В апр. 1918 г. собрание екатеринбургских единоверцев поставило вопрос об учреждении в Екатеринбургской епархии Шадринской единоверческой кафедры (см. Шадринское вик-ство ). Екатеринбургский архиеп. Григорий (Яцковский) одобрил это решение, но дело не имело продолжения. В дек. 1922 г. состоялось собрание единоверцев Нижнетагильского у., на котором архим. Ириней (Шульмин) был избран Кушвинским единоверческим епископом (см. Кушвинское вик-ство ). Хиротония была совершена, однако еп. Ириней получил назначение на неединоверческую правосл. кафедру. В мае 1924 г. нижнетагильские единоверцы избрали епископом свящ. Николая Зубова, но хиротония не состоялась. В мае 1925 г. была открыта Саткинская епархия , и уральских единоверцев приписали к ней. В 1933 г. 13 единоверческих приходов Свердловской епархии были в подчинении у Саткинского еп. Вассиана (Веретенникова) , остальные уральские единоверческие общины состояли в ведении архиереев, в чьих епархиях они находились. К началу Великой Отечественной войны в Свердловской обл. действовали 3 единоверческих прихода, в первые послевоенные годы они слились с православными, но продолжали оказывать влияние на население. В 1997 г. единоверческий приход образовала община беспоповцев часовенного согласия , начетчик был рукоположен во иерея, община получила в пользование Николаевскую ц. в пос. Горбуново в Н. Тагиле. Святыни Св. источиник у могилы прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине. Фотография. 2008 г. Св. источиник у могилы прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине. Фотография. 2008 г. В верхотурском Николаевском мон-ре с 1704 г. находились мощи прав. Симеона Верхотурского, обретенные в 1692 г. В советское время мощи трижды (в 1920, 1924, 1929) вскрывались. Во время последнего освидетельствования они были изъяты и переданы в Нижнетагильский музей, в 1936 г. перемещены в запасники Свердловского обл. краеведческого музея, в апр. 1989 г. переданы епархии, в сент. 1992 г. возвращены в верхотурский Николаевский мон-рь и установлены в Преображенской ц. В том же мон-ре почивают св. останки преподобных Арефы и Илии Верхотурских. Мощи блж. Космы Верхотурского, обретенные в 1992 г., пребывали в верхотурском Николаевском мон-ре до 1995 г., затем были перенесены в верхотурский Покровский мон-рь. В Екатерининском соборе Екатеринбурга находилась рака с частью мощей прав. Симеона. В 1929 г. мощи были изъяты и переданы в Свердловский обл. краеведческий музей, в 1990 г. возвращены епархии, находятся в Спасской ц. в микрорайоне Елизавет Екатеринбурга. Из могилы прав. Симеона в с. Меркушине течет св. источник.

http://pravenc.ru/text/189617.html

обратился с ходатайством, в к-ром просил «по причине совершенного разорения Старо-Ладожского Николаевского и Троицко-Зеленецкого монастырей, доставлявших средства викарию Ладожскому, и отсутствия надобности в викарии - достаточно викариев Нарвского и Лужского - Ладожское викариатство закрыть» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 11. Л. 66). 26 мая Патриарх и Синод постановили Ладожского еп. Мелхиседека переместить на Слуцкое вик-ство Минской епархии, а Ладожское вик-ство оставить незамещенным. В кон. 1919 г. самостоятельную кафедру получил еп. Геннадий. В 1920 г. был хиротонисан Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников) , в 1921 г. Казанский собор взял на себя содержание викарного епископа, и новым викарием с титулом Ямбургского в Петроградскую епархию был переведен бывш. Тихвинский еп. Алексий (Симанский). Весной 1922 г. последовала хиротония еще 2 викарных епископов - Ладожского Иннокентия (Тихонова) и Петергофского Николая (Ярушевича). В принятом 7 марта/22 февр. 1918 г. Поместным Собором определении, касавшемся единоверия, говорилось об учреждении единоверческой Охтинской кафедры в Петроградской епархии. 19/6 апр. В. утвердил разработанный петроградской единоверческой общиной (бывш. Единоверческое братство) проект правил избрания кандидата в единоверческие епископы. 31 мая в Никольском единоверческом храме после литургии, совершенной В., состоялись выборы Охтинского епископа, к-рым стал сщмч. Симон (Шлеев) , 6 июня хиротонисанный в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Он считался не викарным, но состоявшим «в зависимости» от Петроградского митрополита. Деятельность В. в Петроградской епархии прекрасно охарактеризовал в 1921 г. Ямбургский еп. Алексий (Симанский): «Митрополит Вениамин держит в своих руках все нити управления, и от него, с одной стороны, исходит инициатива различных начинаний, с другой - сильная поддержка тех, кто трудится на том или ином поприще. Он все знает, что у него делается, а также кто и как делает свое дело, и он умеет показать и свое одобрение, и свое неудовольствие.

http://pravenc.ru/text/150263.html

До 12 апр. 1795 г. в Минске кроме подворья слуцкого Ильинского жен. монастыря с часовней (упразднены в 1796) действовал один правосл. храм - Петропавловский собор муж. мон-ря. В 1795 г. мон-рь был упразднен, собор переосвящен во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II, и получил статус кафедрального. В монастырских зданиях разместились архиерейский дом и консистория. Насельники упраздненной обители перешли в минский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , изъятый у василиан , в связи с чем главный храм последней обители был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла. Мон-рь по решению Синода в 1796 г. стал носить двойное наименование - Духовский Петропавловский - для сохранения прежнего посвящения. По указу от 7 сент. 1799 г. штат собора был переведен в Петропавловский храм на территории бывш. Свято-Духовского мон-ря. В 1795 г. по 3-му разделу Речи Посполитой России отошли новые территории, которые в церковно-адм. отношении стали частью М. е., превратившейся в самую обширную епархию РПЦ. 12 апр. 1795 г. из М. е. выделили Брацлавскую епархию и учредили полусамостоятельное Житомирское викариатство М. е., в связи с чем Минский архиепископ получил титул «Минский и Волынский». В его юрисдикцию входили Минская губ. и Литва, разделенная на Литовско-Виленскую и Литовско-Гродненскую губернии. Викарную кафедру занял архим. Варлаам (Шишацкий), который, оставаясь настоятелем дятловичского Преображенского мужского мон-ря, 26 мая 1794 г. был определен Синодом в помощь архиеп. Виктору (Садковскому) «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Житомирское вик-ство изначально было полусамостоятельной структурой, более тесно связано с Киевской митрополией, нежели с Минском (что обуславливалось и территориальной близостью Киева). По благословению митр. Киевского Самуила 29 окт. 1795 г. была учреждена отдельная Житомирская консистория, секретарем которой стал бывш. префект ДС в Слуцке (1787-1795) и выпускник Киево-Могилянской академии Пантелеимон Иллекевич-Корбут. В консистории трудились и др. выпускники академии, к-рые участвовали в создании первого после упразднения унии в крае духовного уч-ща в г. Любаре (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40, 63). С 23 янв. 1796 г. уже официально Житомирский викарий имел права епархиального архиерея и управлял приходами Волыни, при нем существовал штат третьеклассной епархии. Резиденция Житомирского епископа находилась в Остроге. В 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию. М. е. стала именоваться «Минская и Литовская», тогда же архиепископ Минский утратил звание коадъютора Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Монашеские общины К. е. объединены в Монастырское благочиние. Синодальным решением от 26 августа 2011 г. образовано Обуховское вик-ство , 9 сент. 2011 г. во епископа Обуховского, викария К. е., хиротонисан архим. Иона (Черепанов), настоятель киевского Ионинского монастыря. Решением Свящ. Синода УПЦ от 8 мая 2012 г. архим. Антоний (Крипак) был избран епископом Бородянским, викарием Киевской митрополии. 20 июля 2012 г. при ставропигиальной Глинской Рождество-Богородичной пуст. было образовано Путивльское викариатство К. е., на новоучрежденную кафедру был переведен еп. Антоний (Крипак), назначенный наместником Глинской пуст. 28 авг. 2012 г. во епископа Бородянского, викария К. е., был хиротонисан архим. Варсонофий (Столяр). 20 июля 2012 г. образовано Ирпенское викариатство, 23 июля во епископа Ирпенского был хиротонисан архим. Климент (Вечеря) , председатель Учебного комитета УПЦ. 25 авг. 2012 г. учреждено Фастовское вик-ство , во епископа Фастовского 30 авг. был хиротонисан архим. Дамиан (Давыдов), настоятель киевского Введенского мон-ря. К сер. 2013 г. в УПЦ несли служение 15 викариев К. е.: митр. Бориспольский Антоний (Паканич), митр. Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь), митр. Почаевский Владимир (Мороз), архиеп. Белогородский Николай (Грох), архиеп. Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко), архиеп. Яготинский Серафим (Демьянов), архиеп. Городницкий Александр (Нестерчук), еп. Макаровский Иларий (Шишковский), еп. Броварский Феодосий (Снигирёв), еп. Обуховский Иона (Черепанов), еп. Путивльский Антоний (Крипак), еп. Ирпенский Климент (Вечеря), еп. Бородянский Варсонофий (Столяр), еп. Фастовский Дамиан (Давыдов) и еп. Васильковский Николай (Почтовый). 25 сент. 2013 г. были учреждены новые викариатства: в пределах Киева - Северное, Южное и Восточное. В соответствии с уставом об управлении УПЦ митрополит Киевский и всея Украины осуществляет руководство церковной жизнью при помощи Киевской митрополии УПЦ. Киевская митрополия представляет собой высший адм.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В авг. 1919 г. губ. съезд Советов признал мон-ри «сеятелями опасных суеверий и очагами контрреволюции» и принял резолюцию об их упразднении в течение месяца. Монашествующих мобилизовывали в тыловое ополчение. 23 июня 1919 г. на основании определения Поместного Собора 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. Синодом и Высшим церковным советом (ВЦС) было принято постановление об увеличении числа викарных епископов и о повышении степени их самостоятельности. 20 авг. 1919 г. состоялось заседание Новгородского епархиального совета, на котором было решено именовать правящего архиерея Новгородским и Череповецким (в связи с образованием в 1918 Череповецкой губ.). При этом Новгородский архиерей должен был непосредственно управлять Новгородским, Крестецким и Маловишерским уездами. В Новгороде должен был пребывать викарный Крестецкий епископ. На том же заседании было намечено учредить несколько полусамостоятельных кафедр: Старорусскую (Старорусский и Демянский уезды), Боровичскую (Боровичский и Бологовский уезды), Тихвинскую, Кирилловскую (Кирилловский и Белозерский уезды), Устюженскую (Устюженский и Череповецкий уезды; епископ должен был пребывать в Череповце). Однако осуществить в полном объеме эти решения Новгородского епархиального совета не удалось. Согласно определению Поместного Собора от 15 апр. 1918 г. и постановлению ВЦС от 23 июня 1919 г. были учреждены либо возобновлены Старорусское вик-ство, Череповецкое викариатство , Валдайское викариатство , Крестецкое викариатство , Боровичское викариатство , Макарьевское викариатство (впосл. переименовано в Любанское викариатство ), Тихвинское вик-ство, Маловишерское викариатство , Устюженское викариатство , Демянское викариатство , Хутынское викариатство . Во время кощунственной кампании по вскрытию мощей в Н . и С. е. зимой-весной 1919 г. были вскрыты мощи прп. Кирилла Новоезерского , прав. Иакова Боровичского , святых, почивавших в Софийском соборе. Исполняя указание патриарха об устранении поводов к соблазнам в ходе кампании, еп. Алексий с клириками епархии освидетельствовал мощи в Антониевом и Сковородском мон-рях, а также в Софийском соборе.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Макария) в Водскую пятину послал Новгородский архиеп. Феодосий , отправивший туда с миссионерскими целями свящ. Никифора (ДАИ. Т. 1. 43. С. 57-60). Ранее, 15 янв. 1543 г., архиеп. Феодосий послал грамоту в Корелу о служении молебнов и совершении крестных ходов вокруг города (ДАИ. Т. 1. 32. С. 33-34). Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1800 г. (Центральный гос. архив кинофотодокументов С.-Петербурга) Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1800 г. (Центральный гос. архив кинофотодокументов С.-Петербурга) В 1595 г. была создана Корельская епархия с центром в Кореле, отделенная от Новгородской митрополии. В состав новоучрежденной епархии вошли отвоеванные у шведов в 1595 г. земли Корельского у. и Олонецкий край. Первый Корельский еп. Сильвестр вместе с воеводой И. М. Пушкиным в 1609-1611 гг. возглавлял оборону Корелы против шведов. Корельская епископия перестала существовать в 1617 г., после того как Корела с уездом отошла Швеции, а приходы и мон-ри Олонецкого края вернулись в состав Новгородской митрополии. В 1685 г. Корельская кафедра была возобновлена как викариатство Новгородской епархии, просуществовала до 1690 г. В 1708-1742 гг. существовало Карельское и Ладожское вик-ство Новгородской епархии, 24 мая 1758 г. кафедра была возобновлена как Кексгольмская и Ладожская, в 1762 г. вновь упразднена. В 1-й пол. XVIII в. на карельских землях имелось ок. 35 мон-рей, в 1764 г. не менее 20 обителей было упразднено, впосл. отдельные мон-ри были восстановлены. В 1764-1787 гг. существовало Олонецкое и Каргопольское викариатство Новгородской епархии с центром в Александровом Свирском в честь Св. Троицы мон-ре . После образования в 1784 г. Олонецкого наместничества вик-ство было объединено с Архангельской епархией; Архангельская и Олонецкая епархия существовала в 1787-1799 гг. Вслед за ликвидацией в 1796 г. Олонецкого наместничества и раздела его территории между Архангельской и Новгородской губерниями приходы и мон-ри в Кемском, Повенецком и Пудожском уездах остались под управлением Архангельского епископа; общины в Петрозаводском, Олонецком, Лодейнопольском, Вытегорском и Каргопольском уездах вошли в состав Новгородской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Потсдаме. Фотография. 1998 г. Б. и Г. е. учреждена определением Свящ. Синода РПЦ 16 нояб. 1948 г. на территории ФРГ и ГДР. В ее состав вошли приходы Московского Патриархата, находившиеся в ведении упраздненного Среднеевропейского Экзархата. Одновременно с учреждением епархии на нее получил назначение архиеп. Сергий (Королёв), бывш. экзарх Московского Патриархата в Ср. Европе. Резиденция Берлинского архиерея разместилась в берлинском р-не Карлсхорст (при резиденции с апр. 1951 действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского). За годы управления епархией (1948-1950) архиеп. Сергий вернул в лоно РПЦ множество эмигрантских семей, утративших с ней связь. Возвращение бывш. эмигрантов в юрисдикцию РПЦ продолжалось и при последующих архиереях. 25 окт. 1953 г. с РПЦ воссоединился бывш. настоятель общины РПЦЗ в Берлине архим. Мстислав (Волонсевич) , впосл. архиепископ. 15 авг. 1954 г. Б. и Г. е. преобразуется в Германское благочиние в составе Западноевропейского Экзархата . 15 авг. 1957 г. Германское благочиние выделяется из состава Западноевропейского Экзархата и вновь преобразуется в самостоятельную епархию, а правящему архиерею возвращается титул «Берлинский и Германский». 30 июня 1960 г. определением Свящ. Синода Б. и Г. е. вошла в состав Среднеевропейского Экзархата и стала именоваться Берлинская и Среднеевропейская, а епископ Берлинский стал экзархом Московского Патриархата с титулом «Берлинский и Среднеевропейский экзарх Московского Патриархата в Средней Европе». На тот момент Экзархат состоял из 2 епархий - Берлинской и Среднеевропейской, Венской и Австрийской . 25 нояб. 1965 г. в составе Среднеевропейского Экзархата образовано Тегельское вик-ство , на к-рое 28 нояб. того же года хиротонисан Ионафан (Кополович) . Для пастырского окормления Зап. Германии 28 дек. 1965 г. образовано Мюнхенское вик-ство Среднеевропейского Экзархата, 30 янв. 1966 г. во епископа Мюнхенского хиротонисан Ириней (Зуземиль) . В 1969 г. построен храм в честь Воздвижения Креста Господня в Мюнхене.

http://pravenc.ru/text/78160.html

В 1989 г. открыты 330 храмов и 2 монастыря. К нач. 1990 г. на регистрации состояло 675 православных общин. 29 мая 1989 г. группа народных депутатов СССР от Молдавии обратилась к патриарху Пимену (Извекову) с просьбой заменить Кишинёвского митр. Серапиона (Фадеева) архиереем, знающим молдав. язык. 29 июля 1989 г. митр. Серапион был переведен в Тулу, Кишинёвскую кафедру занял еп. Владимир (Кантарян). В связи с увеличением числа общин, а также в связи с принятием 23 июня 1990 г. Декларации о суверенитете Молдавской ССР часть духовенства и политиков настаивала на особом статусе К. е. Депутаты Верховного Совета СССР от Молдавии прот. Петр Бубуруз и М. К. Пашалы в авг. 1990 г. обратились к патриарху Алексию II с просьбой образовать Молдавский Экзархат РПЦ. В сент. 1990 г. в ходе 1-го визита патриарха Алексия в Кишинёв были рукоположены 2 викария К. е.: Бельцкий еп. Петр (Пэдурару) и Бендерский еп. Викентий (Морарь) . Визит патриарха Алексия в Молдавию совпал с упразднением в республике должности уполномоченного по делам религий. 5 окт. 1992 г. решением Синода РПЦ Православной Церкви в Молдове была дарована самостоятельность в делах церковно-адм., церковно-хозяйственных, церковно-просветительных и церковно-гражданских, данный статус был утвержден томосом патриарха Алексия от 2 дек. 1994 г. Митрополия Кишинёвская и всея Молдовы (Православная Церковь Молдовы) приняла Устав, утвержденный Правительством Молдавии 17 нояб. 1993 г. В 1995 г. решением Свящ. Синода РПЦ было образовано Дубоссарское вик-ство Молдавской митрополии, в ведение к-рого поступили приходы и мон-ри на территории провозглашенной в 1990 г. Приднестровской Молдавской Республики (ПМР); существовавшее ранее вик-ство с центром в Бендерах прекратило существование. В 1998 г. Дубоссарское викариатство преобразовали в Тираспольскую и Дубоссарскую епархию. От К. е. также были отделены: Кагульская и Комратская, Единецкая и Бричанская (1998), Бельцкая и Фалештская, Унгенская и Ниспоренская (2006) епархии. 23 сент. 2010 г.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Во главе епархии был поставлен свящ. Иоанн Вениаминов, к этому времени овдовевший и принявший иноческий постриг с именем Иннокентий. В 1845 г. в Новоархангельске была открыта ДС для подготовки пастырей из представителей местных народностей. 20 нояб. 1848 г. еп. Иннокентий освятил воздвигнутый им в Новоархангельске кафедральный собор во имя св. арх. Михаила. 21 авг. 1850 г. свт. Иннокентий был возведен в сан архиепископа. В помощь ему по управлению обширнейшей епархией 11 янв. 1858 г. было учреждено Новоархангельское вик-ство . Его первым архипастырем стал еп. Петр (Екатерининский) , к-рого 9 нояб. 1866 г. сменил еп. Павел (Попов). Благодаря трудам правосл. миссионеров к 1860 г. на Аляске насчитывалось 12 тыс. коренных жителей правосл. исповедания, 43 общины, 9 храмов, 35 часовен, 17 школ и 3 детских приюта. В связи с продажей Россией США 18 окт. 1867 г. Аляски и Алеутских о-вов Святейший Синод 10 июня 1870 г. внес территориальное изменение в Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию. Он переименовал ее в Камчатскую, Курильскую и Благовещенскую, а также учредил новую епархию - Алеутскую и Аляскинскую (с 9 февр. 1900 Алеутская и Североамериканская; см. Нью-Йоркская и Алеутская епархия ) с кафедрой в Ситке, упразднив одновременно Новоархангельское вик-ство. С передачей бывш. российских владений представителям амер. гос. администрации многие российские подданные вернулись на родину. Положение оставшихся на Аляске правосл. миссионеров и коренного населения стало бедственным из-за прекращения финансовой поддержки со стороны России. В 1870 г. на всю Аляску приходилось 4 священника (2 в Ситке, по одному на Уналашке и на Кадьяке). В Ситке оставалось всего 90 русских, в большинстве своем малообеспеченных, получавших денежное пособие от городской администрации. Вслед за открытием на Аляске золота в этот штат в годы «золотой лихорадки» (1891-1898) устремились амер. предприниматели и протестант. миссионеры, гл. обр. пресвитериане и методисты, часто совмещавшие свою деятельность с гос.

http://pravenc.ru/text/114212.html

Первым самостоятельным Великоустюжским епископом в XX в. стал сщмч. Алексий ( Бельковский; 1918-1924). (Известен его отзыв о состоянии миссионерского дела в епархии в 1918. Архиерей писал о том, что прежде миссионерам приходилось действовать в основном против старообрядцев- беспоповцев , теперь необходимо бороться с неверием.) После еп. Алексия, ушедшего на покой в 1924 г. в возрасте 82 лет, Великоустюжскую кафедру занимал еп. Иринарх ( Синеоков-Андреевский; 1925-1926). В 1926-1927 гг. В. е. временно управлял Никольский еп. Иерофей (Афоник) . Затем на Великоустюжскую кафедру был назначен еп. Софроний ( Арефьев; 27 дек. 1927 -22 марта 1932, с 24 апр. 1929 архиеп.). Деятельность еп. Софрония осложнялась тем, что в В. е. достаточно быстро распространилось иосифлянство , вождем к-рого в В. е. с 1928 г. являлся еп. Иерофей (Афоник). Затем В. е. занимали еп. Серафим ( Трофимов; 22 марта 1932 - 24 авг. 1933), сщмч. еп. Николай ( Клементьев; 24 авг. 1933 - 11 авг. 1936, с 1934 архиеп.), архиеп. Питирим ( Крылов; янв. 1936 - 3 июля 1937). Др. назначения на Великоустюжскую кафедру неизвестны. В Северо-Двинской губ. обновленчество стало известно летом 1922 г. Во внутренней сводке 6-го отд-ния Секретного отдела ГПУ «О расколе духовенства» от 14 сент. 1922 г. в отношении Северо-Двинской губ. сообщалось, что там под председательством прот. А. Г. Ермолаева был организован епархиальный комитет из 10 чел., комитет выпустил листовку «Живая церковь». В 1923-1927 гг. существовала обновленческая Великоустюжская кафедра, к-рую возглавляли: Николай Орлов (10 окт. 1923 - 1925), Михаил Постников (20 февр. 1925 - 1925), Кирилл Ильинский (10 марта 1925 - 1925), Николай Ашихмин (24 апр. 1925 - 3 февр. 1927). В 1925 г. обновленческая структура включала 139 церквей, 146 священников, 27 диаконов. В 1927 г. обновленческая епархия была обращена в вик-ство при новообразованной обновленческой Сысоло-Вычегодской епархии, к-рой управлял Александр Сахаров, живший в Вел. Устюге. В 30-х - нач. 40-х гг. вик-ство в сане «архиепископа» возглавляли Иоанн Тюрин (1933 - 22 апр. 1936), Михаил Соколовский (22 апр. 1936 - 26 июля 1942).

http://pravenc.ru/text/150143.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010