В 1912 г. в Камчатской обл. жили 34 492 чел.: православные - 55,3%, язычники - 42,5, конфуцианцы и буддисты - 1,2, мусульмане - 0,8, протестанты (преимущественно лютеране) - 0,8, католики - 0,23%. В церковном отношении Камчатская обл. входила в 3 епархии: Якутскую (Охотский у.), Владивостокскую (Петропавловский, Гижигинский, Анадырский уезды и Командорские о-ва) и Аляскинскую (Чукотский у.). Численность духовенства составляла 154 чел. На территории области числилось 15 церквей и 41 часовня, из них на п-ове Камчатка (Петропавловский у. и благочиние) - 10 церквей и 36 часовен. В 1911/12 уч. г. в области действовали 32 низших учебных заведения, в т. ч. 29 церковноприходских школ. Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ) Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ) 12 авг. 1916 г. было учреждено Петропавловское и Камчатское вик-ство Владивостокской епархии, во главе к-рого встал еп. Нестор (Анисимов). Вик-ство прекратило существование после эмиграции еп. Нестора в Японию в 1920 г. К 1926 г. на Камчатке действовали 35 церквей, 38 часовен и 42 школы. Самостоятельность Камчатская епархия обрела в 1922 г. по решению Дальневосточного епископского совещания. После установления в 1922 г. на Камчатке советской власти начались аресты духовенства и закрытие храмов. В 20-30-х гг. XX в. 45 священно- и церковнослужителей (почти весь клир епархии) были репрессированы, из них 11 расстреляны. В 1923-1931 гг. на Камчатке закрылись все молитвенные здания (30 церквей и 33 часовни) и церковноприходские школы. В 1920 г. еп. Нестор переехал из Японии в Китай (Харбин), где в следующем году создал Камчатское подворье с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и домом милосердия и трудолюбия. В 1933 г. Нестор был возведен в сан архиепископа Русской Православной Церкви за границей . 27 дек. 1945 г. по решению Свящ. Синода РПЦ Камчатская и Петропавловская епархия «в изгнании» (Камчатское подворье) была упразднена, «как не имеющая собственной территории в пределах государства Китая» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 75. Л. 84-88). Территория К. к. вошла в образованную в 1946 г. Хабаровскую и Приамурскую епархию. Архиеп. Нестор (Анисимов) в 1946 г. был назначен экзархом Московской Патриархии в Юго-Вост. Азии с возведением в сан митрополита. К 1947 г. на территории К. к. не было ни одной церкви и ни одного священника.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви (УПЦ). Территория включает юж. часть Киевской обл. Епархия разделена на 12 благочиннических округов: Белоцерковский, Богуславский, Володарский, Кагарлыкский, Мироновский, Ракитнянский, Ржищевский, Сквирский, Ставищенский, Таращанский, Тетиевский, Узинский. Кафедральный г.- Белая Церковь, кафедральные соборы - Преображения Господня (г. Белая Церковь) и во имя Святой Троицы (г. Богуслав). Правящий архиерей - митр. Августин (Маркевич) . В апр. 2002 г. в епархии было 173 прихода и 3 мон-ря, численность духовенства - 144 священнослужителя. Церковная жизнь на территории совр. Б. и Б. е. была связана c сер. XI в. с историей Юрьевской епархии (епископ Юрьевский впервые упоминается в 1072-1073), затем пришла в упадок после монголо-татар. нашествия 1240 г. В 1552 г. для защиты Киева с юга построен Белоцерковский замок, после чего началось возрождение церковной жизни (правосл. храмы в Белой Церкви впервые упоминаются в 40-50-х гг. XVI в.), а территория совр. Б. и Б. е. входит в Киевскую митрополию . В кон. XVII - нач. XVIII в. в регионе при поддержке польск. правительства активно насаждалось униатство , к-рое в 1737-1739 гг. распространилось на все приходы в Белой Церкви и Поросье. С 1768 г. началось движение за возрождение Православия, формируются правосл. правления (в т. ч. Белоцерковское и Богуславское), к-рые подчиняются Переяславской епархии (с 1785 Переяславское вик-ство Киевской митрополии). В 1796 г. почти все приходы на территории совр. Б. и Б. е. окончательно перешли в Православие и в XIX-XX вв. входили в Киевскую митрополию, в советское время большинство из них прекратило существование, были закрыты мон-ри, разрушены мн. храмы. Для возрождения церковной жизни в 1994 г. была учреждена самостоятельная епархия с кафедрой в Белой Церкви. 1 авг. 1994 г. во епископа Белоцерковского хиротонисан Серафим (Зализницкий), к-рый начал активную деятельность по восстановлению церковной жизни в регионе. Одной из главных забот Белоцерковского епископа стало сохранение приходов в юрисдикции УПЦ, т. к. одновременно продолжало существовать Белоцерковское вик-ство Киевской епархии, входящее в раскольническую УПЦ Киевского Патриархата. При епархиальном управлении были созданы отделы: издательский, духовного образования и катехизации, информационный, юридический, архитектурно-строительный, социального служения. Началось строительство приходских храмов, в 1997 г. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (Белая Церковь) сооружен новый иконостас.

http://pravenc.ru/text/77956.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

Кафедральный собор Рождества Богородицы в Баку. 1896 г. Кафедральный собор Рождества Богородицы в Баку. 1896 г. В XVII-XVIII вв. происходит постепенное присоединение азерб. земель к России: в 1723 г. Баку, затем прикаспийская область от Сальян до Астрабада (отошедшие в 1734 к Ирану). Значительную часть сев. и юж. территории захватила Турция, вытесненная впосл. Ираном. После распада персид. гос-ва на территории А. образовалось 17 ханств. Во 2-й пол. XVIII в. Персия завоевала юж. ханства А. В 1803-1805 гг. к России мирным путем были присоединены Карабахское, Шекинское ханства; Ганджинское ханство было присоединено после взятия рус. войсками г. Ганджа (совр. Гянджа). По Гюлистанскому (1813) и Туркманчайскому (1828) мирным договорам между Россией и Ираном за Россией были закреплены области А. с Баку, Сальянами и Ленкоранью; была установлена юж. граница А., существующая в наст. время. В течение всего XIX в. А. оставался для России стратегически важным регионом в Закавказье, здесь располагались пограничные с Ираном и Османской империей гарнизоны. На территории А. была образована Шемахинская губ., в 50-60-х гг. были созданы Бакинская и Елизаветпольская (Елизаветполь - совр. Гянджа). А. входил в каноническую территорию Грузинского экзархата (см. Грузинская Православная Церковь ), составляя его Бакинское вик-ство. В А. рус. администрация встретилась с давно сложившейся устойчивой исламской культурой. Попытки проповеди христианства большого успеха не имели. В кон. XIX в. число православных в А. было невелико, в основном это были рус. чиновники, военные и немногочисленное груз. население. Так, в Елизаветпольской губ. в 1886 г. насчитывалось 0,21% православных от всего населения. В то же время было и 0,26% лютеран нем. и прибалт. происхождения, служащих в рус. администрации. В Баку в 90-х гг. XIX в. действовало 5 правосл. церквей, в Елизаветполе - 2. Значительное влияние имела армяно-григорианская Церковь , особенно в зап. районах А., в Елизаветпольской губ., где число ее прихожан достигало 36% населения. Активное развитие промышленных предприятий и нефтедобывающих промыслов в Баку на рубеже XIX-XX вв., связанное с притоком рабочей силы из России, не привело к укреплению Православия: ему противодействовали различные политические течения левого толка. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из главных очагов революционного движения в России. В 1905 г. было образовано Бакинское вик-ство, последовательно возглавляемое еп. Никандром (Феноменовым - назначен 19.05.1905, 2.06.1905 переведен на др. кафедру), еп. Григорием (Вахниным - 9.05.1907-31.12.1910), еп. Пименом (Пеговым - 13.02.1911-13.12.1912), еп. Григорием (Яцковским - 13.12.1912-1917).

http://pravenc.ru/text/63688.html

13 мая 1796 г. И. был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Минской и Волынской кафедры. 9 авг. того же года прибыл в Слуцк, где в слуцком во имя Святой Троицы монастыре находилась резиденция Минских архиереев (формально кафедральным был Екатерининский собор в Минске). При вступлении И. на кафедру епархия занимала обширную территорию Белоруссии и Зап. Украины в границах Минской, Виленской, Слонимской и Волынской губерний, образованных после 2-го и 3-го разделов Речи Посполитой. 16 окт. 1799 г. Житомирское вик-ство, существовавшее на территории Волынской губ., было выделено в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию, И. стал именоваться архиепископом Минским и Литовским. К возглавляемой И. епархии изначально относились (исключая Житомирское вик-ство, существовавшее автономно) 201 правосл. приход в пределах Минской губ. и 20 мон-рей (18 мужских и 2 женских) с 48 монашествующими и 11 послушниками. Самой многочисленной была братия слуцкого в честь Преображения Господня монастыря (15 насельников). Обращения И. в Синод с просьбой пополнить штат мон-рей за счет перевода монахов из др. епархий не получили удовлетворения, и архиерей был вынужден сократить количество обителей, к 1811 г. их осталось 11. В то же время число приходов при И. возросло до 273. Выступая против практики наследования приходов, И. запретил в офиц. документах именовать приходы как «наследственные», «ибо церковь никогда и никому не может быть наследственна». Принял меры по обеспечению храмов утварью, богослужебными книгами, способствовал улучшению материального благополучия клира. С этой целью при храмах епархии стали открываться свечные лавки. В 1808 г. И. ввел должность церковных старост. Почти все храмы в епархии были деревянными. Большой проблемой являлся ремонт обветшавших и восстановление сгоревших церквей, поскольку эти работы невозможно было осуществить за счет средств прихожан - бедных крестьян, а правосл. помещиков было крайне мало. Положение усугублялось тем, что в 1800 г.

http://pravenc.ru/text/578184.html

Окончательное организационное оформление автокефалистского раскола произошло 14-30 окт. 1921 г. на «Всеукраинском соборе» УАПЦ, когда с грубым нарушением канонов были поставлены раскольнические «епископы» («самосвяты»). Единственным архиереем РПЦ, прибывшим на съезд, стал митр. Михаил, к-рый обратился к участникам с архипастырским увещеванием и предложением покинуть самочинное собрание. В 1921-1923 гг. власти периодически снимали с регистрации органы церковного управления, заставляя создавать и регистрировать новые. В нач. окт. 1921 г. митр. Михаил учредил «Церковный совет из клириков и мирян при Киевском митрополите», в него вошли секретарь прот. Николай Гроссу, протоиереи Михаил Вишневецкий и Феодосий Павловский, миряне Н. Белогорский, В. Петрушевский, А. Браиловский. Совет был зарегистрирован Киевским губисполкомом. Согласно уставу, новый епархиальный орган имел в своем ведении благочиния и благочиннические советы в пределах Киевской губ., пользовался печатью «Управление Киевской епархии» (ГА Киевской обл. Ф. 111. Оп. 1. Д. 322. Л. 112). Церковный совет действовал до янв. 1923 г. В нач. 20-х гг. произошли перемены в составе вик-ств К. е. В 1921 г. появились Бердичевское и Звенигородское вик-ства. Не позднее февр. 1921 г. во епископа Звенигородского был хиротонисан архим. Алексий (Готовцев) , назначенный настоятелем киевского Златоверхого Михайловского мон-ря, в это время почти полностью занятого советскими учреждениями. В том же году в Киеве состоялась хиротония во епископа Бердичевского Александра (Чекановского). В нач. окт. 1921 г. Черкасский еп. Назарий (Блинов) был переведен на Радомысльское вик-ство , на Черкасскую кафедру 9 окт. 1921 г. был хиротонисан архим. Николай (Браиловский), бывш. ключарь Киево-Софийского собора. В нач. 1922 г. было учреждено Богуславское викариатство , 8 янв. во епископа Богуславского и Липовецкого был хиротонисан Георгий (Делиев) . 4 мая 1922 г. скончался Уманский еп. Платон (Петров), возглавлявший викариатство с 1920 г., в 1922 г. на Уманскую кафедру был хиротонисан архим. Макарий (Кармазин) .

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После территориальной реформы 7 марта 1923 г. 14 уездов Киевской губ. были объединены в 7 округов: Белоцерковский, Бердичевский, Киевский, Шевченковский (Корсунский), Малинский, Уманский, Черкасский. Движение «Живая церковь» получило активную поддержку в Бердичевском, Малинском и Белоцерковском округах. После структурного оформления обновленчества на территории Киевской обл. было учреждено 2 вик-ства - Черкасское во главе с «епископом» Иосифом (Яцковским) и Бердичевское во главе с «архиепископом» Александром (Чекановским). Впосл. вик-ства выделились в самостоятельные епархии. 20 февр. 1925 г. пленум Киевского ЕУ принял решение учредить для Киева кафедру викарного епископа с титулом «Васильковский». Кандидатом был избран вдовый прот. Павел Циприанович, «хиротонисанный» в июне 1924 г. (уже 3 окт. 1924 после избрания «епископа» Павла на Белоцерковскую кафедру Васильковское викариатство было упразднено). Кардинальные изменения в структуре Киевской обновленческой епархии произошли после Харьковского Собора (май 1925), провозгласившего автокефалию Украинской синодальной Церкви. 1 янв. 1926 г. в своем обращении к пастве «митрополит» Иннокентий обратил внимание, что Киевская епархия «после Харьковского собора, следуя новому гражданскому районированию Украины, разделилась на пять самостоятельных епархий: Киевскую, Бердичевскую, Черкасскую, Белоцерковскую и Уманскую, причем в состав нынешней Киевской епархии, кроме самого гор. Киева и его окрестностей, вошли следующие районы прежней Киевщины: Васильков, Чернобыль, Ржищев, Обухов, Макаров, Ново-Шепеличи, Хабное, Дымер, Будаевка, Гостомель, Иванков, Розважев, Кагарлык, Германовка, Бышев, Бородянка и Брусилов и к ним, согласно гражданской схеме, присоединены бывшие Полтавские и Черниговские районы левого берега Днепра: Переяславль, Жукино, Великая Дымерка, Борисполь, Барышевка, Бровары, Рогозов и Лехновка» (Украïнський православний блarobichuk. 1926. 8. С. 10-11). Бердичевское вик-ство (округ), возглавляемое с 1921 г. Александром (Чекановским), занимало 1-е место по количеству обновленческих общин и их организованности.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола. С 8 апр. 1921 г. рус. правосл. приходы в Зап. Европе, согласно указу Патриарха Московского и всея России св. Тихона и соединенного присутствия Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета, находились в управлении архиеп. бывш. Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). Под архиерейским окормлением митр. Евлогия пребывали общины, состоявшие в основном из рус. беженцев, на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, а также Марокко. С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где его кафедральным храмом стала парижская ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Париже были организованы органы епархиального управления, имевшие самостоятельное значение в церковной жизни; был основан Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , превратившийся в крупнейший центр рус. богословской науки и духовного образования. Викарием митр. Евлогия в Центр. Европе с 1922 г. являлся Пражский еп. Сергий (Королёв) ; в 1924 г. было учреждено Берлинское вик-ство во главе с еп. Тихоном (Лященко) ; в 1925 г. управляющим вик-ством Юж. Франции с местопребыванием в Ницце стал архиеп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит). В 1926 г. викарием митр. Евлогия был назначен переехавший в Лондон архиеп. Серафим (Лукьянов ; впосл. митрополит). С сер. 20-х гг. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци пытался подчинить себе митр. Евлогия или вывести из-под его управления часть приходов. В 1926 г. было принято решение об образовании на основе Берлинского вик-ства самостоятельной Берлинской епархии РПЦЗ. Митр. Евлогий не признал это решение, однако в юрисдикцию РПЦЗ перешла значительная часть рус. приходов в Германии. После происшедшего в 1927 г. окончательного разрыва с зарубежным Архиерейским Синодом от митр. Евлогия к РПЦЗ перешла и небольшая часть рус. приходов в др. странах Зап. Европы, и т. о. образовалась параллельная Западноевропейская епархия РПЦЗ с центром в Париже. В 20-х гг. находившиеся под упр. митр. Евлогия приходы пребывали в юрисдикции РПЦ и именовались «Западноевропейская епархия» или «Западноевропейская митрополия», хотя с т. зр. Московского Патриархата речь шла о пользовавшихся правами ставропигии отдельных приходах и храмах на территории Зап. Европы, временно порученных митр. Евлогию.

http://pravenc.ru/text/182573.html

В том же году принято решение об учреждении Липецкого викариатства , однако замещено оно не было. Фактически это вик-ство существовало в Тамбовской (с 1929 в Воронежской) епархии с 1926 г. на территории Липецкого у.; 1-м архиереем назначен еп. сщмч. Уар (Шмарин) . В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. началось массовое закрытие храмов и ликвидация мон-рей. Кафедральный собор в честь Рождества Христова закрыт в 1931 г., в Липецке разрушены Троицкий (в 1931) и Покровский (в сер. 30-х гг. XX в.) храмы. По данным на 8 июня 1936 г., в Липецке действовали 3 храма, в Трубетчинском р-не - 15, в Боринском - 11, в Лебедянском - 26. 8 июня 1935 г. арестован еп. Уар, а в 1937 г. вместе с группой священнослужителей и мирян - Липецкий еп. Александр (Торопов) , после чего управление приходами осуществлял митр. Сергий ( Страгородский ; с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В ХХ в. на территории Л. о. существовали также следующие вик-ства: Задонское (в нач. 20-х гг. в составе Воронежской и Задонской, в 1993-2003 - Воронежской и Липецкой, в течение 2003 - Липецкой и Елецкой епархии); Елецкое (в 1906-1937 в составе Орловской епархии; в 20-х гг. действовало как самостоятельная Елецкая епархия); Раненбургское (в 1924-1931 в составе Рязанской епархии). Христорождественская ц. в Студёнках, Липецк. 1859–1869 гг. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Христорождественская ц. в Студёнках, Липецк. 1859–1869 гг. Фотография. 50-е гг. ХХ в. К нач. Великой Отечественной войны в Липецке были закрыты все храмы, на территории Л. о. репрессировано более 1 тыс. священнослужителей. В крае не действовал ни один мон-рь. В 1943 г. в Липецке была открыта 1-я в городе и районе Христорождественская ц. в Студёнках. Тогда же управление приходами на территории бывш. Липецкого вик-ства перешло от митр. Сергия к временно управляющему Воронежской епархией Курскому еп. Питириму ( Свиридову ; впосл. митрополит), а затем к Воронежским архиереям. Остальные районы Л. о. по-прежнему входили в Орловскую, Тамбовскую, Рязанскую и Тульскую епархии.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Вскоре после появления обновленчества Тамбовский еп. Зиновий (Дроздов) и Козловский еп. Павел (Поспелов) пошли на сотрудничество с обновленческим Высшим церковным управлением, но уже в сент. 1922 г. порвали с ним. Обновленческий «епископ Липецкий», временно управляющий Тамбовской обновленческой епархией, Василий Знаменский, прибыв в нояб. 1922 г. в Тамбов, поставил вопрос об образовании в регионе вик-ств в рамках уездных духовных правлений, в т. ч. и вик-ства для Козловского у. Канонической Церкви противостояли обновленческие «Козловские епископы»: Досифей Степанов (1926 - 16 авг. 1927), Христофор Сокольский (23 сент.- 1 нояб. 1927), Сергий Волков (1 нояб. 1927 - 1928), Герман Никольский (4 окт. 1928 - 20 марта 1929), Алексий Щербаков (1929-1930), Димитрий Крылов (1930), Иоасаф Рогозин (1930-1931), Арсений Покровский (1931-1932), Гермоген Лебедев (1933-1935), Григорий Орлов (2 окт. 1935 - 15 апр. 1938). Не позднее 1930 г. Козловское вик-ство было преобразовано в самостоятельную епархию в составе обновленческой Центрально-Чернозёмной митрополии. 4 окт. 1927 г. по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Козловский еп. Вассиан (Пятницкий) был назначен временно управляющим Тамбовской епархией с передачей в его ведение приходов Тамбовского, Козловского, Кирсановского и Борисоглебского уездов. В этот период часть духовенства в регионе не признавала власть митр. Сергия в связи с возникновением в Воронежской и Тамбовской епархиях в 1928 г. движения буевцев , одного из наиболее радикальных течений иосифлян , основателем к-рого стал бывш. Козловский еп. Алексий (Буй), 27 марта 1928 г. запрещенный в священнослужении. В 30-40-х гг. XX в. в Козлове (с 1932 Мичуринск) и ближайших районах власти боролись с «козловским подпольем истинно православных христиан». 9 апр. 1930 г. еп. Вассиан (Пятницкий) был возведен в сан архиепископа (по одним данным, с сохранением титула «Козловский», по др. данным, с титулом «Тамбовский и Козловский»). 18 сент. 1930 г. он был заключен в тюрьму, освобожден 4 февр. 1931 г., вернулся в Козлов, в 1935 г. к Пасхе награжден правом ношения креста на клобуке. 26 окт. 1935 г. архиеп. Вассиан был вновь арестован. Впосл. кафедра в Мичуринске не замещалась. 26 дек. 2012 г. была образована самостоятельная Мичуринская и Моршанская епархия в составе Тамбовской митрополии .

http://pravenc.ru/text/1841698.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010