григорий XIII признал эти мощи подлинными и разрешил выставить их для почитания. С 1791 г. мощи мучеников хранятся в серебряном реликварии, установленном за алтарем капеллы. 977  Исследователи считают. что ее имя до крещения было Наталия, под этим именем она упоминается в другом источнике сер. IX в. «De translatione ss. martyrum Georgii monachi, Aurelii, Nataliae ex urbe Corduba Parisios» (см.: Рыбина M.B. Традиция и практика имянаречения христиан мусульманской Кордовы//Вестник МГОУ. Сер. «История и политические науки». 2014. С.35). Под этим именем совершается ее память 27 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Параллельно шла работа над книгой «Mater Hispania» — первой антологией текстов по истории неразделенной Церкви в Испании на русском языке, которая была издана в 2018 году . Пришлось поработать с древними церковными календарями, с археологическими свидетельствами, зато о каждом имени мы можем сказать, почему мы включили (или не включили) его в месяцеслов. Среди них — и мученики Римской эпохи, и святые Вестготского королевства, и мученики, пострадавшие во время арабского завоевания, и те, кто подвизался на освобожденных от мусульман территориях. Месяцеслов, опубликованный на сайте нашей епархии , был принят ассамблеей православных епископов Испании и Португалии для местного почитания. Что касается Русской Православной Церкви — к именам мученика Викентия Сарагосского, мученицы Виктории Кордубской, мученицы Евлалии Барселонской, святителя Осии Кордубского и мученика Ерминингельда, имена которых уже были в нашем месяцеслове, Священный Синод на заседании 28 декабря 2018 года добавил имена мученицы Леокадии Толетской (Толедской), преподобного Емилиана Кукуллата, святителя Мартина Бракарского (Брагского) и 72 мучеников, пострадавших в Кордубе в эпоху мусульманского владычества. Чему можно научиться у этих святых Несмотря на то, что святые жили в другую эпоху и в другом историческом контексте, их мышление и поведение во многом может быть примером для нас. Очень интересен образ святителя Исидора Гиспальского (Севильского) (+ 636 г.). Это, безусловно, самая крупная фигура испанской патристики, но в то же время и общественно-политический мыслитель, архитектор своеобразной симфонии Церкви и государства, которую историки иногда называют «диархией». Несмотря на сакрализацию власти в вестготской Испании, власть, согласно святителю Исидору, никогда не является доброй и легитимной сама по себе. Король не пребывает над законом и над Церковью. Первая и основная обязанность короля - не только следить, чтобы граждане исполняли справедливые законы, но и самому быть законопослушным. Справедливость должна быть уравновешена его личным благочестием и милосердием. «Король, действующий справедливо, сохраняет имя короля, согрешая — теряет его», — писал святитель Исидор.  Власть, которая поступает несправедливо, теряет свою легитимность. Безусловно, он влиял на монархов не только своими писаниями, но и непревзойденным личным духовным и интеллектуальным авторитетом.

http://pravmir.ru/ne-v-zemle-chuzhdej-ch...

Туника мученика, носимая вокруг городской стены, спасла Сарагосу от нашествия франков. Хлотарь и Хильдерберт привезли из военного похода орарь мученика, основав для его хранения и поклонения храм и монастырь в честь Креста Господня и мученика Викентия – ныне храм Сен-Жермен-де-Пре. 273 Во Франции на землях, принадлежащих монастырю, также начинают строиться храмы в честь мученика. 274 Одно из самых древних изображений мученика можно найти на мозаике храма Сант-Аполлинаре-Нуово, где он и Евлалия Меридская – единственные испанские святые. Деяния мученика, известные блж. Августину, имели хождение на севере Африки в V b. Ныне житие существует в трех вариантах; по мнению Фабрега Грау, версия «Пассионария» – самая древняя. Ученые полагают, что это житие повлияло на многие другие деяния испанских мучеников, образуя так называемый «цикл Дациана». По древним западным календарям, его память совершалась 22 января, в православном календаре его память11/24 ноября. Страдание святого и блаженнейшего Викентия (Винценция) 1. Страдание святого и блаженнейшего дьякона Викентия, мученика Христова, претерпевшего мучение в городе Валенсия при наместнике Дациане в одиннадцатый день февральских календ. Благодарим Бога! 2. К славе мученика Викентия будет сказать, что враг препятствовал тому, чтобы его страдание было записано, поэтому мы полностью верим пересказам его деяний, письменной записи которых весьма не желал враг, стыдящийся того, что о его поражении услышат. Злодеям по природе свойственна предусмотрительность: они устраняют свидетельства. 3. Как повествуют ясные, искренние и правдивые слова многих, некогда в Цезаравгусте нечестивому наместнику язычнику Дациану его господа и принцепсы дали желанную возможность выказать свирепость по отношению к христианам. Этого лающего пса, алчного в его нечестивой жестокости, подстегивала собственная ярость. Воодушевляясь своей яростью, он с величайшим бесстыдством набрасывался на епископов, клириков и на всех посвященных людей, которые после искушений дьявола получили больший почет у Бога. Славнейший епископ Валерий и блаженнейший мученик Викентий поспешили явить свой подвиг, веря, что они будут счастливее в мученичестве, получив своими добродетелями и заслугами как можно раньше венец в награду за свою преданность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIII. Философ же пошел в Царьград и, повидав цесаря, жил тихо, молясь Богу, пребывая в церкви святых Апостолов 897 . [Константин прочитывает еврейские и самаритянские письмена на драгоценной чаше царя Соломона, находившейся в храме Св. Софии. Далее следуют главы, в которых рассказывается о прибытии посольства Ростислава, князя Великоморавской державы, к Михаилу III в 862 г. или 863 г. с просьбой прислатъ «епископа и учителя», отправке β Мораию Философа и пребывании его там и во владениях славянского князя Коцела Паннонского β течении 40 месяцев 898 ]. (Житие Константина II Сказания о начале славянской письменности: Вступ. cm., пер, коммент. Б. Н. Флори. – M., 1981. – С. 77–78, 85–86) Письмо Анастасия библиотекаря епископу Гаудериху (сохранилось в списке латинской рукописи XIV в. из испанского монастыря Алькобаза. Оно было написано между 870–875 г. в ответ на неоднократные, настоятельные просьбы епископа италийского города Велитери (Веллетри), занятого составлением Жития св. Климента, прислать материалы об обстоятельствах обретения мощей св. Климента в Херсоне. Основой для письма послужили переведенный Анастасием на латинский язык краткий, сокращенный вариант небольшого отчета-рассказа («brevis historica», «storiola», «historica narratione») самого Константина Философа, причастного к памятным событиям 30–31 января 861 г., некий sermo declamatorius (может быть, Похвальное слово в честь Климента или Слово на перенесение мощей Климента) и сведения, собранные во время пребывания в Константинополе осенью-зимой 869–870 гг., в частности, подробности, полученные от митрополита Митрофана Смирнского, который, сосланный в 859 г. патриархом Фотием (858–867), проживал в Юго-Западной Таврике близ Херсона 899 . Перевод письма выполнен петербургским академиком Игнатием Викентьевичем Ягичем, умершим вскоре после этого в 1894 г.). Святому и блаженному заслугами Гаудериху, славному епископу 900 , Анастасий грешник и ничтожный 901 , апостольского престола библиотекарь 902 смиреннейший, желает и вымаливает вечное спасение 903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) – Отец и Учитель Церкви, брат св. Василия Великого . Епископ города Ниса. Викентий Лиринский (? – 450) – настоятель Лиринского монастыря в Галлии. Автор «Памятных записок». Св. Иоанн Златоуст (ок. 350–407) – великий Отец и Учитель Церкви, знаменитый проповедник. Архиепископ Константинопольский, смещенный врагами с кафедры и отправленный в ссылку, по пути в которую он скончался. Литургия, совершаемая в Церкви, носит его имя. Блаженный Августин Аврелий (354–430) – богослов, епископ Иппонский. Главный представитель западной патристики. Св. Антоний Великий (ок. 250–356) – преподобный. Родоначальник христианского монашества. Св. Амвросий Медиоланский (330/340–397) – великий Отец и Учитель Церкви. Осия Кордовский (? – 359) – святитель испанский, епископ Кордувийский. Прожил более 100 лет. Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, давший свободу христианству. Константин Великий (ок. 285–337) – император римский с 306 года. Даровал свободу христианству Миланским эдиктом. Основал новую столицу Константинополь. Коркунов Николай Михайлович (1853–1904) – юрист, доктор русского государственного права, профессор С. Петербургского университета. Автор книги «Русское государственное право». Т. 1–2. СПб., 1899–1901. Изд. 3-е. Суворов Николай Семенович (1848–1909) – канонист, профессор церковного права Императорского Московского университета. Автор «Курса церковного права». Т. 1–2. Ярославль, 1889–1890. Вальсамон Феодор – с 1193 г. антиохийский патриарх. Канонист Православной Церкви. Наиболее известным из его трудов является толкование на Номоканон патриарха Фотия. Курганов Федор Афанасьевич (1844–1920) – историк, профессор Казанской Духовной академии. Автор книги «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи». Казань, 1880. Юстиниан (482 или 483–565) – византийский император с 527 г. Расширил границы империи. Провел кодификацию Римского права. Св. Феодор Студит (759–826) – знаменитый подвижник и писатель. Был главным борцом с иконоборцами. Автор Большого и Малого Катехизисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Статус их настоятелей – настоятелей и епископов одновременно – напоминает статус аббатов-епископов ирландской Церкви в ранний период ее истории. 83 Около 585 г. королевство свевов было завоевано вестготами и перестало существовать. Дальнейшая история Церкви в северо-западных областях полуострова развивалась уже в рамках церковной организации Толедского королевства вестготов. В 579 г. в Гиспале начался мятеж, который возглавил старший сын короля Леовигильда Герменегильд, 84 наместник провинции Бетика, Леовигильд отошел от политики относительной веротерпимости. В 580 г. в Толедо был созван собор арианских епископов, сторонников никейского вероисповедания стали преследовать (под страхом репрессий принял арианскую веру епископ Сарагоссы Викентий). Вместе с тем собор снял требование о повторном крещении никейцев при их переходе в арианство. В 582 г. Леовигильд начал осаду Гиспалы, когда город находился уже на пределе сил, Герменегильд бежал в занятую византийцами Кордову, однако король подкупил византийского наместника, и тот выдал королю его сына. Леовигильд выслал его сначала в Валенсию, а затем – в Таррагону, где в 585 г. при невыясненных обстоятельствах Герменегильд пал от руки некоего Сисберта. Через год скончался Леовигильд. События, последовавшие за его смертью , показали, сколь иллюзорными были его достижения. Испанская Церковь и христианская культура в Толедском королевстве (конец VI – начало VIII вв.) Сменивший Леовигильда на престоле его младший сын Реккаред I (586–601) уже в самом начале царствования отказался от поддержки арианства и публично принял никейское вероисповедание. Созванный им III Толедский собор не имел себе равных по уровню представительства: 48 епархий были представлены своими епископами, остальные – клириками более низкого ранга. Присутствовало и 8 епископов-ариан, на соборе торжественно отрекшихся от прежней веры. Участие короля и представителей готской знати прямо указывало на избранный образец – I Bceлehckuй собор в Никее (325 г.), собиравшийся под председательством Kohcmahmuha I и осудивший арианство как ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Благодарить руководство и членов Единого экспертного совета за организацию экспертной работы конкурса, разработку системы мониторинга и оценки проектов, поступающих на конкурсной основе для получения финансирования в рамках Международной грантовой программы «Православная инициатива».   ЖУРНАЛ 120 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 11 декабря 2018 года 43-66).   ЖУРНАЛ 121 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшихся заседаниях Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 29 сентября 2018 года 60 (444) — 89 (473) и от 24 ноября 2018 года 90 (474) — 107 (491)).   ЖУРНАЛ 122 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 5 октября 2018 года 35-47).   ЖУРНАЛ 123 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о ходатайстве Преосвященного епископа Корсунского Нестора об установлении празднования Собора святых, в земле Испанской и Португальской просиявших.

http://patriarchia.ru/db/text/5330863.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010