Во главе епархиального управления в американско-епископальной церкви, как и в других христианских церквах с трехчинной церковной иерархией, стоит епископ. При своем вступлении на епископский престол, он должен быть в возрасте не менее тридцати лет и избирается епархиальной конвенцией, состоящей из представителей приходов, входящих в состав епархии, для которой он избирается. Избранное таким образом лицо затем получает удостоверение от диоцезальной конвенции в своем избрании, каковое удостоверение потом пересылается в палату епископов и палату депутатов генеральной конвенции. После санкции со стороны первой и второй совершается хиротония во епископа. Церковные каноны , по мнению одного из представителей американско-епископальной церкви, требуют, чтобы по крайней мере три епископа совершали епископскую хиротонию, но это требование не имеет безусловного характера: оно соблюдается лишь для большей несомненности продолжения апостольского служения в церкви. Собственно же одного епископа достаточно для действительности таинства хиротонии 515 . Точно также не имеет безусловного характера, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, и то церковное постановление, чтобы для каждой церковной степени существовало особое поставление, в силу чего запрещается хиротония во епископа прямо, помимо промежуточных степеней. Не будучи законной, подобная хиротония, по мнению американских богословов, однако же должна быть считаема действительной, потому что в епископском служении включены функции пресвитерского и диаконского служений 516 . При каждом епархиальном епископе по законоположениям американской церкви может состоять ассистент или викарийепископ, который и должен наследовать настоящему епископу после смерти его. Кроме викарных епископов в американско-епископальной церкви существует еще институт запасных (provisional) епископов. Это – епископы, избираемые на случай более или менее продолжительного отсутствия действительного епископа в епархии. В случае возвращения настоящего епископа в свою епархию такие временные епископы обычно становятся викарными епископами и после смерти действительных епископов наследуют им в епархиальном служении. И, наконец, для местностей, в которых только еще совершается насаждение христианства и которые еще не имеют строго организованного устройства, в американско-епископальной церкви существует еще институт миссионерских епископов (domestic missionary bishops). После преобразования миссионерских округов в настоящие епархии такие епископы становятся епархиальными епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

1865–1878 гг. 51 Я иду. Но ведет меня Бог. Боже ущедри ны и благослови ны. Просвети лице Твое на ны и помилуй ны. 52 Январь. Настал год новый. Не будет ли у меня обновы? Не знаю и не чаю. Надеждами я мало избалован. Одинокий сижу в своей келье и работаю пером. Что же оно пишет? Все, что сказует ему ум. А что и что сказует он? Про то ведают многочисленные тетради мои. Оканчивается январь месяц. Я занимаюсь своим ученым делом и ничего нового не слышу. Но на небе и на земле было слово о мне новое. В один тихий вечер посетил меня присутствующей в св. синоде архиепископ Платон Городецкий  и поведал мне, что св. синод, по желанию киевского митрополита Арсения, решил возвести меня в сан епископа с тем, чтобы я был викарием киевской епархии. Я поблагодарил его преосвященство за это нечаянное известие. Он уехал восвояси, оставив после себя приятное мне благоухание. Наречение и посвящение в епископа чигиринского, викария киевской митрополии, и приезд в Киев Февраль. Сижу в своей келье, занимаюсь книжным делом и жду перемены своей участи. Наступил 6-й день февраля. Мой келейник Николай перед обедом подал мне письмо. Распечатав его, читаю: Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Порфирий. Определением святейшего Синода назначено во вторник 9-го сего Февраля наречете Вас во епископа чигиринского, викария киевской епархии. О чем имею честь довести до сведения Вашего Высокопреподобия. С истинным почтением и совершенной преданностью честь имею быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Н. Драемский.(?) 53 Не разобрал я неразборчивой подписи синодского чиновника, однако, поверил ему и стал поджидать указа из св. синода о назначении меня викарным епископом. Указ этот получен был мной сего же дня. Помещаю его здесь. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из святейшего правительствующего Синода бывшему настоятелю духовной нашей Миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию. По указу Его Императорского Величества святейший правительствующий Синод слушали Высочайше утвержденный в 5-й день сего Февраля доклад св. Синода о трех избранных кандидатах на вакансию викария Киевской епархии, епископа Чигиринского, в числе которых первым назначены Вы, с тем, чтобы наречение и посвящение удостоенному епископского сана произвести в С.-Петербурге, на каковом докладе собственной Его Императорского Величества рукой написано: быть первому, а в прочем быть по сему. – Приказали: 1. О сем Высочайшем Его Императорского Величества повелении объявить Вам от святейшего Синода указом, и 2. наречение Вас в сан епископа произвести в присутствии святейшего Синода 9-го, а посвящение 14-го числа сего Февраля в Святотроицкой Александроневской лавре. – Февраля 6-го дня 1865 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

406 См. в униатском архиве дело под 38, 1823 г., о Высочайшем повелении быть луцким униатским викарным архиереем официалу тамошней консистории прелату Кириллу Сероцинскому; также дело под 8, о Высочайшем пожаловании митрополитом брестского епископа Булгака, год 1819, также послужные списки митрополита греко-униатских церквей Иоасафата Булгака и епископа суффрагана брестского Яворовского, а также духовных чиновников литовско-виленской митрополичьей униатской епархии; там же дело под 107, 1834 г., по рапорту епископа Иосифа Семашки о кончине епископа Льва Яворовского. 407 Епархии киевская и могилевская причислены были коллегией к белорусской епархии, а подольская к литовской. См. в униат. архиве дело 1829 г., под 141, по предложению г. главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий о истребовании сведения о греко-униатских епархиях. 408 2-е Собр. Законов, 1977, об учреждении греко-униатской духовной коллегии по прилагаемому у сего штату. 409 См. в синодском архиве весьма секретную записку графа Блудова, для предварительного прочтения г. г. членами секретного комитета по делам униатским. 410 См. в униат. архиве дело 1828 г., 68, о Высочайшем повелении епископу Кириллу Сероцинскому присутствовать в коллегии; также дело 1831 г., под 50, по рапортам литовской консистории и её председателя о кончине председателя жидичинской комиссии епископа Серочинского и члена иеромонаха Бунинского. 411 На этого Сероцинского взведено было страшное обвинение, будто бы он отравил архиерея Красовского, у которого был викарием. Извет этот сделан был заседателем луцкого нижнего земского суда Еловецким. Красовский, архиепископ луцкий, страдавший запоем, после четырехнедельного пьянствования, скоропостижно умер. Внезапная его смерть дала Еловецкому повод сделать донос, что он, будто бы, умер от отравы, поднесенной ему в вине его лакеем, который подъущен был к тому Сероцинским, питавшим непримиримую вражду к Красовскому. Обвинение это получило гласность и дошло до Цесаревича Константина Павловича, который приказал Волынскому вице-губернатору Врангелю произвести следствие о смерти Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, неприятности начались и у других викарных епископов. Обер-прокурор Львов чутко реагировал на «запросы» с мест по поводу «реакционных» или «контрреволюционных» деяний епископата. Иногда такие запросы приходили вроде бы и не по назначению. Так, телеграмма из Читы по поводу епископа Ефрема (Кузнецова) и его «реакционной деятельности как организатора черной сотни» пришла в Петроградский совет. В ней товарищ председателя Комитета безопасности Оболдуев «настоятельно» просил удалить на покой «в не области» епископа, так как его оставление «угрожает общественной безопасности». Копия телеграммы вместе с требованием «сообщить о принятых мерах» пришла обер-прокурору от Исполнительного комитета Совета за подписью Н. С. Чхеидзе 252 . В. Н. Львов, не желая подчиняться влиянию Петроградского совета, наложил резолюцию: «Повременить». И только когда от комиссара Временного правительства Н. К. Волкова пришло письмо, «вполне подтверждающее характеристику епископа, данную г. Оболдуевым», обер-прокурор потребовал «незамедлительных сведений о названном епископе» 253 . Из Читы Комитет общественной безопасности сообщил, что у «активного черносотенца Ефрема обнаружен большой склад погромной литературы». Комитет предложил епископу выехать в Петроград в распоряжение обер-прокурора. В заключение телеграммы сообщалось, что Ефрем «сегодня выехал», а также высказывалось настоятельное пожелание отправить преосвященного на покой, «не допуская возвращения его хотя бы временно» 254 . Однако до пункта назначения владыка не доехал, так как, по его словам, видел «бесцельность» поездки в столицу, никакой причины такого обращения с собой он не находил и просил расследовать дело 255 . Вообще, часто местные власти упорно старались выпроводить неугодных им владык в Петроград в распоряжение обер-прокурора или даже в столичный Совет. Неприятности сразу после революции начались и у викария Омской епархии Петропавловского епископа Мефодия (Красноперова). Местный Совет рабочих и солдатских депутатов требовал его удаления «за реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 июля 1796 г. Синод доложил императрице о состоянии миссионерской деятельности в Сев. Америке и подтвердил своевременность направления туда епископа. Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., было повелено, «способствуя обращению народов, в части Северной Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры с толикими успехами производимому... учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями противу прочих викарных архиереев из казны нашей по 4030 руб. 18 коп. ежегодно. В сей сан епископский посвятить отправленного на помянутые острова для учения евангельского архимандрита Иоасафа в Иркутске» с тем, чтобы хиротония совершена была Иркутским епископом единолично из-за удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу вменялось в обязанность заботиться об устройстве новых церквей и о привлечении местных жителей к изучению рус. языка и грамоты. 30 сент. 1797 г. Святейший Синод обратился к имп. Павлу I за разрешением пригласить И. в С.-Петербург для хиротонии во епископа, объясняя это тем, что И. покинул колонии летом 1798 г., прибыл в Иркутск только 30 нояб. 1798 г. и не смог бы отправиться обратно на Аляску до весны следующего года. Император отказал Синоду в приглашении в столицу архимандрита для хиротонии по финансовым причинам. В ответ на запрос Синода о своей деятельности И. не позднее сер. 1798 г. составил «Топографическое, климатическое, статистическое и нравственное описание о-ва Кадьяка». Это первое описание Америки на рус. языке, сделанное на основе изучения местной природы, быта и нравов, было напечатано в окт. 1805 г. в ж. «Друг просвещения» (сохр. ркп. текста в расширенном варианте). В работе И. даны точные географические координаты острова, «климатерическое» описание, статистическая сводка и «эстетическое» описание быта и нравов местных жителей. И. писал о полезных ископаемых, морских промыслах, условиях для занятий сельским хозяйством, об обычаях, о религии и погребальных обрядах островитян. Труд архимандрита вызвал интерес имп. Александра I, который рекомендовал президенту С.-Петербургской АН барону А. Л. Николаи напечатать его.

http://pravenc.ru/text/578080.html

2. Титулярные епископы - те, которые носят условные титулы, а епархиями не управляют. Это сотрудники, курии, нунции, легаты. Так, непример, Генеральный секретарь Ватикана - архиепископ Карфагена. 3. Викарные епископы называются еще ауксилиариями (помощниками). У одного епископа может быть несколько викариев. Различают генеральных викариев (первенствующих) и епископских викариев по определенной территории или сфере деятельности (например, книгоизданию). Викарии-коадъюторы (преемники) имеют право наследования кафедры в случае смерти правящего епископа в той же епархии. Епископы той или иной страны периодически собираются на епископские конференции, по сути поместные соборы. С правом голоса на них выступают лишь епархиальные епископы. Остальные епископы - только участники. На таких конференциях присутствуют и легаты, но не являясь их членами (дискутируют, но не голосуют). Решение конференции направляется папе на утверждение. IV. Епархиальные органы 1. Капитул - ведает богослужением кафедрального собора. Членам капитула (совета священников кафедрального собора) усваивается звание каноников. В период между смертью правящего епископа и назначением нового капитул управляет епархией. 2. Пресвитерский совет - основной совещательный орган при епархиальном епископе. В него входят священники, назначенные правящим епископом. 3. Пастырский совет, в который входят священники, монахи, достойные миряне по назначению епископа. V. Церковные должности, близкие по значению к епископам Апостольские администраторы - это или лица, возглавляющие церковно-административные единицы небольшого объема, или лица, временно исполняющие функции правящего архиерея. Они учреждаются часто на миссионерских территориях, где мало католиков. Это могут быть пресвитеры или епископы. Глава 4. Пресвитерство и низший клир РКЦ Пресвитеры В Конституции II Ватиканского собора говорится о помощниках епископов - пресвитерах. Декрет II Ватиканского собора «О служении и жизни пресвитеров» ставит на первом месте долг священника проповедовать Евангелие. Затем идут священнодействие и пастырское попечение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2269...

В России один митрополитский округ: Могилевский. Центральное руководство делами римско-католической Церкви в России и Финляндии сосредоточено в особом учреждении, которое называется римско-католической Духовной Коллегией, учрежденной в конце 18 столетия (в С. Петербурге). Она состоит, под председательством архиепископа Могилевского (митрополита римско-католических церквей в России), из двух членов (епископа и прелата) и нескольких заседателей, избираемых кафедральными капитулами по одному от каждой епархии на 3 года, из числа прелатов или каноников. Дела, поступающие в Коллегию из епархии митрополита и решенные им лично, рассматриваются и решаются в Коллегии без его присутствия. При Коллеги состоит Прокурор и канцелярия. Все дела, требующие рассмотрения или решения светского правительства, представляются Коллегией Министру Внутренних Дел, который через ее прокурора наблюдает за ходом дел, делает ей свои предложения и дает заключения. С Правительствующим Сенатом Коллегия сносится через донесения только по судебным делам и получает от него указы; с Министрами Внутренних дел и Юстиции она сносится представлениями. 5) Епископы. Во главе церковного управления в епархиях стоят епископы. Обычное и нормальное избрание епископа совершается кафедральными капитулами. Но бывают назначения кандидатов на епископство и в иных различных формах, напр., от Верховной Власти в государстве или от Папы; во всяком случае, избранный тем или иным способом епископ утверждается Папой. В помощь епископу Капитулы избирают и назначают епископов суфраганов, соответствующих нашим епископам викариям. Иногда такие епископы получают право преемствовать своему епархиальному начальнику (епископ коадъютор). Другим главным помощником епархиального архиерея служит кафедральный Капитул. Это Коллегия духовных лиц при кафедральном соборе, составляющая Совет или сенат епископа (пресвитерский Совет в древней вселенской Церкви). Капитул состоит из определенного числа прелатов (т.е. первенствующих членов), каноников и викарных священников. Прелаты и каноники назначаются архиереем, при утверждении гражданским правительством, из местных духовных лиц, имеющих церковную степень не ниже иподиакона и богословскую ученую степень. Капитул должен участвовать в архиерейском богослужении, давать архиерею советы в управлении епархиальными делами или свое согласие (в некоторых делах, напр., касающихся самого капитула или церковного имущества, это согласие обязательно для архиерея). Когда архиерейская кафедра бывает вакантной (если в ней нет епископа-коадъютора), Капитул избирает временно управляющего епархией викария, до времени назначения преемника умершему или выбывшему епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

В виду того, что такая сумма была крайне недостаточна для вновь открывшейся кафедры, которая требовала во всем необходимого устройства, Святейший Синод определил временно отпускать епископу из синодских сумм по 1000 руб. серебром в год карманных денег и по 1500 руб. серебром на содержание архиерейского дома, впредь до полного устроения кафедры. Преосвященный Игнатий нашел в Ставрополе, как выше замечено, гражданским губернатором Волоцкого, Вологодского уроженца, своего сверстника по детству, с которым одновременно приехал в Петербург определяться на службу; начальником войск был генерал-лейтенант Филипсон, человек весьма благочестивый, а наместником – князь А. И. Барятинский. Вскоре Волоцкой уехал в отпуск и место его занял Ставропольский вице-губернатор П. А. Брянчанинов, родной брат епископа. При отправлении из С.-Петербурга обер-прокурор Синода граф А. П. Толстой уверял Преосвященного, что ему будут продолжать выдачу тех пособий от Синода, которые получали его предместники, но, несмотря на многократно повторенную просьбу, ни одного из помянутых прежде получаемых окладов ни разу не дали; между тем епископу было бы нечем жить, если бы особые случайные обстоятельства, как то: сближение сперва с товарищем детства, потом с родным братом – не дали возможности восполнять недостатки. Ко времени приезда епископа Игнатия на кафедру архиерейскому дому были даны только штатные служители, кусок земли пахотной, около двухсот десятин вдали от города, да лесная дача вблизи города, в который она входит одной частью своей, примыкая к Андреевской церкви, принадлежащей архиерейскому дому, при коей помещается ныне викарный епископ. С этой лесной дачей архиерейскому дому пришлось получить в свое ведение спорное дело с одним частным лицом, сделавшим в этой даче захват земли, на которой им устроен был кирпичный завод. Первым делом епископа было благодарить граждан города за заботливость их о его помещении, причем он представил им неудобство жить ему, окруженному монахами, в светском доме семьянина, просил их помочь ему устроить хотя небольшое помещение при Крестовой церкви вместо вышеупомянутой развалившейся хижины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

А. Предписать протоиерею М. Васильеву в месячный срок представить сведения, куда девалось имущество Св.-Владимирского Братства, которое было оставлено на попечении Комиссии из трех лиц: протоиерея М. Васильева, эконома Обижаева и секретаря Лукьянова, а также выслать Преосвященному Епископу Дамиану печать Братства. Б. Допросить эконома Братства Обижаева Дим. Григорьевича об имуществе Братства. По заявлению Преосвященного Епископа Дамиана протоиерей Васильев должен ему не менее 1 200 турецких лир. По получении этих денег Преосвященный Дамиан обязуется дать на издательство «Церковных Ведомостей» 15 000 дин. 67 Иерусалим Отдельно можно сказать о контактах Архиерейского Синода с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. До 1917 года Иерусалим находился в составе Османской империи, а затем перешел под управление Великобритании. Поэтому Архиерейский Синод по вопросам имущества Миссии находился в контакте с британскими властями и архиепископом Кентерберийским. Для устроения дел Русской Духовной Миссии Архиерейский Синод направил в Иерусалим Преосвященного Аполлинария, епископа Белгородского. 68 В 2 за 1922 год имеется письмо Преосвященного Аполлинария, Еп. Белгородского от 17/30 августа о положении дел Русской Духовной миссии в Иерусалиме, в каковом письме Преосвященный просит отозвать И.Д. Начальника Миссии архим. Мелетия из Иерусалима. 69 Зимой 1923 г. епископ Аполлинарий просил Архиерейский Синод разрешить ему выехать в Америку, где митрополит Платон, управляющий Северо-Американской епархией, предполагал назначить его викарным епископом. В свою очередь, Архиерейский Синод благословил епископа Аполлинария на отъезд в Америку, но предложил уехать не ранее окончания порученного ему дела в Иерусалиме. Позже некоторые жители Иерусалима ходатайствовали об оставлении епископа Аполлинария в Иерусалиме, каковая просьба и была исполнена. 70 Позже владыка докладывал Синоду о положении дел в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 71 Из рапорта вновь назначенного Начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Иеронима, в котором он извещает о прибытии к месту назначения и просит Синод выслать ему доверенности на ведение дел Миссии, мы узнаем интересную подробность. Архиерейский Синод извещал, что об организации Русского Архиерейского Синода доведено до сведения всех восточных православных Патриархов, в том числе и Иерусалимского, еще в сентябре 1922 года. 72 Позже, 3/16 марта 1924 года, епископ Белгородский Аполлинарий вновь испрашивал благословение на свой отъезд в Америку, к месту нового служения. 73

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1928 тяжело заболел и переехал в Киев, где жил на нелегальном положении. Великий Пост исповедник провел тайно в С.-Петербурге. Но Пасху 1928 г. он решил встретить открыто. Друзья выхлопотали для него разрешение служить. И он в первый день Пасхи участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа. Митрополит Серафим предложил ему стать викарным епископом, но сказал, чтобы предварительно владыка запросил разрешение власти. Тогда еп. Аркадий принял решение поехать в Москву на Лубянку, чтобы попросить там разобрать его дело. В Москве еп. Аркадий решил лично повидать Тучкова, чтобы прояснить свое положение. Арест 9 мая 1928 г. он явился в ОГПУ на Лубянку «для объяснений», там очень удивились его появлению. Владыка не был арестован сразу, но и не был отпущен. 15 мая его дело рассматривал заместитель председателя ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест епископа. Ему вменили в вину его «Послание к Лубненской пастве». Содержался в Бутырской тюрьме. 23 июля 1928 года приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58–10 УК РСФСР к пяти годам заключения. 27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь. Везли в товарных вагонах. Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути. На остановках конвой открывал двери и вытаскивал из вагонов трупы. 12 августа преосвященный Аркадий прибыл на Соловки и был определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу. 10 сентября епископа перевели в 12-ю роту и назначили сторожем, 16 сентября перевели в 6-ю роту. Сторожем епископ прослужил до 9 мая 1929 года, когда его снова отправили на общие работы – рытье дренажных колодцев. В июне 1929 года епископа Аркадия отправили на общие работы на Троицкую командировку на остров Анзер. В октябре 1930 года епископа Аркадия перевели во 2-ю роту поселка Савватиево, где он получил место сторожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010