Право рукоположения пресвитеров, диаконов и всех церковнослужителей каноны признают лично только за епископом: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ» ( π νς πισκπου χειροτo νεσθω) 814 . Но один епископ сам по себе не имеет права поставлять другого епископа; это предоставлено собранию трех или, по крайней мере, двух епископов 815 . Такой порядок имеет целью показать, что все епископы равны между собою, подобно тому, как и апостолы получили от Христа одинаковые права власти 816 , вследствие чего ни один епископ сам по себе не может иметь права поставлять других епископов, каковое право принадлежит только совместной власти их 817 ; право же каждого епископа рукополагать пресвитеров и прочих церковнослужителей основывается на том, что юридические отношения, вытекающие из епископского сана, ограничиваются только областью известного епископа и не вводят рукоположенного им в круг юридических отношений вне границ епархии, в которой он был рукоположен. Епископу, как мы видели, при самостоятельной юрисдикции принадлежит исключительное право рукоположения во все иерархические степени, начиная с пресвитерской и ниже. Это право свое он может, в канонически определённых границах, передать известным лицам, которые в подобном случае пользуются этим правом от имени епископа и по его полномочию. Между такими лицами в канонических источниках упоминаются хорепископы. Эти хорепископы получали епископскую хиротонию и в отношении священнодействования имели всю власть, принадлежащую епископу, но, по зависимому положению своему в церковной иерархии, они не могли действовать самостоятельно, так как не имели самостоятельной юрисдикции, и действовали только от имени и по уполномочию обыкновенного епархиального епископа 818 . В отношении рукоположения, каноны признают за хорепископами право рукоположения во вверенных им округах иподиаконов, чтецов и других низших клириков 819 , пресвитера же и диакона они могут рукоположить только по уполномочию со стороны епархиального епископа, без дозволения которого они не имели права совершать этого, под угрозою лишения места служения 820 . Подобно тому, как хорепископы пользовались правом рукоположения пресвитеров и диаконов от имени епархиального епископа, а также с его дозволения и существовавшие некогда епископы-помощники ( Βοηθο), которые были при некоторых епархиальных епископах 821 , – имеют это право и нынешнее викарные епископы ( πισκοπο πτροποι) 822 . От имени епархиального епископа и настоятель монастыря имеет право поставлять чтецов 823 и иподиаконов 824 , но только исключительно для своего монастыря 825 . Это единственные случаи, упоминаемые канонами, когда известное лицо может, помимо епархиального епископа, совершить рукоположение. § 61. Основные условия, требуемые при рукоположении

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архимандрит Макарий (Гриниезакис) избран викарным епископом Эстонской Апостольской Церкви Константинопольского Патриархата 07.05.2015 27 апреля 2015 г. собравшийся под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея Священный Синод Константинопольской Православной Церкви провел выборы викарного епископа Эстонской Апостольской Православной Церкви по предложению возглавляющего ее митрополита Стефана, сообщило информационное агентство «Ромфея». Новый архиерей получил титул епископа Христупольского . Им стал клирик полуавтономной Критской Церкви (в составе Константинопольского Патриархата), архимандрит Макарий (Гриниезакис) . Архимандрит Макарий (в миру — Константинос Гриниезакис) принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона в 1993 г., во иеромонаха - в 1997 г., возведен в сан архимандрита в 1998 г. Имеет разностороннее образование: получил степень магистра богословия в Бостонском университете, магистра искусств в Гарвардском университете, магистра биоэтики в Мюнхенском университете, прослушал курс философии в Лувенском университете. Диссертацию архимандрит Макарий защитил в Университете Крита, где ему была присуждена степень доктора медицинских наук. В 2002-2010 гг. архимандрит Макарий исполнял обязанности директора церковного радиоканала Критской Архиепископии, в 2005-2010 гг. был членом Синодальной комиссии Критской Церкви по биоэтике и проблемам современного общества, в 2006-2010 гг. - председателем административной комиссии Школы византийской музыки Критской Архиепископии. В 2007-2015 гг. был директором Центра церковного образования Патриаршей высшей церковной академии Крита, в 2011-2015 гг. — руководителем Издательского отдела Критской Архиепископии. С 2002 г. нес послушание иерокирикса (священнопроповедника). Архимандрит Макарий с 2003 г. преподавал в Патриаршей высшей церковной академии Крита в Ираклио. Также был преподавателем в Греческом колледже в Бостоне (2000 г. ),на медицинских факультетах Университетов Крита (2002-2015 гг.), Фессалии (2007-2015 гг.) и Афин (2009-2015 гг.), вел занятия на богословском семинаре «Святой Платон», организованном т.н. «Эстонской апостольской церковью» (2011-2015 гг.).

http://drevo-info.ru/news/18833.html

в) по поручению Епархиального Архиерея освящает антиминсы и храмы и рукополагает священнослужителей, г) посещает при объезде приходов уроки в церковно-приходских школах, д) в случае надобности созывает и ведет на местах пастырские и миссионерские собрания, е) посещает духовные учебные заведения, ж) принимает и выслушивает на местах доклады, просьбы и жалобы оо. благочинных, настоятелей, других священно- и церковнослужителей, разных церковнодолжностных лиц, делегаций приходов и отдельных лиц и приходских организаций, рассматривает все недоразумения на местах и принимает меры к устранению недоразумений и водворению мира и согласия в приходе, з) делает на местах распоряжения по делам неотложным и срочным, не имеющим общеепархиального значения, и) делает по окончании объезда своему Епархиальному Архиерею подробный доклад о внешнем и внутреннем состоянии посещенных им приходов, к) имеет право представлять Епархиальному Архиерею свои соображения и предложения относительно улучшения разных сторон церковно-приходской жизни и деятельности. Пр. 88. Независимо от посещения приходов епархии по нарочитому поручению Епархиального Архиерея, викарный епископ может совершать богослужения в других приходских и монастырских храмах епархии в определенном районе с общего благословения Епархиального Архиерея. Равным образом, викарный епископ в случае получения им такого полномочия от своего правящего, дает разрешения на браки в приходах означенного района (кроме случаев разрешения таких браков, кои находятся в компетенции Синода). Разрешает недоуменные вопросы из церковной жизни и практики, с которыми могли бы обратиться оо. настоятели этого района или даже оо. благочинные. Пр. 89. Путевые расходы Викарного епископа по служебным делам или по делам заинтересованных лиц оплачиваются означенными приходами или лицами. В некоторых случаях, при нарочитых командировках викарного епископа Правящим Архиереем, путевые расходы его могут быть оплачиваемы из епархиальных средств, если приходы не в состоянии покрыть эти расходы полностью или частично.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раздел 11. Епископский совет А) Епископ имеет право назначить Совет для помощи в его пастырской, миссионерской и образовательной работе, особенно в отношении пастырской работы в более удалённых и малочисленных общинах. Б) Епископский совет обладает совещательной ролью и обязан собираться не реже двух раз в год. Он включает в себя: 1. Других ассистирующих епископов или пресвитеров, избранных в соответствии с разделом 13 ниже. 2. Главного викария. 3. Двух пресвитеров, избранных епископом. 4. Двух мирян или членов диаконата, избранных епископом из числа членов Собрания. Избранные епископом в соответствии с пунктами 3 и 4 служат в Совете в течение одного года и могут возобновить своё служение в дальнейшем только по прошествию двух лет. Епископ имеет право приглашать на отдельные заседания Епископского совета и других людей. Он обязан назначать секретаря, ведущего поминутный протокол, который далее рассылается всем участниками заседания, председателю и секретарю Собрания. Раздел 12. Ассистенты епархиального епископа А) В случае если епископ примет решение о необходимости ему дальнейшей помощи в своей пастырской работе, он имеет право предложить Собранию рассмотреть вопрос о выделении зарплаты: 1. Не более, чем двум викарным епископам, 2. Одному или более пресвитерам, кандидатуры которых обязаны быть им выдвинуты сразу же. Б) Собрание обязано принять номинацию викарного епископа или пресвитера на эту должность не менее, чем двумя третями голосов присутствующих, и в случае если викарный епископ пройдёт номинацию, его имя должно быть отправлено в Священный Синод для избрания им. В) викарный епископ не обладает правопреемством, но может быть избран епископом в соответствии с процедурами, изложенными в настоящей статье. Статья III. Пресвитериат Раздел 1. Цель Пресвитериат является структурой, объединяющей вместе всех служащих в Епархии пресвитеров с целью оказания помощи епископу в исполнении им его пастырской деятельности в Епархии, для обсуждения общих проблем и предложения ему рекомендаций, как подобает Совету и Собранию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Я, как монах, не могу и не должен сам себе назначать и определять тот или другой род служения» Отец Савва был удивлен, благодарил за оказанную честь, но отказался: «Изъявить желание… на перемещение меня к должности инспектора и профессора в Костромскую семинарию значило бы с моей стороны нарушить волю его высокопреосвященства, столь для меня священную. Притом я не имею никаких особенных побуждений так скоро еще оставлять настоящую мою должность: она не представляет для меня ни особенных затруднений, ни других каких-либо невыгод. Напротив, здесь для меня та особенная выгода, что я на каждом шагу, при всяком недоумении могу пользоваться непосредственным советом и наставлением такого мудрого и великого архипастыря, каков наш высокопреосвященный митрополит. Впрочем, во всяком случае я, как монах, в силу данного мною обета безусловного послушания, не могу и не должен сам себе назначать и определять тот или другой род служения, а почитаю для себя священной обязанностью неуклонно следовать воле и распоряжениям высшего начальства». Когда об этом приглашении узнал митрополит Филарет, то прокомментировал с присущим ему юмором: «Из кобылы да в клячи». Конечно, и инспектор в Костроме, и всю Патриаршую ризницу изучать и описывать – везде труд велик. Митрополит Филарет потом добавил: «Костромской ректор Агафангел имеет довольно ума; но есть странности в его поступках и отношениях к начальству». – Владыка Савва старину полюбил на всю жизнь. Он стал заниматься наукой? – Да, и наукой занимался при поддержке своего учителя и наставника – митрополита Филарета, которого он очень любил и почитал. Два викария – И архиепископ Савва, и архиепископ Леонид (Краснопевков) были в начале своего архиерейского служения викарными епископами… – Предыдущая книга, составителем и редактором которой я была, – « Записки московского викария » архиепископа Леонида (Краснопевкова). Владыка Леонид и владыка Савва были большими друзьями. Они были викарными епископами у митрополита Филарета, и взаимоотношения у них были очень трогательные. Митрополит Филарет трепетно относился к владыке Леониду и заботился о его хрупком здоровье. В письме к владыке Савве он писал: «Примечаю, что преосвященный Дмитровский истощает свое здоровье службою: поберегите его, взимая иногда от него и принимая на себя труд».

http://pravoslavie.ru/102844.html

В Москве с давних времен церкви были поделены на «сОроки». В каждом сороке числилось от 10 до 43 церквей, а самих сороков не более 20–30, хотя издревле говорили о Москве как о городе «сорокА сорокОв церквей». Сороки превратились в благочиннические округа, хотя прежнее наименование их как «сорокИ» сохранилось. В состав сороков не включались кремлевские соборы. В 1797 г. были учреждены монастырские благочиннические округа: для надзора за монастырями архиереями было поручено назначать из числа монастырских настоятелей от одного до трех благочинных, в зависимости от числа монастырей в епархии. В 1828 г. они получили от Св. Синода на этот счет особую инструкцию. В начале XIX в. числилось свыше 2,2 тыс. благочиннических округов. До конца синодального периода численность их практически не менялась. В 60-е годы XIX в. при благочинных стали создаваться благочиннические советы из настоятелей вверенных им приходов. Но к началу 80-х гг. они были существенно ограничены в своих полномочиях, а затем и совсем упразднены 14 . Викариат С начала XVIII в. указами Синода в наиболее крупных епархиях были введены должности викариев (или викарных епископов) – помощников епархиальных архиереев по управлению епархиями. Назначались они от случая к случаю. Статус викария четко не был определен. По поручению епископа они ставили церковнослужителей, осуществляли надзор над церковно-приходскими школами и женскими монастырями 15 . В XIX в. викариям стало вверяться управление отдельных частей епархий под наименованием викариататсв. Так, в Московской епархии в начале XIX в. было уже 4 викариатства. В 1865 г Св. Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства всем епархиям, если они располагали для этого необходимыми материальными средствами В связи с этим численность викариатств существенно возросла. Если в 1799 г. их насчитывалось 5, в 1851 г. – 11, то в 1891 г. – 38, к 1917 г. – уже 70 16 . Викарный епископ носил титул «викарного преосвященного» и именовался по названию уездного города, который становился центром викариатства. Викарный епископ мог рукополагать священнослужителей в пределах своего викариатства, однако он не имел ни кафедрального собора, ни консистории. Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому они полностью подчинялись. Епископ давал им поручения по своему усмотрению, ибо никаких предписаний о круге компетенции викариев не было, и статус их не был определен. 3. Православное духовенство: придворное, военное и при русских посольствах за рубежом

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в) по поручению Епархиального Архиерея освящает антиминсы и храмы и рукополагает священнослужителей, г) посещает при объезде приходов уроки в церковно-приходских школах, д) в случае надобности созывает и ведет на местах пастырские и миссионерские собрания, е) посещает духовные учебные заведения, ж) принимает и выслушивает на местах доклады, просьбы и жалобы оо. благочинных, настоятелей, других священно- и церковнослужителей, разных церковнодолжностных лиц, делегаций приходов и отдельных лиц и приходских организаций, рассматрает все недоразумения на местах и принимает меры к устранению недоразумений и водворению мира и согласия в приходе, з) делает на местах распоряжения по делам неотложным и срочным, не имеющим общеепархиального значения, и) делает по окончании объезда своему Епархиальному Архиерею подробный доклад о внешнем и внутреннем состоянии посещенных им приходов, й) имеет право представлять Епархиальному Архиерею свои соображения и предложения относительно улучшения разных сторон церковно-приходской жизни и деятельности. Пр. 88. Независимо от посещения приходов епархии по нарочитому поручению Епархиального Архиерея, викарный епископ может совершать богослужения в других приходских и монастырских храмах епархии в определенном районе с общего благословения Епархиального Архиерея. Равным образом, викарный епископ в случае получения им такого полномочия от своего правящего, дает разрешения на браки в приходах означенного района (кроме случаев разрешения таких браков, которые находятся в компетенции Синода) и разрешает недоуменные вопросы из церковной жизни и практики, с которыми могли бы обратиться о. о. настоятели этого района или даже оо. благочинные. Пр. 89. Путевые расходы Викарного епископа по служебным делам или по делам заинтересованных лиц оплачиваются означенными приходами или лицами. В некоторых случаях, при нарочитых командировках викарного епископа Правящим Архиереем, путевые расходы его могут быть оплачиваемы из епархиальных средств, если приходы не в состоянии покрыть эти расходы полностью или частично.

http://drevo-info.ru/articles/26565.html

В древности перемещение епископов с кафедры на кафедру в принципе не допускалось. Епископ – жених Церкви, в которую поставлен. Согласно 14-му апостольскому правилу, «непозволительно епископу оставляти свою епархию и во иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве, когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению». Исключения допускались, но в древности они были редки. Помощниками правящих епископов в 4 в. были хорепископы, которые ставились в малых городах и еще чаще в селах. В 57-м правиле Лаодикийского Собора, однако, запрещалось ставить новых хорепископов. Но и после того, как прекратилась практика поставления хорепископов, в некоторых епархиях в помощь правящему епископу посвящались епископы-помощники, с титулами ранее существовавших и упраздненных епархий – титулярные епископы, которые впоследствии послужили прообразом викарных епископов, но древние хорепископы, в отличие от викарных епископов нового времени, управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии. Помощниками епископа в управлении епархией были также пресвитеры, особенно те, которые служили в кафедральном храме. В 3 в. при кафедрах везде почти существовали пресвитериумы, своего рода пресвитерские советы. В 4–5 вв. обязанности отдельных членов пресвитериума находят свое закрепление в канонах (Гангр. 7, 8; Феоф. 10; 4 Всел. 2, 3, 23, 25, 26). Особенно часто в этих канонах упоминается должность эконома. Как институт наиболее полное развитие пресвитериум получил в Константинопольской Церкви, по примеру которой устраивались пресвитериумы и в других Церквах Византии. Среди должностных лиц константинопольского пресвитериума были: эконом; сакелларий, заведовавший монастырскими делами; скевофилакс – ризничий; хартофилакс – хранитель официальных документов; сакелий, на попечении которого находились приходские церкви и приходское духовенство; протэкдик – главный ходатай по церковным делам; протопресвитер – ему вверялись богослужебные дела и испытание ставленников в пресвитеры и диаконы; иеромнимон, помогавший протопресвитеру в заведовании богослужебными делами; канстризий – помощник скевофилакса (ризничего); референдарий – посредник между епископом (патриархом) и государственной властью; логофет – счетовод и помощник протэкдика и хартофилакса; ипомниматограф – помощник хартофилакса, заведовавший нотариальными делами. За исключением протопресвитера, все эти должностные лица могли быть и не пресвитерами, а диаконами. 34.4.Епархиальное управление в истории Русской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иерархию священнодействия составляют следующие степени: епископ, пресвитер, диакон, субдиакон, аколуф, экзорцист, лектор и остиярий. С точки зрения отношения всех названных степеней к совершению Евхаристии, они подводятся под две категории: священников (jsacerdotes – таковы епископы и пресвитеры) и служителей (ministri – начиная от диакона вниз по иерархической лестнице). С точки зрения несения особых канонических обязанностей (напр. безбрачия), те же самые степени подводятся под категории высших и низших степеней (ordines majores et ordines minores). Епископы не обнимаются этим делением, так как никогда не возникало сомнения в том, что они должны соблюдать все канонические обязанности во всех их полноте. Таким образом, к высшим степеням причисляются: персвитеры, диаконы и субдиаконы, к низшим аколуфы, экзорцисты, лекторы и остиарии. Все эти названия в древности означали действительные должности (ср. выше стр. 15 и 16). В настоящее время четыре ordines minores имеют только номинальное значение: при совершении богослужения прислуживают мальчики, но двигаться вверх по иерархической лестнице можно только последовательно, переходя с одной степени на другую. Низшим степеням предшествует еще тонзура, т. е. пострижение, которое состоит в том, что на темени головы выстригается кружок, который должен оставаться выстриженным и при дальнейшем движении по иерархическим степеням, так что по тонзуре всегда можно различить католического клирика от мирянина (также было и на древнем востоке; таково же было и «гуменце» у древнерусского духовенства). Иерархию правительственную в католической церкви составляют: папа, патриарх и примас, митрополит, епископ или прелат с епископской юрисдикцией (каковы напр. монашеские власти, или пробсты и деканы изъятых от подчинения епископам монастырей и капитулов) архипресвитер, парох. Оба иерархические порядка (т. е. hierarchia ordinis и hierarchia jurisdictionis) не совпадают между собой. Несовпадение выражается в том, что 1) лица, занимающие одинаковую степень в иерархии священнодействия, имеют существенно-различный объем церковно-правительственной власти, как папа, митрополит, епископ; 2) лицо, имеющее власть священнодействия, может не иметь юрисдикции, как викарный архиерей, или викарный священник; 3) лицо, осуществляющее епископскую юрисдикций, может не иметь епископского сана, как коадъютор, капитулярный викарий, апостолический викарий (последний в странах, управляемых конгрегацией пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

1) Северно-Русский или Новгородско-Петербургский (включая сюда православные финляндские и остзейские Церкви); 2) Великорусский – Московский; 3) Южно-Русский – Киевский; 4) Кавказский – Тифлисский; экзарху Грузии должно предоставить особые права над епархиальными епископами Кавказа, причём, во внимание к бывшей в течение некоторого времени автокефальности иверской Церкви, этой последней следовало бы возвратить автокефальность; 5) Западно-Русский – Виленский (включая сюда православные Церкви, помещающиеся в бывшей Польше); 6) Восточно-Русский – Казанский (епархии поволжские, уральские); этот обширный по пространству и разносоставный по населению округ можно разделить на два; и 7) Азиатско-Русский – Сибирский. В последнем округе можно увеличить число епархий и с течением времени разделить этот округ на две половины: Восточно-Сибирскую и Западно-Сибирскую. Необходимо увеличить число епархий, которые войдут в митрополичьи округа, и число викарных архиереев с самостоятельной деятельностью, насколько таковая возможна при наличности одной консистории в целой губернии. Это необходимо с той целью, чтобы епископы, составляющие митрополичьи соборы, могли быть, во-первых, действительными свидетелями местных церковных нужд и, во-вторых, – действительными представителями этих нужд и борцами за них. Увеличение числа викарных архиереев необходимо также и в видах устранения неудобств, представляемых во многих отношениях нашими обширными (по пространству) епархиями в Сибири и в некоторых местностях (в таких местах должно быть дробное разделение приходов и епархий) на севере и на востоке европейской России. Святейший Синод необходимо возглавить, чести ради Российского государства, патриархом со всеми каноническими полномочиями областного митрополита. Митрополичьему собору должно передать все дела по местным вопросам, с правом окончательного решения их. Мысль о передаче местных дел органу местного самоуправления – митрополичьему собору – опирается на слишком большую централизацию церковно-административных дел в С.-Петербург, где эти дела по необходимости иногда встречают формальное отношение, при неосведомлённости столичного управления о некоторых обстоятельствах провинциальной жизни и о самих лицах, касательно которых приходится что-либо решать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010