Сохраните твердо возвещенную Господом Иисусом Христом заповедь о любви к ближним. Любовь к ближним созидает общее благо, устрояет порядок, и да будут вами охраняемы и ценимы, как ваши собственные, и жизнь, и личность, и права, и собственность ближнего. Оказывайте повиновение предержащей, указанной Государственной Думой, как общей, так и местной власти, чтобы своим внутренним нестроением не дать жестокому врагу повода надеяться, что над нами можно одержать победу. Внутренний мир и порядок дадут бодрость и силу воинам нашим для победы над внешним врагом. Все с удвоенной силой исполняйте свои обязанности. Усиленно работайте для обеспечения армии и населения. Имеющие запасы хлеба – продавайте уполномоченным и нуждающимся. Имеющие деньги – стремитесь обращать их в военный заем и тем способствовать победе над врагом. Усугубьте ваши молитвы пред Господом, Царем царствующих, да ниспошлет Он Духа Премудрости и разума настоящим правителям Державы Российской водворить порядок и правду в земле нашей, а нас всех да умудрит Святый Дух в единодушном избрании и признании той Высшей Власти, которая нужна будет для блага и славы Великой России. Непрестанно молитесь, и Бог мира да наставит вас на всякое дело благое. Благословение Божие да будет над вами. РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 21. Л. 54. Машинопись. Копия; Калужский церк.-обществ, вестник. Калуга, 1917. 89. С. 23. 45. Постановление собрания викарных архиереев, 144 благочинных и старейших представителей духовенства Киева 6 марта 1917 г. Признавая Временное правительство, духовенство города Киева, в сознании важности переживаемого русским народом момента, поставляет долгом своей совести подчиняться этому правительству, словом и примером содействовать сохранению порядка и спокойствия внутри страны и располагать всех к тому, чтобы, оставаясь на своем месте, каждый работал не за страх, а за совесть для победы над врагом, для благоденствия и славы дорогой Родины. 145 Киевлянин. Киев, 1917. 66. С. 12. 46. Письмо председателю Исполнительного комитета Совета объединенных общественных организаций Киева викария Киевской епархии епископа Чигиринского Никодима (Кроткова) 146 Не позднее 6 марта 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу пересмотра законоположений о существующих органах епархиального управления и суда и преобразования их согласно с каноническими соборными началами я полагал бы следующее. Большая часть недостатков делопроизводства консисторий объясняется тем, что члены их постоянно отвлекаются от епархиальных дел исполнением своих прямых священнослужительских обязанностей, а канцелярии консисторий состоят в большинстве случаев из недостаточного числа скудно обеспеченных и мало подготовленных к службе чиновников. Необходимо поэтому, чтобы члены консисторий были бесприходными пастырями, как епархиальные наблюдатели школ и миссионеры в священном сане, получая, сверх казённого жалованья в 500 рублей, ежегодно ещё не менее 1.500 рублей каждый от казны или из сумм епархиальных. Средства на покрытие этого расхода из епархиальных сумм должны быть изысканы епархиальными съездами (из прибылей свечных заводов или других источников), с предоставлением сим съездам права избрания членов консистории без указания срока избрания, на тех же основаниях, на каких консистория в настоящее время представляет епископу кандидатов в благочинные. Выборные члены консистории поднимут доверие духовенства и общества к ней, как учреждению не только административному, но и судебному. Пересмотр Устава дух. конс., в соответствии с современными условиями жизни духовенства, с отменой устаревших форм делопроизводства и узаконений по делам судным и бракоразводным, с установлением точно определённого отношения присутствия консистории и секретаря её, равно прав и обязанностей последнего, несомненно даст лучший внутренний строй консисториям. Если же вменить в обязанность викарным епископам обязательное участие в качестве председателей в заседаниях консистории, с переименованием их хотя бы в епархиальные управления, то этим будет возобновлено начало древнего соборного управления в епархиях. Под влиянием современной периодической печати сложилось в духовенстве общее желание иметь избираемых им благочинных и следователей. Осуществление этого желания допустимо; но опасаюсь, что все выборные должностные лица, как судебные, так и административные, могут повести к ослаблению дисциплины в духовенстве. Выборные духовенством лица будут более служить духовенству, их избравшему, нежели делу, для которого избраны. Для устранения затруднения для епископа направлять к правильному и согласному действию всю совокупность дел и интересов епархиальных учреждений, обособленных от консисторий, каковы советы и правления по делам епархиально-училищным, миссионерским, братским, епархиальных съездов, вспомогательных, эмеритальных касс, свечных заводов и прочее, полезно было бы членов консистории назначать непременными членами тех учреждений. Создание особого органа епархиальной власти, который бы объединял дела всех этих учреждений, было бы, по моему мнению, нецелесообразно, так как лишь отдаляло бы епископа от непосредственного рассмотрения этих дел. IV

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обв[иняемый]: Так как я считал себя не компетентным в решении этого вопроса и я имел в виду поставить его на очереди на Синоде. Следов[атель]: Ну это очередь большая, вот смотрите теперь у Гос[...] 1467 очереди конца нет. Вы говорите, что это Ваше личное мнение. Обв[иняемый]: Какое. Следов [атель]: Что он митрополит. Обв[иняемый]: Да мое. Он митрополит, но только не Киевский. Следов [атель]: И Вы собирались это мнение претворить в жизнь перед Синодом. Ответ: Собирался. Вопрос: Вы говорили в порядке частной информации между епископами, что он не митрополит Киевский, Ваше личное мнение. Ответ: Не помню, может быть говорил, а может быть и нет. Я этого не помню. Следов [атель]: А когда Синод будет. Обв[иняемый]: Да ведь обещал Евгений Александрович. Следов[атель]: Значит, Вы не помните, делились ли Вы своим мнением с епископами, следовательно, Вы этому вопросу значение не придавали. Ответ: Нет. Вопрос: Были ли за Ваше время прецеденты смещения и увольнения с кафедр. Ответ: Смещений не было, но назначения были викарных, а епархиального ни одного, да не было. Вопрос: Не назначали, значит? Ответ: Не назначал. Следов[атель]: А припомните-ка. Ответ: Позвольте, может быть, временно поручал одному, другому, третьему. Укажите мне, на что Вы думаете. Следов[атель]: Как прикажете считать прецедент назначения митрополита Петра Крутицким. Ответ: Это патриарх, это его воля. Следов[атель]: Значит, прецеденты назначения в церковной жизни были, а были ли прецеденты в назначении митрополитов. Ответ: Нет, митрополитов не было, а были возведения, а митрополита мне дали как выслугу. Вопрос: Были ли прецеденты назначения епархиальных архиереев или митрополитов единоличной властью без выборов. Ответ: Вы этого не смешивайте, там митрополит Украины. Следов[атель]: Выходит, митрополит это звание, а управлять это отдельная статья, мы говорим про звание митрополита Киевского. Обв[иняемый]: Епархиальный архиерей был назначен не архиепально 1468 . Следов[атель]: Было, значит, так-то, покорный слуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

н) Принимать поступающие от епископов жалобы и поручать их проверку клирикам, членам Святейшего Синода, итоги которых затем передавать Святейшему Синоду. о) Пользуется всеми другими правами, представляемыми ему священными канонами, законами и правилами. Статья 28. Кроме Генерального Секретаря и других помощников, предусмотренных специальным Указом Главного Административного Уложения, Архиепископ имеет одного викарного епископа, который является членом Святейшего Синода без административной ответственности в епископии. Этот викарный епископ выполняет все, что поручит ему Архиепископ и носит титул епископа Аполлонийского. ЕПИСКОПЫ Статья 29. Епархиальный епископ является административным органом епископии и пользуется всеми правами, предусмотренными священными канонами, настоящим Уставом, Главным Административным Уложением и действующими законами. Статья 30. Епископы имеют следующие права и обязанности: а) Он управляет епископией в рамках, определенных канонами и законами. б) Он лично или в лице своих заместителей представляет епископию перед государственными властями. в) Он совершает хиротонию священников и производит назначение на различные церковные должности после предварительного согласия и одобрения Святейшего Синода. г) Выносит порицание или выговор клирикам епископии за совершение ими небольших нарушений, отстраняет от работы за проступки, ведущие к скандалу, вплоть до передачи дела духовному Суду. д) По крайней мере, раз в год он объезжает свою епархию с целью инспектирования хода церковной деятельности и дачи соответствующих указаний. Отчет о результатах своей поездки он обязан представлять в Святейший Синод. Статья 31. Епископ пользуется всеми другими правами, предусмотренными канонами, законами и правилами, определенными в подробностях Главным Административным Уложением. Статья 32. Епископ обязан всегда находиться в резиденции своей епископии, кроме тех случаев, когда он принимает участие в заседаниях Святейшего Синода и других официальных совещаний, а также во время отпуска.

http://patriarchia.ru/db/text/134413.htm...

Sede impedita, т. е. когда кафедра юридически не считается праздной, но фактически епископ поставлен в невозможность осуществлять свою епископскую должность (например, вследствие лишения свободы, взятия в плен), управление также переходят на капитул, и капитул также поставляет двух уполномоченных под означенными названиями, но в тоже время немедленно сообщает о случившемся папе, который может прислать своего апостолического викария 84 . Весьма часто (а в Германии обыкновенно) капитулу принадлежит и сам выбор епископа на вакантную кафедру. – Кроме капитула, который и sede plena принимает известно участие в управлении диэцезом, епископ имеет при себе несколько вспомогательных лиц. Эти лица суть: 1) Викарный архиерей (vicarius in pontificalibus, Weihbischof). Он есть помощник, мандатарь епископа по осуществлению его т. н jura ordinis. Викарные архиерея называются иначе титулярный (episcopi titulares), так как имеют только титул без соответствующей ему епископской юрисдикции, а также епископами in partibus scil. infidelium, так как посвящаются на фиктивные кафедры, находящиеся в странах неверных. Дело в том, что, по принципах канонического права, в каждом диэцезе или епархии епископ может быть только один: не могут быть посвящены на одну и туже кафедру двое епископов, один в качестве главного, другой в качестве помощника. Между тем епископы обширных диэцезов с давних времен нуждались в помощниках архиерейского сана, которые бы осуществляли за них функции их архиерейского священнодействия. Когда в XIII в. язычники Лифляндии и Пруссии изгнали многих епископов из новоучрежденных диэцезов, а в то же время и на востоке, с падением латинской империи, оказалось значительное число лишившихся кафедр епископов, услугами этих изгнанных епископов воспользовались епископы обширных европейских диэцезов. Этот порядок вещей сделался постоянным, так как папа, с целью охранения своих прав на существовавшие когда-то диэцез католической церкви, давал и до сих пор дает преемников умирающим епископам этих фиктивных диэцезов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

п. 168 . Некоторые викарные архиереи, в силу исключительных местных обстоятельств имеют более обширную компетенцию, так как они с подчиненными им духовыми правлениями, действительно ведут церковное управление в известном местном районе, именно викарии холмско-варшавской епархии – епископ Люблинский 169 , и викарий Иркутской епархии – епископ Читинский 170 . Наконец, возможно даже, что епископ, посвященный в качестве викария, управляет епархией, не подчиняясь главному епархиальному епископу и даже вне епархии этого последнего; в таком исключительном положении находится православный епископ, посвященный в епископа Ревельского, викария Рижской епархии, в действительности же для прохождения епископской должности в Японии, где он и пребывает. Должно сознаться, что институт викарных архиереев не без натяжек оправдываемый в римско-католическом церковном праве посвящением на фиктивные кафедры в странах неверных, не легко примиряется и с принципами восточного церковного права. До XVIII в. на Руси вообще строго соблюдался принцип, выраженный I вселенским собором 171 , что в одном городе, или, что тоже, в одной епархии 172 не должно быть двух епископов. В настоящее время викарный архиерей посвящается 173 во епископа одного из уездных городов данной епархии, в которой учрежден викариат 174 . Ho это не значит, чтобы епископ, получающий свой титул от того или другого уездного города в епархии, имел в своем церковном управлении этот город и принадлежащий к нему уезд. Обыкновенно викарный архиерей в отношении к этому уезду имеет не большие права, чем и в отношении ко всем другим уздам епархии, проживая в городе и помогая епархиальному епископу ведением той или другой отрасли общеепархиального управления. Следовательно, в посвящении епархиальных архиереев на кафедры, находящиеся в уздах, точно также действует фикция, как и в католическом посвящении епископов in partibus. С другой стороны, если бы предположить такой порядок вещей, при котором каждый викарный архиерей действительно управлял бы уездом, от которого он получает свой титул, то и при таком порядка трудность примирения викариата с правилом первого вселенского собора нисколько не облегчалась бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В следующем 1828 году, 22 апреля, состоялся Высочайший указ об учреждении особой Греко-униатской коллегии, совершенно отдельной от Римско-католической, с образованием ее, под председательством униатского митрополита, из 1 епископа и 1 архимандрита по назначению правительства и 4-х протоиереев по избранию местных архиереев и консисторий. 23 апреля Шишков вышел в отставку. – 25 апреля управление духовными делами иностранных исповеданий, с отделением оного от министерства народного просвещения, поручено бывшему товарищу министра народного просвещения, статс-секретарю Д. Н. Блудову. В том же году, для образования духовного греко-униатского юношества Литовской епархии, учреждена Греко-униатская духовная семинария в м. Жировицах, где прежде было светское учебное заведение. Белорусская – основана была еще Лисовским в Полоцке. Для обеспечения обоих семинарий Высочайше разрешено было возвратить белому духовенству имения, некогда пожертвованные на этот предмет и впоследствии присвоенные орденом базилиан. Имения эти, состоявшие в разных местностях, постепенно передавались в ведение Высочайше учрежденных для управления оными администрационных комиссий. Под ведением той и другой семинарии находилось, в разных монастырях, несколько уездных духовных училищ. В 1829 г. Иосиф рукоположен был в сан епископа, викарным к Полоцкому архиепископу Мартусевичу, с наименованием Мстиславским. Посвящение совершено 8 августа митрополитом Булгаком и архиепископом Мартусевичем, при соучастии латинского Самогитского епископа князя Гедройца, в С.-Петербургском католическом костеле св. Екатерины, за неимением в то время в С.-Петербурге униатской церкви. Государь пожаловал, после посвящения, митрополиту и Иосифу архиерейские облачения в форме православного. Следующий 1830-й год ознаменован печальными явлениями политического возмущения в Польше, коснувшегося и Западной России. «Народные массы – писал во всеподданнейшей докладной записке Государю статс-секретарь Блудов 8 дек. 1836 г. – без сомнения нигде не желали бунта: но в тех местах 3ападных губерний, где господствует римско-католическая вера и литовское или жмудское наречие, поселяне иногда увлекались своими ксендзами и помещиками и, следуя им по слепоте и невежеству, шли на бунт как на панщину. Напротив, там, где население составлено большею частью из православных, ход мятежа был останавливаем самими крестьянами: они брали под стражу, выдавали правительству своих помещиков-ляхов, ибо знали над собою другого высшего владетеля, Монарха России, и сим ясным здравым понятием они обязаны нашей вере.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Статья 35. Помощник Митрополита или епископа возглавляет Церковный Совет (Совет Старейшин) Управления Митрополии или Епископии и следит, чтобы во всех храмах, находящихся в его ведении, неукоснительно соблюдались и осуществлялись приказы, решения и предписания высших церковных властей, а также некоторые юридические постановления. Статья 36. Архиерейское Управление Митрополии или Епископии пользуется всеми другими правами, предусмотренными специальными Указами Главного Административного Уложения. ЦЕРКОВНЫЕ ПРИХОДЫ И СВЯЩЕННИКИ Статья 37. Церковный приход есть религиозное объединение верующих, клириков и мирян, исповедующих православную христианскую религию, которые проживают в определенном месте (городе или селе). Статья 38. Каждый приход имеет одного или нескольких священников, исходя из количества верующих, храмов и в соответствии с экономическим положением этого прихода. Статья 39. Священники избираются Церковным Советом из числа клириков данного прихода и утверждаются епископом каждой епископии. В селах же, собрания верующих происходят легче, избрания можно проводить сразу всем миром. Статья 40. В общинах священником является Председатель Церковного Совета. Статья 41. Священник общины является ответственным за осуществление Указов настоящего Устава, Главного Административного Уложения и Закона о Религиозных Общинах. Статья 42. В приходе, где служат более одного священника, число семей в приходе делится на число священников, чтобы на каждого из них приходилось одинаковое число семей. Статья 43. По всем вопросам, касающимся осуществления религиозных решений Церкви, священники являются первыми помощниками своего епископа. Однако в вопросе об их перемещениях необходимо согласие и решение Церковного Совета. Статья 44. Подробные Указы о приходах и священниках содержатся в Главном Административном Уложении. ЦЕРКОВНЫЕ СОВЕТЫ Смешанный Совет. Смешанный Экономический Совет. Церковные Советы: городов (Совет Старейшин) и сел (Эфороэпитропии). Монастырские Советы. Статья 45. Верховным органом Православной Автокефальной Албанской Церкви для решения всех вопросов административного и экономического характера, а также всех других вопросов, подлежащих компетенции Святейшего Синода, является Смешанный Совет, образуемый епархиальными епископами, полноправными его членами, и четырьмя мирянами, по одному от каждой епископии, во главе которого стоит Архиепископ. Смешанный Совет избирается сроком на четыре года. В состав Смешанного Совета может входить и викарный епископ, но только с правом совещательного голоса.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ (ВАКУЛЬСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Амфилохий (Вакульский) Архим. Амфилохий (Вакульский) 6 мая 1908 года был возведён в сан игумена . 1 августа 1908 года был переведен на должность настоятеля миссии в Михайловский форт (в состав миссии был включен Чукотский полуостров ) и назначен также благочинным Михайловского округа. На Чукотке пробыл с 1 июня 1909 по август 1910 года; проповедовал среди местного населения и основал церковноприходскую школу на 20 учащихся. За 11 лет служения на Аляске и Чукотке крестил до 1,5 тыс. язычников. В апреля 1912 года стал благочинным Канады и настоятелем прихода в Эдмонтоне , провинция Альберта, с проживанием в приписном к нему приходе в посёлке Рэббит-Хилл . 6 мая 1914 года был возведен в сан архимандрита . 20 апреля 1915 года был назначен настоятелем кафедрального Свято-Архангело-Михайловского собора в Ситке и благочинным Аляскинских миссий. 10 сентября 1916 года был определен членом Аляскинского духовного правления. После отъезда его в Канаду православная паства, оставшаяся в Северной Аляске без пастырского руководства, попала под влияние нахлынувших туда инославных миссионеров, главным образом пресвитериан и методистов . Из более чем 3 тысяч православных к 1916 году в вере отеческой оставалась едва ли треть. Для противодействия инославному влиянию и прозелитизму отец Амфилохий по собственному прошению в июне 1916 года был переведен на Северную Аляску начальником Североаляскинских миссий. Осенью того же года он поселился в стане начальника Квикпахской миссии на реке Юкон, при Крестовоздвиженской цекрви, и вскоре были возобновлены занятия в школе катехизаторов и открылся приют для детей-сирот. В 1923 году был избран викарным епископом Аляскинским . Для совершения над ним наречения и архиерейской хиротонии был направлен епархиальным начальством в Москву , к патриарху Тихону , однако по обстоятельствам времени не смог проехать далее Риги . Наречение во епископа состоялось по благословению патриарха 28 июня 1924 года в США. 28 июля того же года митрополит всей Америки и Канады Платон (Рождественский) , епископы Чикагский Феофил (Пашковский) и Детройтский Аполлинарий (Кошевой) в кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка хиротонисали Амфилохия во епископа .

http://drevo-info.ru/articles/10637.html

В пределах своей епархии епископ является: 1) Главным религиозным учителем и выразителем религиозного сознания церковной общины. Ему принадлежит во всей полноте право проповедования в своей епархии, и от него исходит право проповеди, принадлежащее священникам, так что помимо епископа и без его ведома никто не может проповедовать в церквах его епархии. Кроме проповеди, епископ наблюдает за религиозным просвещением своей паствы, в качестве блюстителя чистоты веры и нравственности епархиальный епископ охраняет свою паству от суеверий и отпадения от православной веры. 2) Как главный первосвященник епископ имеет право совершать в пределах своей епархии все священнодействия; некоторые же из священнодействий (рукоположение на все церковно-иерархические степени, освящение новосозданных церквей или, по крайней мере, антиминса для них) могут быть совершаемы исключительно епископом. 3) Епископ есть главный администратор, блюститель церковного порядка и судья в своей епархии. Так как власть каждого епископа ограничена пределами его епархии, то всякому епископу запрещается самовластно действовать в чужой епархии, именно проповедовать и совершать богослужебные акты, в особенности же рукополагать клириков и присваивать чужие приходы. Кроме того, каждый епископ обязан подчиняться высшей церковной власти. В Синодальный период архиерей управлял епархией при помощи викарных епископов и Духовной Консистории. Викарии имели право поставлять церковнослужителей, а по поручению епархиального архиерея – и священнослужителей. Ведению викариев подлежали отдельные отрасли епархиального управления. Духовные Консистории являлись присутственным местом, через которое архиерей управлял епархией и вершил в ней духовный суд. Членами Консистории были представители черного и белого духовенства. Для производства дел при Консистории существовала канцелярия, которую возглавлял светский чиновник секретарь. По всем епархиальным делам Консистория составляла предварительные решения и представляла их на утверждение епархиальному архиерею. Епархиальное управление русской церкви в период 1917 – 2000 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010