3а консисторией и священники также смотрят на епископа. От сего происходит то, что являвшиеся в Полоцк по вызову епископа шли прежде на совет какого-либо члена консистории и, сообразуясь с наставлением последнего, оставляли без исполнения приказания первого. Это стесняло епископа и делало его нерешительным и слабым в действиях. – При церквах греко-унитских совсем почти нет сведущих причетников. Органы уничтожены, а петь не кому: посему священники считают для себя извинительным править мшу. Епископ Лужинский года за три представлял митрополиту о необходимости завести дьяческую школу. Митрополит одобрил предположение викария и велел устроить школу по примеру Литовской: а семинарское правление, не сказав викарию, представило о затруднениях к заведению школы. Коллегия написала: воздержаться». – От 30 декабря: «Политика польских помещиков относительно священников унитских двоякая: одни лишают пособия священников, устроивших иконостасы, а другие слишком стали щедры, чтобы дать им почувствовать, чего они могут лишиться и что приобретут, когда по примеру православных священников останутся с одними крестьянами. Знатные помещики сами уклоняются от непосредственного влияния на крестьян: везде действуют управляющие-шляхтичи. Эти безнравственные и жестокие приставники, удовлетворяя и своей ненависти к России, стараются угодить своим помещикам противлением православию, и чем упорнее действуют против нас, тем исправнее кажутся в глазах помещиков. Лужинский действует довольно усердно. Но ему не помогают. Ректор (семинарии) Шелепин всегда молчит. Быховский – противник православия. Прочие в консистории привыкли на все отвечать: как хочет ксендз-бискуп». Кончина митрополита Булгака. – Назчачение Литовского епископа Иосифа председателем греко-унитской коллегии. – В начале 1838 года скончался митрополит Булгак (на 80-м году от рождения) и один из викарных Иосифа, Пинский епископ Иосафат Жарский, противник воссоединения. «Таким образом само время устранило по униатской иерархии два больших препятствия делу воссоединения» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Теперь перейдем к основной церковной единице, которою, чтобы совпадать с гражданской, будет губерния. В каждой губернии или гражданской области, в главном городе её, даже там, где по се время этого не было, должен быть архиерей в сане архиепископа, и при нем консистория из уездных епископов и хорепископов 9 , составляющая его совет по управлению диоцезии. Членами её должны быть игумены и архимандриты – начальники самостоятельных монастырей, а также архиепископские протопресвитер и протосинкелы. Секретарем консистории должен быть священник, а начальником канцелярии – архидиакон. Консистория, подобно конторе, имеет отделения и общие собрания всех членов, для более важных вопросов. Председатель – архиепископ, и он же скрепляет её решения печатью и подписом. Он же и сносится с начальником губернии и с прочими властями, или это делает от его имени консистория. Вот схема её по отделениям: Консистория, есть совещательный орган при архиепископе. Она подготовляет дела для решения их архиепископом, который передает исполнение их в канцелярию. 1-е отделение – управление епархиальными делами, превышающими компетенцию местных епископов или требующих их совокупного решения. 2-е – монастырское. 3-е – строительное. 4-е – учебное и просветительное. 5-е – проповедническое и миссионерское. 6-е – экономическое. 7-е – судебное. При каждом отделении секретарь из духовных и канцелярия с диаконом во главе. Идеалом децентрализации было бы, чтобы каждый уезд и округ имел бы своего епископа, но сразу этого нельзя достигнуть, и поэтому, превратив архиереев губернского города в архиепископа, под управлением которого окажется митрополия, то есть главный город и её уезд, только наиболее значительные города с их уездами получат епископа (из прежних викарных, число которых можно сперва удвоить, а затем и еще умножить), а несколько уездов, не получивших епископа, останутся за архиепископом, который отдаст их в ведение уполномоченного от себя хорепископам из архимандритов или протоиереев. Каждый уезд, таким образом, будет составлять или самостоятельную епархию, или более или менее самостоятельную часть архиепархии. Во главе его будет стоять епископ (или хорепископ, действующий по полномочию и не имеющий епископских прав, и потому обязанный все доводить до архиепископа, который сам должен будет проявлять свою архиепископскую власть в этом уезде) и капитул из местного соборного кафедрального духовенства. В случае уезд хорепископский, то самостоятельного капитула он иметь не будет, а только совет при хорепископе, подчиненный капитулу архиепархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

1842 Михаилу, епископу Брестскому, викарию Литовской епархии, от 8 января за 28, о распоряжениях по отношению покойного Виленского епископа Клонгевича о неправильном будто бы присоединении Католиков к Православию На отношении его, от 29 истекшего декабря за 1342, с представлением отношения к нему Виленского Римско-католического епископа Клонгевича о предполагаемых сим последним мерах для руководства при исключении лиц, присоединившихся к Православию из Римско-католических списков, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Возвращаю вашему преосвященству отношение покойного Клонгевича. В нём есть некоторые довольно определённые обвинения против наших священников. Подобные пункты не худо бы вам отправить в выписках конфиденциально соответственным нашим благочинным и потребовать объяснений против взводимых обвинений на подчинённых им священников. В случае, если которое-либо из обвинений окажется сверх чаяния справедливыми то ваше преосвященство не оставите воздержать виновных от противозаконных действий, да и внушите им осторожность относительно присоединения иноверцев к Православию; в случае же несправедливости обвинений, не худо будет тогда поставить это на вид преемнику Клонгевича по управлению Виленскою епархией. На прочее же ваше преосвященство не оставите отвечать тому же преемнику: 1) что ни законы, ни достоинство Православной Церкви не дозволяют, чтобы Римско-католическое духовенство допущено было к проверке действий духовенства Православного, а потому и епархиальное начальство Литовской епархии никогда не допустит, дабы присоединение к Православию лиц Римско-католического исповедания, последовавшее законно и со взятием надлежащих подписок от присоединившихся, могло быть предметом таковой проверки и рассмотрения со стороны означенного Римско-католического духовенства, и 2) что другие дела между Православным и Латинским духовенством могли бы, разумеется, по большей части прекращаться миролюбивыми и беспристрастными сношениями епархиальных начальств, чего Литовское епархиальное начальство не отклоняло и не отклоняет, но, судя по неприязненному расположению и действиям Римско-католического духовенства относительно Православных и духу отношений Виленского Римско-католического епархиального начальства, для подобного окончания дел к сожалению ещё время не наступило. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 19 января за 77, со сведениями о содержании, получаемом преосвященным Иосифом, викарным епископом Михаилом, членами консистории, священнослужителями кафедрального собора и начальниками монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

21 апреля 1829 года последовал Высочайший указ «о бытии Семашко викарным епископом и председателем консистории белорусской греко-униатской епархии, с наименованием епископа Мстиславского и дабы присутствовать ему в коллегии, когда будет находиться в Петербурге». С момента посвящения Иосифа в сан епископа открылся более широкий простор для его деятельности, как на месте его епископского служения в епархии, так и в Петербурге в качестве присутствующего в коллегии. Изображению местной деятельности Иосифа мы посвящаем особый очерк; теперь же продолжим описание деятельности Иосифа по униатскому делу, поскольку она проявлялась им в Петербурге. Правда, на первых порах своего епископства ревностный святитель униатов не мог многого сделать на пути осуществления своих заветных целей. Вспыхнувшие почти при самом начале епископской деятельности Иосифа польский мятеж на время заставил правительство как бы отодвинуть на задний план заботы о потребностях униатской церкви. Плодом его усиленной заботливости и хлопот за это время явилось несколько не лишенных важности правительственных распоряжений, имевших значение для обособления униатской церкви. В числе их прежде всего заслуживают внимания: а) воспрещение иметь в римско-католических монастырях служителей православного и униатского исповедания; б) закрытие светских училищ, содержимых базилианами в губерниях Киевской, Волынской и Подольской; в) предписание, чтобы в западных губерниях по иноверному ведомству члены в консистории и священники к приходам назначались не иначе как по сношении с начальниками губернии; г) принятие особых мер к отвращению самовольных отлучек белого и монашествующего духовенства. К тому же, пользуясь замешательством польского мятежа, находились недоброжелатели униатскому делу, «которые готовы были жертвовать всем, чтобы оное уронить, или по крайней мере остановить». К этому присоединилось еще и то обстоятельство, что Блудов, только что было освоившийся с положением униатского дела, сделан был министром внутренних дел, так что униатские дела оставались только ничтожной частью его занятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

н) Принимать поступающие от епископов жалобы и поручать их проверку клирикам, членам Святейшего Синода, итоги которых затем передавать Святейшему Синоду. о) Пользуется всеми другими правами, представляемыми ему священными канонами, законами и правилами. Статья 28. Кроме Генерального Секретаря и других помощников, предусмотренных специальным Указом Главного Административного Уложения, Архиепископ имеет одного викарного епископа, который является членом Святейшего Синода без административной ответственности в епископии. Этот викарный епископ выполняет все, что поручит ему Архиепископ и носит титул епископа Аполлонийского. ЕПИСКОПЫ Статья 29. Епархиальный епископ является административным органом епископии и пользуется всеми правами, предусмотренными священными канонами, настоящим Уставом, Главным Административным Уложением и действующими законами. Статья 30. Епископы имеют следующие права и обязанности: а) Он управляет епископией в рамках, определенных канонами и законами. б) Он лично или в лице своих заместителей представляет епископию перед государственными властями. в) Он совершает хиротонию священников и производит назначение на различные церковные должности после предварительного согласия и одобрения Святейшего Синода. г) Выносит порицание или выговор клирикам епископии за совершение ими небольших нарушений, отстраняет от работы за проступки, ведущие к скандалу, вплоть до передачи дела духовному Суду. д) По крайней мере, раз в год он объезжает свою епархию с целью инспектирования хода церковной деятельности и дачи соответствующих указаний. Отчет о результатах своей поездки он обязан представлять в Святейший Синод. Статья 31. Епископ пользуется всеми другими правами, предусмотренными канонами, законами и правилами, определенными в подробностях Главным Административным Уложением. Статья 32. Епископ обязан всегда находиться в резиденции своей епископии, кроме тех случаев, когда он принимает участие в заседаниях Святейшего Синода и других официальных совещаний, а также во время отпуска. АРХИЕРЕЙСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ В МИТРОПОЛИИ И ЕПИСКОПИЯХ Статья 33. Административная церковная область включает в себя ряд приходов, составляющих Архиерейское Управление. Статья 34. Архиепископ, являясь Митрополитом столицы и епископом Тиранским и Дурресским, руководит Архиерейским Управлением, которое от его имени и по его указаниям, согласно настоящему Уставу, Главному Административному Уложению и действующим законам, ведает делами церковной области. Таким же образом действуют и другие епископы в своих епископиях, руководя местными Архиерейскими Управлениями, которые в свою очередь руководствуются указаниями своих епископов, согласно Указам настоящего Устава, Главного Административного Уложения и действующих законов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

3), а между тем, в книге Денни и Ласи, указывает наш критик, говорится, что оставалось два самостоятельных епископа (а именно еще еп. Стэнли на кафедре Содор-Менской), кроме многих викарных. – Итак, критик мой желает, чтобы я говорил непременно так, как говорится в книге Денни и Ласи. Требует он этого, очевидно, потому, что его собственные познания по рассматриваемому вопросу не идут далее указанной книги, которая и представляется ему каким-то непререкаемым авторитетом. Что касается меня, то я к этой книге совсем такого благоговения не чувствую и слова свои утверждаю на гораздо более достоверных источниках. В примечании на той же, 3-й, странице моей книги очень ясно сказано, что сведения, сообщаемые мной в данном случае о епархиях и епископах, утверждаются на исследовании летописцев и историков: XVI века – Голишэда, Стау, Камдена и Гайуорда; XVII в. – Масона, Гейлипа, Фуллера; нач. XVIII в.– Бурнета, Страйна, Кольера и др. Ни один из этих источников не упоминает о существовании в то время Стэнли на Содорской кафедре и напротив все единогласно утверждают, что только один Китчин, еп. Лландаффский, оставался не низложенным со своей кафедры. После серьезного исследования всех указанных источников я не имел ни малейшего желания верить показанию Денни и Ласи, а говорил то, к чему привело меня мое научное исследование. Итак, усмотрев «фактическую неточность» там, где на самом деле имеется лишь результат критического исследования, обвинитель мой обнаружил только свое собственное незнакомство с предметом и свою критическую бесцеремонность. В доказательство невозможности того предположения, что будто бы Барлоу никогда не принимал епископского рукоположения, хотя много лет действовал в качестве полноправного епископа, в книге моей, между прочим, имеется указание на статут Генриха VIII (25 Henry VIII, ch. 20, set. IV, VI), определяющий тяжкие наказания архиепископу и епископу, если они откажутся посвятить и не посвятят в продолжении двадцати дней того, кто избран и назначен на епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Наконец, пришло время возведения меня в сан епископа. И было пора, не только чтобы доставить надёжного деятеля на пользу Православной Церкви, но и чтобы обеспечить необходимые потребности Униатов в России, при тогдашнем положении Униатских епископов. Митрополит был уже семидесяти лет. Архиепископ Красовский умер в августе 1827 года. Прочие епископы были преклонных лет и ненадёжного здоровья, так что вскоре скончались, именно: Головня и Сероцинский в 1831, а Мартусевич и Яворовский в 1833 годах. В 21 день апреля 1829 года последовал Высочайший указ: о бытии мне викарным епископом и председателем консистории Белорусской Греко-Униатской епархии, с наименованием епископа Мстиславского, присутствуя и в коллегии, когда «буду находиться в С.-Петербурге». Посвящение совершено в 8 день августа того же года, митрополитом Булгаком, епископом Мартусевичем и Латинским епископом Гедройцем, в Петербургском Римско-католическом костёле св. Екатерины, по неимению Униатской церкви. Эта чуждая обстановка, признаюсь, была для меня весьма тягостна – но что же делать – это была необходимость, может быть, даже не бесполезная для дела. Я вознаградил себя тем, что изменил, не без ведома Государя , Латинскую архиерейскую присягу исключением из неё многого, что слишком было противно моей совести. Посвящение меня в епископы происходило в отсутствие Блудова. Он с мая по октябрь месяц был на водах за границей, а место его заступал тайный советник Дашков. Сей последний был для меня очень предупредителен. Я не могу упрекнуть и Блудова в нерасположении ко мне, однако же, мне было неприятно замечать в нём иногда какую-то холодность. Едва ли она не происходила от настойчивости моей по делам, иногда бесцеремонной; да, я замечал ещё, что мне старались вредить внушениями, будто я хвалюсь своими действиями и влиянием во вред Блудову – а Бог видит, что я никогда не был самохвалом, а в то время я и не имел даже кому хвалиться. После посвящения посвящавшие и я имели у Государя аудиенцию 11 августа. У меня нашлась любопытная, тогда же составленная промемория о сей аудиенции, прилагаемая под

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Объединение имело свое периодическое издание (1908–1914). За короткий период, до начала Первой мировой войны, новое «Единство» проявляло чрезвычайную деятельность в различных областях. Особый комитет, под председательством епископа Блита, организовал в англиканских богословских школах обучение православного духовенства для работы в англоговорящих колониях. Проект был предварительно одобрен Вселенским патриархом и архиепископом Афинским. Некоторые связи были установлены с православной миссией в Японии. В России новое предприятие было поддержано митрополитом Агафангелом, в то время настоятелем Рижским, позднее Ярославским. Американское отделение также проявляло повышенную активность. Еще раз ставился вопрос частичной совместной общинности, то есть англиканского служения в Православии, без присутствия православного духовенства, и наоборот. Некоторые поместные православные епископы готовы были согласиться с этим предложением, и это было сделано, например, епископом Рафаилом, Бруклин, Нью-Йорк, сирийским викарным (российским) архиепископом Северной Америки, в 1910 году. Он отказался от предпринятых самостоятельных действий в 1911 году и вышел из «Единства» 263 . В 1912 году российское «Общество ревнителей Англиканской Церкви» открылось в Санкт-Петербурге. Первым председателем стал Евлогий, в то время митрополит Волынский и член Государственной Думы, а впоследствии митрополит Русской Церкви в Западной Европе и экзархата Вселенского патриарха. Он был сменен Сергием, митрополитом Финляндским, впоследствии патриархом Московским. Устав общества был утвержден Священным Синодом. Отделение этого общества открылось в США. В 1912 году по приглашению этого общества, группа англиканских епископов и духовенства присоединились к Британской парламентской делегации в России («Делегация спикера»). Четыре епископа принимали в этом участие (Иден Уэйкфилдский, Робертсон Эксетерский, Уильямс Бангорский и Бернард Оссорский). Два цикла лекций – о «Жизни Англиканской Церкви» – были прочитаны в Санкт- Петербурге и Москве, выступления д-ра Уолтера Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

к) Открытие духовных школ для подготовки кандидатов в священство и церковных причетников и закрытие их, л) Назначение начальников духовных школ для подготовки кандидатов священства и их увольнение, м) Рассмотрение и утверждение учебных программ по отдельным курсам и предметам в духовных школах по представлению Ученого Комитета, н) Наблюдение за строго православным и художественным направлением церковного искусства - зодчества, иконописи, пения и прикладных искусства и забота об их развитии, о) Назначение и увольнение Правителя Дел Синодальной Канцелярии, Юрисконсульта и Синодального Казначея, Примечание: Председатель Синода принимает на службу и увольняет со службы служащих канцелярии и других низших служащих Синода по представлению Правителя Дел Синодальной Канцелярии. п) Утверждение и увольнение членов и секретарей Епархиальных Советов по представлению Епархиального Архиерея, р) Назначение разного рода сборов на общецерковные нужды, а также на нужды и поддержание отдельных миссий, святынь, монастырей, духовных школ, равно как на нужды религиозно-просветительные и благотворительные, с) Дела по церковному усыновлению и узаконению, т) Награждение белого и монашествующего духовенства саном протодиакона, наперсным крестом, саном протоиерея, палицею, наперсным крестом с украшениями, митрой, саном игумена и архимандрита а также преподание духовным лицам и мирянам благословения с выдачей грамат и награждение их Библией и Св. Иконами за особые их труды и жертвы и зыслуги их перед Русской Православной Церковью Заграницей, у) Разрешение отпусков для архиереев на срок свыше 2-х месяцев и отпусков заграницу с временным заместительством викарными епископами или епископами из других епархий, ф) Рассмотрение и частичное изменение уже существующих уставов и статутов и утверждение новых уставов или статутов, коими регулируется жизнь, деятельность и управление существующих и могущих возникнуть приходов, братств, сестричеств, разных епархиальных и приходских, просветительных и благотворительных организаций, учреждений при Архиерейском Синоде, духовных школ, духовных миссий и мужских и женских монастырей,

http://drevo-info.ru/articles/26565.html

л) Одобрение вновь составленных служб, чинов и молитвословий и охранение текста книг Священного Писания и богослужебных книг, наблюдение за исправлением последних, а также за переводами и изданиями, м) Открытие духовных школ для подготовки кандидатов в священство и церковных причетников и закрытие их, н) Назначение начальников духовных школ для подготовки кандидатов священства и их увольнение, о) Рассмотрение и утверждение учебных программ по отдельным курсам и предметам в духовных школах по представлению Ученого Комитета, п) Наблюдение за строго православным и художественным направлением церковного искусства – зодчества, иконописи, пения и прикладных искусства и забота об их развитии, р) Назначение и увольнение Правителя Дел Синодальной Канцелярии, Юрисконсульта и Синодального Казначея, Примечание: Председатель Синода принимает на службу и увольняет со службы служащих канцелярии и других низших служащих Синода по представлению Правителя Дел Синодальной Канцелярии. с) Утверждение и увольнение членов и секретарей Епархиальных Советов по представлению Епархиального Архиерея, т) Назначение разного рода сборов на общецерковные нужды, а также на нужды и поддержание отдельных миссий, святынь, монастырей, духовных школ, равно как на нужды религиозно-просветительные и благотворительные, у) Дела по церковному усыновлению и узаконению, ф) Награждение белого и монашествующего духовенства саном протодиакона, наперсным крестом, саном протоиерея, палицею, наперсным крестом с украшениями, митрой, саном игумена и архимандрита а также преподание духовным лицам и мирянам благословения с выдачей грамот и награждение их Библией и Св. Иконами за особые их труды и жертвы и заслуги их перед Русской Православной Церковью Заграницей, х) Разрешение отпусков для архиереев на срок свыше 2-х месяцев и отпусков заграницу с временным заместительством викарными епископами или епископами из других епархий, ц) Рассмотрение и частичное изменение уже существующих уставов и статутов и утверждение новых уставов или статутов, коими регулируется жизнь, деятельность и управление существующих и могущих возникнуть приходов, братств, сестричеств, разных епархиальных и приходских, просветительных и благотворительных организаций, учреждений при Архиерейском Синоде, духовных школ, духовных миссий и мужских и женских монастырей,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010