Таким образом, в 11 день декабря последовал Высочайший указ о бытии викарными епископами Лужинскому, Жарскому и Зубке, первому – Белорусской, а двум последним – Литовской епархии. Посвящение их совершилось в январе месяце 1834 года, в имевшейся уже тогда Униатской домовой церкви. Посвящавшие были: митрополит Булгак, я, да Латинский епископ Павловский. Присутствием в Петербурге всех Униатских епископов с их митрополитом воспользовался я для весьма важной меры. В 7 день февраля коллегия, совместно со всеми епископами, положила: вместо печатания особого служебника для Униатских церквей принять для них служебник и книгу молебных пений, печатаемые в Московской синодальной типографии; заняться устройством иконостасов, утварей и священных облачений для правильного богослужения и отпустить на сей предмет по пяти тысяч рублей на каждую епархию для вспомоществования беднейшим церквам. Постановление сие приложено под Оно соответствовало совершенно потребности Униатов, где простой народ не понимал догматической и иерархической разности, а дорожил внешностью. Устройство церквей – для народа, а принятие служебников – для духовенства, долженствовало, как показали последствия, быть оселком сближения с Православною Церковью. А, между тем, постановление это не могло быть оспариваемо, так как основывалось на самых Униатских постановлениях и Высочайших указах. Нужно ещё знать, что я ничего не сказал предварительно Дмитрию Николаевичу о сем постановлении – из опасения, что он на него не согласится. И, действительно, он очень встревожился; мы были на совещании у митрополита Московского; он также вначале усомнился, но скоро понял мои доводы – и всё прошло. Даже так устроилось, что Святейший Синод пожертвовал для Униатских церквей по тысяче пятисот служебников и книги молебных пений. Кому придётся проследить ход Униатского дела, тот увидит, что мера была верна, и что если было какое сопротивление, то это наружным формам и обрядам, а не самому воссоединению к Православию. За сим последовали другие не менее важные меры. Под прилагается здесь весьма интересная, писанная мною, всеподданнейшая докладная записка от 25 апреля 1834 года – о настоящем положении Униатского дела и о дальнейших по оному предположениях. В числе этих предположений все-таки имелось в виду подчинение коллегии Святейшему Синоду; но прежде решено: учреждение Секретного Комитета по Униатским делам и подчинение Униатских духовных училищ комиссии духовных училищ. Таким образом, связаны, хотя отчасти, дела Униатские с делами Православной Церкви. Первая из сих мер состоялась в июне того же года; последняя же – только в декабре 1835 года. В обоих сих учреждениях был членом и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Потом уже пришло другое правительство, и дела начали исправляться, но долгое время было трудно, и мы сочувствовали Украине, которая также была расколота. Конечно же, раскол братьев на Украине продолжается и сегодня, к великому сожалению… И мы хорошо понимаем, что такое раскол. Это очень трудно, но, с другой стороны, в те времена было видно, кто настоящий православный, а кого можно купить за деньги, у кого был лишь материальный интерес. – А с какими сложностями вы столкнулись, когда стали архиереем? – Я был викарным епископом. В Софийской епархии всё делалось с благословения Патриарха. Патриарх Максим был человеком очень хорошим и мудрым, при этом строгим, но сердечным и любвеобильным. Все наши действия совершались с его благословения, с его разрешения, с его совета, поэтому нам было легче принимать какие-либо решения. Я помню, как жаловался владыке Питириму, какие трудности и испытания приходится переносить во время раскола, а он говорил: «Трудно – трудно, но всё же ты не первый. Труднее всего Патриарху!» Я отвечал: «Да, это правда». Так что в Софийской епархии всё делалось с благодатного благословения Патриарха Максима. Мы посещали храмы Софийской епархии, освящали их, встречались с паствой. Служить на всех приходах епархии мне приходилось, ещё будучи протосингелом. Я никогда не мог владыке подражать, но он всегда был для меня примером настоящего епископа Став епископом, я старался брать пример с настоящих епископов, главным образом с владыки Питирима, и всегда руководствовался его советами. Я никогда не мог владыке подражать, но он всегда был для меня примером настоящего епископа. Благодаря ему я сумел много чего сделать и избежать многих ошибок, которые, наверное, совершил бы как начинающий епископ. – Таким образом исполнились слова матушки Марии о том, что владыка Питирим станет вашим духовником? – Владыка, действительно, был моим духовником. Он часто приезжал в Болгарию. Владыка всегда поддерживал меня в трудное время. Когда я ещё был священником, владыка, как бы предвидя моё будущее епископское служение, потихоньку готовил меня к нему. Однажды он на несколько дней приехал в Болгарию, я пришел к нему в гостиницу и сказал: «Сегодня Синод принял решение о моей хиротонии». У владыки из глаз полились слёзы, он всё знал и радовался за меня. Я думаю, владыка молился об этом, потому что я долго был протосингелом в достаточно трудное для нашей Церкви время.

http://pravoslavie.ru/139643.html

Она смотрела на Константинополь с большим и более искренним уважением, чем балканские Церкви. Но Россия была далеко и пользовалась самостоятельностью. Было немыслимо, чтобы русский правитель позволил своей Церкви быть реально зависимой от иерарха, который был слугой иноверного султана. 264 Структура иерархии внутри патриархата оставалась той же, что и в византийское время; существовали викарные архиепископы, подчиняющиеся непосредственно патриарху, но обычно были митрополии, зависимые от патриарха, и епископы, подчиненные митрополиту. Как и в византийские времена, епископы избирались священниками епархии, митрополит – епископами, а выборы утверждались патриархатом. Подобно византийским временам, нужно было получить одобрение светских властей. Представления теперь делались через патриархат Высокой Порте; султан издавал документ, известный как берат, которым избранный кандидат официально назначался на свою кафедру. В случае с епископами эти бераты обычно были простыми документами, которые только объявляли факт избрания; но бераты, которыми назначались патриархи и в некоторых случаях митрополиты, могли содержать не только подтверждение определенных прав престола, но и дополнительные привилегии или гарантии со стороны светских властей защищать права престола. Например, берат, выданный одному из Александрийских патриархов в XVIII в., обещает помощь против римско-католической пропаганды в провинции. Такие бераты являются определенным историческим свидетельством. К сожалению, их сохранилось немного. Самый ранний из сохранившихся, который может быть датирован, назначает Ларисского митрополита в 1604 г. Нельзя утверждать определенно, что берат обладал такой же преобладающей и долговечной силой, как султанский фирман. Возможно, что права и привилегии, которые упоминаются в нем, относились moльko ad personam, a каждому вновь назначаемому кандидату должен был быть выдан новый берат. Но иерарху давались те же самые привилегии, что и его предшественнику, поскольку он мог основываться на берате, в котором они перечислялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суммируя три вышеназванных фактора можно понять мотивы того, почему епископ Евсевий всерьез рассматривал вопрос о переносе центра епархии  в Хабаровск  (где его были готовы встретить более заинтересованно), а в Приморье оставить своего викария. Например, он откровенно писал, что значение Владивостока нужно возвышать «пушками, кораблями, штыками и т. п., а не резиденцией епархиального архиерея» .  Владивосток развивался  в большей степени как военный форпост России, часто начальственные места здесь занимали чиновники  лютеранского вероисповедания и, наверное, проблемы Православной Церкви для них были не так уж важны. Примечательно, что строительство здания Владивостокской консистории началось после принципиальной смены высших чиновников в генерал-губернаторстве и Приморской области, последовавшей при Н. Л. Гондатти в 1912 г. Думается, что реализации проекта переноса архиерейской кафедры из Владивостока в Хабаровск помешала начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и связанное с ней перенаправление материальных ресурсов. В целом Владивостокский епископ принципиально выступал за увеличение числа архиерейских кафедр, в том числе викарных, чтобы епископ мог чаще видеть и учить свою паству . Для Приморского края это необходимо было сделать еще и потому, что здесь расселялись в большом количестве корейцы, нуждавшиеся в особом церковном попечении . Как результат дискуссии по данному вопросу стала состоявшаяся в 1912 г. хиротония первого викария - епископа Никольск-Уссурийского Павла (Ивановского), опытного миссионера, знавшего корейский язык, знакомого с проблемами миссии по своему опыту работы в Сеуле .  Появление ближайшего помощника способствовало тому, что правящий архиерей постепенно был разгружен от массы второстепенных дел, особенно канцелярских. Следовательно, с 1912 г. наступил шестой этап формирования в Приморье епархиальной системы. Между правящим архиереем и викарием с 1916 г. произошло разделение обязанностей, которое способствовало упорядочению компетенции викария. Так, за епископом Евсевием были закреплены важнейшие вопросы епархиальной жизни, среди которых: 1) назначение священников в храмы и законоучителей в высшие и средние учебные заведения; 2) построение церквей; 3) вручение наград; 4) открытие новых приходов; 5) назначение жалованья духовенству; 6) епархиальные съезды и некоторые другие. К ведению епископа Павла отошли дела миссионерские и второстепенные: 1) о назначении диаконов и псаломщиков по всем церквам (кроме служивших во Владивостоке, Никольске, Харбине и в железнодорожных храмах, подчинявшихся правящему архиерею); 2) об утверждении законоучителей в низшие школы; 3) консисторские дела (ремонтные, строительные, земельные, денежные); 4) пенсионные; 5) расторжение браков; 6) дела благотворительных учреждений и проч. .

http://bogoslov.ru/article/1254033

1 авг. 1908 г. еп. Аляскинским Иннокентием (Пустынским) А. был переведен на должность настоятеля миссии в Михайловский форт (в состав миссии был включен Чукотский п-ов) и назначен также благочинным Михайловского окр. На Чукотке А. пробыл с 1 июня 1909 по авг. 1910 г.; проповедовал среди местного населения и основал церковноприходскую школу на 20 учащихся. За 11 лет служения на Аляске и Чукотке крестил до 1,5 тыс. язычников. В апр. 1912 г. согласно указу архиеп. Алеутского и Североамериканского Платона (Рождественского) А. стал благочинным приходов Канады и настоятелем прихода в г. Эдмонтон (пров. Альберта) с проживанием в приписном к нему приходе в пос. Раббит-Хилл. 6 мая 1914 г. возведен в сан архимандрита. 20 апр. 1915 г. еп. Аляскинским Александром (Немоловским) А. был назначен настоятелем кафедрального Свято-Архангело-Михайловского собора в Ситке и благочинным Аляскинских миссий, 10 сент. 1916 г. еп. Аляскинским Филиппом (Ставицким) - членом Аляскинского духовного правления. После отъезда А. в Канаду правосл. паства, оставшаяся в Сев. Аляске без пастырского руководства, попала под влияние нахлынувших туда инославных миссионеров, гл. обр. пресвитериан и методистов. Из более чем 3 тыс. православных к 1916 г. в вере отеческой оставалась едва ли треть. Для противодействия инославному влиянию и прозелитизму А. по собственному прошению и с благословения архиеп. Алеутского и Североамериканского Евдокима (Мещерского) с июня 1916 г. перевели на Сев. Аляску начальником Североаляскинских миссий. Осенью того же года он поселился в стане начальника Куикпакской миссии на р. Юкон, при Крестовоздвиженской ц., и вскоре были возобновлены занятия в школе катехизаторов и открылся приют для детей-сирот. В 1923 г. А. был избран викарным еп. Аляскинским в помощь митр. Североамериканскому Платону. Для совершения над ним наречения и архиерейской хиротонии А. направлен епархиальным начальством в Москву, к Святейшему Патриарху Тихону, однако по обстоятельствам того времени А. не смог проехать далее Риги. Наречение А. во епископа состоялось по благословению Патриарха 28 июня 1924 г. по возвращении А. из Европы. 28 июля того же года митр. всей Америки и Канады Платон (Рождественский), еп. Чикагский Феофил (Пашковский) и еп. Детройтский Аполлинарий (Кошевой) в кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка хиротонисали А. во епископа. Владыка занимал Аляскинскую кафедру до сентября 1931 г. По болезни вынужден был уйти на покой в Тихона Задонского мон-рь в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Скончался от воспаления легких и погребен на кладбище мон-ря в часовне-усыпальнице.

http://pravenc.ru/text/114624.html

в иподиакона      1820      Окт. 6 во диакона      1820      Дек. 26 во иерея      1821 Дек. 28. Определен Луцким протопресвитером 1822 Янв. 7. Избран в ассесоры духовной      коллегии 1822 Июня 20. В сей должности находился прежде во 2-м департаменте римско-католической, а после греко-униатской духовной коллегии       с 1822 г. Августа по 1829 Апр. 21. Произведен в сан каноника 1823 Март. 23. Заседал в Высочайше учрежденном суде над Полоцким архиепископом Иоанном Красовским 1823. С Высочайшего соизволения произведен в сан прелата-схоластика Луцкого униатского кафедрального капитула 1825 Окт. 8. За «Отличныя способности, ревность и примерное благонравие» Всемилостивейше пожалован наперстным бриллиантовым крестом, с назначением столовых по 100 р. ассигн. в месяц 1827 Дек. 6. В воздаяние усердной и ревностной службы Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны второй степени 1828 Апр. 23. Произведен в старшие соборные протоиереи 1828 г. в Мае. Именным Высочайшим указом, данным правительствующему Сенату, Всемилостивейше повелено быть ему викарным епископом и председателем консистории Белорусской греко-униатской епархии с наименованием епископом Мстиславским, присутствуя и в коллегии, когда будет в С.-Петербурге 1829 Апр. 21. Пожаловано Всемилостивейше 1000 р. сер. на первоначальное обзаведение, по случаю возведения в епископский сан 1829 Мая 3. В монашество из старших соборных протоиереев пострижен в С.-Петербурге, без перемены крестного имени, за несколько дней до посвящения в епископа 1829 г. Во епископа хиротонисан в городе С.-Петербурге 1829 Авг. 4. С того же времени состоял присутствующим в греко-униатской духовной коллегии по 1832 г. Нояб. 1, а председателем Белорусской греко-униатской консистории по      1833 Апр. 2. Всемилостивейше пожалован архиерейским облачением 1829 Дек. 5. Осматривал Белорусскую и Литовскую греко-униатские семинарии, по Высочайшему повелению 1830 Мар. 1 . Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Владимира третьей степени «в воздаяние ревностных трудов и усердия к престолу» 1831 Дек. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Пар. 66. Все расходы по созыву Епархиального Собрания покрываются из местных средств на основании постановления Собрания.   7. ОБ ЕПАРХИАЛЬНОМ СОВЕТЕ Пар. 67. Епархиальный Совет есть постоянно действующее под председательством и непосредственным руководством Епархиального Архиерея учреждение. Пар. 68. Председателем Епархиального Совета является Епархиальный Архиерей а заместителем его викарный архиерей, где таковой имеется, или лицо в пресвитерском сане по назначению Епархиального Архиерея. Он состоит из четырех до шести выборных членов, из коих не менее половины в пресвитерском сане. Примечание: В некоторых епархиях с большим числом приходов и наличием в них монастырей и духовной школы, число членов Епархиального Совета может быть увеличено. Пар. 69. При Епархиальном Совете имеется канцелярия под непосредственным начальством Секретаря Епархиального Совета, из лиц духовных или светских, с образованием не ниже среднего и достаточно компетентных в церковных делах. Пар. 70. Секретарь Епархиального Совета назначается Епархиальным Архиереем с донесением о том Архиерейскому Синоду. В заседаниях Епархиального Совета Секретарь ведет протоколы и дает справки по разным делам, но не имеет права решающего голоса, если он не является членом Совета. Пар. 71. В епархиях, где имеются для того достаточные средства, в помощь секретарю, по рекомендации последнего, могут быть назначаемы служащие. Пар. 72. Казначей назначается епархиальным Архиереем предпочтительно из членов епархиального Совета и, как таковой, ведает денежными суммами и составляет отчетность о них, выдает ежемесячно жалование по штатам Епархии, производит выплаты расходов по содержанию помещения епископа, канцелярии и помещения Епархиального Совета, по поездкам правящего или викарного епископа и членов епархиального Совета, командируемых по делам епархии, по страхованию служащих и т. п. и выдает авансы на ближайшие непредвиденные расходы. Пар. 73. Все члены Епархиального Совета и кандидаты-заместители их избираются на три года и утверждаются епархиальным архиереем с донесением о том Архиерейскому Синоду. Они должны быть не моложе 30 лет от роду, обладать по возможности достаточным образованием, благочестием и преданностью Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

8) разбирает недоумения и проекты уездных церковных собраний; 9) обсуждает вопрос о разных сборах на нужды края, духовно-просветительные и благотворительные; 10) возбуждает ходатайства перед высшей властью и 11) выражает пожелания при избрании кандидатов на епископскую кафедру своей епархии. Постоянным выразителем голоса епархиального церковного собрания служит епархиальный церковный совет при епископе. Совет объединяет в себе все теперешние учреждения: консисторию, совет и правление училищ, миссионерский комитет, попечительство, правление свечного завода, епархиальный училищный совет и другие, которые уже должны упраздниться. В состав совета входят: а) 6 членов, назначенных по усмотрению епископа: три духовных лица и трое мирян; б) 6 от епархиального церковного собрания, причём ректор семинарии, смотрители духовных училищ, председатель совета женского училища входят непременными членами только по духовно-учебным делам, и один член назначается от монастырей. Желательно, чтобы во главе совета состоял викарный епископ или уже, за отсутствием последнего, лицо по усмотрению епископа. Все члены совета получают определённое содержание, лучше казённое. При совете имеется канцелярия. Правитель дел канцелярии избирается советом, а утверждается епископом. Канцелярия состоит из разных отделов; в каждом отделе – делопроизводитель и писцы. Правитель дел, делопроизводители и писцы состоят на государственной службе, при казённом содержании. Делопроизводители и другие лица канцелярии избираются советом, им же и утверждаются. Председатель совета руководит всеми отделами совета, остальные члены заведуют лишь отделами, кои могут распределяться на: а) административные или церковно-распорядительные, б) церковно-хозяйственные, в) церковно-просветительные, г) церковно-благотворительные и д) миссионеро-проповеднические. Председатель совета состоит и председателем каждого отдела, а заведующий старший член отдела – помощником председателя, по своему отделу. Во главе епархиальной Церкви стоит епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторую инстанцию в управлении американско-епископальной церкви составляет диоцезальное или епархиальное управление. Епархию, как административную единицу, составляет не менее пятнадцати приходов или общин. Соответственно географическому положению, занимаемому этими приходами, границы каждой епархии должны быть строго определены генеральной конвенцией. Какие-либо изменения в данном случае совершенно недопустимы без ведома и санкции последней для обычной епархиальной власти. Епископ, например, не имеет права самостоятельно открывать новую епархию путем разделения своей епархии на две отдельные или путем соединения под своим управлением двух или нескольких соседних. Епископу лишь дозволяется, если в какой-либо части его епархии или епархии соседней возникло стремление среди обитателей ее к образованию новой епархии, назначить в определенное время в определенном месте конвенцию, присутствовать на ней и вместе с членами ее точно определить границы новой епархии, ее состав, устройство и проч. За сим решения этой первой конвенции новой епархии, скрепленные подписью епископа, препровождаются на генеральную конвенцию, которая окончательно и решает вопрос об образовании новой епархии. Крайние пределы, обусловливающие возникновение всякой новой епархии, по действующим в американско-епископальной церкви законоположениям, следующие: не может быть образована новая епархия, если в ней при самом образовании существует менее шести приходских общин или менее шести пресвитеров, которые по крайней мере уже один год являлись бы канонически правоспособными пресвитерами, т. е. могущими регулярно действовать в новой епархии и в существующих в ней конгрегациях, могущими подавать свой голос при избрании епископа и проч. С другой стороны, не может быть образована новая епархия путем отделения от прежде существовавшей епархии, если бы эта прежде существовавшая епархия после образования из части ее новой епархии содержала бы в себе менее 12-ти приходов или менее 12-ти пресвитеров, канонически полноправных в своем служении. В случае согласия со стороны генеральной конвенции на учреждение новой епархии путем разделения одной на две самостоятельные, вновь образовавшаяся епархия, по действующим законоположениям в американско-епископальной церкви, должна пользоваться в своем управлении правилами, лежащими в основе управления той епархией, которая разделена. Если же новая епархия образовалась путем соединения двух прежних, то она должна управляться правилами той епархии, к которой принадлежало большее количество членов клира до образования новой епархии. В случае разделения какой-либо епархии на две или более епархий, епархиальный архиерей разделенной епархии может быть избран епископом какой-либо из вновь образовавшихся епархий, предстоятелем которой он и становится. То же самое может быть и с его ассистентом или викарным епископом 514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Приказали: 1) Преосвященного Филарета, епископа Ревельского, снабдить от Св. Синода на сей сан грамотою, которую по напечатании в здешней Синод. Типографии предложить Св. Синоду к подписанию. 2) Распоряжение относительно воспоминания имени его, епископа, в церковнослужениях, где следует, и ввдение его в исправление должности викария по тем правилам, какие существуют по званию сему для викарных архиереев, предоставить преосв. Амвросию Митрополиту Новгород. и С.-Петербургскому. 3) О сказанном посвящении и об исполнении в прочем последовавшего о сем Высочайш. повеления поднесть Государю Императору всеподдааннейший рапорт. 4) Означенную присягу хранить с прочими в регистратуре, а для напечатания грамоты дать копию с сего журнала к типографским делам. Подписали: Михаил, А.Ч. Серафим, А.Т. Об.-свящ. Державин. Новостей здешних не слышу и немногое могу сообщить Вам. – На днях прибыл в Петербург председатель Духовно-Учебного Комитета. Немедленно по приезде его обер-прокурор намерен был сделать собрание членов комитета. – И.А. Ненарокомов совсем уже утвержден членом комитета. Первый поезд ревизоров предполагается нынешнею зимою в те Семинарии, где будет вводиться преобразование в будущем году.– Бывший директор Духовно-Учебного Управления Сухотин причислен к Министерству Внутренних Дел и, говорят, будет Тверским вице-губернатором. – Начальником канцелярии Комитета будет, говорят, Томновид, бывший начальником отд. в Дух.-Уч. Управлении. – Наконец, в прошедшую середу докончено и дело об εξαδλφη. Определенно – экстракт из дела и мнений раздать всем наличным членам Синода для обсуждения. – На месте Васильева в Париже будто бы будет Прилежаев из Ниццы, а в Ницце будущий второй зять Васильева, ныне окончивший петербургский студент Левицкий 43 . – Александр Львович 44 будто бы будет переведен в здешнюю Академию – на вторую кафедру Догматики, теперь вакантную. – О статейке, напечатанной об наших студентах, здесь никто не знает, по крайней мере никто со мной не заговаривал: должно быть, газета читается только на задних дворах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010