Полагая, что сие начертание мое получится накануне праздника, всеусерднейше поздравляю со спасительными днями оного и от сердца, искренно преданного Вам, желаю всех благ – по желанию христолюбивого сердца Вашего – от щедрот воплотившагося Господа. С чувствами особливого высокопочитания и совершенной преданности честь имею быть Вашего Превосходительства преданнейший слуга: Полоцкий Епископ Смарагд, Смиренный 18-го Декабря, 1833 г. П о л о ц к 12 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь и Благодетель! За наставление касательно употребления 10 тысяч, отпущенных на первоначальное устроение униатских церквей, покорнейше благодарю. Если, впрочем, покупать на те деньги утвари и иконостасы, то скоро придется опять просить денег, ибо все обращенные церкви остаются доселе еще не устроенными. Благодарю также и за отыскивание для Полоцкой епархии священников, но истинно не знаю: чем и как они здесь жить будут? И уверяю Ваше Превосходительство святительским словом, что долго никто здесь жить не станет по своей охоте, ибо если о.Паисий и рассказывал что-либо о бедности здешнего края, но едва ли все пересказать можно. Нужно воскресить Иеремию и восплакать! Впрочем, я сомневаюсь, чтобы на будущее время понадобились мне священники. Спрашиваете: почему так? А вот почему: достоверно слышу, что в Полоцк назначается униатский викарный епископ из здешних протопопов. Униаты наши вдруг на безмерное множество ступеней поднялись, торжествуют и гордятся, да начинают уж и посмеиваться над нами. Называют нас обманщиками. «Государь, – говорят, – хочет, чтобы процветала уния по-прежнему, а схизматики только людей обманывают. He слушайте, плюньте им в глаза! Каковы ксендзы схизматицкие воры и обманщики, таков их и Архиерей, а нам опять Царь даст нашего бискупа!» и пр. Истинно не могу понять от чего это? к чему? и для чего? Только скажу, что дело присоединения униатов теперь на долгое время должно приостановиться, а притом не могу теперь я ручаться, чтобы и присоединенные удержались в православии. Столь назначение сюда, без всякой совершенно нужды, викарного униатского вскружило головы безумным униатам. Оно столь же сильное влияние сделало в пользу униатства, сколь сильное имело влияние в пользу православия несуществование здесь униатского епископа. Простите моему неразумию, если скажу, что недальновидная и вредная для церкви мысль была в назначении сюда викарного униата. Скорблю о сем всей душой, потому что дело, по моим предначертаниям близкое к разрушению, ныне паки утвердилось и надолго, сколько знаю я дух здешней пагубной страны. А что униатская консистория пишет сама от новоприсоединившихся клеветнические просьбы и посылает их то в Коллегию, то к Министру, то это не что иное есть, как усилие мятежнического духа поставить все на своем. Ложь легко опровергнуть, а сделанную ошибку – в назначении в уездный городишко униатского епископа не поправит и Д.Н. 1289 . Впрочем, буде во всем воля Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Митрополия Швейцарии основана в 1982 г., включает в себя приходы Швейцарии и Лихтенштейна. Ее кафедра, которую сейчас занимает митрополит Дамаскин, расположена в Женеве. Митрополит является также экзархом Европы. У него есть один викарный епископ — Лампсакийский. Митрополия Швейцарии играет одну из ключевых ролей в Константинопольском Патриархате, благодаря главным образом Православному центру в Шамбези — деревушке неподалеку от Женевы, в которой также расположена резиденция митрополита. Этот центр был основан при Патриархе Афинагоре на случай, если бы Константинопольскому Патриарху пришлось покинуть Стамбул. Также он стал центром экуменической деятельности Константинопольского Патриархата — в том числе благодаря тому, что в Женеве расположен Всемирный Совет Церквей. Община греков в Италии появилась очень давно — еще в 1498 г., после падения Византийской империи. Тем не менее, митрополия Италии была учреждена лишь в 1991 г., а в 1998 г. признана итальянскими властями. Кафедру, которая является также экзархией Южной Европы, занимает митрополит Геннадий. Она находится в Венеции — как в силу того, что греческая община в этом городе имеет долгую историю, так и потому, что Ватикан не допускает присутствия кафедры православного епископа в Риме. Митрополия дважды в месяц издает журнал «Православная жизнь». Митрополия Торонто до 1996 г. была частью Американской архиепископии, в 1996 же году стала отдельной митрополией, включившей в себя всю Канаду. Она возглавляется митрополитом Сотирием, который имеет также викарного епископа Христофора с титулом Андидского. Кафедра митрополии расположена в Торонто. Митрополия Буэнос-Айреса основана в 1996 г. Ранее она была частью Американской архиепископии. В нее входят: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай, Колумбия, Перу и Эквадор. Митрополит — ныне Геннадий — является экзархом Южной Америки. Его кафедра находится в Буэнос-Айресе. Он имеет викарного епископа с титулом Асского. Митрополия Панамы, как и предыдущие, изначально была частью Американской архиепископии, а в 1996 г. стала отдельной епархией. Она включает в себя все страны Центральной Америки: Панаму, Коста-Рику, Гватемалу, Никарагуа, Андорру, Сальвадор, Белиз, а также Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Багамские острова, Кубу, Гаити, Пуэрто-Рико, Доминиканскую республику и Ямайку. Центр митрополии находится в Мехико, Мексика. Ее глава митрополит Афинагор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Что касается епископов титулярных ( ο π ψιλν ττλον πσκοποι, ο π τ ψιλ νματι πσκοποι), то они занимают в составе иерархии Константинопольской Церкви особое положение. В Общих Канонисмах о титулярных епископах содержатся лишь немногие сведения. В «Уставе» об архиереях предписывается, между причем, следующее: «Все вообще архиереи должны, согласно церковным канонам, пребывать в своих епархиях, совершая в них поездки в определенные времена, – по обычаю каждой епархии, и духовно надзирая за христианами, но без обременения их. Они не имеют разрешения приглашать на службу к себе титулярных архиереев и чрез их посредство рассматривать (подлежащие их ведению) дела, за исключением только глубокой старости или неизлечимой болезни, а равно (и таких случаев), когда по какой-либо благословенной причине, церковной или политической, архиерей будет вызван в Константинополь» (§ 7). Затем тот же «Устав» говорит, что имущество, оставшееся после смерти титулярных епископов, находящихся на покое, должно распределяться так же, как и имущество патриархов и митрополитов, скончавшихся на покое (§ 11). Наконец, патриарху с синодом вменяется в обязанность заботиться о достойном обеспечении и проживающих на покое титулярных епископов (III-§ 11). Таким образом. Канонисмы принципиально высказываются против титулярных епископов. Лишь по «экономии» допускается избирать и титулярных архиереев. Исключение обусловливается тремя мотивами, кановы: глубокая старость правящих митрополитов, неизлечимая их болезнь и благословенное оставление епархии для поездки в Константинополь, например, для участия в деятельности священного синода, по вызову правительства и т. п. Таково требование действующего церковного устава. Практика во многих случаях подтверждает его и свидетельствует о своем соответствии закону. Но, с другой стороны, нельзя отрицать и того, что иногда избрание титулярных епископов не стоит в строгом согласии с рекомендуемой в Канонисмах экономией, – как это можно видеть из представленных выше фактов такого избрания в течение 1901–1912 годов. По-видимому, и в Константинопольской Церкви вопрос о титулярных епископах получил в последнее время направление аналогичное вопросу о викарных епископах в Церкви Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

сер. Сей духовный чиновник более уже двадцати лет занимает первое после епископа место в управлении епархией и отличается способностями, деятельностью и совершенною готовностью исполнять волю начальства. По случаю возведения новых викарных епископов Литовской епархии, осмеливаюсь представить на благоуважение вашего высокопревосходительства, не благоугодно ли будет, из уважения к долговременной службе, занимаемым должностям и многочисленному семейству председателя Антония Тупальского, испросить для него особую Его Императорского Величества милость, в назначении ему ежегодно 1.000 р. сер. столовых денег, из числа отпускавшихся на содержание покойного викарного епископа Льва Яворовского 9.576 р. ас., пока он будет занимать означенные выше три должности. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову, от 2 декабря за 360, об исходатайствовании улучшения состояния Литовской консистории насчёт суммы, получавшейся покойным епископом Яворовским Литовская Греко-униатская консистория получает доныне то же содержание, каковым пользовалась при существовании бывшей Брестской епархии в особом её виде, именно 2.000 талеров или 9.576 р. ас. Между тем, число церквей, в её ведении состоящих, умножилось тремястами, а число дел почти утроилось. Из уважения к сему, в именном Высочайшем указе 22 апреля 1828 года, при соединении в две четырёх тогда бывших епархий, шестым пунктом предположены прибавочные по штатам консистории расходы: но прибавкой таковой воспользовалась до сих пор одна только консистория Белорусская, к прежнему содержанию которой назначено 2.000 р. ас. из доходов Жидичинской бенефиции. Посему долгом поставляю просить ваше высокопревосходительство об исходатайствовании Высочайшего соизволения на улучшение состояния Литовской консистории, обращением для канцелярского штата оной и на канцелярские расходы остающегося количества денег от оклада, покойному епископу Яворовскому из казны отпускавшегося, за назначением 2.000 руб. сер. для викарного епископа Зубко и председателя Тупальского, сколько будет причитаться по курсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

409 В этих словах ясно выражены и побудительные причины, и цель, коими руководилось правительство при закрытии двух униатских епархий. Сокращая число епархий, правительство сокращало также и число самых деятельных и влиятельных противников его дела, какими были тогдашние униатские епископы; с другой стороны, растягивая две униатские епархии на десять губерний, от Вильны до Одессы, оно затрудняло этим сношения униатской паствы со своими пастырями и заставляло её по необходимости прибегать для удовлетворения своих духовных нужд к православным пастырям, а также парализовало и делало невозможным влияние униатских епископов на свою паству. Но правительству мало было того, чтобы редел строй его противников, ему нужны были и пособники в исполнении его планов; а потому оно, воспользовавшись болезнью одного из униатских викариев, Льва Яворовского, отправившегося для своего излечения заграницу, возвело в викария белорусской греко-униатской епархии епископа Мстиславского, старшего заседателя униатской коллегии, Иосифа Семашку, которого направление было хорошо ему известно. 412 Счастье благоприятствовало правительству: в промежуток времени от 1829 по 1833 год не осталось ни одного из враждебных ему четырех униатских епископов: в 1831 г. умерли Сероцинский и Головня, а в 1833 г. Мартусевич и Яворовский. 413 Смерть последних совершенно развязала руки правительству и оно немедленно приступило к новому преобразованию униатских епархий, без сомнения, с целью скорейшего осуществления своего плана: воссоединить униатов с православною церковью. 2-го апреля 1833 года Семашко сделан самостоятельным литовским епископом, а митрополит Булгак переведен в Полоцк, с наименованием архиепископом полоцким. 414 В том же году (11-го декабря) назначены были новые викарные для униатских епархий: для полоцкой Василий Лужинский , для литовской Иоасафат Жарский, с наименованием епископа пинского, и Антоний Зубко, с титулом епископа брестского. 415 Все эти три лица находились на стороне правительства и были, по выражению Блудова, «не только надежные делатели в пользу православия, но и оплот от перехода униатов в латинский обряд, в случае совершенного прекращения иерархического управления греко-униатской церкви». 416 Самое перемещение униатских архиереев из одного места в другое, перемена кафедр – полоцкой на место виленской, виленской на место полоцкой – было не пустым, бесцельным передвижением, игрою в названия и титулы, но имело смысл и значение, было плодом глубоко обдуманного плана. Для литовско-виленской епархии, где элемент униатско-католический лежал сплошною массою, где униатов считалось целою сотнею тысяч более полоцкой, требовался архиерей с большею энергией, с более юными силами и с более живою ревностью, нежели какими обладал престарелый униатский митрополит Булгак, и вот его назначают в полоцкую епархию, а Иосифа переводят в виленскую. 417 «Для Литвы, писал Блудов, где нужно более осторожности, продолжительнейших и больших усилий, назначен епископ Иосиф Семашко ». 418

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получает в год серебром: В иподиакона 1) Штатного жалованья по званию Литовского епархиального архиерея 4.000 руб. Во диакона Дек. 26 2) Настоятельского жалованья по Виленскому Свято-Духову монастырю 500 руб. Во иерея Дек. 28 3) Пожизненной пенсии 1.715 руб. 40 коп. Определён Луцким протопресвитером 4) За отшедшие в казну имения 1.339 руб. 3 коп. Избран в асессоры духовной коллегии Июня 20 5) Столовых, пожалованных в 1827 году, 343 руб. 5 коп. В сей должности находился неотлучно, прежде во 2 департаменте Римско-Католической, а после Греко-Униатской духовной коллегии с Августа 6) Пенсиона по ордену Св. Андрея Первозванного 800 руб. Апр. 21 Произведён в сан каноника Март 23 Заседал в Высочайше учреждённом суде над Полоцким архиепископом Иоанном Красовским С Высочайшего соизволения произведён в сан прелата-схоластика Луцкого Униатского кафедрального капитула «За отличные способности, ревность и примерное благонравие», Всемилостивейше пожалован наперсным бриллиантовым крестом, с назначением столовых по 100 руб. асс. в месяц «В воздаяние усердной и ревностной службы» Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны второй степени Апр. 23 Произведён в старшие соборные протоиереи Именным Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату, Всемилостивейше повелено быть ему викарным епископом и председателем консистории Белорусской Греко-Униатской епархии с наименованием епископа Мстиславского, присутствуя и в коллегии, когда он будет находиться в С.-Петербурге Апр. 21 Пожаловано Всемилостивейше 1.000 руб. сер. на первоначальное обзаведение, по случаю возведения в епископский сан В монашество из старших соборных протоиереев пострижен в С.-Петербурге без перемены крестного имени, за несколько дней до посвящения во епископа Во епископа хиротонисан в столичном городе С.-Петербурге С того же времени состоял присутствующим в Греко-Униатской духовной коллегии по Нояб. 1 а председателем Белорусской Греко-Униатской консистории по Всемилостивейше пожалован архиерейским облачением Осматривал Белорусскую и Литовскую Греко-Униатские епархии по Высочайшему повелению

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

– Не трудно заметить, что и в этом возражении дело идет не о действительности рукоположения, а только о его законности, ибо викарный епископ, по существу своего сана, обладает, конечно, всеми благодатными полномочиями епископа и следовательно действия, им совершаемые, имеют полную иерархическую силу. Он ограничен лишь в праве самостоятельно осуществлять свои полномочия, но эти ограничения не таковы, чтобы навсегда уже лишали его возможности принимать напр. участие в совершении епископского рукоположения. И в древнехристианской церкви были, как известно, епископы, не имевшие самостоятельной юрисдикции, называвшиеся хорепископами. Церковные правила запрещали им, между прочим, совершение рукоположений в высшие священные степени; но с разрешения своего епархиального епископа они могли делать это и в таком случае их иерархические действия имели вполне законную силу. 159 По действовавшему в рассматриваемое нами время закону, 160 епископы-суффраганы в Англии поставлены были в такое же положение, в каком находились древние хорепископы, т. е. им предоставлено было осуществлять их иерархические полномочия лишь настолько, насколько это будет им дозволено властью местного епископа или архиепископа. В статуте Генриха VIII, где определяются права епископов-суффраганов, между прочим, прямо говорится, что и в совершении епископского рукоположения, по приглашению, они принимают участие. 161 Таким образом совершенное епископом-суффраганом рукоположение могло быть не только действительным, но и законным если он осуществлял в этом случае свое иерархическое полномочие с дозволения высшей церковной власти. Такого рода примеры мы часто можем видеть и в практике православной Русской церкви, когда викарные епископы привлекаются к участию в совершении архиерейского рукоположения. Сказанное доселе вполне применимо и к рассматриваемому нами вопросу. Джон Годжкинс, суффраган-епископ Бедфордский, не самовольно явился рукополагателем архиепископа Паркэра, а призван был к тому, как мы знаем, грамотою королевы Елизаветы, действовавшей в этом случае, согласию установленным законам, во имя своих высших церковных полномочий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

По действующему русскому праву, каждое церковное учреждение имеет сбой орган хозяйственного управления: архиерейские дома – эконома; в монастырях управление хозяйственною частью вверяется настоятелям и настоятельницам с советом старшей братии и старших сестер; в церквах – избранным прихожанами церковным старостам. В епархии главное управление имуществом церковных установлений принадлежит архиерею и консистории. Имуществом всей русской церкви в последней инстанции управляет Св. Синод через особые, состоящие при нем, учреждения: Хозяйственное Управление и Контроль. 48 Св. Зак. Т. XV. Улож. о наказ. ст. 190 (изд. 1885 г.). Статья эта в настоящее время отменена. 49 Положение церковного старосты определено инструкциею 12 июня 1890 года (новое издание этой инструкции напечатано в 1906 году). 52 Апостольские правила устраняют от епископства глухих и слепых (пр. 78), от принятия в клир так наз. бесноватых, т. е. душевно больных (пр. 79). 53 По каноническому праву римско-католической церкви, для епископа требуется 30 лет, пресвитер посвящается на 25-ом году, диакон – на 23-ем году, субдиакон – на 22-ом году, в низшие степени – лица достигшие 14-летняго возраста и даже моложе этого возраста. 55 В католической церкви со времени папы Григория VII Гильдебрандта (XI в.) все клирики должны быть безбрачны. 56 Поэтому в древние времена хорепископы, т. е. сельские епископы, а в настоящее время викарные епископы и уволенные на покой могут совершать хиротонию только с согласия или по поручению епархиального епископа. 68 Различие между необщежительными и общежительными монастырями состоит в том, что в последних все имущество принадлежит монастырю, как юридическому лицу, а в первых монахи личным трудом могут приобретать вещи в пожизненную личную собственность. Это различие монастырей отражается и на всем внутреннем строе их: в общежительных монастырях настоятели избираются самою братиею и только утверждаются в должности Св. Синодом, по представлению местного епископа (указ Св. Синода 20 марта 1862 г.): напротив, настоятели необщежительных или штатных монастырей прямо назначаются епархиальным начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Пункт 5 . Толкуя п. 5. и связанный с ним п. 6 «Постановления…», Лев Регельсон прежде всего подчеркивает, что «Постановление, предусматривая возможность длительного существования Церкви без первоиерарха, наделяет отдельного епископа правами исключительными, не имеющими прецедента в церковной истории константиновской эпохи», а также делает вывод о том, что «так в церковной жизни взаимодействуют начала, кажущиеся при поверхностном взгляде несовместимыми: соборность в Русской Церкви восстановила патриаршество, патриаршество утвердило личное церковное достоинство епископа, и, наконец, это личное достоинство епископа восстанавливает разрушенную соборность!» Прот. Н. Артемов говорит следующее о п. 5 и п. 6 «Постановления…»: «В 5-м пункте предусматривается, что указанное положение, будь-то для группы архиереев, будь-то для архиерея, управляющего единолично, может принять «характер длительный и даже постоянный». Вряд ли кто-либо из издававших Указ 362 представлял себе, что какая-то часть русской Церкви может оказаться вынужденной обосновывать им свое существование в течение долгих восьми десятилетий… И все же, не на кратчайшие сроки мыслилось то, что в рассматриваемом нами Постановлении сказано о викарных архиереях и епархиях. Ведь совсем незадолго до этого, в сложнейших обстоятельствах борьбы за существование Церкви под набирающим силу богоборческим режимом, был установлен институт викариатства, т.е. малой епархии, которой руководит епископ-викарий с ограниченными правами. А теперь в Постановлении 362 очень дальновидно указывается возможность превращать викариатства в полноценные епархии, т.е. авторы предвидели, что епархии могут нуждаться в административном разделении (пункт 5). В таком случае епархиальный Архиерей сперва своим викарным, обладающим правами полусамостоятельных, предоставляет все права епархиальных Архиереев. Затем согласно «соборному суждению» учреждаются новые кафедры «во всех значительных городах», причем не только полусамостоятельные, но даже и новые самостоятельные архиерейские кафедры. В целом так образуется «церковный округ», во главе которого стоит архиерей «главного епархиального города». На фоне всей церковной истории видно, что здесь православный архиерей наделяется организационными правами, принадлежащих в нормальных обстоятельствах исключительно Архиерейскому Собору Поместной Церкви. Это, можно сказать, предоставление полной церковно-соборной свободы, однако она не произвольна. Порожденная ответственностью, как уже было сказано, она непременно подотчетна…»

http://bogoslov.ru/article/4807476

Тайна епископа Иоанникия 1 Епископ Иоанникий 2 унёс с собой великую тайну. Мы, оставшиеся, не можем её разгадать, но не можем и не разгадывать. Что думал, что чувствовал пятидесятилетний епископ, когда прикреплял больными своими руками полотенце к водопроводному крану, делал петлю и затягивал её на своей шее? Чем была вызвана эта страшная смерть? Общественное мнение уже вполне определённо ответило на этот вопрос: вражда с архиеп. Стефаном 3 , неприятности по службе, вынужденная отставка, тоска по Белгороду, нервное расстройство... Все эти мотивы вполне доступны среднему обывателю, и он с радостью спешит принять их. Ещё бы! Так просто! Неприятности... нервы... И тайна разгадана. Но трагедия епископа Иоанникия в её подлинном смысле до общественного сознания не дошла. И общественное мнение хочет подойти с обычной, обывательской меркой к событию исключительного значения. Мало ли у епископов бывает «неприятностей» по службе! Мало ли притесняют викарных епископов! Мало ли епископов ссылают на покой! Но почему же за всю историю русской Церкви это первый случай самоубийства епископа? Все говорят о «неприятностях». Но все, точно по молчаливому соглашению, забывают – епископ Иоанникий был верующий человек, искренний монах, достойный епископ. Если мы, грешные, слабые, маловерные, терпим и «неприятности», и «тоску», и всякие житейские неудачи – и живём, – как же было не пережить всего этого и монаху! Вспомните: Иоанникий не карьерист. По окончании семинарии он не идёт в академию «делать карьеру», а берёт на себя «послушание» – читать слепому епископу Сильвестру 4 . Он уклоняется от священства, потому что считает себя недостойным. В академию поступает только по настоянию своих друзей; несмотря на настойчивые советы митрополита принять монашество ещё будучи студентом, как это делают большинство карьеристов, он воздерживается от этого. И принимает монашество по окончании курса. Неужели такой человек мог покончить с собой из-за «ссоры» с архиеп. Стефаном? А если и предположить такую нелепую и безумную мысль, неужели бы, умирая, он не написал бы ни строчки в обличение того и тех, кого, очевидно, должен был ненавидеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010