Архив Пн Положение о наградах Русской Православной Церкви (2008 г.) 26 июня 2008 г. 16:00 Документ утвержден на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года.   I. ПРЕАМБУЛА Награды Русской Православной Церкви (далее — награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.   II. ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Иерархическими наградами являются: В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.   1. Последовательными наградами для епископата являются: Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.   2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии. Примечание. Архиереи, ранее удостоенные этой награды, сохраняют право ношения второй панагии только в пределах своих епархий (юрисдикций). Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Епископ Никон, в миру Олег Миронов, обучался в бухгалтерской школе, служил в армии под Иркутском и затем в Иркутске же устроился рабочим в свечную мастерскую. В ту пору Иркутскую кафедру возглавлял митрополит Мефодий (Немцов). С ним и связал свою судьбу Олег Миронов, переехав вместе с вл. Мефодием в Воронежскую епархию и став в 1993 году его викарным епископом. Через год еп. Никон возглавил одну из крупнейших кафедр Русской Церкви. Сразу по приезде энергичный и предприимчивый еп. Никон выбрал наступательную тактику. В Екатеринбургской епархии началась грандиозная чистка. В заштат были отправлены священники, неспособные эффективно вести «коммерческо-хозяйственную деятельность». Чаще это были рукоположенные вл. Мелхиседеком необоротистые интеллигенты, у которых практическая сторона жизни всегда вызывает много проблем. Власть жестко сконцентрировалась в руках молодого владыки. Резко увеличились доходы епархии. Епархиальный секретарь о. Владимир Зязев откровенно подчеркивал, что чистка носила экономический характер. Его любимая присказка — «нет бедных приходов, есть ленивые попы». Крутость епископа породила различные толки. В местной прессе 4 его обвиняли в неимоверных налогах с приходов, изъятии ценных икон, утвари. Насколько это соответствовало действительности, мы не беремся судить. Нас интересует лишь то, что так или иначе эти разговоры стали фактом общественного мнения. Энергичные действия нового епископа спровоцировали появление оппозиции внутри епархии. «Кочетковские» общины фактически ушли в подполье, а часть мирян и священников, отправленных в заштат, принялась публично выражать возмущение по поводу тех или иных епархиальных акций, сжиганием, например, в сентябре 1994 года книг А. Меня, А. Шмемана, И. Мейендорфа, И. Ильина. Стали появляться независимые клубы околоправославной интеллигенции, что было характерно для 70-х, 80?х годов и исчезло в начале 90-х. Еп. Никон приехал в епархию с явным намерением опереться на местную власть, военные, промышленные и коммерческие структуры. Он начал искать активных контактов и доказывать лидирующую роль епархии в духовной жизни края. В 1995 году еп. Никон разослал первым лицам города письма, в которых объяснял неверующим чиновникам, что «епископ есть живой образ Бога на земле», и пытался внушить, что ему принадлежит роль блюстителя духовной жизни региона. Средства массовой информации иронизировали по поводу этого послания, а власти, по-прежнему, не спешили с передачей имущества и финансовой помощью.

http://religare.ru/2_7152.html

Еще в июле 1833 года, предчувствуя возможность возведения Лужинского в епископский сан, пр.Смарагд доказывал вред, какой может последовать от этого. «Если», – писал он 29-го июля обер-прокурору Нечаеву, – «назначен будет в Полоцк униатский викарий, (как там надеются, поддерживая чрез сие унию), то вредная для России уния паки и паки укрепляться будет» 417 . Другое его письмо к тому же Нечаеву от 25-го декабря еще более тревожно: «Сомневаюсь», – писал он, – «чтобы на будущее время понадобились мне священники 418 . Спрашиваете, почему так? А вот почему: достоверно слышу, что в Полоцк назначается униатский викарный епископ из здешних протопопов. Униаты наши вдруг на безмерное множество ступеней поднялись, торжествуют и гордятся; да начинают уже и посмеиваться над нами. Называют нас обманщиками. «Государь, говорят, хочет, чтоб процветала уния по-прежнему, а схизматики только людей обманывают. He слушайте, плюньте им в глаза. Каковы ксендзы схизматицкие, воры и обманщики, таков их и архиерей; а нам опять Царь дает нашего бискупа» и пр. Истинно не могу понять: отчего это? К чему? Для чего? Только скажу, что дело присоединения униатов теперь на долгое время должно приостановиться, и притом не могу теперь я ручаться, чтобы и присоединенные удержались в православии. Столь назначение сюда, без всякой совершенно нужды, викарного униатского вскружило головы безумным униатам. Оно столь же сильное влияние сделало в пользу униатства, сколь сильное имело влияние в пользу православия несуществование здесь униатского епископа. Простите моему неразумию, если скажу, что недальновидная и вредная для церкви мысль была в назначении сюда викарного униата. Скорблю о сем всей душой, потому что дело, по моим предначертаниям близкое к разрушению, ныне паки утвердилось и надолго, сколько знаю я дух здешней пагубной страны. Сделанную ошибку в назначении в уездный городишко униатского епископа не исправит и Д.Н. 419 . Впрочем, буди во всем воля Божия. Я желал бы, чтоб скорбь моя и мои мысли известны были и членам Св.Синода. Великая ошибка сделана. Как изволите после усмотреть на опыте» 420 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Все эти годы в Зауральской части Пермской губернии быстро росло число населенных мест, а, следовательно, и число церквей, что затрудняло управление приходами. 25 декабря 1833 г. при епископе Аркадии (Федорове) состоялось учреждение Екатеринбургского викариатства. Викарий получил титул епископа Екатеринбургского. За 51 год существования викариатства сменилось 12 викарных епископов. В эти годы шло бурное церковное строительство. К 1885 г. количество церквей в Пермской епархии достигло 827. Управление обширной епархией становилось все более обременительным для одного самостоятельного епископа, жившего в Перми. В связи с этим Синод доложил императору Александру III, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола», поэтому взамен Екатеринбургского викариатства предлагалось образовать самостоятельную епархию. В состав ее предполагалось передать из Пермской все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский. 11 февраля (29 января по старому стилю) 1885 г., в день святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских и Усть-Вымских, доклад Синода был высочайше утвержден. Викарный епископ Нафанаил (Леандров) стал первым самостоятельным Екатеринбургским архиереем. Это был первый случай в России, когда в одной губернии имелись две самостоятельные епархии. В 1917 г., общее количество приходов равнялось 504 (465 православных и 39 единоверческих). Все приходы объединялись в 31 благочиннический округ, из которых три являлись единоверческими. Земельная собственность церквей в 1917 г. превышала 32 303 гектара. В епархии имелось 14 монастырей (3 мужских и 11 женских) и две женские общины, объединенных в два благочиннических монастырских округа. Количество насельников составляло 455 монашествующих и 2709 послушников. При монастырях и общинах имелось 12 церковно-приходских школ с 715 учениками. Земельная собственность монастырей в 1917 г. составляла 3 890 гектаров.

http://azbyka.ru/palomnik/Екатеринбург

н) Наблюдение за строго православным и художественным направлением церковного искусства - зодчества, иконописи, пения и прикладных искусства и забота об их развитии, о) Назначение и увольнение Правителя Дел Синодальной Канцелярии, Юрисконсульта и Синодального Казначея, Примечание: Председатель Синода принимает на службу и увольняет со службы служащих канцелярии и других низших служащих Синода по представлению Правителя Дел Синодальной Канцелярии. п) Утверждение и увольнение членов и секретарей Епархиальных Советов по представлению епархиального архиерея, р) Назначение разного рода сборов на общецерковные нужды, а также на нужды и поддержание отдельных миссий, святынь, монастырей, духовных школ, равно как на нужды религиозно-просветительные и благотворительные, с) Дела по церковному усыновлению и узаконению, т) Награждение белого и монашествующего духовенства саном протодиакона, наперсным крестом, саном протоиерея палицею, наперсным крестом с украшением, митрой, саном игумена и архимандрита а также преподание духовным лицам и мирянам благословения с выдачей грамот и награждение их Библией и Св. Иконами за особые их труды и жертвы и заслуги их перед Русской Православной Церковью заграницей, у) Разрешение отпусков для архиереев на срок свыше 2-х месяцев и отпусков заграницу с временным заместительством викарными епископами или епископами из других епархий, ф) Рассмотрение и частичное изменение уже существующих уставов и статутов и утверждение новых уставов или статутов, коими регулируется жизнь, деятельность и управление существующих и могущих возникнуть приходов, братств, сестричеств, разных епархиальных и приходских, просветительных и благотворительных организаций, учреждений при Архиерейском Синоде, духовных школ, духовных миссий и мужских и женских монастырей, х) Дела по укреплении и защите прав Русской Православной Церкви заграницей, касающихся правового положения, существования и деятельности ее и ее органов, ц) Дела о церковных имуществах в епархиях, приходах, братствах, сестричествах, духовных миссиях, монастырях и духовных школах, поступающие на рассмотрение и решение Синода,

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201615...

Ни церковный Устав, ни внутренние положения об округах не предполагают возможности созыва Собора митрополичьего округа. В этой связи нельзя не вспомнить об опыте конструирования структуры церковных округов в начале XX в. Эксперты Предсоборного присутствия в ноябре 1906 г. исходили из необходимости учреждения соборов митрополичьих округов. Такие соборы опираются на каноническую норму Второго Вселенского Собора, согласно которой дела каждой церковной области решает Собор. Члены второго отдела Предсоборного совета и соборного Отдела о высшем церковном управлении предполагали, что Соборы должны были стать даже во главе церковных округов. Почему же при проектировании современных митрополичьих округов не были предусмотрены их Соборы? Всё дело в составе таких Соборов. В ходе предсоборной и соборной дискуссий звучали предложения составить церковные окружные Соборы не только из архиереев, но и из представителей духовенства и мирян. Так, второй отдел Предсоборного совета исходил из возможности созывать Соборы митрополичьих округов в качестве нормы в епископском «обычном» составе и «чрезвычайном» составе (с участием епископов, клириков и мирян). Однако вопрос равноправия всех трёх категорий церковных участников оставался весьма дискуссионным. Консенсус встречался лишь относительно полномочного участия и принятия соборных решений на окружном уровне архиереями. Можно предположить, что при проектировании современного нам Синода митрополичьего округа, состоящего, согласно церковному Уставу и внутренним положениям об округах, из всех правящих и викарных архиереев епархий округа, такой Синод заместил собой Собор округа. Иными словами, окружной Синод и стал иерархическим по своему составу окружным Собором. Однако при таком положении дел от участия в устроении церковной жизни на окружном уровне устраняются духовенство и миряне. Последние не имеют возможности вносить вклад в обсуждение направлений и конкретных проектов церковных преобразований в митрополичьих округах, поскольку отсутствует механизм их вовлечения в церковную дискуссию даже на совещательном уровне в качестве экспертов. Между тем на общецерковном уровне разработано и успешно действует Межсоборное присутствие, в состав которого входят представители епископата, духовенства и мирян. Участие наиболее подготовленных и опытных клириков и мирян в экспертном обсуждении местных церковных дел могло бы повысить качество принимаемых решений и документов, облегчить рецепцию церковных решений на местах. В этой связи можно подумать о создании на окружном уровне аналогов Межсоборного присутствия: окружных присутствий, совещаний, ассамблей с участием епископата, представителей духовенства и мирян.

http://bogoslov.ru/article/6192329

к) Открытие духовных школ для подготовки кандидатов в священство и церковных причетников и закрытие их, л) Назначение начальников духовных школ для подготовки кандидатов священства и их увольнение, м) Рассмотрение и утверждение учебных программ по отдельным курсам и предметам в духовных школах по представлению Ученого Комитета, н) Наблюдение за строго православным и художественным направлением церковного искусства - зодчества, иконописи, пения и прикладных искусства и забота об их развитии, о) Назначение и увольнение Правителя Дел Синодальной Канцелярии, Юрисконсульта и Синодального Казначея, Примечание: Председатель Синода принимает на службу и увольняет со службы служащих канцелярии и других низших служащих Синода по представлению Правителя Дел Синодальной Канцелярии. п) Утверждение и увольнение членов и секретарей Епархиальных Советов по представлению епархиального архиерея, р) Назначение разного рода сборов на общецерковные нужды, а также на нужды и поддержание отдельных миссий, святынь, монастырей, духовных школ, равно как на нужды религиозно-просветительные и благотворительные, с) Дела по церковному усыновлению и узаконению, т) Награждение белого и монашествующего духовенства саном протодиакона, наперсным крестом, саном протоиерея палицею, наперсным крестом с украшением, митрой, саном игумена и архимандрита а также преподание духовным лицам и мирянам благословения с выдачей грамот и награждение их Библией и Св. Иконами за особые их труды и жертвы и заслуги их перед Русской Православной Церковью заграницей, у) Разрешение отпусков для архиереев на срок свыше 2-х месяцев и отпусков заграницу с временным заместительством викарными епископами или епископами из других епархий, ф) Рассмотрение и частичное изменение уже существующих уставов и статутов и утверждение новых уставов или статутов, коими регулируется жизнь, деятельность и управление существующих и могущих возникнуть приходов, братств, сестричеств, разных епархиальных и приходских, просветительных и благотворительных организаций, учреждений при Архиерейском Синоде, духовных школ, духовных миссий и мужских и женских монастырей,

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

В состав Архиерейского Собора на основании ныне действующего Устава с правом решающего голоса входят только те викарные епископы, к-рые возглавляют синодальные учреждения и духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами (III 1). Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами», - это те архиереи, к-рые, будучи по титулу В. Московского Патриарха, управляют приходами РПЦ на канонической территории Православной Церкви в Америке , таковыми в наст. время являются епископ Зарайский, управляющий приходами Московского Патриархата в США, и архиепископ Каширский, управляющий приходами Московского Патриархата в Канаде. Ранее таковые викарные епископы не были членами Архиерейского Собора. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса (III 1). В РПЦ сохраняется обычай, по к-рому викарные епископы в отличие от правящих в своем титуле имеют наименование одного города. Только часть В. в наст. время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд В. Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. В. в РПЦ, как и правящие архиереи, могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов. В РПЦ в 2004 г. было 25 кафедр викарных епископов: Верейская, Видновская, Дмитровская, Егорьевская, Зарайская, Истринская, Каширская, Клинская, Красногорская, Люберецкая, Можайская, Орехово-Зуевская, Подольская, Сергиево-Посадская, Раменская - в Московской епархии, Тихвинская - в С.-Петербургской, Людиновская - в Калужской, Шацкая - в Рязанской, Балтийская - в Смоленской, Керченская, Сергиевская - в Сурожской, а также в Украинской Православной Церкви: Васильковская и Почаевская, Вышгородская, Переяслав-Хмельницкая - в Киевской, Изюмская - в Харьковской епархиях. Институт викарных, или титулярных, епископов существует и в др. правосл. Церквах, но само наименование «викарный епископ», «викарий» появилось в нек-рых из них, очевидно, по примеру Русской Церкви. Викарные епископы поставляются, в частности, в Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Американской Церквах. В нек-рых др. Церквах, напр. К-польской и Александрийской, их именуют титулярными епископами. При этом в соответствии с уставами этих Церквей В., как правило, входят в качестве полноправных членов в Соборы с участием клириков и мирян, но в нек-рых из них (Сербской, Болгарской, Американской) они не входят в Архиерейские Соборы, имеющие в этих Церквах различные наименования.

http://pravenc.ru/text/158444.html

После Собора в соответствии с соборным решением о расширении полномочий викарных епископов и об увеличении числа викариатств стало совершаться значительно больше архиерейских хиротоний, чем прежде: в 20-х гг. в Русской Церкви было не менее 200 архиереев, и большинство из них составляли В. Викарные епископы имели своим местопребыванием города, по к-рым они титуловались. Но устройство епархиального управления с разделением епархии на округа во главе с В., как это предполагалось Поместным Собором 1917-1918 гг., так и не сложилось: на Церковь обрушились гонения, архиереи подвергались арестам, заточениям, ссылкам и, т. о., утрачивали возможность управлять своими епархиями или викариатствами, в большинстве случаев епархиями управляли не правящие, а находившиеся временно на свободе и в пределах епархии В. Учитывая реальные обстоятельства церковной жизни, сложившиеся в 40-х гг., Поместный Собор 1945 г. в своем «Положении об управлении Русской Православной Церкви» не предусматривал уже пребывания В. в городах, к-рыми они титуловались, и полусамостоятельного управления ими отдельными частями епархии, определив для них «круг обязанностей по усмотрению епархиального архиерея» (III 25). С этих пор статус викарных епископов в целом в Русской Церкви соответствует тому, какой они имели в синодальный период. Никаких принципиальных изменений в него не было внесено и Уставом об управлении Русской Православной Церкви 1988 г. , к-рый предусматривал возможность назначения в помощь епархиальному архиерею викарного епископа (VII 7). Так же как в прежнем, в ныне действующем Уставе Русской Православной Церкви , изданном Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , говорится, что при необходимости в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы, круг обязанностей к-рых устанавливается правящим архиереем (X 1. 8). В соответствии с Уставом викарные епископы входят в состав Поместного Собора (II 3). Таким же правом они располагали и в соответствии с Уставом 1988 г. (II 3). Но, согласно Уставу Собора 1917-1918 гг., викарные архиереи по своему статусу не являлись его членами, членами Собора нек-рые из них были на др. основаниях, напр. по избранию съезда монашествующих. Викарные епископы в соответствии с ныне действующим Уставом (II 13) наравне с правящими архиереями составляют Архиерейское совещание (см. в ст. Архиерейский Собор ).

http://pravenc.ru/text/158444.html

Пар. 99. Викарные епископы сносятся с Епархиальным Архиереем непосредственно. Пар. 100. Все распоряжения Епархиальной власти приходам, входящим в состав викариатства, делаются через Викарного епископа. Пар. 101. Викарные епископы копии своих распоряжений препровождают в епархиальное Управление. Пар. 102. Апелляции на решения Викарных епископов передаются на разрешение Правящего Епископа. Пар. 103. Для выполнения канцелярской работы Викарные епископы имеют свои личные канцелярии или пользуются секретарской частью прихода или монастыря, в котором настоятельствуют. Пар. 104. Викарные епископы имеют свою печать. Пар. 105. Имя Викарного епископа возносится после имени Правящего Архиерея во всех храмах викариатства и в храмах место жительства и священнослужения Викарного епископа. Пар. 106. К обязанностям Викарного епископа относятся также: 1) объявление распоряжений Епархиальной Власти и наблюдение за их исполнением, 2) ближайшее руководство духовенством викариатства в его служебной деятельности и наблюдение за его благоповедением, 3) рассмотрение дел о взысканиях по бесспорным долговым обязательствам причтов для указания способов взыскания и погашения сих обязательств, 4) увольнение членов причтов викаритства в отпуск на срок до одного месяца с докладов о том Правящему Архиерею, 5) представление Правящему Архиерею заключений об открытии новых и закрытии существующих приходов и изменении их границ, 6) утверждение протоколов Приходских Собраний и выборных приходских должностных лиц. По материалам сайта Русской Православной Церкви за границей Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010