Во всяком случае, после ректорства епископа Евдокима (Мещерского), когда Тареев чувствовал себя привольно, при епископе Феодоре для него настали нелегкие времена. Ему пришлось давать определенного рода заявления в своем православии и церковности и до февраля 1917 года о многом молчать. Когда я поступил в Академию, положение Тареева радикально переменилось. Он мог уже смело высказывать все, что считал нужным. В своих рецензиях он и раньше не отличался сдержанностью. Теперь, когда был удален прежний редактор «Богословского вестника» священник П.А. Флоренский, примыкавший к консервативному монашескому крылу профессоров, академический журнал оказался в полном распоряжении его нового редактора. И Тареев позволил себе вылить все накипевшие в нем досады и обиды, обрушиваясь на своих противников, особенно на епископа Феодора, удаленного из Академии по указанию обер-прокурора В.Н. Львова. В последних статьях Тареев писал, что Феодор превратил Академию в свою «Волоколамскую вотчину» (епископ Феодор был викарным епископом волоколамским), преследовал неугодную ему профессуру, мешал развитию богословской науки – и так далее. Он даже изменил название дисциплины, по которой читал свои лекции: теперь она именовалась «христианской этикой» вместо традиционного «нравственного богословия», поскольку, по мнению Тареева, последнее название было бессмысленным, «ибо не может существовать безнравственное богословие»... К сожалению, при всей своей содержательности лекции его были очень сухи, и читал он их по тетрадке голосом старого человека, тоже сухим и монотонным. Помню, как он говорил об «имморализме» Ницше. Он подчеркивал трагизм личности немецкого мыслителя и показывал, как этот личностный трагизм отразился в его построениях, в его болезненном стремлении к силе и здоровью, в его ненависти ко всему посредственному и филистерскому, потворствующему слабости, в его отношении к христианству, которое он рассматривал как мировоззрение слабых, посредственных людей. Показывал Тареев и ту тайную жалость и боль, которые прячутся у Ницше в глубинах души, и доброту, которую он на словах презирает и клеймит «силою слабых», но сам тайно несет в себе, сострадая слабым и больным ближним...

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

В «Киевских Епарх. Ведомостях» (1877 г.) было напечатано письмо м. Филофея местоблюстителю Патриаршего Престола, где он упрашивает м. Стефана Яворского отпустить его в Киево-Печерскую Лавру на покой, выставляет свои заслуги и неусыпные труды, подъятые при обращении язычников в веру Христову, и жалуется, что архиерей, назначенный в Китай, забирает тысячу рублей, а ни одного прозелита не обратил, не окрестил. М. Филофей говорил самую истину; заслуги его бесспорны. Он обратил ко Христу более 40 тысяч Остяков и Самоедов, построил для них церкви и открыл православные приходы. На какого же архиерея он жаловался, что проживает по тысяче рублей, а по миссии ничего не сделал? В это время только и был на востоке викарный епископ в Иркутске, преосвященный Варлаам Коссовский, им же самим излюбленный, как его коадъютор. М. Филофей говорит положительно о посылке архиерея в Китай, как о совершившемся факте и об ассигновании по тысяче рублей содержания. Тут и разгадка их личных отношений, как начальника к подчиненному в трудном деле миссии, при том же в чужом государстве. Митрополиту желалось послать в Китай епископа еще в это предначинательное время. И должно думать, что он побуждал преосв. Варлаама к поездке в Китай. До митрополита доходили слухи о положении христианства в Китае, в рассказах очевидцев о жалком положении Албазинских пленников, чрез брачные свази с Китаянками совращающихся в язычество, о возможности обращения в св. веру из идолопоклонства даже лиц царского дома, и о необходимости представителя Православия в сане епископа. Сам Царь Петр I был такого же убеждения. Он постоянно побуждал митрополита к скорейшему просвещению Христовою верою всей Сибири и соседних стран. В 1710 г. Государь снова напоминал митрополиту, чтобы проповедники не упускали случая и места к обращению в христианство поданных Китая. 64 Следовательно и преосв. Варлааму предстояла усиленная миссионерская деятельность по обращению язычников, Монголов и Китайцев. Митрополит прежде всего опирался на востоке на своего помощника, и конечно побуждал его всячески к исполнению воли Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104914.html 13 августа 2014 Милена Фаустова Будущее УПЦ МП зависит от ее предстоятеля – религиовед Источник:  http://ria.ru/religion/20140813/1019849421.html РИА Новости На епископа, который возглавит Киевскую митрополичью кафедру, ложится чрезвычайная ответственность: либо он войдет в историю как человек, преодолевший политические раздоры и расколы внутри церкви, либо как раскольник и предатель, уверен социолог религии и специалист в области религиозно-государственных отношений Александр Щипков. МОСКВА, 13 авг – РИА Новости, Милена Фаустова. Будущее украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) полностью зависит от того, кто станет ее предстоятелем, заявил РИА Новости публицист, социолог религии и специалист в области религиозно-государственных отношений Александр Щипков. Главу Украинской православной церкви Московского патриархата выберут в среду на Соборе епископов в связи с кончиной 5 июля 2014 года митрополита Киевского и всея Украины Владимира, возглавлявшего Киевскую митрополичью кафедру с 1992 года. В соборе примут участие более 70 правящих и викарных архиереев, каждый из которых может быть выдвинут в качестве кандидата, а затем и избран главой УПЦ МП. Время принципиального выбора Александр Щипков напомнил, что нынешняя политическая ситуация на Украине крайне обострена. В условиях гражданской войны, которая сейчас идет в стране, выборы предстоятеля УПЦ МП приобретают " особое звучание " . " От того, кто займет место митрополита Владимира и станет главой УПЦ МП, зависит будущее церкви. На епископа, который займет это место, ложится чрезвычайная ответственность. Либо он войдет в историю церкви как человек, преодолевший внутри церкви и внутри себя политические раздоры и расколы, как человек, сохранивший единство церковного тела. Либо он войдет в историю как раскольник и предатель. Никаких других промежуточных решений сегодня нет. Эта та самая пограничная ситуация, при которой не может быть других вариантов " , – считает социолог религии.

http://religare.ru/2_104914_1_21.html

2) надзор за епархиальным управлением и пересмотр решений епархиальных инстанций по отзывам, апелляциям, частным жалобам или протестам, кроме брачных и других духовных дел; 3) рассмотрение и представление высшему правительству всякого рода предположении епархиального начальства, клонящихся к государственной и церковной пользе; 4) дела о приеме желающих поступить в монашество и о допущении нехристиан; к крещению по римско-католическому исповеданию 5) заведывание капталами принадлежащими римско-католической церкви в России 1302 . Дела решаются в коллегии по большинству голосов, причем голос председателя, в случае равенства голосов, дает перевес одной из сторон 1303 ); но обжалования разного рода из Могилевской епархии, поступающие в коллегию, как в высшую инстанцию, решаются в ней без присутствия Могилёвского митрополита 1304 . По делам административного характера, требующим высшего разрешения, коллегия делает представления министру внутренних дел, который и дает этим делам надлежащее течение, присовокупляя к каждому из них свое заключение, по делам же судным коллегия непосредственно относится к правительствующему сенату и министру юстиции 1305 . Состоящий при коллегии прокурор обязан подавать министру внутренних дел записки (мемории) и ведомости о решенных делах; в случае если бы сделанное им коллегии предложение насчет неисправности в ведении дел не было принято коллегией, прокурор представляет свой протест министру 1306 . В епархиях управление церковными делами и духовный суд принадлежат епархиальному епископу, при котором, в качестве вспомогательных органов, состоят епископы – суффраганы (викарные), кафедральный капитул и консистория. Епископ-суффраган содействует епархиальному начальнику, по его поручениям, в отправлении возложенных на него обязанностей. Кафедральный капитул составляет, согласно с каноническими уставами римской церкви, совет епархиального начальника, помогает ему в делах и совершает вместе с ни торжественное богослужение, а в случае наступившей вакантности кафедры, если нет епископа – коадъютора cum jure succedendi, избирает викария впредь до замещения кафедры 1307 . Консистория составляет первую административную и судебную инстанцию, причем, однако, голос консистории имеет лишь значение совещательное; в случае несогласия с мнением консистории, епископ не только вправе постановить решение по собственному усмотрению, но не обязан даже объяснять и основания своего решения 1308 . Как уполномоченные органы епископа по надзору, действуют в местных округах деканы, непосредственно же управление каждой приходской церковью в отдельности и отравление духовных треб в приходе принадлежит приходскому священнику, который в имущественном управлении действует вместе с прихожанами 1309 . Относительно замещения должностей должно заметить следующее;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В 1905 году, после завершения строительства кафедрального собора в Нью-Йорке, туда, по инициативе святителя Тихона, была перенесена архиерейская кафедра. В том же году Святейший Синод по достоинству оценил миссионерские труды святителя – епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляски (1903–1909), и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции, и приходы на восточном побережье Америки. Но святитель Тихон трудился не ради почестей и славы – ему было важно духовное благосостояние епархии. Поэтому куда более значимой наградой для него было благословение Святейшего Синода на открытие православных духовных учебных заведений в Америке. Сразу же после получения благословения в Минеаполисе была открыта первая духовная семинария для подготовки православных священнослужителей в Америке, а также подготовительное духовное училище в Кливленде. Сам святитель Тихон объяснял насущную необходимость создания православных учебных заведений в Америке следующим образом: «Епархиальное начальство лично может приглядеться и испытать кандидатов в священство. Как местные уроженцы, таковые навсегда останутся здесь, в Америке, служить, а не будут вынуждены высчитывать «времена и лета» для своего отшествия на родину отсюда; как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России и начинающие с азов свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковного дела здесь… Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными… С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела» 29 . Необходимость религиозного образования была обусловлена также и острым противостоянием экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды североамериканской православной миссии за 1899–1900 годы, святитель Тихон с горечью писал в одном из отчетов: «Особого внимания и забот требуют Уналашка и Кадьяк (Алеутский округ), так как в первой есть методистский приют для девочек, а близ второго, в Лесном, баптистский приют для мальчиков и девочек. В приюты эти забирают православных детей-сирот, особенно от смешанных браков, а иногда и незаконнорожденных от американцев. Когда берут детей, то говорят родителям или родным, что не будут препятствовать детям содержать православную веру; но само собой разумеется, что это простой обман… Они не позволяют посторонним, например, нашим священникам, учить приютских воспитанников православной вере, считая это вмешательством во внутреннюю жизнь приюта. Такой взгляд высказывал мне заведующий баптистским приютом, когда я летом 1899 года посетил приют его» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Она смотрела на Константинополь с большим и более искренним уважением, чем балканские Церкви. Но Россия была далеко и пользовалась самостоятельностью. Было немыслимо, чтобы русский правитель позволил своей Церкви быть реально зависимой от иерарха, который был слугой иноверного султана. Структура иерархии внутри патриархата оставалась той же, что и в византийское время; существовали викарные архиепископы, подчиняющиеся непосредственно патриарху, но обычно были митрополии, зависимые от патриарха, и епископы, подчиненные митрополиту. Как и в византийские времена, епископы избирались священниками епархии, митрополит — епископами, а выборы утверждались патриархатом. Подобно византийским временам, нужно было получить одобрение светских властей. Представления теперь делались через патриархат Высокой Порте; султан издавал документ, известный как берат, которым избранный кандидат официально назначался на свою кафедру. В случае с епископами эти бераты обычно были простыми документами, которые только объявляли факт избрания; но бераты, которыми назначались патриархи и в некоторых случаях митрополиты, могли содержать не только подтверждение определенных прав престола, но и дополнительные привилегии или гарантии со стороны светских властей защищать права престола. Например, берат, выданный одному из Александрийских патриархов в XVIII в., обещает помощь против римско–католической пропаганды в провинции. Такие бераты являются определенным историческим свидетельством. К сожалению, их сохранилось немного. Самый ранний из сохранившихся, который может быть датирован, назначает Ларисского митрополита в 1604 г. Нельзя утверждать определенно, что берат обладал такой же преобладающей и долговечной силой, как султанский фирман. Возможно, что права и привилегии, которые упоминаются в нем, относились только ad personam, а каждому вновь назначаемому кандидату должен был быть выдан новый берат. Но иерарху давались те же самые привилегии, что и его предшественнику, поскольку он мог основываться на берате, в котором они перечислялись.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В вечерне принял участие хор Парижской православной семинарии. Фото: Русская духовная семинария во Франции 23 апреля. ПРАВМИР. В соборе Парижской Богоматери в воскресенье 20 октября была отслужена православная вечерня, приуроченная ко дню памяти священномученика Дионисия, первого епископа Парижского, и священномученика Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского. Об этом сообщается на  сайте  Парижской православной семинарии . Службу возглавил митрополит Галльский Эммануил, экзарх Константинопольского Патриарха и председатель Ассамблеи православных епископов Франции. В вечерне принял участие хор Парижской православной семинарии. За вечерней также пел хор греческого кафедрального собора св. Стефана. Православных в соборе приветствовал монс. Жером Бо, викарный епископ Парижской епархии. Затем к молящимся обратился митрополит Эммануил, который рассказал о традиции служения православной вечерни в Парижском кафедральном соборе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 июня, 2019 10 июня, 2019 17 апреля, 2019 17 апреля, 2019 17 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-sobore-parizhskoj-bo...

Посмотрим теперь, каковы его критические замечания и какие недостатки считает он нужным отметить в моем труде. Прежде всего, он указывает у меня будто бы «фактическую неточность». В моей книге говорится, что в эпоху первого парламента Елизаветы «на всю Англию оставался один только епископ Лландаффский, сохранивший свою кафедру» (моей книги стр. 3), а между тем, в книге Денни и Ласи, указывает наш критик, говорится, что оставалось два самостоятельных епископа (а именно еще еп. Стэнли на кафедре Содор-Мэнской), кроме многих викарных. – Итак, критик мой желает, чтобы я говорил непременно так, как говорится в книге Денни и Ласи. Требует он этого, очевидно, потому, что его собственные познания по рассматриваемому вопросу не идут далее указанной книги, которая и представляется ему каким-то непререкаемым авторитетом. Что касается меня, то я к этой книге совсем такого благоговения не чувствую и слова свои утверждаю на гораздо более достоверных источниках. В примечании на той-же, 3-й, странице моей книги очень ясно сказано, что сведения, сообщаемые мною в данном случае об епархиях и епископах, утверждаются на исследовании летописцев и историков: XVI века – Голиншэда, Стау, Камдена и Гайуорда; XVII в. – Масона, Гейлина, Фуллера; нач. XVIII в. – Бурнета, Страйпа, Колльера и др. Ни один из этих источников не упоминает о существовании в то время Стэнли на Содорской кафедре и напротив все единогласно утверждают, что только один Китчин, еп. Лландаффский, оставался не низложенным со своей кафедры. После серьезного исследования всех указанных источников я не имел ни малейшего желания верить показанию Денни и Ласи, а говорил то, к чему привело меня моё научное исследование. Итак, усмотрев «фактическую неточность» там, где на самом деле имеется лишь результат критического —376— исследования, обвинитель мой обнаружил только свое собственное незнакомство с предметом и свою критическую бесцеремонность. В доказательство невозможности того предположения, что будто бы Барлоу никогда не принимал епископского рукоположения, хотя много лет действовал в качестве полноправного епископа, в книге моей, между прочим, имеется указание на статут Генриха VIII (25 Henry VIII, ch.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В проект о преобразовании разных частей гражданского управления Восточной Сибири Муравьев внес также свои предположения о необходимости некоторых изменений и по тамошнему духовному управлению. Касательно этого предмета он так писал Государю: «В Камчатке имел я честь встретить епископа камчатского и американского, пресвященного Иннокентия. Ваше Величество изволите сами знать и ценить этого достойного пастыря; мне остается только сказать, что поучительные беседы его со мною ознакомили меня с этими отдаленными странами. Неутомимая его деятельность, при истинно христианском смирении и беспредельной преданности к Вашему Величеству и пользам службы Вашей, обещают самые благие последствия в странах, назиданию его вверенных; но дабы вполне воспользоваться этими редкими достоинствами, необходимо расширить круг его действий и, присоединив к его епархии Якутскую область, самому ему назначить местопребывание в Авачинской губе в Камчатке; если же есть надежда открыть сообщение Забайкальского края с Охотским морем, то полезно было бы преосвященному Иннокентию иметь в епархии своей все эти страны и викарного епископа в Забайкалье; взамен же этих областей, епархию архиепископа иркутского полезно было бы распространить на запад и присоединить к ней Енисейскую и Томскую губернии, с викарными епископами в Томске и Красноярске. Во всяком случае, дерзаю всеподданнейше просить Ваше Величество о возведении камчатской епархии в архиепископскую, что будет совершенно согласоваться с новыми видами Вашими на эти страны и соответственно достоинствам преосвященного Иннокентия». 448 Государь передал проект Муравьева на рассмотрение в комитет министров, который, одобрив оный в общих чертах, препроводил предположение генерал-губернатора о расширении пределов камчатской епархии на соображение св. синода. Синод потребовал от преосвященных иркутского и камчатского их мнений и заключений по предмету присоединения Якутской области к камчатской епархии, именно: касательно разграничения пределов иркутской и камчатской епархий и назначения местопребывания для архиерея и семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следую за вами в Константинополь, который вы посещаете с теми же чувствами предубеждения, нисколько не стараясь изучить духовенство греческое; для вас довольно местных сведений ваших единоверцев, хотя и весьма неопытных. Они уверяют вас: будто Патриарший Синод состоит из одних лишь титулярных архиереев (in partibus), когда напротив того в нем заседают митрополиты старейших, существующих доселе кафедр; достаточно слышать их названия, чтобы в этом убедиться: Ираклия, Никея, Никомидия, Кизика и пр. Это может казаться in partibus infidelium, т. е. в странах неверных для Запада, но они совершенно дома на Востоке, потому что между сими мнимо неверными, многие ради веры дают умерщвлять себя вместе с своими пастырями. Видите ли как с другой точки зрения все изменяется! Вы еще говорите, будто их епархии управляются викарными епископами, которых называют архимандритами; но быть может вам неизвестно, что это звание соответствует степени аббата и не должно быть смешиваемо с саном епископа. Вам называют одного епископа в Македонии, имеющего будто бы до миллиона пиастров дохода, и вы этому верите, посреди общей нищеты духовенства и народа (стр. 347.). Вам говорят, что есть богословская семинария греков, на одном из Принцевых островов, и что образ преподавания там весьма неудовлетворителен, что их единственный профессор Тебальдо учился в Германии и простой мирянин. Но тут смешали Тебальдо Афинского, с начальником семинарии острова Халки, который по своей степени митрополит Ставропольский. Извините, если я сделаю вам еще один упрек: пред вами Халки, на расстоянии только одного часа, – как же не потрудиться посетить это новое святилище науки, чтобы лично убедиться – довольно ли успешно там идет образование, или нет? Могу вас уверить, что вам бы очень понравилась личность митрополита Тебальдо, и что вы бы получили понятие о духовной особе, глубоко образованной и вместе православной. Я даже полагаю, что вы бы могли почерпнуть из его беседы гораздо более сведений о настоящем положении Востока, нежели у пустынного аббата острова Сиры: но вы и тут прошли мимо, как и мимо Мегаспилеона, а между тем вы хотите просветить Восток, – и так действуют все ваши сподвижники. Ах, милостивый государь! благоволите сперва исследовать ту землю, которую вы хотите засеять, дабы она вам принесла плод, потому что, при столь недостаточном познании людей и самого дела, Вселенский Собор, которого вы так настоятельно требуете, не принесет никакой пользы. Я здесь останавливаюсь в ожидании вашего второго тома, весьма для меня занимательного, который, надеюсь вы мне пришлете, хотя бы для того, чтобы доказать по-христиански, что вы на меня не сетуете за мою искренность паломника.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010