21 янв. 1922 г. прот. Николай принял монашеский постриг с именем Георгий, 22 янв. возведен в сан архимандрита. Наречение его во епископа состоялось 11 февр. того же года, хиротонию на следующий день совершили Сарапульский еп. Алексий и Ижевский еп. Стефан (Бех) в Вознесенском кафедральном соборе Сарапула. 23 окт. 1923 г. Г. был осужден на 2 года лишения свободы за «антисоветскую деятельность», вскоре освобожден по амнистии. В связи с арестом и ссылкой еп. Алексия (Кузнецова) по его поручению со 2 авг. по 12 дек. 1924 г. Г. управлял сарапульскими городскими церквами и храмами 1, 2 и 3-го благочиннических округов Сарапульской епархии . С 6 авг. по 25 сент. 1924 г. Г. управлял также Малмыжским вик-ством Сарапульской епархии. 19 февр. 1925 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил Г. епископом Малмыжским. С 1 марта по 25 апр. того же года по поручению вновь арестованного еп. Алексия (Кузнецова) Г. временно управлял Сарапульской епархией, в 1925 г. также окормлял приходы соседнего Уржумского вик-ства Вятской епархии из-за отсутствия в Вятской епархии правящего архиерея. 23 февр. 1926 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) назначил Г. временно управляющим Уржумским вик-ством. 16 сент. 1927 г. Г. был переведен на Курганское вик-ство Тобольской епархии. Назначение, возможно, было вызвано недоразумением между ним и вернувшимся из ссылки архиеп. Вятским и Слободским Павлом (Борисовским) по вопросу полномочий Г. в отношении Уржумского вик-ства и степени самостоятельности последнего (2-е письмо прот. Александра Серебреникова архиеп. Павлу - ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 17. Л. 8). С 10 окт. 1928 по 1 марта 1929 г. по указу митр. Сергия Г. также временно управлял приходами Петропавловской и Акмолинской епархии . В связи с увеличением в Вятской губ. числа последователей священноисп. Виктора (Островидова) , не признававших полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (к кон. 1928 клирики ок. 135 приходов в крае (1/3) не поминали за богослужением митр.

http://pravenc.ru/text/164251.html

в сев. графствах Англии, получившее название «Благодатное паломничество» (Pilgrimage of Grace). В 1541 г. указом кор. Генриха VIII в состав англикан. архиеп-ства Й. был включен новообразованный диоцез Честер. В иерархии англикан. церкви архиепископ Й. сохранил 2-е место после архиепископа Кентерберийского. XVII - нач. XXI в. Во 2-й пол. XVI-XVIII вв. в Й., несмотря на гонения, сохранялась значительная католич. община. В 1586 г. жена богатого мясника Маргарет Клитроу, протестантка, под влиянием мужа тайно перешедшая в католичество, была арестована за укрывательство католич. священников. Она отказалась выступить перед судом и умерла под пытками (беатифицирована в 1929; канонизирована в 1970 вместе с 39 др. католиками, казненными в Англии и Уэльсе в XVI-XVII вв.). Это событие получило широкую огласку, кор. Елизавета I осудила применение пыток к женщине. Уроженцем Й. являлся Гай Фокс, организатор католич. «порохового заговора» 1605 г. (неудавшаяся попытка покушения на кор. Якова I во время заседания англ. парламента). В 1686 г. в Й. была создана 1-я в Англии католич. жен. монашеская община, при к-рой действовала школа для девочек (Bar Convent; до 1778 действовала нелегально). С 1688 г. Й. входил в состав апостольского викариатства Северного окр., 1-м викарием был Джеймс Смит, титулярный еп. Каллипольский (1688-1711), резиденция к-рого первоначально находилась в Й. В 1742 г. в городе была открыта католич. миссия, с 1760 г. проходили публичные богослужения в капелле св. Вильфрида. Число католиков в Й. и др. индустриальных центрах Йоркшира существенно возросло в 30-40-х гг. XIX в. за счет иммигрантов из Ирландии. В 1840 г. было создано апостольское вик-ство Йоркширского окр., в 1850 г. оно было преобразовано в еп-ство Беверли с кафедрой в Й. В 1878 г. еп-ство Беверли разделено на диоцезы Мидлсборо и Лидс (относятся к церковной пров. Ливерпуль), католические приходы Й. входят в состав еп-ства Мидлсборо. В 1945 г. еп-ство приобрело дом, в котором жила Маргарет Клитроу, здесь была освящена капелла (в наст.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Кафедральный собор во имя прор. Илии в Архангельске. Фотография. Кон. XX в. Кафедральный собор во имя прор. Илии в Архангельске. Фотография. Кон. XX в. Проект образования епархии на Севере России был утвержден на Большом Соборе 1666-1667 гг. , постановлением Собора 1681-1682 гг. была учреждена Холмогорская и Важская епархия, в состав к-рой вошла северо-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги по рекам Колва и Уса, в т. ч. города Холмогоры (кафедральный) и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьянскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским Елеазаровым скитом . Образование А. и Х. е. было обусловлено, в частности, необходимостью усиления борьбы со старообрядчеством , широко распространившимся на поморских и подвинских землях. В 1762 г. кафедра и учреждения епархиального управления были переведены в Архангельск. По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий 3-го класса. 15 марта 1787 г. Архангельская епархия была объединена с Олонецкой, территория епархии включала в себя Архангельскую и Олонецкую губернии с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний. В 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий уезды Архангельской губ. отошли к Новгородской кафедре (находились под управлением викарного Старорусского епископа), Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом. По штатам 1799 г. А. и Х. е. была 9-й среди 20 епархий 3-го класса, в 1888 г.- 11-й среди 29 3-классных епархий. В 1832 г. епархия была разделена на 30 благочиннических округов. В связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Карелии было учреждено Кемское вик-ство, 26 авг. 1910 г. во епископа Кемского был хиротонисан архим. Варсонофий (Вихвелин) , настоятель Артемиева Веркольского мон-ря . Под его управление были переданы приходы и мон-ри Пинежского у. С 14 февр. 1913 г. карельские приходы 2-го благочиния Кемского у. А. и Х. е. находились в подчинении Сердобольского вик-ства Финляндской епархии , а викарий А. и Х. е. получил титул «Пинежский» (см. Пинежское вик-ство ). Количество храмов, численность духовенства

http://pravenc.ru/text/76432.html

В 1794 г. Житомир стал временным губ. городом Волыни, в 1804 г. утвержден адм. центром Волынской губ. В 1793 г. правосл. население присоединенных западнорус. земель было подчинено Минскому архиерею, в задачи к-рого также входила поддержка начавшегося процесса возвращения униатов в Православие. 12 апр. 1795 г. в составе Минской епархии было учреждено Житомирское вик-ство с центром в г. Остроге, где 14 мая следующего года была открыта Волынская ДС. 16 окт. 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию во главе с бывш. Житомирским викарием Варлаамом (Шишацким) . Первоначально резиденцией Волынских архиереев был Спасо-Преображенский мон-рь в Остроге, где размещались архиерейский дом, консистория, семинария и открытое в 1817 г. ДУ. После пожара в мон-ре в 1821 г. Волынская кафедра, консистория, ДС и ДУ были перенесены в мест. Аннополь Острожского у. В 1831 г. резиденцией Волынских епископов стал возвращенный из унии в Православие Почаевский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастырь. В 1836-1838 гг. из Аннополя в Кременец были переведены Волынские ДС и ДУ, в 1901 г. семинария переехала в Житомир. В 1839 г. присоединилось к правосл. Церкви униат. Мелецкое ДУ (с 1894 располагалось в мест. Мациов). 1 окт. 1840 г. центр епархии переместился в Житомир. Почаевская лавра (такой статус монастырь приобрел в 1833) тогда же стала местом пребывания главы новоучрежденного Острожского вик-ства Волынской епархии. В 1-й четв. XIX в. в Волынской губ. насчитывалось 1580 правосл. приходских церквей и 154 униат. храма. В 1843-1860 гг. Волынская епархия была соединена с Варшавской и Новогеоргиевской епархией (см. Варшавская епархия ), при этом правящий архиерей 2 епархий жил в Варшаве. Крестовоздвиженская ц. в Житомире. пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ) Крестовоздвиженская ц. в Житомире. пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ) 29 авг. 1860 г., после восстановления самостоятельности Волынской епархии, епископом Волынским и Житомирским был назначен Антоний (Павлинский ; с 8 апр.

http://pravenc.ru/text/182321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИННИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской епархии, учреждено 9 мая 1836 г., названо по г. Винница Подольской губ. (ныне областной центр на Украине). Местом пребывания епископа при учреждении вик-ства был назначен шаргородский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . 31 мая 1836 г. во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Минской ДС архим. Евгений (Добротворский), возглавлявший вик-ство до своей кончины 10 апр. 1841 г. 20 июля того же года во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Черниговской ДС архим. Иустин (Михайлов), 27 июля 1842 г. он получил назначение на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. 8 авг. 1842 г. епископом Винницким был назначен ректор СПбДА архим. Афанасий (Дроздов) , хиротония состоялась 15 авг. в Казанском соборе С.-Петербурга. Еп. Афанасий остался в столице и сохранил за собой должность ректора СПбДА, сотрудничал с обер-прокурором Синода гр. Н. А. Протасовым . 6 мая 1844 г. Винницкому епископу было поручено наблюдение «за единством в направлении преподавания Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в С.-Петербурге и его окрестностях». Еп. Афанасий проводил ревизии семинарий - С.-Петербургской (1843), Полоцкой и Могилёвской (1844), в 1846 г.-Казанской ДА (учреждена в 1842). Еп. Афанасий был требовательным администратором, строго следившим за соблюдением дисциплины. Последующие Винницкие епископы, Евсевий (Орлинский) и Макарий (Булгаков) , также являвшиеся ректорами СПбДА, поддерживали в академии распорядок, установленный их предшественником. Ректором СПбДА и номинальным викарием Подольской епархии еп. Афанасий оставался до 13 янв. 1847 г., когда был назначен епископом Саратовским и Царицынским. 17 янв. 1847 г. состоялся перевод ректора МДА архим. Евсевия на должность ректора СПбДА с хиротонией во епископа. Как и в случае с еп. Афанасием, в указе говорилось только о назначении епископом Винницким, викарием Подольской епархии, ректорство не упоминалось. Архим. Евсевий был хиротонисан во епископа в Казанском соборе 9 марта 1847 г. Новый ректор, как и еп. Афанасий, не исполнял в академии профессорские обязанности. На духовно-учебной службе он оставался до 19 дек. 1850 г., когда получил назначение на новоучрежденную Самарскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/158696.html

С преобразованием крепостей в городах вместо деревянных храмов строились соборы, открывались монастыри. Крупнейшим центром Православия стал г. Уральск, в 1751 г. там был построен Михаило-Архангельский собор. В 1855 г. в г. Акмолинске (ныне Астана) возведен Константино-Еленинский собор. К сер. XIX в. Уральская обл. стала центром распространения старообрядчества, но в 50-х гг. XIX в. большинство старообрядческих храмов и скитов перешли в единоверие. В это время в Юж. К. (Семиречье) возросло число рус. переселенцев из Зап. Сибири в связи с основанием в 1854 г. укрепления Верное. Первые в Семиречье правосл. приходы были открыты в станицах Копальская (в 1850) и Сергиопольская (в 1853). В 50-60-х гг. XIX в. в станицах и укреплениях на территории Юж. К. были открыты еще более 20 церквей. В 1871 г. учреждена Туркестанская епархия с центром в г. Верном. В 1908 г. в Самарской епархии было образовано Уральское вик-ство, в конце синодальной эпохи у него был статус полусамостоятельного единоверческого. Также до 1917 г. существовали Семипалатинское (с 1911), Акмолинское (с 1913), Петропавловское (с 1914) вик-ства в составе Омской епархии и Кустанайское (с 1914) вик-ство в составе Оренбургской епархии. Воскресенский собор в Семипалатинске. 1857–1860 гг. Архит. А. Болботов Воскресенский собор в Семипалатинске. 1857–1860 гг. Архит. А. Болботов В 1880 г. руководитель Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Синоду о необходимости миссионерства среди казахов, к-рых до нач. XX в. называли киргизами. В 1881 г. Синод позволил образовать Киргизскую миссию как часть Алтайской, миссионером был назначен свящ. Филарет Синьковский (впосл. принял монашество с именем Владимир, в 1891 хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии). Киргизская миссия была основана в 1881 г. в юрисдикции Томской епархии с непосредственным подчинением начальнику Алтайской миссии, имела свой центральный стан в г. Усть-Каменогорск, а с 1883 г.- в г. Семипалатинск. С 1895 г. миссия отделилась от Алтайской и перешла в ведение Омской епархии, распространив свою деятельность на ряд районов Семипалатинской и Акмолинской областей. С 1896 г. параллельно существовала Киргизская миссия Оренбургской епархии, охватывавшая Тургайскую обл., с центром в Актюбинске. Сотрудники миссии вели научную работу, переводили религ. лит-ру, занимались просветительской и благотворительной деятельностью. Часть коренного населения была обращена сотрудниками миссии в Православие. Миссия упразднена в 1921 г.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

1 нояб. 1897 г. Г. возглавил Великоустюжское вик-ство Вологодской епархии с управлением великоустюжским во имя арх. Михаила мон-рем . Из-за особого положения вик-ства Г. решал мн. вопросы (в т. ч. связанные с духовно-учебными заведениями) самостоятельно. По ходатайству Г. в Вел. Устюге планировалось открытие новой кафедры, но дело остановилось за недостатком средств. При нем было построено новое здание жен. епархиального уч-ща, открыты об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам уч-ща, противораскольническая школа при великоустюжском Стефано-Прокопиевском братстве, дом трудолюбия с приютом для бедных детей и яслями. Летом 1898 г. в Вел. Устюге проходили первые краткосрочные курсы для учителей церковных школ. 16-17 дек. 1897 г. праздновалось 75-летие Никольского ДУ, 8 июля 1903 г.- 600-летие со дня кончины блж. Прокопия Устюжского . При содействии Г. вышло в свет составленное свящ. А. А. Голосовым соч. «Велико-Устюжский Михаило-Архангельский мон-рь Вологодской епархии: Истор. описание и совр. его состояние» (Вологда, 1901). 12 авг. 1904 г. по собственному прошению из-за болезни Г. был переведен на Прилукское вик-ство Полтавской епархии с назначением управляющим Димитриевым Прилуцким в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мон-рем . В Полтаве был председателем епархиального училищного совета, членом ученой архивной комиссии. Совместно с прот. Петром Мацановым издал материалы о Екатеринославском архиеп. Амвросии (Серебренникове) и Могилёвском еп. Афанасии (Волховском) , мощи к-рых нетленно почивали в Крестовоздвиженском мон-ре (Угодники Божии святители Амвросий и Афанасий. Полтава, 1905). 9 дек. 1905 г. Г. был назначен на Омскую кафедру, куда прибыл 28 янв. 1906 г. Епархия, открытая в 1895 г., была плохо обустроена. При Г. вдвое увеличилось количество приходов (только в 1911 было открыто 40), значительно возросло число пастырей, причем владыка особенно ценил тех, кто имели высшее образование. Дважды проводились епархиальные съезды. Г. упорядочил в епархии богослужебный чин, завел внебогослужебные чтения с общим пением. При нем было закончено строительство зданий архиерейского дома и консистории, открыто жен. епархиальное уч-ще и об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам уч-ща. По инициативе Г. в Омске открылась ДС, в епархии - много церковноприходских школ, неск. об-в трезвости. Была усилена просветительская и миссионерская деятельность, учреждена 2-я должность епархиального миссионера, увеличен штат окружных миссионеров, при епархиальном правосл. братстве образован «дамский миссионерский кружок», открыты воскресные миссионерские курсы. Омская миссия по составу сотрудников и организации народных кружков и братств была лучшей в Сибири. Г. заботился о религ. нуждах переселенцев, прибывавших преимущественно из юж. губерний.

http://pravenc.ru/text/161293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Шокотов Алексей Андреевич; 1799, Богородичная слобода Изюмского у. Слободско-Украинской губ.- 13.03.1871, Кишинёв), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Род. в семье диакона. Окончил Харьковский духовный коллегиум, 28 авг. 1823 г.- КДА со степенью магистра и был назначен профессором математики и нем. языка в Полтавскую ДС. 20 дек. 1825 г. переведен бакалавром философии в КДА. 30 нояб. 1829 г. рукоположен во священника к киево-подольской Константиновской ц. Овдовев, 7 апр. 1834 г. принял монашеский постриг. Занимая должность профессора на кафедре богословских наук, А. был назначен инспектором КДА и членом Киевского цензурного комитета. С июля 1836 г. архимандрит и ректор Полтавской ДС, с 23 июня 1841 г. ректор Псковской ДС и настоятель псковского Спасо-Елиазарова мон-ря , с 24 янв. 1845 г. наместник Псково-Печерского мон-ря . Антоний (Шокотов), еп. Кишиневский. Литография П. Бореля. 1860 г.(ГИМ) Антоний (Шокотов), еп. Кишиневский. Литография П. Бореля. 1860 г.(ГИМ) 2 апр. 1850 г. в Казанском соборе С.-Петербурга А. был хиротонисан на учрежденное в целях борьбы с расколом Вольское вик-ство Саратовской епархии. Прибыв в Вольск в мае 1850 г., А. посетил иргизские мон-ри и убедился, что старообрядчество весьма укоренилось в Саратовском крае. К своим обязанностям А. приступил энергично, особое внимание уделял окормлению единоверческих общин. Однако в 1850 г. саратовское Заволжье отошло к Самарской губ., Святейший Синод признал существование Вольского вик-ства нецелесообразным, и в дек. 1850 г. оно было упразднено. 19 дек. А. получил назначение на Старорусское вик-ство Новгородской епархии, 27 авг. 1853 г.- на Оренбургскую и Уфимскую кафедру. 17 марта 1858 г. переведен на Кишинёвскую кафедру, с 23 апр. 1861 г. архиепископ. За годы архиерейства А. в Бессарабии было построено и возобновлено ок. 300 церквей, открыто ок. 400 церковноприходских школ. А. ввел в епархии выборность благочинных и учредил благочиннические советы. При храмах А. устраивал б-ки, основал ж. «Кишинёвские ЕВ», печатавшийся на рус. и молдав. языках. По инициативе А. в Кишинёве было открыто жен. епархиальное уч-ще, на обустройство к-рого он жертвовал личные средства и привлекал благотворителей. Скончался от апоплексического удара. Погребен в Крестовоздвиженском соборе Кишинёва.

http://pravenc.ru/text/116032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУБАНСКОЕ И ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ставропольско-Кавказской епархии, существовало в 1916-1919 гг. Образовано вместо ранее существовавшего Ейского викариатства по указам Синода от 12 и 24 окт. 1916 г. как вик-ство с полусамостоятельным статусом, с особыми полномочиями архиерея в границах Кубанской обл. Этому предшествовало решение Синода от 5 окт. 1916 г., к-рым в связи с предоставлением епископу Ейскому полномочий по управлению приходами Кубанской обл. Ставропольско-Кубанская епархия была переименована в Ставропольско-Кавказскую. Тем же решением Ставропольскому еп. Агафодору (Преображенскому) было дано указание ввести в действие на территории Кубанской обл. синодальную инструкцию от 13 сент. 1916 г. об институте «викарных епископов с особыми в епархиях полномочиями» (ЦВед. 1916. 40. С. 357-359). Такие особые полномочия получил бывш. Ейский еп. Иоанн (Левицкий) , занявший 12 окт. 1916 г. Кубанскую и Екатеринодарскую кафедру. Резиденцией архиерея стало Екатеринодарское подворье Екатерино-Лебяжского муж. мон-ря (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). 31 дек. 1916 г. Синод одобрил проект образования полусамостоятельной Черноморско-Новороссийской епископии для 32 приходов Черноморской губ., к-рые с 1886 г. относились к Сухумской епархии Грузинского Экзархата. После получения Кубанской епархией самостоятельного статуса эти приходы могли войти в ее состав. Однако благочинный Новороссийского округа прот. Владимир Львов 7 февр. 1917 г. просил Синод об учреждении самостоятельной Черноморско-Новороссийской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 220). Тогда решение не было принято. Также не было поддержано прошение Кубанского еп. Иоанна от 9 дек. 1916 г. о возобновлении Ейского викариатства с подчинением его Кубанской кафедре (Там же. Д. 221. Л. 7). 15 нояб. 1916 г. состоялся епархиальный съезд духовенства по вопросу выделения Кубанской обл. из Ставропольской епархии в Кубано-Екатеринодарское вик-ство с особыми полномочиями главы вик-ства, но разделения тогда не произошло. В янв. 1917 г. Синод дал разрешение на учреждение при Кубанской кафедре пресвитерского совета духовенства Кубанской обл. (аналог епархиального совета) и епископской канцелярии (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 36). 13 апр. 1917 г. съезд духовенства и мирян Кубанской обл. обратился в Синод с очередным прошением образовать отдельную Кубанскую епархию, аналогичные обращения от кубанского духовенства поступали и позднее. 30 сент. 1917 г. Синод принял решение о подготовке процесса выделения из Ставропольской епархии приходов Кубанской обл. в самостоятельную епархию. При этом Кубанский еп. Иоанн поставил вопрос о передаче 4 благочиннических округов в Черноморской губ. из Сухумской епископии Кубанской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462171.html

В кон. 1920 г. Патриархом св. Тихоном он был определен на Пинско-Новогрудскую кафедру, учрежденную в пределах Польского гос-ва (см.: Шейкин Г. Н. Полоцкая епархия: Ист.-стат. обозр. Минск, 1997. С. 74). В 1920 г. Двинский, Режицкий и Люцинский уезды Витебской губ. вошли в состав новообразованной Латвийской республики. В июне 1921 г. свт. Тихон даровал права широкой автономии Латвийской Православной Церкви и назначил ее правящим архиереем архиеп. Иоанна (Поммера) с титулом «архиепископ Рижский и Латвийский». С 1925 г. Латгалия, находившаяся под упр. Рижского архиепископа, административно делилась на 4 уезда, в каждом уезде было свое благочиние, 5-е благочиние составляли единоверческие приходы (их насчитывалось 7). Крупнейшим уездом был Даугавпилсский, имевший население более 212 тыс. чел., из них ок. 50 тыс. составляли русские и белорусы. Даугавпилс был наиболее значительным городом края с населением ок. 50 тыс. чел., из них более 5 тыс. были православными. В 30-х гг. в Латгалии действовало 65 правосл. храмов, в т. ч. 7 единоверческих. В 1938 г. для управления храмами Латгалии было учреждено Ерсикское вик-ство Латвийской Православной Церкви. Создание вик-ства было вызвано в т. ч. неканоническим переходом в 1936 г. Латвийской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата со статусом автономной церкви. 17 июля 1938 г. в Борисоглебском соборе Даугавпилса во епископа Ерсикского был хиротонисан Александр (Витолс). Резиденция архиерея находилась в Даугавпилсе, кафедральным храмом являлся Борисоглебский собор (в 1938 в ограде собора был построен архиерейский дом). После кончины еп. Александра 30 июня 1942 г. Ерсикское вик-ство не замещалось. Викариатство с центром в Даугавпилсе (см. Даугавпилсское викариатство ) было возобновлено в 1989 г. 23 июля в московском Богоявленском соборе состоялась хиротония архим. Александра (Кудряшова) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии. Ист.: Преосвящ. Александр, еп. Полоцкий и Витебский: Некролог//Полоцкие ЕВ. 1899. 16. C. 808-810; Религиозно-нравственные чтения в архиерейском доме//Витебская церк.-обществ. жизнь. 1918. 2. C. 11; ЦВед. 1918. 27. С. 1100, 1164. Лит.: Сахаров С. П. Рижские правосл. архипастыри за сто лет: (1836-1936). Даугавпилс, 1937; он же. Православные церкви в Латгалии. Рига, 1939; Cherney A. , protopresbyter. The Latvian Orthodox Church. Welshpool, 1985. P. 56-67; Дораш Н. Pэлiriйhыя дзеячы XX ст.: Mimpanaлim Nahцeляiмah 1867-1950//Бeлapycki каляндар. Mihck, 2003. С. 134-142. Еп. Александр (Матрёнин), Г. Н. Шейкин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171494.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010