3.2.5. Архиерей может состоять в сане Епископа, Архиепископа или Митрополита; священник — в сане иерея или протоиерея (в монашестве: иеромонаха или архимандрита); диакон — в сане диакона или протодиакона (в монашестве: иеродиакона или архидиакона). 3.3. Предстоятель ЭПЦ МП 3.3.1. Предстоятель ЭПЦ МП, канонически управляет ею при соборном содействии епископата, клира и мирян. 3.3.2. Предстоятель ЭПЦ МП избирается Собором ЭПЦ МП из числа кандидатов, представленных Синодом ЭПЦ МП, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом с учетом канонических требований к избираемому и вступает в должность после утверждения избрания Патриархом Московским и всея Руси. Срок его полномочий не ограничен. 3.3.3. Предстоятель ЭПЦ МП носит титул: «митрополит Таллинский и всея Эстонии». Полное наименование его должности, употребляемое в официальной внешней переписке, включает также дополнение: «Председатель Синода ЭПЦ МП». 3.3.4. Предстоятель ЭПЦ МП является епархиальным архиереем для Таллинской епархии. 3.3.5. Предстоятелю ЭПЦ МП по его просьбе для помощи в управлении Таллинской епархией Синодом ЭПЦ МП может быть выбран викарный Архиерей из числа кандидатов, представленных Синодом ЭПЦ МП и утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Викарный архиерей вступает в должность после утверждения избрания Священным Синодом Московского Патриархата. Круг обязанностей викарного Архиерея Предстоятель ЭПЦ МП определяет по своему усмотрению. 3.3.6. Делопроизводство Предстоятеля ЭПЦ МП осуществляется через его Канцелярию. 3.3.7. Осуществляя свою каноническую власть в отношениях с епархиальными архиереями и Епархиями Предстоятель ЭПЦ МП имеет, в том числе право: 3.3.8. Предстоятель ЭПЦ МП рукополагает и назначает клириков на место их служения, отзывает их с должности и перемещает на другое место служения по соображениям церковной целесообразности в Таллинской епархии, благословляет монашеские постриги, а также назначает и отзывает сотрудников Канцелярии и руководителей Синодальных отделов. Эти полномочия в других Епархиях выполняют епархиальные архиереи.

http://patriarchia.ru/db/text/5193385.ht...

(Указ. 27 Октября 1865 г.) В видах непосредственного наблюдения за состоянием епархии и поведением духовенства, епископу вменяется в обязанность ежегодно, или однажды в два года объехать и обозреть пределы вверенной ему епархии 54 . (Дух. Регл. Дела еписк. п. 17. П. С. П. и Р. по вед. прав. исп. т. 1.) Епархиальным Архиереям, а также командируемым от них Викарным для посещения епархий, выдаются из казны прогонные деньги на следующих основаниях: Казенные Палаты, по требованию епархиальных Архиереев, отпускают путевые на таковые путешествия прогонные суммы, в израсходовании которых те лица, на которых от архиереев возложено будет, имеют доставлять Палатам в свое время надлежащие отчеты. Для начальников епархий, со всеми находящимися при них лицами, производятся прогонные деньги Митрополитам – на пятнадцать, Архиепископам и Епископам – на двенадцать, а Викарным – на десять лошадей; если же с ними отправляться будет архимандрит, в таком случае отпускаются сверх того прогонные деньги на четыре лошади. (14 Апреля1828. П. С. 3. 1952 и 1953.) В видах однообразия в порядке расходования и отчетности прогонных денег, употребляемых на разъезды по обозрению епархий, Святейшим Синодом по соглашению с подлежащим ведомством и с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения постановлены следующие правила: О приходе и расходе денег, употребляемых на прогоны для обозрения епархий, вести особые шнуровые книги, которые должны быть даваемы от самих преосвященных тем лицам, которым поручен будет платеж прогонов. В книгах этих означат с точностью а) по приходу – когда именно, сколько и из какого уездного Казначейства принято на прогоны денег; а если деньги употреблены из экономических, домовых, или из других каких-либо сумм, то объяснять – когда, сколько и до какой именно суммы были заимствованы; б) по расходу раздельными статьями: когда, где и сколько заплачено прогонов, за какое расстояние и число лошадей и по сколько за версту и лошадь. По окончании обозрения, или по поверке книги двумя членами Консистории, на которых это возложено будет от преосвященных, составлять из них отчеты по прилагаемым формам, наблюдая притом, если прогонные деньги употреблялись казенные, то чтобы отчет был по форме 1.; если же из других сумм, то по форме 2, и составленные таким образом отчеты немедленно отсылать вместе с книгами в казенную Палату. (Указ. 14 Апреля 1841 г. П. С. 3. 14454.) Глава 11. О Викарных Епископах

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

14 . В помощь по управлению в некоторых, особенно обширных и многолюдных епархиях определяются Викарные Епископы. Они состоять в непосредственном ведении епархиальных епископов, исполняют все их поручения по делам епархии и могут быть увольняемы в отпуск на 29 дней; на более же продолжительный срок испрашивается разрешение Св. Синода (ук. Св. Син. 27 окт. 1865 г. 2775). Епископам Викариям предоставляется иметь пребывание в первоклассных монастырях, кои и поручаются их управлению, с получением каждым положенного по званию архимандритов тех монастырей жалованья и всего принадлежащая на их часть (Высоч. утв. докл. Св. Син. 16 окт. 1799 г. 17756). Те Викарные Епископы, кои управляют отдельными епархиями сами непосредственно, подчиняются своим местным Архиереям, от коих по случающимся делам получают предписания, с непременным обязательством чинить по оным исполнение (II. С. З. 26 фев. 1764 г. 12060; ук. Св. Син. 20 авг. 1774 г. Севскому Епископу, Викарию Московской епархии). 15 . Кроме Викарных Епископов (кои не во всех епархиях имеются), Епархиальному Преосвященному помогают в управлении подведомственные ему учреждения и лица, как-то: духовные консистории, епархиальные попечительства, благочинные, советы и правления дух. академий, правления духовн. семинарий и дух. училищ, и совет женских епархиальных училищ, а также обще епархиальные и окружные училищные съезды Уст. дух. сем. § 93, Уст. дух. уч. § 21 и Уст. Епар. ж. уч. § 15 прим. 1 и ук. Св. Син. 19 янв. 1871 г. 3) 7 и депутаты. По управлению и наблюдению за церковно-приходскими школами и школами грамоты служат: Епархиальный Училищный Совет, его уездные отделения, епархиальный и уездные наблюдатели. По наблюдению же за преподаванием Закона Божия и нравственно-религиозным направлением в светских учебных заведениях и начальных народных училищах наблюдатели назначаемые Преосвященным из благонадежных протоиереев и священников. Глава IV. Вспомогательные органы епархиального управления 16 . Духовная Консистория есть Присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством Епархиального Архиерея, производятся управление и духовный суд в поместном приделе Православной Российской Церкви, именуемой епархией (Уст. Дух. Конс. ст. 1, изд. 1883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Должность «викарий» существует в католич. Церкви и на уровне диоцезального, или епископского, управления. Причем носителем такой должности может быть как епископ, так и пресвитер. Викарные епископы в католич. Церкви в этом значении термина напоминают В. в Русской Православной Церкви. Викарные епископы называются также титулярными (episcopi titulares), т. к., имея титул, они не обладают соответствующей ему юрисдикцией, иначе говоря, кафедра, наименование к-рой они носят в своем титуле, в действительности не существует, как не существует и соответствующих им еп-ств, а сами эти епископы являются только помощниками или заместителями правящих епископов. Наименование титулярных епископов - episcopi in partibus infidelium (епископы в странах неверных) - сохранялось до кон. XIX в. Происхождение титулярного епископата связано с нормой 8-го прав. Вселенского I Собора , к-рое не допускает существования 2 епископов в одном городе. В связи с этим, когда в управлении обширными епархиями возникла необходимость в помощи правящему архиерею со стороны др. епископа, в особенности в совершении рукоположений, то этим епископам-помощникам стали давать фиктивные титулы (или по исчезнувшим городам). В отличие от католич. Церкви в правосл. Церкви, в частности Русской, они, как правило, носят титулы меньших городов тех же самых епархий, где они осуществляют свое служение. В католич. Церкви появление титулярных епископов исторически оказалось связано с изгнанием в XIII в. язычниками пруссами и ливами епископов из прибалтийских еп-ств и одновременным удалением католич. епископов с Балкан и из Леванта после падения Латинской империи и неудач крестоносцев на Ближ. Востоке. Утратившие свои кафедры епископы, сохраняя прежние титулы, становились помощниками правящих епископов Зап. Европы с ее относительно обширными еп-ствами (диоцезами). Впосл. эта практика была институализирована и получила широкое распространение. В этом отношении аналогию с католич. епископами «in partibus infidelium» представляют такие кафедры Русской Церкви, как Сурожская или Корсунская, хотя они являются не викарными, но епархиальными. Титулярные епископы в католич. Церкви в наст. время особенно часто носят в титуле наименования городов Карфагенской (Африканской) Церкви, где до завоевания Африки арабами было особенно много епископских кафедр.

http://pravenc.ru/text/158444.html

2) Что касается икон Богоматери, то теперь я уяснил себе, чего будет добиваться Богослужебно-Календарная Комиссия, составляя для Календаря месяцесловский список чтимых икон Богоматери. При таком задании срочность моей работы об иконах Богоматери отпадает, и я постепенно займусь составлением полного списка чтимых икон Богоматери. 3) В вопросе о Чине Вы высказали новые и очень важные мысли, что «крайне желательно бы было знать мнение если не всех, то, во всяком случае, возможно большего числа архиереев Православной Русской Церкви». А также «может быть, нелишне было бы послать этот Чин на отзыв в Славянские Церкви». Я же мыслил так: если Богослужебно-Календарная Комиссия по заслушании Чина вынесет постановление, Вами высказанное, о желательности референдума российского епископата с одной стороны и запроса Славянских Церквей (Болгарской, Румынской и Сербской) с другой стороны, то это будет определенно означать, что вопрос о Чине отложен в долгий ящик или даже на предание идеи Чина полному забвению. И будет опасность передачи этого дела о Чине в Архив Московской Патриархии. – И это будет естественным и нормальным мотивом для ликвидации этого вопроса навсегда. Посудите сами, кто будет перепечатывать Чин в количестве не менее 50 экз[емпляров], если рассылать Чин по списку «избранных» и обидеть не включенных в этот список. Поэтому, не оскорбляя достоинства архиереев, необходимо разослать Чин не только епархиальным архиереям, но и викарным (завтрашним епархиальным). Проживающим на покое святителям, конечно, посылать Чин и не обязательно. Таким образом, Чин необходимо размножить не менее 80 экземпляров и разослать всем епархиальным и викарным святителям и не менее 10 экз[емпляров] раздать известным литургистам и знатокам церковного устава, пения и языка (для получения отзывов). Перепечатание Чина (хотя бы даже на множительном аппарате) и рассылка его займут не менее месяца. Не все святители окажутся аккуратными и быстрыми ответчиками. Но не менее 2–3 месяцев пройдет на сборы отзывов. Наконец, положите месяца 2–3 на обработку отзывов и на сводное резюме всех пожеланий. Наконец, слушание нового материала и предложение новой редакции, ее отпечатание и новая рассылка членам Богослужебно-Календарной Комиссии для заслушания окончательной редакции Чина. Этот момент может захватить нас в осенне-зимние месяцы будущего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Предстоятель Церкви Мар Фомы Митрополит Филипосе Мар Хризостом уходит на покой по состоянию здоровья 1 сентября 2007 г. 12:24 Митрополит доктор Филипосе Мар Хризостом, Предстоятель Маланкарской Сирийской Церкви Мар Фомы, уходит на покой по состоянию здоровья, сообщает сайт диоцеза Северной Америки и Европы . Мар Хризостом объявил о своем решении на заключительной заседании Законодательной ассамблеи Церкви Мар Фомы, которое состоялось в городе Тирувалла (штат Керала, Индия) 28 августа 2007 года. Пожав руку викарному митрополиту доктору Иосифу Мар Иренею, Мар Хризостом попросил его взять на себя управление Церковью. Митрополит Филипосе Мар Хризостом недавно отметил свое 90-летие . Он родился в штате Керала 27 апреля 1917 года в семье священника К.Е. Маммана, получив при рождении имя Филипп Уммен. 1 января 1944 года он был рукоположен во диакона, 3 июня того же года — во священника. 23 мая 1953 года состоялась его архиерейская хиротония, с наречением имени Филипосе Мар Хризостом. Отметим, что 6 августа 2007 года Мар Хризостом «побил рекорд» (среди иерархов различных христианских деноминаций, представленных в Индии) по продолжительности архиерейского служения, опередив Джерома Фернандеса, управляющего римско-католическим диоцезом Коллама, пробывшего епископом на протяжении 19799 дней (54 года и два месяца). В разные годы Филипосе Мар Хризостом возглавлял Национальный Совет Церквей Индии, принимал деятельное участие в различных проектах Христианской Конференции Азии и в форумах Всемирного Совета Церквей в Эванстоне (1950) и Упсале (1968). С 1978 года — викарный митрополит. 23 октября 1999 возведен в сан Митрополита (Предстоятеля Церкви). Филипосе Мар Хризостом считается 20-м Предстоятелем Церкви Мар Фомы со времен восстановления епископской иерархии у индийских «христиан апостола Фомы» в XVII столетии. Преемник Филипосе Мар Хризостома викарный митрополит доктор Иосиф Мар Иреней родился 27 июня 1931 года. Рукоположен во диакона 29 июня 1957 года, 18 октября того же года — во священника. 8 февраля 1975 года хиротонисан во епископа; в сан викарного митрополита возведен 15 марта 1999 года.

http://patriarchia.ru/db/text/289687.htm...

В русских православных епархиях кафедральное духовенство, как таковое, участия в епархиальном управлении не принимает; но отдельные, высшие его члены имеют это участие, поскольку они состоят членами епархиальной консистории. Эти высшие члены кафедрального духовенства суть: кафедральный протоиерей и ключарь (в московском Успенском соборе первый называется протопресвитером, а вместо ключаря существуют два сакеллария). При православном епископе может состоять, в качестве помощника, викарный архиерей, или даже несколько викарных архиереев. Русский викарный архиерей есть помощник епархиального архиерея в осуществлении прав как священнодействия, так и управления. Участие в последнем, впрочем, по уставу духов. консисторий ограничивается предварительным просмотром консисторских журналов и протоколов, прежде чем они поступят на рассмотрение епархиального епископа; последний может предоставлять викарию и самое рассмотрение и утверждение журналов, особенно на время своего отсутствия из епархиального города. По усмотрению епархиальных ерхиереев, в отдельных епархиях викариям поручаются и некоторые дела, не означенные в законе, например, о присоединении иноверцев к православной церкви, об определении на причетнические должности и т. п. Лишь некоторые викарные архиереи, в силу исключительных местных обстоятельств, вместе с состоящими при них духовными правлениями, действительно ведут церковное управление в известном, выделенном из епархии, округе. Таковы напр. епископы устюжский и сарапульский, которые управляют разными, отдаленными от епархиальных городов, уездами вологодской и вятской епархий. Так как, по принципам канонического права, двух епископов в одной епархии не может быть, и посвящение титулярных архиереев (без кафедры) избегается, то русские викарные епископы посвящаются на фиктивную кафедру одного из уездных городов данной епархии, от которого и получают свой титул, хотя в отношении к этому уезду они, по общему правилу (за исключением вышеозначенных викарных архиереев, управляющих определенными округами), не имеют каких-либо самостоятельных прав управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Действительно, там, где епископа вовсе не было, вопрос решался просто. Правило предоставляет православному епископу целый ряд возможностей. Он может принять новацианского епископа в число пресвитеров 340 , либо принять его в епископском достоинстве, но без полномочий юрисдикции 341 , либо, наконец, принять его в качестве хорепископа, то есть как викария для сельской местности, в административном отношении зависимой от города 342 . Отцы Никейского Собора стремились в любом случае избежать такого положения, когда в одном городе было бы два епископа, управляющих христианской общиной ( ιμη εν τη πλει δο επσκοποι σιν). Тем самым они не стремились ввести новый принцип, а только напомнили о традиционной дисциплине. Св. Киприан считал такой принцип самоочевидной истиной 343 . Со своей стороны папа Корнилий заявил как раз по поводу Новациана: «Разве этот ревностный поборник Евангелия не знает, что в Кафолической Церкви надлежит быть одному епископу?» 344 . Тем не менее такое напоминание традиционной дисциплины Никейским Собором должно было повысить значимость упомянутой нормы ввиду исключительного авторитета, какой приобрели в Церкви решения этого Собора. Когда император Констанций в 357 г. предложил римским христианам разделить обязанности епископа между Либерием и Феликсом, он получил следующий ответ: «Един Бог , един Христос, един епископ!» 345 . Этот ответ показывал со всей ясностью, что принцип этот обосновывался не только соображениями практического порядка, но имел и собственно богословское значение. Блж. Августин испытывал даже сомнения в связи с тем, допустимо ли, согласно никейскому правилу, избрание епископа-коадъютора 346 . Однако такая щепетильность сознания была явно излишней, так как единственное, что требуется согласно этому правилу и церковному законодательству в целом – это наличие только одного правящего епископа. Следовательно, наличие викарных епископов нельзя считать несовместимым с данным правилом; кроме того, уже в то время были хорепископы, которые, несомненно, получали архиерейскую хиротонию 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Вообще, судьба епископа-помощника находится всецело в руках его кириарха – митрополита: смерть, перемещение, перемена настроения кириарха – все влияет на положение его викария. Но, вместе с тем, он является и главным сотрудником митрополита. Все епархиальные учреждения de jure имеют митрополита своим председателем. Но митрополит может вверить такое председательство своему викарию. Последний и служит вместо митрополита, присутствует на торжествах, совершает поездки по епархии и принимает участие в епархиальном управлении и суде. Протосинкелл ( πρωτοσγκελλος) состоит как бы викарием митрополита в тех епархиях, где нет епископа-помощника, и несет те же самые обязанности, какие в других епархиях принадлежат епископу-помощнику. И протосинкелл содержится на средства митрополита и находится в одинаковых с викарным епископом отношениях к своему кириарху. Архидьякон ( ρχιδικονος) состоит ближайшим помощником митрополита в тех епархиях, где нет ни епископа-помощника, ни протосинкелла. Его положение в митрополии аналогично с тем, какое в других епархиях имеют или епископ-помощник, или протосинкелл. Девтеревон ( δευτερεων), т. е. второй (после архидьякона) дьякон, сослужащий митрополиту и помогающий архидьякону в исполнении возложенных на него митрополитом поручений. Вот и все должностные лица, которые состоят при митрополиях и помогают митрополитам в епархиальном управлении и суде. При этом нужно представлять дело так, что на службе в той или иной епархии состоит обыкновенно кто-либо один из указанных лиц, т. е. если митрополит имеет епископа-помощника, то у него нет протосинкелла, а иногда и архидьякона и т. д. Редко бывает, что митрополит содержит на свой счет епископа-помощника, архидьякона и дьякона, но нередко бывает и так, что на средства митрополии содержится единственный помощник митрополита – простой дьякон, который и заменяет для него и архидьякона, и протосинкелла, и викарного епископа. Затем ближайшими помощниками архиереев по управлению епархиями являются так называемые архиерейские епитропы ( ρχιερατικο πτροποι).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Мысль, что епископы не перестают быть епископами, хотя бы и лишились фактической возможности осуществлять права епископской юрисдикции, и что кафедра епископская не может считаться юридически прекратившеюся вследствие того, что епископ не может фактически занять ее, была не чужда п восточному церковному праву 85 . Викарный архиерей назначается папой по предложению епископа. 2) Генеральный викарий (vicarius generalis). Он есть помощник епископа по осуществлению его т. н. jura jurisdictionis. Иногда допускается специализация дел административных и судебных, так что административные только дела поручаются в заведывание генерального викария, для судных же дел существует другой помощник, под названием официала, в каковом случае юридическое положение того и другого обсуживается по одним и тем же принципам. Епископ имеет право и обязан сам лично управлять своим диэцезом, потому может обойтись и без генерального викария; папа может принудить его к поставлению последнего только в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом, или в случае обширности диэцеза. За то генеральный викарий должен иметь степень доктора или лиценциата канонического права или теологии и быть сведущим в правоведении. Какой-либо степени духовного сана от него не требуется; достаточно, чтобы он принадлежал к клиру вообще, т. е. имел тонзуру 86 . Между епископом поручающим и генеральным викарием, принимающим поручение, полагается единство лица (unitas personae), так что оба они юридически рассматриваются как одна инстанция, а не две (что бывает при делегации), вследствие чего обжалование действия генерального викария направляется не к епископу, а в следующую инстанцию – к архиепископу. В силу же единства лица генеральный викарий в присутствии епископа (согат episcopo) юридически не существует, т. е. когда епископ лично совершает какой-либо правительственный акт. Права его прекращаются тотчас с прекращением прав самого епископа, и, кроме того, епископ может во всякое время взять назад данное ему поручение 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010