3 мая 1836 г. И. был хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии, став первым главой нового вик-ства. Местом пребывания викария был определен Жёлтиков в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . В связи с учреждением вик-ства мон-рь в 1836 г. был переведен из 3-го во 2-й класс, в нем был организован хор из 12 чел. 15 сент. 1836 г. И. возглавил новообразованное Рижское вик-ство Псковской епархии, в к-рое вошли территории Курляндской и Лифляндской губерний. Занимался обустройством кафедрального Петропавловского собора и архиерейского дома в Риге. Особое внимание уделял организации работы Лифляндского духовного правления и его канцелярии. Благодаря трудам И. через некоторое время была учреждена отдельная Рижская епархия с духовной консисторией. Одной из главных задач, поставленных перед викарием, была борьба со старообрядчеством, в т. ч. через распространение единоверия. Спустя всего неск. дней после прибытия в Ригу епископ беседовал со старейшинами Гребенщиковской староверческой молельни о необходимости учреждения единоверческого прихода. В 1837 г. был открыт первый единоверческий храм в Риге. О деятельности епископа упоминал Н. С. Лесков в записке «О раскольниках города Риги, преимущественно в отношении к школам» (Рига, 1863. С. 37). Проявляя достаточно либеральное отношение к лютеранским традициям, И. полагал: «Во времена апостолов епископы были своего рода благочинными и стояли наравне со священниками. Поэтому лютеранам и нет нужды вводить епископальный порядок. Традиция, не опирающаяся на Священное Писание, не является обязательной» ( Смолич. История РЦ. Ч. 1. С. 315). При И. в среде латышей-лютеран началось движение за переход в Православие. Главной причиной было желание крестьян Прибалтики освободиться из-под гнета помещиков-лютеран. Непосредственным поводом стал голод в Лифляндии в нач. 40-х гг. XIX в. и слухи о том, что крестьян, перешедших в Православие, будут переселять в «теплые края». Так, в июле 1841 г. в архиерейский дом к И. приходило множество крестьян с просьбами о «милостях» и прошениями, чтобы епископ «сообщил правительству об их бедственном положении и помог ходатайствовать о переселении во внутренние губернии».

http://pravenc.ru/text/673977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Ряшенцев), еп. Гомельский. Фотография. 1913 г. (РГИА) (Ряшенцев Виктор Степанович; 8.06.1878, Тамбов - 20.02.1942, Вологда), архиеп. Пермский. Из семьи купца 2-й гильдии, старший брат сщмч. еп. Германа (Ряшенцева) . В. Ряшенцев окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- КазДА со степенью канд. богословия. 29 сент. 1901 г. назначен преподавателем рус. и церконослав. языков в Уфимское ДУ. 8 окт. того же года пострижен в монашество с именем Варлаам, 9 окт. Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким) рукоположен во иеродиакона, 10 окт.- во иеромонаха. 5 марта 1902 г. назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую ДС, с янв. 1903 г. инспектор семинарии. Одновременно являлся благочинным единоверческих храмов Уфимской епархии. В авг. 1906 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС, одновременно исполнял обязанности председателя Полтавского епархиального училищного совета. 11 янв. 1913 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялось наречение, 13 янв.- хиротония В. во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) . При наречении во епископа В. сказал: «Времена ныне наступили тяжкие: многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его Святую Церковь. Ныне... нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником - значит быть и священномучеником. Таков и есть путь святительский». С окт. 1918 по весну 1919 г. В. находился в Киеве, 29 апр. 1919 г. был уволен от управления Гомельским вик-ством из-за невозвращения в Гомель. 23 июня 1919 г. В. был арестован в Гомеле по «подозрению в контрреволюции», 5 июля приговорен Губревтрибуналом к 2 годам заключения условно, из-под стражи освобожден на основании прошения 5 тыс. верующих. После освобождения назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии, в 1922 г. временно управлял Могилёвской епархией. 27 июля 1922 г. в Могилёве состоялось первое собрание обновленческого (см. Обновленчество ) духовенства, к которому присоединился В. После освобождения Патриарха св. Тихона из-под ареста в 1923 г. В принес покаяние в уклонении в раскол и 16 сент. 1923 г. был назначен епископом Псковским и Порховским, одновременно с 17 июня 1924 г. управлял Гомельским вик-ством. В кон. 1924 г. В. был арестован во Пскове, приговорен к 2 годам тюремного заключения, отбывал срок в политизоляторе Ярославля, освобожден в 1926 г. без права проживания в Ленинградской и Псковской губерниях. Жил в Ярославле, Ярославским митр. св. Агафангелом (Преображенским) был назначен на Любимское вик-ство Ярославской епархии на смену арестованному весной 1925 г. еп. Сергию (Мельникову).

http://pravenc.ru/text/154207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства (см. Кексгольмское и Ладожское вик-ство ). Названо по г. Корела (с 1617 шведский, затем российский Кексгольм, с 1918 финский Кякисальми, с 1940 советский Кексгольм, с 1948 Приозёрск). Судя по титулу главы К. в.: «епископ Корельский и Орешецкий» (ИРИ. Ч. 1. С. 85) - название кафедры отсылало к самостоятельной Корельской и Орешской епархии . (Н. Н. Дурново именует К. в. Корельским и Ладожским, указывая, что оно существовало с 18 янв. 1685 по 28 мая 1763, т. е. объединяет его с Кексгольмским и Ладожским вик-ством: Дурново. 1898. Т. 3. С. 332.) Предпосылки учреждения К. в. связаны с тем, что после завоевания Корельского у. Швецией в 1617 г. значительная часть правосл. карел не захотела переселяться вглубь России и требовала церковного устроения. Религ. политика шведов поначалу была нацелена на предотвращение оттока податного населения края. Швед. посол Густав Стенбок в 1618 г. привез в Москву ходатайство, чтобы игумены, священники и диаконы для правосл. церквей поставляемы были Новгородским митрополитом. В авг. 1619 г. Новгородский митр. Макарий II в особой грамоте писал корельскому духовенству: «Не отреваю вас приходити ко мне и по превосходящему нашему чину благословение и продление во всяких духовных делах от нас приимати, и антиминсы и вся, яже церквам Божиим в лепоту, подавати вам хотим» (ААЭ. Т. 3. 108. С. 147-148). Русское правительство с позволения шведского помогало карелам возводить и освящать новые храмы, переправляло им миро и др. Однако вскоре шведы приступили к политике лютеранизации карел. В Стокгольме действовала рус. типография (20-е гг. XVII в.- ок. 1683), печатавшая кириллицей на русском и карел. языках Катехизис М. Лютера ; выучившим его православным назначались награды. Пасторы поощрялись за проповеди на рус. языке, склонявшие к переходу в лютеранство. Со временем натиск усиливался. У дворян, сохранявших отеческую веру, отбирали имения. Карел, не говоривших по-русски, причисляли к лютеран. приходам и вынуждали участвовать в содержании пасторов. В кон. 20-х гг. XVII в. поднялась волна тайного бегства карел на сопредельные рус. земли. В 1638-1639 гг. власти пресекли авантюристическую попытку бывш. архиеп. Афиногена (Крыжановского) создать правосл. епархию в Ингерманландии и Карелии, подчинив ее К-польскому патриарху.

http://pravenc.ru/text/2057252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Архангельской и Холмогорской епархии существовало в 1910-1913 гг., названо по г. Кемь (в совр. Карелии ). К. в. было учреждено для борьбы со старообрядчеством и с усилившимися в Карелии панфинляндским, лютеран. и сектантским движениями (для противодействия им в Архангельске в 1908 было создано миссионерско-просветительское Беломорско-Карельское братство св. арх. Михаила с филиалом в Кеми). 2 февр. 1910 г. Архангельский еп. Михей (Алексеев) направил в Синод ходатайство об учреждении вик-ства и предложил назначить на кафедру настоятеля Артемиева Веркольского мон-ря архим. Варсонофия (Вихвелина) . (Кандидатура викария, по-видимому, была подсказана св. Иоанном Кронштадтским . В письме к еп. Михею от 7 дек. 1908 он советовал владыке, несмотря на желание архим. Варсонофия перейти в Томскую епархию, не отпускать клирика: «Он послужит о Господе с честью и будет помощником добрым».- Учреждение в Архангельской епархии викариатства. 1910. 20. С. 664-665.) К. в. было создано 3 июля 1910 г., епископу предписано жить при Веркольском мон-ре и им управлять на правах настоятеля. При приходской церкви в с. Ухта (ныне пос. Калевала, Карелия), наиболее густонаселенном карельском селе в Архангельской губ., разместилось архиерейское подворье. 26 авг. 1910 г. в Троицком кафедральном соборе Архангельска состоялась хиротония архим. Варсонофия (Вихвелина) во епископа Кемского, к-рую возглавил Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский) . В ведении викария находились приходы и мон-ри в Кемском, Онежском и Пинежском уездах. О служении в К. в. еп. Варсонофий оставил дневниковые заметки, в к-рых писал о запущенности ряда храмов и церковноприходских школ, о труднодоступных приходах. 14 февр. 1913 г. по предложению Финляндского архиеп. Сергия 17 карельских приходов в Кемском у., где велась активная пропаганда лютеранства, были временно переданы новоучрежденному Сердобольскому вик-ству Финляндской епархии. Это было сделано, чтобы выделить карельские приходы Архангельской и Олонецкой губерний в одну церковно-адм. структуру в юрисдикции Финляндского архиепископа. Из-за изъятия из К. в. почти всех приходов Кемского у. вик-ство было переименовано 14 февр. 1913 г. в Пинежское с сохранением резиденции епископа в Артемиевом Веркольском мон-ре. Ист.: Учреждение в Архангельской епархии викариатства и наречение и хиротония викарного епископа//Архангельские ЕВ. 1910. 18-20; ЦВед. 1910. 29. С. 299; 1913. 48. С. 527; Е. В. [Варсонофий (Вихвелин), еп.]. Записки из миссионерских путешествий по Архангельской Карелии: Очерк религ.-нравственного состояния приходов Архангельской Карелии//Правосл. благовестник. М., 1914. 7/8. С. 144-189; Православная Карелия: Очерк. Пг., 1914. С. 142-143. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУГУРУСЛАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской (1923-1927), затем Оренбургской епархии (1927-1937), названо по г. Бугуруслану (совр. Оренбургская обл.). Как и на большинство викарных кафедр, открытых после 1917 г., на Б. в. назначались епископы, проживавшие в Бугуруслане на поселении или в ссылке. На Б. в. был переведен с Бугульминского вик-ства еп. Алексий (Орлов). Известно датированное 26 сент. 1923 г. письмо к Патриарху Тихону Бугурусланского еп. Алексия (Орлова), вик. Самарской епархии, в к-ром еп. Алексий сообщает об аресте Самарского еп. Анатолия (Грисюка) и о своем вступлении в управление епархией по благословению еп. Анатолия. Алексий (Орлов) стал епископом Бугурусланским, по-видимому, во 2-й пол. сент. 1923 (3 июня он был хиротонисан во епископа Бугульминского), но не позднее 1924 г. он был назначен на Курганскую кафедру. С 1927 по 1928 г. епископом Бугурусланским Самарской епархии являлся Герман (Коккель) . В 1-й пол. 1930 г. на Б. в. был назначен сщмч. Иоанн (Троянский) , но вскоре назначение было отменено, и с 15 июля по 15 дек. 1930 г. Бугурусланским викарием являлся еп. Ириней (Шульмин) . С 19 февр. по 10 мая 1931 г. вик-ство возглавлял еп. Мефодий (Абрамкин) ; с 16 сент. 1931 по лето 1933 г.- еп. Ираклий (Попов) ; со 2 июля 1933 по 10 мая 1934 г.- еп. Артемон (Евстратов) . С 30 сент. 1935 по нояб. 1936 г.- вновь Ираклий (Попов), с 30 нояб. по 20 дек. 1936 г.- еп. Андрей (Солнцев). С 21 янв. 1937 г. Б. в. в 3-й раз управлял еп. Ираклий (Попов), 22 февр. 1937 г. назначенный на Пензенскую кафедру, после чего Б. в. прекратило существование. В 20-30-х гг. действовало обновленческое Б. в., к-рое возглавляли: Николай Князев (сент. 1924-1925); Анатолий Левицкий (4 февр. 1927-1927); Георгий Лапшин (11 нояб. 1927-25 авг. 1929); Василий Виноградов (с окт. 1929); Константин Симонов (1932-1934); Владимир Сычёв (с 1934). Лит.: Иоанн (Снычёв). Топография. Т. 1. С. 32; Мануил. Русские иерархи. 1893-1965. Ч. 1. С. 147; Ч. 2. С. 405; Ч. 3. С. 318; Ч. 4. С. 40, 55, 337; Ч. 5. С. 334; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 67; Мануил. Каталог рус. архиереев-обновленцев. С. 654, 659, 681, 682, 714, 728, 801. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153551.html

Одним из результатов воссоединения униатов с Православием на Полоцком Соборе стало образование на белорусско-лит. землях правосл. епархий. 22 янв. 1840 г. было учреждено Брестское вик-ство Литовской епархии, в 1900 г. преобразованное в Гродненскую епархию . В 1921-1939 гг. территория совр. Б. и К. е., являвшаяся частью Польши, входила в Полесскую епархию Польской Православной Церкви. После присоединения Зап. Белоруссии к СССР указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в марте 1941 г. было создано Брестское вик-ство Гродненской епархии, к-рым до марта 1942 г. управлял еп. Венедикт (Бобковский) , живший в Жировицком мон-ре . В 1942-1944 гг. Брестскую викарную кафедру занимал еп. (с 1943 архиепископ) Иоанн (Лавриненко). Нем. оккупационными властями Брестщина была включена в состав рейхскомиссариата «Украина»; самопровозглашенная неканоническая Украинская автокефальная Православная Церковь открыла в Бресте викарную кафедру, к-рую занимал лжеепископ Георгий (Коренников). 1944 г.- нач. XXI в. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на освящении церкви в честь Воскресения Христова. Фотография. 2001 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на освящении церкви в честь Воскресения Христова. Фотография. 2001 г. Б. и К. е. была учреждена в 1944 г., после освобождения Белоруссии от нем. войск. 8 сент. того же года во епископа Брестского был хиротонисан Паисий (Образцов) , вскоре переведенный на Саратовскую кафедру. 26 февр. 1945 г. во епископа Брестского и Кобринского хиротонисали Онисифора (Пономарёва) , в окт. 1945 г. назначенного на Калужскую кафедру. В 1946 г. епархией управлял Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) . 3 июня 1948 г. епископом Брестским и Кобринским был вновь назначен еп. Паисий (Образцов), 18 нояб. 1948 г. переведенный на Гродненскую кафедру, после чего территория Б. и К. е. вошла в Гродненскую, а в 1952 г.- в Минскую епархию.

http://pravenc.ru/text/153417.html

В 1667 г. учреждена по повелению царя Алексея Михайловича Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Обоянская епархия ), Белгород стал кафедральным городом обширнейшей епархии, объединившей территорию совр. Курской, Харьковской и Белгородской областей. С 1787 г. епархия носила название Белгородская и Курская. В 1799 г. из ее состава выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия с центром в Харькове (см. Харьковская епархия ), а Белгородская епархия переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде. С 1905 г. существовало Белгородское вик-ство Курской епархии , в нояб. 1933 г. преобразованное в Белгородскую епархию. 25 февр. 1935 г. был арестован еп. Белгородский сщмч. Антоний (Панкеев) , после чего новых назначений на Белгородскую кафедру не последовало, а правосл. приходы, ранее подчиненные Белгородскому епископу, в дальнейшем вновь окормлялись Курскими архиереями. 22 февр. 1993 г. восстановлено Белгородское вик-ство Курской епархии, 18 июля 1995 г. учреждена Белгородская и Старооскольская епархия. Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) имеет в Б. о. приход в честь новомучеников и исповедников Российских в Ст. Осколе (зарегистрирован в 1996), к-рый относится к Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ. Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ) действует в Б. о. с 1992 г., в 1992-1993 гг. имела 2 зарегистрированные общины, в 1994-1999 гг.- 5, с 2000 г.- 3 общины (в Белгороде, пос. Октябрьский Белгородского р-на и г. Валуйки). Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата имеет в Б. о. 2 общины (зарегистрированы в 2000) в г. Шебекино и пос. Маслова Пристань Шебекинского р-на. Старообрядчество. Старообрядцы на территории совр. Б. о. появились в кон. XVII в., преобладали беспоповцы поморского согласия . К нач. XX в. в дер. Валуйки (близ с. Кошлакова) существовал жен. мон-рь этого согласия. В 1927 г. в Кошлакове прошел собор поморцев, приемлющих брак, на соборе присутствовали более 200 чел., в т. ч. настоятельница мон-ря. В регионе существовали также общины беглопоповцев . В советское время численность старообрядцев на территории совр. Б. о. значительно сократилась в результате антирелиг. гос. политики. К кон. ХХ в. в области не было зарегистрированных старообрядческих общин, в 2001 г. в Белгороде зарегистрирована община поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/77868.html

Еп. Иоганн Баптист фон Анцер. Фотография. Кон. XIX в. Еп. Иоганн Баптист фон Анцер. Фотография. Кон. XIX в. В 1838 г. в стране насчитывалось не более 200 кит. и иностранных священников, к кон. XIX в. в К. действовали ок. 900 иностранных миссионеров и ок. 700 членов женских конгрегаций. Большинство католич. миссионеров были выходцами из Франции. Основные миссии лазаристов находились в Пекине и в столичной пров. Чжили, а также в провинциях Цзянси и Чжэцзян. Восстановление миссии лазаристов, сильно пострадавшей в эпоху гонений, связывают с деятельностью Жозефа Марсьяля Мули (1807-1868). В 1835 г. Мули тайно прибыл в Сиваньцзы и принял от кит. лазаристов руководство Пекинской миссией, в 1840 г. он возглавил апостольское викариатство Монголия. Впоследствии Мули управлял Пекинским еп-ством (1846-1856), но кит. власти не позволили ему жить в столице. После упразднения еп-ства Пекин на его территории были созданы 3 миссионерские юрисдикции, Мули возглавил апостольское вик-ство Сев. Чжили (1856-1868). Возрождение католич. общины в Пекине стало возможным после 2-й Опиумной войны, когда к столице К. подошли иностранные войска. В окт. 1860 г. в присутствии франц. дипломатов Мули совершил 1-е богослужение в Южном храме (Наньтане), единственной оставшейся в городе церкви. После окончания войны под рук. Мули был возведен Северный храм (Бэйтан; 1865-1867), к-рый вновь стал центром Пекинской миссии. В 1865 г. была основана миссия в г. Тяньцзинь, где находились крупные европ. концессии. По приглашению епископа в Пекин и Тяньцзинь прибыли члены лазаристской жен. конгрегации Дочерей милосердия св. Венсана де Поля (1862). Представители Парижского об-ва заграничных миссий трудились гл. обр. в провинциях Сычуань, Юньнань и Гуйчжоу, с сер. XIX в.- в Маньчжурии и в провинциях Гуандун и Гуанси, выделенных из еп-ства Макао. Члены об-ва также работали среди тибетцев и малых народностей в юж. части К. Летом 1842 г., несмотря на сопротивление лазаристов, по указанию Папского престола в К. прибыли франц. иезуиты. После упразднения еп-ства Нанкин миссионерам Об-ва Иисуса было передано апостольское вик-ство Цзяннань (в его состав вошли провинции Цзянсу и Аньхой) с центром в г. Шанхай. В К. также работали францисканцы, преимущественно выходцы из Италии (их миссии располагались в провинциях Шаньдун, Шаньси, Шэньси, Хубэй и Хунань), в пров. Фуцзянь проповедовали испан. доминиканцы. С 1858 г. в стране действовали представители Миланского об-ва заграничных миссий (с 1926 Папский ин-т иностранных миссий). В 1883 г. трапписты основали мон-рь Богоматери Утешительницы в Янцзяпине (пров. Чжили).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Опоцкий Василий Алексеевич; 14.03.1831, Псковская губ.- 7.12.1905, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье протоиерея Псковской епархии. После окончания Псковской ДС (1851) в нояб. 1852 г. был направлен в С.-Петербургское земледельческое уч-ще для изучения сельского хозяйства. 29 окт. 1855 г. рукоположен во священника и служил в церкви с. Сторожня Новоржевского у. Псковской губ. В 1857 г., овдовев, поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1861 г. со степенью канд. богословия, вскоре был удостоен степени магистра богословия. 14 сент. 1861 г. пострижен в монашество. 7 мая 1862 г. назначен инспектором Виленского ДУ, 9 окт. 1865 г. переведен на ту же должность в Минскую ДС. 21 апр. 1869 г. возведен в сан архимандрита. 20 июля 1881 г. назначен ректором Литовской ДС и 2 сент. 1881 г.- настоятелем виленского во имя Св. Троицы мон-ря . 30 марта 1885 г. А. был назначен, 15 мая - хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. 17 нояб. 1891 г. перемещен на Сарапульское вик-ство Вятской епархии, 15 мая 1893 г.- на Чебоксарское вик-ство Казанской епархии. В 1896 г. определением Святейшего Синода А. был утвержден председателем Казанского епархиального училищного совета. В 1897 г. «во внимание к его проповедническим трудам и просвещенному содействию богословской науке» избран почетным членом КазДА. 27 июня 1897 г. назначен епископом Туркестанским и Ташкентским, участвовал в 3-м Всероссийском миссионерском съезде в Казани (см. Миссионерские съезды в России ). 9 нояб. 1897 г. по болезни был уволен на покой, однако 11 июля 1898 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 20 янв. 1901 г. перемещен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. 29 окт. 1905 г. исполнилось 50 лет служения А. в священном сане, к-рое по желанию юбиляра праздновалось скромно. Погребен 11 дек. 1905 г. у юж. стены Воскресенского собора Петрозаводска. Заупокойную литургию и отпевание совершал его родной брат, член Святейшего Синода архиеп. Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) .

http://pravenc.ru/text/114852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Киевской епархии, возобновлено в 1954 г., названо по г. Переяславу-Хмельницкому (Киевской обл., Украина; до 1943 Переяслав). Переяславское викариатство Полтавской епархии Викарная кафедра в Переяславе была возобновлена в 1922 г. (не замещалась с 1803; см. в ст.: Переяславское викариатство Киевской епархии ). Переяславский у. Полтавской губ. территориально входил в Полтавскую епархию (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 2-4 сент. 1922 г. на совещании правосл. архиереев было принято решение об увеличении числа викариатств Полтавской епархии в связи с распространением расколов самосвятского (см. в ст. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)) и обновленческого (см. Обновленчество ), тогда же в числе других было учреждено Переяславское вик-ство. В том же году во епископа Переяславского был рукоположен вдовый прот. Петр Михайлович Киреев, принявший монашество. К янв. 1923 г. Петр (Киреев) имел титул «епископ Переяславский и Золотоношский». 14 янв. 1923 г. в полтавском кафедральном Успенском соборе еп. Петр участвовал в хиротонии Феофила Булдовского во епископа Лубенского и Миргородского, викария Полтавской епархии, хиротонию возглавил Полтавский еп. Григорий (Лисовский) . 12 февр. того же года еп. Петр скончался, был погребен в вост. части Вознесенского собора в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ). Новый епископ на Переяславское вик-ство не был назначен. Церковная жизнь на территории Переяславского уезда, Переяслав-Хмельницкого (Переяславского) района в 1922-2019 гг К 1922 г. на территории Переяславского у. имелось 7 благочиннических округов. В 1-м округе насчитывалось 15 храмов (в т. ч. 9 в Переяславе), во 2-м - 13, в 3-м - 14 (в т. ч. 3 в Барышевке), в 4-м - 12, в 5-м - 13 (в т. ч. 6 в Борисполе), в 6-м - 16 (в т. ч. 2 в Березани), в 7-м округе - 12 храмов. В 1923 г. Переяславский у. упразднили, на его территории были созданы Бориспольский, Березанский, Барышевский и Переяславский районы Киевского окр., они стали частью территории Киевской епархии в подчинении патриаршему экзарху Украины Киевскому митр. Михаилу (Ермакову) . Большинство общин бывш. Переяславского у. остались верными канонической Церкви: в Барышевском р-не действовало 16 канонических («старославянских») общин, в Березанском - 17, в Бориспольском - 24, в Переяславском р-не - более 37 общин.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010