Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОЗЫРСКАЯ ЕПАРХИЯ Вид на Мозырь с собором во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XX в. Вид на Мозырь с собором во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XX в. Существовала в 1942-1947 гг. (в 1942-1943 Мозырская и Речицкая, в 1943-1944 Мозырская и Гомельская, в 1945-1947 Мозырская и Полесская). Центр - Мозырь (Гомельская обл., Белоруссия; в 1938-1954 центр Полесской обл.). В 1922-1929 гг. существовало Мозырско-Туровское викариатство Минской епархии. Викариатство было образовано в связи с провозглашением 23 июля 1922 г. в границах Белорусской ССР автономной Белорусской Церкви во главе с митр. Мелхиседеком (Паевским) . Тогда же было решено восстановить епископские кафедры в «Слуцке, древнем Турове, Бобруйске и Борисове». Весной 1923 г. митр. Мелхиседек вместе с епископами Вяземским Венедиктом (Алентовым) и Гжатским Феофаном (Берёзкиным) хиротонисал на викарные кафедры 3 священнослужителей. 13 марта (по др. данным, 7 апр.) 1923 г. во епископа Мозырско-Туровского после пострижения в монашество был хиротонисан вдовый прот. Иоанн Пашин (см. Иоанн (Пашин) , сщмч.). Местом постоянного пребывания еп. Иоанн избрал мест. Петриков (ныне город Гомельской обл.); он посещал приходы вик-ства, много служил, препятствовал распространению в Полесье обновленчества . 26 марта 1926 г. еп. Иоанн был выслан из Петрикова и лишен на 3 года права проживания в крупных городах. Он продолжал управлять Мозырско-Туровским вик-ством из мест. Лоев (ныне поселок Гомельской обл.). 18 сент. 1926 г. архиерей был приговорен к ссылке в Коми (Зырян) автономную обл. Формально он оставался епископом Мозырско-Туровским до осени 1929 г., когда был назначен епископом Рыльским, викарием Курской епархии. Впосл. Мозырско-Туровское вик-ство не замещалось. Свящ. Гордей Щеглов Обновленчество на территории Белорусского Полесья Первым в регионе к «Живой церкви» примкнул свящ. Г. Бедрицкий, ставший обновленческим уполномоченным по Мозырскому округу. ОГПУ предоставило ему списки священников, к-рые могли бы поддержать раскол. Выбор остановили на мозырском свящ. Пешковском, к-рый возглавил в нач. 1923 г. группу из 30 мирян; в нач. марта того же года Пешковский уехал в Москву. Живоцерковникам удалось склонить на свою сторону 2 священников в Мозыре и настоятелей 3 сельских приходов: в селах Балажевичи, Скородном и Буйновичи. Провал обновленцев был вызван активной деятельностью еп. Иоанна (Пашина), не дававшего раскольникам возможности закрепиться в пределах епархии.

http://pravenc.ru/text/2563944.html

В июне 1945 г. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский), его викарные епископы Хайларский Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский Ювеналий (Килин) вместе с пребывавшим в Харбине Камчатским архиеп. Нестором (Анисимовым) обратились к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их под свое окормление. В авг. того же года глава духовной миссии в Китае Пекинский архиеп. Виктор (Святин) Софийский собор в Харбине. 1923-1932 гг. 2013 г. Софийский собор в Харбине. 1923-1932 гг. 2013 г. также отправил патриарху Алексию I прошение о принятии его в юрисдикцию Московского Патриархата. 26 окт. в Харбине, занятом после поражения в войне Японии советскими войсками, был подписан акт о воссоединении Харбинской епархии с РПЦ. 27 дек. 1945 г. был издан указ Свящ. Синода РПЦ о присоединении Харбинской и Пекинской епархий с их вик-ствами к Московскому Патриархату, а также об образовании Восточноазиатского митрополичьего округа, объединяющего Харбинскую епархию и православные приходы на территории Кореи. Временно управляющим митрополичьим округом в связи с тяжелой болезнью митр. Мелетия († 6 апр. 1946) был назначен архиеп. Нестор. Из-за политических разногласий среди рус. эмиграции в Православной Церкви в Китае произошло разделение. 10 мая 1946 г. Архиерейский Синод РПЦЗ возвел оставшегося в юрисдикции Зарубежной Церкви викарного Шанхайского еп. св. Иоанна (Максимовича) в сан архиепископа. Тем же указом была организована Шанхайская епархия РПЦЗ, существовавшая параллельно с Шанхайским вик-ством РПЦ. 11 июня 1946 г. указом патриарха Алексия I Восточноазиатский митрополичий округ был преобразован в Восточноазиатский Экзархат РПЦ с центром в Харбине. Тем же указом архиеп. Нестор был назначен патриаршим экзархом Вост. Азии с возведением в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, а еп. Ювеналий перемещен в Шанхай (занимал викарную кафедру до янв. 1947). Цицикарским викарием стал еп. Никандр (Викторов). Пекинская духовная миссия оставалась в прямом подчинении Московской Патриархии. 22 окт. того же года определением Свящ. Синода РПЦ Пекинская епархия и Шанхайское вик-ство были включены в состав Восточноазиатского Экзархата, а Пекинский архиеп. Виктор, утвержденный в должности начальника духовной миссии в Китае, был поставлен в подчинение Восточноазитскому экзарху митр. Нестору.

http://pravenc.ru/text/1841143.html

К нач. 1925 г. во главе Д. и Н. е. стоял митр. Митрофан с викарными епископами Иннокентием (Бусыгиным) Каменским и Тихоном Усть-Медведицким. В 1925 г. они присоединились к григорианскому расколу , их подписи стоят под посланием григорианского Временного высшего церковного совета от 22 дек. 1925 г. Митр. Митрофан и еп. Иннокентий до конца жизни оставались в григорианском расколе, еп. Тихон в 1926 г. принес покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) , в том же году снова присоединился к раскольникам, в 1931 г. вторично принес покаяние, но в Д. и Н. е. более не возвращался. После смерти митр. Митрофана григорианскую Донскую кафедру ок. 1930 г. возглавил еп. Иннокентий. В нач. 30-х гг. (до 1932) григорианским Новочеркасским архиепископом был назначен Фотий (Топиро) . В кон. 1925 г. в связи с уклонением митр. Митрофана в раскол на Донскую кафедру был, по нек-рым свидетельствам, назначен еп. Димитрий (Добросердов) , но из-за ареста он в епархию не прибыл. В следующем году епископом Усть-Медведицким, викарием Донской епархии, с правом управления епархией стал Иов (Рогожин). В нач. 1927 г. архиерей был арестован и приговорен к ссылке. Весной 1928 г. митр. Сергий назначил на Донскую кафедру еп. сщмч. Амфилохия (Скворцова) , но власти запретили ему въезд в Новочеркасск, и еп. Амфилохий получил назначение на Мелекесское вик-ство Самарской епархии. 27 апр. 1928 г. епископом Аксайским стал Серафим (Протопопов) , 27 июня того же года он был переведен на Сызранскую кафедру. С 12 марта 1929 по 1930 г. Донскую кафедру занимал еп. Антоний (Романовский) (по-видимому, архиерей жил не в Новочеркасске, а в г. Шахты, где он и был арестован), затем до 1932 г. епархия не имела правящих или викарных архиереев. 13 мая 1932 г. епископом Каменским, викарием Д. и Н. е., был назначен Симеон (Михайлов) , в июне того же года переведенный правящим архиереем Сарапульской епархии. Его преемником на Каменском вик-стве стал 11 авг. 1932 г. Владимир (Горьковский) с правом управления Д. и Н. е. Однако уже 23 окт. того же года управляющим Донской епархией с титулом «епископ Каменск-Шахтинский» был поставлен Александр (Раевский) . После его перевода 16 февр. 1933 г. управляющим Бакинской епархией временно управляющим Д. и Н. е. стал вик. Ростовской епархии Таганрогский еп. Иосиф (Чернов) . Еп. Иосиф был арестован в янв. 1935 г., и с того времени Д. и Н. е. более не имела ни правящих, ни викарных архиереев. В 1935 г. еп. Антоний (Романовский) был назначен на Ставропольскую кафедру с титулом «Ставропольский, Донской и Сталинградский». В 40-х гг. основная территория Д. и Н. е. вошла в Ростовскую-на-Дону епархию и в Сталинградскую епархию (см. Волгоградская и Камышинская епархия ). Святыни

http://pravenc.ru/text/178954.html

1917. С. 415-416). Синод ответил на прошение отказом из-за отсутствия средств, при этом было указано, что в случае изыскания требуемых сумм в Уфимской епархии вопрос в будущем мог бы решиться положительно. В авг. 1912 г. Уфимский еп. Михей (Алексеев) вновь возбудил ходатайство об открытии вик-ства, при этом в качестве источников финансирования из местных средств указывались: уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , мензелинский во имя пророка Илии , бирский Свято-Троицкий и Покрова Пресвятой Богородицы (Эннатский) жен. монастыри, епархиальное братство Воскресения Христова и епархиальный съезд духовенства. Несмотря на согласие мон-рей и епархиальных учреждений финансировать вик-ство, 19 янв. 1913 г. Синод отклонил ходатайство еп. Михея, признав затраты слишком обременительными. Для лучшей координации и активизации миссионерского дела в епархии Уфимский еп. Андрей (Ухтомский) в 1914 г. ввел особую должность заведующего Уфимской епархиальной миссией, на которую был назначен бывш. помощник смотрителя Обоянского ДУ иером. Николай (Ипатов) с возведением его в сан архимандрита; одновременно он был назначен товарищем председателя епархиального миссионерского комитета, председателем совета епархиального братства Воскресения Христова и благочинным всех мон-рей епархии. В апр. 1915 г. еп. Андрей возбудил перед Синодом 3-е ходатайство от Уфимской епархии об учреждении в ней вик-ства. Синод указом от 30 марта 1916 г. уведомил, что признает необходимым учреждение кафедры викарного епископа и предоставляет 3 тыс. р. на ее содержание, но до Февральской революции средства не были выделены. После введения еп. Андрея 14 апр. 1917 г. в новый состав Синода, что стало причиной частого отсутствия архиерея в епархии, обязанности викарного епископа Уфимской епархии расширились; в частности, предполагалось, что он должен замещать правящего епископа на время его отъездов. В очередном ходатайстве об открытии викарной кафедры еп. Андрей сформулировал свои пожелания в отношении викария: «...1) чтобы викарный епископ Уфимской епархии был наименован Златоустовским, 2) чтобы в сан епископа Златоустовского был возведен заведующий ныне миссией Уфимской епархии, уже прекрасно познакомившийся с делами епархиального управления и миссии архимандрит Николай, 3) чтобы местопребывание викарный епископ имел в отстоящем в 3 верстах от г.

http://pravenc.ru/text/199911.html

94). В связи с бедственным положением 1 окт. 1926 г. пленум УралОМЦУ постановил приходы Златоустовского окр. передать в ведение Челябинской обновленческой епархии. Однако это решение не было поддержано синодом, и на 1 янв. 1928 г. Златоустовская кафедра числилась в составе Уральской митрополии как отдельная епархия, состоящая из 3 приходов и не имеющая епископа. При этом 19 апр. 1928 г. синод издал указ о переводе Златоустовского церковного окр. из ведения Уфимского ЕУ в ведение УралОМЦУ и о перемещении центра З. в. в пос. Катав-Ивановский (ныне г. Катав-Ивановск). Перемещение центра вик-ства было вызвано тем, что в Златоусте обновленцы не имели ни одного храма. После реорганизации в обновленческом викариатстве числилось 9 приходов. Приведенный указ может свидетельствовать о том, что в нач. 1928 г. Златоустовский церковный окр. ненадолго переводился из ведения УралОМЦУ в ведение Уфимского обновленческого ЕУ. Др. объяснение предполагает передачу в состав З. в. приходов Уфимской обновленческой епархии, расположенных на той части бывш. Златоустовского у., к-рая при изменении административно-территориального деления в 1922 г. осталась в составе Башкирии. Председателем Златоустовского викарного церковного управления был назначен настоятель церкви в Катав-Ивановском прот. Николай Рассыпинский. 27 дек. 1928 г. пленум УралОМЦУ вновь обсуждал положение дел в обновленческом З. в., к-рое из-за малочисленности приходов не имело возможности содержать архиерея. Пленум постановил передать вик-ство Челябинской епархии. К нач. 1929 г. в Златоустовском окр. Уральской обл. числилось 16 обновленческих приходов, к кон. того же года их количество уменьшилось до 7, в них служили 5 клириков. В 1930 г. в обновленческое З. в. входили приходы Катавского и Миньярского р-нов, к нач. 1931 г. большинство храмов вик-ства было закрыто. 19 мая 1931 г. постановлением УралОМЦУ З. в. было преобразовано в благочиннический округ Челябинской обновленческой епархии. Благочинным был назначен настоятель церкви с.

http://pravenc.ru/text/199911.html

Благодаря активной деятельности еп. Сергия его статус как Ямбургского епископа был повышен: 10 дек. 1901 г. он стал 2-м викарием С.-Петербургской епархии, 22 февр. 1903 г.- 1-м викарием. Стремясь сблизить с Церковью образованное общество, епископ с нояб. 1901 г. вел религиозно-философские собрания представителей духовенства и мирян, на к-рых обсуждались проблемы общественной и церковой жизни: взаимоотношения Церкви, интеллигенции и гос-ва, свобода совести, Церковь и брак, догматы христианства в совр. мире и мн. др. (в апр. 1903 собрания были прекращены по распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева ). С апр. 1905 г. еп. Сергий временно управлял Финляндской и Выборгской епархией. После утверждения 6 окт. 1905 г. еп. Сергия на Финляндской кафедре статус Ямбургского вик-ства понизился: хиротонисанный 6 нояб. 1905 г. на Ямбургскую кафедру еп. Сергий (Тихомиров) стал 3-м викарием епархии и не менял статус за все время пребывания на кафедре (первенство перешло к Нарвскому викариатству ). С открытием в С.-Петербургской епархии Кронштадтского вик-ства статус Ямбургской кафедры снова понизился: хиротонисанный во епископа Ямбургского 22 февр. 1909 г. еп. Феофан (Быстров) сначала имел статус 4-го викария, 30 дек. того же года переименован в 3-го викария. При переводе еп. Феофана на Симферопольскую кафедру Ямбургским епископом 19 нояб. 1910 г. был назначен Георгий (Ярошевский) , который получил звание 3-го викария (с 22 нояб. 1911 - 2-й викарий). 13 мая 1913 г. еп. Георгий был назначен правящим архиереем Калужской епархии, 30 мая 1913 г. ректором СПбДА и епископом Ямбургским стал Анастасий (Александров) в звании 3-го викария (с 20 марта 1914 - 2-й викарий С.-Петербургской епархии). Кроме должности ректора СПбДА еп. Анастасий с 1913 г. также занимал пост председателя С.-Петербургского епархиального миссионерского совета. В связи с тем что в июне 1917 г. епархия стала называться Петроградская и Гдовская, указом Синода от 17 июня 1917 г. было упразднено ее 1-е вик-ство - Гдовское , Ямбургский еп. Анастасий стал 1-м викарием Петроградской епархии. С тех пор до кон. 1927 г. статус Ямбургских (Кингисеппских) епископов не менялся. После кончины еп. Анастасия 6 июля 1918 г. Ямбургская кафедра ок. 3 лет оставалась вакантной, полномочия 1-го викария перешли к Нарвскому еп. Геннадию (Туберозову) .

http://pravenc.ru/text/1684634.html

По указу имп. Екатерины II Алексеевны от 28 февр. 1778 г. образована Орловская губ. (5 сент. 1778 - 12 дек. 1796 Орловское наместничество). Ко времени образования территория губернии распределялась между 3 епархиями: Московской (Севское вик-ство), Воронежской и Крутицкой. 6 мая 1788 г. последовал указ имп. Екатерины II о приведении границ епархий в соответствие с новым территориальным делением империи. На этом основании Синод указом от 17 мая открыл самостоятельную епархию на базе Севского вик-ства и передал в ее состав все мон-ри и церкви в пределах Орловского наместничества. Архиереи получили титул «Орловские и Севские». Их местопребыванием был определен архиерейский дом в Севском Преображенском монастыре, где находились семинария (основана в 1778) и консистория. В состав новообразованной епархии были включены города на территории совр. Орловской обл.: Орёл, Дмитровск, Кромы (ныне поселок), Дешкин (ныне не существует), Мценск, Ливны, Малоархангельск и Болхов. Первоначально в пределах Орловской епархии насчитывалось 824 церкви: 560 отчислены от Севского вик-ства, 196 - от Воронежской епархии и 68 церквей - от Крутицкой кафедры. По инициативе Орловского еп. Ионы (Павинского ; впосл. архиепископ) в нач. 1820 г. епархиальный центр перенесен из Севска в Орёл, резиденцией архиереев стал комплекс построек упраздненного в кон. 1819 г. орловского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (преобразован в архиерейский дом). Весной 1827 г. из Севска в Орёл переведена и семинария. Воскресенская ц. на Афанасьевском кладбище. 1895 г.. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Воскресенская ц. на Афанасьевском кладбище. 1895 г.. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В XIX в. в Орловской епархии были основаны 3 обители. В 1853 г. в Болхове на средства помещицы С. И. Трубицыной (впосл. схиигум. София) была создана жен. община, в 1875 г. преобразованная в Богородице-Всехсвятский жен. мон-рь. К 1908 г. в 3 верстах от обители существовал Екатерининский жен. скит с ц. во имя вмц. Екатерины. В 1879 г. на средства купца А. П. Торопова образована жен. община во имя св. Иоанна Предтечи в сельце Посошки (ныне с. Рыжково Сосковского р-на) близ Кром (в 1911 община преобразована в жен. мон-рь). В 1884 г. на средства помещицы М. А. Охотниковой основан Марии Магдалины святой равноапостольной женский монастырь в с. Никольском совр. Должанского р-на.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

При еп. Й. Бобе был построен ряд церквей, в 1810 г. основано Силванское вик-ство (с центром в г. Шимлеу-Силванией). Еп. Йоан Лемени (1833-1850) издал постановление о создании в каждом приходе народной школы с постоянным учителем. Вместе с правосл. еп. Андреем (Шагуной) он председательствовал на румын. национальной ассамблее в Блаже (15 мая 1848), выступал за унию Трансильвании с Венгрией и участвовал в заседаниях гос. собрания Венгрии. За участие в Венгерской революции 1848-1849 гг. австр. власти вынудили еп. Й. Лемени отказаться от кафедры. Его преемник Александру Стерка-Шулуциу (1851-1867) стал 1-м румын. греко-католич. митрополитом: папа Римский Пий IX буллой «Ecclesiam Christi ex omni lingua» от 26 нояб. 1853 г. вывел греко-католич. еп-ство Фэгэраша из юрисдикции католич. лат. обряда архиепископа Эстергомского и подчинил непосредственно Папскому престолу. Тогда же диоцез изменил название (Фэгэраша и Алба-Юлии) и был возведен в ранг митрополии с суффраганными еп-ствами Оради (существовало с 1773), Лугожа и Герлы (основаны в 1853). Т. о., Румынская греко-католическая Церковь стала автономным церковным образованием; 28 окт. 1855 г. в Блаже еп. А. Стерка-Шулуциу вступил в должность митрополита. В дек. 1918 г. румын. население Трансильвании при активном участии греко-католич. генерального викария Василе Сучу провозгласило присоединение региона к Р. (закреплено Трианонским договором в 1920). Избранный духовенством и утвержденный румын. кор. Фердинандом I, митр. В. Сучу (1920-1935) получил известность благодаря церковно-политической деятельности, аскетизму и учености. Митрополит принял активное участие в восстановлении Трансильвании после первой мировой войны: организовал приют для сирот в Обреже, мастерские декоративно-прикладного искусства в Блаже, учредил конгрегацию сестер Богоматери (1921), призванную заботиться о сиротах и об обездоленных. Был основан ин-т «Благодарение» с жен. гимназией, общеобразовательной школой, коммерческой школой и со школой-интернатом; расширена ДС и учреждена высшая коммерческая школа для мальчиков.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБАНИЯ [Республика Албания, Шкиприя, албан. Shqiperia], гос-во на юге Европы. Территория: 28,75 тыс. кв. км. Столица: Тирана (270 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Дуррес, Шкодер, Эльбасан, Влёра. Гос. язык: албанский. География. Расположена в юго-зап. части Балканского п-ова, на побережье Адриатического и сев. части Ионического морей. Граничит на севере и сев.-востоке с Югославией, на востоке с Македонией, на юге с Грецией. Климат средиземноморский. Население: ок. 3400 тыс. чел. (1999), 95% - албанцы (2 диалектные группы - геги и тоски), 3% - греки, остальные - влахи, цыгане, сербы, македонцы и др. Офиц. язык: албанский (тоскский диалект). Гос. устройство. По Конституции 1998 г. А. является парламентской республикой. Глава гос-ва - президент (с июля 1997 - Р. Мейдани), избирается парламентом сроком на 5 лет. Высший орган законодательной власти - кувенд (парламент), состоящий из 140 депутатов, избираемых на 4 года. Глава исполнительной власти - председатель СМ (с нояб. 1999 - И. Мета). Религия: ок. 70% - мусульмане; более 20% - православные; 10 % - католики (1997). Албанская Православная Церковь имеет в стране 4 епархии: Тирано-Дурресско-Эльбасанская возглавляется архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием (Яннулатосом), Берато-Влёро-Канинская - еп. Игнатием (Триантисом), Гирокастринская; Корчинская - еп. Иоанном (Пелуши) и Апполонийское вик-ство. Католич. Церковь имеет митрополию Шкодер, в к-рую входят 4 еп-ства - Пулати, Сапе, Лежа и Решени; архиеп-ство Дуррес-Тирана, а также апостольского администратора в Юж. А., подчиняющегося непосредственно Римской курии. Католич. общины возглавляет Епископская конференция. Протестантизм представлен общинами евангелистов, баптистов , адвентистов Седьмого дня, методистов , изначально связанных с миссиями США и Нидерландов. Ислам. Мусульмане А.- последователи суннитской доктрины, а также дервишского ордена бекташей, основанного в XV в. С 1925 до 1967 г. центр бекташизма находился в А. Традиционно наиболее сильные позиции ислама в сев. и центральных районах страны. Руководящий орган мусульман - Албанская исламская община (осн. 1991).

http://pravenc.ru/text/64028.html

В окт. 1918 г. католическим епископом Виленским был назначен литовец Юргис Матулайтис (Ежи Матулевич). Виленская епархия к тому времени являлась суфраганией Могилёвской митрополичьей архиепархии. У Матулайтиса возник конфликт с клиром Вильно, где доминировали поляки. Если архиерей положительно относился к властям независимой Литвы, был сторонником примирения Польши с Литвой и сохранения единства Виленской епархии, то Виленская кафедральная капитула и Виленская епархиальная семинария были настроены антилитовски, почти все польск. священники в Вильно активно боролись против независимости Литвы, выступая за присоединение к Польше. К нач. 1922 г. вслед. ревиндикаций в Виленском, Белостокском и Новогрудском воеводствах (в пределах Виленской архиепархии) были отняты у православных и обращены в костелы по меньшей мере 54 бывш. римско-католических или униатских храма (в 1-й пол. XIX в. относились к православным Виленской или Гродненской епархиям). Иногда у православных отнимали и те храмы, к-рые были построены на месте бывш. костелов или униат. церквей (в 1-й пол. XIX в. относились к правосл. Виленской или Гродненской епархиям). В собственность римо-католиков перешли бывшие мон-ри базилиан: Раковский, Друйский, Вольнянский. В результате земельной реформы 1922 г. католич. Церковь в Литве получила значительную часть недвижимости, утраченной ею в результате конфискации правительством Российской империи. В 1923 г., несмотря на требования властей Литвы, Ватикан не стал выделять 6 деканатов бывш. Виленской архиепархии, отошедших в 1920 г. Литве, в отдельную епархию, создав для них генеральное вик-ство при архиепископе Виленском. В февр. 1925 г. Ватикан заключил конкордат с Польшей, по которому Виленское архиеп-ство было причислено к Польской церковной провинции, Виленский еп. Ю. Матулайтис по требованию польских властей был отозван. В марте 1925 г. литовцы в знак протеста разгромили резиденцию папского нунция в Каунасе. Ватикан вынужден был пойти на уступки и создал для Литвы отдельную апостольскую администрацию. 4 апр. 1926 г. в пределах Литовской Республики папа образовал Литовскую церковную провинцию (митрополию) с центром в Каунасе, упразднив ранее существовавшую Жямайтскую (Жмудскую) епархию. Действовала также апостольская администрация для бывш. деканатов Виленской архиепархии, отошедших от Польши Литве в 1920 г. Тогда же в составе Литовско-Каунасской митрополии были образованы 4 суфраганные епархии с центрами в Кайшядорисе, Панявежисе, Тельшяе и Вилкавишкисе. В сент. 1927 г. был подписан конкордат Литвы с Ватиканом. В 1926 г. в Ковенской Литве служили 919 ксендзов.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010