Указом митр. Сергия (Воскресенского) от 21 дек. 1942 г. еп. Павел был возведен в сан архиепископа. В ходе военных действий в 1944 г. был разрушен нарвский Преображенский собор (руины разобраны в 50-х гг. XX в.). Перед освобождением советскими войсками Таллина (22 сент. 1944) Эстонию покинул митр. Александр (Паулус). В Прибалтике остался единственный правосл. архиерей - Нарвский архиеп. Павел. Он принял на себя временное управление Таллинской и Эстонской епархией и переехал в Таллин. Патриарший местоблюститель Ленинградский митр. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) утвердил его в должности временно управляющего епархией. 8 марта 1945 г. в связи с болезнью архиеп. Павла временное управление всеми правосл. приходами Эстонии было поручено временному епархиальному совету под председательством прот. И. Я. Богоявленского (см. ст. Исидор (Богоявленский) , еп.). 16 апр. того же года архиеп. Павел был назначен на Таллинскую кафедру, после этого Нарвская кафедра долго не замещалась. 27 мая 2009 г. было образовано Нарвское вик-ство ЭПЦ, его возглавил еп. Лазарь (Гуркин; архиерейская хиротония состоялась 21 июля того же года). После возобновления в 2011 г. Н. и П. е. вик-ство прекратило существование. На землях Н. и П. е. служили либо приняли мученическую кончину протоиереи священномученики Иоанн Кочуров и Димитрий Чистосердов , свящ. сщмч. Александр Волков. В нарвском Воскресенском соборе хранятся особо почитаемые иконы: список Нарвской иконы Божией Матери , икона Божией Матери «Знамение», образ свт. Николая Чудотворца. Там же находится деревянное Нарвское распятие XVII в. работы Э. Тилле, до 1944 г. хранившееся в Преображенском соборе. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2009. 7. С. 13; 2011. 7. С. 6. Лит.: Цыпин. История РЦ. 1997. С. 218-219, 291; Алексий (Ридигер), патр. Православие в Эстонии. М., 1999; У «пещер, Богом зданных»: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ в./Сост.: Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М., 1999. С. 297-300, 496-497, 505-506; Архиеп. Павел (Дмитровский)//Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. 1(46); Синякова Г. А. «Хороших людей забывать нельзя»: Архиеп. Павел (Дмитровский) Таллинский и Эстонский//Там же. 2005. 1(94); она же. Архиеп. Евсевий (1866-1929)//Там же. 2006. 5(98); Зотова-Печерская Т. П. Когда увозят в Вечность: Жизнеописание еп. Печерского Иоанна (Булина). М., 2006. С. 101, 105-118, 121, 129-155; Мальцев Ю. П. Краткое жизнеописание архиеп. Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова) и его потомков//Мир Православия. 2006. 5(98); Шор Т. Крестный путь еп. Иоанна Печерского (Булина, 1893-1941)//Seminarium Hortus Humanitatis: Альманах. 15: Русский мир и Латвия: Гуманистические аспекты проблемы будущего. Рига, 2008. С. 59-61; Наречение и хиротония архим. Лазаря (Гуркина) во еп. Нарвского, вик. Таллинской епархии//ЖМП. 2009. 9. С. 58-62; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты: В 2 т./Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564678.html

В июне 1922 г. по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей были арестованы Орловский еп. сщмч. Серафим (Остроумов), Елецкий еп. Николай (Никольский) и группа мирян. С 18 по 20 июня в Орле над ними прошел показательный судебный процесс. Обвиняемые не признали себя виновными. Решением Орловского губ. ревтрибунала еп. сщмч. Серафим приговорен к 7 годам тюремного заключения (освобожден в 1924), еп. Николай - к 3 годам тюремного заключения (освобожден в нач. окт. 1922). Болховский еп. Даниил (Троицкий), временно управлявший Орловской епархией в период заключения еп. сщмч. Серафима, 29 мая 1922 г. признал обновленческое (см. ст. Обновленчество ) Высшее церковное управление (ВЦУ) и в июне был утвержден ВЦУ временно управляющим епархией и председателем епархиального управления ( Лавринов. 2016. С. 222). Однако местные сторонники «Живой церкви» в доносах на еп. Даниила обвиняли его в категорическом отказе благословить организацию ими обновленческого епархиального управления. 30 авг. 1922 г. еп. Даниил был «уволен» ВЦУ от управления Орловской епархией. Болховский архиерей порвал с обновленцами (впосл. принес покаяние патриарху свт. Тихону (Беллавину) ) и объединил вокруг себя общины, не желавшие подчиняться ВЦУ и обновленческому Орловскому ЕУ. Болховское вик-ство было объявлено «автокефальным» (т. е. самоуправляемым). Обновленцы организовали против еп. Даниила клеветническую кампанию в местной прессе, продолжали доносить на него властям. 24 сент. 1922 г. состоялось общее собрание духовенства и мирян Елецкого вик-ства, на к-ром было решено образовать самоуправляемую (не подчинявшуюся ВЦУ) «Елецкую Церковь». Во главе самостоятельного Елецкого вик-ства 8 окт. встал освобожденный из тюрьмы еп. Николай (Никольский). 28 окт. 1922 г. был арестован Болховский еп. Даниил (Троицкий), временное управление «тихоновскими» общинами губернии перешло к Елецкому еп. Николаю. В нояб. того же года еп. Николай просил местные власти зарегистрировать образованное в Елецком у. ЕУ и разрешить проведение епархиального съезда. Елецкий уездный исполком вначале удовлетворил просьбу епископа, но вскоре постановил ЕУ распустить, разрешение на созыв епархиального съезда аннулировать, «виновных привлечь к ответственности». Еп. Николай и члены ЕУ были арестованы по обвинению в нарушении законодательства о регистрации религ. об-в и в «поддержании устоев тихоновской церковной политики, которая своими деяниями поддерживает как русскую, а также и заграничную контрреволюцию». Еп. Николай был приговорен к ссылке в Задонск, откуда продолжал управлять Елецким вик-ством.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Общепринятые сокращения церковных терминов Скачать epub pdf агиогр. агиография, -ческий англикан. англиканский апостол (при имени) апостолы архид. архидиакон (при имени) архиеп. архиепископ (при имени) архиеп-ство архиепископство архим. архимандрит (при имени) баптист. баптистский бесср. бессребреник библейский благоверный (при имени) блгвв. благоверные блаженный (при имени) блаженные богосл. богословский болгарский богослуж. богослужебный валаам. валаамский (муз.) вел. кн. великий князь (при имени) Ветхий Завет визант. византийский викарий (при имени) вик-ство викариатство вмч., вмц. великомученик, -ца (при имени) великомученицы великомученики воскр. воскресен (муз.) Вселенский высокопреосв. высокопреосвященный гомил. гомилетический греческий грузинский духовная академия деместв. демественный диакон (при имени) духовная семинария духовное училище евангелист еврейский Е. И. В. Его (Ее) императорское величество епископ (при имени) епископы еп-ство епископство епарх. епархиальный епархиальное управление знаменный (муз.) игумен, -ья (при имени) иерод. иеродиакон (при имени) иером. иеромонах (при имени) иеросхим. иеросхимонах (при имени) иконогр. иконография, -ческий император (при имени), -ский иподиак. иподиакон (при имени) исповедник (при имени) К-поль, к-польский Константинополь, -ский кальвинист. кальвинистский кардинал (при имени) католич. католический кафедра кельт. кельтский книга  (при названии); князь (при имени) княгиня (при имени) княжна (при имени) коптский кумран. кумранский литург. литургический лютеран. лютеранский матушка, мать (при имени) митрополит (при имени) митрр. митрополиты мон-рь монастырь монах, -иня (при имени) масоретский текст (Библии) мученик (при имени) мученики мученица (при имени) мученицы новый стиль Новый Завет новомученик (при имени) новый стиль отец  (при имени) память (празднование, при дате) патриарх патрр. патриархи патрист. патристический патрол. патрологический певческий первомч. первомученик первомц. первомученица праведный (при имени); правило

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Желнино г. Дзержинска и в с. Сицком Чкаловского р-на. В крупнейшем дореволюционном центре паломничества с. Дивееве Дивеевского р-на 20 сент. 1988 г. зарегистрирована приходская община, начавшая подготовку к восстановлению Серафимова Дивеевского жен. мон-ря. 9 нояб. 1989 г. этой общине было передано здание дивеевского Троицкого собора. 24 апр. того же года епархии был возвращен горьковский Спасский (Староярмарочный) собор. Позднее верующим были переданы горьковские Преображенская ц. в Сормовском р-не города (5 июня 1990) и Смоленская (Строгановская) ц. (2 авг. 1990). По определению Синода от 1 окт. 1990 г. Горьковская епархия была переименована в Нижегородскую. 11 янв. 1991 г. подписан акт о передаче РПЦ из фондов ленинградского Музея истории религии мощей прп. Серафима Саровского. По постановлению Синода от 18 июля 1991 г. была возобновлена монашеская жизнь в Серафимовом Дивеевском мон-ре. 23 июля того же года начался Всероссийский крестный ход с мощами прп. Серафима из Москвы в Дивеево. 26 июля он прибыл в Н. Новгород, 28 июля - в Арзамас, а 30 июля по пророчеству прп. Серафима святой возлег мощами в Дивеевской обители. В февр. 1991 г. зарегистрировано нижегородское братство во имя блгв. кн. Александра Невского, впоследствии ставшее крупнейшим в регионе. Вслед. значительного увеличения числа приходов Н. и А. е. в июле 1991 г. в помощь правящему архиерею было возобновлено Балахнинское вик-ство. В 1993 г. открыто Нижегородское ДУ, в 1995 г. преобразованное в семинарию. По постановлению Синода от 26 дек. 1995 г. ввиду передачи Сокольского р-на Ивановской обл. в состав Нижегородской обл. приходы, расположенные на территории этого района, были включены в состав Н. и А. е. В 1998 г. было возобновлено Ветлужское вик-ство Н. и А. е. (с 2002 не замещалось). На Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. от Н. и А. е. были прославлены 45 новомучеников и исповедников, в т. ч. Балахнинский еп. сщмч. Лаврентий (Князев). В дек. 2000 г. Нижегородский митр.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХНЕУДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ (Верхнеудинское вик-ство Читинско-Забайкальской епархии?), существовала в период ок. 1933 - 11 окт. 1934 г., названа по г. Верхнеудинску (совр. Улан-Удэ, столица Республики Бурятии ), территория совпадала с территорией Бурят-Монгольской АССР. Учреждение правосл. В. е. было связано с широким распространением обновленчества в Забайкалье в 20-х гг. XX в. и возвращении приходов в Православие в нач. 30-х гг. В нач. 20-х гг. среди клириков Читинско-Забайкальской епархии лишь немногие не уклонились в к.-л. раскол. Верхнеудинск был одним из центров обновленчества, в городе православной оставалась лишь Троицкая ц. В 20-30-х гг. титул «Верхнеудинские и Бурят-Монгольские» носили обновленческие «архиереи»: Гавриил Асташевский (1923, 1924-1927), Александр Авдентов (11 июля - 31 авг. 1923), Михаил Николаев (14 мая 1927 - 1932), Алексей Копытов (2 нояб. 1932 - 10 февр. 1933, переведен в Верхнеудинск после управления обновленческой Восточносибирской митрополией), Константин Знаменский (11 февр. 1933 - 4 окт. 1933, в 1932 неоднократно назначался викарием Верхнеудинской обновленческой кафедры в сане «архиепископа Троицкосавского»). Обновленческие «архиереи» также действовали в Чите и Нерчинске, в 1925 г. в с. Кабанск находился раскольнический «викарный епископ» Георгий, в марте 1927 г. упоминается обновленческий «епископ» в Троицкосавске (совр. Кяхта). Во 2-й пол. 20-х гг. большинство общин вместе с клириками вернулись в Православие, положение обновленцев ухудшилось, их адм. структуры ликвидировались. Летом 1929 г. правосл. Читинский еп. Евсевий (Рождественский) предполагал сделать Верхнеудинск местом пребывания Селенгинского викария, в июне он благословил подготовить проекты деления Верхнеудинского благочиния на 2 или 3 округа. Ссылаясь на пример Симферопольской епархии, количество приходов в к-рой было небольшим, еп. Евсевий предлагал организовать на территории Бурят-Монгольской АССР отдельную епархию. В апр. 1930 г. еп. Евсевий был назначен на Шадринское вик-ство с поручением временного управления Свердловской епархией. 5 окт. 1933 г. Верхнеудинскую кафедру и Читинско-Забайкальскую епархию возглавил еп. Иоанникий (Попов). 11 окт. 1934 г. еп. Иоанникий ушел на покой. Дальнейшие назначения на Верхнеудинскую кафедру неизвестны. В марте 1994 г. на территории бывш. В. е. было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло в восстановленную Читинскую и Забайкальскую епархию . Арх.: ГА Читин. обл. Ф. Р-422. Оп. 2. Ист.: Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении Свящ. синода//Вестн. Свящ. синода Правосл. российской церкви. 1926. 12-13 (8-9). С. 7-13. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 917; Мануил. Русские архиереи-обновленцы. С. 616, 650, 715, 799, 828. Д. В. Саввин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Пикалов), архиеп. Свердловский. Внутренняя тюрьма НКВД. Фотография. 1944 г. Варлаам (Пикалов), архиеп. Свердловский. Внутренняя тюрьма НКВД. Фотография. 1944 г. (Пикалов Константин Васильевич, 10.12.1885, г. Ливны Орловской губ.- 31.07.1946, г. Н. Тагил Свердловской обл.), архиеп. Свердловский. Из семьи мещан. По окончании в 1905 г. Ливенского реального уч-ща сдал экзамены по богословским дисциплинам в Волынской ДС и в 1907 г. поступил вольнослушателем в МДА. В 1910 г. принял монашеский постриг с именем В., 14 апр. того же года рукоположен во иеродиакона, 12 марта следующего года - во иеромонаха. По окончании в 1911 г. МДА со степенью канд. богословия был назначен преподавателем в Новгородскую ДС, 12 сент. 1912 г. переведен в КазДА на должность помощника инспектора, с 24 авг. 1913 г. инспектор в Александровской ДС. В марте 1914 г. уволен в распоряжение Полтавского архиерея. В июле назначен наместником Яблочинского прп. Онуфрия Великого муж. мон-ря Холмской епархии. С июля 1915 г. по 1921 г. в сане архимандрита был настоятелем ц. во имя Страстей Господних (Киновия), приписанной к Спасо-Преображенскому мон-рю в Саратове. В мае 1921 г. был хиротонисан во епископа Новосильского, викария Тульской епархии, в февр. 1922 г. переведен на Ефремовское вик-ство той же епархии. 1 июня 1922 г. арестован Тульским ОГПУ по факту переписки с Тульским еп. сщмч. Иувеналием (Масловским) , к-рый обвинялся в сопротивлении изъятию церковных ценностей . 24 июня В. был освобожден и на суде выступал в качестве свидетеля. В марте 1923 г. в Саратове участвовал в епископской хиротонии Петра (Соколова) . 17 мая уехал в дер. Беленькие Саратовской губ., где жил у духовной дочери. Отказался от предложения еп. Петра возглавить Покровское вик-ство Саратовской епархии, заявив, что не намерен искать себе кафедру. Арестован 10 авг. 1923 г. по обвинению в участии в контрреволюционной орг-ции, содержался в одиночной камере саратовского губисправдома, 7 дек. 1923 г. освобожден. 11 марта 1925 г. назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии, 4 нояб. 1926 г. отчислен за штат по состоянию здоровья, поселился под Москвой, затем в Москве. Определенного прихода не имел, по большим праздникам служил в ц. свт. Николая в Пыжах, молиться ходил и в др. храмы; на квартиру В. приходили на исповедь иподиаконы, прислуживавшие при архиереях. По вопросу церковно-гос. отношений В. придерживался позиции Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) .

http://pravenc.ru/text/154201.html

Борис (Соколов), еп. Рязанский. Фотография. 20-е гг. XX в. Борис (Соколов), еп. Рязанский. Фотография. 20-е гг. XX в. В сер. 1919 г. Б. переехал в Тверскую епархию, стал настоятелем Жёлтикова мон-ря . 21 нояб. 1919 г. хиротонисан во епископа Юрьевского, викария Владимирской епархии, 9 дек. того же года назначен на Старицкое вик-ство Тверской епархии, жил в Твери. 14 сент. 1921 г. переведен на Рыбинское вик-ство Ярославской епархии. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей Рыбинск был охвачен волнениями, в связи с к-рыми в мае 1922 г. Б. был арестован и 22 июля осужден на 7 лет тюремного заключения по обвинению в «сокрытии ценностей». 19 сент. 1923 г. его освободили, ранее, в июле, Патриарх свт. Тихон возвел Б. в сан архиепископа и назначил на Рязанскую и Зарайскую кафедру. Б. прибыл в Рязань 21 сент. 1923 г. Одним из первых начинаний архиерея было устройство епархиальной канцелярии (располагалась по адресу: ул. Нов. Слобода, д. 28), к-рую Б. возглавил и при к-рой жил. Зам. председателя стал прибывший в Рязань в янв. 1924 г. Глеб (Покровский) , викарный еп. Михайловский. Священники, вошедшие в состав канцелярии, руководили благочиниями, возрожденными для активизации церковной жизни в условиях гонений и расколов. Для противостояния распространению безверия и обновленчества Б. совершал регулярные объезды епархии, выпускал ж. «Циркуляры», в к-ром помимо распоряжений и проповедей архиерея и информации о церковной жизни публиковались отрывки из художественных произведений, рекомендации юриста, советы по огородничеству и медицине. Журнал печатался в епархиальной канцелярии на пишущей машинке в количестве 70 экз., к-рые рассылались по благочиниям. К 28 сент. 1925 г., когда были арестованы члены епархиальной канцелярии, вышло 34 номера. 4 янв. 1924 г. Б. был арестован и «выслан в Москву без права выезда», получил разрешение жить у знакомого доктора в Перловке, откуда продолжал управлять епархией, посылая распоряжения и получая ответы по почте. По-видимому, во 2-й пол. 1924 г.

http://pravenc.ru/text/153165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской (см. Луцкая и Волынская ) епархии, учреждено в 1891 г. Владимир-Волынские епископы пребывали в Житомире, с 1900 г.- во Владимире-Волынском, являлись настоятелями владимир-волынского в честь Рождества Христова мон-ря (преобразован в 1840 в православный из униатского, закрыт ок. 1918). Первым Владимир-Волынским викарным епископом стал Паисий (Виноградов; 7 июля 1891-1902), хиротонисанный в соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге из настоятелей владимир-волынского Христорождественского мон-ря, в 1902 г. еп. Паисий был переведен на Кременецкое вик-ство той же епархии. Затем В.-В. в. возглавляли еп. Арсений (Тимофеев; 14 июля 1902-1906), в 1906 г. переведенный на Сарапульское вик-ство Вятской епархии, еп. Михей (Алексеев ; 25 авг. 1906-1908), в 1908 г. назначенный на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. 21 дек. 1908 г. во епископа Владимир-Волынского был хиротонисан сщмч. Фаддей (Успенский) . Еп. Фаддей замещал Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) в делах управления епархией во время отъездов последнего, напр. в 1909, 1910 гг. Еп. Фаддей совершал поездки по епархии, принимал активное участие в работе педагогических жен. курсов во Владимире-Волынском, по его инициативе в Житомире проходили богословские собеседования. В 1916-1917 гг. еп. Фаддей временно управлял Владикавказской епархией , в 1917 г. вернулся во Владимир-Волынский. Вскоре из-за близости фронта он уехал в Житомир, откуда управлял Волынской епархией после отъезда за границу в 1919 г. Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского) . В нояб. 1921 г. еп. Фаддей был арестован, после чего не смог вернуться на Украину и в кон. 1921 г. был назначен на Астраханскую кафедру. После 1921 г. по Рижскому договору большая территория Волынской епархии вошла в состав Польши и подчинилась неканонически провозглашенной в 1924 г. автокефальной правосл. Церкви в Польше. Волынская епархия, имевшая в своем составе В.-В.

http://pravenc.ru/text/159116.html

Указом патриарха Тихона от 21 авг. 1923 г. еп. Онуфрий был назначен епископом Криворожским и Александрийским с временным подчинением епископу Екатеринославскому (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 320). 16 окт. того же года еп. Онуфрий был арестован «за укрывательство церковных ценностей и контрреволюционную деятельность». Верующие ходатайствовали об освобождении архиерея. В янв. 1924 г. он был освобожден, вновь стал титуловаться «епископом Елисаветградским», т. к. ему запретили проживание в Екатеринославской губ. 25 июня 1928 г. в Харькове во епископа Криворожского и Александрийского, викария Днепропетровской епархии, был хиротонисан архим. сщмч. Порфирий (Гулевич) с поручением ему управления Днепропетровской епархией. Служение еп. Порфирий начал с поездок по отдаленным приходам. Так, 19 сент. 1928 г. он подал в ГПУ при Запорожском окрисполкоме заявление о разрешении посетить с. Гуляйполе для совершения богослужения. О себе архиерей сообщил: «Определением экзарха Украины митрополита Михаила я назначен епископом Криворожским с назначением мне места жительства в Днепропетровске и с поручением духовного окормления всей Днепропетровской епархии. В состав Днепропетровской епархии входят округа: Днепропетровский, Запорожский, Криворожский и Артёмовский» (цит. по: Irhamyшa. 2004. С. 279-280). 18 сент. 1930 г. еп. Порфирий был переведен на Зиновьевское вик-ство Херсонско-Одесской епархии (см. Кировоградское вик-ство ); К. в. больше не замещалось. Ист.: Мельник О. О. Kpubopiжжя: Бiльшobuзм проти Православ " я (1920-1930 рр.): Зб. дok-mib. Кривий Pir, 2005. Лит.: Бобко Т. Г., Irhamyшa О. М. Стан napaфiй РПЦ на Kamepuhocлabщuhi (20-i р. ХХ ст.)//icmopiя Украïни: Maлobiдoмi iмeha, noдiï, факти: Зб. ст. К.; Донецьк, 2001. Вип. 16. С. 120-125; Софроний (Макрицкий), иеродиак. Сщмч. архиеп. Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк). М., 2003; Irhamyшa О. М. док-ти peлiriйhux громад як мacobi джерела до вивчення icmopiï Церкви в Ykpaïhi (20-30-i рр. ХХ ст.)//Наук. npaцi icm. фак-ту Зanopiзьkoro держ. ун-ту. 2004. Вип. 17. С. 265-280; Балягузова О. Ю. Розкол в украïнському православ " ï у 1921-1930 рр.: (На мат-лах Nibдhя Украïни): АКД. Зanopiжжя, 2006; Бойко О. В. Npomuдiя правосл. Церкви i rpoмaдcьkocmi ahmupeлiriйhoмy наступу держави у 20-30-mi роки ХХ ст.: (На мат-лах Nibдhя Украïни): АКД. Дhinponempobcьk, 2007; Божко О. О. Кривий Pir у apxinacmupcьkoмy cлyжihhi сщмч. Ohyфpiя (Гагалюка)//Гyмahimaphuй журнал. 2010. 3/4. С. 107-112; он же (Божко А. А.). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1886-2012): Ист. очерк. Кривой Рог, 2012.

http://pravenc.ru/text/2459063.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010